Моральные нормы и принципы. Что такое Мораль? Понятие по обществознанию

Мораль: понятие, происхождение, функции, исторические типы.

По вопросу происхождения морали имеются существенные разногласия. Условно можно выделить три концепции ее возникновения:

Первая концепция происхождения морали религиозная, согласно которой мораль дается человеку от Бога. Поэтому первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон», имеющий ряд градаций. Высшая ступень – «вечный закон», коренящийся в божественном разуме, и поэтому вне веры в Бога нет и морали. Вторая ступень – «естественный нравственный закон», заложенный в человеческой душе актом божественного творения, вытекающий из природы человека и заключающийся в стремлении к слиянию его души с Богом. Низшая ступень – «человеческий позитивный закон» - совокупность моральных и правовых норм, установленных обществом и являющихся воплощением в повседневной жизни «естественного» закона, а через него – «вечного» закона.

Божественные законы носят непреходящий характер, и поэтому нравственная природа человека, согласно религиозной концепции, неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования в виде Божественного закона, «написанного в сердцах», даны человеку высшим авторитетом – Богом и сформулированы в декалоге – десяти библейских заповедях.

Вторая концепция натуралистическая, утверждающая, что мораль присуща человеку изначально и заложена самой природой.

Мораль является самой древней формой человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном обществе. Более того, в соответствии с рядом научных теорий, в частности - с теорией Дарвина о происхождении нравственного чувства у человека, источником всех этических понятий и всего последующего развития нравственности является общественный инстинкт, присущий как человеку, так и всем общественным животным, то есть источником и основой нравственного начала является сама природа.

Соответствующая точка зрения находит поддержку выдаю­щегося представителя русской этической мысли П.А.Кро­поткина. На основе анализа сходства в психологии и поведении первобытных людей и животных П.А.Кропоткин сделал вывод о том, что именно общественная жизнь является естественным строем жизни. В умах первобытных дикарей главное место занимает род с его твердо установленными обычаями, предрассудками, поверьями, запретами, привычками и интересами. В этом постоянном отождествлении единицы с целым лежит происхождение всей этики, из него развились все последующие понятия о справедливости и еще более высокие понятия о нравственности.

Третья концепция социологизаторская, связывает возникновение морали исключительно с развитием общества. С этих позиций тайна нравственности заключена не в человеческом существе, а уходит своими истоками в социально-исторические условия и потребности общества. Нравственность рассматривается как ответ на эти потребности, ибо она организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми наиболее «выгодным», наиболее «удобным» для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование.

Суть эволюционно-генетической теории заключается в понимании морали как инстинкта, унаследованного от животных предков. Разногласия ученых (представителей данной теории) сводятся к вопросу: продолжением какого инстинкта является человеческая мораль: эгоизма или альтруизма.

Одним из путей решения данного вопроса стал поиск генов, «отвечающих» за развитие альтруизма или эгоизма. Эта проблема нашла свое отражение и в криминологии. Речь идет о теории Чезаре Ломброзо, согласно которой существуют люди, склонные к аморальному и преступному поведению.

Сущность социально-исторической теории состоит в том, что нравственность (мораль) выделяется и развивается исторически, а не есть нечто данное с самого начала существования человеческого общества. При этом мораль формируется в процессе социального общения и усвоения культурного наследия общества.

Функции морали.

Для понимания сущности морали далеко не последнюю роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В про­цессе развития морали установился ряд функций. Выделим, на наш взгляд, основные:

Гносеологическая (познавательная) функция морали находит свое проявление в том, что мораль отражает взаимоотношения людей, проявляемые в их непосредственном общении. Это отражение воплощается в моральных чувствах, нормах, принципах, взглядах, оценках. Индивид, оценивая поступки свои и других, получает неизбежно известное представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей.

Ценностно-ориентирующая функция морали выражается в том, что всякая система моральных норм, принципов и идеалов представляет собой совокупность ценностей, которые служат ориентиром деятельности общества и личности. Человек, усваивая систему ценностей, выработанную обществом, формирует свои взгляды и убеждения, которые и служат для него средствами ориентации.

Регулятивная функция морали состоит в том, что мораль регулирует и направляет в определенное русло отношения между людьми. Непосредственным внутренним регулятором поведения являются чувства (чувство долга, совести и т.д.), внешним - нормы.

Мораль вы­ступает регулятором общественных отношений, субъектами кото­рых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений происходит саморегуля­ция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом.

Воспитательная функция морали состоит в том, что мораль концентрирует в себе нравственный опыт человечества и передает его содержание другим поколениям.

Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Мораль делает человека человеком. Потому-то нравствен­ное воспитание всегда считалось основой всякого воспитания. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеаль­ными нормами. В процессе нравственного воспитания меняется соотношение сущего и должного в пользу последнего.

Оценочная функция. Такая функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. Оценочная функция морали состоит в следующем:

Оценка производится через базовые понятия морального соз­нания: добро и зло, справедливость, долг, совесть; в моральном сознании сущее сопоставляется с должным; моральные оценки носят универсальный характер, распростра­няясь на все действия человека;

Моральная оценка опирается на моральные убеждения индиви­да и авторитет общественного мнения.

Мировоззренческая функция. Моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, ибо мораль не может быть сведена к простым нормам. Мораль должна обосновать, оправдать эти нормы, указать, во имя чего они должны выполняться, неми­нуемо выводя индивида на постановку смысложизненных вопро­сов. Решение же этих вопросов невозможно без какого-то пред­ставления о мире в целом.

Для того чтобы составить представление о мире, недоста­точно одних лишь выводов науки, так как научная картина мира и мировоззрение - это совсем не одно и то же. Мировоззрение, кро­ме знания, включает в себя сложную гамму чувств. Мировоззрение в моральном сознании формируется через призму специфических понятий (добро, зло). Решение вопроса о смысле жизни и счастье, понимании добра и зла во многом зависит от характера представ­лений о мире.

