«Права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в образовании. О соблюдении прав детей-инвалидов в рф

На что вы имеете право.

В этой статье вы узнаете на какие льготы дети-инвалиды имеют право, какие права имеет семья с детьми — инвалидами

— Детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней. (Закон РФ “О государственных пенсиях”. Ст. 17, 21, 38, 113, 114, 115.)
Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% от минимального размера оплаты труда. (Указ Президента РФ от 17 марта 1994 года № 551.) Матери ребенка-инвалида, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия начисляется с 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в трудовой стаж. (Закон РФ “О государственных пенсиях”. Ст. 11, 92 (б).)

Льготы по трудовому законодательству

— Женщина, имеющая ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, имеет право на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день с оплатой пропорционально отработанному времени. (КЗоТ РФ, ст. 49.)

Запрещается привлекать женщин, имеющих детей-инвалидов, к сверхурочным работам или направлять в командировки без их согласия.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу или снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида.

Запрещается увольнение одиноких матерей, имеющих ребенка-инвалида, по инициативе администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. (КЗоТ РФ, ст. 54, 170.)

Одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида и инвалида до 18 лет предоставляется 4 дополнительных выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) или разделены ими между собой по своему усмотрению. (КЗоТ РФ, ст. 1631. Разъяснение Минтруда и соц. страх. РФ от 16.07.95 г. № 48/40.)

Жилищные льготы

— Право на первоочередное предоставление жилых помещений.
В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном приказом Минздрава СССР № 330 от 28.03.83.

В частности: — психические заболевания с хроническим течением, стойкой психопатической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия);

— органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций конечностей, функций тазовых органов (ДЦП, последствия черепно-мозговых травм, травм позвоночника, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия). (Жилищный кодекс РФ, ст. 36.)

Право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты или дополнительных 10 кв.метров имеют отдельные категории граждан, имеющие заболевания, перечень которых утвержден постановлением

Правительства РФ № 214 от 28.02.96 г. и Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.03.96 № 175. (Жилищный кодекс РФ, ст. 39. Постановление Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г.)

Постановка на учет осуществляется с учетом права на дополнительную жилую площадь. В том числе: – психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения;

– органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций нижних конечностей, требующими применения инвалидных кресел-колясок. (Жилищный кодекс РФ, ст. 39. Постановление Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г.) Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17.)

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17.) Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В том числе и 50-процентная скидка абонентской платы за телефон. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17. Распоряжение мэра Москвы от 06.05.96 № 278 РМ.)

Транспортные льготы

— Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.В Москве право бесплатного проезда на всех видах городского общественного транспорта, кроме такси, предоставляется:

– ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу (не более одного сопровождающего);

– на основании пенсионного удостоверения и документа, удостоверяющего личность;

– родителям (опекунам, попечителям) ребенка-инвалида

– на основании справки единого образца, выдаваемой органами социальной защиты, и документа, удостоверяющего личность. (Образец справки – см. в приложении.) (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 30. Распоряжение мэра Москвы от 24.02.97 № 158 РМ.)

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года.

Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.
(Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 30.)

Воспитание и обучение детей-инвалидов

— Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 18.)

Первоочередное устройство детей-инвалидов в ДДУ. (Указ Президента РФ от 02.10.92 г.) Освобождение от платы за ДДУ родителей, имеющих детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии. (Постановление Верховного Совета РФ от 6.03.92 г. № 2464-1.) Возможность воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели.
(Утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 г. № 861.)

Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. (Федеральный закон РФ “Об образовании” от 13.01.96, №12-ФЗ, ст. 10.)

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории учащихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные общеобразовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. (Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.97, №288.)

Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию

— Бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей. (Постановление Правительства РФ от 30.07.94 г., № 890.)
Бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ. (Постановление Правительства РФ от 10.07.95 г.) Бесплатное обеспечение вело- и кресло-колясками. Бесплатная санаторная путевка для ребенка-инвалида и сопровождающего его лица. (Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, №117.)

Выдача листка временной нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения ребенка с учетом времени проезда одному из родителей, если имеется заключение о необходимости ухода за таким ребенком.
Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. (Утверждена Минздравмедпромом РФ и Фондом социального страхования РФ от 19.10.94 (п. 4, 6.)

Льготы по подоходному налогу

— Совокупный доход, получаемый в налогооблагаемый период, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда одного из родителей (по их выбору), на содержании которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода ребенок-инвалид.

Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения, решений органов опеки и попечительства, медицинской справки органов здравоохранения, подтверждающей необходимость такого ухода, и справки жилищного органа о совместном проживании. Также необходимо предъявить справку о том, что другой родитель подобной льготой не пользуется. Если родители разведены – документ, подтверждающий этот факт. (Закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, ст. 3, п. 3.)

Льготы для детей-инвалидов

— Какие льготы имеют дети-инвалиды (закон больных ДЦП отдельной строкой не выделяет) и их родители?

При желании, а главное, настойчивости можно найти длинный перечень разных льгот: жилищно-коммунальных, медицинских, транспортных, санаторно-курортных и прочих.

Дети-инвалиды имеют право:

  • — на 50-процентную скидку при оплате за телефон;
  • — на такого же размера скидку за коммунальные услуги;
  • — на 50-процентное снижение оплаты за жилье (в пределах санитарной нормы), в том числе и членам семей, проживающим совместно;
  • — право на бесплатные лекарства, приобретаемые по рецептам врачей;
  • — право на бесплатный проезд на любом виде транспорта один раз в год к месту лечения и обратно ребенку и сопровождающему лицу.

Подробней вы можете ознакомится

При разводе родителей, имеющих ребенка-инвалида, родитель осуществляющий уход за ребенком-инвалидом, имеет право на алименты на самого себя.
В статье , вы можете прочитать мои комментарии, чем мы могли воспользоваться, или столкнулись с преградой.

Последнее обновление Март 2019

Ребенок-инвалид требует гораздо больше внимания, заботы и времени, чем дети без особенностей развития. Это откладывает свой отпечаток на жизнь их семьи. В связи с этим на государственном уровне устанавливаются льготы родителям, имеющим ребенка инвалида, которые призваны облегчить трудовые будни, уменьшить налоговый гнет, улучшить жилищные условия таких семей и прочее. Подробнее о том, какие льготы родителям детей инвалидов предусмотрены законодательством и как ими воспользоваться, читайте далее.

