Используемые кадровые технологии. Кадровые технологии в управлении

В управленческой деятельности важное место занимают технологии, применение которых позволяет решать задачи кадрового обеспечения стратегии организации. Их принято называть кадровыми технологиями.

Кадровая технология — это средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации и ее эффективное функционирование.

Кадровые технологии, применяемые в управлении, можно разделить на три большие группы

К первой группе относятся кадровые технологии, обеспечивающие получение всесторонней достоверной персональной информации о человеке. Это, прежде всего, методы и формы его оценки. Они должны быть легитимны, иметь правовую основу, установленный порядок проведения и применения полученных результатов. В практике работы с персоналом такими являются аттестация, квалификационные экзамены, мониторинг состояния характеристик персонала.

Вторую группу кадровых технологий составляют те, которые обеспечивают требуемые для организации как текущие, так и перспективные, количественные и качественные характеристики состава персонала. Это технологии отбора, формирования резерва, кадрового планирования, профессионального развития. Совокупность этих кадровых технологий органично включена в структуру управленческой деятельности.

В третьей группе объединены кадровые технологии, позволяющие получить высокие результаты деятельности каждого специалиста и синергетический эффект от согласованных действий всего состава персонала. Управленческие действия, предпринимаемые на основе этих кадровых технологий, будут характеризоваться своевременностью кадровых решений, рациональностью применения возможностей персонала, оптимальностью структуры привлекаемых сил для решения стоящих перед организацией задач. Сюда можно отнести такие технологии, как подбор персонала, управление карьерой персонала и ряд других.

Несмотря на определенные допущения и условности при классификации кадровых технологий, следует сказать, что каждая из перечисленных групп имеет существенные отличия. Так, в основе кадровых технологий, позволяющих получить персональную информацию, лежит технология оценки. Получение заданных количественных и качественных характеристик в основе своей обеспечивается отбором персонала. Востребованность профессиональных возможностей персонала достигается комплексом кадровых мероприятий, объединяемых общим названием — управление карьерой.


Эти кадровые технологии взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, а в реальной управленческой практике в большей части и не реализуются одна без другой. Их можно рассматривать как базовые кадровые технологии.

В чем специфика кадровых технологий? Каков объект их воздействия?

Человек в организации выполняет социальную роль, обусловленную наличием у него необходимых для организации профессиональных способностей. Совокупность профессиональных характеристик работников в организации вместе с их навыками совместной работы составляет человеческий капитал организации. Управление этим капиталом требует тонких и специфических средств воздействия. Ими и выступают кадровые технологии.

Кадровые технологии выполняют специфические управленческие функции. Во-первых, они обеспечивают дифференцированное воздействие на систему социальных отношений организации с учетом специфики ее потребностей в количественных и качественных характеристиках персонала. Во-вторых, они обеспечивают более тонкое и более рациональное включение профессиональных возможностей человека в систему социальных, прежде всего предписанных ролей организации. В-третьих, на их основе формируется механизм востребованности профессиональных способностей человека в организации.

Таким образом, кадровые технологии органично включены в структуру управления, имеют свою специфику и объект своего воздействия.

Оценка персонала - это кадровая технология, содержанием которой является познание и результат сравнения выделенных характеристик (качеств) человека с заранее установленными.

В управленческой практике оценка персонала, как правило, осуществляется:

При назначении на должность;

По окончании испытательного срока;

Периодически (аттестация и др.);

При назначении на должность из резерва;

При сокращении штата.

Наименование Оцениваемых качеств Анализ анкеты данных Психологи-ческое тестирование Оценочные деловые игры Квалификаци-онное тестирование Провер-ка отзывов Собеседо-вание
1. Интеллект ++ ++ +
2. Эрудиция (общая, экономическая и правовая) + ++ +
3. Профессио-нальные навыки и знания + + ++ + +
4. Организа-торские способности и навыки + ++ + + +
5. Коммуника-тивные способности и навыки + ++ ++
6. Личностные способности (психологическ-ий портрет) ++ + + ++
7. Здоровье и работоспособ-ность + + + +
8. Внешний вид и манеры + ++
9. Мотивация (готовность и заинтерисован-ность выполнять предлагаемую работу в данной организации) ++

Обозначения: ++ (наиболее эффективный метод);

+ (часто принимаемый метод).

Среди базовых кадровых технологий одной из важнейших выступает отбор персонала. Человечество на протяжении столетий формировало определенные требования к работникам и особенно к тем, кто причастен к управлению.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной практике накоплено немало способов, обеспечивающих качество отбора персонала. Отбор — это многоактная деятельность, в которой человек участвует на протяжении практически всего периода своей активной профессиональной жизни.

Следует различать отбор при поступлении, найме на работу в организацию и отбор, многократно проводимый в период нахождения в организации (пролонгированный отбор).

При найме человека на работу в процессе отбора претендентов на должность происходит идентификация характеристик нанимающегося с требованиями, выдвигаемыми как организацией в целом, так и самой должностью, ее предметной областью. На этом этапе отбора приоритетное значение имеют социальные характеристики человека и формальные критерии отбора.

Так, например, в процессе отбора персонала на государственную службу решаются задачи комплектования государственных должностей, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных качеств. Это отбор для государственной службы как социального института, а не как для конкретного вида профессиональной деятельности. Критерии отбора при этом, как правило, имеют наиболее общий характер.

Отбор персонала — комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности в организации.

В условиях рыночной конкуренции качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. Повышение эффективности и надежности отбора связывается с последовательным проведением проверки деловых и личных качеств кандидата, основанной на взаимодополняющих методах их выявления и источниках информации. В настоящее время осуществляется поэтапный отбор кандидатур.

Каждый раз отсеивают тех кандидатов, которые обнаружили явное несоответствие предъявляемым требованиям. Одновременно применяют, по возможности, объективную оценку фактических знаний и степени владения кандидатом необходимыми производственными навыками. Таким образом, формируется сложная многоступенчатая система проведения отбора человеческих ресурсов.

В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы. Эти службы укомплектованы профессиональными психологами, используют самые современные методы. Непосредственный руководитель участвует в отборе на начальном и заключительном этапах.

Ему принадлежит решающее слово при установлении требований к должности и выборе конкретного работника из числа отобранных кадровой службой. В практике работы руководителей с кадрами выделяют четыре принципиальные схемы замещения должностей: замещение опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации; замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую должность «изнутри», имеющее целью заполнение образовавшейся вакансии, а также сочетание продвижения с ротацией в рамках подготовки «резерва руководителей».

Во многих случаях считается необходимым замещение должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, т.е. с рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов.

При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в виду, что оценка деятельности работников не дает полной информации о возможностях работника при продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то иную. Многие работники теряют эффективность при перемещении с одного уровня на другой или с работы функционального характера на должность линейного руководителя и наоборот. Переход от работы с однородными функциями на работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом внутренними отношениями, на работу с многочисленными внешними связями - все эти перемещения предполагают критические изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов.

Отбор кандидатов на вакантную должность осуществляется из числа претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста управления с помощью оценки деловых качеств кандидатов. При этом используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: общественно-гражданская зрелость; отношение к труду, уровень знаний и опыт работы, организаторские способности, умение работать с людьми, умение работать с документами и информацией, умение своевременно принимать и реализовывать решения, способность увидеть и поддержать передовое, морально-этические черты характера.