Прогностическая функция. Мораль устремлена в будущее, старается ухватить контуры будущих общественных отношений, прообразы человека будущего. В моральных правилах отражается желаемое бытие. В определенном смысле мораль есть отрыв от сущего – «забегание вперед». Своим содержанием мораль дает представления о том, какой действительность должна быть, чтобы удовлетворять каким-то требованиям. То есть мораль это требование лучшего.

Идеологическая функция. Мораль является важной основой общественной жизни, ее реальным смыслом. Она охватывает все виды человеческого бытия, выступая своеобразным вектором сознательной жизни.

Наконец, мораль охотно используется политиками. Способность морали усиливать или ослаблять политические позиции является очень важной составной частью идеологической функции морали.

В зависимости от способа производства на различных исторических этапах развития общества выделяются следующие типы морали : мораль первобытного строя, мораль рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного общества.

Мораль формируется стихийно, в процессе совместного труда, требовавшего общих коллективных усилий в условиях родового общества.

Ее возникновение связано с основными общественными потребностями :

во-первых, в регулировании отношения членов первобытного коллектива к труду;

во-вторых, в регулировании семейно-брач­ных отношений;

в-третьих, в укреплении социального единства рода.

Следует отметить наличие у первобытных племен этических требований, носящих как обязательный, так и желательный характер. Обязательными являлись нормы, направленные на поддержание родового быта. В процессе коллективного труда появились такие первые нравственные требования как:

Обязательность труда для каждого;

Дисциплина и распорядок труда;

Равное распределение продуктов труда;

Взаимная помощь и т.д.

В семейно-брачных отношениях формируются нормы, регулирующие отношения между полами, между родителями и детьми, между старшими и младшими. Эти нормы закрепляются в виде обычаев, традиций, ритуалов.

Совместный труд, общественная жизнь определили характерный для родового общества первобытный коллективизм, для которого свойственны:

Беспредельная преданность и верность своему роду и племени;

Самопожертвование в пользу общих интересов;

Привязанность к сородичам;

Взаимопомощь, сострадание.

Следует иметь ввиду, что коллективизм первобытного человека, как и мораль в целом, носит ограниченный характер. Этот коллективизм был законом только внутри племени. «Все, что было вне племени - было вне закона». В родовом строе правило «каждый за всех» не распространяется дальше своего рода.

Следует также отметить, что кроме рассмотренных форм (религиозной, классовой, профессиональной и т.д.) в любом человеческом обществе мораль предстает в 2-х основных формах :

во-первых , как личностные свойства, именуемые обычно моральными качествами (мужество, честность, щедрость, сдержанность);

во-вторых , как совокупность общественных норм поведения (не укради, не убей, и т.д.).

Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности общаться с себе подобными. Когда о человеке говорят, что он простой, скромный, уживчивый, то речь идет о таких свойствах, которые обнаруживаются в его взаимоотношениях с другими людьми.

Структура морали.

Рассмотрим точку зрения большинства современных исследователей, которая признает в морали три структурных элемента :

Нравственную деятельность;

Нравственные отношения;

Моральное сознание.

Нравственная деятельность людей - это основа морали. Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиции разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает в себя: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком или оценка со стороны окружающих.

Мотив – нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же во имя чего совершается данное дело (во имя справедливости или содержится злой умысел).

Цель - это то, что человек предполагает, планирует сделать. Для достижения цели используются определенные средства, которые по своему содержанию могут быть нравственными или безнравственными.

Например, в деятельности сотрудников органов внутренних дел при проведении допроса, преследующего положительную цель - раскрыть преступление, могут использоваться как положительные, нравственные (законные), так и отрицательные (незаконные) средства: угроза, психологический нажим, различные формы насилия и т.д.

Деятельность имеет определенный результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение (соответственно нрав­ственное или безнравственное).

Оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива. При этом важно отметить, что в целом нравственный характер деятельности зависит от выбора соответствующих целей и средств. Если один из этих элементов приобретет безнравственный оттенок, то и деятельность изменит свою направленность.

В любой человеческой деятельности между ее участниками складываются специфические отношения, которые являются вторым элементом морали.

Нравственные отношения , складываясь в процессе нравственной деятельности, являются условием осуществления этой деятельности.

В нравственных отношениях закрепляются устойчивые образцы поведения, которые выступают как единая связь норм и запретов. Таким образом, каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу моральных отношений.

Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, которая находит своё выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.

В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

В зависимости от объекта нравственные отношения подразделяются на следующие виды:

Нравственные отношения личности и общества;

Нравственные отношения личности и личности;

Нравственные отношения личности к самой себе;

Нравственные отношения личности и человечества.

Третьим элементом общей структуры морали является моральное сознание - система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Со времен античности в человеческой душе выделяли три части разумную, волевую и чувствующую. Исходя из этого моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности : эмоционально-чувственный и рациональный .

На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм.

Моральные нормы - это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку.

Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать необходимый (моральный) выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой стороны - осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при помощи общественного мнения регулировать поведение людей.

В научной литературе различают позитивные и негативные нор­мы морали. Позитивные нормы предписывают необходимую ли­нию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Уступи место старшим»). Негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй»).

Нормы морали регулируют поведение человека. Более сложной формой морального сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение моральных требований.

Разум способен «обуздать» страсти. Однако встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно. Не всегда оценка той или иной жизненной ситуации, поступка человека только с позиции разума является достаточно объективной. И здесь на помощь разуму приходят нравственные чувства.

