Из чего состоит морская буровая платформа. Нефтяные платформы

Многим знакомы образы этих стальных островов высотой с многоэтажный дом, возвышающихся над поверхностью моря на огромных массивных опорах. С помощью самых современных технологий эти агрегаты способны бурить скважины глубиной до 10 км. Рассмотрим подробнее эти уникальные сооружения.

Как устроена морская буровая платформа?

Любая нефтяная платформа состоит из четырех основных частей - корпуса, якорной системы, буровой палубы и буровой вышки. Корпус нефтяной платформы представляет собой огромный понтон треугольной или четырехугольной формы. Его поддерживают на плаву шесть огромных колонн, наполненных воздухом.

На корпусе закреплена буровая палуба, которая по размерам превышает футбольное поле. Палуба отличается большой прочностью, чтобы выдерживать массу бурильной установки, вертолетной площадки, нескольких кранов и другого оборудования. Над буровой палубой, примерно на высоте 10-15-этажного дома, возвышается буровая вышка, которая поднимает и опускает бур.

Якорная система, удерживающая платформу на месте, состоит из 9 лебедок, расположенных по три на каждой стороне корпуса платформы. Эти лебедки натягивают стальные швартовые тросы, которые крепятся к якорям, находящимся на морском дне. Стальной трос находится в верхней части растяжки, он сматывается и разматывается лебедкой. В нижней части растяжки находится стальная цепь, которая крепится к якорю. Толщина тросов, удерживающих платформу, составляет восемь сантиметров; звенья цепи, к которым они крепятся, по размеру превышают голову человека. Масса одного звена составляет 33 кг. Якорные тросы настолько крепкие, что их не сможет порвать даже совокупное усилие пяти самолетов «Боинг-747». На конце каждой растяжки крепится якорь типа «Брюс» диаметром 5,5 м и весом более 13 тонн. До места назначения платформу доставляют с помощью морских буксиров со скоростью примерно 6 узлов.

Однако, даже несмотря на такую мощную и надежную конструкцию, штормы и ураганы до сих пор представляют собой грозную опасность для морских платформ. Так, например, в августе 2005 года из-за угрозы урагана Катрин пришлось эвакуировать более 20 тысяч нефтяников с буровых вышек, расположенных в Мексиканском заливе. За двое суток, пока в регионе бушевал ураган, было повреждено или разрушено около 50 буровых платформ, десять из них сорвало с якорей. Одну из платформ отнесло на 129 км, другую выбросило на берег. Восстановлению она уже не подлежала. Такие серьезные потери в нефтедобывающей отрасли привели к резкому скачку цен на «черное золото» на всех мировых биржах.

EVA-4000 - чудо космического века

Первая нефтяная вышка в истории была построена в 1859 году близ города Титусвилл, что в штате Пенсильвания, США. Она добывала нефть с глубины в 21 м. С этого момента начинается история нефтедобычи, которой вскоре были охвачены все континенты. За десятки лет, прошедших с того времени, запасы нефти, расположенные на суше, изрядно истощились. Поэтому нефтедобывающие компании обратили свое внимание на запасы углеводородов, скрытые в глубинах морей и океанов. Одним из первых регионов, где развернулась добыча нефти с морского дна, стал Мексиканский залив. В период с 1960 по 1990 годы на мелководье вблизи берега разместилось более 4 тысяч морских буровых платформ разного размера.

Но по мере того, как росли потребности человечества, запасов нефти, которые можно было добыть вблизи побережья, стало не хватать. И нефтедобыча начала двигаться все дальше и дальше в открытое море, удаляясь от берега. Постепенно нефтяные компании покинули континентальный шельф. Буровые платформы стали располагаться в местах, где расстояние до дна моря превышало 2,5 км. Чтобы добывать здесь нефть, пришлось строить настоящих стальных гигантов.

Одним из таковых является буровая платформа EVA-4000, принадлежащая компании Noble Jim Thompson. На сегодня это самая крупная нефтяная буровая платформа.

Это скорее настоящая плавучая фабрика по поиску и добыче нефти. EVA-4000 может проводить разведку нефтяных месторождений в таких местах, которые раньше считались абсолютно недоступными. Размер ее палубы по площади равен 10 баскетбольным площадкам, а буровая вышка «маячит» на высоте 52 метров над уровнем моря. Общий вес комплекса составляет 13 600 тонн. На сегодня в мире существует 100 подобных платформ, которые умеют не только добывать нефть, но и производить разведку месторождений. Для того чтобы понять, зачем строить такие сложные сооружения, приведем несколько цифр. Одна морская буровая платформа за день может получить 250 тысяч баррелей нефти. Такого количества достаточно, чтобы заправить 2,5 млн автомобилей. Однако человечество за день сжигает более 80 млн баррелей черного топлива, а значит, добывать нефти нужно очень много. Поэтому, несмотря на то что на постройку нефтяной платформы уходит 4 года и полмиллиарда долларов США, их продолжают строить.

Как бурят морское дно?

Бурение морского дна отличается тем, что контролировать работу бура намного сложнее. Ведь между головкой бура и бурильщиком не только километры твердой породы, но еще и огромная толща морской воды, бурильщику нужно видеть морское дно и контролировать работу бура. Специально для этой цели был создан подводный аппарат на дистанционном управлении, способный выдерживать давление 140 кг/см2. Данный робот предназначен для того, чтобы работать там, куда не может добраться человек. С помощью видеокамеры он передает изображение на поверхность, прямо в рубку управления платформой.

