Конспект лфк при заболеваниях центральной нервной системы. Неврозы - лечебные упражнения при заболеваниях нервной системы

Рубрика:

Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы, представляют собой различного рода расстрой­ства нервной деятельности, при которых отсутствуют ви­димые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.

И. П. Павлов характеризовал неврозы следующим образом: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся неделю, месяцы и даже годы) откло­нения высшей нервной деятельности от нормы».

Для того чтобы яснее себе представить механизм ле­чебного действия физических упражнений при неврозах, коротко ознакомимся со строением и деятельностью нервной системы человека. Нервная система осущест­вляет ведущую роль в регуляции деятельности внутрен­них органов и обеспечивает человеку неразрывную связь с внешней средой.

Нервную систему разделяют на центральную и периферическую.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, а периферическая - из многочисленных нервов, отходящих от спинного и головного мозга, и целого ряда скоплений нервных клеток, находящихся в различных органах и тканях вне центральной нерв­ной системы.

Периферические нервы делятся на центростремительные и центробежные. Центростремительные нервы передают возбуждение от различных частей тела в цен­тральную нервную систему, а центробежные - от цен­тральной нервной системы к мышцам, железам и другим внутреним органам, вызывая и регулируя их деятель­ность.

Различного рода воздействия, оказываемые на ор­ганизм внешней и внутренней средой, воспринимаются органами - анализаторами. Анализаторы воспринима­ют действия различных раздражителей из внешней сре­ды - световых, звуковых, механических, температурных, химических и других.

Есть анализаторы, воспринимающие изменения при сокращении или расслаблении мышц, при химическом составе крови, давлении в сосудах.

Возбуждение от анализатора проходит в централь­ную нервную систему по нервным клеткам и их отрост­кам. Конечным звеном анализатора являются нервные клетки больших полушарий головного мозга.

Раздражения, действующие на анализаторы, вызыва­ют различные реакции организма. Ответные реакции называются рефлексами.

Все рефлексы делятся на безусловные и условные.

Безусловными называются рефлексы врожден­ные, унаследованные от родителей и выработанные в течение длительного эволюционного развития человека.

Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при введении в рот пищи, отдергива­ние руки при уколе, настораживание при необычном звуке и т. д. Хотя безусловные рефлексы имеют большое значение в жизни человека, однако их все же недоста­точно для приспособления организма к постоянно из­меняющимся условиям внешней среды. И вот эту важ­нейшую функцию (приспособления) выполняют услов­ные рефлексы.

Условными называются рефлексы, приобретаемые человеком или животным в течение всей его жизни в процессе накопления индивидуального опыта. Напри­мер, в ответ на красный сигнал светофора, являющегося условным раздражителем, шофер выполняет серию дви­жений, приводящих к остановке машины. В зависимости от определенных условий, при обязательном участии ко­ры больших полушарий, рефлексы возникают, совер­шенствуются, сохраняются или угасают.

Важнейшей особенностью формирования условных рефлексов у человека является то, что они могут быть образованы при подкреплении словесными раздражите­лями (словесные инструкции, команды и т. д.).

Изучая закономерности возникновения, протекания и угасания условно-рефлекторных реакций, И. П. Пав­лов и его ученики детально исследовали процессы воз­буждения и торможения, развивающиеся в коре больших полушарий, являющиеся основными в деятель­ности центральной нервной системы.

Возбуждение соответствует деятельному состоянию, торможение - относительному покою.

Необходимо также остановиться еще на одной осо­бенности высшей нервной деятельности. В большинстве случаев в известные периоды времени жизнь людей укладывается в определенные рамки, протекает стан­дартно, стереотипно, например, в школе, в вузе, в уч­реждении, на заводе, в доме отдыха, в санатории и т. п. И весь этот привычный уклад, однообразно повторяю­щийся внешний распорядок, внешняя система действий, приемов и поступков отражается и формируется в коре больших полушарий, как определенная, слаженная вну­тренняя система нервных процессов. Это есть так на­зываемый динамический стереотип, то есть си­стема закрепленных, взаимосвязанных и последователь­но действующих условных рефлексов.

Процесс образования или выработки динамиче­ского стереотипа представляет собой работу нерв­ной системы, напряженность которой зависит от слож­ности стереотипа и от индивидуальных особенностей организма.

Советские физиологи доказали, что нервной системе, даже в трудных обстоятельствах, легче повторить одно и то же, чем изменить привычный стереотип, приспосо­биться к новым раздражителям, хотя бы и слабым.

Важное значение для сохранения активной функции центральной нервной системы имеют процессы переклю­чения. Суть их заключается в том, что при изменении формы, характера и интенсивности деятельности пере­страиваются нервные процессы, что обеспечивает отдых утомленных предшествующей работой нервных центров.

В зависимости от силы, уравновешенности и подвиж­ности основных нервных процессов возбуждения и тор­можения выделены четыре типа нервной системы.

Первый - сильный, неуравновешенный, или «без­удержный», тип (холерик). (Классификация древнегреческого врача Гиппократа.)

Второй - сильный, уравновешенный, живой (сангви­ник).

Третий - сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик).

Четвертый - слабый (меланхолик).

Наиболее часто страдают неврозами холерики и ме­ланхолики.

Тип нервной системы не есть нечто застывшее и раз навсегда установленное. Под влиянием воспитания и тренировки можно добиться усиления возбудительного или тормозного процессов и лучшего их уравновеши­вания. Известно немало случаев, когда люди вспыль­чивые и люди вялые, нерешительные развивают в себе не достающие им качества.

Каков же механизм возникновения функционального заболевания нервной системы - невроза?

Неврозы могут возникать под влиянием чрезвычайно острых нервных переживаний, ведущих к так называе­мому срыву высшей нервной деятельности, то есть к та­кому перенапряжению нервных процессов, когда ситуа­ция кажется или действительно является безвыходной и поиски выхода могут привести к совершенно неоправ­данным поступкам и действиям. Такой срыв может при­вести к длительному функциональному заболеванию нервной системы - неврозу. Всякого рода хронические инфекции (туберкулез, малярия) и отравления (алко­голь, никотин, свинец), истощающие организм, способ­ствуют образованию невроза.

Между прочим, существующее у многих людей мне­ние, что неврозами болеют только работники умствен­ного труда,- совершенно необоснованно, так как срывы в высшей нервной деятельности могут наступить у лю­бого человека, независимо от его профессии, в резуль­тате каких-либо травмирующих факторов (нарушение режима, конфликты, чрезмерное напряжение и пр.).

Лечить неврозы можно лекарственными средствами и упорядочением режима труда и быта (в том числе отдыхом, тренировкой и закаливанием). Надо признать действенными оба метода в их сочетании, но совершен­но неправильно, когда больной уповает на какое-то ма­гическое действие только «хороших» лекарств, прини­маемых внутрь, или на физиотерапевтические процеду­ры, совершенно упуская отличающиеся простотой и до­ступностью физические упражнения, естественные фак­торы природы, рациональный режим, способствующие восстановлению нормальной работоспособности за счет повышения тренированности всего организма, и в част­ности его нервной системы.

Физическая культура нормализует деятельность внут­ренних органов, отвлекает больного от мыслей о болез­нях и вовлекает его в активное и сознательное участие в борьбе со своим недугом.

Огромная масса сигналов, поступающих в кору го­ловного мозга во время занятий гимнастикой, играми, плаванием, греблей, лыжами и т. д., повышает тонус центральной нервной системы и содействует ликвида­ции невроза. При всех основных видах неврозов - не­врастении, истерии и психастении - наши рекоменда­ции сохраняют свою силу, а индивидуализация их воз­можна после консультации у врача.

Больные, страдающие неврозами, объясняют быст­рую утомляемость при занятиях физической культурой, «слабостью» сердца и неоправданно прекращают заня­тия.

Но и физическая культура и естественные факторы природы проявляют свое целебное действие в полной мере лишь тогда, когда сочетаются с соблюдением ре­жима.

Правильно организованный режим не только укреп­ляет организм, предохраняя его от заболеваний (осо­бенно нервных), но воспитывает волю и повышает рабо­тоспособность.

Элементы режима следующие:

1. Правильное сочетание умственной и физической работы.

2. Нормальный сон в гигиенических условиях.

3. Утренняя гимнастика.

4. Утренние водные процедуры.

5. Регулярный прием пищи.

6. Прогулки (ежедневные).

7. Активный отдых в рабочий день (физкультпауза), в выходной и во время отпуска.

8. Систематические занятия спортом.

При постоянном выполнении режима развивается определенная последовательность в ходе нервных про­цессов (динамический стереотип), приводящая к более экономному расходованию нервной и физической энер­гии.

При лечении неврозов применяются следующие фор­мы лечебной физической культуры:

1. Гимнастика.

2. Подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис и др.).

3. Прогулки.

4. Туризм.

