Что значит деструктивный? Деструктивный человек, деструктивный конфликт, деструктивное межличностное взаимодействие. Основные методы деятельности деструктивных организаций и течений

Признаки деструктивных религиозных течений:

1. Наличие идей об исключительности религии, религиозных догматов.

2. Наличие предписаний, отрицающих светские порядки, в том числе законы, органы власти и управления.

3. Наличие предписаний, разжигающих религиозную вражду или рознь, вызывающих угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан.

4. Отрицание научной трактовки религиозных догм, отрицание «мазхабов» (религиозных школ в исламе), в том числе критическое неприятие традиционного для мусульман Центральной Азии мазхабу Абу Ханифы.

5. Разделение людей на истинно верующих, вероотступников или заблудших.

6. Отрицание народных традиций и обычаев, призыв к категорическому отказу следовать им.

7. Ограничение посещения верующими культурно-массовых мероприятий, просмотру телевидения, в особенности развлекательных и музыкальных программ и передач.

8. Ограничение женщин в свободном выборе одежды, или принуждение женщин, в том числе несовершеннолетних девочек, носить ярко выраженную религиозную или характерную для других стран и народов одежду.

9. Предписание заключать и расторгать браки по религиозным требованиям и ритуалу.

10. Предписание использовать специфичные выражения, слова, сленги в ущерб национальному языку и культуре.

11. Предписание иметь специфичный вид и носить специфичную одежду в ущерб национальным традициям, культуре и современным условиям:

Для мужчин:

— неухоженная, беспорядочно растущая борода. Усы выбриваются;

— брюки укороченные, не ниже щиколоток, широкого кроя (обтягивающая одежда не допускается).

Для женщин:

— одежда широкого покроя, полностью или почти полностью покрывающее тело (паранджа, бурка, чадра, химар, хиджаб). Преимущественно черного цвета или иных темных тонов (темно-коричневый, темно-синий, серый).

Информационная поддержка проводится в рамках проекта государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК» - «Организация службы по информационной работе в сфере религии»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Термин имеет тот же корень, что и структура; приставка "де" означает уничтожение или отрицание. Слово "деструктивный" носит негативную окраску и означает не что иное, как разрушительный. Синоним деструктивности, как уже было указано выше - разрушительность. Распад структурных связей, зависимостей и тому подобного - вот что значит деструктивный.

Деструктивный конфликт

Под деструктивным конфликтом обычно понимают столкновение, при котором характерна проблематичность достижения целей каждого из участников конфликта каким-либо иным способом, кроме ущемления интересов другого. Это значит, что намерения оппонентов переплетаются, мешая удовлетворению интересов каждого из них.

Деструктивный человек

О деструктивности можно говорить как о качестве личности. Возникает вопрос о том, что значит деструктивный человек? Является ли эта разрушительность пагубной для обладателя такой черты или для окружающих его людей?

Психологи дают следующее определение для деструктивности, свойственной человеку. Это неспособность создавать базу, обеспечивающую дальнейший результативный труд. Деструктивность может быть направлена как вовнутрь, так и извне. Кроме того, как и в общем определении, она означает разрушение функциональных связей.

Многие которые можно назвать негативными, относятся к деструктивным (например, жадность, хитрость, цинизм и предвзятость), поскольку они так или иначе приводят к разрушению. Но более всего деструктивность связывают с жадностью, что значит, деструктивный человек в полной мере обладает этим пороком.

Жадность как поборница быстрого результата

Для деструктивного человека свойственен соответствующий подход к жизни. Он хочет всего и сразу. Такая личность настолько гонится за результатом, что растрачивает его. В итоге эффективность близится к нулю.

Антоним деструктивности - конструктивность, напротив, предполагает постепенное совершенствование и продвижение вперед.

Пропасть между теорией и практикой

В ответе на вопрос о деструктивности человеческого сознания, то, что значит слово "деструктивный" - очень малая часть того, что надо бы сказать. Деструктивный человек не глуп - он знает теорию, но не применяет ее на практике. Ситуация схожа с купленным билетом на поезд, в который покупатель так и не сядет. Деструктивный человек знает, что действует прежде всего себе во вред. Но все равно продолжает это делать. Быть может, даже кичится своей деструктивностью.