Сам бур собирается из секций длиной 28 метров, состоящих из железных труб. Количество секций для каждой буровой платформы ограничено ее техническими характеристиками. Например, EVA-4000 может провернуть и удержать бур, состоящий из 300 секций. Это позволит пробурить скважину глубиной 9,5 км. Бур опускается в воду со скоростью 60 секций в час.

После того как буровая коронка достигнет нефтяного пласта, бур поднимают, а скважину запечатывают, чтобы избежать выброса нефти в воду. Для этого на дно опускают специальное противовыбросовое оборудование или превентор. Превентор наглухо закрывает скважину, не позволяя ни одной капле просочиться в окружающую среду. Сам превентор напоминает собой втулку высотой 15 метров и массой в 27 тонн. Специальная контрольная аппаратура, расположенная на превенторе, следит за просачиванием нефти из скважины.

После того как месторождение нефти обнаружено и разведано, платформа, с которой велась разведка, перемещается в другое место. А ее место занимает буровая вышка, предназначенная для добычи, хранения и отгрузки нефти в танкеры. Буровая вышка, благодаря своей конструкции, может целые десятилетия стоять на якоре, невзирая на любые погодные условия. За счет высокой автоматизации контроль за работой установки осуществляют 20-30 человек.

Нефтедобыча уходит на глубину

Долгое время нерешенной была задача удержания морских платформ на глубине, превышающей сотни метров.

Дело в том, что во время шторма всегда существовала угроза, что установку сорвет с якорей. Задачу решил морской инженер Эд Хартон, который использовал для этого свой опыт службы на подводной лодке. Он разработал оригинальную конструкцию буровой платформы, состоящей из цилиндра огромной высоты и большого диаметра, к которому крепится буровая палуба. Нижняя часть цилиндра заполнена материалом, который намного плотнее воды, поэтому центр его тяжести смещен вниз, что обеспечивает устойчивость и стабильность всей платформе.

Под водой цилиндр простирается до глубины 200 метров, к морскому дну он крепится системой свай, каждая из которых погружается в морское дно на 60-70 метров. Платформы такой конструкции стали называться Spar. Первой в мире буровой платформой типа Spar стала установка системы «Нептун». Именно с нее начался новый этап развития морских глубоководных платформ.

Сегодня платформы типа Spar являются основным видом нефтяных платформ, предназначенных для добычи нефти с большой глубины. Самой глубоководной платформой является установка Perdido компании Shell, расположенная в Мексиканском заливе. Она работает на глубине 2 450 метров.

Метки: 7692

Оставить комментарий

У побережья Норвегии на дне северного моря одно из богатейших месторождений нефти и газа. Природе человеком был брошен вызов, построить в открытом море такое сооружение, которое могло бы выстоять против жестоких штормов и обеспечить устойчивость платформы служащей для добычи богатых запасов горючего с морского дна.

Сегодня мы поговорим об газодобывающей платформе Тролль. Это высочайшая бетонная морская платформа в мире. Попасть на платформу возможно только на вертолете, облачившись в спасательный костюм. Газовое месторождение Тролль расположено в 60 километрах от побережья Норвегии. Запасы природного газа образовались здесь 130 миллионов лет назад. Эти огромные запасы газа требовали сооружения некой постоянной конструкции, которая обладала бы достаточной прочностью, для ведения с нее добычи газа на протяжении более 50 лет.

Это - самая высокая постройка, которая когда-либо перемещалась, относительно поверхности Земли, и является одной из высочайших и наиболее сложных технических проектов в истории. Телевизионной сенсацией стал сюжет о буксировке платформы в Северное море в 1996 году.

Платформа Тролль буксировалась на расстояние более чем 200 км от Чанов, в северной части Rogaland, к области Тролль, в 80 км к северо-западу от Бергена. Буксировка заняла семь дней.
Добываемый газ проносится по трубопроводам платформы со скоростью до 2 000 миль в час (890 м\с). Подобная скорость обеспечивается двумя газовыми компрессорами в целях увеличения объемов производства.

В 1996 платформа установила Мировой рекорд (книги рекордов Guinness) в качестве ‘крупнейшей оффшорной газовой платформы’.

2006 году компания-владелец платформы устроила концерт для рабочих. Была приглашена певица Кейти Мелуой, которой пришлось проводить «Самый глубоководный конерт в истории». Глубина составила 303 метра под уровнем моря.

Из моря выступают четыре циклопические бетонные опоры. Буровая палуба и вся надстройка платформы покоится на четырех массивных бетонных опорах, которые уходят вниз, до морского дна на глубину 300 метров. Основание платформы выполнено из 19-ти сборных бетонных блоков изготовленных на суше. Основание отбуксировали на канатах и затопили в глубоком фьорде, где к ним присоединили четыре высокие опоры. Полная высота каждой опоры 369 метров, превышает высоту Эйфелевой башни. Кстати, в каждой из них есть лифт, подъем которого наверх занимает 9 минут. Стенки цилиндрических ног имеют толщину более 1 метра.

Затем уже всю конструкцию погрузили во фьорде на еще большую глубину, и над конструкцией используя баржи, расположили платформу. Потом из конструкции откачали балластную воду и позволили ей подвсплыть на несколько сантиметров и состыковаться с платформой. Затем всю новую завершенную конструкцию подняли на поверхность и подготовили к путешествию к месторождению Тролль. Платформу отбуксировали в открытое море, и она стала самым крупным сооружением, которое за всю историю человечества, когда-либо перемещали с места на место.

Находясь на вертолетной площадке, на высоте 76 метров над уровнем моря, легко забываешь, что большая часть конструкции находится под водой. Это немного напоминает айсберг. Высота вертолетной площадки в точности совпадает с высотой знаменитого небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг.