5. Элементы легкой атлетики.

6. Лыжи и коньки.

7. Плавание,

8. Гребля.

Разумеется, что при тренировке следует соблюдать строгую постепенность и занятия физическими упражне­ниями (любой формы) надо заканчивать с чувством бод­рости, с ощущением желания продолжать тренировку.

Особую ценность представляют формы физических упражнений, выполняемые на лоне природы в смысле их положительного влияния на нервно-психическую сферу.

1-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (с меньшей нагрузкой)

1. ИП - ноги врозь, руки внизу, пальцы переплетены. Поднять руки вверх, потянуть­ся - вдох. 4-6 раз. ТМ.

2. ИП - ноги врозь. На­клон вперед, коснуться паль­цами пола - выдох. 4-б раз. ТМ.

3. ИП - основная стойка. Наклон туловища влево (и вправо), не задерживаясь в исходном положении, руки скользят вдоль туловища. Ды­хание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТМ.

4. ИП - руки на пояс. При­седание, руки вперед - выдох. 6-8 раз. ТМ.

5. ИП - ноги врозь, пра­вая рука вперед, левая согну­та, кисти в кулак. Смена по­ложения рук («бокс»). 10- 15-20 раз. ТБ. Дыхание про­извольное.

6. ИП - ноги врозь, руки на пояс. Локти вперед. 3-4 раза. ТМ

7. ИП -ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища налево, руки в стороны. 4-5 раз в каждую сторону. ТМ

8. ИП - сидя на стуле, но­ги врозь и согнуты в коленях, руки на пояс. Подтянуть ру­ками к груди согнутую левую (правую) ногу. 4-6 раз каж­дой ногой. ТМ.

9. ИП - руки на пояс. По­скоки - ноги врозь, руки в стороны. 10-30 раз. Дыхание произвольное.

10. Ходьба 1-1,5 мин.

11. ИП - ноги врозь, пра­вая рука на груди, левая на жицоте. Выпячивая грудь и живот-вдох. 3-4 раза. ТМ

2-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (большей трудности)

1. ИП - основная стойка - руки вверх, правую (левую) ногу назад на носок. 6-8 раз. ТС

2. ИП - ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед вле­во, коснуться правой кистью левого носка. 3-4 раза в каж­дую сторону. ТС.

3. ИП -ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Наклоны туловища вправо и влево, не задерживаясь в ис­ходном положении. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каж­дую сторону. ТС

4. ИП А -упор лежа. Б. Со­гнуть руки в локтях - выдох ИП - вдох. В-вариант испол­нения. Одновременно со сгиба­нием рук отвести ногу назад. 6-8-10 раз. ТС.

5. ИП - лежа на спине, левая ладонь на груди, правая на живота Полное (диафраг­мально-грудное) дыхание. 3-4 раза. ТМ.

6. ИП - лежа на спине, ру­ки вдоль тела. Сесть, накло­ниться вперед и коснуться ки стями носков - 5 раз. ТМ

7. ИП - ноги врозь, руки в стороны - вверх. Дугами впе­ред руки назад, глубокое при­седание на полной ступне, 6- 10 раз. ТС.

8. ИП - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Вращение туловища по 3-4 раза в каждую сторону. Ды­хание произвольное. ТМ

9. ИП - ноги врозь. Под­няться на носки и подтянуть кисти к подмышечным впади­нам. 4-5 раз. ТМ.

Выше мы приводим примерные комплексы гимнасти­ческих упражнений, которые можно выполнять во время утренней гимнастики или в течение дня.

Приведенные комплексы гимнастических упражне­ний, естественно, не исчерпывают всего многообразия гимнастики. Мы постараемся на отдельных примерах показать, как можно усложнять выполнение некоторых упражнений, повышая тем самым физическую нагрузку.

Наклоны туловища в сторону становятся более труд­ными при перемещении рук вверх (руки на пояс, руки за голову, руки вверх). Нагрузку можно повысить также за счет увеличения количества повторений упражнений и ускорения темпа их выполнения.

Если страдающий неврозом имеет еще какие-либо сопутствующие заболевания, рекомендуем обратиться к соответствующим главам данной книги для того, чтобы выбрать упражнения для индивидуальных занятий. Гим­настические упражнения зачастую способствуют исчез­новению головной боли у больного неврастенией.

При лечении головных болей движением следует из­бегать изменения положения головы, толчковых движе­ний (поскоки, удары руками и т. п.) и упражнений, свя­занных с большим натуживанием.

Лучшим исходным положением является горизон­тальное- лежа на спине с несколько приподнятым из­головьем. Рекомендуем движения в голеностопных, лу­чезапястных, коленных, локтевых, тазобедренных и пле­чевых суставах, например:

1. Вращение стопами и кистями.

2. Сгибание ноги в коленном и тазобедренном суста­вах.

3. Сгибание рук в локтевых суставах.

4. Отведение прямых рук в стороны и т. п.

Это ознакомительно-информационная статья о том, какую роль играет , принципах, методах и средствах ЛФК. Поговорим о факторах, имеющих значение для осуществления реабилитации неврологических больных: что усложняет и что облегчает процесс восстановления нервной системы.

Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы играет существенную роль в реабилитации неврологических больных. Лечение нервной системы невозможно без лечебной гимнастики. имеет основную цель – восстановление навыков самообслуживания и, если возможно, полную реабилитацию.

Важно не упустить время для создания правильных новых двигательных стереотипов: чем раньше начато лечение, тем легче, качественнее и быстрее происходит компенсаторно – приспособительное восстановление нервной системы.

В нервной ткани увеличивается количество отростков нервных клеток и их разветвлений на периферии, задействуются другие нервные клетки и возникают новые нервные связи для восстановления утраченных функций. Своевременные адекватные тренировки важны для создания правильных стереотипов движений . Так, например, при отсутствии занятий лечебной физкультурой «правополушарный» инсультный больной – беспокойный непоседа «научится» ходить, подтаскивая парализованную левую ногу к правой и волоча её за собой, вместо того, чтобы научиться ходить правильно, при каждом шаге передвигая ногу вперед и затем перенося центр тяжести тела на нее. Если это произойдет, то переучить будет очень сложно.

Не все пациенты с заболеваниями нервной системы могут самостоятельно выполнять упражнения. Поэтому без помощи родных им не обойтись. Для начала, перед тем, как приступить к занятиям лечебной гимнастикой с пациентом, у которого имеется парез или паралич, родственникам следует освоить некоторые техники перемещения больного: пересаживания с кровати на стул, подтягивания в постели кверху, тренировки ходьбы и так далее. По сути это техника безопасности для профилактики чрезмерной нагрузки на позвоночник и суставы ухаживающего за больным. Поднимать человека очень тяжело, поэтому все манипуляции нужно выполнять на уровне фокусника в виде «циркового трюка». Владение некоторыми специальными техниками значительно облегчит процесс ухода за больным и поможет сохранить собственное здоровье.

Особенности ЛФК при заболеваниях нервной системы.

1). Раннее начало применения лечебной физкультуры.

2). Адекватность физической нагрузки: физическая нагрузка подбирается индивидуально с постепенным нарастанием и усложнением заданий. Небольшое усложнение упражнений психологически делает предыдущие задания «легкими»: то, что раньше казалось трудным, после новых чуть более сложных заданий выполняется более легко, качественно, постепенно появляются утраченные движения. Нельзя допускать перегрузку во избежание ухудшения состояния больного: могут усилиться двигательные нарушения. Чтобы прогресс происходил быстрее, нужно заканчивать занятие на том упражнении, которое получается у данного больного, акцентировать на этом внимание. Большое значение я придаю психологической подготовке пациента к следующему заданию. Это выглядит примерно так: «Завтра мы будем учиться вставать (ходить)». Пациент все время думает об этом, происходит общая мобилизация сил и готовность к новым упражнениям.

3). Простые упражнения сочетаются со сложными для тренировки высшей нервной деятельности.

4). Двигательный режим постепенно неуклонно расширяется: лежа – сидя – стоя.

5). Используются все средства и методы ЛФК: лечебная гимнастика, лечение положением, массаж, экстензионная терапия (механическое выпрямление или вытяжение по продольной оси тех частей тела человека, у которых нарушено правильное анатомическое расположение (контрактуры)).

Основной метод лечебной физкультуры при заболеваниях нервной системы - лечебная гимнастика, основные средства ЛФК – упражнения.

Применяются

  1. изометрические упражнения, направленные на укрепление мышечной силы;
  2. упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышечных групп;
  3. упражнения с ускорением и замедлением;
  4. упражнения на координацию;
  5. упражнение на равновесие;
  6. рефлекторные упражнения;
  7. идеомоторные упражнения (с мысленным посылом импульсов). Именно эти упражнения при заболеваниях нервной системы я применяю наиболее часто в сочетании с Су-джок – терапией.