Деструктивное межличностное взаимодействие

Под деструктивным межличностным взаимодействием понимают такие формы контактов, при котором на одного или на каждого из собеседников оказывается пагубное влияние со стороны другого. Примеры: манипулятивное или авторитарное общение, молчание с целью сокрытия какой-либо информации или в качестве так называемого наказания.

Отрицательные одного или всех участников взаимодействия придают ему деструктивный характер. Они могут проявляться преднамеренно или неосознанным образом. Мотивированная или немотивированная агрессия, к примеру, может исходить от одного собеседника к другому либо вследствие нервного перенапряжения, либо из желания нанести тому физический или моральный вред. Такие личностные черты, как предубеждение, лицемерие и цинизм также являются основой деструктивного межличностного взаимодействия, напоминающего, однако, в отличие от открытой агрессии скорее состояние "холодной войны". Так, данный процесс может проходить в неявном виде, пока деструктивность будет все более прогрессировать.

Некоторые течения современного общества, к сожалению, часто носят деструктивный характер, причиняют вред обществу или своим же членам (материальный, психологический или физический). Часть из них зарегистрированы под видом религиозных объединений, другие ведут свою деятельность неофициально, вопреки запретам правительства. Обычно они известны под термином «секта», хотя их представителям данная формулировка категорически не нравится. У термина «сектанство» много определений, но общий смысл таков: это общее название различных «религиозных» групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в Исламе, Иудаизме, Христианстве и находящихся в оппозиции с ними.

Секты - это достаточно сильный способ управления людьми в угоду своим корыстным целям. Например, Рон Хаббард, основатель саентологии, с одной стороны, стремился к власти и даже в молодости в задумчивости часто записывал на страницах тетради фразы: «Все люди - мои рабы», «Весь мир мне подчиняется» и т.д. Он пробовал себя в разных областях, нигде у него не получалось реализоваться, он даже пробовал быть писателем, и ему приписывают фразу, которую он неоднократно говорил в разных обстоятельствах: «Писать, получать цент за слово — это смешно. Если хочешь стать богатым, нужно основать собственную религию».

Секта была и фашистским инструментом порабощения. Обратите внимание на обширную цитату А. Гитлера из книги Генри Пиккера "Из застольных бесед в ставке фюрера", "Вечер в "Вольфшанце" (11 апреля 1942 года): «...Поэтому для осуществления господства нашего рейха над покоренными народами Востока высшим принципом должно быть: как можно шире отвечать их стремлению к индивидуальной свободе, избегать их какой-либо государственной организации и тем самым держать представителей этих народностей на как можно более низком уровне культуры. Надо постоянно исходить из того, что задача этих народов по отношению к нам, прежде всего, такова: служить нам экономически. Поэтому нашим стремлением должно быть: всеми силами забрать из захваченных областей все, что можно оттуда взять. Образование деревенских общин надо тоже осуществлять так, чтобы между соседними общинами не могло возникнуть никакой общности. Во всяком случае, надо не допускать устройства единых крупных церквей для молитвенных целей. В наших интересах - чтобы каждая деревня имела собственную секту, развивающую собственное представление о Боге. Даже если таким образом в отдельных деревнях возникнет культ колдунов, как, скажем, у негров или индейцев, мы должны это только приветствовать, ибо это увеличит число разрушающих моментов на русской территории».

Как работает религиозная секта и какую опасность она несёт для личности, семьи и государства

Попасть в секту несложно: всё начинается с невинного разговора о жизни с незнакомцем на улице, у двери вашего дома или в Интернете. Зачастую люди приходят в религиозное объединение в периоды своего жизненного кризиса, члены которого с первого дня окружают новичка повышенной заботой и безграничной братской любовью, что, безусловно, порождает некое доверие.

Любые сомнения касательно секты с первого дня будут опровергаться заранее продуманной и ранее отработанной серией доказательств и убеждений. Обращение новичков к внешним критическим источникам информации о данном религиозном течении будут обрубаться на корню, таким образом, что у адептов вырабатывается некая блокировка, страх на возможный просмотр материала, не имеющего отношения к данной организации. Они панически боятся смотреть или читать все иное - доводы, вероубеждения, взгляды. Поэтому они практически не посещают библиотек, не смотрят телевизор, не читают газет, не находятся в активном режиме в социальных сетях. В результате чего новичок будет видеть только белое, хотя есть и черное, и их полутона.

