Инвалидная коляска для передвижения по лестницам.

На проходившем в экспоцентре «Сокольники» Международном медицинском форуме - 2010 была представлена инвалидная коляска «Гради-стандарт», конструкция которой позволяет передвигаться по ступенькам и преодолевать различные препятствия городской среды - бордюры, пороги и другие, непреодолимые для обычной инвалидной коляски, препятствия.

Компания-разработчик позиционирует «Гради-стандарт» как изобретение, не имеющее аналогов в мире и даже выделяет ее в новый класс инвалидных колясок - «инвалидные коляски для улиц». В отношении «не имеет аналогов в мире», наверное, слишком громко сказано, но эта инвалидная коляска действительно представляет интерес для инвалидов-колясочников России и стран ближнего зарубежья, где вопросы безбарьерного пространства для людей с ограниченными возможностями особенно актуальны.

Главным достоинством «Гади-стандарт» является механизм трансформации инвалидной коляски в «ступенькоход». Это достигается при помощи расположенных спереди и сзади двух пар крестообразных опор. Крестообразные опоры приводятся в рабочее положение в случае необходимости преодоления каких-либо препятствий, которые в обычном режиме переехать очень трудно или вообще невозможно - ступеней, порогов, бордюров. «Кресты» работают с помощью цепной передачи при включенном тормозе (инвалидная коляска укомплектована специально предназначенными для режима передвижения на «крестах» тормозами). При спуске по лестнице рабочими являются передние крестообразные опоры, при этом задние «кресты» выполняют роль антиопрокидывателя. При подъеме по лестнице (осуществляется спиной вперед) ведущие «кресты» - задние, передние, соответственно, работают в качестве антиопрокидывателя. В обычном режиме передвижения крестообразные опоры находятся в приподнятом положении.

Процесс спуска и подъема по ступенькам на «Гради-стандарт» можно увидеть в .

Технические характеристики «Гради-стандарт»

Название, модель

Гради-Стандарт

Длина не более, мм

Длина с крестообразными опорами

Ширина не более, мм

Высота не более, мм

Глубина сиденья, мм

Ширина сиденья, мм

Высота сиденья, мм

Масса, кг

Масса пользователя, кг

Конечно же, добавление новых возможностей в «Гради-стандарт» несколько ухудшило ее другие эксплуатационные характеристики. Возможность передвижения по ступенькам и доукомплектация инвалидной коляски соответствующими механизмами заметно увеличили ее вес - до 25 кг. Рама этой инвалидной коляски складывается, что очень удобно для ее хранения, однако увеличение передне-заднего размера и достаточно большой вес заметно усложнят возможность самостоятельно сложить инвалидную коляску и погрузить ее в автомобиль.

Скорее всего, самостоятельно подняться и опуститься по лестнице на «Гради-стандарт» сможет лишь человек со здоровыми руками, однако с посторонней помощью это наверняка удастся даже «шейникам», людям с миопатией и т.п. Для тех, у кого слабые руки, «Гради-стандарт» может стать чуть ли не единственной возможностью выбраться из дома на улицу.

Конечно же, все достоинства и недостатки этой инвалидной проявятся в процессе ее эксплуатации, однако даже минимальная информация о ней и ее технические характеристики позволяют говорить о том, что «Гради-стандарт» будет востребована многими россиянами, у которых существует проблема с тем, как выбраться из дома из-за отсутствия в доме лифта или пандуса.

Имеющая способность передвигаться по ступенькам под названием "ступенькоход" «Гради-стандарт». Эта инвалидная коляска изобретение Российских инженеров, впервые была представлена в Сокольниках в 2010 году на Международном медицинском форуме.

Описание

Инвалидная коляска "ступенькоход» («Гради-стандарт») имеет возможность преодолевать различные барьеры, встречающиеся на пути . Так же её отличительная способность, коляска "ступенькоход" может, поднимается, и спускаться по ступенькам. Движение по ступенькам осуществляется за счет специального механизма. Но из-за установки этого механизма коляска потеряла некоторые эксплуатационные возможности, например увеличение веса, увеличения габаритов коляски и другие. Эти не достатки меркнут на фоне главного достоинства коляски "ступенькоход" ходьба по ступенькам.

Инвалидная коляска "ступенькоход" под названием «Гради-стандарт»

Конкурентно способных аналогов инвалидная коляска " в мире не существует. Революционное решение Российских ученых привело к созданию эксклюзивной инвалидной коляски.

