Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

Российская Федерация - социальное государство, о чем свидетельствует статья 7 Конституции РФ. И если идеологическая модель социального государства сегодня находится на стадии определения, то направления социальной политики имеют правовое, организационное и идеологическое оформление. Важнейшим направлением современной социальной политики является политика социального обслуживания населения.

Генеральная Ассамблея ООН разработала ряд принципов, которые должны помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни .

Основными направлениями социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами являются:

  • - социальное обеспечение и социальное обслуживание;
  • - медико-социальная реабилитация;
  • -социальное попечительство;
  • -оказание психологической помощи.

Ключом к пониманию направления развития социального обслуживания пожилых людей является норма подписанной Российской Федерацией 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года: "…дать пожилым людям возможность свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке, пока они желают и могут делать это" (статья 23).

Индивидуализация и гуманизация социального обслуживания пожилых людей - направление развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которого необходимо придерживаться, чтобы реализовать подход, в центре которого находится клиент .

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность .

Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" устанавливает формы социального обслуживания, одной из которых является социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание) .

Пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. Проживая в домашних условиях, они нуждаются в помощи и периодических услугах. Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Клиент является источником собственных изменений, а социальный работник только координирует данный процесс, исходя из уровня собственной профессионально-социальной компетенции. Т.е. по сути, статус "клиентсоциального работника" не предполагает утрату социальной субъектности .

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

  • 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  • 2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • 3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  • 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  • 6) содействие в организации ритуальных услуг;
  • 7) другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой .

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты .

В условиях рыночной экономики специальные услуги для пожилых людей предусматриваются как в системе социальных отраслей и комплексов, так и в области сервисной деятельности. На рынке услуг они становятся предметом купли и продажи соответственно спросу и предложению. Пожилые люди являются устойчивыми потребителями гарантированных государственных социальных услуг. Платные услуги для этой категории являются малодоступными, хотя в документах государственного стратегического развития прогнозируется вероятность того, что пожилые люди в перспективе могут стать потенциальными покупателями широкого спектра услуг.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением граждан пожилого возраста и инвалидов, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения .

В Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2015 гг. отмечается, что приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является более социально ориентированной, поскольку сохраняет привычную среду обитания для граждан, а также более экономичной, по сравнению со стационарным социальным обслуживанием.

В 2012 г. отделениями социального обслуживания на дому Российской Федерации предоставлены надомные услуги 1,3 млн. граждан пожилого возраста и инвалидам (в 2006 году - 362,0 тыс. граждан), специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставлены услуги 103,3 тыс. граждан (в 2006 году - 150,5 тыс. граждан).

Востребованность надомного социального обслуживания населения подтверждается сохраняющейся в течение последних лет очередностью на их получение. Несмотря на заметное снижение очередности (по России: 2006 г. - свыше 131 тыс. чел., 2012 г. - около 12,4 тыс. чел.), она остается высокой. Например, в Мурманской области на 01.01.2013 в очереди на социальное обслуживание на дому состояли 267 чел.

Министерство труда и социальной защиты населения РФ разработало "дорожную карту" повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения. "Дорожная карта" представляет собой документ, отражающий стратегическое развитие сферы социального обслуживания населения на период с 2013 по 2018 гг. Основная цель "дорожной карты" - обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений.

Также утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №287 от 1 июля 2013 г. Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников.

В связи с тем, что порядок и условия социального обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в Мурманской области принят Закон Мурманской области от 29.12.2004 N 572-01-ЗМО "О социальном обслуживании населения в Мурманской области", который регламентирует социальное обслуживание на дому как предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи .

Положение о порядке предоставления социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, утвержденное Постановлением Правительства Мурманской области от 22 июня 2007 г. N 299-ПП/11, гарантирует предоставление услуг на дому в соответствии с Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 08.02.2007 N 58-ПП).

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам по их желанию предоставляются дополнительные платные социальные услуги .

Сегодня на первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села. При условии того, что повышение качества социального обслуживания - бесспорно, приоритет, именно конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в данной области. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.

Министерство труда и социального развития Мурманской области приняло План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения на 2013-2018 гг.". В соответствием с "дорожной картой" в первом квартале 2013 г. подведены итоги опроса граждан о качестве предоставляемых социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения Мурманской обл. в 2012 г. Более 4,5 тыс. пожилых и инвалидов приняли участие в анкетировании. По результатам опроса 98 % клиентов учреждений социального обслуживания удовлетворены качеством предоставляемых услуг. 2 % опрошенных считают, что социальное обслуживание не способствует решению их бытовых, правовых и психологических проблем и что они не располагают достаточной информации об услугах, предоставляемых учреждением.