Подобная морская платформа является настоящим химическим заводом, и поскольку это промышленное предприятие, здесь не обойтись без комплекта защитной одежды. В низу завод по добыче газа, а чуть дальше завод по его переработки, по середине буровая вышка. На этой новой платформе еще неоткрыты все производственные скважины, в конечном итоге их будет 39. Преодолев расстояние до морского дна, буры погружаются в него на глубину полутора километров. Скважины расположены в радиусе полукилометра вокруг платформы.

Бурильные стволы весят как одежда в гардеробе и всегда готовы к использованию. В среднем для бурения каждой скважины требуется месяц. Однако в первую очередь нас интересует ни это, а что делает всю конструкцию устойчивой.

Путешествие на морское дно можно совершить на лифте, который ходит внутри одной из гигантских опор. Когда вас со всех сторон окружает море, появляется чувство, что вы на другой планете. На суши мы тоже видим высокие здания, гигантские тоннели и другие циклопические сооружения, но в окружении моря масштаб этого достижения инженерной мысли воспринимается как действительно экстраординарный. Является ощущение, что ни на одной планете нет такого места, куда бы не мог проникнуть человек.

Давление толщи морской воды за стеной в 30 раз превосходит давление внутри конструкции у морского дна и казалось бы должно раздавить опору. Причина, по которой этого не происходит в сочетании прочности тяжелого железобетона и цилиндрической формы опоры. Такая форма лучшим образом подходит для сопротивления давлению подобного рода. Именно по этому такую же форму имеет корпус подлодки и фюзеляж самолета.

У самого основания платформы трубопроводы огибают угол и, проходя по морскому дну, доставляют газ в Норвегию за 60 километров от этого места. А внизу бетонный пол, а под ним морской ил, платформа глубоко уходит в морское дно. Это напоминает перевернутые кофейные чашки, всего их девятнадцать, каждая глубоко вдавлена в морской ил. Представьте себе опрокинутую кружку, вдавленную в грязь, когда вы будите стараться извлечь ее от туда, то сила всасывания будет прочно удерживать чашку на месте. таков принцип фиксации основания конструкции.

Внизу на уровне морского дна основная задача справится с давлением водной толщи, а наверху близко к вершине, с ветром и волнами, которые обрушиваются на платформу. При шторме волны могут достигать палубы расположенной на высоте 30 метров над морем. Но эта палуба достаточно велика, чтобы не затопляться волнами, и надежно прикреплена к четырем опорам. Они в свою очередь достаточно прочны, чтобы каждый год выдерживать удары 5 миллионов волн.

Именно такие сооружения, как гигантская платформа Тролль и прогресс инженерной мысли, который стоит за всем этим, дают уверенность, мы можем жить и работать в любой точке моря, при любых условиях. Речь сейчас идет не столько о том, как человеку укрыться от моря, но как сосуществовать с ним на побережье и в открытых водах.






ОАО «НК «Роснефть» в составе Консорциума проекта «Сахалин-1» успешно завершила бурение на месторождении «Чайво» самой протяженной скважины в мире.

Эксплуатационная скважина О-14 пробурена в направлении крайней юго-восточной оконечности месторождения с буровой платформы «Орлан». Скважина имеет самую большую в мире глубину по стволу, равную 13 500 метров, и горизонтальный участок ствола длиной 12 033 метра. Для бурения скважины потребовалось 156 дней.

Давайте отправимся в далекое Охотское море и посмотрим как добывают нефть с его дна.

1. Путешествие на буровую платформу начинается с вертолетной площадки берегового комплекса подготовки продукции «Чайво». Сначала тщательный инструктаж, одевание спасательных гидрокостюмов и уточнение плана полета и съемок. Я про сам перелет сделаю отдельный материал, уж больно в нем все отличалось от обычного полета на вертолете.

2. Мелководный шельф Охотского моря. На берегу еще лед, а чуть в отдалении он уже вскрылся.

3. Потенциальные извлекаемые запасы по проекту «Сахалин-1» составляют 307 млн. тонн (2,3 млрд. баррелей) нефти и 485 млрд. куб. метров (17,1 трлн. куб. футов) природного газа.

4. Они все находятся под морским дном Охотского моря в трех месторождениях: «Чайво», «Одопту» и «Аркутун-Даги».

5. На подлете к платформе нас встречает судно обеспечения «Кигориак», который постоянно дежурит около буровой платформы по правилам безопасности.

6. Сели на платформу. Наш багаж выгружают и все выходят. В вертолете остаются только фотографы и операторы. Теперь будем снимать красивые виды и панорамы.

7. Буровая платформа «Орлан», судно обеспечения «Кигориак» и судно снабжения «Витус Беринг». Сталебетонное основание «Орлана» легко выдерживает натиск льда и гигантских торосов, достигающих высоты шестиэтажного дома.

8. Платформа «Орлан» первоначально носила название «Glomar Beaufor sea I» (Гломар Бофорт Си I) и была построена в 1983-1984 гг. в Японии. В 1984 г. платформа была отбуксирована и установлена в море Бофорта (США, штат Аляска). Платформа эксплуатировалась в качестве установки разведочного бурения. В результате ее эксплуатации было практически доказано, что конструкция платформы приспособлена для круглогодичной эксплуатации в суровых арктических условиях. В период с 1984 по 1997 г платформой пробурено 6 разведочных скважин. Далее платформа была приобретена для проекта «Сахалин-1» и переоборудована из разведочной в добывающую.