Технические характеристики инвалидная коляска под названием «Гради-стандарт»: длина коляски 1050 мм, длина с механизмом "ступенькоход" 1260 мм, ширина коляски 620 мм, высота коляски 910 мм, глубина сиденья 410 мм, ширина сиденья 400 мм, масса коляски 25 кг, максимальная нагрузка на коляску 110 кг.

Недавно к нам обратился разработчик инвалидной коляски ступенькоход. Коляска не пошла в серийное производство из - за не достатка финансирования как сказал разработчик. Но заказать ступенькоход для инвалидов можно, без проблем. Коляска была значительна, доработана с 2013 года. Так же в продаже имеется и электрический вариант такой коляски.

Цена и стоимость

Как правило, при спуске и подъеме по лестнице инвалида-колясочника необходимо содействие добровольцев-помощников (волонтёров)
Цель волонтёров: Аккуратно поднять или спустить человека по этажам строения. При этом не поранить его и не получить травму самим.
1-е требование: Перед выездом инвалида на улицу лично проверить накачку шин на коляске (проверить руками, как на велосипеде). Проверить целостность спиц на задних колёсах. Проверить затянуты ли гайки на валах крепления больших (задних) колёс.
2-е требование: Подводить коляску к препятствию (ступеньки, бордюр) только перпендикулярно, чтобы оба колеса одновременно начинали спуск-подъём.
3-е требование: При спуске-подъёме движения коляски делать не торопясь по команде «раз-два», «и раз». Не готовый к движению участник даёт команду «Стоп», «Стоять», после чего все прекращают движение до устранения причины задержки.
4-е требование: При спуске-подъёме коляски никаких шуток типа «Я сейчас упаду и коляску переверну». Так же никакого смеха при движении. При порыве смеха человек теряет концентрацию, на мгновение теряет контроль над ситуацией. И при смехе со стороны инвалид может начать нервничать и паниковать. Добровольные помощники (волонтёры) своими словами и действиями должны вселить в инвалида уверенность в благополучном спуске-подъёме.
СПУСК КОЛЯСКИ С ИНВАЛИДОМ
Коляска спиной вниз. Один человек придерживает коляску за ручки, двое (по обеим сторонам) придерживают коляску за подножки сверху. Инвалид (если может, сам помогает фиксировать коляску на каждой ступеньке посредством удерживания руками тормозного обода на колесе). Отдых на площадке между этажами необходим не только волонтёрам, но и самому инвалиду, так как он при спусках-подъёмах испытывает изрядный стресс. Спускаемого человека необходимо поддерживать простыми словами: «Всё хорошо, уже осталось немного, у вас неплохо получается».
При спуске с лестницы один человек, непосредственный участник спуска, отдаёт команды для всех: «Следующая ступенька», «Зафиксировано». Команды отдаются вполголоса, уверенным тоном. Ни в коем случае нельзя кричать на других участников спуска-подъёма. Крик и неуверенность может спровоцировать панику у инвалида или у малоопытных волонтеров, помогающих инвалиду спустится. Колёса коляски не должны прыгать со ступеньки на ступеньку, колёса должны скользить по ступенькам. Коляску необходимо держать на полусогнутых руках. Не в коем случае нельзя брать коляску на «пузо», этим вы поднимите большие колёса и тогда коляска станет неуправляема.
Нижний волонтёр (волонтёры) находится лицом к коляске, спиной к спуску. Он удерживает коляску на больших колёсах, не даёт опрокинуться коляске и начать самопроизвольное движение вниз.
Верхние волонтёры находятся лицом к спуску, и удерживая коляску за подножки, не дают скатиться коляске самопроизвольно вниз.
ПОДЪЁМ КОЛЯСКИ С ИНВАЛИДОМ ПО СТУПЕНЬКАМ
Коляска стоит спинкой к ступенькам. Один волонтёр также встаёт спиной к ступенькам, берётся за ручки коляски, наклоняет коляску на себя, коляска оказывается только на больших колёсах. И в таком положении коляски происходит подъём по ступенькам. Два человека становятся у подножек коляски, они (волонтёры) подталкивают коляску к верху и фиксируют её на каждой ступеньке только на больших колёсах. Эти двое не дают коляске опрокинуться и поехать вниз. По команде «раз-два» верхний волонтёр подтягивает коляску на одну ступеньку вверх, двое нижних подталкивают коляску так же на одну ступеньку и они же фиксируют и удерживают коляску с инвалидом на одной ступеньке. И так по одной ступеньке потихоньку вверх.
Верхний волонтёр (волонтёры) подтягивает коляску на одну ступеньку вверх и удерживает коляску от опрокидывания.
Нижние волонтёры подталкивают коляску на одну ступеньку вверх и удерживают коляску с инвалидом от опрокидывания и движения вниз.