Таким образом, сфера деятельности по социальному обслуживанию нуждающегося населения находится в стадии активного развития, и ей уделяется значительное внимание органов государственной и муниципальной власти. Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность. Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Востребованность надомного социального обслуживания населения подтверждается сохраняющейся в течение последних лет очередностью на их получение. Стратегию развития и практику в данной области определяют повышение качества социального обслуживания и усиление внимания к конкретным нуждам пожилых людей.

При организации социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами практическая деятельность складывается из трех основополагающих компонентов:

Во-первых, из селекции (или отбора), подразумевающей поиск основных, важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом. Индивидуальные запросы необходимо привести в соответствие с реальной действительностью, что позволит индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь.

Во-вторых, из оптимизации, которая заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, изменяет, улучшает свою жизнь в качественном отношении. То есть пробуждает интерес к жизни. Социальному работнику экономнее по времени самому выполнить некоторые услуги, чем терпеливо содействовать пожилому человеку выполнить эти операции самостоятельно. Проделанная работа, достижение определенного результата всегда формирует чувство значимости и повышает самооценку любого человека, а для пожилого человека ещё более значимо, так как служит стимулом и мотивацией к последующим "мелким победам". В настоящее время опекающие формы социального обслуживания ведут к деструктуризации уклада жизни пожилого человека, лишают пожилых права выбора и возможности самому решать хотя бы часть своих проблем.

В-третьих, из компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, материальных выплат, компенсирующих возрастную ограниченность, в использовании новых современных приборов и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха, ограниченность передвижения и т.д.

Достижению целей социальной работы способствуют различные формы и методы, которые классифицируются в соответствии с разрабатываемыми методологическими подходами. Многие методы являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида деятельности.

Формы социальной работы дифференцированы: так, по критерию масштабности ее субъектов принято различать общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, по способу выполнения - физическую и умственную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, духовную, экзистенциальную и социальную деятельность.

Такой критерий как новизна использования технологий позволяет различить традиционные и инновационные формы социальной работы.

К традиционным можно отнести индивидуальные формы социально-бытовых услуг (приобретение продуктов, помощь в приготовлении пищи, уборке помещения и пр.), социально-медицинских услуг (оказание санитарно-гигиенических услуг, помощь в получении доврачебной помощи и пр.) и др. .

В начале XXI века начавшаяся системная перестройка деятельности социальных служб во многих регионах РФ привела к внедрению более совершенного механизма предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участия самих пожилых людей и инвалидов в планировании деятельности социальных служб. Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому включала:

  • - проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей и инвалидов в социальных услугах;
  • - изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;
  • - разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста и инвалидов;
  • - обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;
  • - мониторинг и корректировку "работающей" модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.

К новым технологиям можно отнести услуги сиделок. Это набор услуг, предусмотренных реестром услуг сиделок по социально-медицинскому уходу, которые предоставляются на постоянной или временной основе гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и требующим постоянного постороннего ухода. В отличие от действующей системы обслуживания на дому услуги сиделок предоставляются людям, которые не могут в течение дня оставаться одни без посторонней поддержки. Им необходима помощь в приеме пищи, лекарств, одевании, проведении гигиенических процедур. В то же время для пожилых людей важно оставаться в привычной домашней среде, а не в условиях социального или медицинского учреждения.

Одним из направлений инновационного развития является внедрение электронных услуг в сфере социального обслуживания, которое расширит возможности доступа граждан к информации для реализации права на социальное обслуживание, в том числе к сведениям о деятельности органов государственной власти в данной сфере, устранит дублирование в предоставлении органами государственной власти данных, необходимых для реализации гражданами своего права на получение услуг. Гражданину не потребуется предоставлять какие-либо документы, содержащие сведения, подтверждающие его право на получение услуг, если такие сведения имеются в государственных и муниципальных органах и учреждениях, что приведет к снижению издержек для населения и организаций, связанных с их предоставлением, а также снизит число обращений граждан и организаций в органы власти.

Интернет стал настоящим спасением для тех, кто по состоянию здоровья не может передвигаться, общаться с друзьями. Поговорить на волнующие темы инвалидам теперь можно, не выходя из дома. Задачей социальных работников в данном случае является - обучение Интернет-грамоте, основам владения компьютером, а также помощь в приобретении необходимой техники.