Чувства - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

По сравнению с рациональной сферой сознания чувства более субъективны. Нравственные чувства - это внутренняя реакция человека на поступок, совершаемый как им самим, так и другими людьми. Как следствие этой реакции возникает определенное отношение к поступку, которое может проявляться в виде внутриличностных переживаний: чувства стыда, раскаяния, угрызений совести и т.д., либо в виде переживаний, направленных вовне: сострадание, ненависть, равнодушие, злоба и т.д. Нравственные чувства весьма многообразны. К ним относятся: чувство любви к Родине, патриотизма, справедливости, чести, достоинства, сострадания и т.д.

Эмоционально-чувственный уровень морального сознания вклю­чает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний.

Позитивным нравственным чувствам противостоят негативные: зависть, трусость, жестокость. По существу они являются безнравственными чувст­вами, т.к. лишены главного признака нравственности - осознания необходимости способствовать укреплению общественных начал человеческой жизни.

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок , поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.


Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек , когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций - санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм , фатализм , фанатизм , догматизм . Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Слово «мораль» (от латинского mos, mores-- нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке примерно то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.

Мораль воплощается в нормах и правилах, регулирующих поведение людей, их взаимоотношения. Всякое общественное действие, т. е. всякое человеческое действие, имеет свою моральную глубину, свою меру моральности; наряду со специфичным для каждого отдельного случая предметным результатом она производит и воспроизводит определенные моральные ценности. Моральные ценности не существуют отдельно от технологии, вещественного содержания и результата действий, хотя, разумеется, не сводятся к ним. Вся многообразная гамма телесных и предметных проявлений человеческой активности может служить способом фиксации морали: мимика, жест, речь, молчание, одежда, жилище и т. д. - за всем этим может скрываться и на деле, как правило, скрывается определенная нравственная позиция.

Мораль как общественное отношение в ее, так сказать, чистом виде обнаруживается (отражается) в моральном сознании, в нравственных чувствах и понятиях. Чувства (вины, раскаяния и т. д.), требования (личностные добродетели, нормы, кодексы и т. д.), другие проявления морального сознания представляют собой специфичные формы описания моральных отношений, они, собственно, и есть их непосредственная действительность Зеленкова И.Л. Основы этики. М., 1998. С. 157.

Противоположность добра и зла специфична для морали, но она, разумеется, не исчерпывает ее содержания. Добро и зло, как и другие нравственные понятия (долг, честность и т. д.), в своей основе являются конкретными формами общественных связей между индивидами, объективными свойствами их поступков. В этом смысле моральное сознание является отражением и выражением моральных отношений, способом их фиксации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в определениях морали очень часто содержится логический круг, а именно ссылка на сами моральные понятия, прежде всего на понятия добра и зла, которые являются в этике основополагающими. Без обращения к данным морального сознания нельзя идентифицировать мораль. Можно сказать, что мораль есть такое качество общественных отношений между индивидами, которое позволяет охарактеризовать их в рамках противоположности добра и зла Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М., 1991. С. 203..

Чтобы показать своеобразие морали, попытаемся кратко сопоставить ее с наукой. Они отличаются между собой и по предмету, и по целям, и по способам функционирования. Предметом науки является мир сам по себе, в его объективных, внутренне закономерных связях; наука занимается вопросом, что собой представляют те или иные вещи и процессы. Предметная область морали иная, она может быть обозначена вопросом: как следует относиться к вещам, к миру? При том имеется в виду только такое отношение индивида к миру, которое реализуется в свободном выборе. Мораль имеет дело с человеческим поведением; она выражает внутреннюю, нерасторжимую связь между общественными индивидами, являющуюся способом их самосозидания. К примеру, законы движения планет относятся к компетенции науки, они совершенно чужды морали, не подлежат моральной квалификации. С другой стороны, вопрос о том, следует ли родителям применять к детям физическое наказание, является по преимуществу моральным и к науке прямого отношения не имеет. Можно, конечно, его подвергнуть рационально-аргументированному разбору, что отчасти и делается в педагогике, этике, но полученные при этом выводы мало меняют существо дела, ибо родители бьют своих чад не потому, что невежественны, и перестают это делать не потому, что стали просвещенными.

Основную цель науки можно определить как производство знаний, наука движется в рамках альтернативы истины и заблуждения. Мораль же производит ценности, выявляет меру человечности процессов внешнего мира и движется в рамках альтернативы добра и зла. К примеру, утверждение о существовании Атлантиды может быть истинным или ложным, оно находится вне противоположности добра и зла, тогда как, скажем, вопрос о допустимости прелюбодеяния является по своей природе ценностным и может быть осмыслен только на основе понятий добра и зла, он мало связан с альтернативой истины и заблуждения.

Наука и мораль различаются также и способами функционирования в живом индивиде. Психологической движущей силой науки является разум. Психологические основания морали значительно шире, они коренятся и в эмоционально-бессознательной сфере. Так, может ли человек усвоить теорию относительности или нет, зависит от мощи его интеллекта, но причины, по которым он является скупым или щедрым, не сводятся к состоянию его ума.

Знания приобретаются в процессе обучения, тогда как моральные ценности усваиваются в живом опыте общения, в значительной мере выступая результатом навыка, привычки. Человек, например, не может стать человеком чести « долга только через усвоение книжное, даже если он будет читать «Никомахову этику» или «Критику практического разума»: для этого ему надо каждодневно практиковать соответствующие поступки. С другой стороны, он не сможет усвоить философию Аристотеля и Канта путем выработки определенных привычек, даже если это будет привычка к чтению Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали. М., 1991. С. 64.

Мораль не является результатом человеческого произвола, она объективно детерминирована и выступает необходимой формой самоосуществления общественных индивидов. Думать, что человек может измениться внезапно, в любом направлении, что он может выработать в себе любые моральные качества и следовать любому принципу и что задача состоит, собственно, в том, чтобы придумать самый верный, истинный принцип, думать так - значит в лучшем случае предаваться романтической иллюзии. Социально-нравственное поведение имеет свою строгую логику и, может быть, не менее строгую, чем каузальность природы.

