Что такое всеобщие выборы. Как принять участие в выборах? Выборы по странам

Каждому совершеннолетнему гражданину своей страны предстоит совершать множество политических действий, хоть некоторые об этом даже не подозревают. И одними из самых главных среди них являются выборы. Это могут быть выборы мэра города, президента, парламента. Но факт остается фактом.

Понятие и определение выборов

Выборы — это один из самых основных компонентов современной политики. Без одного лишь этого компонента невозможно формирование нового правительства страны или органов власти в других демократических организациях (если речь идет о выборе председателя профсоюза, акционерного общества и т. п.).

Если же говорить об этой процедуре лишь как о необходимом действии по отношению к формированию новой государственной власти, то выборы — это возможность избрания новых органов власти страны путем открытого голосования граждан. Другими словами, данный процесс позволяет народу получить то правительство, которое он считает наиболее эффективным и ответственным по отношению к делам государства.

Цели и задачи выборов

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что выборы - одно из самых распространенных явлений в жизни социума, так как они охватывают разнообразные институты и уровни правления, например выборы президента, парламента, местных органов власти (мэра или председателя сельского совета).

Но даже и это не полный список. Ведь избирать можно и членов профсоюза, о чем говорилось выше, либо президента школы, колледжа, университета. Такое многообразие дарит гражданам большие возможности. Они могут участвовать в политических действиях страны и прямым образом влиять на общественные дела внутри всего государства или какой-либо инстанции.

Ввиду своего многообразия, выборы призваны решать следующие задачи:

  1. Предоставлять правомочные полномочия властям. При помощи названной процедуры граждане наделяют своих представителей правом на осуществление политической, экономической и дипломатической деятельности по отношению к государству.
  2. Оценивать авторитетность кандидатов. Именно результаты выборов позволяют увидеть реальный рейтинг представителей политических сил, показать, насколько их идеи по отношению к развитию государства востребованы и насколько их избирательные программы убедительны для граждан.
  3. Предоставлять свободу в политических действиях внутри демократического общества. При помощи выборов граждане могут участвовать в политической жизни государства, самовыражаться за счет избрания кандидатов.

Виды государственных выборов

Существует несколько основных видов государственных выборов:

  • прямые (всеобщие);
  • косвенные;
  • частичные (дополнительные).

К первым относятся те, где участвуют граждане либо всей страны, либо отдельного региона. Это выборы президента страны, мэра города, представителя сельского совета и т. д.

Для косвенных выборов, наоборот, характерно то, что избранием занимаются выбранные гражданами представители (например, депутаты). К таковым относятся выборы судей или представителей палаты парламента и т. д.

Для частичных выборов характерно то, что они проводятся в тех случаях, когда необходимо заменить одних депутатов другими. Например, подобные выборы могут происходить, когда некоторые депутаты досрочно ушли в отставку, а их необходимо заменить другими для осуществления дальнейшей политической деятельности.

Помимо вышесказанного, могут быть и другие выборы - это местные, региональные и национальные, а также очередные и внеочередные выборы. Последние более подходят парламентским формам государства, где представителей выбирают согласно срокам, указанным в соответствующих законах либо в случае досрочного их роспуска.

Кто имеет право на выборы

Все граждане, которые достигли совершеннолетия, имеют право на участие в описываемой процедуре. Например, в РФ это лица, которым выполнилось восемнадцать лет. То есть гражданин страны, которому есть или выполнится 18 лет на момент проведения выборов, уже имеет право голосовать за своего кандидата на соответствующий пост.

Кроме того, право на выборы имеют все, кто является гражданином страны, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, религиозности и т. д. Об этом и о других не менее важных деталях говорится в ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Вы́боры - это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы - одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. Очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. Досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. Дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. Повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии .

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательные системы

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Пропорциональная система

| - {{{description}}}.

| - «{{{quote}}}»{{#if: | }}

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdate}}} }} | {{{accessdate}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessmonthday}}} }} | {{{accessmonthday}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| Проверено {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{accessdaymonth}}} }} | {{{accessdaymonth}}}{{#if: | {{{accessyear}}} }} }}.

| [{{{archiveurl}}} Архивировано из первоисточника {{#iferror: {{#time: j xg Y | {{{archivedate}}} }} | {{{archivedate}}} }}].

}} == Большинство – понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалификационное.

Абсолютным считается большинство, составляющее 50% + 1 голос от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число – конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесенных в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25% и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25% избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. требуется, например, для того, чтобы преодолеть президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков

    Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами . Конституционный суд Германии , исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

  • Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах
    • Определение формы правления
    • Классификация форм правления
  • Монархия
  • Республика
    • Понятие
    • Дуалистическая (президентская) республика
    • Парламентарная республика
    • Смешанная (полупрезидентская) республика
    • Советская республика
  • Выборы и отзыв
    • Понятие и социальная функция выборов
    • Виды выборов
    • Периодичность выборов
    • Избирательная система
    • Избирательное право
    • Отзыв
  • Принципы избирательного права
    • Понятие и значение
    • Всеобщее избирательное право
    • Свободное участие в выборах и обязательный вотум
    • Равное избирательное право
    • Прямое и косвенное избирательное право
    • Тайное голосование
  • Избирательный процесс
    • Понятие
    • Назначение выборов
    • Избирательные округа
    • Избирательные участки
    • Избирательные органы
    • Регистрация избирателей
    • Выдвижение кандидатов
    • Агитационная кампания
    • Голосование
    • Подсчет голосов и установление результатов выборов
    • Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения
  • Избирательные системы
    • Виды избирательных систем
    • Мажоритарная система относительного большинства
    • Мажоритарная система абсолютного большинства
    • Мажоритарная система квалифицированного большинства
    • Ограниченный вотум
    • Система единственного непередаваемого голоса
    • Кумулятивный вотум
    • Система пропорционального представительства политических партий
    • Заградительный пункт
    • Соединение списков
    • Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование
    • Панаширование
    • Система единственного передаваемого голоса
    • Смешанные системы
  • Референдум
    • Понятие и социальная функция
    • Виды референдума
    • Право участия в референдуме
    • Предмет референдума
    • Инициатива и назначение референдума
    • Формула референдума
    • Организация референдума
    • Определение результатов референдума
    • Правовые последствия референдума
  • Понятие, социальные функции и полномочия парламента
    • Понятие и социальные функции
    • Представительный характер
    • Общая характеристика компетенции
    • Законодательная компетенция
    • Финансовая компетенция
    • Ратификация и денонсация международных договоров
    • Назначение референдумов
    • Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах
    • Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц
    • Полномочия в области обороны и безопасности
    • Судебные полномочия
    • Акты
    • Делегирование полномочий
    • Замещение парламентов
    • Парламентское право
  • Структура парламента и организация его палат
    • Палаты
    • Формирование палат
    • Роспуск парламентов (палат)
    • Двухпалатные системы
    • Руководство палат
    • Комитеты (комиссии) парламентов и палат
  • Статус парламентария
    • Юридическая природа мандата парламентария
    • Лоббизм
    • Права и обязанности парламентария
    • Парламентский иммунитет
    • Индемнитет
    • Объединения парламентариев
  • Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры
    • Сессия
    • Процедура пленарных заседаний палат
    • Процедура заседаний комитетов (комиссий)
  • Законодательный процесс
    • Понятие
    • Законодательная инициатива
    • Обсуждение законопроекта
    • Принятие закона
    • Санкционирование, промульгация и опубликование закона
    • Особенности законодательного процесса в финансовой области
    • Особенности прохождения проектов и принятия конституционных и органических законов
    • Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров
  • Иные специальные парламентские процедуры
    • Процедуры выборов и назначений
    • Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов
    • Процедура контроля за делегированным законодательством
    • Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев
    • Парламентские расследования
    • Процедура политической ответственности правительства
    • Импичмент и иные подобные процедуры
    • Рассмотрение петиций
  • Вспомогательный аппарат парламента
    • Понятие и назначение
    • Структура и функции
    • Вспомогательные службы коллегиальных органов
    • Личный персонал парламентариев
  • Органы, учреждения и должностные лица при парламентах
    • Общая характеристика
    • Счетные палаты
    • Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)
    • Прочие конституционные органы, учреждения и должностные лица
  • Глава государства
    • Понятие и место в системе власти
    • Юридическая форма главы государства
    • Полномочия
    • Монарх: особенности статуса
    • Президент: порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность
    • Вспомогательные органы и учреждения при главе государства
  • Правительство
    • Понятие
    • Компетенция
    • Формирование и состав
    • Глава правительства
    • Ведомства и их руководители
    • Ответственность правительства и его членов
  • Судебная власть
    • Понятие и социальная функция
    • Структура судебной власти
    • Статус судей, прокуроров, следователей
    • Высшие органы судейского сообщества
  • Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем
    • Принципы организации
    • Принципы деятельности
    • Системы судов общей юрисдикции
    • Административная юстиция
  • Конституционная юстиция
  • Органы и учреждения, содействующие судебной власти
    • Прокуратура
    • Адвокатура
  • Территориальное устройство государства
    • Понятие
    • Территориальная автономия
    • Формы политико-территориального устройства
    • Унитарное устройство (унитаризм)
    • Федеративное устройство (федерализм)
    • Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономии
    • Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами
    • Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами
    • Федеральные территории
    • Зависимые территории
  • Организация государственной власти субъектов федераций и иных государственно-автономных единиц
    • Формы правления и государственные режимы
    • Законодательные органы
    • Исполнительные органы
    • Судебные органы

