Как называется остров грумант в настоящее время. Кому по праву должен принадлежать архипелаг Шпицберген

Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань! Китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин. Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт повлиял прямым образом на образ жизни европейцев. Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, они стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения.

Интересно, что распространение ворвани в Европе было крайне невыгодно Московскому государству, которая была одним из главных экспортеров воска. Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии.

А началось все с Виллема Баренца, который летом 1596 года обнаружил в арктических водах скалистый берег, который назвал Шпицберген («острые горы»). Любопытно, что тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие». Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард! И вот почему...

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир, во второй половине XVI века, получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление. В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину (правда, без трагически погибшего Виллема Баренца), участники экспедиции находят инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направляется первая голландская китобойная экспедиция.

Англичане против голландцев

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, который тогда работал на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию. А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company - капитан Джон Пуль.

Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправляет первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля терпят катастрофу. Но английские «москвичи» не сдаются, и уже в следующем году снаряжается новая экспедиция к Шпицбергену. И здесь британских моряков ждет сюрприз: в акватории архипелага они встречают голландское и французское китобойные судна. В 1613 году Muscovy Company решает покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту. Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген. Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть даже письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах.

Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который говорил, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард. В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»).

Уже в XX веке исследователи поставят под сомнение этот факт. Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предлагают монарху датско-норвежского государство выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отвергает предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высаживаются 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправляют норвежцев восвояси.

К этому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек. Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию за промыслом. А после того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы.

Ну а потом киты кончились... Вместе с ними испарились и англичане с голландцами. Архипелаг пришел в запустение.

А что поморы?

А что же поморы, спросите вы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Отвечаем: мореходы Русского Севера были всегда рядом... Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда был русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане. Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков - китобойный промысел помором не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все. В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант - русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости».

Возрождение интереса

Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества. Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против. Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно: «архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение: «организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

С этой целью была организована экспедиция во главе с исследователем Арктики Владимиром Русановым. В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран - России, Норвегии и Швеции.

Пока в России бушевала сначала Первая мировая война, а затем Гражданская, Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном. Для этого Совет десяти Парижской мирной конференции образовал специальный комитет в составе представителей Великобритании, Франции, США и Италии. И в 1920 году они подписали Шпицбергенский трактат, согласно которому Норвегия официально «получила» архипелаг.

В договор внесли уточнение о равных правах между Советским государством и другими странами-участницами договора. Однако Россию не только не пригласили на Парижскую конференцию, но даже не известили о намерениях Норвегии относительно Шпицбергена. Интересно, что на тот момент никто из участников договора не вел какой-либо экономической активности на архипелаге.

Пересмотр Парижского договора российскому правительству казался маловероятным. Но у Советской России была более важная цель - дипломатическое признание и заключение торгового договора. Поэтому в том же 1920 году Россия заявила, что «ни одно международное соглашение, в котором она не участвовала, не обладает для нее обязательностью или силою политическою или юридическою»:

«С глубочайшим изумлением узнало Российское Советское Правительство из парижской радиограммы от 11 февраля о том, что Правительства Великобритании, Франции, Италии, Японии, Северо-Американских Соединенных Штатов, Дании, Нидерландов, Швеции и Норвегии заключили между собой договор, постановляющий присоединение Шпицбергенских островов к Норвегии».
Норвегия понимала, что если Россия не признает Парижский договор, документ не будет иметь юридическую силу. Поэтому заручиться согласием СССР Норвегии было необходимо, и в 1924 году она признала Советское государство. После этого Россия подписала Парижский договор.

На архипелаге не принято умирать. Здесь даже нет кладбища, поскольку могилы могут раскапывать белые медведи.

Сейчас население Шпицбергена составляет 2500 человек. Большая часть норвежцы и около 500 человек - русские. Русские поселки здесь: Баренцбург, Пирамида и Грумант. В поселках невысокие панельные или кирпичные дома, полное отсутствие деревьев и какой-либо зелени.

Попасть на архипелаг можно из России и Норвегии. Перелет из Осло до Шпицбергена займет 3 часа, из Трумсё – чуть больше полутора. Также ходят несколько судов. Самый быстрый морской круиз (3 дня) отправляется из Трумсё и стоит около 50 тысяч рублей, 10-дневный из Осло – примерно 300 тысяч рублей.

В России несколько раз в году из Мурманска отправляется грузовой корабль компании «Арктикуголь». Билеты на него не продаются, но местные жители говорят, что с экипажем можно «договориться». На том же самом судне можно добраться до архипелага и легально - просто устроившись на работу в эту компанию.

И еще. Если вы волею судеб все-таки будете на Шпицбергене, не берите норвежского экскурсовода. Ибо свою экскурсию они начинают так:

«Вам сейчас будут рассказывать, что архипелаг открыли поморы, не верьте ни единому слову».

Собаки в упряжке

В состав архипелага входит три крупных острова: Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген, Эдж. Кроме них имеется несколько поменьше: Земля Принца Карла, остров Вильгельма, Баренца, острова Белый, Свенскёйа, Медвежий и другие еще более мелкие. Административным центром является город Лонгйир. Свальбард – норвежское название архипелага, что переводится как «холодные земли».

Здесь путешественник может полюбоваться на горные пики, бескрайние заснеженные просторы и полярных животных. Сфера туризма на островах развита очень хорошо, поэтому гости местных земель без проблем могут выбрать занятие по душе.

Остров Шпицберген

История


Считается, что Шпицберген был открыт викингами примерно в ХІІ веке, а с XVII упоминается поморами под именем Грумант. В конце XVI века голландец Виллем Баренц «официально» открыл острова, задокументировав их расположение и описания. Главный из них был им назван Спитсберген, что означает «остроконечные горы». Здесь были обнаружены большие колонии китов, а также моржей, что послужило началом их промыслового истребления.

Уже в XVIII здесь практически полностью были уничтожены животные, а интерес к островам сильно упал. Однако уже в XIX веке на архипелаге снова закипела деятельность – началось бурное развитие арктического туризма, а также полярных исследований. Острова выступали в качестве прекрасной базы для известнейших полярных исследователей со всего мира. А через некоторое время были даже обнаружены залежи каменного угля. В дальнейшем они активно разрабатывались европейскими странами и Россией.


Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет

Сегодня Шпицберген практически полностью является заповедной территорией, что дало возможность во многом восстановить флору и фауну островов. Именно поэтому, кстати, следует соблюдать предельную осторожность, покидая населенные пункты – нередки нападения белых медведей.

Осторожно, медведи! - знак распространяется на всю территорию Шпицбергена

Коренного населения здесь никогда не было, с началом промысловой деятельности селились охотники, рыболовы и шахтеры. Сегодня на островах проживает достаточно много людей, принадлежащих более чем к 40 национальностям.

Виды отдыха

Зимой здесь можно совершать лыжные прогулки, осваивать некоторые спуски, кататься на собачьих упряжках, участвовать в сафари на снегоходах. Летом горные прогулки можно прекрасно совместить с отдыхом на воде: лодочные круизы, плавание на каяках. Также в летнее время туристы катаются на колесных собачьих упряжках, посещают экскурсии по птичьим базарам или лежбищам моржей. Популярно посещение старых шахт, ледяных пещер, ледников, местных фьордов.