В конце 2018 года ожидается выпуск потребительской версии инвалидного кресла (коляски), которое может подниматься по лестнице . Scewo – детище группы швейцарских студентов из Швейцарского федерального технологического университета, Университета искусств в Цюрихе.

История создания кресла Scewo

Работа началась в конце 2014 года. Бакалавры различных специализаций создали прототип коляски, который они назвали Scalevo. Их чертежи и разработки изучили инженеры-выпускники, результатом скрупулезной работы стала демоверсия аппарата.

Студенты Джозеф и Базиль вызвались протестировать коляску и испытать на себе ее уникальные возможности . Они не могут свободно передвигаться из-за паралича нижних конечностей, поэтому объединили в себе функции разработчиков и представителей целевой аудитории, на которую рассчитана данная технология. В идеале коляска Scewo должна пройти этапы доработки и превратиться в специальное оборудование массового производства.

Тысячи эскизов, дни и ночи программирования, бесконечные 3D модели, изготовление деталей изделия – все это помогло добиться нынешнего дизайна и существующих технических характеристик инвалидной коляски.

Сотрудничество дизайнеров и инженеров превратило работу над проектом в особый, неповторимый процесс. Тестирование модели и сбор отзывов от будущих пользователей помогает систематизировать потребности целевой аудитории, ее ожидания, связанные с новым проектом.

В чем ценность новой инвалидной коляски?

Революционная технология должна существенно облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями . Как новинка рынка, такая коляска не имеет аналогов . Резиновое полотно «гусениц» движется по принципу беговой дорожки и охватывает солидную площадь. Благодаря этому удается с легкостью преодолевать прямые и винтовые лестничные пролеты и даже заезжать в общественный транспорт.

Дизайнеры и разработчики демонстрируют пилотную модель, а также показывают видео о том, как удобно и комфортно можно перемещаться в особом инвалидном кресле. Авторы проекта уверены, что в недалеком будущем изделие будет доступно широкой публике.

Scewo – это новые двигательные возможности для тех, кто лишен свободы передвижения по состоянию здоровья:

  • оригинальный инженерный замысел предполагает, что управление коляской осуществляется при помощи джойстика (рычага) либо же при простом смещении массы тела человека;
  • контроль колес и нижнего вращающегося полотна позволяет персональному «транспортному средству» преодолевать преграды любого рода;
  • колеса коляски достаточно велики, чтобы просто переезжать препятствия;
  • компактный размер аппарата позволяет с легкостью разворачивать коляску, въезжать в помещение через дверной проем.

Есть возможно устанавливать различные режимы езды . Технология сохранения баланса позволяет «рулевому» чувствовать себя в полной безопасности:

  • в статическом положении;
  • при подъеме и спуске по лестнице любой конфигурации (управление происходит одним нажатием кнопки);
  • при езде по скользкой поверхности;
  • при передвижении по ровной дороге и по поверхности, находящейся под углом;
  • при посадке в общественный транспорт и переезде через бордюры.


Удивительная опция нового инвалидного кресла способна приподнимать сидящего так, чтобы ему было легко дотянуться до высоко расположенных предметов, а также чувствовать себя более уверенно и комфортно во время разговора, сохранять контакт глаз с собеседником. Коляска не застрянет и не совершит неуправляемый оборот на колесе.

Таким образом, аппарат имеет 5 рабочих режимов , отвечающих за:

  1. управление транспортным средством (вождение);
  2. подъем и спуск по лестнице;
  3. безопасность передвижения;
  4. увеличение высоты коляски;
  5. езду как таковую.

Разработчики практически не меняли дизайн коляски в процессе создания прототипа и оригинальной модели. Объединяя достижения электроники и эстетический аспект, они нацелены на конструирование инвалидного кресла с таким набором опций, благодаря которому аппарат будет соответствовать жизни в 21 веке.

