Тьютор: кто это и зачем он нужен. Тьютор (tutor) — профессия будущего

Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского - педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor - заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Для России тьюторство - принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход - это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Тьютор - это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге - нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение - в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название - воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему - усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор - не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда - время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога - поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения - логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры - студенты, ученики старших классов, - которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора - это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 10000—35000 ₽

Москва 30000—80000 ₽

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

В 2008 г. в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов появилась новая строка «тьютор», кто это, тогда практически никто не знал. Да и сейчас тьюторство редко встречается в российской образовательной системе, а собственно к этой области и относится данная профессия.

Кто такие тьюторы в университете?

Традиция тьюторства возникла в средние века в университетах Англии, и сохранилась до настоящего времени в Европе и США, где каждый человек знает, кто такой тьютор в вузе. Студент сам выбирает лекции, которые он будет посещать. А тьютор помогает сделать этот выбор эффективным, курирует процесс самообразования. Таким образом, тьютор – это наставник, специалист, работающий индивидуально с одним или несколькими учащимися.

Тьютор - должностные обязанности

Тьюторская деятельность не связана непосредственно с процессом передачи знаний. Тьютор в образовании – это не учитель, а персональный наставник. Существует разница между индивидуализацией учебного процесса и индивидуальным подходом:

  1. Хороший педагог при подаче учебного материала учитывает особенности своих учеников. Индивидуальный подход к каждому учащемуся способствует лучшему усвоению академической программы (общей для всех), состоящей из учебных дисциплин (одинаковых для всех).
  2. Индивидуализация дает студентам свободу выбора изучаемых дисциплин, специализаций, посещаемости лекций, но не освобождает от необходимости показать надлежащий объем знаний на экзаменах. Чтобы процесс обучения при таком подходе проходил успешно, необходима помощь тьютора.

В его должностные обязанности входит:

  • выявление интересов ученика, его и талантов;
  • содействие школьникам и студентам в профессиональной ориентации и выборе профилирующих учебных предметов;
  • согласование академического плана образовательного учреждения с индивидуальными наклонностями воспитанников;
  • помощь учащимся в составлении персонального учебного плана, в выборе литературы и учебных материалов, необходимых для самообразования;
  • взаимодействие с преподавателями, администрацией, родителями или попечителями с целью создания условий для развития личности и самоопределения воспитанников.

Как стать тьютором?

Тьютор – профессия новая. Методика подготовки таких специалистов до конца еще не разработана. В ряде случаев Курсы повышения квалификации предлагают перепрофилирование педагогов. Однако с учетом специфики работа тьютором требует академического образования. Поэтому некоторые педагогические институты начали обучение данной профессии. Например, в Московском педагогическом государственном университете есть магистратура Тьюторство в сфере образования, где учат на тьютора.

Качества тьютора

Характеристика тьютора включает как , так и профессиональные навыки:

  • общение с людьми разными по возрасту и состоянию здоровья (коммуникативные);
  • обучение и создание условий для развития гармоничной личности (педагогические);
  • создание внутреннего психологического настроя подопечного (психологические);
  • знание возрастной физиологии и гигиены;
  • юридическая грамотность в вопросах образования.

Сколько зарабатывает тьютор?

Если перефразировать известное выражение, то на вопрос «тьютор, кто это?» ответом будет – «человек, работающий не за гонорар, а за совесть». Конкретные условия и особенности работы тьютора определяют время его занятости и способы оплаты. Тьюторское сопровождение в образовательном процессе особенно необходимо в 3 случаях:

  1. В инклюзивном образовании работа с детьми-инвалидами (помощь в обучении, в общении со сверстниками и преподавателями) требует долгосрочного участия наставника, с которым заключается договор о тьюторских услугах с ежемесячной оплатой 30-50 тыс. руб.
  2. Старшеклассникам и студентам помощь в самообразовании и профориентации с учетом их интересов и наклонностей может оказывать консультант с почасовой оплатой от 500 до 5000 руб.
  3. Взрослым людям оказывать содействие в смене профессиональной деятельности и в получении новых знаний тьютор может дистанционно (в скайпе или по электронной почте) с оплатой за каждое проведенное занятие от 70 до 100 $.
Введение

В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития современного общества. Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора.

Нет ничего более противоположного, чем учитель и тьютор.

Хотя это утверждение и не отменяет другого: учитель и тьютор – взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Учитель – этот тот, кто знает чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учиться. Частица «СЯ» в этом контексте меняет все.

Тьютор – не тот, кто умеет учить учиться - он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования.