Кто такой ребенок-инвалид

Ребенком-инвалидом признается несовершеннолетнее лицо (до 18 лет), у которого наблюдается:

  1. Нарушение здоровья, сопровождающееся стойким расстройством функций организма, обусловленное травмами, заболеваниями, дефектами.
  2. Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю поведения или обучения.
  3. Необходимость в получении социальных мер защиты, в том числе реабилитации и абилитации.

При этом, все перечисленные признаки должны наблюдаться одновременно . То есть если у ребенка сахарный диабет, но это никак не влияет на его нормальную жизнедеятельность, он может сам себя обслуживать, передвигаться и т.д., то МСЭ не признает его инвалидом.

Хотя даже при наличии всех трех признаков – не факт, что инвалидность, все-таки, назначат. Уровень утраты элементарных навыков в самообслуживании и пр., у каждого человека может быть разным, поэтому одному могут назначить инвалидность, а другому – с такими же симптомами – нет.

Решение о признании ребенка инвалидом принимает комиссия МСЭ.

Категория «ребенок инвалид детства»: есть ли она сейчас?

И да, и нет. Формально категория «инвалид детства» существовала до 2014 года, и когда ребенок достигал совершеннолетия – получал данный статус. Сейчас же все дети-инвалиды по достижению 18-летия проходят заново комиссию МСЭ, на которой для них определяется группа инвалидности – 1,2 или 3-ья без отметки «инвалид с детства».

За теми же, кто получал данный статус до 2014 года, он сохраняется, как и все льготы, предусмотренные для инвалидов детства.

Однако льгот для родителей инвалида детства не было предусмотрено ни тогда (до 2014 года), ни сейчас. То есть по сути инвалидность ребенка как основание для получения льгот «работает», пока ребенку не исполнится 18 лет.

Ребенок инвалид льготы родителям в 2019 году

В 2019 году кардинальных изменений, касающихся льгот родителям детей-инвалидов, не наблюдается, кроме:

  1. Вступления в силу нового акта с перечнем заболеваний, являющихся основанием для выдачи дополнительных метров жилплощади (было - Постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004 года, стало - Перечень заболеваний, утв. приказом Минздрава от 30.11.2012 № 991н). Новый перечень увеличился на один пункт.
  2. Изменения размера пенсии по сравнению с 2018 г. в результате индексации.

В остальном объем льгот на федеральном уровне остался тем же. Региональные власти не имеют права его сузить, то есть «убрать» какую-нибудь из льгот своим местным актом, но зато могут, если позволяет бюджет, ввести дополнительные.

Для начала детально рассмотрим действующие в 2019 году федеральные льготы.

Трудовые льготы родителям

Неполный рабочий день (ст.93 ТК РФ)

Такой преференцией может воспользоваться каждый из родителей по месту работы. Для этого необходимо предоставить работодателю заключение МСЭ.

Новый график работы составляется исходя из интересов работника, а не работодателя. При этом он может вводиться вплоть до исчезновения основания для предоставления неполного рабочего дня, то есть для случаев с ребенком-инвалидом – до наступления его совершеннолетия.

Что делать дальше? Если после прохождения МСЭ, совершеннолетнего ребенка вновь признают инвалидом, в этой же статье 93 как основание для введения неполного графика упоминается еще «осуществление ухода за больным членом семьи на основании медицинского заключения». Поэтому по сути такая льгота сохранится за родителями и когда ребенку исполнится 18 лет.

Обратите внимание, что оплата труда для родителей-инвалидов осуществляется на общих основаниях, то есть пропорционально проделанному объему работы или отработанным часам. Но при этом использование данной льготы не уменьшает время отпуска, трудовой стаж и не ограничивает работника в прочих трудовых правах.

Право отказаться от командировок в другой регион, выхода на работу в праздники, выходные, ночью или сверхурочно (ст.259 ТК РФ)

Поскольку это право работника, он может и согласиться. Но в этом случае согласие должно оформляться письменно. Более того, когда работодатель предлагает подобные условия работы – он должен в письменной форме ознакомить родителя ребенка-инвалида с правом отказаться от них. Если же работник не согласен – трудовое законодательство защищает его интересы: он может отказаться от командировки и выхода на работу без каких-либо последствий для него.

Дополнительные 4 выходных в месяц с сохранением заработка (ст.262 ТК РФ)

Эта льгота предоставляется на одного родителя, либо же эти 4 дня могут быть «разбиты» между родителями по их усмотрению. Чтобы ею воспользоваться – необходимо написать заявление работодателю. Оно составляется по форме, утвержденной приказом Минтруда от 19.12.14. №1055н "Об утверждении формы заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами". Образец заполнения – ниже.

Директору ООО «Апрель»
Коломойцеву Игорю Игоревичу
Старшего менеджера отдела продаж
Гудзикова Ивана Ивановича

Заявление о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю)
дополнительных оплачиваемых выходных дней
для ухода за детьми-инвалидами

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации прошу предоставить мне дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом 25-26.04.2019 г. и 29-30.04.2019 г. в количестве 4-х календарных дней.

Сообщаю, что второй родитель, Гудзикова Елизавета Федоровна, право, предусмотренное ст.262 ТК РФ, не использовала, что подтверждается справкой с ее места работы.

Документы (копии документов), предусмотренные законодательством Российской Федерации для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, на 6 листах прилагаю.

Достоверность представленных мною сведений подтверждаю.

По результатам рассмотрения заявления руководитель издает приказ. Как уже говорилось выше, право взять 4 выходных у родителя инвалида возникает каждый месяц. Эти дни отдыха оплачиваются исходя из размера среднего заработка за один день.

К заявлению обязательно потребуется приложить следующие документы:

  • Справка из бюро МСЭ об установлении инвалидности;
  • Документ, подтверждающий место проживания ребенка;
  • Свидетельство о рождении ребенка или документ об установлении опеки/попечительства;
  • Справка с места работы второго родителя, что дополнительные выходные им не использовались в месяц обращения или использовались частично. Если второй родитель умер, пропал без вести, лишен родительских прав или ограничен в них, отбывает срок в виде тюремного заключения, пребывает в командировке свыше одного месяца, и эти обстоятельства можно подтвердить документально, справка с места работы второго родителя не нужна.