Поражение нервной системы бывает на разных уровнях, от этого зависит неврологическая клиника и, соответственно, подбор лечебных упражнений и других физиотерапевтических лечебных мероприятий в комплексном лечении конкретного неврологического больного.

Гидрокинезотерапия - упражнения в воде - очень эффективный метод восстановления двигательных функций.

ЛФК при заболеваниях нервной системы подразделяется в соответствии с отделами нервной системы человека в зависимости от того, какой отдел нервной системы поражен:

ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы;
ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях соматической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях вегетативной нервной системы.

Предлагаю посмотреть видео о нервной системе человека для того, чтобы иметь представление о её строении и функциях.

Некоторые тонкости работы с неврологическими больными.

  1. Состояние психической деятельности неврологического больного.
  2. Опыт больного в занятиях физкультурой до болезни.
  3. Наличие лишнего веса.
  4. Глубина поражения нервной системы.
  5. Сопутствующие заболевания.

Для занятий лечебной физкультурой огромное значение имеет состояние высшей нервной деятельности неврологического больного: способность осознавать происходящее, понимать поставленную задачу, концентрировать внимание при выполнении упражнений; играет роль волевая деятельность, способность решительно настроиться на ежедневный кропотливый труд для достижения цели восстановить утраченные функции организма.

В случае перенесенного инсульта или травмы головного мозга чаще всего пациент частично утрачивает адекватность восприятия и поведения. Образно можно сравнить с состоянием пьяного человека. Наблюдается «растормаживание» речи и поведения: обостряются недостатки характера, воспитания и наклонности к тому, что «нельзя». У каждого пациента нарушение поведения проявляется индивидуально и зависит от того,

1). какой деятельностью пациент занимался до инсульта или до травмы головного мозга: умственным или физическим трудом (с интеллектуалами работать намного легче при условии нормального веса тела);

2). насколько был развит интеллект до болезни (чем больше развит интеллект пациента с инсультом, тем больше сохраняется способность к целенаправленным занятиям ЛФК);

3). в каком полушарии головного мозга произошел инсульт. «Правополушарные» инсультные больные ведут себя активно, бурно проявляют эмоции, не стесняются «выражаться»; не желают выполнять указания инструктора, раньше времени начинают ходить, в итоге у них есть риск формирования неправильных двигательных стереотипов. «Левополушарные» пациенты, наоборот, ведут себя неактивно, не проявляют интереса к происходящему, просто лежат и не желают заниматься лечебной физкультурой. Работать легче с «правополушарными» пациентами, достаточно найти к ним подход; необходимо терпение, деликатное и уважительное отношение, решительность методических указаний на уровне военного генерала. 🙂

Во время занятий указания следует давать решительно, уверенно, спокойно, короткими фразами, возможно повторение указаний в связи с замедленным восприятием больного какой-либо информации.

В случае утраты адекватности поведения у неврологического больного я всегда эффективно применяла «хитрость»: разговаривать с таким пациентом нужно так, как-будто он совершенно нормальный человек, не обращая внимания на «оскорбления» и другие проявления «негативности» (нежелание заниматься, отрицание лечения и другие). Не нужно быть многословным, надо делать небольшие паузы, чтобы больной успевал осознавать информацию.

В случае поражения периферической нервной системы развивается вялый паралич или парез. Если при этом нет энцефалопатии, то пациент способен на многое: он может самостоятельно заниматься понемногу в течение дня несколько раз, что, несомненно, повышает шанс на восстановление движений в конечности. Вялые парезы поддаются сложнее, чем спастические.

*Паралич (плегия) – полное отсутствие произвольных движений в конечности, парез – неполный паралич, ослабление или частичная утрата движений в конечности.

Нужно учитывать еще один важный фактор: занимался ли пациент физкультурой до заболевания. Если физические упражнения не входили в его образ жизни, то реабилитация при заболевании нервной системы значительно усложняется. Если данный пациент регулярно тренировался, то восстановление нервной системы будет происходить легче и быстрее. Физический труд на работе не относится к физкультуре и пользы организму не приносит, так как является эксплуатацией собственного организма как инструмента для выполнения работы; здоровья он не прибавляет в связи с отсутствием дозирования физической нагрузки и контроля самочувствия. Физический труд как правило однообразен, поэтому имеется изнашивание организма в соответствии с профессией. (Так, например, маляр-штукатур «зарабатывает» плечелопаточный периартроз, грузчик – остеохондроз позвоночника, массажист – остеохондроз шейного отдела позвоночника, варикозное расширение вен нижних конечностей и плоскостопие и так далее).

Для домашних занятий лечебной физкультурой при заболеваниях нервной системы потребуется смекалка для подбора и постепенного усложнения упражнений, терпение, регулярность ежедневных занятий несколько раз в течение дня. Будет гораздо лучше, если в семье нагрузка по уходу за больным распределится на всех членов семьи. В доме должен быть порядок, чистота и свежий воздух.

Кровать желательно поставить так, чтобы к ней был доступ с правой и левой сторон. Она должна быть достаточно широкой, чтобы можно было перекатывать больного с боку на бок при смене постельного белья и перемене положения тела. Если кровать узкая, то придется каждый раз подтягивать больного в центр кровати, чтобы он не упал. Понадобятся дополнительные подушки и валики для создания физиологичного положения конечностей в положении лежа на боку и спине, лонгета для парализованной руки для профилактики контрактуры мышц - сгибателей, обычный стул со спинкой, большое зеркало для того, чтобы пациент мог видеть и контролировать свои движения (особенно зеркало необходимо при лечении неврита лицевого нерва).

На полу должно быть место для выполнения упражнений лежа. Иногда нужно сделать поручни для опоры руками в туалете, в ванной комнате, коридоре. Для занятий лечебной гимнастикой с неврологическим больным понадобится шведская стенка, гимнастическая палка, эластические бинты, мячи разного размера, кегли, роликовый массажер для стоп, стулья разной высоты, степ-скамейка для фитнеса и многое другое.

Посмотрите обучающее видео по уходу за неврологическим больным, чтобы понять принципы техники и правильно ею пользоваться, чтобы не навредить своему здоровью. Смотреть надо внимательно, тренироваться лучше на здоровом человеке, который будет имитировать парализованного больного.

"Пересаживание пациента".

"Уход за больными: поворот на бок на длительное время". Если кровать будет чуть пошире, то не придется каждый раз подтягивать пациента в центр кровати, достаточно будет просто перекатить его с боку на бок и подложить подушки для физиологичного положения конечностей и для профилактики растяжения связок суставов. Положение больного желательно менять каждые 2 часа во избежание пролежней. Из этого видео хорошо запомните, что надолго оставлять на парализованной стороне нельзя.

"Уход за больными: подтягивание пациента". Подтягивание пациента - одна из сложных манипуляций: нужно и свою спину сберечь, и подтянуть больного так, чтобы не сместилось постельное белье и рубашка больного; под телом больного не должно быть складок. Запомните, что нельзя тянуть за руку, чтобы избежать вывиха суставов и растяжения связочного аппарата.

Лечение нервной системы легким не бывает, нужно настроиться на кропотливый тяжелый труд и создать условия для максимального облегчения ухода за больным. ЛФК при заболеваниях нервной системы частично относится к общему уходу за больным. При каждом неврологическом заболевании есть свои особенности, которые мы будем рассматривать в других статьях. Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы в сочетании с массажем, ДЭНС-терапией, Су-джок-терапией и другими методами лечения с обязательным выполнением назначений невролога , несомненно, даст положительный результат. Иногда удается добиться максимального восстановления движений и даже трудоспособности.

Нервная система управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм, осуществляет его связь с внешней средой, а также координирует процессы, происходящие в организме в зависимости от состояния внешней и внутренней среды. Она осуществляет координирование кровообращения, лимфотока, метаболические процессы, которые, в ивою очередь, влияют на состояние и деятельность нервной системы.

Нервную систему человека условно подразделяют на центральную и периферическую (рис. 121). Во всех органах и тканях нервные волокна образуют чувствительные и двигательные нервные окончания. Первые, или рецепторы, обеспечивают восприятие раздражения из внешней или внутренней среды и преобразуют энергию раздражителей (механических, химических, термических, световых, звуковых и др.) в процессе возбуждения, передающийся в ЦНС. Двигательные нервные окончания передают возбуждение от нервного волокна к иннервируемому органу.

Рис. 121. Центральная и периферическая нервная система.

А: 1 - диафрагмальный нерв; 2 - плечевое сплетение; 3 - межреберные нервы; 4 - подмышечный нерв; 5 - мышечно-кожный нерв; 6 - лучевой нерв; 7 - срединный нерв; 8 - локтевой нерв; 9 - поясничное сплетение; 10 - крестцовое сплетение; 11 - срамное и копчиковое сплетение; 12 - седалищный нерв; 13 - малоберцовый нерв; 14 - больше-берцовый нерв; 15 - головной мозг; 16 - наружный кожный нерв бедра; 17 - латеральный тыльный кожный нерв; 18 - болыпеберцовый нерв.