Тьютор – не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.

Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего (а не знающего), изучающего не методику преподавания, а сам предмет и изучающего - самостоятельно и для себя.

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник. Тьюторство – это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Культуре тьюторства, по крайней мере, девятьсот лет. Сегодня массовый характер тьюторство обретает в дистанционных формах обучения, хотя в них уже во многом отличается от своих очных форм. Сегодня возникает необходимость возрождения именно классической тьюторской позиции, очного тьюторства. Культура самообразования не приняла в нашей истории коллективных форм, позволившей оформиться фигуре тьютора.

Напротив, дидактика со времен Коменского породила множество методик, касающихся возрождения активной позиции ученика и различных форм самообучения под руководством учителя (метод проектов и индивидуальных планов, коллективного творческого воспитания и комплексной системы обучения). Но все они методы – методы обучения.

Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий.

Такое понимание не может быть, как правило, организовано технологически, для всех одинаково. Тьютор, также как и его подопечный, может не знать ответа.

Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.

Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.

Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести – и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.

Сравним

Объектом исследования - применение в процессе обучения идей тьюторского движения, предмет исследования – основы деятельности тьютора в системе образования.

Цель данной курсовой работы в том, чтобы рассмотреть основы деятельности тьютора и использование позиции тьютора в процессе обучения.

Глава 1. Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования

    1. История тьюторства

Университеты средних веков и современные университеты далеко не одно и то же.

    Изначально сроки обучения не ограничивались, в том числе потому, что программ обучения не существовало и происходило оно в основном стихийно – в форме самообразования. Процесс самообразования, а значит пребывания в университетском сообществе, мог длиться от 10 до 20 лет.

    Возраст школяров мог быть самый разный, но ходу того, как университетская жизнь упорядочивалась, совсем молодые люди - 14-15 лет - поселялись в университетских городках.

Современная школа имеет ряд преимуществ перед вузом в возрождении тьюторских традиций. Школа относится к еще нецелевому периоду освоения мира знания, когда знание может присваиваться ради собственной ценности. Она является заведением, где проходит 10 лет жизни ученика, а значит, есть возможность узнавать его в его отношениях к знанию, есть время для индивидуальной образовательной истории.

В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление - мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества.

Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке - латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.

Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.

Слово университет в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других – преподаватели.

Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой - продолжал оставаться школяром.

Магистр низшего факультета (факультета искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста. Интересно, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете профессорами со временем стали светские лица. В ситуации интеллектуализации знания необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности во многом и была направлена тьюторская система. О тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. С XII по XIV век университеты постоянно воевали с городами, отстаивая свои права, и жизнь в них еще не являлась установившейся.

Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.

К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.

В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа.

Тьютор помогал ему в этом: советовал школяру, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.

Основную идею тьюторской деятельности определяли, как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях.

В начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода германской модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на лекционных занятиях): "Отмена тьюторства, - писали они в своей петиции, - будет подменять образование информацией, а религию - псевдоученостью". . Именно тьюторская система позволяло превратить знание из общеизвестного в личностное.

Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента:

    собственно тьюторство – коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессориальных лекций: например, с 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов вообще).

    руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время;

    моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.

Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения знания, линии его освоения его вглубь и вширь.

Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора - извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно.

Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.

В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.

Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.

    1. Тьюторская практика в школе.

Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии.

Однако представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.

Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.

1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.

2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.

3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.

4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.

1.2.1 Начальная школа.

Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (согласно теории Д.Эльконина) некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним.

Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Философия тьюторства исходит из того, что большая или меньшая ценность образовательных опытов не определяется возрастом образующегося. В каждый момент жизни существуют вопросы, на которые самый ценный ответ можно получить именно тогда, когда он возникает - потому что его актуальность связана именно с этим моментом жизни. Тьютор работает с детскими вопросами и поиском ответов на них, считая их очень важными для ребенка не только сегодня, но и в целом - для образовательной истории его подопечного.

Как это происходит? Вначале все дети приглашаются на открытые уроки (с открытым входом и выходом). Им объясняют, что это будут уроки, где они могут заниматься тем, что им интересно. Абсолютно всем, но не все, а только те, кто хочет.

Здесь тьюторская деятельность напоминает деятельность кружковода или факультативную – но только наполовину – своей необязательностью для всех и занятием по желанию. Отличается же она тем, что в кружке или на факультативе всех объединяет либо предмет интереса, либо интерес к какой-то практике. А на открытых тьюторских «уроках» - у всех самые разные интересы и объединяет их то, что они хотят сами найти ответы на эти вопросы. Именно поэтому необязательно, чтобы тьютор был специалистом в сфере интереса своего подопечного – его задача научить и помочь, если надо, найти таких специалистов. Своим подопечным предлагаем называться школярами (в отличие от школьников) – тоже для того, чтобы они научились различать себя в разных позициях.