Коляска содержит шаговый рабочий механизм, где опорные планки только одним концом крепятся к кривошипу, а другой конец установлен в кулисе жестко закрепленной на раме, причем, для надежного сцепления с поверхностью ступеней планки содержат подпружиненные стержни-зацепы. Коляска содержит две пары задних опорных колес закрепленных на разных уровнях колес закрепленных на разных уровнях в кронштейнах шарнирно установленных на раме и связанных тягами с механизмами подъема, а ведущие передние колеса закреплены на раме таким образом, что при передвижении по лестнице их опорная плоскость находится на одной прямой продолжения опорной плоскости планок. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к медицинской технике. Известны коляски: авт. св. N 1530184 или идентичная по конструкции авт. св. N 1766407. Недостатком их является то, что, имея роторный рабочий механизм, они могут передвигаться по лестницам только с определенным размером ступеней. И даже при этом небольшое проскальзывание рабочих органов приводит к сбою шага и заклиниванию механизма на ступенях. Известна также коляска с шаговым рабочим механизмом (патент ФРГ N 2801386, кл. B 62 B 5/02, 1979) - аналог. Недостатками ее являются: большая опасность, так как при подъеме кресла инвалид оказывается высоко над лестницей (фиг. 2), что в случае каких-либо поломок в рычажном механизме или неловкого движения инвалида приведет к падению и получению серьезных травм; рабочий механизм коляски изображенный на фиг. 3-5 мало эффективен, так как учитывая, что края ступеней обычно закруглены и очень гладкие, то даже высокие неподвижные выступы облицовочной резины на полозьях при углах подъема более 25 градусов не удержат коляску от самопроизвольного сползания, а в случае попадания выступа на угол ступени, когда будет выводиться из зацепления либо передняя, либо задняя от него часть полоза (в зависимости от проекции центра тяжести), сползание будет происходить даже при углах менее 25 градусов, тем более, что этому способствуют также и вогнутости в полозьях (фиг. 3), уменьшающие площадь сцепления в случае попадания ступеней в их радиус (пустоту); кроме того наличие в коляске дополнительного основания (рамы), минимум двух коленчатых валов, неудачная возможность перемещения кресла при передвижении по лестнице вперед и вверх, что вызывает необходимость удлинения полозьев, чтобы исключить переворачивание на лестнице, неясность в установке и действии малых опорных колес - усложняют конструкцию, увеличивают массу и габариты, а это требует увеличения материальных и энергетических затрат, не позволяет пользоваться лифтами стандартных размеров и создает большие трудности при маневрировании на лестничных площадках. Цель изобретения - повышение безопасности, уменьшение габаритов, повышение надежности и маневренности при подъемах и спусках на лестницах с любым размером ступеней и углом подъема до 50 градусов. Поставленная цель достигается тем, что коляска снабжена шаговым рабочим механизмом в виде двух пар опорных планок, которые одним концом закреплены на коленчатом валу установленному на раме, а другим концом установлены, с возможностью возвратно-поступательного движения, в кулисах жестко закрепленных также на раме, причем, в планках установлены, с возможностью вертикального перемещения, подпружиненные стержни-зацепы. Кроме того коляска содержит две пары свободно, вращающихся вокруг вертикальной оси задних опорных колес, закрепленных на разных уровнях в кронштейнах шарнирно установленных на раме и связанных тягами с механизмами подъема, причем, каждая пара колес установлена на одной горизонтальной оси, но каждое колесо имеет независимую свободу вращения, а ведущие передние колеса закреплены на раме таким образом, что их опорная плоскость при перемещении по лестнице находится на одной прямой продолжения опорной плоскости платок и связаны с приводом, содержащим закрепленную на коленчатом валу звездочку, связанную цепной передачей с ведомой звездочкой свободно перемещающейся по нижней ветви цепи и закрепленной на валу имеющему на концах эластичные ролики и установленному в шарнирно закрепленных на раме рычагах включения в зацепление эластичных роликов с колесами. Еще коляска содержит кресло установленное на раме с возможностью горизонтального перемещения и связано тягой с механизмом подъема нижней пары колес задней опоры. На фиг. 1 изображено устройство, вид с правого бока; на фиг. 2 - вид с левого бока на лестнице; на фиг. 3 - вид сверху; на фиг. 4 - вид сзади; на фиг. 5 - вид части опорной планки; на фиг. 6 - вид планки в разрезе. Инвалидная коляска состоит из рамы 1, кресла 2, передних ведущих колес 3, двух пар опорных планок 4, имеющих стержни-зацепы 5 и установленных на коленчатом валу 6, связанному с червячным редуктором 7 и в кулисах 8, двух пар задних опорных колес 9 (нижние) и 10 (верхние), закрепленных на кронштейнах 11 и 12, связанных тягами 13 и 14 с механизмами подъема 15 и 16 (ручными, винтовыми, гидравлическими). Привод червячного редуктора 7 состоит из вал 17 (на котором возможна установка электропривода), конической передачи 18 и рукоятки 19. Привод передних колес 3 состоит из звездочки 20, цепной передачи 21, натяжного устройства 22, ведомой звездочки 23, вала 24 с эластичными роликами 25 и рычагов включения 26 и 27. Кресло 2 связано тягой 28 с механизмом 15. Коляска передвигается следующим образом. По ровной поверхности инвалид передвигается на колесах 3 и 9 либо прокручивая руками колеса 3, либо, введя в зацепление ролики 25 рычагами 26 и 27, прокручивая рукоятку 19. При этом повороты коляски осуществляются манипулированием рычагами 26, 27. Для передвижения по лестнице коляска подводится задом к ступеньке (фиг. 1). Ролики 25 рычагами 26 и 27 вводятся в зацепление с колесами 3. Рычагом 15 (другим механизмом) поднимаются колеса 9. При этом кресло 2 передвигается в крайнее заднее положение тягой 28, чем достигается смещение центра тяжести также назад, а колеса 10 устанавливаются на поверхность первой ступени, Далее, путем прокручивания рукоятки 19, коляска перемещается до упора колес 10 во вторую ступень, или до упора планок 4 в первую ступень. Убрав рычагом 16 колеса 10 и прикручивая рукоятку 19 инвалид передвигается по лестнице (фиг. 2) на колесах 3 и планках 4, где установленные стержни-зацепы 5 контактируя с поверхностью ступеней (фиг. 5) исключают проскальзывание. Если же стержень 5 попадает на угол ступени, то он, сжимая пружину, уходит в планку 4 (фиг. 6), обеспечивая ее полное прилегание к ступеням. В этом положении 3, закрепленные на раме и являющиеся как бы продолжением планок, сами планки, также связанные с рамой, и смещенный назад центр тяжести создают устойчивую и безопасную конструкцию, где инвалид находится на минимальном расстоянии от ступеней. При выходе коляски на верхнюю площадку до положения позволяющего свободно выпустить колеса 10, они устанавливаются на площадку. В таком положении коляска полностью выводится на площадку и осуществляется выпуск колес 9, а с ними сдвигается вперед и кресло 2, следовательно, и центр тяжести. При спуске коляска подводится к краю площадки путем прокручивания рукоятки 19 при включенных в зацепление роликах 25 с колесами 3. Осуществляется подъем колес 9 и в таком положении начинается спуск. По достижении колесами 10 свободного положения (повисания в воздухе) они убираются и спуск продолжается на планках 4 и колесах 3. Спустившись на нижнюю площадку производятся манипуляции обратные началу подъема. Опускаются колеса 10 на нижнюю ступеньку. Затем, после некоторого перемещения позволяющего полному выходу, опускаются колеса 9 и коляска передвигается по ровной поверхности.