Также здесь имеется несколько рукотворных достопримечательностей: церковь Лонгьира, музей и галерея Шпицбергена, Хранилище Судного Дня, университет и так далее. В местных барах, ресторанах и пабах вы сможете попробовать блюда из мяса кита, дикого оленя, тюленя, озерной форели, рябчиков.

Туристам

С марта по август здесь продолжается полярный день. Именно в этот период стоит ехать на Шпицберген. Бродить по здешним местам в полярную ночь очень опасно. В силу суровых климатических условий, туристов не выпускают из населенных пунктов без надлежащей экипировки, страховки, сигнального пистолета, а также радиостанции либо спутникового телефона.



Все туристические перемещения строго контролируются норвежскими властями. Кроме того, чтобы покинуть населенный пункт необходимо получить разрешение, но это несложно.

Гостиничная индустрия и туристический бизнес вообще здесь достаточно развиты. Единственный нюанс – все очень дорого. Так, за одну ночь в отеле путешественникам приходится выкладывать до 120 долларов. Однако это не останавливает туристов, желающих ощутить все прелести полярной зимы.



Поездки на Шпицберген в основном организуют Норвегия и Россия. Основная часть путешественников, в том числе российских, летят через Осло до Лонгйира с пересадкой в Трумсё. Однако существуют и прямые маршруты, которые актуальны в летнее время. Отыскать их можно, изучив расписание рейсов авикомпаний SAS и Norwegian.

Будьте готовы к тому, что весной и осенью вам придется управлять снегоходом, чтобы перемещаться по здешним дорогам. А летом очень кстати будут навыки плавания на весельной или моторной лодке, а также каяке.

Судебная система Правовая система Экономика Норвегии Статистика Экология Статьи о Норвегии Религия и церковь Норвегии Внешняя политика Лицом к лицу События Владения Норвегии Политические партии Норвегии и политики Норвежский бизнес Королевский Дом Норвежский язык Cаамы Профсоюзное движение

Шпицберген - Свальбард

Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen), др.-русск. Гру́мант, норв. Svalbard (Сва́льбард) - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть королевства Норвегии. Административный центр – Лонгьир. Архипелаг и прибрежные воды – демилитаризованная зона.
Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге, помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет также и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт – город Баренцбург.

География

Наиболее крупные острова:
Западный Шпицберген - 37 673 км²
Северо-Восточная Земля - 14 443 км²
Эдж (остров) -0 5 074 км²
остров Баренца -0 1 288 км²
Белый остров -000682 км²
Медвежий остров -000178 км²

Общая площадь, занимаемая островами, приблизительно 64 200 км² (по другим данным 61 723 км²)

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов – гора Ньютон (1 712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² – больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Вечная мерзлота – мощность слоя до 200 м.

Растительность тундровая – берёза карликовая, ива карликовая, мхи, лишайники. Из млекопитающих на островах только белый медведь, северный олень, песец, полевая мышь и переселённый из Гренландии овцебык; морские животные – нерпа, гренландский тюлень, киты. Около 90 видов птиц, в сезон перелётов – более 110 видов.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля – оцениваются в 10 млрд тонн.

Арктический климат, на западе смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4,4 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4−5 магнитуд по шкале Рихтера, допускается возможность землетрясений до 6−7 магнитуд.

Предположительно был обнаружен викингами или поморами в XII веке. Был известен поморам под названием Грумант, сейчас так называется один из посёлков на островах. Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова доказала, что в середине XVI в. на Шпицбергене существовали поселения поморов. Открытие архипелага приписывают голландцу Виллему Баренцу в 1596 году, однако примерно в это же время архипелаг появился на русских картах под названием «Святые русские острова». Через несколько лет свои претензии на острова заявили Англия и Дания.
Китобойный промысел

В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в данном регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. Норвегия, наряду с Исландией и Японией, продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла.

В 20-x годах XIX века Норвегия заявила права на остров, где уже проводилась добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями. В 1920 году, 9 февраля, США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. В 1935 году к нему присоединился и СССР. Все страны, участвующие в договоре (39 стран), имеют право свободно осуществлять там хозяйственную деятельность. Но только норвежские и советские поселения пережили Вторую мировую войну и именно Россия и Норвегия в большей части осуществляют экономическую деятельность, в основном на острове Западный Шпицберген.

Отсюда также осуществлялись полярные экспедиции, например, полёты Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена – Эллсворта – Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

29 августа 1996 года при заходе на посадку у города Лонгйир потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 130 пассажиров и 11 членов экипажа.

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется королевством Норвегия и является его частью (официально с 1925), существуют ограничения, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка – норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. Добыча угля в шахтах осуществляется по концессии российским концерном «Арктикуголь», ранее – советский трест.

На архипелаге существует небольшой туристический бизнес. В 2000-е годы на острове было выстроено Всемирное семенохранилище.

Население

Население архипелага – около 2 400 человек (на 2005 год), в том числе:

* 1 645 норвежцев;
* 747 русских
* 8 поляков.

Самое большое поселение – Лонгйир, 2 075 человек, большинство – норвежцы. Оно же является административным центром архипелага.

Остальные поселения:

* российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (850 человек), Грумант и Пирамида (законсервированы)
* норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100)
* норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгьира более 300)
* польская исследовательская станция Хорнсунд (9 человек).

Население по годам
Год Всего норвежцы русские поляки
1990 3 544 1 125 2 407 12
1995 2 906 1 218 1 679 9
2000 2 376 1 475 893 8
2005 2 400 1 645 747 8

Как у них 05.03.18 90 415 27

Жизнь на Шпицбергене

Я переехала на Шпицберген в январе 2015 года. До этого я 10 лет работала веб-дизайнером в России, но мечтала сменить сферу деятельности, а заодно и место жительства.

Назиля Земдиханова

живет в Арктике

Решение переехать пришло спонтанно после туристической поездки в Арктику. Я сорвалась с места без долгосрочных планов. Первый год работала в российском поселке Баренцбург - там было просто найти работу в сфере туризма, не имея опыта. Условия работы и жизни в Баренцбурге меня не устраивали, поэтому на следующий год я перебралась в соседний норвежский город Лонгйир, где устроилась работать в отель на ресепшен.

До приезда Арктика представлялась мне суровым местом. Казалось, тут сплошные лишения и дискомфорт. Но сейчас я думаю, что жить здесь приятнее, чем на материке.


История, уголь и туризм

Шпицберген - это архипелаг между Северным полюсом и Европой. В Норвегии его называют Свальбард.

До 1920 года Шпицберген считался ничейной землей. В 1920 году Норвегия получила суверенитет над архипелагом, а США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Швеция и другие страны получили равное право вести тут экономическую деятельность, использовать природные ресурсы островов и территориальных вод.

На Шпицберген люди ехали из-за залежей угля. В начале 20 века компании норвежского, российского, шведского и американского происхождения основали города Лонгйир, Баренцбург, Пирамида, Грумант, Свеагрува и Ню-Олесунн. Весь 20 век добыча угля была здесь главным двигателем экономики, но в конце 2016 года цены на топливо упали и фокус сместился на развитие туризма.