На первом этапе работы с тьютором школяр формулирует при помощи тьютора тот вопрос, на который он хочет получить ответ. Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни. В отличие от распространенного сегодня в школах метода учебных проектов, в сопровождении образовательного поиска школяра тьютором вопрос может не иметь никакого отношения к учебной программе – это личный вопрос школяра и у каждого свой. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники. Можно составить интересную для ее заполнения анкету, где школяр укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним.

Следующий этап работы - поиск ответов на вопрос делится на два такта: на обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, и собственно - поиск. Выбор способа будет опираться, прежде всего, на определение индивидуального стиля образования.

Определение индивидуального стиля образования и приведение школяра к его осознанию – одна из задач деятельности тьютора. Другая – познакомить с существующими в культуре способами ответов на возникающие у людей вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д. В своей работе тьютор стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального.

Основные техники работы тьютора на данном этапе это:

    план-карта источников, где можно так или иначе найти материал для ответа на вопрос (для школяра может быть представлена как карта пирата или следы инопланетного существа);

    вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);

    и образовательное портфолио.

Портфолио – это то место, где школяр собирает ценные для него материалы, добытые в поиске. Те, что делают для него зримым и ценным его шаги в самообразовании. Именно в работе с портфолио начинает запечатлеваться его индивидуальная образовательная история.

Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу школяров. Это может быть узкий круг или, наоборот, общешкольное мероприятие. Он обязателен и смысл его с тьюторской точки зрения в подтверждается ценность самообразования сообществом, таких же как ты – школяров, ищущих ответы на свои вопросы. Задача презентации для школяра – убедиться в том, что найденный тобой ответ дает новой штрих к твоему образу, что тебя услышали, увидели в новом качестве.

Здесь тьютор может поработать, помогая придумать форму презентации, но это не значит, что он должен придумывать за подопечного, даже если тот наверняка выбрал неудачную, «закрытую» форму

1.2.2 Средняя школа.

Основной образовательный конфликт здесь – лежит в области личностного общения, индивидуального и социального, утверждения себя в сообществе. Вопрос в том, какое это будет сообщество и за счет чего подростку удастся самоутвердиться.

Тьюторский ход снова заключается в том, чтобы перенести решение этого конфликта в область индивидуального и культурного. Тьюторские классы теперь представляют собой такие образовательные сообщества, которые объединены по способу деятельности, способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы.

Таких типов деятельностей в культуре существует, как минимум, три. Это исследование, проектирование и творчество. Исследование позволяет найти ответ на вопрос в мире научно предсказуемом, где специально организованный поиск позволяет обнаружить ответ. Проектирование – в мире социально проблемном, где нужно придумать способ решения проблемы и проверить его действенность. Творчество позволяет изобрести мир заново. Самостоятельное изучение существующие в культуре норм или прецедентов вышеуказанных типов деятельности становится для школяров выходит на первый план.

Содержание вопросов у подростка меняется, они начинают касаться сферы самопознания и самореализации. Но школяры теперь объединяются не по интересам, а по способам их претворения, в своеобразные клубы, где поводом для общения является опыт освоения деятельности исследования, проектирования или творческие находки, а поводом для самоутверждения является твой индивидуальный, неповторимый вопрос. А в обсуждениях с тьютором школяры учится рефлексии собственного опыта.

Техники работы тьютора усложняются, так теперь ему нужно строить опоры для совместной рефлексии образовательного поиска, но остаются теми же:

    образовательная карта - теперь содержит приложения в виде маршрутов и инструкций по прохождению пути;

    требования к портфолио приобретают нормативные характеристики (исследователь собирает гипотезы и артефакты, проектировщик – идеи и конструкции, творец – творческие зарисовки);

    Техники беседы сами могут становиться поводом для рефлексии (так как именно в этом период для школяра становятся важно владение этими техниками для поддержания личностно-значимого общения в кругу друзей).

1.2.3 Старшая школа.

Основной конфликт возраста: образования как самоценности – и целевого (профессионального) образования (культурного и социального). Тьютор опять решает его в плане культурного – индивидуального.

Каждый школяр для себя отвечает на один и тот же насущный вопрос: «Кем быть?». Вернее, любой интересующий его вопрос, так или иначе, связан с его будущей профессией, планом самостоятельной жизни.