В каждой группе характеристик можно подробнее раскрыть деловые и личные качества руководителей или специалистов, принимаемых на работу. В этом случае из длинного списка выбираются те позиции, которые важнее всего для конкретной должности и организации, и добавляются к ним специфические качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

Управление карьерой — это функция управления профессиональными возможностями человека в организации. Чтобы успешно реализовать эту функцию, необходимо, прежде всего, уяснить само понятие «карьера персонала». Оно существует в широком и узком смысле слова и отражает единство двух карьерных процессов — профессиональной карьеры и должностной карьеры.

Карьера в узком смысле слова — это индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения. Поскольку в организации такими формами могут быть профессиональное развитие или должностное продвижение человека, то следует вести речь о его профессиональной или должностной карьере.

В широком смысле карьера понимается как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.

Деловая карьера - поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Различают несколько видов карьеры: внутриорганизационная, межорганизационная, специализированная, неспециализированная; карьера вертикальная и карьера горизонтальная; карьера ступенчатая; центростремительная. В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации. Планирование и контроль деловой карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Управление деловой карьерой можно рассматривать как комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей и возможностей и социально-экономических условий организаций.

Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека. При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, то нанимающемуся необходимо реально оценивать свои деловые качества. От этого зависит успех всей его карьеры.

Таким образом, кадровые технологии представляют важные способы управленческого воздействия на количественные и качественные характеристики состава персонала организации и призваны обеспечивать эффективное управление профессиональными возможностями человека в организации. Они позволяют получить: всестороннюю достоверную персональную оценочную информацию о человеке; текущие и перспективные, количественные и качественные характеристики состава персонала; высокие результаты деятельности каждого специалиста и синергетический эффект.




Литература: Литература: «О государственной гражданской службе РФ» от ФЗ «О проведении аттестации государственных служащих...,» Указ Президента РФ 110 от, «О порядке сдачи квалификационного экзамена...» Указ Президента РФ 111 от, « О конкурсе на замещение вакантной должности... Указ Президента РФ 112 от Актуализация потребности в личностно- профессиональном развитии государственных служащих/ Под общ. Ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, Управление персоналом: Учебник / Общ ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, С. 223–467. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал- технологии. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», Чижов Н.А. Руководитель и персонал: технология взаимодействия. М.: «Альфа-Пресс» 2007.


Понятие кадровой технологии Общий смысл: «процедура» Совокупность последовательно производимых действий, приемов, операций, позволяющих быстро достигнуть заданного результата Технология На основе полученной информации о возможностях личности - субъекта технологического воздействия Найти специалиста, оценить и отобрать, адаптировать в организации, получить отдачу в форме эффективной деятельности КАК ЦЕЛИ кадровых Технологий: регулярное и оперативное обеспечение субъекта управления объективной информацией о состоянии и тенденциях изменения профессионализма сотрудников и кадрового потенциала организации в целом.


Процесс применения кадровой технологии Особенность и специфика кадровых технологий Субъект применения кадровой технологии Объект кадрово- технологического воздействия Объект воздействия – ЧЕЛОВЕК, как: Профессиональный специалист Участник трудового процесса Субъект деятельности Представитель конкретной социальной общности Член коллектива (социальной организации) Носитель организационной культуры Сторона отношений с работодателем (правовых, экономических, социальных, административных, кадровых и т.д.)


В процессе управления персоналом: В процессе управления персоналом: КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ представляет собой инструментарий УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Сущностное содержание кадровой технологии определяется через основные категории общей характеристики управления: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, МЕХАНИЗМЫ, ПРОЦЕДУРЫ, РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.


Содержание кадровой технологии Содержание кадровой технологии – совокупность последовательных действий, приемов, операций, которые позволяют на основе полученной информации о госслужащем (профессиональные знания, способности, умения, навыки, личностные качества) обеспечить условия их максимальной реализации, либо изменить в соответствии с целями организации. В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: Кадровая технология Кадровая технология – это средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала организации, обеспечивающее достижение целей и эффективность функционирования.


Принципы применения кадровых технологий Принципы применения кадровых технологий: управленческая компетентность; технологическая компетентность; правовая компетентность; психологическая компетентность гуманизм Принципы применения кадровых технологий Принципы применения кадровых технологий: управленческая компетентность; технологическая компетентность; правовая компетентность; психологическая компетентность гуманизм В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: Цели кадровых технологий Цели кадровых технологий – обеспечить процесс воздействия на персонал на основе проверенных на практике и утвержденных процедур и методик, которые минимизируют субъективизм в отношении к подчиненным и экономят время в достижении поставленных кадровых задач


УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Возможность дифференцированного воздействия на систему социальных отношений организации с целью удовлетворения ее потребностей в количественных и качественных характеристиках персонала Обеспечение рационального включения возможностей человека в систему предписанных ролей (социальных, профессиональных) персонала организации Обеспечение воспроизводства требуемого профессионального опыта персонала


ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕХНОЛОГИЙ Уровень деловой культуры Научные основы: Профессиональная квалификация Административные ресурсы Организационная культура Коммуникативная культура Кадровая культура Инновационная культура методические материалы документационные разработки локальные нормативы программное обеспечение инновации в кадровых технологиях привлечение экспертов ТРЕБОВАНИЯ: Нормативно- правовая обоснованность Социальная востребованность Реальность применения Экономическая обоснованность Персонифицированность результата Обеспечение культуры внедрения и понимания сути: социальных технологий, человековедческих технологий и кадровых технологий


УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ В РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ КАДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ МАКСИМАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ВСЕХ КАДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУ ЖБЕ ПОСТОЯННОЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ)ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ


ВИДЫ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ВИДЫ КАДРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ Виды Кадровый конкурс Аттестация Квалификационный экзамен В ОСНОВЕ ВСЕХ ВИДОВ ТЕХНОЛОГИЙ - В ОСНОВЕ ВСЕХ ВИДОВ ТЕХНОЛОГИЙ - О Ц Е Н К А Выявление профессиональных знаний, умений и навыков для присвоения Классного чина Обеспечение равного права на службу и Выбор самого достойного Определение соответствия занимаемой должности Текущая деловая оценка (на этапе годового отчета) цель


Текущая деловая оценка на этапе годового отчета: На основе ст. 14 Указа Президента РФ 110 госслужащий представляет результаты текущей деятельности Предметом оценки выступают показатели эффективности и результативности госслужащего, записанные в его должностном регламенте или в индивидуальных планах работы Для руководителей такие показатели совпадают с показателями эффективности и результативности структурного подразделения.


На этапе годового отчета оценивается текущая деятельность служащего, условиями которой выступают И ТРЕБУЮТ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ: Разработка индивидуального плана служебной профессиональной деятельности на отчетный год; Разработка индивидуального плана служебной профессиональной деятельности на отчетный год; Установление ключевых показателей и иных (не основных но желательных) показателей, отражающих вклад служащего в развитие отдела; Установление ключевых показателей и иных (не основных но желательных) показателей, отражающих вклад служащего в развитие отдела; Порядок (технология) подготовки и утверждения годового отчета регламентируется локальным НПА Порядок (технология) подготовки и утверждения годового отчета регламентируется локальным НПА Разрабатывается шкала оценок (не менее трех: приемлемый, неприемлемый и успешный уровень) Разрабатывается шкала оценок (не менее трех: приемлемый, неприемлемый и успешный уровень)


Практическое задание: Сформулируйте основные критерии деловой оценки ваших подчиненных при проведении аттестации Сформулируйте основные критерии деловой оценки ваших подчиненных при проведении аттестации Выделите показатели эффективности и результативности деятельности вашего подчиненного на этапе годового отчета Выделите показатели эффективности и результативности деятельности вашего подчиненного на этапе годового отчета


Условия организации системы оценки персонала Заинтересованность и поддержка со стороны руководства; Заинтересованность и поддержка со стороны руководства; Наличие специалистов, обеспечивающих функционирование данной системы; Наличие специалистов, обеспечивающих функционирование данной системы; Легитимация документов, регламентирующих оценочную деятельность (положение, инструкции, описание процедур, технологий и средств); Легитимация документов, регламентирующих оценочную деятельность (положение, инструкции, описание процедур, технологий и средств); Информирование (содержание), подготовка (тренинг), мотивация персонала; Информирование (содержание), подготовка (тренинг), мотивация персонала; Установление однозначной связи результата оценки с системой оплаты и карьерного роста. Установление однозначной связи результата оценки с системой оплаты и карьерного роста.