Туристы на Шпицберген едут, чтобы увидеть белого медведя, северное сияние и российский город-призрак Пирамида. Еще тут есть снегоходные сафари, езда на собачьих упряжках, дикая природа, круизы на кораблях, пешие и лыжные туры.



Погода

Год делится на три сезона: полярная ночь, зима и лето. Благодаря Гольфстриму температура на западе Шпицбергена примерно на 20 °C выше, чем в остальных точках на той же широте. Зимой тут значительно теплее, чем, например, на Урале.

Полярная ночь длится 4 месяца - с конца октября до конца февраля. Мой рабочий контракт позволяет уезжать в низкий сезон на долгое время, поэтому я беру отпуск на 2-3 месяца полярной ночи и еду путешествовать в другие страны или домой в Россию.

+5 °C

средняя температура на Шпицбергене летом

В конце февраля появляется солнце и начинается зимний сезон. Он длится до середины мая. В это время морозно, но солнечно. Температура опускается до −25 °C, а если дует ветер, то и еще ниже. В это время я обычно ношу 1-2 слоя термобелья, снегоходные ботинки, бесформенный пуховик и непродуваемые штаны.

То, что мы тут называем летом, длится с июня по август. Солнце на небе появляется не чаще, чем зимой, несмотря на название «полярный день»: то туманы, то облака. Ветер холодный, так что я все равно каждый день ношу шапку и ветрозащитную куртку. Летом средняя температура на Шпицбергене - +5 °C.


Город Лонгйир

Лонгйир, в котором я сейчас живу, - самый населенный город архипелага. Тут живет 2200 человек. Из норвежского Осло и Тромсё сюда каждый день летают самолеты авиакомпаний САС и «Норвегиан». В высокий сезон, с марта до сентября, в день прилетает до 5-6 самолетов , включая чартеры из других европейских стран. Билет стоит 600-3500 крон (4300-25 300 Р ). Из России тоже есть чартер, но летает он раз в два месяца. Я всегда летаю через Осло.

Хотя город норвежский, с каждым годом количество иностранцев увеличивается. Тут не принято употреблять слова «экспат» или «эмигрант», так как все имеют одинаковые права. Статистика утверждает, что каждый год состав жителей меняется на 25%. В среднем в Лонгйире живут 4-7 лет, а потом уезжают обратно на материк. Кто-то приезжает заработать, другим интересен опыт работы на архипелаге.

2200

человек живет в Лонгйире

Инфраструктура позволяет комфортно жить семьям с детьми любого возраста. В Лонгйире два продуктовых магазина, торговый центр, больница, детский сад, школа, дом культуры, спортивный комплекс, кинотеатр, рестораны, бары, отели. Есть даже университетский центр. Везде можно дойти пешком.


Белые медведи и оружие

Шпицберген уникален тем, что люди живут по соседству с белыми медведями. С одной стороны, это риск и для людей, и для медведей. С другой - это позволяет властям ограничить самостоятельную активность туристов на острове и зарабатывать деньги на организованных турах.

Медведей тут я видела только в бинокль, но, когда иду гулять за город, всегда беру с собой ружье или друзей с ружьем.

В прошлом сезоне медведи бродили прямо в окрестностях Лонгйира. Новости об этом публиковали на сайте губернатора. Постоянно был слышен гул вертолета - так медведей прогоняют подальше от города. Если зверь не напуган преследованием вертолета или агрессивен, его временно усыпляют и увозят далеко на север, чтобы он не нашел дорогу обратно.

Я считаю, что нет смысла бояться медведей и сидеть в городе. C друзьями мы ездим в туры на снегоходах, ходим в горы, катаемся на лыжах. Медведи не ограничены в передвижении, поэтому предугадать их местоположение невозможно. По правилам безопасности я обязана носить с собой крупнокалиберное оружие и (или) сигнальный пистолет. Это единственный надежный способ спастись при встрече с медведем.

Купить или арендовать оружие на Шпицбергене легко. Нужна справка об отсутствии судимости, переведенная на английский или норвежский и заверенная губернатором Лонгйира. Подтверждение отправят прямо в магазин. Если никогда не держал оружие в руках, продавец-консультант расскажет, как заряжать и разряжать ружье, как стрелять. Аренда Маузера 30-06 стоит 190 крон (1400 Р ) в день.

1400 Р

в день стоит аренда Маузера 30−06


Личного оружия у меня нет. Когда я подрабатываю гидом и веду экскурсию, то беру оружие на работе. Для этого справка не нужна. В остальное время в горы или кататься на снегоходах хожу вместе с друзьями, у которых есть оружие. Если иду одна, то оружие беру у своего партнера.

144 600 Р

может достигать размер штрафа за убийство белого медведя

Белые медведи занесены в Красную книгу, и каждый случай нападения или убийства тщательно расследуется. Самозащита - недостаточный повод для убийства животного. Если расследование покажет, что человек не принял достаточные меры, чтобы избежать встречи с медведем, и в результате убил его, то выпишут штраф. Размер штрафа - до 20 000 крон (144 600 Р ).




Виза и регистрация

Жители стран, подписавших Шпицбергенский трактат, - а их более 50 - имеют право находиться и работать на архипелаге без визы. Россия входит в их число. Но это только на бумаге. В реальности лететь до Лонгйира, скорее всего, придется через Осло или Тромсё, а значит, понадобится и шенгенская виза с запасом дней на выезд. Прямой чартер из Москвы летает раз в 2 месяца. Но даже в этом случае требуется шенгенская виза: нужно доказать, что в критической ситуации у вас будет возможность улететь любым рейсом, а не только прямым чартером через два месяца.

Первый раз я получила годовую шенгенскую визу, когда работала в Баренцбурге. Оформлением занималась компания-работодатель, я только сделала страховку на год и отправила паспорт в Москву. Следующую визу пошла получать самостоятельно в офис губернатора Шпицбергена. Надо было представить регистрацию, рабочий контракт, банковскую выписку и стандартные документы на шенгенскую визу. Сфотографировалась, сдала документы и отпечатки пальцев за 10 минут. Через две недели выдали годовую визу. Визовый сбор - 35 €. Оплату списали прямо с банковского счета.

Регистрация в налоговой обязательна, если хочешь устроиться на работу, завести счет в банке, оформить на себя машину или снегоход. Иностранным резидентам присваивают D-номер - это аналог норвежского идентификационного номера, но с ограничениями. Ди-номер связан с банком, страховой, медицинской картой и другими социальными сервисами.

Важно, что регистрация на Шпицбергене не дает права на жительство в материковой Норвегии, независимо от количества прожитых на архипелаге лет. Правила распространяются и на супругов норвежцев, и на общих детей.

Деньги и банки

Местная валюта - норвежская крона. В феврале 2018 года 1 норвежская крона = 7,23 Р . Летом на Шпицбергене появляются в неофициальном обороте евро и доллары - вместе с пассажирами круизных лайнеров. Пунктов обмена валюты нет, зато везде принимают банковские карты. Однажды я видела, как туристы сидели с сумкой долларов и не могли оплатить номер в отеле.