Виды выборов

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель). Однако здесь возникает вопрос: как назвать выборы, которые сочетают то и другое либо вообще не подходят под данные конструкции, будучи, однако, непрямыми?

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента.

Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами. Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Не могут депутаты рассматриваться и как выборщики, ибо основная их функция – другая. Получается, что даже косвенными по данной терминологии эти выборы не могут быть названы.

Вообще-то «косвенные» – антоним «прямых» и синоним «непрямых». Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между косвенными и многостепенными выборами не представляется целесообразным, поскольку, как мы видели, есть случаи, не подпадающие ни под один ни под другой термин.

Пример с порядком формирования французского Сената показывает, что споры о терминах – занятие малопродуктивное. Важно лишь с самого начала всегда давать понять, что имеется в виду, когда употребляется тот или иной термин, в понимании которого встречаются расхождения.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными. Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже – верхней, палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов (иногда такие выборы именуются дополнительными) или ротации части депутатов, если палата обновляется по частям.

Кроме того, выборы бывают национальными, когда проводятся по всей стране, и региональными, местными (локальными), посредством которых избираются органы местного самоуправления. Последние иногда называются административными (местное самоуправление во многих странах – предмет регулирования административным правом) в отличие от политических выборов, посредством которых избираются общегосударственные органы власти.

В некоторых странах существуют специфические названия выборов в органы местного самоуправления. Например, во Франции выборы в генеральные советы департаментов называются кантональными, так как избирательными округами при этих выборах служат кантоны – исторические единицы, не имеющие своих органов управления или самоуправления.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два или более голосований, то соответственно – в два тура или более. Второй и последующие туры иногда называются повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Выборы, наконец, бывают очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки, указанные в конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Она устанавливает правила создания органов власти и осуществляет влияние на электоральный процесс. В широком смысле "элективная система" - это общественные процессы и связанные с выборами правила, а в узком - способ учета голосов и распределение мест в органах госвласти между кандидатами. Что такое выборы в контексте избирательной системы? Это ее главный компонент, существующий наряду с другим способами формирования органов власти (наследованием, насильственным захватом, назначением на должности).

Постараемся дать оптимальное определение того, что такое выборы. Это демократически ориентированная процедура выдвижения и последующего избрания кандидатов на госдолжности; такие же процедуры в коммерческих акционерных и общественных организациях. Перед политическими выборами в обязательном порядке проводятся аналитические исследования, изучение общественного мнения. Задачей кандидата является определение "своего" электората. Существенное значение имеют исследования, дающие представление о мотивах групп будущих избирателей.