В основу новой формы социального обслуживания "Санаторий на дому" положено усиленное медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и диетическое питание престарелых граждан в домашних условиях. Эта инновационная форма надомного обслуживания требует больших материальных вложений, а также профессиональных знаний и умений сотрудников. Данный вид помощи включает в себя комплекс социально-оздоровительных мероприятий: проведение гигиенических процедур, выполнение врачебных процедур, консультативная помощь психолога, реабилитолога, юриста и специалистов по социальной работе, оказание социально-бытовых услуг, сопровождение в социально-значимые объекты города, прогулка, организация досуга (чтение книг, лепка, вязание, беседы), проведение обучающих адаптационных занятий (тренинги, ЛФК, обучение самомассажу) и др. .

Большие возможности в оказании поддержки пожилым и старым людям имеет психологическая помощь. В развитии психолого-консультативного направления несколько видов психотехнологий: превентивные, реабилитационные, социализирующие, коррекционные, интегративные. Естественно, что осуществлять психологическую помощь должны профильные специалисты. Хорошие результаты даёт включение специалистов-психологов в работу социальных служб, когда психологические методы используются в сочетании с другими формами социальной помощи .

В настоящее время активно продолжает развиваться направление работы по социально-медицинскому обслуживанию на дому, предоставлению услуг по уходу за тяжелобольными пожилыми людьми и инвалидами, в том числе неизлечимо больными, остро нуждающимися в паллиативном уходе в течение последнего года жизни.

Хоспис на дому - форма работы, которая на сегодняшний день находится в стадии активной разработки. Хоспис - это бесплатное государственное учреждение, которое обеспечивает уход за тяжело больным человеком, облегчение его физического и психического состояния, а также поддержание его социального и духовного потенциала. Главная идея хосписа - обеспечить достойную жизнь человеку в ситуации тяжелой болезни. Вся совокупность медико-социальной и психологической помощи больному должна быть направлена на ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей.

Большее количество охватываемых хосписами больных находятся у себя дома, и выездная бригада посещает их, производя все необходимые мероприятия. Уход за больными осуществляет специально подготовленный медицинский и обслуживающий персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписе.

Источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций. Услуги хосписа бесплатны для жителей закрепленной за ним территории. Но большинство российских хосписов имеет платные отделения и платные услуги, которые могут быть оказаны по выбору пациента .

Во многих субъектах Российской Федерации получила широкое распространение такая форма обслуживания, как пункты проката средств реабилитации и предметов первой необходимости. Такой вид помощи позволяет в некоторой степени решить проблему обеспечения инвалидов средствами реабилитации.

В последние 5 лет в практике социального обслуживания появилась форма работы - "Социальное такси". Схема работы проста: человек набирает номер местного отделения центра соцобслуживания населения, заказывает поездку и к его дому подъезжает автомобиль. Социальное такси имеет свои ограничения. Воспользоваться им могут определённые категории населения не более двух раз в месяц в пределах двух часов за одну поездку. Многие машины оборудованы подъемниками для инвалидов-колясочников.

Одной из инновационных является бригадная форма обслуживания на дому. Социальные работники в количестве 4-6 человек объединяются для выполнения трудоемкой работы: косметического ремонта жилья (побелки, покраски, уборки), заготовки топлива, обработки приусадебного участка. Бригада может выглядеть и как объединение представителей разных специальностей: медицинской сестры, психолога, соцработника, плотника, электрика и др.

Во многих Центрах социального обслуживания населения создаются бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам .

К обслуживанию пожилых людей привлекаются волонтеры. Такая деятельность базируется на энтузиазме и чувстве социальной солидарности Добровольческие бригады из учащейся молодежи, студентов и активных пенсионеров оказывают помощь одиноким престарелым людям в ведении домашнего хозяйства, мелком ремонте и др. Студенты-медики и социальные работники обучают нуждающихся навыкам самообслуживания, а их родственников - правилам ухода. Известные в начале ХХ века тимуровские отряды получили новое развитие под другим названием, но с сохранением главной цели - оказание посильной помощи больным и немощным. .

Люди, окончившие активную трудовую деятельность, часто оказываются в вакууме своего вынужденного социального ограничения. Круг их общения значительно сужается, а из-за материальной несостоятельности они не могут позволить себе организовать интересный и активный отдых. Часто это ведет к депрессии и усугубляет проблемы. В данном случае положительный эффект могут оказать педагогические и социально-культурные методы.