Когда я устроилась на работу, получила карту в единственном местном банке - «Спаребанк». Сотрудники доброжелательны и готовы помочь разобраться с любым вопросом. Правда, кредитную карту мне выдать отказались, так как я не гражданин Норвегии. У банка два мобильных приложения: интернет-банк и генератор разовых паролей. И тем и другим я пользуюсь постоянно для оплаты счетов, переводов и покупки товаров в интернете. Годовое обслуживание стоит 250 крон (1800 Р ).

1800 Р

в год стоит обслуживание карты в местном «Спаребанке»

Комиссия при переводе денег в российский банк - 50 крон (360 Р ), за снятие наличных в стороннем банкомате - 30 крон (220 Р ) + 0,5% от суммы снятия.


Работа и зарплата

На Шпицбергене нет централизованного поиска рабочих мест. Вакансии ищут либо на сайтах компаний, либо приезжают по приглашению знакомых и друзей с острова. Специальности, требующие норвежского образования, недоступны иностранцам.

В Лонгйире высокая конкуренция в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса. Это связано с менее строгими требованиями к образованию: достаточно английского языка и аналогичного опыта, чтобы приехать сюда работать. У гидов ценится знание дополнительных языков, например французского или немецкого.

900 Р

в час - минимальная оплата труда в Лонгйире

Работа регулируется контрактом. Обязательно прописан тип контракта - он бывает постоянным или сезонным. Еще в контракте всегда указывают почасовую зарплату, процент занятости от полной рабочей недели, надбавки за сверхурочные, выходные и праздничные дни.

Минимальная оплата - 125 крон (900 Р ) в час. Полная рабочая неделя - 37,5 часа в неделю. Без учета налогов минимальная плата за полный рабочий месяц - 18 750 крон (135 600 Р ).

Постоянный контракт - бессрочный. На него распространяется закон по выплате компенсации при принудительном увольнении или по болезни. Пять недель в году - оплачиваемый отпуск. Сверхурочные часы, праздничные дни и выходные оплачиваются дополнительно, может быть как 20, так и 100% часовой оплаты.

Сезонный контракт устанавливает сроки и занятость в процентах. Человеку с контрактом 80% не позволено работать сверх установленных часов. Для обоих типов контрактов предусмотрена тринадцатая зарплата.

Но существуют и другие варианты контрактов. Мои контракты и в отеле, и на работе гидом - сезонные, но не ограничены в процентах. Если я работаю больше 37,5 часа в неделю, сверхурочные не оплачиваются по ставке, а записываются отдельным месяцем. Оплату я получу, когда буду в отпуске. Это хитрость, которой пользуются некоторые работодатели. Но даже в этом случае надбавки за вечерние и ночные часы, воскресенья и праздничные дни я получаю в соответствии с законами.

136 600 Р

минимальная зарплата за полный рабочий месяц до вычета налогов

Примерные зарплаты такие:

  • повар, бармен, работник отеля - 150-180 крон в час (1080-1300 Р );
  • гид, гид-экскурсовод - 180-300 крон в час (1300-2170 Р );
  • чиновники и государственные служащие - 300-430 крон в час (2170-3100 Р );
  • учителя, врачи - 270-310 крон в час (1950-2240 Р );
  • инженер-строитель, системный администратор, сотрудник полиции - 300-340 крон в час (2170-2450 Р ).

Налоги

Чтобы трудоустроиться, нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции и получить норвежский идентификационный номер. При проживании более 12 месяцев на Шпицбергене резидент обязан платить фиксированную налоговую ставку - 16,2%. Из них 8% - это подоходный налог, а 8,2% - страхование.

Страхование действует с первого рабочего дня и продолжается еще 30 дней после последнего. Оно дает право на пособие по болезни, пособие на больного ребенка и в случае беременности и родов. Неработающие супруги имеют право на получение медицинских услуг через систему страхования, пока они живут на Шпицбергене.

25%

размер НДС в Норвегии, но для жителей Шпицбергена он отменен

В Норвегии НДС составляет 25%, на Шпицбергене его нет. Я заказываю электронику, одежду и спортивную экипировку в норвежских интернет-магазинах. При оплате налог обычно вычитают сразу. Иногда требуется оформить возврат налога после получения посылки, но я этим способом еще ни разу не пользовалась.


Жилье

Жилье в Лонгйире - первое, о чем нужно позаботиться, если вы решите переехать. Туризм тут развивается, растет количество рабочих мест, темпы строительства нового жилья не успевают за туризмом. Это привело к жилищному кризису. Найти хоть какую-то квартиру в Лонгйире уже удача.

47 000 Р

в месяц мы с партнером платим за аренду жилья

Квартиры тут варьируются от однушек-студий до двухэтажных апартаментов с двумя-тремя спальнями. Стоимость аренды однокомнатной квартиры начинается от 6500 крон (47 000 Р ). Двух- или трехкомнатная квартира стоит 10-15 тысяч крон в месяц (72-108 тысяч рублей). Найти квартиру поможет работодатель, но можно искать и самостоятельно. Жилье сдают в группе Ros & Info Longyearbyen в Фейсбуке.

Чтобы подтвердить платежеспособность, достаточно показать арендодателю рабочий контракт.

Я нашла жилье через друзей. Мы живем вдвоем с молодым человеком в двухкомнатной квартире и платим 6500 крон (47 000 Р ) в месяц. Наш дом находится в индустриальной зоне Лонгйира, поэтому из окна открывается вид на горы, фьорд и свалку. В центр города переезжать не спешим, так как держим на улице собаку и можем устраивать барбекю у дома. В городе собак на улице держать не разрешено.


Из коммунальных платежей мы платим только за электричество, так как живем в доме без центрального отопления. Постройка не держит тепло, его выдувает ветрами. За день квартира успевает охладиться до +8 °C. По вечерам мы включаем электрические радиаторы. При таком расходе электричества счет за квартал в зимнее время составляет 3500-4000 крон (25-29 тысяч рублей). Летом в квартире тепло без дополнительного обогрева, поэтому счет в два раза меньше.

Часть городского жилья принадлежит общественному совету Лонгйира. Эти квартиры не сдают в аренду, они простаивают месяцами, но имеют практическое назначение: сюда временно переселяют людей из потенциально опасных районов, если там сходит лавина или сель - грязевой поток. Это случается 2-3 раза в год.



Вот такую небольшую квартиру сдают в Фейсбуке за 7500 крон в месяц

Транспорт

Протяженность асфальтированных дорог в городе и окрестностях - 40 км. По данным на 2017 год в Лонгйире зарегистрировано 1340 машин на 2200 человек, включая рабочие и сервисные.

В городе есть автосалон Тойоты, при нем же автосервис. Чинить или обслуживать машину дорого. Иногда проще продать. Например, переобуться на зимнюю резину стоит 2000 крон (14 500 Р ). Для приезжих существует услуга аренды авто. День на Киа Спортэйдж обойдется в 890 крон (6400 Р ), на Тойоте Хайлюкс - 1050 крон (7600 Р ). Своей машины у меня нет.

Второй по популярности транспорт - снегоход. По статистике снегоходов в городе 2100 штук. Подержанный снегоход можно купить за 5000 крон (36 200 Р ), а можно и за 80 000 крон (578 400 Р ). Цена зависит от модели, состояния и года выпуска. Я купила свой снегоход за 13 000 крон (94 000 Р ). За сезон с февраля до середины мая мой пробег не превышает 2000 км.