9. После глобальной модернизации, когда на платформе смонтировали новейшее буровое оборудование (а по сути от старой платформы осталось только основание), «Орлан» был отбуксирован на место постоянной стоянки. Его понтоны были заполнены и платформа навсегда опустилась на подготовленное дно Охотского моря. На участке установки платформы «Орлан» с буровым и жилым модулями глубина моря составляет 15 м. Это случилось в 2004 году.

10. Для доставки грузов, временного складирования или размещения персонала (если число свободных мест на платформе закончилось) используется новейшее судно (спущено на воду в 2013 году) снабжения ледокольного класса «Витус Беринг». На момент съемки на судно перегружали буровые трубы после завершения бурения скважины O-14.

11. На первом месте - безопасность. Как и личная, так и производственная. Сразу предупреждают, что электронными устройствами (телефонами, например) можно пользоваться только в жилом блоке. Про фотокамеры скажу позднее - там не все просто было. За вахту, проведенную без происшествий, все получают весомую премию. Но стоит кому-то порезать хотя бы палец, все - премии нет. Поэтому все сами смотрят за собой и за соседом, чтобы соблюдались все нормы безопасности. В комментариях ниже мне написали, что это утка. Не знаю, я это услышал на платформе как раз. Скорее всего истина где-то рядом.

12. Наше знакомство с платформой начинается с точки сбора для спасательный шлюпки №4. Вся наша группа приписана к ней. В случае тревоги надлежит прибыть на эту точку, перевернуть карточку и ждать указаний здесь же.

13. У первых трех шлюпок спасательные гидрокостюмы хранятся около точки сбора - в столовой. Она же является и защищенным бункером-укрытием на случай ЧС. А наши гидрокостюмы хранятся около самой шлюпки.

14. Все столовые проекта - образец поварского искусства. Конечно, тут вы не найдете вычурных блюд, но все очень вкусно и разнообразно. Помимо первого и второго вы сможете найти салаты, зелень, овощи, фрукты, десерты, выпечку, мороженное (!), соки, воды. Все бесплатно и количество подходов не ограничено. :)

15. Рабочий кабинет в жилом модуле. В целом, ничего особенного.

16. По всему модулю сделаны уголки безопасности. Аварийно-спасательное оборудование, носилки, комплекты оказания первой медицинской помощи.

17. Насколько я знаю, не существует фотоаппарата в взрывозащищенном корпусе. Есть даже специальные камеры в взрывозащитном исполнении , но, как говорят, снимают они плохенько. А с обычной хорошей камерой в рабочую зону нельзя. Но как снимать? Поэтому на нас вешают газоанализаторы. Инструкция проста - если запищит, то надо быстро уходить из этого помещения и только потом разбираться, а чего он там запищал.

18. Краткий ликбез - что такое буровая скважина. Основная идея, это как высотный дом, но наоборот. Сначала бурят большого диаметра, а потом потихоньку уменьшают.

19. Настоящие буровики. Вахта 28 дней. Работа 12/12 часов. Обратите внимание на каски - они все с широкими полями. Сделано этоя для того, чтобы защитить плечи отпадающих предметов или жидкостей.

20. Наша группа. Огнеупорные комбинезоны, каски, очки и белые перчатки! Кстати, очень удобные оказались. Естественно, специальная обувь.

21. Отдельное слово хочется сказать о коллективе. На платформе в течении месяца работает около 100 человек. Все они профессионалы высочайшего качества. Но платформа, это маленький островок в море. И компания делает все возможное для поддержания здорового настроения в коллективе во время работы. Хорошая и вкусная еда в столовой - одна из составляющих, между прочим. Как и комнаты отдыха и тренажерный зал... Ну а люди... Все, хочу подчеркнуть, что именно все с кем я общался - образцы спокойствия, жизнерадостности и профессионализма.

22. Трубный склад. На фото его небольшая часть. По мере извлечения километров труб их складируют тут, а потом перегружают на судно снабжения.

23. Лучший вид на платформе!

24. Хотя, особых видов там совсем не много. Посмотрел по сторонам и все. Обратите внимание на серую стенку слева. Это часть бурового комплекса. Посмотрите, снизу сделан гибкий подвод коммуникаций. Дело в том, что платформа неподвижна, а пробурить надо пару десятков скважин. Поэтому по координатам X и Y перемещается буровая. Диапазон подвижности в любую сторону около 10 метров.

25. На время посадки вертолета кран был закреплен, а судно снабжения отошло от платформы. Сейчас погрузочные работы снова возобновились.

26. И как же нам повезло с погодой!

.::кликабельно::.

27. А теперь пора в буровую. Буквально на днях ОАО «НК «Роснефть» в составе Консорциума проекта «Сахалин-1» успешно завершила бурение самой протяженной скважины в мире на месторождении «Чайво» - эксплуатационной скважины О-14. Данная скважина пробурена в направлении крайней юго-восточной оконечности месторождения с буровой платформы «Орлан». Скважина имеет самую большую в мире протяженность по стволу, равную 13500 метров, и отход от вертикали 12 034 метр.

28. Оператор и его помощник. Отсюда осуществляется все управление процессом.

29. Все максимально автоматизировано.

30. Это одна из мощнейших морских буровых вышек в мире.

31. Капитан буровой платформы.

32. Достигнутая глубина скважины по стволу (13 500 м) фактически близка к лимиту по техническим возможностям для существующих на сегодняшний момент буровых установок и мировых технологий. На момент съемки происходило извлечение буровой колонны. Как видите на фотографии - бур находится на глубине 8887 метров.

33. Оператор бурения.