Теория морали неизбежно принимает философский характер. Мораль, о чем уже упоминалось, пронизывает собой все многообразие связей общественного человека, все виды и конкретные проявления его социально значимой деятельности. Эта «повсюдность», «вездесущесть» морали крайне затрудняет, а в дополнение с необычной индивидуализированностью моральных проявлений просто исключает возможность ее целостного описания точными, эмпирическими методами. Еще отец этической науки Аристотель отмечал, что в ней мы имеем дело с истиной в крупных масштабах и со следствиями скорее вероятными, чем необходимыми, и что степень точности, допустимая в этике, отличается от степени точности, свойственной, например, математике и астрономии. В силу природы морали нет иного средства проникновения в ее сущность и выявления ее специфики как целостного явления, кроме абстракции. Ряд соображений показывает, что сама абстракция в данном случае неизбежно приобретает философский характер. Реальная нравственная жизнь расчленяется на два уровня: с одной стороны, относительно самостоятельное царство морального сознания, а с другой - мир моральных отношений, действительных ценностных значений реальных форм общественных связей между людьми. Теоретики морали сталкиваются с вопросами о том, как эти два уровня соотносятся между собой, в каком отношении находятся моральные принципы к живой практике морального поведения, к моральным основам самого образа жизни. Ответ на них оказывается конкретизацией основного вопроса философии и зависит от исходной философской позиции исследователя. Коренной исторический порок идеалистической этики и состоит в том, что она субъективные проявления морали принимает за саму мораль и интерпретирует ее как совокупность абстрактных норм и добродетелей.

Далее, одна из центральных проблем, над которой бились все теоретики морали, состояла в том, чтобы осмыслить мораль в ее соотнесенности с другими факторами человеческого бытия. Она формулировалась как соотношение добродетели и счастья, добродетели и пользы, морального совершенства и жизненного успеха, долга и склонностей, категорического и условного императивов и т. д. . Проблема не всегда ставилась в адекватной форме, но речь всегда шла о выяснении того, в каком отношении находится мораль к экономическим, политическим и иным предметным целям человека и общества. Нет нужды доказывать, что решение данной проблемы прямо зависит от общей социально-философской теории и объективно подводит к определенному общефилософскому взгляду на общество Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 314..

Идеалистическая этика имеет тенденцию абсолютизировать мораль. Она рассматривает ее как самоцель, как некое самостоятельное царство, находящееся по ту сторону причинности. Она превращает морального человека в человека морали. В ней мораль отчуждается от конкретных индивидов, противостоит им в виде вечных и безусловных законов, требований, правил. Мораль интерпретируется в виде силы, призванной господствовать над индивидами. Предполагается, что быть моральным уже есть счастье.

С точки зрения материалистической этики мораль является одним из моментов в цепи причин и следствий, свойством общественного человека; будучи необходимой для полноты бытия человека, она не исчерпывает его. Мораль выявляет свои гуманистические возможности только в той мере, в какой она не отчуждается от живых индивидов, а получает продолжение в их эмпирических интересах и целях Зеленкова И.Л. Основы этики. М., 1998. С. 160..

Происхождение, сущность, исторические типы и формы морали

В любом обществе существуют определенные нормы, регулирующие взаимоотношения между его членами, некая организация их поведения. Соблюдение норм общественной жизни неизбежно, т.к. они содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки - добро это или зло, честно, справедливо это или постыдно, словом, они оценивают, что – «хорошо», а что – «плохо». Всяческие, даже серьезные нарушения их, касаются лишь частностей, лишь отдельных норм. Что же представляет собой мораль? В чем ее сущность? Какую роль она играет в жизни общества и человека?

Сущность морали нельзя понять, не выяснив, как она возникла, каковы ее истоки. Мораль является самой древней формой человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном обществе. Более того, в соответствии с рядом научных теорий, в частности - с теорией Ч. Дарвина о происхождении нравственного чувства у человека, источником всех этических понятий и всего последующего развития нравственности является общественный инстинкт, присущий как человеку, так и всем общественным животным, то есть источником и основой нравственного начала является сама природа.

Соответствующая точка зрения находит поддержку выдающегося представителя русской этической мысли П.А. Кропоткина, отмечавшего, что «Дарвин, знавший природу, имел смелость сказать, что из двух инстинктов - общественного и личного - общественный сильнее, настойчивее и более постоянно присущий инстинкт, чем второй. И он был, безусловно, прав. Все натуралисты, изучавшие жизнь животных в природе, особенно на материках, еще слабо заселенных человеком, безусловно, были бы на его стороне. Инстинкт взаимной помощи действительно развит во всем животном мире, потому что естественный отбор поддерживает его и безжалостно истребляет те виды, в которых он почему-либо ослабевает. В великой борьбе за существование, ведущейся каждым животным видом против враждебных ему климатических условий, внешней обстановки жизни и естественных врагов, больших и малых, те виды имеют наибольшие шансы выжить, которые последовательнее держатся взаимной поддержки, тогда как те виды, которые этого не делают, вымирают. И то же самое мы видим в истории человечества». Таким образом, Дарвин пришел к заключению, что общественный инстинкт представляет общий источник, из которого развились все нравственные начала.

Наши первобытные предки жили среди животных и с ними, утверждает П.А. Кропоткин. Психология животных была первой психологией, изученной человеком. Среди своих ближайших сородичей, обезьян, человек видел сотни видов, живших большими сообществами, где все члены каждого сообщества были тесно соединены между собой. Он видел, как обезьяны поддерживают друг друга, когда идут на фуражировку, как осторожно переходят они с места на место, как они соединяются против общих врагов, как они оказывают друг другу мелкие услуги, вытаскивая, например, шипы и колючки, попавшие в шерсть товарища, как они тесно скучиваются в холодную погоду и т.д. В минуту опасности они проявляли поразительные чувства взаимной привязанности, не говоря уже о привязанности матерей к своим детям и старых самцов к своей группе. Первобытный дикарь видел и знал, что даже среди хищных животных есть один всеобщий закон: они никогда не убивают друг друга.