94 000 Р

стоил мой снегоход

При расходе 20 л на 100 км и стоимости бензина 9,02 кроны за литр топливо обходится мне в 3600 крон в год (26 000 Р ). За страховку плачу 160 крон в месяц (1160 Р ).

Из общественного транспорта в Лонгйире есть только автобус. Он привязан к расписанию авиарейсов: сначала развозит туристов по отелям, а потом собирает. Других маршрутов нет. На поездку продолжительностью 5-15 минут взрослый билет обойдется в 75 крон (540 Р ). За этот же путь такси возьмет 150 крон (1080 Р ).


Ненужные вещи

Территория Шпицбергена - зона вечной мерзлоты, мусор здесь не закопаешь. Поэтому утилизация - отдельная тема. Для бытового мусора предназначены крытые контейнеры, а габаритный мусор - снегоходы, автомобили, бытовая техника, мебель и прочее - складируется на местной свалке. Это стоит отдельных денег. Весь мусор потом вывозят на утилизацию в Норвегию.

Избавиться от вещей можно еще двумя способами - через Фейсбук и фримаркет, это что-то вроде барахолки. Фримаркет - это хороший способ обзавестись стартовым набором для дома на Шпицбергене. Тут посуда, книги, обувь, одежда, предметы интерьера передаются от одного владельца другому. Раз в две недели я заглядываю на фримаркет в поисках горшков для цветов, кухонных принадлежностей и книг. В конце туристического сезона на фримаркете появляются пуховики, спальные мешки, снегоходные сапоги, а отели раздают кровати, столы и стулья.

В первую очередь все это забота об окружающей среде. Вещи обретают нового хозяина, а не оказываются на свалке.


Медицина

В больнице Лонгйира ограниченный состав врачей: физиотерапевт, хирург, дантист, акушер, педиатр и две медсестры. По опыту знакомых, врачи стараются не прописывать лишний раз лекарства, советуют пить больше воды и отдыхать. Мне приходилось бывать в больнице дважды. Консультация стоила 152 кроны (1100 Р ).

Лекарства в аптеке продаются по рецепту врача через специальную централизованную медицинскую систему. Купить без рецепта можно парацетамол (43 кроны - 311 Р ), ибупрофен (54 кроны - 390 Р ) и спрей для носа «Отривин» (64 кроны - 463 Р ). Когда еду в Россию, закупаюсь всевозможными таблетками - от кашля, аллергии, болей.

311 Р

стоит пачка парацетамола

Если чье-то здоровье действительно требует срочного внимания специалиста, больному заказывают место на ближайший авиарейс в больницу Тромсё. Билеты, стационар и отгул по болезни оплачиваются медицинской страховкой. Если больной в тяжелом состоянии, его эвакуируют вертолетом из Тромсё.

Я не доверяю местной больнице и все вопросы здоровья стараюсь решать на материке.

Дети и образование

В Лонгйире есть и младенцы, и подростки, но рожать здесь нельзя из-за возможных осложнений. Принято уезжать в Тромсё за 1-2 недели до срока либо рожать в своей стране. Если поехать рожать в Норвегию, это не даст никаких дополнительных прав ни ребенку, ни родителям.

По закону оплачивается от 49 до 59 недель декрета, если рабочий стаж составляет 6 из 10 последних месяцев. Оплата равна среднему значению зарплаты за последний год. Отец ребенка обязан взять 10 недель декрета для заботы о новорожденном.

В городе два детских сада, туда ходят дети от года до 5 лет. Стоимость места - 2500 крон (18 000 Р ) в месяц. Если ребенок в возрасте от 1 до 2 лет не посещает детский сад, родители получают денежное пособие.

18 000 Р

в месяц стоит детский сад для ребенка

Школа начинается с 6 лет. Удивительно, но в Норвегии не существует понятия «остаться на второй год». Все ученики автоматически переводятся в следующий класс.

Для детей в городе проводят мероприятия в доме культуры, есть спортивные секции и молодежный центр.

Язык

Официальный язык - норвежский, но достаточно знать английский, чтобы чувствовать себя комфортно. На английском говорят и у губернатора, и на почте, и в магазине. На работе я обычно говорю на английском, на норвежском - когда работаю с почтой и телефонными звонками.

Когда я только приехала на остров, моего уровня английского хватало только на ограниченное общение в отеле. Поэтому я начала учить норвежский. По структуре язык похож на английский. Мне до сих пор тяжело дается произношение, понимание речи на бытовом уровне и диалектов, но зато я без затруднений читаю современную литературу и новости.

Недостатка общения на русском не ощущаю: русскоговорящие люди тут работают в магазинах, отелях, ресторанах. Одни заключают брак с гражданами Норвегии, другие приезжают заработать, третьи прикипели к местному образу жизни.

Продукты и еда

Всю еду на остров привозят. Скоропортящуюся молочку и охлажденное мясо доставляют самолетом, остальное - сухогрузом. Ассортимент продуктового магазина удовлетворяет многонациональный контингент: тут есть продукты и из Европы, и из Азии, и даже из Мексики. На полках круглый год свежие фрукты и овощи. Хлеб и торты пекут в местной пекарне. Есть еще магазин тайских продуктов, но туда я захожу редко.

Цены высокие даже по местным меркам:

  • хлеб - 37 крон (270 Р );
  • стерилизованное молоко - 18 крон (130 Р );
  • яйца, 18 штук - 50 крон (360 Р );
  • яблоки, 1 кг - 48 крон (340 Р ).

В месяц на продукты для двоих выходит около 5000 крон (36 200 Р ).


Если лень готовить, в Лонгйире есть 11 заведений, включая и бюджетные забегаловки, и люксовые рестораны. Нет мест, куда ходят исключительно жители города: в первую очередь все заведения рассчитаны на туристов.

Первое блюдо в ресторане стоит 100-200 крон (720-1470 Р ), основные - 200-400 крон (1470-2900 Р ). Десерт обойдется еще в 70-150 крон (510-1080 Р ). Чашка капучино стоит 35-50 крон (250-360 Р ).

2150 Р

стоит стейк из тюленя

На Шпицбергене я впервые попробовала мясо кита, тюленя и оленя. В ресторане отеля, где я работаю, стейк из оленя - это самое дорогое блюдо в меню: 445 крон (3200 Р ). Стейк из тюленя стоит 295 крон (2150 Р ), из кита - 265 крон (1900 Р ). Конечно, есть и рыба: блюдо из форели - 325 крон (2350 Р ), из трески - 345 крон (2500 Р ). Замороженное мясо и рыбу тоже доставляют сухогрузом с материка.


Сэндвич с говядиной в местном ресторане, 219 крон (1600 Р )

Алкоголь

Алкоголь на Шпицбергене продают по квотам. Так сложилось исторически: во времена угольной промышленности эти меры ввели, чтобы шахтеры не спивались в условиях полярной ночи. Как и век назад, резиденты города, чтобы купить алкоголь, должны предъявить алкогольную карту.

В месяц по карте можно купить:

  1. До 2 л крепкого алкоголя либо 4 л крепленого вина.
  2. До 0,5 л крепленого вина.
  3. 24 банки пива.
  4. Вино в разумных количествах.