34. Для бурения скважины потребовалось 156 дней.

35. На платформе предусмотрен минимум сооружений по подготовке продукции, так как вся добываемая продукция подается на береговой комплекс подготовки «Чайво».

36. Рекордная скважина выполнена по схеме одного ствола. Но на платформе уже есть многостволовые скважины. Это когда из одного устья пробурено несколько стволов.

37. После того как выберут все 8,8 километра труб, то в скважину опустят уже трубу для добычи нефти и новая скважина будет включена в работу.

38. Снова выбираемся на площадку.

39. «Кигориак» - это «Полярная звезда» с какого-то языка северных народов. Был проведен конкурс на лучшее название и его выиграл мальчик. Экскурсия на судно и большой торт ему были обеспечены:) Кстати, как сказали на платформе, весь мостик у судна заставлен кадками с зеленью и овощами. Так капитан развлекается - выращивает свой огород для общего стола.

40. Погрузка буровых труб.

41. Алмазная буровая коронка. Отличается высочайшей точностью и балансировкой.

42. Винсент Кесслер - менеджер проекта. Настоящий бурильщик из Техаса! Он водил нас по платформе и рассказывал все тонкости.

43. Рубка управления платформой. Вся информация отсюда доступна в он-лайн режиме всем. Ну, кто имеет доступ, конечно.

44. Схема пробуренных скважин с платформы.

45. Превентор (от лат. Praevenio - предупреждаю) - рабочий элемент комплекта противовыбросового оборудования, устанавливаемый на устье скважины. Основная функция превентора - герметизация устья нефтегазовой скважины в чрезвычайных ситуациях при строительстве или ремонтных работах на скважине. Герметизация скважины предотвращает открытое фонтанирование нефти и, как следствие, предотвращает возникновение пожара или загрязнение окружающей среды.

46. Отсюда нефть поступает на береговой комплекс.

47. Устья скважин. О-14 - это двадцать первая скважина. Еще будет пробурена одна и таким образом общее количество будет 22. В скважинах нет насосов. Нефть поднимается только за счет давления в пласте. Естественно, попутный газ закачивается обратно. Да, на фото 11 скважин. Остальные находятся под полом, на первом этаже помещения.

48. Спасательные шлюпки.

49. 18 из 30 самых протяженных скважин БОВ (большой отход от вертикали) в мире были пробурены на проекте «Сахалин-1»

50. В следующих постах я расскажу про береговой комплекс и буровую установку «Ястреб». Отдельный пост будет про специализированный вертолет Ми-8.

51. Большое спасибо всем рабочим буровой за гостепреимство и безопасность!

Специальный репортаж Вестей. Простите, код их кривого плеера не работает.

Морская добыча нефти, наряду с освоением сланцевых и трудноизвлекаемых углеводородных запасов, со временем вытеснит освоение традиционных месторождений «чёрного золота» на суше в силу истощения последних. В то же время, получение сырья на морских участках осуществляется преимущественно с применением дорогих и трудоёмких методов, при этом задействуются сложнейшие технические комплексы - нефтяные платформы

Специфика добычи нефти в море

Сокращение запасов традиционных нефтяных месторождений на суше заставило ведущие компании отрасли бросить свои силы на разработку богатых морских блоков. Пронедра писали ранее, что толчок к развитию данного сегмента добычи был дан в семидесятые годы, после того, как страны OPEC ввели нефтяное эмбарго.

По согласованным оценкам специалистов, предполагаемые геологические нефтяные запасы, располагающиеся в осадочных слоях морей и океанов, достигают 70% от совокупных мировых объёмов и могут составить сотни миллиардов тонн. Из этого объёма порядка 60% приходятся на шельфовые участки.

К настоящему времени из четырёх сотен нефтегазоносных бассейнов мира половина охватывает не только континенты на суше, но и простирается на шельфе. Сейчас разрабатываются порядка 350 месторождений в разных зонах Мирового океана. Все они размещаются в пределах шельфовых районов, а добыча производится, как правило, на глубине до 200 метров.

На актуальном этапе развития технологий добыча нефти на морских участках сопряжена с большими затратами и техническими сложностями, а также с рядом внешних неблагоприятных факторов. Препятствиями для эффективной работы на море зачастую служат высокий показатель сейсмичности, айсберги, ледовые поля, цунами, ураганы и смерчи, мерзлота, сильные течения и большие глубины.

Бурному развитию нефтедобычи на море также препятствует дороговизна оборудования и работ по обустройству месторождений. Размер эксплуатационных расходов увеличивается по мере наращивания глубины добычи, твёрдости и толщины породы, а также удалённости промысла от побережья и усложнения рельефа дна между зоной извлечения и берегом, где прокладываются трубопроводы. Серьёзные затраты связаны и с выполнением мероприятий по предотвращению утечек нефти.

Стоимость одной только буровой платформы, предназначенной для работы на глубинах до 45 метров, составляет $2 млн. Техника, которая рассчитана на глубину до 320 метров, может стоить уже $30 млн. В среднем устройство среднего эксплуатационного основания для добычи на большой глубине в Мексиканском заливе обходится в $113 млн.

Отгрузка добытой нефти на танкер

Эксплуатация буровой платформы передвижного типа на пятнадцатиметровой глубине оценивается в $16 тыс. в сутки, 40 метров - $21 тыс., самоходной платформы при использовании на глубинах 30–180 метров - в $1,5–7 млн. Затратность разработки месторождений в море делают их рентабельными лишь в случаях, когда речь идёт о крупных запасах нефти.