П.А. Кропоткин отмечает, что для наших предков каменного века общительность и взаимная помощь внутри рода должны были считаться делом таким обычным в природе, таким всеобщим, что они даже не могли себе представит жизни в другом виде. Для первобытного человека жизнь одинокого существа казалась странной и необычной, противной природе живых существ. В большинстве случаев, если отшельник - не мудрец, на время удалившийся от мира, чтобы обдумать его судьбы, или не колдун, он является «изгоем», изгнанным из своей среды за какое-нибудь тяжелое нарушение нравов общежития. Он совершил что-то, настолько противное обычному укладу жизни, что его выкинули из среды своего общества.

На основе анализа сходства в психологии и поведении первобытных людей и животных П.А. Кропоткин сделал вывод о том, что именно общественная жизнь является естественным строем жизни. В этом отождествлении, можно даже сказать - в этом растворении «я» конкретного человека в его роде и племени лежит зачаток всего этического мышления. Самоутверждение «личности» пришло гораздо позже. В умах первобытных дикарей главное место занимает род с его твердо установленными обычаями, предрассудками, поверьями, запретами, привычками и интересами.

В этом постоянном отождествлении единицы с целым лежит происхождение всей этики, из него развились все последующие понятия о справедливости и еще более высокие понятия о нравственности.

Таким образом, уже первобытный человек должен был приучаться отождествлять свое «я» с общественным «мы», вырабатывая первоначальные основы нравственности. Он видел, как ничтожен был бы каждый перед лицом грозной, суровой природы, если бы перестал быть частью рода. Он привыкал, вследствие этого, ограничивать свою волю волей других, а это составляет основное начало нравственности. Поскольку существует общежитие, в нем неизбежно складываются известные формы жизни, известные обычаи и нравы, которые, будучи признаны полезными и становясь привычными путями мышления, переходят в инстинктивные привычки, а потом и в правила жизни, которые ставятся под охрану суеверий и религии.

Иначе, нежели Ч. Дарвин и П.А. Кропоткин, рассматривает вопрос о происхождении нравственности крупнейший русский философ XIX века В.С. Соловьев (1853-1900 гг.). Признавая, что, несмотря на все разнообразие степеней духовного развития в прошедшем и настоящем человечества, на все индивидуальные отклонения и на все более широкие воздействия расы, климата и исторических условий, все-таки существует неразложимая основа общечеловеческой нравственности, В.С. Соловьев считает ошибочной точку зрения Ч. Дарвина на исключительно общественный характер нравственности человека и сближение ее с социальными инстинктами животных, утверждая, что существует особая человеческая природа со всеми своими отличительными чертами, между которыми важнейшее место занимают черты нравственные. По его мнению, первичная, естественная нравственность есть не что иное, как реакция духовной природы против грозящего ей подавления и поглощения со стороны низших сил - плотской похоти, эгоизма и диких страстей. Способность к такой реакции в человеке делает его существом нравственным, но оставаясь неопределенной в своей действительной силе и объеме, она не может сама по себе обосновывать нравственный порядок в человечестве.



Будучи глубоко религиозным человеком, В.С. Соловьев стремится обосновать религиозное начало нравственности, предполагая существование того, что выше нас, от чего каждый из нас зависит. Это чувство зарождается и проявляется, прежде всего, в отношении ребенка к родителям, поскольку в живом образе родителей воплощается для младенствующего человека идея Божества.

Всякое разумное существо, по мнению В.С. Соловьева, приходит к сознанию своей зависимости от чего-то невидимого и неведомого. Отрицать такую зависимость невозможно, т.к. мы фактически подчинены абсолютному, как бы мы его ни называли.

Заслуживает внимания точка зрения на происхождение морали крупнейшего немецко-американского философа и гуманиста XX века, психоаналитика Эриха Фромма (1900-1980гг.), полагавшего, также как и В.С. Соловьев, что источник норм нравственного поведения следует искать в самой природе человека, что моральные нормы опосредованны на его врожденных качествах и нарушение этих норм приводит к эмоциональному и психическому распаду. Человек, по его мнению, - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свои письмена, он - существо, наделенное энергией и определенным образом организованное, которое в процессе адаптации вырабатывает специфические ответные реакции на воздействие внешних условий.

Отличие человека от животных в том, что он адаптируется к внешним условиям не путем изменения собственной природы и приспособления к одному виду условий, для которых выработал специфические приспособленческие реакции и в этом случае он зашел бы в тупик специализации, который является судьбой каждого вида животных, делая невозможной историю. С другой стороны, человек не может адаптироваться также и к любым условиям вообще, не противодействуя тем, которые противны его природе, он и в этом случае не имел бы истории.

Человеческая эволюция, в соответствии с теорией Э. Фромма, основана на сочетании адаптационных способностей и устойчивых качеств человеческой природы, которая заставляет его никогда не прекращать поисков условий, наилучшим образом обеспечивающих его внутренние потребности. Именно моральный фактор играет решающую роль в исторических событиях, проявляясь тем или иным образом в действиях людей.

Таким образом, несмотря на различные точки зрения на происхождение морали, существующие в этической науке, не вызывает каких-либо сомнений то, что мораль существовала всегда, к ней причастны все, она формировалась и развивалась в процессе становления и эволюции человеческого общества.

Традиционно в основе классификации исторических типов морали лежит формационный принцип различения способов производства в соответствии с которым выделяются: мораль первобытного строя, мораль рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного общества.

Формируется мораль стихийно, в процессе совместного труда, требовавшего общих коллективных усилий в условиях родового общества.

Ее возникновение связано с основными общественными потребностями:

Во-первых, в регулировании отношения членов первобытного коллектива к труду;

Во-вторых, в регулировании семейно-брачных отношений;

В-третьих, в укреплении социального единства рода.