Отдел с алкоголем - это магазин беспошлинной торговли (дьюти-фри). Для туристов тоже действует месячная квота на покупку алкоголя. Чтобы купить бутылку вина, туристам нужно предъявить билет на самолет.

Цены на алкоголь такие:

  • банка пива - 8-15 крон (60-110 Р );
  • водка «Русский стандарт» 0,5 л - 85 крон (615 Р );
  • вино - от 70 крон (505 Р ).

Определенный процент от продажи алкоголя поступает городу. Эти деньги распределяют в виде грантов для социально значимых и развлекательных проектов. Например, в 2017 году 2,7 млн крон (19,5 млн рублей), полученных с продажи алкоголя, пошли на спортивные мероприятия, обучающие проекты школы и детсада, нужды Красного креста и так далее. Информация по прибыли и распределению денег есть в открытом доступе.


Криминал

В Лонгйире перестаешь бояться за жизнь и имущество. В городе нет бомжей и попрошаек, все жители в основном работают и имеют достаточно средств для существования. Автомобили и дома все оставляют открытыми. Я закрываю дом и забираю ключи от машины, только если уезжаю на материк.

Когда видишь рядом людей с огнестрельным оружием в руках, ты все равно уверен в их адекватности. Если кто-то что-то совершит, он никуда не убежит с острова - это знание действует как ограничитель.

253 000 Р

может достигать штраф за вождение в нетрезвом виде. Но в основном штрафуют туристов, а не местных жителей

В статистике преступлений в Лонгйире есть и кражи, и угон автомобилей. Обычно их совершают пьяные туристы.

За вождение в нетрезвом виде штраф 12-35 тысяч крон (87-253 тысячи рублей) и лишение водительского удостоверения. Лимит алкоголя в крови - 0,02 промилле. Взяткой полицейскому тут не откупиться. Власти также проводят рейды в поисках наркотических веществ. Штраф при изъятии наркотиков - 4000-9000 крон (28 900-65 000 Р ). Возможна депортация.

Досуг

Ответ на вопрос, как провести досуг, зависит от погоды. В ясную погоду можно кататься на снегоходах или собачьих упряжках. Вокруг города горы и долины - рай для любителей горных или беговых лыж. Летом можно ходить в пешие походы, плавать на лодках, сплавляться на каяках.

В полярную ночь и плохую погоду я хожу в спортзал. Тут есть 25-метровый бассейн и тренажерный зал, скалодром и зал для командных игр. Местные жители сами инициируют и проводят занятия йогой, кикбоксингом, настольным теннисом. За годовой абонемент в тренажерку я плачу 1950 крон (14 100 Р ).


Норвежцы - нация лыжников. На Шпицбергене лыжи очень популярны. Специальная машина прокладывает лыжню через город для персональных тренировок. В апреле проходит лыжный марафон, в нем участвуют и любители, и олимпийцы - всего около 900 человек. Летом проходят забеги: марафон, трейловые соревнования.

Разнообразие в культурную жизнь вносят музыкальные фестивали «Полар-джаз» и «Дарк-сизон-блюз». Билет на 4 дня джазового фестиваля стоит 1800 крон (13 000 Р ).

В итоге

Для некоторых Шпицберген - это изоляция, испытание суровым климатом, полярной ночью и дороговизной. Для меня это спокойная уверенная жизнь в экологичной среде с возможностью заниматься любыми активностями прямо за порогом дома. Холод и отсутствие деревьев меня не тяготит. Когда хочу сменить обстановку, покупаю билет на самолет и лечу в теплые страны или к семье в Россию.

При всех расходах тут у меня получается откладывать 20-40% зарплаты и не жить по принципу «от зарплаты до зарплаты». Уезжать я пока не планирую: мне интересно смотреть, как развивается Арктика, и быть свидетелем глобального потепления.

Российская часть Шпицбергена - территория на острове Западный Шпицберген площадью 251 квадратный километр, включающая в себя три месторождения каменного угля, шахты и поселки городского типа: Баренцбург, Колсбей, Пирамида и Грумантбюен.

Российская часть Шпицбергена закреплена за Россией на основании Шпицбергенского трактата подписанного после Первой Мировой Войны в 1920 году.

В настоящее время на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человек.


Последний уго... Современные з...

Российская часть Шпицбергена освоена русскими ещё в конце XV, в начале XVI века. С тех пор там сохранились остатки их небольших строений и лодий, которыми в те времена пользовались только русские поморы. В основном это были морские охотники, приходившие к берегам Груманта, так тогда называлась эта земля. В те времена, воды на стыке Атлантического и Северного Ледовитого Океанов изобиловали китами, а на скалистых островах устраивали свои огромные лежбища моржи и тюлени.

После того как голландский мореплаватель Виллем Баренц побывал в этих краях, в 1596 году он нанес на карты эти острова под названием Шпицберген. И хотя на русских картах более раннего времени, эти острова значились как "Святые русские острова", но так как Россия ещё не была весомой в мире морских держав, название закрепилось официально во всем мире.

В эти северные воды за китом приходили китобои всех морских европейских стран, но особенно в этом усердствовали голландцы, которые за сезон истребляли китов сотнями. В результате, к началу ХIХ века численность китов в этих водах снизалась настолько, что увидеть кита стало редкостью, и интерес к этим голым скалистым островам начал пропадать.

Но это изменило то, что на Шпицбергене обнаружили каменный уголь. Открытие каменного угля приписывают английскому китобою Пуллю, который в 1610 году на северо-западном побережье Шпицбергена, на берегу Кингс-бея, в русле вымерзшего ручья обнаружил каменный уголь и стал использовать его для выплавки китового жира. Однако есть сведения что углем, выходившим на поверхность, ещё до него пользовались русские поморы остававшиеся на зимовку на Груманте.

К тому же Шпицберег находился довольно далеко, в суровых северных условиях, и это открытий долго не было востребовано. Но с развитием пароходства в XIX веке туда добрались промышленники. В 60-70-е годы XIX века геологи выявили, что угля на Шпицбергене довольно много. Предприниматели Англии, Америки, Норвегии, Голландии, Германии начали активно вести разведку залежей угля и его и пробную добычу. В 1906 году Джон Лонгьир, выходец из Америки, открыл на Шпицбергене первую угольную шахту и организовал промышленную добычу угля.

Россия тоже не осталась в стороне. Шпицберген представлял большой интерес как источник угля для северных районов. Кроме того в силу своего геополитического местонахождения, на стыке Атлантического и северного Ледовитого океанов, Шпицберген мог служить хорошей базой для военного и торгового российского флота.

Что бы приступить к освоению Шпицбергена, Российское правительство договорилось с правительством Швеции о проведении его обследования усилиями двух Академий наук: Российской и Шведской. В результате этого соглашения на Шпицберген была организована совместная Российско-Шведская экспедиция, возглавил которую российский ученый с мировым именем Феодосий Николаевич Чернышев. Для экспедиции выделили только что построенный первый в мире арктический ледокол "Ермак".

В течение трех лет с 1899 по 1901 г. экспедиция Чернышева занималась исследованием архипелага Шпицберген, результатами которой были: описание его ландшафта и геологии, высотные отметки суши и глубины фьордов, астрономо-геодезические, магнитные, метеорологические, геологические, гидрологические, гидрографические наблюдения, исследование полярных сияний. Более двух третей всех исследования были проведены Российской частью экспедиции.