Б - сегменты спинного мозга.

В - спинной мозг: 1 - белое вещество; 2 - серое

вещество; 3 - спинномозговой канал; 4 - передний рог; 5 -

задний рог; 6 - передние корешки; 7 - задние корешки; 8 -

спинномозговой узел; 9 - спинномозговой нерв.


Г: 1 - спинной мозг; 2 - передняя ветвь спинномозгового нерва; 3 - задняя ветвь спинномозгового нерва; 4 - передний корешок спинномозгового нерва; 5 - задний корешок спинномозгового нерва; 6 - задний рог; 7 - передний рог; 8 - спинномозговой узел; 9 - спинномозговой нерв; 10 - двигательная нервная клетка; 11 - спинномозговой узел; 12 - концевая нить; 13 - мышечные волокна; 14 - чувствительный нерв; 15 - окончание чувствительного нерва, 16 - головной мозг

Известно, что высшие двигательные центры находятся в так называемой двигательной зоне коры головного мозга - в передней центральной извилине и прилегающих областях. Нервные волокна из указанного района коры головного мозга проходят через внутреннюю капсулу, подкорковые области и на границе головного и спинного мозга совершают неполный перекрест с переходом большей их части на противоположную сторону. Поэтому при заболеваниях головного мозга двигательные нарушения наблюдаются на противоположной стороне: при поражении правого полушария мозга парализуется левая половина тела, и наоборот. Далее нервные волокна спускаются в составе пучков спинного мозга, подходя к двигательным клеткам, мотонейронам передних рогов спинного мозга. Мотонейроны, регулирующие движения верхних конечностей, лежат в шейном утолщении спинного мозга (уровень V-VIII шейных и I-II грудных сегментов), а нижних конечностей - в поясничном (уровень I-V поясничных и I-II крестцовых сегментов). К тем же спинальным мотонейронам направляются и волокна, идущие от нервных клеток ядер узлов основания - подкорковых двигательных центров головного мозга, из ретикулярной формации ствола мозга и мозжечка. Благодаря этому обеспечивается регуляция координации движений, осуществляются непроизвольные (автоматизированные) и подготавливаются произвольные движения. Волокна двигательных клеток передних рогов спинного мозга, входящие в состав нервных сплетений и периферических нервов, заканчиваются в мышцах (рис. 122).


Рис. 122. Границы дерматомов и сегментарная иннервация (А, Б), мышцы

человека (В), поперечный разрез спинного мозга (Г).

А: С 1-8 - шейные; Т 1-12 - грудные; L 1-5 - поясничные; S 1-5 - крестцовые.

Б: 1 - шейный узел; 2 - срединный шейный узел; 3 -

нижний шейный узел; 4 - пограничный симпатический ствол;

5 - мозговой конус; 6 - терминальная (конечная) нить

мозговой оболочки; 7 - нижний крестцовый узел

симпатического ствола.

В (вид спереди): 1 - лобная мышца; 2 - жевательная

мышца; 3 - грудино-ключично-сосцевидная мышца; 4 -

большая грудная мышца; 5 - широчайшая мышца спины; 6 -

передняя зубчатая мышца; 7 - белая линия; 8 - семенной

канатик; 9 - сгибатель большого пальца кисти; 10 -

четырехглавая мышца бедра; 11 - длинная малоберцовая

мышца; 12 - передняя болыпеберцовая мышца; 13 - длинный

разгибатель пальцев; 14 - короткие мышцы тыла стопы; 15 -

мимические мышцы; 16 - подкожная мышца шеи;


17 - ключица; 18 - дельтовидная мышца; 19 - грудина; 20 - двуглавая мышца плеча; 21 - прямая мышца живота; 22 - мышцы предплечья; 23 - пупочное кольцо; 24 - червеобразные мышцы; 25 - широкая фасция бедра; 26 - приводящая мышца бедра; 27 - портняжная мышца; 28 - удерживатель сухожилий разгибателей; 29 - длинный разгибатель пальцев; 30 - наружная косая мышца живота.

В (вид сзади): 1 - ременная мышца головы; 2 - широчайшая мышца спины; 3 - локтевой разгибатель запястья; 4 - разгибатель пальцев; 5 - мышцы тыла кисти; 6 - сухожильный шлем; 7 - наружный затылочный выступ; 8 - трапециевидная мышца; 9 - ость лопатки; 10 - дельтовидная мышца; 11 - ромбовидная мышца; 12 - трехглавая мышца плеча; 13 - медиальный надмыщелок; 14 - длинный лучевой разгибатель запястья; 15 - грудо-поясничная фасция; 16 - ягодичные мышцы; 17 - мышцы ладонной поверхности кисти; 18 - полуперепончатая мышца; 19 - двуглавая мышца; 20 - икроножная мышца; 21 - ахиллово (пяточное) сухожилие

Любой двигательный акт происходит при передаче импульса по нервным волокнам из коры головного мозга к передним рогам спинного мозга и далее к мышцам (см. рис. 220). При заболеваниях (травмах спинного мозга) нервной системы проведение нервных импульсов затрудняется, и возникает нарушение двигательной функции мышц. Полное выпадение функции мышц называется параличом (плегией) , а частичное - парезом.

По распространенности параличей различают: моноплегии (отсутствие движений в одной конечности - руке или ноге), гемиплегии (поражение верхней и нижней конечности одной стороны тела: правосторонняя или левосторонняя гемиплегия), параплегии (нарушение движений в обеих нижних конечностях называется нижней параплегией, в верхних - верхней параплегией) и тетраплегия (паралич всех четырех конечностей). При поражении периферических нервов возникает парез в зоне их иннервации, получивший название соответствующего нерва (например, парез лицевого нерва, парез лучевого нерва и т.д.) (рис. 123).

Рис. 123. Нервы верхней конечности; 1 - лучевой нерв; 2 - кожно-

мышечный нерв; 3 - срединный нерв; 4 - локтевой нерв. I - кисть при поражении лучевого нерва. II - кисть при поражении срединного нерва. III - кисть при поражении локтевого нерва

В зависимости от локализации поражения нервной системы возникают периферический или центральный паралич (парез).

При поражении двигательных клеток передних рогов спинного мозга, а также волокон этих клеток, идущих в составе нервных сплетений и периферических нервов, развивается картина периферического (вялого), паралича, для которого характерно преобладание симптомов нервно-мышечных выпадений: ограничение или отсутствие произвольных движений, уменьшение силы мышц, снижение мышечного тонуса (гипотония), сухожильных, периостальных и кожных рефлексов (гипорефлексия) или их полное отсутствие. Нередко также наблюдается снижение чувствительности и нарушения трофики, в частности атрофия мышц.

Для правильного определения степени выраженности пареза, а в случаях легкого пареза - иногда и для его выявления, важна количественная оценка состояния отдельных двигательных функций: тонуса и силы мышц, объема активных движений. Имеющиеся методы позволяют сравнивать между собой и эффективно контролировать результаты восстановительного лечения в условиях поликлиники и стационара.

Для исследования тонуса мышц используют тонусометр, сила мышц измеряется кистевым динамометром, объем активных движений измеряется с помощью угломера (в градусах).

При нарушении корково-подкорковых связей с ретикулярной формацией мозгового ствола или повреждении нисходящих двигательных путей в спинном мозге и активации вследствие этого функции спинальных мотонейронов в результате заболевания или травмы головного мозга возникает синдром центрального спастического паралича. Для него, в отличие от периферического и центрального «вялого» параличей, характерно повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперфлексия), появление патологических рефлексов, возникновение при попытке произвольного действия здоровой или парализованной конечности таких же движений (например, отведение плеча кнаружи при сгибании предплечья паретичной руки или сжимание в кулак парализованной кисти при подобном же произвольном движении здоровой кисти).

Одним из важнейших симптомов центрального паралича является выраженное повышение тонуса мышц (мышечная гипертония), из-за чего такой паралич часто называют спастическим. Для большинства пациентов с центральными параличами при заболевании или травме головного мозга характерна поза Вернике-Манна: плечо приведено (прижато) к туловищу, кисть и предплечье согнуты, кисть повернута ладонью вниз, а нога разогнута в тазобедренном и коленном суставах и согнута в стопе. Это отражает преимущественное повышение тонуса мышц-сгибателей и пронаторов в верхней конечности и разгибателей - в нижней.

При повреждениях и заболеваниях нервной системы возникают расстройства, которые резко снижают работоспособность больных, нередко приводят к развитию вторичных паралитических деформаций и контрактур, отрицательно влияющих на опорно-двигательную функцию. Общими при всех повреждениях и заболеваниях нервной системы являются ограничение амплитуды движений, снижение мышечного тонуса, вегетотрофические расстройства и пр.