Формула изобретения

1. Инвалидная коляска для передвижения по лестницам, содержащая раму, кресло, передние приводные и задние опорные колеса, рабочий механизм в виде опорных планок, закрепленных на коленчатых валах, и привод, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности, надежности и маневренности при подъемах и спусках на лестницах с любым размером ступеней, содержит шаговый рабочий механизм в виде двух опорных планок, которые одним концом закреплены на коленчатом валу, установленном на раме, а другим концом установлены с возможностью возвратно-поступательного движения в кулисах, жестко закрепленных также на раме. 2. Коляска по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью более надежного сцепления опорных планок с поверхностью ступеней, в планках установлены с возможностью вертикального перемещения подпружиненные стержни-зацепы. 3. Коляска по п.1, отличающаяся тем, что, с целью более плавного и устойчивого перехода коляски с горизонтальной на наклонную поверхность и наоборот, она содержит две пары свободно вращающихся вокруг вертикальной оси задних колес, закрепленных на разных уровнях в кронштейнах, шарнирно установленных на раме и связанных тягами с механизмами подъема, причем каждая пара колес установлена на одной горизонтальной оси, но каждое колесо имеет независимую свободу вращения. 4. Коляска по п.1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения продвижения колес по лестнице большего габарита коляски по длине, ведущие колеса закреплены на раме таким образом, что их опорная плоскость находится на одной прямой продолжения опорной плоскости планок. 5. Коляска по п.1, отличающаяся тем, что, с целью смещения центра тяжести в зависимости от условий движения, горизонтальное или наклонное кресло установлено на раме с возможностью возвратно-поступательного перемещения и связано посредством тяги с механизмом подъема нижней пары колес задней опоры. 6. Коляска по п.1, отличающаяся тем, что содержит закрепленную на коленчатом валу звездочку, связанную цепной передачей с ведомой звездочкой, свободно перемещающейся по нижней ветви цепи и закрепленной на валу, имеющем на концах эластичные ролики и установленном в шарнирно закрепленных на раме рычагах включения привода передних колес.