Секта использует различные методы контроля за сознанием и поведением ее членов, в том числе гипноз и НЛП (нейролингвистическое программирование), как в общении, проповедях, так и в своей литературе; создает психологическую, физическую и финансовую зависимость от лидеров и самой организации; ограничивает свободу выхода из секты, приводя различные угрозы, в том числе вырванными из контекста цитатами из священных писаний. Особый упор при этом делается на молодежь, которая еще не обладает достаточным багажом истинных религиозных знаний и больше всех подвержена внушению.

По сообщению практикующих психологов, бывает так, что лидеры вводят адептов в гипноз и из него не выводят. Таким образом, даже если адепт покинул общину, он по-прежнему находится под гипнозом, и переубедить его бывает практически невозможно без профессионального вывода из этого состояния.

Секта систематически настраивает своих членов против всего остального мира (семьи, друзей, коллег, государственных служащих, официальных духовных лиц традиционных религий), высмеивая их грехи, принижая их человеческое достоинство, опуская до людей второго сорта по сравнению с ними. В результате чего рекомендуется ограничить близкое общение с ними, прервать личные отношения вплоть до развода, сменить место работы, место жительства (в том числе город, страну) в пользу данного объединения. Часто члены объединения - это жители других городов и стран, в итоге живущие в отдельных религиозных поселениях либо по несколько человек в одной съемной квартире.

Секта выбивает из граждан страны патриотизм различными методами и лживыми доводами: запрещается петь гимн и работать в государственных органах, служить в армии, защищать страну при нападении врага; признание власти Бога без признания государственной власти; запрет на участие в городских мероприятиях, республиканских праздниках любого рода, дозволенность не соблюдать законы государства и др. Так выстраивается свое государство в государстве.

Секта ведёт контроль личной жизни, обсуждаются практически все её детали. Разрешает или запрещает вступать в брак в данный момент, с кем вступать в брак, заводить детей или нет, как проводить супружескую жизнь.

Согрешивших членов общества высокомерно осуждают на общем собрании и прекращают какое-либо общение даже в форме простого приветствия. С членами, покинувшими общество, имеющими иное вероубеждение, также резко обрывают какие-либо отношения.

Основной упор лидеры религиозных течений делают на максимально активное распространение своего учения среди населения региона с целью привлечения новичков. Так, члены секты зачастую меняют свою работу на более облегченную с максимальным количеством часов свободного времени днем, которое посвящают проповедям на улицах, по домам, Интернету и т.п.

Ну и, конечно, один из главных моментов - это сбор добровольных либо обязательных пожертвований. Так, к примеру, бывший саентолог из Казахстана для портала nur.kz в мае 2016 г. в видеоинтервью озвучил суммы взносов казахстанских саентологов в это объединение, которые составляют, как правило, свыше 100 тыс. долларов и доходят до 1-3 млн долларов США. В одних религиозных течениях убеждают, что эти деньги пойдут на нужды общества, для помощи бедным и угнетенным далеких стран, для борьбы с не видимыми никому притеснителями, в других - на откуп грехов перед Богом (однако забывают пояснить: каким образом пересылают деньги Богу, зачем они ему нужны и в каком священном писании дан этот закон). В общем, придумывают такую сказку, в которую люди смогут поверить как с применением гипноза, так и без него.

Создаются различные учебные центры, организовываются тренинги личностного роста, детские лагери; приглашают на уроки английского языка, ораторского искусства и прочее на бесплатной основе, что привлекает массу людей. Но бесплатный сыр бывает, как правило, лишь в мышеловке.

Члены псевдорелигиозных течений убеждены в том, что именно они находятся на пути истины и что только они попадут в Рай. Традиционные религии называют неправильными, выдуманными, «порождениям дьявола». Отдельные течения представляют Рай точно таким же, как и эта жизнь, с возможностью рождать детей. Поэтому в этой жизни у них практически полностью отсутствует интерес к семье и детям.

Так у адептов формируется своя уникальная система жизненных ценностей и приоритетов, которая в целом не приносит пользы ни им самим, ни их семьям, ни государству.

страница 1
Деструктивная деятельность псевдорелигиозных течений
В последние годы крайнюю обеспокоенность вызывает бесконтрольная деятельность тоталитарных деструктивных религиозных объединений, наносящая непоправимый вред здоровью людей, попирающая фундаментальные права человека и создающая угрозу семье, обществу и государству.