Следует учитывать и то, что расходы на добычу нефти в разных регионах будут различными. Работы, связанные с открытием месторождения в Персидском заливе, оцениваются в $4 млн, в морях Индонезии - $5 млн, а в Северном море расценки вырастают до $11 млн. Дорого обойдётся оператору и лицензия на разработку морского месторождения - заплатить придётся в два раза больше, чем за разрешение на освоение сухопутного участка.

Типы и устройство нефтяных платформ

При добыче нефти из месторождений Мирового океана компании-операторы, как правило, используют специальные морские платформы. Последние представляют собой инженерные комплексы, с помощью которых осуществляется как бурение, так и непосредственно извлечение углеводородного сырья из-под морского дна. Первая нефтяная платформа, которая использовалась в прибрежных водах, была запущена в американском штате Луизиана в 1938 году. Первая же в мире непосредственно морская платформа под названием «Нефтяные Камни» была введена в эксплуатацию в 1949 году на азербайджанском Каспии.

Основные виды платформ:

  • стационарные;
  • свободно закреплённые;
  • полупогружные (разведочные, буровые и добывающие);
  • самоподъёмные буровые;
  • с растянутыми опорами;
  • плавучие нефтехранилища.

Плавучая буровая установка с выдвижными опорами «Арктическая»

Разные типы платформ могут встречаться как в чистом, так и в комбинированном видах. Выбор того или иного типа платформы связан с конкретными задачами и условиями освоения месторождений. Использование разных видов платформ в процессе применения основных технологий морской добычи мы рассмотрим ниже.

Конструктивно нефтяная платформа состоит из четырёх элементов - корпуса, системы якорей, палубы и буровой вышки. Корпус - это понтон треугольной или четырёхугольной формы, установленный на шести колоннах. Сооружение удерживается на плаву за счёт того, что понтон наполняется воздухом. На палубе размещаются бурильные трубы, подъёмные краны и вертолётная площадка. Непосредственно вышка опускает бур к морскому дну и поднимает его по мере необходимости.

1 - буровая вышка; 2 - вертолётная площадка; 3 - якорная система; 4 - корпус; 5 - палуба

Комплекс удерживается на месте якорной системой, включающей девять лебёдок по бортам платформы и стальные тросы. Вес каждого якоря достигает 13 тонн. Современные платформы стабилизируются в заданной точке не только при помощи якорей и свай, но и передовых технологий, включая системы позиционирования. Платформа может быть заякоренной в одном и том же месте несколько лет, вне зависимости от погодных условий в море.

Бур, работа которого контролируется при помощи подводных роботов, собирается по секциям. Длина одной секции, состоящей из стальных труб, составляет 28 метров. Выпускаются буры с достаточно широкими возможностями. К примеру, бур платформы EVA-4000 может включает до трёх сотен секций, что даёт возможность углубиться на 9,5 километра.

Буровая нефтяной платформы

Строительство буровых платформ осуществляется путём доставки в зону добычи и затопления основания конструкции. Уже на полученном «фундаменте» и надстраиваются остальные компоненты. Первые нефтяные платформы создавались путём сварки из профилей и труб решетчатых башен в форме усечённой пирамиды, которые намертво прибивались к морскому дну сваями. На такие конструкции и устанавливалось буровое оборудование.

Строительство нефтяной платформы «Тролль»

Необходимость разработки месторождений в северных широтах, где требуется ледостойкость платформ, привела к тому, что инженеры пришли к проекту строительства кессонных оснований, которые фактические представляли собой искусственные острова. Кессон заполняется балластом, обычно - песком. Своим весом основание прижимается к дну моря.

Стационарная платформа «Приразломная» с кессонным основанием

Постепенное увеличение размеров платформ привело к необходимости пересмотра их конструкции, потому разработчики из Kerr-McGee (США) создали проект плавучего объекта с формой навигационной вехи. Конструкция представляет собой цилиндр, в нижней части которого размещается балласт. Днище цилиндра прикрепляется к донным анкерам. Такое решение позволило строить относительно надёжные платформы поистине циклопических размеров, предназначенные для работ на сверхбольших глубинах.

Плавучая полупогружная буровая установка «Полярная звезда»

Впрочем, следует отметить, что большого отличия непосредственно в процедурах извлечения и отгрузки нефти между морскими и сухопутными буровыми нет. К примеру, основные компоненты платформы стационарного типа на море идентичны элементам буровой вышки на суше.

Морские буровые характеризуются в первую очередь автономностью работы. Для достижения такого качества установки оснащаются мощными электрогенераторами и опреснителями воды. Пополнение запасов платформ осуществляется при помощи судов обслуживания. Кроме того, морской транспорт задействуется и с целью перемещения конструкций к точкам работы, в спасательных и противопожарных мероприятиях. Естественно, транспортировка полученного сырья производится при помощи трубопроводов, танкеров или плавающих хранилищ.

Технология морской добычи

На современном этапе развития отрасли при небольших расстояниях от места добычи до побережья бурятся наклонные скважины. При этом иногда применяется передовая разработка - управление дистанционного типа процессами бурения горизонтальной скважины, что обеспечивает высокую точность контроля и позволяет отдавать команды буровому оборудованию на расстоянии в несколько километров.

Глубины на морской границе шельфа как правило составляют порядка двухсот метров, однако иногда доходят до полукилометра. В зависимости от глубин и удалённости от побережья при бурении и извлечении нефти применяются разные технологии. На мелководных участках сооружаются укреплённые основания, своеобразные искусственные острова. Они и служат основой для установки бурильного оборудования. В ряде случае компании-операторы окантовывают дамбами участок работы, после чего из полученного котлована откачивается вода.