Глубокое понимание механизмов патологии нервной системы является залогом успеха реабилитационных мероприятий. Так, при дискогенном радикулите происходит ущемление нервных волокон, вызывающее боль, при инсульте перестают функционировать определенные зоны двигательных нервных клеток, поэтому большую роль играют механизмы адаптации.

В реабилитации имеют значение компенсаторно-приспособительные реакции организма, для которых характерны следующие общие черты: нормальные физиологические отправления органов и тканей (их функций); приспособление организма к окружающей среде, обеспечиваемое перестройкой жизнедеятельности за счет усиления одних и одновременного ослабления других его функций; они развертываются на единой, стереотипной материальной основе в виде непрерывного варьирования интенсивности обновления и гиперплазии клеточного состава тканей и внутриклеточных структур; компенсаторно-приспособительные реакции нередко сопровождаются появлением своеобразных тканевых (морфологических) изменений.

Развитие восстановительных процессов в нервной ткани происходит под влиянием сохранных функций, то есть идет перестройка нервной ткани, изменяется количество отростков нервных клеток, их разветвлений на периферии; также идет перестройка синаптических связей и компенсация после гибели части нервных клеток.

Процесс восстановления нервной системы происходит в нервных клетках, нервных волокнах и в структурных элементах тканей за счет (или благодаря) восстановления проницаемости и возбудимости мембран, нормализации внутриклеточных окислительно-восстановительных процессов и активизации ферментных систем, что приводит к восстановлению проводимости по нервным волокнам и синапсам.

Реабилитационный режим должен быть адекватен тяжести заболевания, которая оценивается степенью нарушения приспособительной активности. Учитывается уровень поражения ЦНС и периферической нервной системы. Важны такие факторы, как возможность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя (выполнять работы по дому, питаться без помощи других и пр.) и семью, общаться с окружающими, оценивается адекватность поведения, способность контролировать физиологические функции, а также эффективность обучения.

Комплексная система реабилитации включает применение ЛФК, гидрокинезотерапию, различные виды массажа, трудотерапию, физиотерапию, санаторно-курортное лечение и др. В каждом отдельном случае определяется сочетание и последовательность применения тех или иных средств реабилитации.

При тяжелых заболеваниях (травмах) нервной системы реабилитация направлена на улучшение общего состояния больных, поднятие эмоционального тонуса и формирование у них правильного отношения к назначенному лечению и окружающей обстановке: психотерапия, симптоматическая лекарственная терапия, трудотерапия, музыкотерапия, массаж в сочетании с лечебной гимнастикой и др.

ЛФК в неврологии имеет ряд правил, соблюдение которых делает этот метод наиболее эффективным: раннее применение ЛФК; использование ее средств и приемов для восстановления временно нарушенных функций или для максимальной компенсации утраченных; подбор специальных упражнений в сочетании с общеразвивающими, общеукрепляющими упражнениями и массажем; строгая индивидуальность ЛФК в зависимости от диагноза, возраста и пола больного; активное и неуклонное расширение двигательного режима от положения лежа до перехода в положение сидя, стоя и т.д.

Специальные упражнения условно можно разделить на следующие группы:

упражнения, увеличивающие объем движения в суставе и силу мышц;

упражнения, направленные на восстановление и улучшение координации движений;

антиспастические и противоригидные упражнения;

идеомоторные упражнения (посыл мысленного импульса в тренируемую группу мышц);

группа упражнений, направленных на восстановление или формирование двигательных навыков (стояние, ходьба, манипуляции с простыми, но важными бытовыми объектами: одеждой, посудой и пр.);

пассивные упражнения и упражнения на растягивание соединительнотканных образований, лечение положением и пр.

Все перечисленные группы упражнений сочетаются в различных комбинациях и зависят от характера и объема двигательного дефекта, этапа реабилитации, возраста и пола больного.

Реабилитация неврологических больных требует длительной тренировки компенсаторных механизмов (ходьба на костылях, самообслуживание и пр.), чтобы обеспечить достаточную компенсацию утраченных или нарушенных функций. Однако на определенном этапе (стадии) процесс восстановления замедляется, то есть наступает стабилизация. Успешность реабилитации различна при той или иной патологии. Так, при остеохондрозе позвоночника или пояснично-крестцовом радикулите она выше, чем при рассеянном склерозе или сосудистых заболеваниях.

Реабилитация во многом зависит и от самого больного, от того, насколько старательно он выполняет предписанную врачом-реабилитологом или методистом ЛФК программу, помогает корректировать ее в зависимости от своих функциональных возможностей и, наконец, продолжает ли он восстановительные упражнения после завершения реабилитационного периода.

Травмы головного мозга (сотрясения головного мозга)

Для всех травм головного мозга характерно повышение внутричерепного давления, нарушение гемо- и ликвороциркуляции с последующим нарушением корково-подкорковой нейродинамики с макро- и микроскопическими изменениями клеточных элементов мозга. Сотрясение головного мозга приводит к головным болям, головокружениям, функциональным и стойким вегетативным нарушениям.

При нарушениях двигательных функций для профилактики контрактур назначают ЛФК (пассивные, затем пассивно-активные движения, лечение положением, упражнения на растягивание мышц и др.), массаж спины и парализованных конечностей (сначала массируют ноги, затем руки, начиная с проксимальных отделов), а также воздействуют на биологически активные точки (БАТ) конечностей.

При легкой и средней степени сотрясения головного мозга массаж следует проводить со второго-третьего дня после травмы в положении больного сидя. Вначале массируют затылок, шею, надплечья, затем спину до нижних углов лопаток, применяя поглаживание, растирание, неглубокое разминание и легкую вибрацию. Заканчивают процедуру поглаживанием от волосистой части головы до мышц надплечья. Продолжительность массажа 5-10 мин. Курс 8-10 процедур.

В первые 3-5 дней при легкой и средней степени сотрясения применяют также криомассаж затылочной области и мышц надплечья. Продолжительность массажа 3-5 мин. Курс 8-10 процедур.

Травмы позвоночника и спинного мозга

Иногда травма позвоночника происходит в положении гиперлордоза, и тогда может произойти разрыв интактного межпозвоночного диска.

Особенно часто травмируется шейный отдел позвоночника при прыжках в неглубокий водоем, когда после удара головой о дно происходит травматический пролапс интактного межпозвоночного диска, вызывающий третраплегию. Дегенеративные изменения неизбежно приводят к грыже межпозвоночных дисков, которая сама по себе не является поводом для жалоб, но вследствие травмы возникает корешковый синдром.

При повреждениях спинного мозга возникают вялые параличи, которые характеризуются атрофией мышц, невозможностью произвольных движений, отсутствием рефлексов и пр. Каждая мышца иннервируется из нескольких сегментов спинного мозга (см. рис. 96), поэтому при его повреждениях или заболеваниях могут быть не только параличи, но и парезы мышц различной степения тяжести в зависимости от распространенности поражения в передних рогах серого вещества спинного мозга.

Клиника течения заболевания зависит от степени поражения спинного мозга и его корешков (см. рис. 122). Так, при травмах верхне-шейного отдела позвоночника возникает спастический тетрапарез конечностей. При нижнешейной и верхнегрудной локализации (С 6 -Т 4) возникает вялый парез рук и спастический парез ног, при грудной локализации - парез ног. При поражении нижне-грудного и поясничного сегментов позвоночника развивается вялый паралич ног. Причиной вялых параличей также может быть повреждение спинного мозга при закрытых переломах позвоночника и его ранениях.

Профилактика развития контрактур суставов средствами массажа, ЛФК, упражнений на растягивание, физио- и гидротерапии, гидрокинезотерапии - главная задача при параличах любого происхождения. В воде облегчается возможность активных движений и уменьшается утомляемость ослабленных мышц. Электростимуляция парализованных мышц проводится игольчатыми электродами с предварительным введением АТФ. Кроме того, включается лечение положением с использованием этапных гипсовых шин (повязок), тейпов, мешочков с песком и пр., а также применяют этапную редрессацию и другие методы.

Своевременное применение необходимых реабилитационных средств позволяет полностью предотвратить развитие контрактур и других деформаций.

Травматическая энцефалопатия - это комплекс морфологических, неврологических и психических нарушений, возникающих в позднем и отдаленном периодах после черепно-мозговой травмы. Характерны астенические и разнообразные вегетососудистые расстройства, нарушения памяти по типу ретроградной амнезии, головные боли, утомляемость, раздражительность, нарушение сна, непереносимость жары, духоты и др.

Повторное возникновение судорожных припадков говорит о развитии травматической эпилепсии. В тяжелых случаях наступает травматическое слабоумие с грубыми нарушениями памяти, снижением уровня личности и т.д.