Верховный суд РФ в Постановлении от 28.01.2014 г. №1 дал разъяснение, что делать, если работодатель отказал дать дополнительные выходные дни родителям детей инвалидов. В таком случае использование работником дополнительных выходных дней по собственному усмотрению не является дисциплинарным проступком, то есть не может считаться прогулом.

Если родители не использовали дополнительные выходные, то на следующий месяц они не переносятся и не суммируются в будущем .

Если в семье несколько детей-инвалидов, количество дней не увеличивается.

При этом НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ дополнительные выходные родителю инвалида в период его:

  • Очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • «Бесплатного» отпуска;
  • Отпуска по ухода за ребенком до 3 лет.

При это второй работающий родитель может реализовать свое право в полной мере.

Использование ежегодного отпуска в любое время (ст.262.1 ТК РФ)

Взять отпуск в любое удобное для него время может только один родитель (или опекун, попечитель), если семья полная.

Дополнительный отпуск родителю ребенка инвалида (ст.263 ТК РФ)

Является обязательной льготой, если соответствующий пукнт предусмотрен в коллективном договоре. Продолжительность отпуска – 14 дней. При этом заработная плата за этот период не сохраняется. Отпуск предоставляется тогда, когда это нужно и удобно работнику, а не руководителю. Он может присоединяться как с основному отпуску, так и использоваться отдельно. На следующий год перенести неиспользованное дополнительное время отдыха нельзя.

Досрочный выход на пенсию (ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»)

Выйти на пенсию родители инвалида могут на 5 лет раньше установленного возраста. Однако данная льгота применима только в случае наличия определенного стажа:

  • Для мужчин пенсия с 55 лет – при страховом стаже 20 лет.
  • Женщины уходят на пенсию в 50 лет – при стаже от 15 лет.

Зачет времени ухода за ребенком в страховой стаж (ст.12 ФЗ «О страховых пенсиях»)

На законодательном уровне льгота закреплена в ст.12 ФЗ «О страховых пенсиях», однако воспользоваться ею можно при определённых обстоятельствах:

  • соответствующий период не засчитан другому родителю при установлении страховой пенсии;
  • периоду ухода за ребенком предшествовали и/или за ним следовали периоды работы или иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Кроме того, включение в стаж времени ухода за инвалидом не является обязанностью для пенсионных органов. Чтобы данный вопрос был рассмотрен, родитель должен подать заявление, форма которого установлена Приложением №3 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий". Пример заявления на включение периода ухода за ребенком-инвалидом в страховой стаж можете посмотреть ниже.

В Отделение Пенсионного фонда РФ
по Кемеровской области

ЗАЯВЛЕНИЕ
трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом

Я, Котенкина Эвелина Георгиевна, проживающая по адресу г.Кемерово, ул.Цветочная, 13.

Дата рождения – 13.10.1951 г.

Документ, удостоверяющий личность, паспорт РФ серия 37 05 номер 546789 кем и когда выдан Отделом УФМС России г. Кемерово в период с 01.01.1974 г. по 05.04. 1980 г. осуществляла уход за гражданином Котенкиным Иваном Андреевичем, проживающим по адресу г.Кемерово, ул. Цветочная, 13, который в период осуществления ухода являлся ребенком-инвалидом.

Прошу установить указанный период ухода в целях зачета в страховой стаж в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях".

11.11.2008 г.
Э.Г. Котенкина

Если в отделении ПФ РФ откажут в зачислении, обращайтесь в суд с исковым заявлением, приложив к нему письменный неудовлетворительный ответ по Вашему заявлению.

Запрет на увольнение по инициативе работодателя (ст.261 ТК РФ)

Однако подобная преференция устанавливается не для всех родителей детей-инвалидов, а для отдельных их категорий:

  • Одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет, или одиноких отцов, других законных представителей инвалида, воспитывающих его самостоятельно;
  • Родителей (законных представителей), являющихся единственным кормильцем ребенка-инвалида до 18 лет.

Если работодатель несмотря на норму закона разорвет с Вами трудовые отношения, можете обратиться для обжалования его действий в суд.

Льготы по налогам

Родители ребенка-инвалида имеют право получать ежемесячный налоговый вычет по НДФЛ. Единственное условие – родитель должен официально работать.

Вычет по НДФЛ предусмотрен для данной категории лиц п.4 ч.1 ст.218 НК РФ и составляет:

  1. 12000 руб - для родных родителей и усыновителей.
  2. 6000 руб – для опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя.

Получить вычет можно на каждого ребенка-инвалида в случае, если он еще не достиг 18 лет (или 24 лет, если обучается на очной форме обучения и является инвалидом I или II группы).

Вычет предоставляется каждому из родителей, то есть на полную семью по факту приходится льгота в удвоенном размере.

Чтобы воспользоваться льготой, Вы можете выбрать один из способов:

  1. обратитесь в бухгалтерию по месту работы с заявлением и документами, подтверждающими право на получение льготы;
  2. самостоятельно заполните декларацию 3-НДФЛ в конце налогового года и направьте в территориальную инспекцию ФНС, указав в графе «налоговые вычеты» нужную информацию.

Вычеты начнут проводиться с того месяца, с которого Вы обратитесь в налоговую. Получить их в денежной форме можно непосредственно в территориальной инспекции или у работодателя, если предоставите ему заявление и уведомление ФНС для подтверждения вашего права на получение социальных налоговых вычетов.

Очень важным документом, который определил дальнейшую правоприменительную практику ФНС по вопросу предоставления вычета НДФЛ родителям на ребенка-инвалида, является Писмьмо Минфина РФ от 20.03.2017 № 03-04-06/15803.

Дело в том, что вычеты НДФЛ предусмотрены для всех лиц, у которых есть дети (не только инвалиды). «Инвалидность» влияет только на размер вычета.

И если до 2017 года территориальные инспекции ФНС расходились в вопросах определения размера вычета (назначать ли родителям инвалида вычет по одному основанию или по двум), то теперь коллизия устранена:

общая величина стандартного налогового вычета на ребенка-инвалида определяется путем сложения размеров вычета, предусмотренных по основанию, связанному с рождением ребенка (усыновлением, установлением опеки), и по основанию, связанному с тем, что ребенок является инвалидом.