В России о том, что такое выборы, известно давно, поскольку они имеют, вопреки общему мнению, давние традиции. Жизнь средневековых республик Новгорода и Пскова регулировалась выборами.

Благодаря им стали царями Борис Годунов и Михаил Романов. Ими много веков регулировалась жизнь казачества и Православной Церкви. Земские учреждения 19 века тоже были выборными: деревенские, крестьянские старосты избирались общиной.

В эпоху СССР общегражданские выборы приобрели условный, формальный характер. О том, что такое выборы в полном смысле, никто не рассуждал. Только при Горбачеве ситуация изменилась, в них начали участвовать и независимые кандидаты, и оппозиционеры. Появилась даже идея выборов директоров учреждений и предприятий. Политическая активность населения резко возросла. Предвыборные мероприятия проводились в традиционной форме митингов, встреч с избирателями, прямых эфиров ТВ, радиообращений, поддержки газет и журналов, движений и т.п.

Выборы в России впервые начали сопровождаться политической рекламой в 90-е. Особенно ярко это проявилось в ходе апрельского референдума 1993 года. На года стали использовать телеролики политической рекламы. Сложилась практика использования ресурсов рекламных агентств, выполнявших заказы партий.

Проблема российских избирателей сегодня заключается в том, что у них нет четких ориентиров - харизматичных лидеров. Поэтому люди апатичны и часто попросту отказываются участвовать в голосовании.

Что такое выборы на демократической основе? Они проводятся в соответствии со следующими принципами: обязательность, периодичность, всеобщность альтернативность выбора, равные права кандидатов, соблюдение закона, свободное волеизъявление избирателей, гарантии тайного голосования, прозрачность и открытый характер проведения.

Президентские выборы - 1991

12 июня 1991 года состоялись выборы президента РСФСР. Это были единственные выборы, на которых граждане голосовали за президента и вице-президента, шедших в одной графе, по американской модели. Кандидатов на пост главы государства было выдвинуто множество, однако в действительности документы в ЦИК предоставили лишь 10 пар. Борис Громов, который впоследствии пошел «номером два» при Николае Рыжкове, изначально баллотировался на главную должность, как и «напарник» Альберта Макашова - Алексей Сергеев.

Пары кандидатов должны были предоставить в ЦИК по 100 тысяч подписей. Это сделали все, кроме Владимира Жириновского, который воспользовался законной возможностью и запросил поддержку народных депутатов. Чтобы Жириновский стал кандидатом, за него должны были выступить не менее 20% избранников.

Кандидаты:

в президенты - Борис Ельцин, 60 лет, председатель Верховного совета РСФСР; в вице-президенты - Александр Руцкой, 43 года, председатель комитета Верховного совета РСФСР, полковник, - беспартийные, при поддержке демократических сил;

в президенты - Николай Рыжков, 62 года, бывший председатель Совета министров СССР; в вице-президенты - Борис Громов, 47 лет, первый заместитель министра внутренних дел СССР, народный депутат СССР, генерал-полковник, - КП РСФСР;

в президенты - Владимир Жириновский, 45 лет, политик; в вице-президенты - Андрей Завидия, 38 лет, президент концерна «Галанд», - ЛДПСС;

в президенты - Аман Тулеев, 47 лет, председатель Кемеровского областного Совета народных депутатов, народный депутат РСФСР; в вице-президенты - Виктор Бочаров, 57 лет, начальник комбината «Кузбассшахтострой», народный депутат РСФСР, - беспартийные;

в президенты - Альберт Макашов, 53 года, командующий Приволжско-Уральским военным округом, народный депутат СССР, генерал-полковник; в вице-президенты - Алексей Сергеев, 60 лет, заведующий кафедрой Академии труда и социальных отношений, - КП РСФСР;

в президенты - Вадим Бакатин, 53 года, бывший министр внутренних дел СССР; в вице-президенты - Рамазан Абдулатипов, 44 года, председатель Совета национальностей Верховного совета РСФСР, - беспартийные.