Основные требования к оценке персонала: Объективность – обеспечивается социологическим анализом и привлечением достаточного количества экспертов-оценщиков; Объективность – обеспечивается социологическим анализом и привлечением достаточного количества экспертов-оценщиков; Прозрачность – обеспечивает система адресных отчётов: общая часть – для всех заинтересованных сторон, специальные адресные части – в зависимости от проекции получаемой оценки и её дальнейшим использованием; Прозрачность – обеспечивает система адресных отчётов: общая часть – для всех заинтересованных сторон, специальные адресные части – в зависимости от проекции получаемой оценки и её дальнейшим использованием; Надёжность – обеспечивается увеличением количества оцениваемых показателей и адекватностью используемых критериев и шкал; Надёжность – обеспечивается увеличением количества оцениваемых показателей и адекватностью используемых критериев и шкал; Диагностичность – оценка должна давать возможность прогнозировать эффективность дальнейшего труда сотрудника; Диагностичность – оценка должна давать возможность прогнозировать эффективность дальнейшего труда сотрудника; Достоверность – обеспечивается апробацией полученных результатов, доработкой и стандартизацией процедуры оценки; Достоверность – обеспечивается апробацией полученных результатов, доработкой и стандартизацией процедуры оценки;


ТРЕБОВАНИЯ К К КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ: Каждый критерий деловой оценки должен быть ориентирован на конечный результат деятельности; Каждый критерий деловой оценки должен быть ориентирован на конечный результат деятельности; Все критерии должны быть четко сформулированы; Все критерии должны быть четко сформулированы; Субъект оценки должен быть знаком с критериями его оценки; Субъект оценки должен быть знаком с критериями его оценки; Оценка по каждому из критериев должна производиться с использованием не менее двух оценочных процедур; Оценка по каждому из критериев должна производиться с использованием не менее двух оценочных процедур; При разработке методики оценки принимается единая шкала оценки (пяти-, трех-, семи- и т.д. бальная) При разработке методики оценки принимается единая шкала оценки (пяти-, трех-, семи- и т.д. бальная)


К р и т е р и и: Знания в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности; Знания в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности; Практические знания, необходимые для исполнения обязанностей; Практические знания, необходимые для исполнения обязанностей; Инструментальные умения и навыки (документы, информация); Инструментальные умения и навыки (документы, информация); Навыки решения проблем (аналитические и творческие способности); Навыки решения проблем (аналитические и творческие способности); Коммуникативные умения и навыки Коммуникативные умения и навыки Организаторские умения и навыки Организаторские умения и навыки Ответственное отношение к делу Ответственное отношение к делу Стремление к профессиональному и личностному росту Стремление к профессиональному и личностному росту Интерес к профессиональной деятельности Интерес к профессиональной деятельности Трудовая дисциплина Трудовая дисциплина Соблюдение стандартов поведения (деловая этика, стиль) Соблюдение стандартов поведения (деловая этика, стиль) Проявление личной инициативы Проявление личной инициативы Готовность выполнять дополнительную работу Готовность выполнять дополнительную работу


ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ: КОЛИЧЕСТВО: степень соответствия объема работ, выполняемых за оцениваемый период установленным показателям; КАЧЕСТВО: степень соответствия выполняемых работ установленным стандартам; СРОКИ: соблюдение установленных сроков исполнения СТОИМОСТЬ: стремление к экономии, строгому соблюдению смет, эффективное бюджетирование, экономический эффект от приложений СТОИМОСТЬ: стремление к экономии, строгому соблюдению смет, эффективное бюджетирование, экономический эффект от приложений КОЛИЧЕСТВО: степень соответствия объема работ, выполняемых за оцениваемый период установленным показателям; КАЧЕСТВО: степень соответствия выполняемых работ установленным стандартам; СРОКИ: соблюдение установленных сроков исполнения СТОИМОСТЬ: стремление к экономии, строгому соблюдению смет, эффективное бюджетирование, экономический эффект от приложений СТОИМОСТЬ: стремление к экономии, строгому соблюдению смет, эффективное бюджетирование, экономический эффект от приложений




Технологические этапы и стадии в поведении кадрового конкурса П Е Р В Ы Й Э Т А П: Технологические этапы и стадии в поведении кадрового конкурса П Е Р В Ы Й Э Т А П: Для всех групп должностей: Анализ представленных документов Список кандидатов, допущенных ко второму этапу конкурса, утвержденный Председателем конкурсной комиссии


Этапы и стадии кадрового конкурса В Т О Р О Й Э Т А П: Для высших и главных групп долж.: ПЕРВАЯ СТАДИЯ: ПЕРВАЯ СТАДИЯ: 1.Подготовка реферата 2. Тестирование на знания ПК 3. Тестирование на знание законодательства по профилю должности 4. Подготовка ситуационного задания (кейс-стади) ВТОРАЯ СТАДИЯ: 1.Психологическое тестирование 2.Экспертное собеседование ПЕРВАЯ СТАДИЯ: Отзывы на все виды испытаний с балльной оценкой ВТОРАЯ СТАДИЯ: Экспертные заключения с бальной оценкой


Этапы и стадии кадрового конкурса В Т О Р О Й Э Т А П: Для ведущих и старших групп долж.:) (Для младшей группы долж. проводится только экспертное собеседование с оценкой) ПЕРВАЯ СТАДИЯ: ПЕРВАЯ СТАДИЯ: 1.Подготовка реферата 2. Тестирование на знания ПК 3. Тестирование на знание законодательства по профилю должности 4. Подготовка ситуационного задания (кейс-стади) ВТОРАЯ СТАДИЯ: 2.Экспертное собеседование ПЕРВАЯ СТАДИЯ: Отзывы на все виды испытаний с балльной оценкой ВТОРАЯ СТАДИЯ: Экспертное заключение с балльной оценкой


ПРОЦЕДУРА ПРОЦЕДУРА – официально установленный в локальном нормативно-правовом акте организации порядок действий при проведении квалификационного экзамена КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН – кадровая технология в системе управления качеством персонала; представляет собой проводимое квалификационными комиссиями испытание в целях определения уровня профессиональной подготовленности (компетентности) работника и степени его соответствия квалификационным требованиям замещаемой должности. ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ – профессиональный уровень работника и результативность применения знаний, умений и навыков на практике, формирование профессионального опыта СУБЪЕКТ ОЦЕНКИ СУБЪЕКТ ОЦЕНКИ – квалификационные комиссии ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ – работники компании РЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТ – присвоение (лишение) квалификационной категории ПРИНЦИПЫ приоритет профессионализма и компетентности персонала объективность оценки результатов труда индивидуализация квалификационных испытаний открытость квалификационных процедур и работы квалификационных комиссий привлечение независимых экспертов целенаправленность и плановый характер квалификационных процедур сочетание высокой требовательности, принципиальности и благожелательности при испытанияхФУНКЦИИ создание условий для профессиональной самореализации персонала в ходе трудовой конкуренции достижение социальной справедливости в оценке профессионального развития персонала и упорядочивание оплаты труда в соответствии с уровнем квалификации оценка проверки эффективности системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, определение перспективы ее совершенствования создание барьера на пути снижения общего уровня квалификации сотрудников, повышение роли персонала высшей квалификации обеспечение среднесрочного и долгосрочного прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников организации и создание условий для оптимизации численности персонала и его профессиональной мобильности решение задач охраны труда на предприятиях обеспечение сбора информации о качестве работы сотрудников для установления обратной связи при оценке эффективности деятельности по достижению целей организации


ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СООТВЕТСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ, КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СООТВЕТСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ, КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦЕЛЬ ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ УРОВНЕ ПРОФПОДГОТОВКИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТАЦИЯ ФУНКЦИИПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАДРОВ - основа для кадровых решений при отборе, продвижения (карьеры) персонала управления, формирования резерва. Проведении мероприятий по повышению профессиональной квалификации. УСТАНОВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНОГО СООТВЕСТВИЯ РАБОТНИКА ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕН- НОГО СЛУЖАЩЕГО В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ И КВАЛИФИКАЦИЕЙ ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ПРИМЕНЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕН- НОГО СЛУЖАЩЕГО СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА И УЛУЧШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ТРУДА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФ. ПОДГОТОВКИ ИЛИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СЛУЖАЩЕГО ОБСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КАДРОВ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ПЕРЕВОД ГЛАВНОЕ В АТТЕСТАЦИИ - комплексная оценка на основе системы показателей и индикаторов деятельности служащих, включая оценку профессиональных, деловых, личностных качеств работника и результатов его труда


Аттестационная комиссия 1.Разработка графика. 2.Формирование комиссии. 3.Проведение разъяснитель- ной работы. 4. Подготовка отзывов и ознакомление с ними. 5. Заслушивание на комиссии. 6. Принятие решения. 7. Подготовка кадровой службой приказа по итогам проведения аттестации Достоинства: Составная часть Составная частьофициальной системы УП. Определяет ценность Определяет ценность работника для организации. Делает прозрачными Делает прозрачными отношения в Коллективе. Содержит сведения: Содержит сведения: - о соответствии подготовки работника - о профессиональной компетентности. - об отношении к исполнениюобязанностей Недостатки: Требует привлечения Требует привлечения большого количества Сотрудников. Предполагает Предполагаетиспользование сложных методик. Не предусматривает Не предусматривает стимулирования стимулирования участников участников Ориентирует на Ориентирует на принятие принятиеэмоциональных решений на основе личных симпатий личных симпатий Возможные решения: 1.Соответствует должности: рекомендуется повысить в должности;рекомендуется повысить в должности; рекомендуется повысить ЗП;рекомендуется повысить ЗП; рекомендуется присвоить более высокий разряд, класс, чин.рекомендуется присвоить более высокий разряд, класс, чин. 2.Не соответствует должности: перевод на другую должность, работу, увольнение.перевод на другую должность, работу, увольнение. 3.Соответствует должности условно: исправление недостатков, повторная аттестация.исправление недостатков, повторная аттестация.


АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________ 2. Год, число и месяц рождения _________________________________________________ 3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания _____________________________________________________________________________ (когда и какое учебное заведение окончил, специальность и квалификация _____________________________________________________________________________ по образованию, ученая степень, ученое звание) _____________________________________________________________________________ 4. Замещаемая должность государственной гражданской службы на момент аттестации и дата назначения на эту должность _______________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Стаж государственной службы (в том числе стаж государственной гражданской службы) _____________________________________________________________________ 6. Общий трудовой стаж ________________________________________________________ 7. Классный чин гражданской службы ____________________________________________ (наименование классного чина и дата его присвоения) 8. Вопросы к государственному гражданскому служащему и краткие ответы на них _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Краткая оценка выполнения гражданским служащим рекомендаций предыдущей аттестации ___________________________________________________________________ (выполнены, выполнены частично, не выполнены) 11. Решение аттестационной комиссии ________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы; соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста; соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы) 12. Количественный состав аттестационной комиссии ________________ На заседании присутствовало _______ членов аттестационной комиссии Количество голосов за _____, против ______ 13. Примечания ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Председатель аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи) Заместитель председателя аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи) Секретарь аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи) Члены аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи) Дата проведения аттестации __________________________ С аттестационным листом ознакомился ______________________________________ (подпись государственного гражданского служащего, дата) (место для печати государственного органа) Форма аттестационного листа


Оценка руководителем создает возможность: РуководителямОрганизации Подчиненным 1.Более тесно и свободно общаться с подчиненным. 2.Оперативно анализировать и оценивать их деятельность. 3.Учитывать мнение оцениваемых. 4.Информировать подчиненных о новых требованиях. 5.Совместно обсуждать имеющиеся проблемы 1.В деловой обстановке свободно общаться с руководителем. 2.Демонстрировать свои возможности. 3.Обсуждать имеющиеся проблемы. 4.Получать помощь. 5.Выявлять потребности в обучении. 6.Уяснять мнение руководителя о себе. 1.Обеспечивать повышения творческой активности персонала. 2.Улучшать морально- психологический климат, укреплять дисциплину. 3.Получать информацию для оценки руководителей. 4.Получать информацию для совершенствования системы управления персоналом. Процедура проведения разъяснение порядка проведения и целей оценки; разъяснение порядка проведения и целей оценки; Предварительный сбор информации; Предварительный сбор информации; получение от подчиненных отчетов и информации о получение от подчиненных отчетов и информации о планах на будущее; планах на будущее; Подготовка к собеседованию; Подготовка к собеседованию; Проведение собеседования;Проведение собеседования; Постановка целей и задач на новый период; Постановка целей и задач на новый период; Согласование плана индивидуального развития; Согласование плана индивидуального развития; Написание заключения. Написание заключения.


Универсальный бланк актуальной оценки персонала (УБАОП-93-ТАИ) Профессиональные Баллы аттестующих Описание оцениваемых индикаторов Профессиональные знания Профессиональные умения и навыки Знания документов, регламентирующих деятельность Способности к накоплению и обновлению проф. опыта Степень реализации опыта по занимаемой должности Способности к творческому применению проф. опыта Показатель по критерию Показатель по предыдущей оценке 2.02 Деловые Организованность и собранность в деятельности Ответственность и исполнительность Инициативность и предприимчивость Самостоятельность решений и действий Общие сведения 2.00.Критерии


2.1.1 Профессиональные Баллы аттестующих Описание оцениваемых индикаторов Руководство подчиненными Качество результата деятельности Показатель по критерию Показатель по предыдущей оценке 2.03 Морально-психологические Гуманность Способность к самооценки Этика поведения, стиль деятельности Дисциплинированность Справедливость и честность Способность адаптироваться к новым условиям Качество конечного результата деятельности Лидерство 2.4 Интегральные УБАОП-93-ТАИ - продолжение Выводы


Показатели (критерии) оценки ПлохоСреднеХорошо АПодготовленность по профессии 1 Общая подготовка 2 Знания по специальности 3 Профессиональные навыки 4 Смелость в принятии решений 5 Степень личной ответственности 6 Умение планировать свою работу 7 Личная организованность 8 Умение осуществлять контроль Б Личностные качества 9 Обязательность 10 Справедливость 11 Честность 12 Дисциплинированность 13 Аккуратность 14 Воспитанность В Способности Г Психофизические данные Профессиограмма сотрудника организации



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Технологии, принципы и методы профессионального набора и отбора персонала организации, основные этапы построения системы. Источники резерва потенциальных кандидатов, изучение их психологических и профессиональных качеств, пригодных для выполнения задач.