Пример . Кушнарев А.Е. работает старшим менеджером в компании «Горизонт». У него есть 12-летний сын-инвалид. Жена ухаживает за ребенком, нигде не работает. До апреля 2017 года он пользовался вычетом в размере 12 000 р. После публикации Письма Минфина РФ от 20.03.2017 № 03-04-06/15803 в СМИ, он обратился в территориальную инспекцию ФНС с заявлением о перерасчете размере вычета по НДФЛ. Ему был осуществлен перерасчет и сумма вычета с апреля месяца составила 13 400 р.

Льгота по транспортному налогу носит региональный характер. А это значит, ею могут воспользоваться не все родители детей-инвалидов, а лишь те, в чьих регионах проживания местные власти приняли соответствующий закон.

В частности, ниже приведены примеры субъектов в РФ, в которых указанная категория лиц полностью освобождается от уплаты транспортного налога:

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Ленинградская область
  4. Волгоградская область
  5. Мурманская область
  6. Свердловская область
  7. Челябинская область

Чтобы воспользоваться льготой, необходимо обратиться в местную ФСН с документами (обычно это паспорт, заключение МСЭ, ПТС и СТС) и заявлением установленной формы, которое можно скачать на официальном сайте или же его дадут для заполнения на месте в инспецкции.

Если Вы не заявите в налоговую о том, что имеет право на вычет, налог будет начисляться в полном размере.

Жилищные льготы

Предоставление данного вида льгот регулируется ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно его положениям семьям (а по сути – родителям инвалидов) предоставляется возможность получения:

  1. Жилья за государственный счет, если семья стоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
  2. Компенсации в размере 50% платы за содержание жилья (квартплаты) и коммунальных услуг (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, отопление, отведение сточных вод), а также – оплаты стоимости топлива и транспорта для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
  3. Компенсации в размере не более 50% взноса на капитальный ремонт.
  4. Земли для ИЖС, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.

При этом закон разделяет семьи инвалидов, которые могут получить бесплатное жилье, на 2 категории:

  • Те, которые встали на учет до 1 января 2005 года. Для них существует отдельная очередь, состоящая из льготных категорий, в том числе таких же инвалидов.
  • Те, которые встали на учет после 1 января 2005 года. Они стоят в общей очереди на получение жилья без преимущественного права получить жилье в первую очередь. В качестве исключения получить квартиру вне очереди наделены только семьи, в которых инвалид тяжелой формой хронического заболевания, перечень которых указан в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 (всего 11 оснований).

По площади должно предоставляться жилье, исходя из региональных нормативов минимальной жилплощади на одного человека. В Москве, к примеру, эта норма составляет 18 м2. Однако при заболеваниях, перечисленных в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 г. №991н, может предоставляться дополнительная площадь, однако не более удвоенной нормы.

Транспортные льготы

Ранее льготы на проезд в общественном транспорте были предусмотрены ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». На сегодняшний день эта статья исключена, но это не значит, что льгота не действует.

Дело в том, что дети-инвалиды и их родители относятся к разряду федеральных льготников, которые имеют право на получение социальных услуг, в том числе – на бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Но по желанию они могут заменить льготу в натуральном виде на денежную выплату, которая будет выплачивать одновременно с ЕДВ, а по сути – входить в ее состав. С 1 февраля 2018 года сумма такой выплаты будет составлять 118,94 р.

Что касается проезда в городском транспорте – то предоставление данной льготы отводится на усмотрение местных властей. И стоит отметить, что практически во всех регионах страны дети-инвалиды и их родители пользуются правом бесплатного проезда в общественном транспорте. В частности, в Москве, чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо оформить социальную карту москвича. За уточнением, как это происходит в других регионах, лучше обратиться в местные администрации или территориальные органы соцзащиты.

Смотрите на видео: льготы детям инвалидам и их родителям:

Финансовая помощь родителям детей инвалидов

  1. Родители детей-инвалидов вправе рассчитывать на компенсацию, если ведется обучение на дому. Однако в ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что определение размера такой компенсации отводится на усмотрение субъектов РФ. То есть, чтобы узнать, как именно рассчитывается размер компенсации в Вашем регионе, необходимо уточнить в органах самоуправления, каким актом урегулирован данный вопрос.
  2. Ежемесячное пособие неработающему родителю ребенка инвалида. Для родителей составляет 5500 р, а для попечителей, опекунов, приемных родителей – 1200 р. Но с 1 апреля 2018 года ожидается индексация этих сумм, поэтому указанные цифры могут быть вскоре не актуальны.

Официальными получателями этих пособий являются именно родители инвалидов. Но в то же время для самих детей-инвалидов государство также выделяет денежные средства, которые де-юре начисляются детям, а де-факто – поступают в семейный бюджет. Более подробно о всех видах денежной помощи, которые получают семьи, в состав которых входят дети-инвалиды, рассказано в статье....

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

Несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан. Каждый день особого ребенка посвящен борьбе с болезнью. Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни. Какими правами обладает несовершеннолетний инвалид и как обеспечить их защиту?

Каждый несовершеннолетний инвалид – в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию. В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан (например, на имя), законодательство о детях в целом, а также нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:

  • Конвенция о правах человека.
  • Конституция РФ.
  • Гражданский кодекс.
  • Семейный кодекс.
  • закон об опеке.
  • Конвенция о правах инвалидов.
  • закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
  • закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов.

Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация». В отличие от ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания.

80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации.

Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей.

Перечень прав


Ребенок с ограниченными возможностями относится к одной из самых незащищенных категорий граждан, поэтому нуждается в особой защите со стороны государственных органов. Для этого законодатель предусмотрел ряд прав и льгот именно для них. Социальные права детей-инвалидов предусмотрены:

  • на образование;
  • на воспитание;
  • на лечение;
  • на материальное обеспечение;
  • на социальное обслуживание;
  • на участие в культурных мероприятиях;
  • на трудовую деятельность;
  • на дополнительные льготы.

Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры соцподдержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав.

Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов


Воспитание детей-инвалидов может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний. Профильные учреждения имеют особые группы для инвалидов с одинаковыми заболеваниями.