Комплексное лечение помимо дегидратационной терапии включает применение противосудорожных препаратов, транквилизаторов, ноотропных средств и др. Массаж, ЛГ, прогулки, ходьба на лыжах способствуют улучшению самочувствия больного и препятствуют возникновению состояния декомпенсации.

Методика массажа включает массирование воротниковой области, спины (до нижних углов лопаток), ног, а также воздействие на БАТ тормозным или возбуждающим методом в зависимости от преобладания того или иного симптома. Продолжительность массажа 10-15 мин. Курс 10-15 процедур. В год 2-3 курса. При головной боли показан криомассаж № 5.

Больным не разрешается посещать баню (сауну), загорать, принимать гипертермические ванны!

Сосудистая эпилепсия

Возникновение эпилептических припадков при дисцикуля-торной энцефалопатии связано с образованием рубцовых и кистозных изменений в мозговой ткани и регионарной церебральной гипоксией.

В систему реабилитации больных включают ЛФК: общеразвивающие упражнения, дыхательные, на координацию. Исключаются упражнения с натуживанием, с отягощениями, а также с длительными наклонами головы. Лечебная гимнастика выполняется в медленном темпе, без резких движений. Также исключаются плавание, езда на велосипеде, посещение сауны (бани).

Физиотерапия включает электросон, лекарственный электрофорез № 10, оксигенотерапию. Выполняется общий массаж, за исключением ударных приемов. Проводятся трудотерапия на стендах, склеивание коробок, переплетные работы и т.п.

Остеохондроз позвоночника

Дегенеративные изменения межпозвоночных дисков возникают в результате физиологического нейроэндокринного процесса старения и вследствие изнашивания под влиянием одномоментных травм или повторных микротравм. Наиболее часто остеохондроз возникает у спортсменов, молотобойцев, машинисток, ткачих, шоферов, механизаторов и др.

Скорейшему восстановлению функции позвоночного столба помогают общий массаж, криомассаж, вибрационный массаж, ЛГ (рис. 124), гидрокинезотерапия. Они вызывают глубокую гиперемию, улучшают крово- и лимфоток, оказывают обезболивающее и рассасывающее действие.

Методика массажа. Вначале проводят предварительный массаж спины с использованием приемов поглаживания, неглубокого разминания мышц всей спины. Затем переходят к массажу позвоночного столба, применяя растирание фалангами четырех пальцев, основанием ладони, разминание фалангами первых пальцев, щипцеобразное, ординарное и двойное кольцевое разминание широких мышц спины. Особенно тщательно растирают, разминают БАТ. Приемы растирания и разминания следует чередовать с поглаживанием обеими руками. В заключение проводят активно-пассивные движения, дыхательные упражнения с акцентом на выдохе и сдавливанием грудной клетки 6-8 раз. Продолжительность массажа 10-15 мин. Курс 15-20 процедур.


Рис. 124. Примерный комплекс ЛГ при остеохондрозе позвоночника

Дискогенные радикулиты

Заболевание чаще поражает межпозвоночные диски нижнего отдела позвоночного столба. Объясняется это тем, что поясничный отдел обладает большей подвижностью и подвергается наиболее интенсивным стато-динамическим нагрузкам на мышечно-связочный аппарат. При сдавливании спинномозговых нервных корешков грыжей диска возникают боли. Болевой синдром характеризуется острым развитием. Боли могут возникать утром, после тяжелой физической нагрузки и в некоторых случаях сопровождаются мышечным спазмом. Отмечается некоторое ограничение движений в поясничном отделе позвоночного столба, поясничный дискомфорт.

Показано консервативное лечение. Проводят тракцию на щите с предварительным массажем или прогреванием лампой соллюкс или мануальной терапией. После исчезновения болей - ЛГ в положении лежа, на четвереньках, в коленно-локтевом положении. Темп медленный во избежание возникновения болей. Исключаются упражнения с наклонами в положении стоя.

Задачи массажа: оказать обезболивающее и противовоспалительное действие, способствовать скорейшему восстановлению функции позвоночника.

Методика массажа. Вначале производят поглаживание, легкую вибрацию с целью снять напряжение мышечного тонуса, затем продольное и поперечное разминание широких мышц спины, растирание подушечками пальцев вдоль позвоночного столба. Не следует применять поколачивание, рубление во избежание спазма мускулатуры и усиления болей. После процедуры проводят тракцию на щите или в воде. Продолжительность массажа 8-10 мин. Курс 15-20 процедур.

Пояснично-крестцовые боли при травмах позвоночника возникают, как правило, сразу же после падения, удара и т.д. В легких случаях развивается преходящая люмбалгия с болезненностью в поясничной области. Острая боль может возникать в результате чрезмерного сгибания в пояснично-крестцовом отделе.

ЛГ проводится в положении лежа на спине. Включают упражнения на растяжение седалищного нерва. Подъем ног вверх 5-8 раз; «велосипед» 15-30 с; повороты согнутых в коленных и тазобедренных суставах ног влево и вправо 8-12 раз; приподнять таз, сделать паузу на счет 5-8, затем принять исходное положение. Последнее упражнение - диафрагмальное дыхание.

Задачи массажа: оказать обезболивающее и противовоспалительное действие, улучшить крово- и лимфоток на поврежденном участке.

Методика массажа. Исходное положение больного - лежа на животе, под голеностопные суставы подложен валик. Применяется плоскостное и обхватывающее поглаживание ладонями обеих рук. Разминание выполняют обеими руками как продольно, так и поперечно, при этом массажные движения производят в восходящем и нисходящем направлениях. Кроме того, используют плоскостное поглаживание первыми пальцами обеих рук в направлении снизу вверх, растирание и разминание подушечками пальцев, основанием ладони вдоль позвоночного столба. Все массажные приемы следует чередовать с поглаживанием. Нельзя применять рубление, поколачивание и интенсивное разминание. В первые дни массаж должен быть щадящим. Продолжительность массажа 8-10 мин. Курс 15-20 процедур.

Люмбаго (прострел) является едва ли не самым частым проявлением боли в поясничной области. Приступообразно развивающиеся острые пронизывающие боли локализуются в мышцах поясницы и люмбо-дорсальной фасции. Заболевание чаще возникает у лиц, занимающихся физическим трудом, у спортсменов и др. при комплексном воздействии напряжения поясничных мышц и переохлаждения. Немаловажную роль играют и хронические инфекции. Боли, как правило, длятся несколько дней, иногда 2-3 недели. Патофизиологически при люмбаго имеет место надрыв мышечных пучков и сухожилий, кровоизлияния в мышцы, последующие явления фибромиозита.

ЛГ (общеразвивающие упражнения, упражнения на растяжение и дыхательные упражнения) выполняются в положении лежа и коленно-локтевом. Темп медленный. Показаны тракция на щите и баночный массаж.

Методика массажа. Вначале проводят предварительный массаж всех мышц спины, затем поглаживание, растирание и неглубокое разминание мышц поясничной области. Профессор С.А. Флеров рекомендует проводить массаж нижнего подчревного симпатического сплетения в нижней части живота, в месте буфуркации брюшной аорты. Наблюдения показывают, что проведение массажа по методике С.А. Флерова снимает боли. В остром периоде показан криомассаж № 3.

Пояснично-крестцовый радикулит

По мнению большинства авторов, заболевание обусловлено преимущественно врожденными или приобретенными изменениями позвоночного столба и его связочного аппарата. Развитию болезни способствуют значительное и длительное физическое напряжение, травмы, неблагоприятные микроклиматические условия, инфекции.

Боль при радикулите может быть острой или тупой. Она локализуется в пояснично-крестцовой области, обычно на одной стороне, иррадиирует в ягодицу, заднюю поверхность бедра, наружную поверхность голени, иногда сочетается с онемением, парестезиями. Часто обнаруживаются гиперест

Лечебная физкультура при заболеваниях центральной нервной системы.

Неврозы - это заболевание нервной системы, которые развиваются при длительном воздействии психических или иных неблагоприятных факторов внешней или внутренней среды, приводящие к отклонению от нормы функции высшей нервной деятельности человека. Неврозы могут развиваться вторично на почве перенесенных заболеваний и травм. Различают следующие основные формы неврозов: неврастению, психастению, истерию.
Неврастения является наиболее распространенным заболевания, возникающий вследствие чрезмерного по силе или длительности напряжение нервной системы, которое превосходит пределы выносливости данного организма. В своей основе неврастения имеет "ослабление процессов внутреннего торможения и клинически проявляется сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощаемости" (И. П. Павлов).
Больные неврастенией жалуются на быструю утомляемость при выполнении любой работы, плохой сон, снижение памяти, внимания, головные боли, головокружение, частую смену настроения без особых на то причин. Они не сдержаны в своем поведении. У спортсменов неврастения может развиться после длительных физических и психических нагрузок, вследствие перенапряжения, особенно в видах спорта, требующих внимания, зрительного напряжения (в хоккее с шайбой, автомотогонщиков и т. д.). В большинстве случаев проявляются не все симптомы болезни, а преобладают те или иные его проявления. Лечение больных неврастенией должен быть комплексный. После выявления причин заболевания назначается лечебная физкультура, направленная на повышение тонуса центральной нервной системы, нормализации вегетативных функций и вовлечение больного в сознательную и активное участие в борьбе со своим недугом. Лечебная физкультура назначается и при лечении сколиоза у детей. Упражнения для спины при сколиозе способствуют компенсации искривления и развитию мышц в нужном направлении.