    дипломная работа , добавлен 09.05.2014

    Критерии набора персонала для создания резерва потенциальных кандидатов. Характеристика методов, технологии набора персонала, источников его привлечения. Анализ возникающих проблем при найме работников. Мероприятия по закреплению персонала в организации.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2010

    Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов. Виды источников привлечения и методы набора персонала. Отбор персонала как основная технология управления персоналом, его принципы и критерии. Достоверность и обоснованность методов отбора.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2009

    Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов. Отбор персонала как отбор из резерва, созданного при наборе. Методы профессионального испытания при найме. Анализ затрат и результативности набора персонала. Оценка процесса приема на работу.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2012

    Современная ситуация в кадровом менеджменте. Этапы подбора, отбора, найма и обучения персонала. Совершенствование кадровых технологий в системе управления персоналом. Оценка профессионального уровня, деловых и личностно-нравственных качеств работников.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2012

    Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование кадровой работы. Эволюция подходов к управлению персоналом. Пути повышения эффективности работы кадровых служб в организациях. Использование информационных технологий в службе управления кадрами.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Набор кадров как создание резерва потенциальных кандидатов на вакантную должность. Технологии и критерии отбора кадров. Особенности набора и отбора персонала в США, Японии, Западной Европе, России. Анализ бесконтактных методов общения с претендентами.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Понятие, задачи, функции, структура, полномочия кадровых служб. Анализ современных технологий в работе кадровых служб, их использование в кадровой практике СООО "Бел-Эст-Мебель". Предложения по совершенствованию подбора и оценки персонала на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2010

Нормативные и правовые основы применения кадровых технологий

Применение кадровых технологий в любой организации, на предприятии, в том числе и в государственной и муниципальной службе, должно осуществляться на нормативной правовой основе, что придает им легитимность.

Это означает:

во-первых, что действия руководителя и специалистов кадровых служб по применению и использованию результатов кадровых технологий строго регламентируются;

во-вторых, содержание кадровых технологий должно быть доступно и понятно тем, по отношению к кому они применяются;

в-третьих, кадровые технологии не должны нарушать права человека, ущемлять личное достоинство, приводить к получению и разглашению информации, не имеющей отношения к выполнению его обязанностей, в том числе и к состоянию здоровья;

в-четвертых, право на применение кадровых технологий должны иметь те, кому это вменяется в обязанность и кто обладает для этого достаточной квалификацией.

В государственной и муниципальной службе нормативной правовой основой для применения кадровых технологий являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы прохождения государственной и муниципальной службы, конкурсного замещения вакантных должностей, оценки, увольнения служащих и ряд других. Так, в настоящее время действуют правовые и нормативные акты, которые определяют порядок конкурсного замещения должностей государственной

и муниципальной службы, аттестации государственных и муниципальных служащих.

В негосударственных организациях и предприятиях нормативной основой применения кадровых технологий, определения их содержания и порядка использования результатов являются приказы руководителей, решения высших органов управления, например в акционерных обществах - советов директоров. Как правило, приказами руководителей предприятий и организаций вводятся положения о конкурсном замещении должностей, найме на работу, аттестации, управлении карьерой и др.

На предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности многие кадровые технологии включаются в содержание таких документов, как Положение о персонале организации, Концепция кадровой политики предприятия или Концепция социальной и кадровой политики предприятия.

Многие положения о кадровых технологиях для государственных унитарных предприятий разрабатываются федеральными министерствами и вводятся постановлением Правительства Российской Федерации. Например, с марта 2000 г. действует Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и некоторые другие.

Следует отметить, что как в государственной и муниципальной службе, так и на предприятиях негосударственной формы собственности не все кадровые технологии в равной мере нормативно обеспечены. Чаще всего нормативную правовую основу имеют такие кадровые технологии, как аттестация, конкурсное замещение должностей, формирование и использование кадрового резерва. В настоящее время практически не имеют нормативных документов в организациях и на предприятиях, включая государственную и муниципальную службу, такие кадровые технологии, как управление карьерой, ротация кадров, проведение государственных квалификационных экзаменов (для государственных и муниципальных служащих), и некоторые другие.

Использование результатов кадровых технологий

Кадровые технологии позволяют субъектам управления - руководителям, кадровым службам - на основе информации о состоянии кадровых процессов и кадровых отношений в органи*

зации предпринимать необходимые действия по отношению к персоналу. Характер, содержание, направленность этих действий могут быть самыми разнообразными - от решения о дополнительном найме работников в организацию до увольнения. В различных организациях использование результатов кадровых технологий имеет свои особенности.

В то же время в подавляющем большинстве организаций и предприятий, в том числе в государственной и муниципальной службе, результаты кадровых технологий используются в нормативных границах, имеющих как рекомендательный, так и предписывающий характер для руководителя. Так, порядок конкурсного замещения вакантных должностей в государственной и муниципальной службе предполагает, что решение конкурсной комиссии является окончательным при определении победителя конкурса и на основании ее решения руководителем издается приказ о назначении государственного или муниципального служащего на вакантную должность. Выводы аттестационной комиссии предлагаются в окончательной форме в соответствии с перечнем установленных формулировок. В отечественной практике, как правило, применяются три вывода, смысл которых характеризует признание степени соответствия занимаемой должности, - соответствует, условно соответствует, не соответствует.

Рекомендательный характер решений аттестационной комиссии может состоять в изменении должностного статуса работника, увеличении денежного содержания, применении мер поощрения. Подобная практика сегодня имеет место на предприятиях различных форм собственности и, как правило, закрепляется в нормативных документах организации.

Нормативное закрепление порядка использования результатов кадровых технологий для практики управления персоналом имеет большое значение. Оно упорядочивает использование этих результатов; повышает степень доверия персонала к кадровым технологиям; уменьшает возможности субъективизма и волюнтаризма в их применении; повышает эффективность затрат на их проведение; играет стимулирующую роль для персонала.

В России в настоящее время владельцами многих предприятий стали частники. Вследствие слабости нормативной правовой базы, в которой бы находили отражение положения госу-

дарственной кадровой политики по формированию и востребованности кадрового потенциала, низкого уровня правовой, управленческой и кадровой культуры некоторых руководителей на возглавляемых ими предприятиях кадровые технологии сводятся к самым примитивным действиям по найму и увольнению персонала. На этих предприятиях все по отношению к персоналу определяется позицией их владельцев.

Компьютеризация и автоматизация кадровых технологий и кадровых процессов

Реализация кадровой политики организации, органа государственной власти, государства в целом малопродуктивна, если субъект управления не имеет информации о состоянии кадрового потенциала, тенденциях развития, изменениях его характеристик и ряде других параметров.

Многие из них могут быть формализованы, а, следовательно, работа с ними может быть автоматизирована с применением современных компьютерных средств и соответствующего программного обеспечения.

Характеристики персонала в организации изменяются во времени и пространстве. Это связано с развитием человека, изменением его должностного статуса, включением его в систему кадровых технологий и рядом других действий субъекта управления по отношению к нему. В результате этого кадровые процессы получают в организации либо желательную, либо нежелательную динамику, приобретают такое содержание, которое изменяет количественные и качественные характеристики его состава. Образуется несоответствие, с одной стороны, между требуемыми показателями количественных и качественных характеристик персонала и реально существующими, а с другой - между требуемыми кадровыми технологиями и реально реализуемыми.