Выборы проходили по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Явка составила 74,70%.

10 июля 1991 года Борис Ельцин стал президентом РСФСР, а Александр Руцкой занял должность вице-президента.

Президентские выборы - 1996

Первый тур прошел 16 июня. ЦИК зарегистрировал 78 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. 16 групп смогли набрать необходимый по закону миллион подписей. В итоге Центральная избирательная комиссия зарегистрировала девять кандидатов, семерым было отказано. Шестеро из них обжаловали это решение в Верховном суде, который в итоге постановил зарегистрировать еще двоих. Одним из кандидатов был Аман Тулеев. Накануне выборов он снял свою кандидатуру и призвал своих сторонников голосовать за лидера КПРФ Геннадия Зюганова.

Кандидаты:

Борис Ельцин, 65 лет, действующий президент России;

Геннадий Зюганов, 51 год, КПРФ;

Александр Лебедь, 46 лет, Конгресс русских общин;

Григорий Явлинский, 44 года, партия «Яблоко»;

Владимир Жириновский, 50 лет, ЛДПР;

Святослав Федоров, 68 лет, офтальмолог, Партия самоуправления трудящихся;

Михаил Горбачев, 65 лет, бывший президент СССР;

Мартин Шуккум, 44 года, Социалистическая народная партия;

Юрий Власов, 60 лет, тяжелоатлет, экс-депутат Госдумы;

Владимир Брынцалов, 59 лет, бизнесмен, Русская социалистическая партия.

Явка в первом туре составила 69,81%.

Чтобы одержать победу в первом туре, кандидат должен был набрать 50% голосов. Так как ни один из них этого сделать не смог, был объявлен второй тур, который состоялся 3 июля 1996 года.

Во время второго туда явка составила 68,88%.

Борис Ельцин был переизбран президентом России на второй срок.

Президентские выборы - 2000

31 декабря 1999 года, в новогоднюю ночь, Борис Ельцин объявил о своей отставке, не досидев полгода до конца президентского срока. В соответствии с законодательством, в этом случае в трехмесячный срок должны были состояться досрочные выборы. 5 января 2000 года Совет Федерации назначил голосование на 26 марта. ЦИК зарегистрировал 28 инициативных групп, которые выдвинули кандидатов на должность главы государства. Еще пятеро были выдвинуты избирательными объединениями. Количество необходимых подписей из-за сжатых сроков подачи документов было сокращено вдвое - с миллиона до 500 тысяч подписей. Представить их смогли 15 штабов. В итоге ЦИК зарегистрировал 12 человек. За пять дней до выборов один из претендентов, Евгений Севастьянов, снял свою кандидатуру в пользу лидера «Яблока» Григория Явлинского.

Кандидаты:

Владимир Путин, 47 лет, премьер-министр России, самовыдвиженец;

Геннадий Зюганов, 55 лет, КПРФ;

Григорий Явлинский, 47 лет, партия «Яблоко»;

Аман Тулеев, 55 лет, губернатор Кемеровской области, самовыдвиженец;

Владимир Жириновский, 53 года, ЛДПР;

Константин Титов, 55 лет, губернатор Самарской области, Российская партия социальной демократии, Союз правых сил;

Элла Памфилова, 46 лет, общественно-политическое движение «За гражданское достоинство»;

Станислав Говорухин, 64 года, кинорежиссер, партия «Отечество - вся Россия»;

Юрий Скуратов, 47 лет, бывший генпрокурор России;

Алексей Подберезкин, 47 лет, общественно-политическое движение «Духовное наследие»;

Умар Джабраилов, 41 год, бизнесмен.

26 марта 2000 года выборы состоялись. Владимир Путин, преодолев 50-процентный барьер, был избран президентом Российской Федерации.

Явка составила 68,64%.