Тоталитарные деструктивные религиозные объединения являются особыми авторитарными организациями, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями.

Эти псевдорелигиозные течения прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Кроме того, о псевдорелигиозном характере того или иного сообщества позволяет говорить отрицание им всей совокупности культуры, сложившейся в современном казахстанском обществе.

Среди таких организаций как общины АУМ Синрике, Аля аят, Ата жол, «Брахма Кумарис» существует практика психологического насилия, трудовой и финансовой эксплуатации адептов, их социальной изоляции и тотального ограничения личной свободы посредством использования методов манипулирования и контроля сознания, нанесения вреда психике и здоровью, а также ряда смертных случаев.

Агрессивность членов деструктивного религиозного течения против собственных членов и посторонних в фанатическом отстаивании идеологии о спасении души, а также отказ от рационального мышления при этом считаются опасными последствиями. К тому же заложенная в личности человека склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость часто еще усиливаются за счет сплоченного характера такой группировки. Неудивительно, что членами подобных псевдорелигиозных течений становится в большинстве своем молодые и нередко несовершеннолетние граждане.

Так почему в нашей стране такие общины могут заниматься незаконной и неквалифицированной медицинской практикой? Почему практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, наносит ущерб его физическому и умственному здоровью и развитию? Почему в Казахстане реализация права на свободу совести осуществляется за счет прав других граждан?

Международный опыт наглядно показал, что наиболее опасными современными деструктивными культами являются: «Церковь сайентологии» и другие хаббардистские организации (центры дианетики, «Нарконон», «Криминон» и пр.), «Церковь объединения» и другие мунитские организации, неокришнаитские секты, культ Шри Чинмоя, «Брахма Кумарис», «Аум Синрикё» и ее осколки, например, «Гухъясамаджа», «Фалуньгун», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры» (неопятидесятники, различные «церкви полного Евангелия» и пр.), «Белое братство», «Церковь последнего завета» (секта Виссариона), ваххабиты и другие экстремистские мусульманские течения, различные коммерческие, псевдофилософские культы.

Казахстанский Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» признан экспертами одним из самых либеральных. Но в этом есть не только положительные моменты, но и отрицательные, которых, к сожалению, больше. Так, например, Казахстан – одна из немногих стран, где права граждан не защищены от посягательств тоталитарных деструктивных культов. Этим воспользовались, прежде всего, деструктивные религиозные объединения, исповедующие антигуманную идеологию, разжигающие вражду между конфессиями. Псевдорелигиозными течениями используются известные психотехники, включающие в себя психологические, физиологические, несанкционированные технические, медикаментозные и другие средства и приемы, комплексное воздействие которых позволяет подавлять личность, навязывать ей чуждое мировоззрение и управлять ее поведением. Это подтверждается заключениями огромного числа специалистов.

Последователи подобных объединений лишаются права на медицинскую помощь, на жизнь, на труд, на свободу перемещения, на отдых, на свободу совести, на выполнение гражданских обязанностей, на жилище, на частную собственность, на информацию, на образование, на создание семьи. Фактически адепты таких организаций лишаются основных прав и свобод, декларированных Конституцией, Всеобщей Декларацией Прав Человека и другими международными документами.

Эта острая социальная проблема настолько накалилась в обществе, что не может больше не замечаться правительством. Государство обязано обратить внимание на существующие пробелы в законодательстве. Крайне необходимо совершенствование казахстанского законодательства в данной сфере и принятие правовых мер по ограничению на территории страны деятельности псевдорелигиозных объединений.

страница 1

Г. Базарбаева
Старший научный сотрудник
Отдела исследования христианства и нетрадиционных
для Казахстана религиозных течений НИАЦ МКС РК

Религия всегда занимала и занимает важное место в жизни человека и в истории мировых цивилизаций. Однако, развитие мировых и традиционных религий сопровождается появлением церкви, миссии, религиозные организации нетрадиционного толка.