Приведение реально существующих кадровых процессов в соответствие с требуемой их моделью (эталоном), минимизация их отклонений или придание требуемой динамики, направленности осуществляются в результате целенаправленного воздействия субъекта управления. Содержание этого воздействия и составляет управляющее действие, или управление кадровыми процессами.

Важнейшее средство управления кадровыми процессами - кадровые технологии. Поскольку ряд количественных и качественных характеристик персонала, а также содержание кадровых технологий подлежат формализации, то речь может идти о создании автоматизированных систем управления кадровыми ресурсами (АСУКР) организации, предприятия, отрасли промышленности, министерства, государственной и муниципальной службы в режиме квазиреального времени.

В отечественной науке созданы не имеющие аналогов за рубежом разработки для проектирования автоматизированной системы управления кадровыми ресурсами (АСУКР) и оперативного управления кадровыми процессами (АСОУКП). По сравнению с существующими автоматизированными системами управления кадрами (АСУК) это значительный шаг вперед.

Автоматизация кадровых процессов и кадровых технологий позволяет обеспечить оперативное получение информации о состоянии и тенденциях развития характеристик персонала; своевременно выработать и принять необходимые управленческие решения в практике работы с персоналом; определить и применить наиболее адекватные состоянию кадровых процессов кадровые технологии, которые могут привести к необходимому результату.

В настоящее время наибольшую возможность применения компьютерных средств и автоматизации имеют кадровые технологии оценки, отбора, подбора, тестирования персонала. Достаточное компьютерное и программное обеспечение получили всевозможные психологические тесты. Развитие получают социологические методы оценки персонала, которые имеют широкие возможности использования при проведении аттестации. С их помощью создаются профили профессий и должностей, оценивается степень профессиональной пригодности человека, определяются возможности совместимости в группах и ряд других необходимых для практики управления персоналом видов деятельности.

В то же время возможности специализированных и компьютеризированных оценок персонала и других кадровых технологий нельзя преувеличивать. Они имеют пределы своих возможностей при работе с человеком. Их следует рассматривать как важное дополнительное средство получения информации о че-

ловеке для принятия кадровых решений в практике управления персоналом.

В государственной и муниципальной службе компьютеризация и автоматизация кадровых процессов и кадровых технологий в настоящее время практически не применяются. Это обусловлено многими факторами: отсутствием необходимой техники и оборудования; низкой квалификацией специалистов кадровых служб в этой области; неготовностью руководителей государственных органов и руководителей кадровых служб к пониманию новой роли кадровых технологий в управлении. В то же время действующие нормативные правовые акты не запрещают их внедрения и применения.

Зарубежный опыт применения кадровых технологий в государственной и муниципальной службе

Зарубежная практика применения кадровых технологий в государственной и муниципальной службе разнообразна как по содержанию, так и по способам.

При их применении преследуются две важнейшие цели: во-первых, сформировать высококвалифицированный состав служащих в системе государственного и муниципального управления и обеспечить тем самым профессиональное исполнение (решение) стоящих перед ним задач; во-вторых, с помощью кадровых технологий выиграть жесткую конкуренцию с частным сектором за привлечение профессионалов. Наиболее предпочтительной кадровой технологией, которая обеспечивает достижение этих целей, является управление карьерой. В государственной и муниципальной службе многих промышленно развитых стран Европы, а также США и Японии практика управления карьерой имеет правовую основу и отлаженный механизм продвижения по службе зарекомендовавших себя конкретными достижениями специалистов. Кроме того, руководители всех уровней, а также специалисты кадровых служб обязаны владеть практикой управления карьерой своих подчиненных.

В ряде стран некоторые кадровые технологии разрабатываются и применяются исключительно государственными органами. Например, в Японии отбор на государственную службу и увольнение с государственной службы проводятся централизованно

Национальным ведомством по кадрам государственных учреждений. Им устанавливаются единые экзамены для поступаюши* на государственную службу, разрабатываются рекомендации по применению кадровых технологий и осуществляется контроль их применения в государственных органах.

Контроль и методическую помощь федеральным структура*1 по применению кадровых технологий в США осуществляет УП~ равление по работе с кадрами. Конгрессом на это управление возложена задача совместно с государственными органами создать эффективные системы отбора, обучения, управления карьерой государственных служащих, поддержания новейшими методами управления их высокой и разнообразной квалификации-

Заинтересованность граждан в высокопрофессиональном составе государственных служащих привела к тому, что контроль практики их применения начали осуществлять институты гражданского общества. Так, в государственной службе Великобритании уже более 150 лет действует общественный орган - УП~ равление уполномоченных по государственной службе. Одна из его главных задач - контроль проведения конкурсов на вакантные должности высших государственных служащих.

Кадровые технологии в управленческой деятельности имеют свой объект воздействия - возможности, профессиональные способности человека. Они являются важнейшим средством Уп~ равления количественными и качественными характеристиками персонала, достижения целей организации, ее эффективного функционирования.

Разновидности кадровых технологий, применяемых в настоящее время в практике управления, позволяют: получать всестороннюю персональную информацию о человеке; достигать не-обходимых для организации количественных и качественных характеристик персонала; формировать механизм рациональной востребованности профессионального опыта человека как в интересах организации, так и в интересах человека.

Применение кадровых технологий и использование их ре зультатов должны иметь нормативную правовую основу. Это су-

щественным образом повышает эффективность управления персоналом в организации, защищает права работающих в ней.

В последние годы в юридической, социологической и управленческой науке всё чаще механизм реализации государственной кадровой политики связывают с кадровыми технологиями.

В управлении персоналом важное место занимают технологии, применение которых позволяет решать задачи кадрового обеспечения государственной службы. Эти технологии называются кадровыми.

Кадровая технология - это средство управления количественными характеристиками персонала, обеспечивающее достижение целей организации, её эффективное функционирование. Кадровые технологии представляют собой совокупность последовательно производимых действий, приёмов, операций, которые позволяют либо получить информацию о возможностях человека, либо сформировать требуемые для организации условия, либо изменять условия реализации 13 .

Известно, что любая социальная технология, в том числе и кадровые технологии, по сути, являются нововведением, призванным оптимизировать определённые процессы. Но кадровые технологии, являясь нововведениями, с неизбежностью влекут за собой необходимость тех или иных изменений в состоянии, развитии или функционировании объектов технологизации и, как следствие, встречают скрытое или открытое сопротивление их внедрению

Данные опроса показывают, что менее половины руководителей государственных органов (49,6 %) в средней степени владеют современными технологиями, только 14 % - владеют в высокой степени, а 4% не владеют вообще. Еще ниже эти показатели у руководителей муниципальных органов. Здесь не владеют технологиями - 6,6 %. Эти данные крайне настораживают. Для специалистов, работающих в сфере управления персоналом важно знать эти средства, их содержание, область применения и уметь грамотно применять в повседневной практике.

Кадровые технологии, используемые в управлении персоналом государственных органов, можно условно разделить на три большие группы. К первой группе следует отнести кадровые технологии, обеспечивающие получение всесторонней достоверной информации о человеке. Это, прежде всего методы оценки.Вторую группу кадровых технологий составляют те, которые обеспечивают требуемые для организации как текущие, так и перспективные, количественные и качественные характеристики состава персонала. Это технологии отбора, формования резерва, кадрового планирования, профессионального развития. К третьей группе относятся кадровые технологии, которые позволяют получить высокие результаты деятельности каждого специалиста.

Все кадровые технологии взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга, а в реальной управленческой практике, в большей части и не реализуется одна без другой. Их можно рассматривать как базовые кадровые технологии. Таким образом, к базовым кадровым технологиям относятся:

    оценка персонала;

    отбор персонала;

    управление карьерой персонала.