Результатами экспедиции Чернышева пользуются до сих пор. Сам Чернышев из-за длительного пребывания в экстремальных условиях сильно подорвал здоровье. Имя российского академика Ф.Н.Чернышева носят несколько географических объектов на картах Мира, в том числе и гора на Шпицбергене, на вершине которой в качестве триангуляционного знака участниками экспедиции была из камней сложена пирамида, так называемый "каменный сигнал", который сохранился до сих пор.

Бюрократия тогдашней России была настолько велика, что для практического освоения Шпицбергена только в 1911 году на Шпицберген была направлена экспедиция с целью сделать геологические изыскания. Министерство финансов выделило на эту экспедицию аж 4 тысячи рублей. Возглавил экспедицию В.Ф.Држевецкий, капитаном судна был В.Н. Серебренников. Для экспедиции было зафрахтовано частное двухмачтовое парусное судно "Жак Картье", которое 8 августа 1911 года вышло из Архангельска.

Однако с самого начала экспедиция не удалась. Между начальником экспедиции и капитаном были большие разногласия - каждый считал себя главным и порядка на шхуне не было. Мало того, когда 28 сентября "Жак Картье", из-за непогоды, остановился в норвежском Мехавне, он был арестован норвежцами, и только после вмешательства Российского правительства в октябре ни с чем вернулся в Архангельск. Экспедиция попросту провалилась.

В 1912 году на Шпицберген была организована повторная экспедиция под руководством талантливого полярного исследователя и геолога Владимира Александровича Русанова, успешно участвовавшего в 1908-1911 годах в исследовании и освоении Новой Земли, на которую он совершил 4 экспедиции. Всего в экспедиции было четырнадцать человек, в том числе и невеста Русанова, француженка Жюльетта Жан — геолог и врач экспедиции.

9 июля 1912 г. на небольшом зверобойном судне "Геркулес", водоизмещением всего 64 тонны, которым командовал капитан А. С. Кучин, экспедиция В. Русанова отправилась из Александровска-на-Мурмане. "Геркулес" хоть и был зверобойным судном, но имел хорошие мореходные качества, помимо парусного снаряжения на нем был двигатель мощностью двадцать четыре л.с. и он был приспособлен для плавания во льдах. Так что уже 16 июля "Геркулес" благополучно достиг острова Западный Шпицберген, и встал на якорь в заливе Бельсунн на западном побережье острова.

От стоянки бота Русанов с двумя матросами пешком прошел через весь остров до восточного берега. Переход в условиях скалистой местности, покрытой ледниками, был очень тяжелым. Во время перехода сам Русанов чуть не погиб провалившись в ледниковую трещину и чудом спасся, уцепившись за выступ на краю пропасти, из которой его вытащили спутники и они смогли вернуться на корабль.

После этого "Геркулес" переместился сначала в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Русанов обследовал все западное побережье, в результате чего на российской части Шпицбергена были обнаружены большие залежи угля и составлена карта полезных ископаемых. Для закрепления права России на разработку открытых месторождений угля, экспедицией Русанова были установлены двадцать восемь заявочных столбов. Кроме того, экспедицией были собраны большие зоологические, ботанические и палеонтологические коллекции, а так же выполнены океанографические исследования.

О продолжении экспедиции почти ни чего не известно, но если судить по тому что официальная программа экспедиции Русанова была выполнена уже в начале августа, а на корабль при отправке был загружен запас провиантов почти на полтора года, полагают что Русанов намеревался продолжить работу по исследованию других малоизвестных островов Северного Ледовитого Океана и возможности осуществления Северного морского пути.

Об этом можно судить по его сохранившейся записи в плане экспедиции, где он писал: "В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан".

В начале августа со Шпицбергена попутным норвежским судном Русанов отправил домой в Россию трех членов экспедиции, с которыми для Русского географического обществ передал отчет о выполненной работе, а так же образцы угля, геологические и зоологические коллекции, а сам с остальными направился в сторону Новой Земли.

Однако что то пошло не так, потому что с 18 августа, будучи уже у берегов Новой Земли в проливе Маточкин Шар, между северным и южным островами Новой Земли, там где соединяются Баренцево и Карское моря он отправил на материк телеграмму, в которой дословно писалось следующее: "Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов".

Вполне вероятно, что в тексте перед словом "погибнет" была пропущена частица "не", и следовало бы читать "Если не погибнет судно", чего на самом деле им избежать не удалось. Эта телеграмма, была последним известием от экспедиции Русанова, после чего экспедиция пропала.

Уже через много лет, в 1934 году у западного побережья Таймыра на безымянном островке, который сейчас носит название "Геркулес" был обнаружен вкопанный в мерзлоту столб, с надписью "ГЕРКУЛЕС. 1913", а на другом, находящемся невдалеке островке, некоторые сохранившиеся предметы: патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож, остатки одежды, вероятно принадлежавшие членам экспедиции Русанова.

К стати, именно эти походы русских изыскателей Русского Севера послужили основой к сюжету знаменитого романа Вениамина Каверина "Два капитана". Не исключено что именно В.Русанов стал прообразом капитана Татаринова, а возможно это собирательный образ всех этих трех героев мирного времени Старой России.

В плане освоения Шпицбергена, экспедиция Русанова своё назначение выполнила. По заданию Русанова, Самойлович доставил со Шпицбергена в Петербург образцы добытого угля, где лабораторными исследованиями было подтверждено хорошее качество угля и его пригодность в качестве топлива для флота. Поэтому было принято решение практически осваивать разведку и добычу угля на Шпицбергене. А Рудольф Лазаревич Самойлович стал первым российским горным инженером, котрый организовал промышленную добычу угля на российской части Шпицбергена.

В начале 1913 года для освоения угольных залежей на Шпицбергене, было создано акционерное общество "Торговый Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко". Учредителями акционерно общества стали: тайный советник Алексей Дмитриевич Арбузов - сенатор, камергер, тайный советник Евгений Гаврилович Шинкевич и почётный гражданин Антон Григорьевич Агафелов. Торговый Дом создавался под эгидой Министерства Торговли и Промышленности, и в примечании к Уставу оговаривалось, что передача учредителями другим лицам своих прав, присоединение новых учредителей и исключение кого-либо допускается не иначе, как с разрешением Министра Торговли и Промышленности. Акционерами стали: статский советник Строльман, уроженец финляндии Стюнкель, горный инженер Самойлович, кандидат права Сыромятников, титулярный советник Янчовецкий. Правительствующим Сенатом был издан указ о единоличном праве "Торгового Дома Грумант" на разведку, добычу и торговлю углем и другими полезными ископаемыми на архипелаге Шпицберген.

В апреле этого же года "Торговой Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко" организовал горно-разведочную экспедицию на Шпицберген. В экспедиции участвовало тридцать три человека, они везли с собой, кроме провианта, инструменты и оборудование: буры, рельсы, вагонетки, кузницу, сталь, молотки, кайлы, геодезические инструменты, ружья и патроны, моторный бот, разобранный дом, лесоматериалы, керосин и смазочные масла, домашнюю утварь, собак, нарты и прочее. Набирал людей и возглавил экспедицию лично Самойлович.