Подмена жизненной цели, ее компенсация в процессе досуговой деятельности на уровне творчества проявляется в таких видах занятий, как резьба по дереву, чеканка, выжигание, вышивка, конструирование, выпиливание и другие виды деятельности. Демонстрирование образцов рукоделия на различных выставках, помощь в посещении выставок может стимулировать дальнейшую творческую активность.

Немаловажную роль в организации досуга и стимулировании мыслительной деятельности может сыграть надомное библиотечное обслуживание. Современный метод библиотерапии основан на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека. В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Терапевтический эффект книги может основываться на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в произведении образцам выхода из проблемных ситуаций, их психологического преодоления. При этом, чем больше похожа ситуация, описанная в книге, и герой на обстоятельства и характер пациента, тем сильнее выражен эффект.

Одной из самых доступных форм творческого досуга является коллекционирование, которое как предмет досуговой деятельности неоднозначно по своей ценности. Для одних это бессистемный сбор однотипных предметов, для других - целенаправленное, осмысленное занятие, обогащающее человека духовно. Социальные работники могут взять на себя организацию возможности общения с другими коллекционерами.

Для большинства пожилых людей содержание досуговой деятельности ориентировано на потребительские ценности: общение с природой, возможность побывать в обществе, послушать концерт, посетить театр. Выездные формы работы (в клуб, во Дворец культуры, в концертный зал) - хлопотное, но очень полезное дело .

Немалое значение имеет информированность клиентов о возможностях социального обслуживания. С этой целью организовывается постоянная или периодическая работа "Телефона общения" или консультативно-справочной службы. Каждый позвонивший имеет возможность получить бесплатную консультацию по вопросам социального обслуживания, предоставления льгот и преимуществ, разрешения конфликтных ситуаций, взаимоотношений в семье и др.

Привлечение ресурсов региональных телерадиокомпаний по созданию системы информационно-просветительской работы с пожилыми гражданами и инвалидами может быть реализовано как за счет спонсорских средств, так и с помощью административного ресурса. Для оптимизации подобной работы можно провести изучение структуры и содержания запросов пожилого населения, а потом разработать и выпустить в эфир тематические циклы программ. А также вести специальную колонку или рубрику в местных газетах .

Еще одной дополнительной мерой социальной поддержки пожилых и инвалидов стало внедрение услуги "тревожная кнопка". Услуга "тревожная кнопка" рассчитана, в первую очередь, на защиту и поддержку одиноких людей, а также тех, кто в течение дня остается один, когда их родные уходят на работу. Наличие "тревожной кнопки" не требует присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для пожилого человека и инвалида. Технология "тревожная кнопка" реализуется с помощью стационарного оборудования или сотовой связи. Система позволяет пожилому человеку нажатием всего одной кнопки в любое время связаться с оператором-врачом и получить консультацию медицинского, социального и бытового характера. Данная технология социального обслуживания значительно повышает доступность медицинских и социальных услуг граждан. Инновационность технологии "тревожная кнопка" заключается в системном подходе организации и предоставления самой услуги, в использовании современных информационных технологий .

Таким образом, развитие системы социального обслуживания населения во всем многообразии его организационных форм и видов позволяет удовлетворять запросы клиентов, выполнять поставленные временем задачи.

Граждане пожилого возраста и инвалиды составляют наиболее значительную в численном отношении группу, нуждающуюся в социальной помощи. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой регламентированную ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в России деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Данное направление социального обслуживания включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и

инвалидов в сфере социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Лица, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения.

Учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Государственные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.

Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Так, согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями либо органами опеки и попечительства.

Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос об их помещении решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает: 1)

социальное обслуживание на дому (включая социальномедицинское обслуживание); 2)

полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; 3)

стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); 4)

срочное социальное обслуживание; 5)

социально-консультативную помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку в образовательных учреждениях РФ, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или учреждения социального обслуживания. Для оказания основных социально-бытовых услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора.

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Еще по теме 8.6.Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. Глава 14 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
  2. Лечение и профилактика психических расстройств у больных пожилого и старческого возраста
  3. § 2. Конституционное закрепление права пожилых людей на социальное обеспечение
  4. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ СТРОЕНИЯ МИКРОКЛАПАНОВ СОСУДОВ ВЬЕССЕНА-ТЕБЕЗИЯ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

В моем подъезде живут пожилая бабушка, которая получает социальную помощь от государства. Она живет совершенно одна, у нее нет близких родственников, которые предоставили бы ей необходимую поддержку и уход. Ее преклонный возраст не позволяет самостоятельно выполнять все необходимые действия для самообслуживания, поэтому ей был назначен социальный работник.