Среди кадровых технологий одной из важнейших является отбор персонала . Это комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности. Отбор кадров практически всегда связан с их поиском и оценкой, поэтому целесообразно рассматривать поиск, отбор и оценку персонала вместе

Но следует различать отбор при поступлении на службу (отбор на государственную или муниципальную службу) и отбор, мно­гократно проводимый в период нахождения на государственной и муниципальной службе (отбор на государственной и муници­пальной службе, отбор в процессе прохождения службы, отбор в процессе службы - пролонгированный отбор). Хотя и в том, и в другом случае отбор служит общей основной цели - формированию квалификационного состава государственных служащих.

В процессе отбора персонала на службу (государственную или муниципальную) решаются задачи комплектования должнос­тей. Это отбор для государ­ственной и муниципальной службы как социального института, а не как для конкретного вида профессиональной деятельности. Критерии отбора на государственную и муниципальную службу имеют наиболее общий характер и представлены в законода­тельстве о государственной и муниципальной службе. Это, как правило, требования к уровню образования, наличию граждан­ства, предельным границам возраста, знанию положений нор­мативных актов, стажу работы и опыту работы по специальности, состоянию здоровья, уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей и др.

Отбор в период прохождения службы - пролонгированный от­бор - проводится в процессе профессионального развития и изме­нения должностного статуса госслужащего. Он осуществляется при внутриорганизационном должностном перемещении человека, формировании резерва и в других случаях управления персоналом.

Технологию отбора при поступлении работника на государственную службу можно представить в виде схемы:

Требования к должности → поиск → отбор → назначение на должность → адаптация 14 .

Отбор персонала завершается замещением должности на ос­новании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Основным критерием подбора работника для замещения вакантной должности является степень его соответствия этой должности, которая определяется путём сравнения деловых и личных качеств кандидата с должностными требованиями. Широко применяемый в государственной службе модульной (общей) технологией является конкурсный отбор (подбор). В настоящее время порядок замещения государственных должностей на конкурентной, конкурсной основе предусмотрен в ст. 22 Федерального закона о государственной гражданской службе. Так, данный закон устанавливает, что поступление гражданина на государственную гражданскую службу, а также замещения служащим другой государственной должности осуществляется преимущественно на конкурсной основе. Кроме того, принят Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» 15 . Конкурс обеспечивает право гражданина на равный доступ к государственной службе, позволяет формировать государственные органы высококвалифицированными кадрами.

Технология подбора достаточно хорошо проработана методически. Существуют методики оценки образовательного уровня, профессиональных, деловых и личностных качеств руководителей и специалистов при приёме их на работу в центральные органы федеральной и исполнительной власти по конкурсу.

При отборе и конкурсном подборе кандидатов на вакантные должности государственной службы используются широко известные индивидуальные технологии:

    собеседование - получение устной информации от кандидата на должность или работающего специалиста;

    метод групповой дискуссии - свободная беседа аттестационной или конкурсной комиссии с сотрудниками или претендентами на должность;

    тестирование - оценка работника по результатам решения им задач;

    оценка по реферату - кандидату предлагается изложить свою программу работы в случае назначения на должность;

    метод экспертного опроса - получение на основе сбора мнений экспертов надёжного обобщенного заключения о качестве сотрудника или претендента на должность.

Управление персоналом предполагает различные оценочные процедуры , обеспечивающие как формулировку реально достижимых целей по формированию и развитию кадрового потенциала организации, так и выбор соответствующих кадровых технологий.

В общем понимании, оценка– это измерение, определение чего-либо, кого-либо с целью получения необходимой, достоверной и проверяемой информации. Оценка персонала является показателем степени соответствия работника предъявляемым требованиям по работе или службе. С помощью выбранных критериев происходит процедура оценки соответствия занимаемой должности (трудовым функциям) того или иного руководителя, специалиста, работника.

Продуманная и высокоэффективная система оценки персонала государственной службы выполняет ряд важных социальных функций. Она позволяет:

    снижать конфликты в коллективах, а также способствует созданию благоприятных социально-психологических отношений между сотрудниками, руководителем и подчиненными;

    стимулировать работу персонала;

    устанавливать справедливое соотношение между количеством и качеством труда и денежным содержанием государственного служащего;

    получать информацию об уровне профессионального развития персонала государственной службы;

    наблюдать динамику изменения оцениваемых показателей и производить сравнение по группам должностей, структурным подразделениям.

Кадровые технологии оценки персонала гражданской службы весьма разнообразны. На сегодняшний день законодательно установлены следующие формы оценки гражданских служащих РФ, как:

    Конкурс на замещение вакантных должностей.

    Аттестация государственных гражданских служащих.

    Квалификационный экзамен.

    Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу.

Основой продвижения государственного служащего по служебной лестнице чаще всего является аттестация , т.е. специальная (периодическая или разовая комплексная оценка сильных и слабых его сторон (знаний, навыков, черт характера, влияющих на выполнение своих обязанностей), степени их соответствия требованиям должности или рабочего места. Для государственных служащих аттестация является обязательным условием прохождения государственной службы, необходимым элементом их служебной карьеры.

Аттестация в государственном органе организуется и проводится в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. (ст. 48) и Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденном указом Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» №110 от 1 февраля 2005 г 16 . Нормативно-правовые акты регулируют процесс прохождения государственными служащими аттестации, порядок создания и работы аттестационной комиссии, возможные итоги аттестации и их последующее воздействие на дальнейшее прохождение службы.

В целом работа по организации и проведению аттестации государственных служащих на всех уровнях государственного управления довольно четко регламентирована и законодательно определена. Однако для мотивированной оценки профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности государственных служащих необходимо разработать и утвердить более подробные оценочные или аттестационные листы, в которых нашли бы отражение основные профессиональные знания, способности, личностные качества и свойства, важные для выполнения должностных обязанностей.

Проводимая в настоящее время аттестация государственных служащих, по мнению ряда специалистов, носит довольно формальный характер, с высокой вероятностью превалирования субъективной оценки непосредственного руководителя, так как отсутствует единая форма оценки, учитывающая важнейшие профессиональные, деловые и личностные качества, необходимые государственным служащим на каждом уровне управления. В связи с этим стоит задача дальнейшего совершенствования содержательно-документационной базы аттестации и процедуры её проведения. Более детальная, содержательная и единая для всех государственных служащих форма оценки позволит проводить аттестацию более объективно и качественно. А это, в свою очередь, будет способствовать определению фактического кадрового потенциала, возможных путей и способов его наращивания в целях обеспечения оптимального функционирования органов государственной власти и управления.

Под квалификационным экзаменом на государственной гражданской службе понимается государственная оценка уровня профессиональной подготовки и квалификации гражданского служащего для присвоения ему соответствующего классного чина. Термин «экзамен» (лат.) переводится как «стрелка у весов» и означает оценку, испытание познаний в какой-либо области.

Квалификационный экзамен организуется и проводится на основании Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. (ст. 49) и Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденном указом Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» №111 от 1 февраля 2005 г. 17

Данное Положение определяет порядок и условия сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими РФ, замещающими должности государственной гражданской службы в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Федерации.

Основное предназначение и цель квалификационного экзамена – оценка профессионального уровня гражданского служащего с целью присвоения ему классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы.

Экзамен сдают все гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы без ограничения срока полномочий. То есть: служащие категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»; служащие категории «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей. Гражданские служащие категории «руководители» высшей группы должностей сдают квалификационный экзамен по отдельному решению представителя нанимателя. Гражданские служащие, работающие по срочному контракту (на определенный срок), такой экзамен не сдают.