В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы.

Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна. В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.

Обучение

Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья:

  • слабовидящие;
  • слепые;
  • слабослышащие;
  • глухие;
  • глухонемые;
  • задержка психического развития;
  • легкая умственная отсталость;
  • нарушения опорно-двигательной системы (дцп).

Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость).

При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.

Документальное подтверждение

Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения. Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения.

Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад).

Специализированные школы

В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение.

Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных.
Так как предугадать наличие инвалидов, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами.

Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.

Надомное образование

В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут.

Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях. Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена.

Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.

Обучение законным представителем

Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет.

Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.

Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому. Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.

Медицинская помощь

Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством. Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.

Важно! Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.

Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно.

Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя. Если лицо нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.

Жилищные льготы

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на улучшение жилищных условий. Для этого законные представители должны подготовить пакет документов и подать заявление в органы местного самоуправления. Форма оказания помощи отличается в зависимости от даты постановки на учет:


В первом случае семья имеет право на получение денежной субсидии на приобретение жилплощади. Нормы обеспечения определяются законодательством субъектов. Финансирование программы планируется при утверждении регионального бюджета.

Во второй ситуации обеспечение производится в соответствии с новым жилищным законодательством. Квартира предоставляется не в собственность, а по договору социального найма. Нормы устанавливает субъект РФ.

Транспортные льготы

Закон предусматривает обязанность перевозчика обеспечить доступность для инвалидов объектов железнодорожного, водного, электрического и городского транспорта. Дополнительно устанавливаются права детей-инвалидов и их родителей на бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, закреплена возможность 50% скидки на билет междугороднего сообщения в две стороны для ребенка и сопровождающего.

В особых случаях требуется проведение лечения в больнице, расположенной в другом городе или регионе. При этом стоимость билета компенсируется в полном объеме либо оформляются специальные документы на бесплатный проезд.

Денежные выплаты

Материальное обеспечение детей возложено на их родителей. Законные представители обязаны обеспечивать их всем необходимым для полноценной жизни. Даже при разводе родитель, с которым остается ребенок, может претендовать на взыскание повышенных алиментов (более 25% от всех доходов плательщика).

Однако семье сложно обеспечить все потребности инвалидов. В связи с этим дети с ограниченными возможностями получают дополнительное финансирование со стороны государства. Для всех несовершеннолетних граждан, имеющих статус «ребенок-инвалид», предусматривается ряд выплат. Среди них:

  • пенсия;
  • ежемесячная выплата;
  • дополнительная сумма для гражданина, осуществляющего уход.

Пенсия назначается со дня установления инвалидности. Для этого необходимо подать соответствующие документы в Пенсионный фонд по месту регистрации ребенка. Денежные средства перечисляются на счет законного представителя для дальнейшего расходования на нужды инвалида. Размер пенсии устанавливается федеральным законодательством и подлежит ежегодному индексированию.

Ежемесячная выплата назначается каждому несовершеннолетнему инвалиду и перечисляется Пенсионным фондом вместе с пенсией. Кроме того, законные представители ребенка могут отказаться от получения набора социальных услуг для последующей его замены на денежную компенсацию.

Дополнительная сумма для законного представителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, назначается по заявлению этого лица. Одним из условий предоставления выплаты является отсутствие официального трудоустройства у данного гражданина.

Досрочный выход на пенсию родителей

Одной из льгот является право родителей детей-инвалидов на досрочную пенсию. Период, в течение которого мать осуществляет уход за ребенком с ограниченными возможностями, подлежит включению в страховой стаж. При этом срок ухода законом не определен.

Досрочный уход на пенсию для матери возможен по достижению ей 50 лет. Однако для этого она должна работать не менее 15 лет.

Особым условием является обязанность воспитания ребенка-инвалида до 8 лет. После чего право на досрочную пенсию сохраняется даже в случае его смерти.

Защита прав детей инвалидов

Несовершеннолетние инвалиды не могут самостоятельно охранять свои законные интересы. Поэтому государством предусмотрено несколько уровней. Защиту прав детей-инвалидов должны обеспечивать:

  • законные представители;
  • районный отдел опеки;
  • органы соцзащиты населения;
  • прокуратура;

Обязанность по защите прав несовершеннолетних инвалидов возложена на их родителей/опекунов. Близкие люди должны обеспечить ребенка не только самым необходимым (еда, одежда, жилье), но и медикаментами и средствами реабилитации. Исполнение ИПР также возлагается на законного представителя.

Если родители/опекуны не выполняют возложенные на них обязанности, то несовершеннолетний инвалид передается на попечение районного отдела опеки. В зависимости от ситуации, специалисты подготавливают документы на лишение прав мамы и папы, отстраняют опекуна или предупреждают граждан о возможности подобной ответственности.

Органы социальной защиты должны осуществлять контроль за содержанием ребенка-инвалида. На них возложено право по посещению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проверке условий жизни. При выявлении случаев злоупотребления или неисполнения обязанностями со стороны законных представителей, специалисты должны сообщить в отдел опеки.

Прокуратура осуществляет надзорную функцию за исполнением своих обязанностей специалистами опеки и соцзащиты. При возникновении ситуации, в которой нарушаются права граждан, ухаживающих за детьми-инвалидами, можно подать жалобу прокурору района.

Защита прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями может осуществляться в судебном порядке. Если принятые меры не дали желаемого результата, родитель или другое лицо, представляющее интересы ребенка (опекун, специалисты опеки, социальной защиты, прокурор), должен подать исковое заявление.

Рассмотрев, на что имеет право ребенок-инвалид, можно сделать вывод о том, что законодатель уделяет особое внимание данной категории граждан. Однако реализация всех указанных возможностей на практике сильно ограничена в связи с большим количеством бюрократических проволочек. Для получения каждого конкретного вида помощи или льгот необходимо собирать пакет документов, предоставлять в определенный орган. Кроме того, эти действия зачастую связаны с очередями, что создает дополнительные трудности. Таким образом, данная сфера нуждается в доработке.