Следует отметить наличие у первобытных племен этических требований, носящих как безусловно обязательный, так и желательный характер. Обязательными для соблюдения всеми являлись нормы, направленные на поддержание родового быта.

В процессе коллективного труда появились такие первые нравственные требования как:

Обязательность труда для каждого;

Дисциплина и распорядок труда;

Равное распределение продуктов труда;

Взаимная помощь и т.д.

В семейно-брачных отношениях формируются свои нормы, регулирующие отношения между полами, родителями и детьми, старшими и младшими. Эти нормы закрепляются в виде обычаев, традиций, ритуалов, которые являлись главной регулирующей силой нравственных отношений. По мере развития общественной жизни, все более и более должно было выступать понятие о справедливости во взаимных отношениях. Первые зачатки справедливости, в смысле равноправия, нашли отражение в первобытных правилах: «око за око, зуб за зуб, рана за рану». В родовом быте человек научился следовать основному правилу всякой общности, получившему название «золотого правила нравственности» (не делать другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе), и сдерживать тех, кто не хотел подчиняться этому правилу. Затем в нем развилась способность отождествлять свою личную жизнь с жизнью своего рода. Понятие о добре и зле вырабатывалось, таким образом, не на основе того, что представляет добро или зло для отдельного человека, а на том, что составляет добро или зло для всего рода.

Совместный труд, общественная жизнь определили характерный для родового общества первобытный коллективизм, для которого свойственны:

Беспредельная преданность и верность своему роду и племени;

Самопожертвование в пользу общих интересов;

Привязанность к сородичам;

Взаимопомощь, сострадание.

Во имя рода его члены проявляли трудолюбие, выдержку, храбрость, презрение к смерти. В совместном труде рождалось и закалялось чувство долга, справедливости, чувство собственного достоинства.

Нормы, правила, обычаи были едиными и не писанными жизненными законами, передавались из поколения в поколение и соблюдались в силу общественного мнения. Их роль в жизни общества определялась тем, что они непосредственно сплачивали коллектив, регулировали поведение людей, выступали каналами передачи общественно-значимого опыта отдельному человеку.

Следует иметь ввиду, что коллективизм первобытного человека, как и мораль в целом носит ограниченный характер. Этот коллективизм был законом только внутри племени. «Все, что было вне племени - было вне закона». В родовом строе правило «каждый за всех» не распространяется дальше своего рода.

Таким образом, в жизни человека с самых древних времен вырабатывались два рода отношений: внутри своего рода и с соседними родами, что создавало почву для столкновений и войн. Хотя уже и на этом этапе делались попытки упорядочить взаимные соседские отношения. Входя в хижину, обязательно нужно было оставить свое оружие при входе, и даже в случае войны двух родов обязательно соблюдались некоторые конкретные правила.

Низкий уровень развития производства и человека, крайне суровые условия жизни и бессилие человека перед стихийными силами природы порождали суеверие и крайне жестокие обычаи и нормы: кровную месть, жертвоприношение, каннибализм, убийство стариков и слабых детей.

Появившиеся и развивающиеся религиозные верования предостерегают от нарушения установившихся норм, угрожая мщением предков и разных духов, устанавливая священные обряды, выражающие поклонение силам природы. Наиболее важные для существования человеческого общества нормы («не убей», «не укради» и т.п.) ставятся под охрану сверхъестественных сил, придавая морали религиозную форму. Нравственное и религиозное в человеке настолько тесно переплелись исторически, что отделить одно от другого чрезвычайно сложно, а нередко - и невозможно.

В дальнейшем в связи с разделение труда, ростом производительных сил и появлением частной собственности происходит разложение родового строя и возникновение классов, а, следовательно, формируется и классовая мораль. Эта историческая форма морали превращается в относительно самостоятельную форму общественного сознания наряду с религией, правом, искусством. Она перестает быть системой требований, адресованных всем членам общества, распадается на классовые формы: мораль рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуазии и пролетариата. Господствующей в обществе моралью становится мораль правящих (привилегированных) классов, которая выражала их коренные классовые интересы, обосновывала классовое неравенство, защищала и оправдывала частную собственность, эксплуатацию.

Следует также отметить, что кроме рассмотренных форм (религиозной, классовой, профессиональной и т.д.) в любом человеческом обществе мораль предстает в двух основных формах:

во-первых, как личностные свойства, именуемые обычно моральными качествами (мужество, честность, щедрость, сдержанность);

во-вторых, как совокупность общественных норм поведения («не укради», «не убей», и т.д.).

Моральные качества характеризуют личность с точки зрения ее способности общаться с себе подобными. Когда о человеке говорят, что он простой, скромный, уживчивый, то речь идет о таких свойствах, которые обнаруживаются в его взаимоотношениях с другими людьми.

Моральные качества есть, прежде всего, качества характера. Они формируются в реальном опыте общения, борьбы, сотрудничества людей. В этом отношении они отличаются, а нередко и противостоят интеллектуальным свойствам личности, которые выражают познавательную мощь, способность проникнуть в глубь причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира.

Мораль не имеет своей внешне строго и постоянно очерченной сферы. Она свойственна всякой общественно-значимой деятельности, всем общественным отношениям: политические решения характеризуются как гуманные или антигуманные; экономические - как справедливые и несправедливые; духовная позиция - как честная или бесчестная и т.д. Мораль представлена в каждом контакте человека с человеком.

Вся многообразная гамма телесных и предметных проявлений человеческой активности может служить способом выражения морали: мимика, жесты, речь, молчание, одежда, жилище и т.д. - за всем этим может скрываться определенная нравственная позиция.

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 3.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Подсистемы

характеристики

институциональная

Включает в себя государство, политические партии, общественные организации, СМИ и др.

Включает в себя разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни

Подсистемы политической системы общества.