Экзамен на присвоение классного чина проводится конкурсной или аттестационной комиссией. При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает: знания, навыки и умения гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов гражданских служащих, сложностью и ответственностью работы, выполняемой служащим. Оценка осуществляется на основе процедур с использованием не противоречащих федеральным законам методов оценки профессиональных качеств служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности.

По результатам квалификационного экзамена комиссией выносится одно из двух решений:

    признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен и рекомендовать его для присвоения классного чина;

    признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

В целом квалификационный экзамен установлен в целях совершенствования работы по подбору и расстановке кадров государственных служащих, создания условий для их профессионального и должностного роста.

Испытание при поступлении на гражданскую службу организуется и проводится на основании Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. (ст. 27) и постановления Правительства РФ от 5 июля 2000 г. «Об испытании при назначении на государственную должность федеральной государственной службы Правительством Российской Федерации» 18 .

Основная цель испытания состоит в том, чтобы выявить на практике, проверить соответствие претендента замещаемой должности гражданской службы. Юридически под испытанием при поступлении или замещении должности гражданской службы понимается исполнение гражданским служащим полномочий, не образующее правовых оснований для предоставления служащему гарантий от увольнения.

В приказе руководителя государственного органа и служебном контракте может быть предусмотрено испытание гражданского служащего. Срок испытания устанавливается – от трех месяцев до одного года. Гражданским служащим, назначенным на новую должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания от трех до шести месяцев. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего классного чина, соответствующего замещаемой должности, проводится квалификационный экзамен, по результатам которого служащему присваивается классный чин. Если срок истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание. Если ж служащий, проходящий испытание, нарушит служебную дисциплину и служебный распорядок, будет не надлежаще исполнять нормы должностного регламента, представитель нанимателя вправе расторгнуть служебный контракт.

Таким образом, как видно из изложенного, действующее законодательство устанавливает достаточно четкий порядок и условия осуществления кадровых технологий и процедур оценки персонала гражданской службы, которые необходимы для формирования высокопрофессионального, компетентного и стабильного состава гражданской службы России.

Кроме вышеперечисленного комплексной технологией деятельности руководителей, кадровой службы по целенаправленному развитию способностей человека, накоплению им профессионального опыта и рациональному использование его потенциала как в интересах сотрудника, так и в интересах организации является управление карьерой 19 . Учёт условий реализации технологии управления карьерой персонала позволяет разработать основные направления, пути, способы, конкретные мероприятия, которые будут обеспечивать реализацию профессиональных способностей человека. Такими условиями являются:

Осознание ценности профессионального опыта человека как важнейшего национального достояния, как ценнейшего капитала любой организации;

    высокий статус кадровых служб в государственных органах. В настоящее время возможности кадровых служб ограничены (об этом шла речь в первом параграфе данной главы);

    создание системы общественного контроля за использованием профессионального опыта государственных служащих, механизмов защиты от непрофессионализма в государственном управлении;

    создание оптимальной карьерной среды и карьерного пространства 20 .

Управление карьерой персонала государственных служащих представляет собой одну из сложнейших кадровых технологий. В результате её применения важно добиться такого положения, чтобы, чем располагают или могут располагать люди как личности, как носители профессиональных способностей, опыта, было включено в трудовой процесс в интересах человека и в интересах государственного органа власти, организации.

Система управления карьерой должна обеспечивать формирование наиболее оптимальных типовых схем карьерного движения, начиная с низших должностей, а также с момента поступления граждан на государственную службу, их открытости для ознакомления, условий продвижения, материального и морального вознаграждения. Также важно предусмотреть в системе управления должностной карьерой и персональную ответственность руководителей кадровых служб за создание и поддержание безупречной репутации государственного органа власти и в целом авторитета государства при нарушении процедур и правил управления карьерой.

Процесс управления карьерой включает:

– выявление потребностей государственного органа власти, организации в составе персонала и оценка его актуальных профессиональных возможностей, т.е. структуры наличного профессионального опыта персонала: модель потребностей и модель возможностей;

– разработку и принятие решения о карьерной стратегии организации и внедрение технологии управления карьерой в государственном органе власти;

– выполнение принятых решений и реализацию планов карьеры персонала организации.

В процессе управления карьерой решаются две взаимосвязанные задачи:

– во-первых, задача обеспечения соответствия профессионального опыта персонала требуемому, проектному, структурному профессиональному опыту;

– во-вторых, развитие и рациональное использование профессиональных способностей персонала.

Главный смысл управления карьерой персонала государственных служащих состоит в том, чтобы способности к профессиональной деятельности были эффективно использованы для достижения целей государственной службы и удовлетворения интересов личности

Формирование и использование кадрового резерва государственной службы является важнейшей составной частью механизма реализации государственной кадровой политики, необходимым условием обеспечения преемственности и развития кадрового корпуса органов власти и управления.

Институт кадрового резерва государственной службы - это сложное социальное явление, занимающее свое законное место в практике управления профессиональными способностями специалистов. Невостребованность и недостаточное внимание к этому институту государственной службы в прошлые годы привело к тому, что его состояние оказалось не вполне адекватным потребностям времени, сдерживающим механизмы реализации государственной кадровой политики. В процессе создания госслужбы в условиях модернизации общества и становления корпуса государственных служащих были определены лишь общие подходы к институту кадрового резерва государственной службы как кадровой технологии.

По данным Е.Л. Охотского задача формирования и использования кадрового резерва успешно может быть решена через разработку модели резерва государственных служащих Российской Федерации, которая включала бы:

    определение целей формирования и использования резерва;

    принципы его формирования

    критерии зачисления в резерв;

    структуру резерва;

    механизм формирования и использования резерва;

    подготовку резерва;

    систему оценки готовности резерва;

    обязанности кадровой службы (структурного подразделения), руководителей по работе с резервом и др. 21

Разработка современной правовой базы, обеспечивающей функционирование такой модели резерва государственных служащих позволило бы унифицировать правовое пространство института резерва и перевести в практическую плоскость реализацию важнейшего принципа государственной службы - единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

Итак, управление персоналом как вид профессиональной деятельности предполагает комплексное использование кадровых технологий. Как показывает проведенный анализ, работа по внедрению кадровых технологий в системе госслужбы, как составной части механизмов реализации государственной кадровой политики должна носить, научно обоснованный, системный, комплексный характер. Необходимо обеспечить такое государственное воздействие на решение кадровых проблем в органах власти, при котором работа с аппаратом управления строилась бы с учетом общественных потребностей, реального состояния дел, объективной оценки кадров, а не на основе конъюнктурных, в том числе политических, интересов.

Применение кадровых технологий позволяет более объективно оценивать кадры государственной службы, возможности их должностного роста и профессионального продвижения. В результате применения кадровых технологий получают более полную информацию о способностях человека, отчего зависит его дальнейшее профессиональное развитие, изменение должностного статуса госслужащего, эффективная реализация возможностей человека, адекватное вознаграждение за свой труд и другие изменения. У кадровых технологий большое будущее в выявлении работников с лидерским потенциалом, их карьерном продвижении.

Одновременно кадровые технологии позволяют решать задачи и функции, которые свойственны общим управленческим технологиям, побуждая человека к изменению своей роли в организации, созданию климата доверия, удовлетворённости трудом. Поэтому грамотное применение кадровых технологий вносит свой вклад в управляемость организации, эффективность её деятельности, формирование механизма государственной кадровой политики. А основной остается проблема повышения эффективности технологий и повсеместного внедрения их в практику работы органов государственной власти.