Эта женщина регулярно приходит к ней и помогает бабушке. А я регулярно контролирую, чтобы социальные сотрудники полноценно выполняли свои обязанности. И сейчас я вам расскажу, как осуществляется социальное обслуживание, и кто его может получить.

Обязательность оказания данной поддержки установлена специальным законом, который гарантирует право на ее получение для определенных категорий граждан. Она предоставляется одиноким лицам, которые не имеют способности к самообслуживанию, либо частично ее утратили. Это могут быть:

  • инвалиды , им требуется наличие обязательного документа, подтверждающего группу инвалидности;
  • люди с серьезными заболеваниями, они должны иметь диагноз, который подтверждает данное состояние;
  • люди преклонного возраста, достаточно только иметь паспорт, подтверждающий возраст человека.

Все эти категории людей должны быть одинокими, так как если за человеком есть, кому ухаживать, поддержка государства предоставляться не будет. Порядок признания человека, что он относится к определенной группе, осуществляется путем выявления обстоятельств, которые ухудшают его нормальные условия жизнедеятельности. Для получения таких услуг надо обращаться в соцзащиту, где фактически проживает человек.

Такая помощь может оказываться только при условии, что сам человек согласен на ее получение. Эти услуги назначаются на временной или постоянной основе, в зависимости от имеющихся обстоятельств у человека. Также допускается возможность отказа человека или его представителя от оказываемой поддержки. Для этого требуется составить письменный отказ, так как его последствия могут повлечь угрозу для жизни человека.

В некоторых случаях права человека, получающего поддержку, могут быть ограничены. Данное решение принимается только судом по инициативе органов соцзащиты, опеки или некоторых иных категорий граждан.

Отказать в предоставлении услуг могут следующим гражданам:

  • имеющим серьезные заболевания, передающиеся бактериально или вирусно;
  • имеющим карантинные заболевания, связанные с инфекцией;
  • имеющим активные формы туберкулеза;
  • при выявлении у человека неизлечимого алкоголизма;
  • страдающим венерическими заболеваниями;
  • с тяжелыми формами психических заболеваний.

Такие люди не смогут получать помощь на дому. Но чтобы им предоставили такой отказ, одна из перечисленных причин должна быть подтверждена.

Виды обслуживания

В зависимости от потребностей людей оказываемая помощь может значительно различаться. Существует следующая классификация:

  1. Обслуживание на дому . Сюда входит помощь не только медицинского характера, но и социальная, бытовая.
  2. Полустационарная помощь . Она заключается в том, что человек проводит день или ночь в специальном социальном учреждении, где ему оказывается необходимая помощь. В остальное время человек предоставлен сам себе.
  3. Стационарная помощь . Она заключается в том, что человек на постоянной основе поселяется в специальное учреждение, где проводит время круглосуточно. К таким стационарам относятся дома-интернаты, пансионаты и прочие аналогичные учреждения.
  4. Срочное обслуживание . Оно предоставляется экстренно в скором времени, если у человека возникла в нем потребность.
  5. Консультативная помощь . Она заключается в том, что человек может получить бесплатно консультацию от нужного специалиста в отношении многих вопросов.

Наиболее часто используется надомная форма обслуживания, так как гражданин желает продолжать жить в своем жилье, а не переезжать на чужую территорию и жить по чужим правилам. Целью предоставления такой помощи является создание максимально комфортных условий для человека, имеющего ограниченные возможности. Ему оказывают нужную поддержу, чтобы он не потерял свой социальный статус, а также получал защиту свои прав и интересов, предоставленных ему законом.

Более подробно вы можете узнать об этом из представленного видео.

Помощь на дому

В данное обслуживание могут быть включены следующие услуги, в зависимости от потребностей самого человека:

  1. Предоставление питания , а также доставка продуктов до дома.
  2. Помощь в покупке медикаментов , а также иных промышленных товаров, в которых есть острая необходимость.
  3. Помощь в вызове медработника для оказания медицинской помощи, сопровождение до лечебного учреждения.
  4. Поддержание гигиенических условий в жилье , а также оказание помощи самого гражданину.
  5. Содействие для получения правовой или юридической помощи.
  6. Организация ритуальных услуг .
  7. Предоставление иной помощи , в которой может нуждаться такой человек.