1.

Ответ: коммуникативная.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; мера пресечения; залог; домашний арест.

Ответ: мера пресечения.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

  • поощрение; 2) наказание; 3) социальная мобильность; 4) социальная норма; 5) социальная санкция; 6) социальная стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:3 6.


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Моральные нормы отражают потребности общества.
  • Мораль формализована в нормативных правовых актах.
  • Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
  • Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
  • Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Ответ:1 3 4.


5.

Признаки

А) объективный характер

Д) проверяемость знания

Виды истины

  • только относительная истина

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Признаки

А) объективный характер

Б) отражение свойств познаваемого объекта

В) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки

Г) неполное, изменяемое знание о предмете

Д) проверяемость знания

Виды истины

  • только относительная истина
  • и абсолютная, и относительная истина.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

2 2 1 1 2


6.

Ответ:


6.

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

2) Осуществляется переход к электронике на всех уровнях производственной деятельности.

3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

5) В структуре населения высок удельный вес среднего класса.

6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Ответ:1 2 5.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Облигация- это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о получении доли в имуществе компании и дающая её владельцу право получения части прибыли в виде дивиденда.

2) Реализация ценных бумаг осуществляется на фондовом рынке.

3) К ценным бумагам относят акцию, вексель, облигацию.

4) Различают долевые и долговые ценные бумаги.

5) Выпуск ценных бумаг называется девальвацией.

Ответ:2 3 4.


8.

Характеристики

В) факторный доход- рента

Д) факторный доход- прибыль.

Факторы производства

  • труд
  • земля

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В ГД


8.

Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

А) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и интеллектуальных возможностей, профессиональных навыков и опыта

Б) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

В) факторный доход- рента

Г) факторный доход- заработная плата

Д) факторный доход- прибыль.

Факторы производства

  • труд
  • земля
  • предпринимательские способности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 2 1 3


9.

  • арендная плата за помещение
  • оклады администрации
  • сдельная оплата портных

Ответ:


9.

Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам ателье? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • арендная плата за помещение
  • приобретение тканей, ниток, фурнитуры
  • проценты по ранее взятым кредитам
  • оплата потреблённой электроэнергии
  • оклады администрации
  • сдельная оплата портных

Ответ:2 4 6.


10.

  • наступление зимнего сезона.

Ответ:


10.

На графике изображено изменение предложения коньков для фигурного катания на потребительском рынке: кривая предложения S1 переместилась в положение S2. (На графике Р- цена товара, Q- количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • рост на комплектующие изделия для коньков
  • массовое открытие общедоступных катков
  • сокращение количества фирм, производящих коньки
  • снижение доходов большинства домохозяйств
  • наступление зимнего сезона.

Ответ: 2 5.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рекреационная функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

2) Члены семьи связаны взаимной моральной и правовой ответственностью.

3) Семья является основным агентом первичной социализации индивидов.

4) Семья призвана создавать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

5) Нуклеарные семьи включают три-четыре поколения кровных родственников.

Ответ:2 3 4.


12.

  • Ответ:

12. Среди 14-летних подростков страны Z был проведён опрос о том, почему необходимо, чтобы все люди соблюдали социальные нормы. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Каждый третий опрошенный отметил, что при соблюдении всеми социальных норм граждане чувствуют себя комфортно.
  • Тех, кто считает, что всегда найдутся люди, нарушающие нормы, меньше, чем тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества.
  • Среди опрошенных больше тех, кто считает, что соблюдение норм обеспечивает комфортное самочувствие граждан, чем тех, кто считает, что при соблюдении норм люди и государство могут строить долгосрочные планы развития.
  • Более половины опрошенных считает, что соблюдение норм обеспечивает стабильность общества и позволяет строить долгосрочные планы развития.
  • Наименьшая доля опрошенных дала другое объяснение.
  • Ответ: 2 4 5.

13.

Ответ:


13.

13.Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическая элита- это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2) В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны.

3) В любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.

4) Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.

5) Политическая элита формулирует программы развития государства и общества.

Ответ:1 3 5.


14.

Функции

Д)объявление амнистии

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

А) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу

Б) управление федеральной собственностью

В) назначение выборов Президента РФ

Г) разработка федерального бюджета

Д)объявление амнистии

Субъекты государственной власти РФ

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Совет Федерации

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

3 2 4 2 1


15.

1) легальная

2) консервативная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) либеральная

6) массовая

Ответ:


15.

В государстве Z зарегистрирована политическая партия, которая имеет центральный орган и региональные отделения. В программе политической партии записано: «Цель нашей деятельности- построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям». Что из перечисленного характеризует по разным основаниям подобную политическую партию? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

1) легальная

2) консервативная

3) коммунистическая

4) кадровая

5) либеральная

6) массовая

Ответ:1 3 6.


16.

2) право на жизнь

4) право на тайну переписки

5) право на жилище

Ответ:


16.

Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение

2) право на жизнь

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на тайну переписки

5) право на жилище

Ответ:2 3 4.


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения о системе права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Система права строится по объективным критериям.

2) Нормы права различаются только по содержанию.

3) Отрасль права- совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определённый ряд общественных отношений.

4) Правовой институт- совокупность норм, регулирующих определённый участок (сторону) однородных общественных отношений.

5) Гражданское право относится к публичному праву.

Ответ:1 3 4.


18.

Г) благотворительные фонды

Д) религиозные организации

Виды юридических лиц

1) коммерческие

2) некоммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между организационно-правовыми и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организационно-правовые формы юридических лиц

А) хозяйственные товарищества

Б) государственные унитарные предприятия

В) потребительские кооперативы

Г) благотворительные фонды

Д) религиозные организации

Виды юридических лиц

1) коммерческие

2) некоммерческие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 1 2 2 2


19.

Ответ:


19.