Миссионеры и проповедники последних проводят активную агитационно-пропагандистскую работу по привлечению людей в религиозные организации деструктивного направления. Деструктивность – один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства. Во многих странах приняты законы запрещающие деятельность организаций, наносящих ущерб психическому и физическому здоровью граждан, разрушающих нравственные ценности.
В Казахстане нет ни одной религиозной организации признанной на законном основании деструктивным культом. Однако это не повод успокаиваться. Некоторые религиозные объединения имеют отдельные признаки деструктивности, большинство из них используют такие методы влияния, как контроль над жизнью адептов, информационный контроль.
Деструктивные течения нетрадиционных религий представляют определенную опасность обществу, их деятельность приводит к негативным последствиям как в духовном, так и в физическом и материальном плане.
Для привлечения и удержания людей в организации культы, как правило, применяют методы психологического влияния: контроль над поведением, подчинение сознания, информационный контроль. Метод подчинения сознания, скрытое воздействие на психику бывает опаснее, чем явное физическое насилие, в это время происходит постепенное и незаметное разрушение личности, превращение ее в фанатика или зомби.
Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. В этом и заключается метод контроля поведения. Когда участники не заняты изучением доктрины движения или культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется ритуальная работа, которую необходимо делать.
Во многих культах существуют серьезные ограничения на разнообразие и объем питания, некоторые движения практикуют полный отказ от пищи и воды на сутки и более. Неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовного совершенства.
Известно, что «голод является одним из могущественных факторов, оказывающих свое действие на психику и все поведение человека…» Следствие чего наблюдается выработка покорности и зависимости у адепта.
Медленно и поступенчато деструктивные культы стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путем давления на личность вынуждают отказаться от всех контактов и отношений, которые могут помешать пребыванию в культе.
Таким образом, цель культов - сформировать зависимый тип личности. Следствие чего происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестер и братьев».
Вместе с методом контроля поведения тесно переплетается метод информационного контроля. Применяя данный метод, деструктивные культы ограничивают просмотр телевидения, чтение газет, радио, ведь человеческое сознание фактически не может нормально функционировать без определенно направленной информации. Подобный метод, исключает возможность критического мышления последователей культа, что не позволяет людям судить о собственной жизни или действиях группы.
Контролируя мышление, деструктивный культ не только управляет поведением человека, но и формирует его личные качества в соответствии с интересами группы, создает новую «культовую личность».
Нарушения мышления в культе поддерживаются рядом специальных техник (пение, гудение, произнесение молитв и мантр, монотонное скандирование). Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются.
Подобные организации также используют культовый язык особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка в разговор и пение.
Это приводит к тому, что новообращенные чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с другими членами движения, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их
повседневной речи, у них могут появиться затруднения в общении с людьми вне движения, которые не всегда могут этого понять.
Нетрадиционные религиозные объединения стараются как можно больше расположить человека, сделать его более восприимчивым к методам, которые действуют внутри организации. Порождают у верующих определенные чувства, поддерживают эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением в должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение – выговороми наказанием. Человеку постоянно внушается, что он не живет в соответствии со своим потенциалом, не достаточно трудится для достижения поставленного культом идеала, что его семья является источником греха, что вся жизнь человека связана с грехом – все его привязанности, мысли, чувства, поступки греховны.
Деструктивные культы с помощью методов влияния стремятся заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа, чрезмерная эксплуатация чувства вины, внушение страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера.
Попасть в подобную организацию несложно, гораздо труднее выйти из нее. Личность человека подвергается полной смене системы взглядов и ценностей, жизнь подчинена правилам деструктивной организации. Лидеры культов стараются подчинить человека всеми методами, включая незаконные. Возможность выхода из деструктивного культа обычно гарантируется только на словах. В заключении хочется отметить, во-первых, самая лучшая защита от культов – информированность и понимание того, что такое культ, какие у него скрытые цели и методы. Во-вторых, незнание и непонимание своей духовной традиции, религиозное невежество, по сути, лишают человека свободы выбора. Свободным может быть только осознанный выбор и этот выбор зависит только от нас.
Такими представляются основные методики воздействия на человека и вербовки его в деструктивные культы. Всем гражданам, особенно молодежи необходимо быть осторожными и замечать манипулирование. Некоторые думают, что если они бедны и у них нечего взять, то их и вербовать не будут. Это заблуждение, т.к. могут использовать вашу энергию и энтузиазм. Поэтому нужно быть бдительными и всегда осознавать свои поступки.