1) Пенсионные льготы 2) Льготы по трудовому законодательству 3) Жилищные льготы 4) Транспортные льготы 5) Воспитание и обучение детей-инвалидов 6) Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию 7) Льготы по подоходному налогу 8) Льготы для детей-инвалидов

Пенсионные льготы

Детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней. (Закон РФ “О государственных пенсиях”. Ст. 17, 21, 38, 113, 114, 115.) Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% от минимального размера оплаты труда. (Указ Президента РФ от 17 марта 1994 года № 551.) Матери ребенка-инвалида, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия начисляется с 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в трудовой стаж. (Закон РФ “О государственных пенсиях”. Ст. 11, 92(б).)

Льготы по трудовому законодательству

Женщина, имеющая ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, имеет право на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день с оплатой пропорционально отработанному времени. (КЗоТ РФ, ст. 49.) Запрещается привлекать женщин, имеющих детей-инвалидов, к сверхурочным работам или направлять в командировки без их согласия. Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу или снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида. Запрещается увольнение одиноких матерей, имеющих ребенка-инвалида, по инициативе администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. (КЗоТ РФ, ст. 54, 170.) Одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) ребенка-инвалида и инвалида до 18 лет предоставляется 4 дополнительных выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из родителей (опекунов, попечителей) или разделены ими между собой по своему усмотрению. (КЗоТ РФ, ст. 1631. Разъяснение Минтруда и соц. страх. РФ от 16.07.95 г. № 48/40.)

Жилищные льготы

Право на первоочередное предоставление жилых помещений. В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном приказом Минздрава СССР № 330 от 28.03.83. В частности: – психические заболевания с хроническим течением, стойкой психопатической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия); – органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций конечностей, функций тазовых органов (ДЦП, последствия черепно-мозговых травм, травм позвоночника, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия). (Жилищный кодекс РФ, ст. 36.) Право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты или дополнительных 10 кв. метров имеют отдельные категории граждан, имеющие заболевания, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ № 214 от 28.02.96 г. и Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.03.96 № 175. (Жилищный кодекс РФ, ст. 39. Постановление Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г.) Постановка на учет осуществляется с учетом права на дополнительную жилую площадь. В том числе: – психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения; – органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций нижних конечностей, требующими применения инвалидных кресел-колясок. (Жилищный кодекс РФ, ст. 39. Постановление Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г.) Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17.) Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17.) Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. В том числе и 50-процентная скидка абонентской платы за телефон. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 17. Распоряжение мэра Москвы от 06.05.96 № 278 РМ.)

Транспортные льготы
Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. В Москве право бесплатного проезда на всех видах городского общественного транспорта, кроме такси, предоставляется: – ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу (не более одного сопровождающего); – на основании пенсионного удостоверения и документа, удостоверяющего личность; – родителям (опекунам, попечителям) ребенка-инвалида – на основании справки единого образца, выдаваемой органами социальной защиты, и документа, удостоверяющего личность. (Образец справки – см. в приложении.) (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 30. Распоряжение мэра Москвы от 24.02.97 № 158 РМ.) Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 30.)

Воспитание и обучение детей-инвалидов

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 18.) Первоочередное устройство детей-инвалидов в ДДУ. (Указ Президента РФ от 02.10.92 г.) Освобождение от платы за ДДУ родителей, имеющих детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии. (Постановление Верховного Совета РФ от 6.03.92 г. № 2464-1.) Возможность воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. (Утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 г. № 861.) Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. (Федеральный закон РФ “Об образовании” от 13.01.96, №12-ФЗ, ст. 10.) Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории учащихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные общеобразовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. (Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.97, №288.)

Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию
Бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей. (Постановление Правительства РФ от 30.07.94 г., № 890.) Бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ. (Постановление Правительства РФ от 10.07.95 г.) Бесплатное обеспечение вело- и кресло-колясками. Бесплатная санаторная путевка для ребенка-инвалида и сопровождающего его лица. (Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, №117.) Выдача листка временной нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения ребенка с учетом времени проезда одному из родителей, если имеется заключение о необходимости ухода за таким ребенком. Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. (Утверждена Минздравмедпромом РФ и Фондом социального страхования РФ от 19.10.94 (п. 4, 6.)

Льготы по подоходному налогу

Совокупный доход, получаемый в налогооблагаемый период, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда одного из родителей (по их выбору), на содержании которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода ребенок-инвалид. Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения, решений органов опеки и попечительства, медицинской справки органов здравоохранения, подтверждающей необходимость такого ухода, и справки жилищного органа о совместном проживании. Также необходимо предъявить справку о том, что другой родитель подобной льготой не пользуется. Если родители разведены – документ, подтверждающий этот факт. (Закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, ст. 3, п. 3.)

Льготы для детей-инвалидов

Какие льготы имеют дети-инвалиды (закон больных ДЦП отдельной строкой не выделяет) и их родители? При желании, а главное, настойчивости можно найти длинный перечень разных льгот: жилищно-коммунальных, медицинских, транспортных, санаторно-курортных и прочих. Дети-инвалиды имеют право: на 50-процентную скидку при оплате за телефон; на такого же размера скидку за коммунальные услуги; на 50-процентное снижение оплаты за жилье (в пределах санитарной нормы), в том числе и членам семей, проживающим совместно; право на бесплатные лекарства, приобретаемые по рецептам врачей; право на бесплатный проезд на любом виде транспорта один раз в год к месту лечения и обратно ребенку и сопровождающему лицу;

Статьи по теме

Публикуем ответ ГУ МВД РФ по городу Москве относительно парковочных мест для инвалидов. Вопрос АРДИП заключался вот в чем: есть требования ПДД РФ, в соответствии […]

Приводим ответ Управления Государственной инспекцией безопасности дорожного движения на обращение Ассоциации родителей детей- инвалидов Подмосковья АРДИП. “1. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством, […]

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ от 4 июля 2018 г. N 443н “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫДАЧИ ОПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗНАКА “ИНВАЛИД” ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ” ЗНАК […]

Стационарное лечение Предоставление лекарственных препаратов в условиях стационара осуществляется при условии наличия лекарства в медицинском стандарте и в перечне ЖНВЛП РФ, (см. статью 37 Федерального […]

Дети – будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развитие общества. Как признано мировым сообществом и провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка, для защиты прав детей необходимы специальные механизмы.

Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается.

Особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике и Конвенции ООН о правах ребенка.

Эта проблема неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах. Указывалось на нарушение конституционного права на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов; на отсутствие действенной государственной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в интернаты, где нередко подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство.