Гражданину РФ Ивану 12 лет. Найдите в приведённом ниже списке действия, соответствующие его правому статусу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
  • Распоряжаться предоставленными родителями средствами
  • Быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
  • Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
  • Зарегистрировать на своё имя юридическое лицо
  • Совершать мелкие бытовые сделки

Ответ:2 3 6.

20.

Список терминов

  • Глобализация 6) общество
  • Продолжение рода 9) свобода.
  • Условия существования

Ответ: А Б В Г Д Е

20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова, словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с _____(А)._____(Б) человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Эти свойства человека жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным__________(В).

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в ____(Г)

__________(Д) человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум,____(Е), и ответственность и др.»

Список терминов

  • Глобализация 6) общество
  • Социальная сущность 7) абсолютизация
  • Общение с другими 8) биологическая природа
  • Продолжение рода 9) свобода.
  • Условия существования

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Ответ: А Б В Г Д Е

6 8 5 3 2 9


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социальная напряжённость- это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его. Масштабы социальной напряжённости большей частью сопоставимы с масштабами конфликта порождаются ими. Можно вести речь о напряжённости межличностной, межгрупповой, межнациональной или о глобальной напряжённости в обществе.





  • Социальная напряжённость как явление, проявляющееся прежде всего на социально-психологическом и поведенческом уровнях, характеризуется следующими моментами.
  • Первое: распространение настроений неудовлетворённости существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере общественной жизни.
  • Второе: тем, что под влиянием вышеназванных настроений утрачивается доверие к властям, снижается авторитет власти и власть авторитета, появляется ощущение опасности, широкое хождение приобретают пессимистические оценки будущего, всевозможные слухи.

  • В обществе в целом, как и в отдельной территориальной общности, возникает атмосфера массового психического беспокойства, эмоционального возбуждения.
  • Третье: на поведенческом уровне социальная напряжённость проявляется как в стихийных массовых действиях (в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания с целью создания страховых запасов «на чёрный день» и т.д.), так и в различных конфликтах, митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения и протеста, а также и вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу.
  • (А.В.Дмитриев, В.О.Рукавишников)

21.


21.

Что, по мнению авторов, представляет собой социальная напряжённость? Какие примеры природных факторов социальной напряжённости приведены в тексте? Какую связь социальной напряжённости и социального конфликта отметили авторы?

Ответ:

  • Эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, более или менее длительное время;
  • Изменение климата, истощение ресурсов, землетрясение;
  • Это состояние свойственно конфликту и сопровождает его.

22.


22.

Какой политический фактор социальной напряжённости назван авторами? Используя текст, приведите любые два проявления социальной напряжённости в политическом поведении населения.

Ответ:

  • Разного рода ошибки или некомпетентность лидеров;
  • - утрачивается доверие к властям, снижается авторитет власти;

Происходят различные конфликты, митинги, демонстрации, забастовки и иные формы гражданского неповиновения и протеста.


23.

Авторы отмечают возможность возникновения межнациональной напряжённости в обществе. На примере конституционных основ национальной политики в РФ покажите любые три способа снятия межнациональной напряжённости.


23.

Ответ:

  • признание равноправия граждан независимо от их этнической принадлежности (Конституция Ф устанавливает равноправие граждан и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признаку национальной принадлежности);
  • федеративное устройство государства и равноправие всех субъектов РФ (Конституция РФ устанавливает равное представительство всех субъектов РФ в Совете Федерации, их равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти);
  • содействие развитию национальных культур (Конституция РФ утверждает право республик в составе РФ вводить свои государственные языки наряду с русским языком; гражданам гарантировано право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества).

24.

Авторы считают, что «не так просто отнести напряжённость к чисто негативным явлениям». Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, личного социального опыта, сформулируйте три предположения о том, какое позитивное влияние на человека может оказать состояние социальной напряжённости.


24.

Ответ:

  • состояние социальной напряжённости может дисциплинировать человека, привести к мобилизации его способностей, профессиональных и иных качеств, материальных ресурсов;
  • состояние социальной напряжённости может способствовать раскрытию в человеке определённых личностных качеств, например качеств политического лидера, предпринимателя и т.п.;
  • преодоление человеком негативных последствий социальной напряжённости, успехи в защите своей семьи, бизнеса от этих негативных последствий позитивно влияют на самооценку человека.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.


25.

Ответ:

  • Зависимость объёма товара определённого вида, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями/продавцами;
  • Один из факторов, влияющих на формирование спроса,- культурные и религиозные традиции;
  • Повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен- к его увеличению.

26.


26.

В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Ответ:

  • Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;
  • Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

27.

Государство Z включает 11 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены. Глава государства получает власть по праву наследования, ему подотчётно правительство и судебные органы.

Каков тип политического (государственного) режима государства Z ? Укажите факт по условию задачи, на основе которого можно сделать такой вывод (выпишите соответствующее предложение из условия задачи) . Назовите любые два признака этого типа политического (государственного) режима, не названы в условии задачи.


27.

Ответ:

  • тоталитарный;
  • «В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены».
  • - наличие общеобязательной государственной идеологии;
  • отсутствие реальных прав и свобод граждан;
  • сращивание государственного и партийного аппарата;
  • политическая цензура и пропаганда в СМИ;
  • культ личности, вождизм;
  • преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа «врага народа» (внутреннего и внешнего);
  • жёсткая централизация государственного управления;
  • внесудебные преследования, репрессии.

28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Собственность как институт права в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

Ответ:

  • Содержание права собственности:

а) владение;

б) пользование;

в) распоряжение.

2. Субъекты права собственности:

а) граждане;

б) юридические лица;

в) муниципальные образования;

г) РФ и субъекты РФ.

3. Равноправие всех собственников.

4. Основания приобретения права собственности:

а) купля-продажа;

б) дарение;

в) мена;

г) наследование и др.

5. Прекращение права собственности.


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год