Если расстояние до берега составляет сотни километров, то в этом случае принимается решение о строительстве нефтяной платформы. Стационарные платформы, наиболее простые в конструкции, возможно использовать только на глубинах в несколько десятков метров, мелководье вполне позволяет закрепить конструкцию с помощью бетонных блоков или свай.

Стационарная платформа ЛСП-1

При глубинах порядка 80 метров применяются плавучие платформы с опорами. Компании на более глубоких участках (до 200 метров), где закрепление платформы проблематично, применяют полупогружные буровые установки. Удержание таких комплексов на месте осуществляется при помощи системы позиционирования, состоящей из подводных двигательных систем и якорей. Если речь идёт о сверхбольших глубинах, то в этом случае задействуются буровые суда.

Буровое судно Maersk Valiant

Скважины обустраиваются как одиночным, так и кустовым методами. В последнее время начали использоваться передвижные основания для бурения. Непосредственно бурение в море производится с использованием райзеров - колонн из труб большого диаметра, которые опускаются до дна. После завершения бурения на дне устанавливаются многотонный превентор (противовыбросная система) и устьевая арматура, что позволяет избежать утечки нефти из новой скважины. Также запускается оборудование для контроля состояния скважины. Закачивание нефти на поверхность после начала добычи осуществляется по гибким трубопроводам.

Применение разных систем добычи в море: 1 - наклонные скважины; 2 - стационарные платформы; 3 - плавучие платформы с опорами; 4 - полупогружные платформы; 5 - буровые суда

Сложность и высокотехнологичность процессов освоения морских участков очевидна, даже если не вдаваться в технические детали. Целесообразно ли развитие данного сегмента добычи, учитывая немалые сопутствующие сложности? Ответ однозначен - да. Несмотря на препятствия в освоении морских блоков и большие расходы в сравнении с работой на суше, всё же нефть, добытая в водах Мирового океана, востребована в условиях непрекращающегося превышения спроса над предложением.

Напомним, Россия и азиатские страны планируют активно наращивать мощности, задействованные в морской добыче. Такую позицию можно смело считать практичной - по мере истощения запасов «чёрного золота» на суше, работа на море станет одним из основных способов получения нефтяного сырья. Даже принимая во внимание технологические проблемы, затратность и трудоёмкость добычи на море, нефть, извлечённая таким образом, не только стала конкурентоспособной, но уже давно и прочно заняла свою нишу на отраслевом рынке.

До поселка Ноглики, опорного пункта "СЭ" на севере Сахалина, рабочие и персонал доезжает на поезде, в личном вагоне компании. Обычный купейный вагон- ничего особенного, правда немного чище чем обычно.

Каждому пассажиру выдают вот такой ланч-бокс:

По приезду в Ноглики, всех встречает супервайзер и решает что дальше делать- либо временный кэмп, либо аэропорт- на вертолет, либо (если погода нелетная) на лодку. Нас отправили сразу в аэропорт. Чтобы полететь на вертолете обязательно нужно заранее в Южно-Сахалинске пройти курс по спасению с терпящего бедствие вертолета (HUET). На этом тренинге на вас одевают специальные термокостюмы, оборудованные дыхательной системой и вертят как хотят вверх ногами в бассейне, в имитационной кабине вертолета, но это опять другая история...

В аэропорту все проходят личный досмотр (включая кинологов)

Предполетный брифинг с описанием ситуации, если вертолет все таки терпит крушение и облачение в спасательные костюмы.

Костюмы жутко неудобные, но если вертолет разобьется, способны держать вас на плаву и сохранять тепло вашего тело до прилета спасателей. Правда если вы в этом костюме выберетесь из тонущего вертолета...

Платформа находится в 160-180 км от Ноглик. Вертолет преодолевает это растояние за 50-60 минут, летя все время вдоль берега, чтобы минимизировать риск падения в воду, и пролетая по пути еще одну платформу проекта Сахалин-2- "Моликпак".
После приземления на вертолетную площадку, вы спускаетесь в комнату для вводного инструктажа:

Все! Теперь вы находитесь на морской нефтедобывающей платформе, куске суши в море и от этого факта ниииикуда не деться.

Как здесь работать?

Платформа PA-B работает в круглосуточном режиме и жизнь здесь не замирает ни на секунду. 12-ти часовая дневная смена и 12-ти часовая ночная.

Я работал в дневную, хотя кто-то говорит что ночью спокойнее и нет дневной суеты. Все это конечно затягивает и через пару дне уже чуствуешь себя винтиком в огромном механизме, а еще лучшее сравнение- как муравей в муравейнике. Рабочий муравей проснулся в 6 утра, позавтракал тем, что приготовил повар-муравей, забрал наряд на работу от супервайзера-муравья и пошёл работать работку до самого вечера, пока муравей-сменщик не придет на замену...В то же время это как-то все объединяет.

Через 3 дня я уже практически всех знал в лицо...

И ощущал себя так, как будто мы все часть одного целого, практически родственники.

А ведь на платформе работает 140 человек (именно столько должно находиться на платформе и ни одним больше, чтобы спасательные шлюпри "альфа", "бетта" и "гамма" смогли эвакуировать всех. именно поэтому нас пару дней перебрасывали ночевать на корабль). Странное ощущение...это все напоминало один сплошной непрекращающийся день.

Я просыпался, шел в столовую, здоровался с человеком из ночной смены, для которого это был ужин, он шел спать, а вечером мы опять встречались в столовой, только это он уже завтракал, а я ужинал. Для него это уже был другой день, но для меня то тот же самый! И так снова и снова...замкнутый круг. Так день за днем, ночь за ночью, прошла неделя.