На Шпицбергене Самойлович с командой в заливе Коал-бей собрал дом, обустроил необходимые службы и поднял российский флаг. Он занимался разведкой угля, подсчетами его запасов и организацией добычи. Была составлена карта острова Западный Шницберген, с отмеченными на ней российскими участками. Осенью на пароходе "Мария в Россию была доставлена первая партия шпицбергенского угля в объеме 5000 пудов. До сих пор на российской части Шпицбергена сохранился дом построенный экспедицией Самойловича.

Свои исследования на Шпицбергене Самойлович продолжил в 1914 и 1915 гг. Им был подсчитан российский угольный запас Шпицбергена порядка 7 миллиардов пудов! Добыча развивалась ежегодно. За сезон 1915 года на Российской части Шпицбергена работало 216 человек и было вывезено в Россию около 39450 тонн угля. В 1917 году работало уже 249 человек, и было вывезено 59449 тонн угля.

Однако потому как Шпицберген не принадлежал ни какому государству, между странами участниками освоения Шпицбергена стали возникать всевозможные споры и столкновения. Что бы урегулировать все эти проблемы, Норвегия ещё в 1907 году предложила определить статус этих бесхозных островов. По этому поводу в 1910 - 1912 гг. в Осло были проведены несколько международных конференции, на которых Норвегия и Россия разрабатывали проект международной конвенции по статусу Шпицбергена. Однако начавшаяся Первая мировая война эти инициативы остановила.

Вернулись к решению этой проблемы в 1919 году, когда на Версальской конференции в Париже заключался мирный договор стран участников военных действий. Там же на конференции был подписан договор о Шпицбергене, по которому архипелаг Шпицберген официально приписывали к Норвегии, но с определенными ограничениями. Согласно этому договору все 39 стран, подписавших договор, имели равные с Норвегией права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Оказавшиеся после революции за границей учредители и некоторые акционеры продали свои акции англичанам и Торговый Дом Грумант, стал англо-русской компанией "Грумант", остальная часть акций была национализирована. И тем не менее, шахта продолжала работать, работами руководил Самойлович. В 1919 году на Шпицбергене работало 66 человек и вывезено 33000 тонн угля, в 1920 году - 398 человек, вывезено 171900 тонн. Работы велись сезонно, на зиму все шахтеры уезжали на материк, а на месте оставались всего несколько человек, обеспечивающих охрану шахты. Зимовщики ловили рыбу, охотились на оленей, ставили ловушки на песцов, чем и питались. В течение четырех лет с 1927 по 1931 гг. шахта практически не работала.

7 октября 1931 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный трест "Арктикуголь" по добыче угля и других полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Трест получил все имущество и права на месторождения угля на Шпицбергене. В этом же году трест "Арктикуголь" полностью выкупил акции акционерного общества "Грумант" со всем оборудованием, постройками и месторождением общей площадью 80 кв.км. На российской части Шпицбергена сохранился памятный знак о создании треста.

В 1932 году трест "Арктикуголь" приобрел у голландской компании "Неспико" дополнительные земельные участки за один миллион 250 тысяч голландских гульденов и стал владельцем четырех участков площадью 251 кв. км, на которых находились три крупнейших месторождения каменного угля: "Баренцбургское", "Грумантское" и "Гора Пирамида". Началось обустройство шахт и поселков на государственном уровне. Добыча угля на Шпицбергене ежегодно росла. Если в 1932 году вывезли только 60000 тонн угля, то в 1940 году добыча составила уже порядка 500 тысяч тонн. Это было в несколько раз больше, чем добывали на Шпицбергене другие страны. Работа в шахте была очень тяжелой, но шахтеры с материка с удовольствием ехали на Шпицберген за длинным рублем.

К началу Второй мировой войны трест "Арктикуголь" производил добычу угля на шахтах Баренцбург и Грумант и вел строительство шахты Пирамида. За предвоенные годы на российской части Шпицбергена было добыто порядка 3 миллионов тонн угля, который завозился для нужд Мурманской и Архангельской областей. Рабочие шахт были обеспечены вполне приличным для того времени жильем.

Судьба Рудольфа Лазаревича Самойловича была трагичной, как и множества заслуженных лиц конца сороковых годов. Он руководил Институтом Арктики, был почетным членом Географического общества СССР, членом общества "Аэроарктика", членом многих географических обществ зарубежных стран, в том числе США, членом международного морского арбитража. преподавал в ЛГУ, писал научные статьи и книги. Был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1937-1938 гг. Самойлович возглавил экспедицию на северный полюс, которая стала первой полярной зимовкой. Однако зима выдалась очень суровой и в Арктике зазимовали 29 судов зажатые льдами. Зимовка была очень трудной, но Самойлович смог провести её без потерь. Тем не менее, он был обвинен в умышленном срыве экспедиции и мае 1938 года был арестован, а 4 марта 1939 года - расстрелян.

Память Р.Л.Самойловича осталась на картах. В его честь названы бухта на Новой Земле, остров в архипелаге Северная Земля, пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа, гора и полуостров в Антарктиде.

С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, шахтеры эвакуированы на материк. Норвежцы хотели противостоять Германии в попытках использовать Шпицберген для своих целей, он фашисты не стали долго церемониться и просто-напросто уничтожили всю промышленность на Архипелаге и всех кто там оставался. Российская часть Шпицбергена так же была разгромлена, шахты взорваны, здания и сооружения приведены в полную негодность. Как память о тех далеких днях, на Шпицбергене сохранили орудия которыми пытались остановить фашистов.

После окончания войны в СССР был большой дефицит топлива, поэтому трест «Арктикуголь» интенсивно занялся восстановлением разрушенных шахт. Уже в декабре 1946 года на Шпицберген прибыли первые пароходы со строителями и шахтерами. За два с небольшим года были восстановлены шахты "Баренцбург" и "Грумант" и начали выдавать уголь. В 1956 году была достроена и запущена в эксплуатацию шахта "Пирамида".

Рядом с шахтами были построены шахтерские поселки городского типа со всей инфраструктурой, обеспечивающей комфортное проживание шахтеров. В новых городках были двух и четырехэтажные дома с квартирами, в которых были все удобства, о которых даже не мечтали советские люди на материке. Столовые, детские сады, школы, больницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Рядом были теплицы и фермы, обеспечивавшие население свежей продукцией. Шахтеры имели высокие заработки и двухмесячный отпуск. Шахтеры на российской части Шпицбергена жили как при коммунизме. Попасть сюда на работу мечтал каждый шахтер Страны Советов. Современная механизация и автоматизация производства позволяла ежегодно добывать более 300 000 тонн угля. Численность населения российской части Шпицбергена превышала 3000 человек.

В 1981 году была проведена доскональная разведка месторождений, по результатам которой запасы угля только запасы Грумантского месторождения оценивались почти в 134,4 млн. тонн, планировалось строительство новой шахты.

Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 "Внуковских авиалиний" 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.

"Арктикуголь" начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант, опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.

Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.

В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.

Руководство "Арктикуголь" сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма "Грумант" в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год "Арктикуголь" от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.