Психастения случается преимущественно у людей с условием труда, характеризуется наличием застойных процессов (очаги патологической застойности, так называемые "больные пункты"). При психастении наблюдаются малоподвижность, частые нервозны состояния, подавленность, стойкий красный дермографизм, повышенная возбудимость вазомоторов, усиленная потливость, плаксивость; больных преодолевают тяжелые мысли, страхи. Важным лечебным фактором является отвлечения больного от тяжелых мыслей, усиления уверенности в своих силах, выработка настойчивости, активности. Поэтому главная цель лечебной физкультуры - повышение эмоционального тонуса и нарушение автоматических и эмоциональных реакций. В занятия лечебным фитнессом рекомендуется включать упражнения с ускорением темпа, с преодолением препятствий, на равновесие, метание, игровые упражнения.
Истерия - одна из форм патологии высшей нервной деятельности, что сопровождается недостаточностью высших психических механизмов и, как следствие, нарушением нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. Симптоматика заболевания достаточно разнообразна: повышенная эмоциональная возбудимость, приступы судорожного плача, желание обратить на себя внимание, аффективные взрывы, судорожные припадки, расстройство походки до парезов и параличей, нарушения речи и т.п.. Причинами истерии могут быть неблагоприятные эмоциональные переживания, психические травмы.
Комплексное лечение больных истерию, в который входит и лечебная физкультура, должно быть построено так, чтобы оно способствовало усилению процессов торможения в коре больших полушарий головного мозга. Полезная строгая регламентация режима, особенно чередование сна и бодрствования и пассивный отдых на воздухе. Рекомендуются упражнения в виде игры, прогулки, близкий туризм, ходьба на лыжах, плавание.

При лечении больных неврозами и лечебная физкультура рассматривают как естественный биологический метод с физиологически обоснованным применением физических упражнений и естественных факторов природы. Она непосредственно влияет на основные патофизиологические проявления при неврозах - способствует выравниванию динамики основных нервных процессов, координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т.п..
Методика и лечебной физкультуры дифференцируется в зависимости от патофизиологических нарушений в высшей нервной деятельности (неврастения, истерия, психастения), клинического проявления заболевания, его основной симптоматики, эмоционального тонуса, возраста, функциональных возможностей больного.
В стационарных условиях больные чаще всего находятся на постельном режиме. В первой половине курса лечения (первый период) назначают простые упражнения, не требующие напряженного внимания. В дальнейшем в процедуры можно постепенно вводить упражнения с более сложной координацией движений. Первые дни процедур помогают определить реакцию больных на предлагаемое нагрузки, правильно сформировать группы. Необходимо обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятий. Команды должны быть спокойными, объяснение - четкими. Нагрузка должна соответствовать функциональному состоянию больного (по данным физиологической кривой процедуры). После занятий он должен чувствовать бодрость и легкое утомление. Частота сердечных сокращений и дыхания должны возвращаться к исходным данным покоя через 5-10 мин после окончания процедуры. В занятия по неврастеникам при ослабленных процессах торможения и преобладании процессов возбуждения, кроме гигиенической гимнастики, следует вводить различные упражнения, способствующие уравновешивания эмоционального тонуса больных, элементы спортивных игр по упрощенным правилам (волейбол, настольный теннис, городки). При таких симптомах, как чувство неуверенности, страха, нарушение координации движений, рекомендуется применять упражнения, способствующие преодолению этих чувств: упражнения на равновесие (на скамье, бревне), лазание по гимнастической стенке, прыжки через яму, прыжки в воду, плавание с постепенным увеличением расстояния и др.. Прогулки, близкий туризм, рыбная ловля, охота положительно влияют на перестройку нервно-психической сферы, способствуют разгрузке нервной системы от обычного вида профессиональной деятельности, влияющие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышают приспособляемость организма к различным физическим нагрузкам.
Больным психастенией стоит сначала рекомендовать наиболее простые упражнения (для рук, ног, туловища) из облегченных исходных положений (сидя, лежа). Усложнять их следует постепенно, вводя упражнения с гимнастическими палками, прогулки на лыжах, плавание и т. д. В ходе занятий необходимо отвлечь внимание больного от навязчивых мыслей, заинтересовать его увлекательными игровыми упражнениями.
Во время процедур необходимо включать паузы для отдыха, чередовать общеукрепляющие упражнения с дыхательными. В целях общего тонизирования можно включить корректирующие упражнения с дозированным напряжением, упражнения в парах. Рекомендуются также упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Продолжительность занятия сначала равна 10-15 мин, по мере адаптации больных к нагрузке его время постепенно увеличивается до 35-45 мин.
Больным психастению необходимо регулярно, строго индивидуально закалять организм: обтирание, кратковременные души с постепенно снижающиеся температурой (от +35 до +24 ° С), купание с обязательным последующим растиранием тела до покраснения кожи (гимнастика сосудов).
Занятия проводятся индивидуально и малогрупповым методом. Группу рекомендуется подбирать так, чтобы в нее входило несколько человек, которые хорошо усвоили характер выполнения упражнений. Это важно потому, что у большинства больных психастению плохая координация движений.
Если нагрузка первого периода больной пе-переносят хорошо, то во втором периоде в занятия вводят специальные упражнения, способствующие улучшению внимания, скорости и точности движений, координации, воспитывают ловкость, быстрота реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата целесообразно использовать упражнения с закрытыми глазами, круговые движения головой, наклоны туловища в различных направлениях, упражнения с внезапной перестройкой движений по команде во время бега, ходьбы и т. п. При неплохом переносе нагрузки добавляются прыжки, подскоки, упражнения со скакалкой, подвижные и спортивные игры.
Хороших результатов лечения достигают в санаторных условиях, где больные много времени находятся на свежем воздухе и могут по показателям совместить климатотерапию с различными видами физиотерапии: бальнеотерапией и др... Физические упражнения стимулируют у больных различные физиологические механизмы, взаимодействие которых нарушена вследствие заболевания, помогают уравновешивания
внутренней среды организма с внешней средой, что способствует оздоровлению.
Во время занятий следует постоянно обращать внимание больного на малейшее улучшение двигательной активности, внушать мысль, что регулярное и настойчивое выполнение задач улучшает его общее состояние и приводит к восстановлению нарушенных функций. Методисту следует внимательно изучать характер больного, наблюдать за его реакцией на нагрузку, отношение к двигательной активности. Это помогает индивидуализировать занятия и, как правило, является залогом положительного лечебного эффекта.
Выполнение перечисленных задач становится возможным только при комплексном проведении всех лечебных и реабилитационных мероприятий, из которых лечебный фитнесс, лечение положением и массаж играют особенно важную роль.
Больным с различными видами неврозов рекомендуется продолжать занятия и дома в виде утренней гигиенической гимнастики (комплекс составляет врач с учетом особенностей нарушенных у больного функций), посещать группы здоровья, играть в волейбол, больше ходить, ездить на велосипеде и т. п.
Смотрите статью -

Лечение и реабилитация больных с различными заболеваниями и травмами центральной и периферической нервной системы являются одной из актуальных проблем современной медицины, требующей комплексного подхода с использованием широкого круга лечебных средств, в том числе и лечебной физической культуры. Заболевания и повреждения нервной системы проявляются в виде двигательных, чувствительных, координационных расстройств и нарушений трофики. При заболеваниях нервной системы могут наблюдаться следующие расстройства движений: параличи, парезы, и гиперкинезы. Паралич, или плегия,- полное выпадение мышечного сокращения, парез - частичное выпадение двигательной функции. Паралич или парез одной конечности называют соответственно моноплегией или монопарезом, двух конечностей одной стороны тела - гемиплегией или гемипарезом, трех конечностей - триплегией или трипарезом, четырех конечностей - тетраплегией или тетрапарезом.

Параличи и парезы бывают двух видов: спастические и вялые. Спастический паралич характеризуется отсутствием только произвольных движений, повышением мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Он бывает при поражении коры передней центральной извилины или пирамидного пути. Вялый паралич проявляется отсутствием и произвольных, и непроизвольных движений, сухожильных рефлексов, низким тонусом и атрофией мышц. Вялый паралич наблюдается при поражении периферических нервов, корешков спинного мозга или серого вещества спинного мозга (передних рогов).