Как здесь жить?

В принципе на платформе созданы все условия для комфортного проживания и свободного времяпровождения. Тут созданы все условия для того, чтобы человек не заморачивал себе голову бытовыми проблемами, а полностью отдавал себя 2 занятиям- работе и отдыху.
После того, как вас определили в каюту, вы можете быть уверены, что по приходу вас будет ждать кроватка с уже заправленным свежим постельным бельем, которое меняется раз в несколько дней. Каюты регулярно убираются и пылесосятся. Они бывают 2-х типов: "2+2" и "2". Соответственно на 4- х человек и на двух.

Как правило половина проживающих работает в дневную смену, остальные в ночную, чтобы не мешать друг-другу. Обстановка спартанская- минимум мебели из-за дефицита свободного пространства, но все очень эргономично и эффективно. Рядом с каждой комнатой находится душ с туалетом.

Грязные вещи стираются в прачечной.

При заселении вам выдают мешочек из сетчатого материала, на котором написан номер вашей каюты. В него то вы и складываете грязное белье, а потом просто приносите в прачечную и через несколько часов вас ждет благоухающее свежестью и выглаженное бельишко.

Рабочие комбезы стирают отдельно в специальных растворах- бытовая химия не отстирывает нефть и прочие сопуствующие прелести.
На каждом этаже жилого модуля есть точка с бесплатным Wi-Fi (естественно все социальные сети заблокированы). Так же есть компьютерный класс- 4 компа для общего доступа в интернет и прочих нужд. Обычно ими пользуются прачки, чтобы разложить пасьянс.

Так же есть небольшой спортзал (кстати довольно неплохой):

Биллиард:

Настольный теннис:

Кинозал:

(чуваки присобачили к проектору плейстейшн и рубяться на обеде в гонки) в котором вечером показывают что-нибудь из свежепополняемой коллекции DVD.

Несколько слов про столовку...

Она о.ф.и.г.и.г.е.н.н.а. За неделю пребывания на платформе я набрал 3 кэгэ.

Это из-за того что все очень вкусно, неограниченно и бесплатно=)

В течении недели я не помню, чтобы меню повторялось, а на день нефтяника так вобще- праздник живота: куча креветок, гребешка и балтика "нулевка" батареями стоит!

Курить на платформе можно только в строго определенных местах.

Причем в каждой такой комнате есть встроенная электрическая зажигалка, так как пользоваться зажигалками и спичками запрещено.

Их вроде и провозить нельзя и конфискуют еще в аэропорту Ноглик. Так же запрещено пользоваться сотовыми телефонами, но кроме жилого модуля и только в качестве будильника. А чтобы сфотографировать что-либо вне жилого модуля, вам придется выписать специальный наряд, пройти gas permit training и взять с собой газоанализатор.

Как я уже упоминал, первые несколько дней мы жили на корабле поддержки "Smit Sibu" из за того, что существует лимит людей на борту из-за ограниченного колличества мест в спасательных шлюпках на случай экстренной эвакуации.

"Smit Sibu" постоянно курсирует от "Моликпака" до "PA-B" на случай чрезвычайной ситуации. Для перегрузки на корабль используется устройство "frog":

Эта штуковина и впрямь похожа на лягушку- нетонущая кабина, с железным основанием и креслами внутри. Перед каждой пересадкой опять же нужно надеть на себя спасательные костюмы.

Frog зацепляется краном и перетаскивается на корабль. Ощущения довольно остренькие, когда тебя поднимают на высоту 9-го этажа в качающейся на ветру открытой кабине и затем так же опускают на борт. В первый раз я не сдержал вскрика восторга от этого бесплатного "атракциона".

К сожалению, в зоне 500 метров от платформы фотографировать строжайше запрещено- зона безопасности, и фоток из frog"а с видом на платформу у меня нет. На корабле ничего особо интересного не было- качало не сильно, на завтрак кормили свежей икорочкой, вареными яйцами и макаронами с сыром, а розетки везде на 120 Вольт и плоские как в Японии. Постоянно было чувство, что находишься в гостях, в чужом доме. Может экипаж создавал такое настроение...

Вечером единственным развлечением было гулять по верхней палубе и смотреть фильмы.

Впервые увидел закат на Сахалине со стороны моря, когда солнце уходит за остров.

А ночью совсем близко подходили к "Моликпаку". Вокруг кружили мильоны чаек, а факел фигачил на полную мощность- давление наверно сбрасывали. Мне удалось щелкнуть кусок платформы из иллюминатора:

Ну а утром опять приходилось одевать спасательные костюмы, забираться в "лягушку" и назад, на платформу.

В один из последних дней, мне удалось получить разрешение на фото-съемку на вертолетной площадке

И на верхней палубе. Факельная система с дежурной горелкой:

Многие спрашивают- зачем через факел сжигается так много попутного газа, ведь его можно использовать в различных целях! Во-первых, не много, а малая часть. А во-вторых,знаете зачем? Чтобы в случае аварийной ситуации можно было безопасно сбросить давление газа через факельную систему, сжечь его и избежать взрыва.

А это дриллинг модуль. Именно из него ведется процесс бурения, видите какой здоровенный!

Вертолет, забирающий персонал, заходит на посадку:

Идет плановая погрузка пассажиров, улетающих в Ноглики:

Обратная дорога домой показалась намного быстрее и короче. Все было точно так же, только в обратном порядке. Вертолет-поезд-Южно-Сахалинск...