Если гражданин проживает в частном доме, где нет общего отопления, а также не проведено водоснабжение, обязательно предоставляется содействие в получении топлива и воды от государства. Такие услуги инвалид оплачивает социальным сотрудникам полностью или частично.

Срочная помощь

Это получение определенных социальных услуг в короткий период времени, когда у человека есть срочная необходимость в их получении. В рамках такой помощи гражданин может получить следующие виды услуг:

  1. Получение бесплатного горячего питания или набор необходимых продуктов.
  2. Получение любых предметов, которые срочно необходимы , в том числе одежды и обуви.
  3. Получение временного жилья , если человек по какой-либо причине остался без собственного жилья, либо оно стало непригодным для проживания.
  4. Получение материальной помощи разово.
  5. Получение юридической помощи в случае возникновения определенной ситуации, когда больному требуется защита прав.
  6. Получение психологической помощи , когда в связи с обстоятельствами требуется работа психолога.
  7. Другие срочные услуги.

Суть ее заключается в том, что в связи с определенными обстоятельствами человеку может потребоваться данная помощь, но в ближайшем будущем он будет обходиться самостоятельно без нее.

Консультативная помощь

Каждый гражданин имеет определенные обязанности и права, которые предоставляются ему государством. И в большинстве случаев для их реализации требуется соблюдать установленный порядок обращений к государственным органам. Но далеко не все граждане знают, как правильно воспользоваться определенными услугами или направить свое обращение. Поэтому им иногда бывает нужна консультация по различным вопросам.

Сами же государственные органы не всегда имеют возможность подробно объяснить такому человеку, как он должен действовать в его ситуации. Поэтому для этого была организована специальная консультативная помощь. В рамках нее предоставляются следующие услуги:

  • сотрудники выявляют лиц, которые нуждаются в данной помощи;
  • проводят профилактику различных социальных отклонений;
  • работают с семьями и близкими родственниками, в которых проживают данные люди;
  • проводят обучение новым навыкам и помогают трудоустроиться таким людям, если им позволяет состояние здоровья;
  • обеспечивают поддержку при необходимости подачи обращения в определенные государственные учреждения;
  • оказывают правовую помощь, но только в пределах своей компетенции;
  • организуют иные меры, помогающие человеку интегрироваться в обществе.

Данная помощь оказывается полностью бесплатно, поэтому ей пользуются многие люди. Кроме этого людям, ограниченных в своих возможностях, в некоторых случаях другая поддержка предоставляется также бесплатно. Но условия ее получения устанавливаются индивидуально каждым регионом, исходя из его местного бюджета.

Сюда также включаются льготы на проезд, дополнительные медуслуги, льготные лекарственные препараты, обеспечение санаториями. Все эти услуги в обязательном порядке должны предоставляться таким гражданам. Однако они могут быть заменены и на денежную компенсацию. Для этого достаточно только написать заявление в ПФР.

Во исполнение Закона города Москвы от 09.07.2008г. №34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» и в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009г. №215-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года №34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» право на нестационарное социальное обслуживание имеют жители города Москвы, постоянно проживающие в городе Москве иностранные граждане, лица без гражданства, а также беженцы.

Социальным обслуживанием на дому обеспечиваются:
- одинокие или одиноко проживающие граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению;
- граждане, проживающие в семьях, обеспечиваются социальным (социально-медицинским) обслуживанием на дому в случае, если члены семьи не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
- Бесплатное социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход;
2) гражданам, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации; в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, иными чрезвычайными ситуациями; пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) находящимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним, а также взрослым недееспособным или ограниченно дееспособным гражданам;
4) инвалидам с детства, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания;
5) иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
В соответствии с Территориальным перечень гарантированных услуг социального обслуживания, утвержденным Правительством Москвы гражданам предоставляются следующие бесплатные услуги социального обслуживания:
1. Услуги по организации питания, быта и досуга:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых предприятий, расположенных на территории района;
- помощь в приготовлении пищи (разогрев пищи, чистка овощей, нарезка хлебных, колбасных, мясных изделий, кипячение воды в чайнике);
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- оказание помощи в проведении уборки жилых помещений;
- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- содействие в организации ремонта и комплексной уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (снятие показаний счетчика, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, внесение платы);
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- оказание помощи в написании писем;
- доставка книг, покупка газет и журналов;
- оформление подписки на газеты и журналы;
- содействие в предоставлении услуг «социального такси»;
- проведение разъяснительной работы по безопасности, в том числе по вопросам пожарной безопасности;
- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:
- содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья;
- содействие в оказании медицинской помощи;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- оказание психологической помощи;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;
- содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации.
3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
4. Содействие в трудоустройстве.
5. Правовые услуги:
- помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц;
- содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ;
- оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации);
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;
- содействие в получении иных правовых услуг.
6. Содействие в организации ритуальных услуг:
- оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам.