Гиперкинезами называют измененные движения, лишенные физиологического значения, возникающие непроизвольно. К ним относят судороги, атетоз, дрожание.

Судороги могут быть двух видов: клонические, которые представляют собой быстро чередующиеся сокращения и расслабления мышц, и тонические - длительные сокращения мышц. Судороги возникают как результат раздражения коры или ствола головного мозга.

Атетоз - медленные червеобразные движения пальцев, кисти, туловища, в результате чего оно закручивается при ходьбе штопорообразно. Атетоз наблюдается при поражении подкорковых узлов.
Дрожание - непроизвольные ритмические колебания конечностей или головы. Оно наблюдается при поражении мозжечка и подкорковых образований.



Нарушение координации называют атаксией. Различают статическую атаксию - нарушение равновесия при стоянии и динамическую атаксию, проявляющуюся в нарушении координации движений, несоразмерности двигательных актов. Атаксия чаще всего возникает при поражении мозжечка и вестибулярного аппарата.

При заболевании нервной системы нередко возникают расстройства чувствительности. Различают полное выпадение чувствительности - анастезию, понижение чувствительности - гипостезию и повышение чувствительности - гиперстезию. при нарушениях поверхностной чувствительности больной не различает тепло и холод, не чувствует уколов; при расстройстве глубокой чувствительности теряет представление о положении конечностей в пространстве, в результате чего его движения становятся неуправляемыми. Нарушения чувствительности возникают при повреждении периферических нервов, корешков, проводящих путей и спинного мозга, проводящих путей и теменной доли коры больших полушарий головного мозга.

При многих заболеваниях нервной системы возникают трофические нарушения: кожа делается сухой, на ней легко появляются трещины, образуются пролежни, захватывающие и подлежащие ткани; кости делаются ломкими. Особенно тяжелые пролежни бывают при повреждении спинного мозга.

Механизмы лечебного действия физических упражнений

Механизмы лечебного действия физических упражнений при травматических повреждениях и заболеваниях периферических нервов разнообразны. Применение разных форм лечебной физической культуры: утренней гигиенической гимнастики, лечебной гимнастики, гимнастики в воде, прогулок, некоторых спортивных упражнений и спортивных игр - способствует восстановлению проводимости нерва, утраченных движений и выработке компенсаторных двигательных навыков, стимулирует процессы регенерации, улучшает трофику, предупреждает осложнения (контрактуры и деформации), улучшает психическое состояние больного, оказывает общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие на организм.

Общие основы методики лечебной физической культуры

Лечебная физическая культура при поражениях периферических нервов проводится по трем установленным периодам.

I период - период острого и подострого состояния - продолжается 30-45 дней с момента травмы. Задачи лечебной физической культуры в этом периоде: 1) выведение больного из тяжелого состояния, повышение психического тонуса, общеукрепляющее воздействие на организм; 2) улучшение лимфо- и кровообращения, обмена веществ и трофики в зоне поражения, рассасывание воспалительного процесса, профилактика образования спаек, формирование мягкого, эластичного рубца (при травме нерва); 3) укрепление периферических мышц, связочного аппарата, борьба с мышечной атрофией, предупреждение контрактур, порочных положений и деформаций; 4) посылка импульсов на восстановление утраченных движений; 5) улучшение работы органов дыхания, кровообращения, выделения и обмена веществ в организме.

Занятия лечебной физической культурой в I периоде проводятся 1-2 раза в день с инструктором и 6-8 раз в день самостоятельно (комплекс упражнений подбирается индивидуально). Продолжительность занятий с инструктором - 20-30 мин, самостоятельных занятий - 10-20 мин.
II период начинается с 30-45-го дня и продолжается б- 8 месяцев с момента травмы или поражения периферического нерва. Задачами лечебной физической культуры в этом периоде являются: 1) укрепление паретичных мышц и связочного аппарата, борьба с атрофией и дряблостью мышц пораженной области, а также тренировка мышц всей конечности; 2) восстановление полного объема, координации, ловкости, быстроты выполнения активных движений в пораженной области, а при невозможности- максимальное развитие компенсаторных двигательных навыков; 3) предупреждение развития порочного положения пораженной области и связанных с ним сопутствующих нарушений в организме (нарушения осанки, походки, кривошеи и т. д.).

Занятия лечебной физической культурой во II периоде проводятся 1-2 раза в день с инструктором и 4-6 раз самостоятельно (индивидуальный комплекс). Продолжительность занятий с инструктором 40-60 мин, самостоятельных занятий - 25-30 мин.

III период - тренировочный - период окончательного восстановления всех функций пораженной области и организма в целом. Он длится до 12-15 месяцев с момента травмы. Задачами лечебной физической культуры этого периода являются: 1) окончательное восстановление всех двигательных функций пораженной области и организма в целом; 2) тренировка высокодифференцированных движений в сложной координации, быстроты, силы, ловкости, выносливости; 3) восстановление сложных трудовых процессов и общей трудоспособности.

Занятия лечебной физической культурой проводятся в III периоде один раз с инструктором и 4-5 раз самостоятельно (выполняется комплекс упражнений, назначенных врачом или инструктором лечебной физической культуры). Продолжительность занятий с инструктором 60-90 мин, самостоятельных занятий - 50-60 мин.

Лечебная гимнастика в воде проводится во всех периодах лечения. Температура воды 36-37°. При повреждении периферических нервов верхней конечности продолжительность занятия в
I периоде -8-10 мин, во II-15 мин, в III -20 мин. Для выработки импульсов на активные движения в паретичной мускулатуре содружественно двумя руками выполняются всевозможные движения пальцев (разведение, сгибание, сопоставление всех пальцев с первым пальцем, «когти», щелчки и др.), захватывание пальцами крупных резиновых и пластмассовых предметов: мяча, губки, и др.; всевозможные упражнения для лучезапястного сустава, включая пронацию и супинацию. К концу I периода и во II периоде активные упражнения паретичной рукой дополняются, направляются здоровой рукой больного. В III периоде в воде выполняются упражнения на развитие хвата (например, паретичной рукой зажать и стараться удержать полотенце, а здоровой-вырвать его и др.), на захват мелких предметов и удержание их, т. е. на преодоление сопротивления. При поражении периферических нервов нижней конечности продолжительность занятия в I периоде 10 мин, во II-15 мин, в III -25 мин. По возможности физические упражнения желательно выполнять в бассейне. В I периоде уделяется большое внимание посылке импульсов на выработку активных движений в паретичной мускулатуре в сочетании с содружественными движениями здоровой ногой, а также с помощью рук больного. Упражнения выполняются в ванне или в бассейне в исходном положении сидя, стоя и в ходьбе. Упражнения для пальцев и голеностопного сустава проводятся на весу, в опоре на пятку и на всю стопу. Много времени отводится движениям в голеностопном суставе во всех направлениях. Во II и III периодах эти движения дополняются упражнениями с предметами, на мяче (прокатывание мяча, круговые движения), на гимнастической палке, в ластах, в разных вариантах ходьбы (на всей стопе, на носках, на пятках, на наружном и внутреннем краях стопы), с резиновым бинтом (его удерживает сам больной или методист), плаванием с участием ног. При оперативных вмешательствах лечебная физическая культура в воде назначается после снятия швов.

При любом поражении периферических нервов активные движения (особенно при первых их проявлениях) выполняются в минимальной дозировке: 1-2 раза в I периоде, 2-4 раза во II и 4-6 раз в III. Если мышца будет перенапрягаться, она утратит способность активно сокращаться на несколько дней, и восстановление активных движений будет протекать замедленно. Поэтому активные движения выполняются в такой дозировке, но повторяются несколько раз в течение занятия.
При любом поражении периферических нервов для предупреждения контрактур, порочных положений и деформаций обязательно накладывают фиксирующую повязку, которую снимают на время занятий. Инструктор лечебной физической культуры на каждом занятии пассивно прорабатывает все суставы паретичной конечности во всех возможных направлениях.

Если при поражении периферических нервов нижней конечности отмечается свисание стопы, большое внимание обращают на обучение больного правильной опоре на ногу и ходьбе. Свисающую стопу обязательно фиксируют эластической тягой к обычной обуви или специальным ортопедическим ботинком (рис. 46). Прежде чем обучать больного ходить, надо научить его правильно стоять, опираясь на больную ногу, используя дополнительную точку опоры: спинку стула, костыли, палку; затем обучить ходьбе на месте, ходьбе с двумя костылями или палками, с одной палкой и только потом без опоры.

Лечение поражений периферических нервов проводится в стационаре, амбулаторно, в санаториях, на курортах и носит комплексный характер. На всех этапах в комплекс лечебных процедур входят лечебная физическая культура, массаж, электростимуляция паретичных мышц, лечебная гимнастика в воде, физиотерапия и медикаментозная терапия.