В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР, 11 декабря 1990 г. , "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

В нашей стране, в соответствии с законами разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом.

На основе статистики устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, я пришла к выводу, что положение детей на сегодняшний день находится в неудовлетворительном состоянии и среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 1 января 2008 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, составила 593,3 тысячи. Но данные Минздравсоцразвития России о числе детей-инвалидов не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все российские дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию.

Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного праваПрава детей-инвалидов закреплены в Декларации прав ребенка[; Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларации о правах умственно-отсталых лиц; Декларации о правах инвалидов; Конвенции о правах ребенка; Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей; Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации. В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепил право детей-инвалидов на социальную защиту и систему "гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности. "Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам "равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества". К основным гарантированным российским законодательством правам детей-инвалидов наряду с общими для всех детей правами, такими как право на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому или унижающему обращению, относятся также права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

В целом основные проблемы нарушений прав детей в России, которые поднимались на протяжении последних лет, не решаются до настоящего времени. Среди основных причин можно выделить:

Традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской);

Неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

Непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

Лишение в результате принятия Федерального закона № 122 большинства семей возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.

К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на, казалось бы, значительную законодательную базу, список нарушений прав детей-инвалидов достаточно велик.

О нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тыс.) детей-инвалидов лишены семьи. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.

Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

Право детей-инвалидов на образование

Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.

Однако на практике детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч. Эта цифра получена путем сопоставления данных Минобрнауки России о числе обучающихся детей-инвалидов и данных Минздравсоцразвития России о количестве детей-инвалидов в различных возрастных группах.

Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены "необучаемыми" 1685 детей-инвалидов, из которых 358 – слепые.

Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с слуховыми нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо.

Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники факультетов коррекционной педагогики не идут работать в специальные образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и низкого престижа труда учителя-дефектолога. Кроме того, из-за новой подушевой системы оплаты труда, во многих школах сокращают именно социальных работников, психологов.

Считаю, что важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

В домах-интернатах нарушается право детей на частную жизнь. Так, нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться. Дети, проживающие в детских домах-интернатах, полностью зависят от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Поэтому очевидно, что подход к организации условий жизни детей в интернатах, а также к подбору кадров, в том числе профильных специалистов, должен быть изменен. Жизнь в интернатах должна быть организована по принципу семейных групп с небольшим количеством детей. Необходимо, чтобы такие учреждения имели статус образовательных учреждений. Здания и помещения интернатных учреждений, комнаты, где живут дети-инвалиды, должны не только отвечать всем существующим санитарным нормам, но и соответствовать современным эстетическим представлениям.

В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества решаются многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, оказывается реальная помощь семьям таких детей.

Слепота есть самое страшное несчастие, какое только может постигнуть человека. Всю жизнь свою слепец осужден влачить самое безотрадное существование: он лишен тех радостей, которые доставляет созерцание мира. Сам вид такого страдальца невольно возбуждает участие, и неудивительно поэтому, что неимущие слепцы по всей России пользуются особым вниманием благотворителей, и в ряду нищих слепцу милостыня предпочтительно перед другими калеками.

В России выполнение этой задачи приняло на себя особое Попечительство, учрежденное в 1881г. и получившее, в память постоянной заботливости о слепых почившей Государыни императрицы Марии Александровны, наименование "Мариинского Попечительства для призрения слепых". (С этого начинается история общества слепых.

Всероссийское Общество Слепых (далее ВОС) преодолело кризис предыдущих лет. Началось стабильное развитие организации. На 2008 год её состояние можно характеризовать как устойчивое, что подтверждается результатами производственно-экономической деятельности.

Сегодня ВОС объединяет 210645 членов, 810 местных, 74 региональных организаций в 86 субъектах РФ. Эти числа говорят о многом. Говорят о том, что население страны доверяет ВОС и поддерживает его проводимую политику.

В ходе работы над рефератом я обратилась в местное общество слепых с просьбой помочь найти несовершеннолетнего ребенка-инвалида по зрению. И мне помогли. Во втором отделении Чапаевска Саратовской области живет девочка Дусказиева Света 14-ти лет с полным отсутствием зрения. Она согласилась ответить на несколько интересующих меня вопросов.

Оказалось, она долго не могла устроиться в учебное заведение. Ее не хотели брать из-за неполноценности. И так получилось, что только к 9 годам ее родители обратились в местное общество слепых, где девочке помогли устроиться в Саратовскую школу-интернат для детей-инвалидов.

Там хорошо. Кормят нормально. Кружки разные есть: гитара, баян, вязание, компьютерный зал.

Мне было очень отрадно слышать это. Значит, детям-инвалидам в этой школе организовывают досуг, стараются развлечь.

А бывает ли какая-либо агрессия со стороны детей, живущих в интернате или со стороны "городских" детей?

В нашем интернате живут не только дети-инвалиды, но и сироты, поэтому у нас часто воруют ценные вещи (телефоны, деньги). Также очень часто мальчишки из неподалеку расположенных многоэтажек намеренно выбивают мячом стекла в наших окнах. И мы около двух недель ждем, пока их вставят.

Из этой грустной истории видно, что нарушается право ребенка-инвалида не подвергаться жестокому или унижающему обращению. Еще здесь имеет место воровство, и почему-то воспитатели и учителя, зная об этом, не принимают никаких мер.

На основе вышеизложенного, я пришла к выводу о том, что дети-инвалиды и здоровые дети-сироты должны воспитываться в разных учреждениях.

Продолжаю разговор со Светой.

В комнате живет по 6-8 человек. Конечно, хотелось бы больше простора и меньше людей.

Здесь нарушено право на частную жизнь.

Пользуетесь ли Вы какими либо льготами?

Нам выплачивают пенсию. А вот льготы у нас только на электроэнергию, потому что газ к нам еще не провели. От социального пакета мама отказалась. О каких-то других правах и льготах мы не знаем.

Выходит, большинство семей с инвалидами даже и не знают о своих правах, чтобы в дальнейшем ими воспользоваться. Это свидетельствует о слабой освещенности нормативных документов о правах и льготах детей-инвалидов, о низкой правовой культуре детей-инвалидов и их родителей.