Дополнительные услуги, оказываемые клиентам по их просьбе сверх Территориального перечня гарантированных услуг, предоставляются за плату.
О платном социальном обслуживании на дому.

В целях реализации статьи 9 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» Постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. N 919-ПП «О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы» утвержден Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, в соответствии с которым:
социальные услуги, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Москвы, предоставляются за плату гражданам, не имеющим права на бесплатное социальное обслуживание, в учреждениях нестационарного социального обслуживания на добровольной основе.
Платные социальные услуги оказываются гражданам в соответствии с договором на оказание социальных услуг, заключаемым между учреждением нестационарного социального обслуживания и гражданином (клиентом) или его законным представителем.

Объем платных социальных услуг, их качество, сроки оказания, иные обязательства должны соответствовать условиям договора.

Размер платы за платные социальные услуги, оказываемые учреждениями нестационарного социального обслуживания, определяется исходя из утвержденных в установленном порядке Тарифов на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.

Гражданин (клиент) или его законный представитель самостоятельно оплачивает предоставляемые учреждением нестационарного социального обслуживания услуги, внося плату на лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности через кредитные организации самостоятельно, но не позднее, чем за 3 дня до начала оказания платных услуг.

Тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг

№ п/п Вид социальных услуг Средняя норма времени на выполнение одной услуги (час, мин) Тариф
(руб.)
1. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию
1.1. Услуги по организации питания, быта и досуга:
1.1.1. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых предприятий, расположенных на территории района, весом до 4-х кг 1 час 193
1.1.2. Помощь в приготовлении пищи (разогрев пищи, чистка овощей, нарезка хлебных, колбасных, мясных изделий, кипячение воды в чайнике) 30 мин 97
1.1.3. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости весом до 4-х кг 1 час 193
1.1.4. Оказание помощи в проведении уборки жилых помещений (помощь в уборке жилых помещений до 36 м2: спальной комнаты и кухни: сухая или влажная уборка полов, вытирание пыли с мебели, на уровне роста, и подоконников, вынос мусора по мере необходимости. Уборочный инвентарь и средства гигиены приобретаются за счет средств клиента) 1 час 30 мин 290
1.1.5. Для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения:

Доставка воды 20 мин 64

Топка печей 20 мин 64

Содействие в обеспечении топливом 20 мин 64
1.1.6. Сдача вещей и обратная их доставка:

В стирку 30 мин 97

В химчистку 30 мин 97
- в ремонт 30 мин 97
1.1.7. Содействие в организации ремонта и комплексной уборки жилых помещений {содействие в организации ремонта квартиры осуществляется путем передачи заявления или ходатайства в Управу района или организацию, занимающуюся ремонтом квартир) 30 мин 97

1.1.8. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (снятие показаний электро- и водосчетчиков, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчетно-кассовых центров, оплата по счетам за счет средств клиента) 30 мин 97
1.1.9. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению 30 мин 97
1.1.10. Оказание помощи в написании писем 30 мин 97
1.1.11. Доставка книг, покупка газет и журналов 20 мин 64
1.1.12. Оформление подписки на газеты и журналы (оформление подписки осуществляется за счёт средств городского бюджета, на благотворительной основе и за счёт средств клиента) 30 мин 97
1.1.13. Содействие в предоставлении услуг "социального такси" 30 мин 97
1.1.14. Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий без сопровождения (осуществляется путём приглашения клиентов в театры и на выставки на благотворительной основе, на мероприятия городского, окружного и районного значения, а также путём приобретения за счет средств клиента билетов в театральных кассах, исключая вечернее время, выходные и праздничные дни) 30 мин 97
1.2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:
1.2.1. Содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья (содействие в обеспечении ухода с учётом состояния здоровья через соответствующие учреждения, в том числе и здравоохранения, при отсутствии практически здоровых, совместно проживающих лиц, несущих юридическую ответственность за пенсионера, в том числе вызов на дом врача, организация медицинской помощи через специализированные организации, осуществляющие уход на дому) 30 мин 97
1.2.2. Содействие в оказании медицинской помощи (запись на прием) (содействие осуществляется в объёме базовой программы целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципально-профилактическими учреждениями) 30 мин 97
1.2.3. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы (содействие в сборе необходимых документов и запись на освидетельствование) 1 час 193
1.2.4. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации
(содействие осуществляется через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и социального обслуживания, в том числе оказание помощи в оформлении и выдаче технических средств реабилитации) 30 мин 97
1.2.5. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (покупка, доставка лекарственных средств) 30 мин 97
1.2.6. Оказание психологической помощи 30 мин 97
до 1 час 97
1.2.7. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения от 1час
до З час 193
свыше 3 час 579
1.2.8. Посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки 40 мин 129
1.2.9. Содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных 30 мин 97
1.2.10. Содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации 1 час 193
1.3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями 1 час 193
1.4. Содействие в трудоустройстве (оказание содействия в трудоустройстве через центр занятости населения, предприятия и организации города Москвы) 1 час 193
1.5. Правовые услуги:
1.5.1. Помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц 1 час 193
1.5.2. Содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ 30 мин 97
1.5.3. Оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации) до 30 мин