Президентские выборы - 2004

Особенностью выборов президента 2004 года было то, что в них не стали участвовать лидеры КПРФ и ЛДПР Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Вместо этого партии выставили «новичков»: Николая Харитонова и Олега Малышкина. Лидер «Яблока» Григорий Явлинский также не баллотировался. В итоге ЦИК зарегистрировал шесть кандидатов. Еще шестеро не смогли получить регистрацию: мультимиллионер, председатель общественной организации «Всероссийская партия народа» Анзори Аксентьев-Кикалишвили; бизнесмен Владимир Брынцалов; экс-глава Центробанка, выдвинутый Партией российских регионов (сейчас «Справедливая Россия»), Виктор Геращенко; общественный деятель Иван Рыбкин; председатель общественного движения «За социальную справедливость» Игорь Смыков и одиозный бизнесмен Герман Стерлигов.

Кандидаты:

Владимир Путин, 51 год, действующий президент России, самовыдвиженец;

Николай Харитонов, 55 лет, КПРФ;

Сергей Глазьев, 43 года, самовыдвиженец;

Ирина Хакамада, 49 лет, СПС, «Наш выбор»;

Олег Малышкин, 52 года, ЛДПР;

Сергей Миронов, 51 год, председатель Совета Федерации, выдвинут «Российской партией жизни».

Явка составила 64,38%.

Президентские выборы - 2008

Согласно Конституции России, Владимир Путин не мог больше баллотироваться на должность президента страны. Он официально поддержал выдвижение кандидата от «Единой России», премьер-министра Дмитрия Медведева на пост главы государства. Этот выбор поддержали партии «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия» и «Зеленые». ЦИК зарегистрировал четверых кандидатов в президенты. Отказы получили 14 человек, в том числе лидер Российского народно-демократического союза и партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов. Брак в подписных листах, которые он предоставил в ЦИК, составил 13,36% вместо допустимого уровня в 5%. Не был зарегистрирован также чемпион мира по шахматам, один из лидеров коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров. Съезд инициативной группы, выдвигающей его, не состоялся.

Кандидаты:

Дмитрий Медведев, 42 года, первый заместитель председателя правительства, партия «Единая Россия»;

Геннадий Зюганов, 63 года, КПРФ;

Владимир Жириновский, 61 год, ЛДПР;

Андрей Богданов, 38 лет, самовыдвиженец, поддержанный Демократической партией России;

По мнению представителей ПАСЕ, результаты выборов 2008 года отражают волю народа. «Народ России проголосовал за стабильность и преемственность, которая ассоциируется с действующим президентом и с поддерживаемым им кандидатом. Избранный президент будет иметь солидный мандат большинства россиян», - констатировали наблюдатели от Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Явка составила 69,6%.

Президентские выборы - 2012

4 марта 2012 года прошли очередные выборы президента России. Дмитрий Медведев принял решение не участвовать в выборах, основным кандидатом на должность главы государства стал Владимир Путин. Всего Центральная избирательная комиссия зарегистрировала пять кандидатов. Отказы из-за нарушения процедуры получили, среди прочих, лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов и член политкомитета «Яблока» Григорий Явлинский.

Кандидаты:

Владимир Путин, 59 лет, беспартийный, выдвинут «Единой Россией»;

Геннадий Зюганов, 67 лет, КПРФ;

Михаил Прохоров, 46 лет, бизнесмен, самовыдвиженец;

Владимир Жириновский, 65 лет, ЛДПР;

Сергей Миронов, 59 лет, «Справедливая Россия».

Во всех субъектах России Владимир Путин занял первое место. Причем в Чечне, Дагестане, Ингушетии и еще нескольких регионах он получил более 90% голосов. Лишь в Москве Путин не преодолел 50-процентный барьер, набрав 46,95%.

Результаты выборов были объявлены 5 марта. В этот же день избранного президента Владимира Путина поздравили лидеры Сирии и Ирана Башар Асад и Махмуд Ахмадинежад. 10 марта глава государства получил поздравления от хозяина Белого дома Барака Обамы. 7 мая 2012 года президент официально вступил в должность.