Несомненно, государство должно принять меры по освещению в периодической печати темы прав детей-инвалидов, по реорганизации правовой базы, касающейся социальной защиты детей-инвалидов.

А куда планируешь поступать?

Хочу в Курский музыкальный колледж-интернат слепых по классу гитары.

Меня очень заинтересовало, что же это за Курский музыкальный колледж-интернат, и я обратилась с этим вопросом к секретарю Пугачевского общества слепых Недолужко Е. Н. : "Курский музыкальный колледж-интернат(– единственное в РФ специализированное учебное заведение для молодежи с нарушениями зрения. Создан в 1954г. на базе музыкальной школы для военноослепших. Очень много слепых детей из Саратовской школы-интерната учатся именно в этом колледже и становятся прекрасными преподавателями музыки".

Во время изучения архива Пугачевского общества слепых, я выяснила, что в Саратовскую школу-интернат для неполноценных детей, а именно для слепых поставляют тифлосредства(. Очень отрадно, что для слепых детей государство изготовляет и закупает у иностранных производителей специальное оборудование. (

Во время работы над исследованием, меня заинтересовал вопрос: "А были ли мои сверстники свидетелями нарушений прав детей-инвалидов?"

Результаты анкетирования получились следующими. 65 % 10-классников ответили, что были свидетелем нарушения прав детей-инвалидов, 5% не видели нарушения прав детей-инвалидов, 30% затрудняются ответить на этот вопрос.

100% 11-классников были свидетелями дискриминации детей-инвалидов.

Еще я хотела узнать, стали бы общаться мои сверстники, полноценные дети с ребенком-инвалидом? 77,5% 10-классников категорично отказываются общаться с неполноценным ребенком, и лишь 17,5% будут общаться с подростком, независимо от того, видит он или не видит.

72% 11-классников не будет общаться с неполноценным ребенком, и лишь 28% считают, что с детьми-инвалидами можно дружить наравне с полноценными детьми. **

К сожалению, цифры говорят за себя. Как не хватает в наше время доброты, а главное милосердия. Поэтому я предлагаю в учебных заведениях как можно больше внимания уделять не только учебе, но и воспитанию у подростков чувства толерантности и сострадания.

Изучив нормативно-правовые документы, касающиеся прав детей-инвалидов и узнав реальное положение дел детей-инвалидов во время интервью, считаю необходимым сделать следующие выводы, а также внести предложения по восстановлению и реализации их прав и законных интересов.

По моему мнению, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются: ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами; несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России; слабая финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку; недостаточное понимание обществом и государством проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

Во время работы над данной главой, я заинтересовалась тем, какие предложения по реализации прав, свобод и законных интересов детей-инвалидов, могут предложить мои ровесники?

Результаты анкетирования получились следующие. В анкетировании приняло участие 40 учащихся 10-х классов и 46 учащихся 11-х классов.

10-классники предложили повысить пенсию по инвалидности, обеспечить семью инвалида жилой площадью, увеличить льготы на лекарства, доставить новую мебель в детские школы-интернаты, обеспечить обучение в школах и дальнейшее поступление в ВУЗы и университеты.

Ученики 11-х классов предложили увеличить пособие детям-инвалидам, больше вовлекать их в общественную жизнь, приблизить их общение с полноценными детьми, предоставить детям-инвалидам бесплатное обучение и медицинское обслуживание, строить специальные спортивные комплексы для детей-инвалидов.

На мой взгляд, предложения старшеклассников оказались поверхностными и недостаточными для улучшения жизни детей-инвалидов. Поэтому предлагаю следующие меры по улучшению жизни детей-инвалидов:

1. Усилить государственный контроль за соблюдением прав детей инвалидов;

2. Создать специальные условия для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях;

3. Финансировать из федерального бюджета расходы на обучение и воспитание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

4. Принять разработанный общественными организациями федеральный закон «Об общественном наблюдении за обеспечением прав и законных интересов воспитанников детских интернатских учреждений;

5. Увеличить компенсации по уходу за ребенком-инвалидом;

6. Обеспечить всех детей-инвалидов техническими средствами реабилитации. Особую заботу проявить к детям инвалидам раннего, дошкольного и школьного возраста и детей, оставшихся без попечения родителей;

7. Создать детские программы на телевидении, сопровождающиеся сурдопереводом не только федеральных каналов, но и местных;

8. Создать специальные коррекционные образовательные учреждения на базе детских домов-интернатов;

9. Провести правовую экспертизу нормативных правовых документов в области образования и социальной защиты детей-инвалидов, утвержденных до 1990г. и действующих в настоящее время.

Заключение

Человек, рождённый инвалидом, не может жить как все. И поэтому у него другое представление о мире. Но, тем не менее, многие ведут полноценную жизнь.

Трудно жить сегодня инвалиду, особенно ребенку-инвалиду. К обычным подростковым проблемам, добавляются проблемы инвалидности. Непонимание со стороны сверстников, унижение, нарушение прав со стороны властей. И конечно, инвалиду нужен защитник, проводник по нашему миру.

В наше время правовая база, касающаяся социальной защиты детей-инвалидов оставляет желать лучшего. Все основные документы были изданы в 1995-2004 годах и действуют до сих пор. При чем, не редки случаи, когда один документ противоречит другому. Как среди такого хаоса ребенку-инвалиду и его семье добиться реализации своих прав?

Изучив основные правовые документы о социальной защите детей-инвалидов, я пришла к выводу о том, что соответствующим государственным органам необходимо внести серьезные изменения в правовую базу социальной защиты инвалидов.

Милостыня и вообще одна только денежная помощь недостаточна для облегчения участи инвалидов; даже в лучших случаях она обеспечивает их только в настоящем, не давая им надежды на будущее. А будущее – это трудовая деятельность!

Результаты анкетирования говорят о том, что нужно всерьез задуматься над проблемой детской инвалидности и отношении к этому современной молодежи. Нужно проводить больше бесед, классных часов, посвященных проблеме инвалидности среди детей. Ведь неполноценный ребенок – это такой же подросток, с такими же проблемами и радостями, как у нынешней молодежи.

Рассмотрев проблему инвалидности среди детей, я поняла, что людям нужно проявлять больше сострадания и милосердия, а государству – заботы и опеки по отношению к инвалидам.