До 1 ч 30 мин 97

290
1.5.4. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством 30 мин 97
1.5.5. Содействие в получении иных правовых услуг (оказание содействия в получении услуг нотариуса на дому и т.п.) По фактически затраченному времени 193 за
1 час

1.6. Содействие в организации ритуальных услуг:
1.6.1. Оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам 6 час 1158
2. Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому
(социально-медицинское обслуживание на дому)
2.1. Наблюдение за состоянием здоровья клиента и его оценка (наблюдение за артериальным давлением и температурой тела, обеспечение ухода с учётом состояния здоровья через соответствующие учреждения, в том числе здравоохранения). 30 мин 97
2.2. Выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача (постановка банок, горчичников, наложение компрессов, выполнение очистительных клизм, втирание лекарственных средств, подготовка клиента к различным исследованиям, обработка пролежней, раневых поверхностей, осуществление перевязок, закапывание глазных капель, объяснение обслуживаемым гражданам особенностей приема лекарственных препаратов, проверка сроков годности медикаментов и их хранение) 1 час 193
2.3. Оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена постельного белья, смена абсорбирующего белья) 2 час 386
2.4. Кормление ослабленных больных 30 мин 97

Тарифы на дополнительные социальные услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, не входящие в территориальный перечень
гарантированных государством социальных услуг

Средняя норма
№ п/п Вид социальных услуг времени на выполнение одной услуги (час, мин) Тариф
(руб.)
1. Санитарно-гигиенические услуги
1.1. Стрижка волос 30 мин 97
1.2. Смена постельного белья 15 мин 48
1.3. Смена нательного белья 30 мин 97
2. Социально-бытовые услуги
2.1. Приготовление горячей пищи 1 час 193
2.2. Помощь в домашнем хозяйстве (мытье посуды, вынос мусора) 20 мин 64
по фактически 193 за 1 час
2.3. Сопровождение в поездках по городу на общественном транспорте
затраченному времени

2.4. Общая уборка помещения средствами клиента:
2.4.1. Влажная уборка всех типов покрытия полов 1 час 193
2.4.2. Уборка устойчивых загрязнений с влагостойких стен (ванная и туалетная комната, фартук на кухне) 1 час 30 мин 290
2.4.3. Уборка мебели от пыли во всей квартире 40 мин 129
2.4.4. Уборка ковров, ковровых дорожек, паласов пылесосом клиента во всей квартире 1 час 193
2.4.5. Чистка раковин на кухне и ванной комнате, чистка ванной и унитаза 40 мин 129
2.4.6. Чистка кухонной плиты (без духового шкафа) 20 мин 64

Чистка кухонной плиты (с духовым шкафом) 1 час 193
2.4.7. Уборка и чистка плинтусов 40 мин 129
2.4.8. Протирка дверей и дверных проемов в квартире 30 мин 97
2.5. Мытье одного окна 1 час 193
2.6. Утепление одного окна утеплителем оконным (средствами клиента) 1 час 193
2.7. Мелкий ремонт одежды, белья 30 мин 97
2.8. Глажка белья 20 мин 64
2.9. Сопровождение на прогулку 1 час 193
2.10 Предоставление услуг автотранспортом Учреждения (по предварительному заказу) за 1 час 193
2.12 Чтение периодических изданий и художественной литературы 30 мин 97