Теперь школяр вместе с тьютором он строит проект своей индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности.

Образовательная деятельность выходит за стены школы в прямом смысле – это стажировки в мире взрослой деятельности. Если на предыдущем этапе город активно осваивался как культурное поле, теперь он становится полидромом для выбора будущей профессии, на образовательных картах появляются местные фирмы и предприятия, политические арены и профессиональные сообщества.

Язык картографирования включает в себя теперь:

    сферы и типы деятельности;

    проблемы и задачи социального масштаба;

    существующие проекты и программы, решающие эти проблемы;

    фигуры экспертов – профессионалов;

Портфолио становится объектом проектирования. Что в нем должно оказаться через 5 лет, чтобы твой профессиональный проект смог осуществиться, чтобы оно подкрепляло твое резюме?

Оснащенность тьюторской беседы возрастает многократно: тьютор теперь должен иметь опыт построения программы своего собственного профессионального роста, входить в курс современных тенденций развития деятельности, предавать техники организации социальных ситуаций.

Тьюторской практике, осуществляемой в русле изложенных выше положений группой единомышленников в российском образовательном пространстве, около 10 лет. Всего по стране около 40 школ практикуют тьюторство, как отдельную практику, включенную в школьную жизнь.

1.3 Функции тьютора в работе с обучающимися

У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). [ 12]

Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся

Размораживание

(проблематизация)

Организация изучения концепции курса

Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандартных) задач в отношении обучающихся (табл. 1).

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в ДО Таблица 1.

Типовые задачи

    Определение целей и задач совместной деятельности.

    Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

    Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

    Разработка стратегии работы группы на презентацию.

    Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

    Определение собственной роли и позиции в группе.

    Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

    Определение учебного потенциала группы.

    Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

    Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

    Объяснение сложных вопросов, концепций,

    Системное представление концепций курса,

    Выделение главных идей в теме, курсе,

    Организация работы обучающихся с кейс-стади.

    Объяснение концепций курса.

    Демонстрация связи курса с реальной практикой

    обучающихся.

    Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

    видеть и формулировать проблему.

    Представление более полного и более широкого, чем

    в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

    Подготовка и чтение мини-лекций.

    Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

    Работа с проблемами, предложенными группой.

    Оформление опыта обучающихся.

    Обзор материалов всего курса.

    Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

    идей, адекватных изучаемым материалам.

    Оценка адекватности применения концепций.

    Организация групповой работы,

    Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

    Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

    Организация межгруппового взаимодействия.

    Выбор адекватных методов обучения.

    Организация дискуссии.

    Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

    Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

    Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

    Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

    Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

    Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

    Определение сильных и слабых сторон в деятельности

    обучающихся.

    Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

    диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

    Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

    Организация обратной связи.

    Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

    Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

    Проведение рефлексии собственной деятельности.

    Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

    Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

    Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

    Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

    Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

    Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

    диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

    осуществление целеполагания;

    мотивация и вовлечение обучающихся;

    управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

    коррекция деятельности обучающихся;

    контроль выполнения заданий;

    рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):

Таблица 2. Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся

Типовые задачи

    1. Тьюторство, как профессиональная деятельность

Рассмотрим, основные линии содержания работы тьютора.

Сейчас мы рассмотрим собственно деятельность тьютора в образовательном процессе.

Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с нескольких точек зрения: с точки зрения функций тьютора, исполняемых им ролей, уровней компетентности, построения карьеры, особенностей психологии (рис. 3).

Деятельность тьютора

Компетентность тьютора

Психологические особенности

Роли тьютора в образовательном процессе

Рис. 3. Схема деятельности тьютора

Функциональный взгляд на деятельность показывает то, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим - задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.

Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций. Рассмотрим роли, которые тьютор может играть в отношениях с обучающимися, чтобы успешно влиять на образовательный процесс.

Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала. Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в изменениях.

Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении. Этот аспект деятельности дополняет ее внешнюю сторону различением ее внутренних событий.

1.4.1 Задачи тьютора.

Придадим деятельности тьютора характер задач, которые он должен решать, занимаясь с обучающимися. Это могут быть деловые игры, групповые дискуссии, концептуальные упражнения и другое, но все это - лишь формы, в которых тьюторы работают над содержанием образовательной деятельности.

Выделяют следующие инвариантные функции, которые тьютор должен исполнять.

    Управленческая функция.

    Диагностическая функция.

    Функция целеполагания.

    Мотивационная функция.

    Функция планирования.

    Коммуникативная функция.

    Функция контроля.

    Функция рефлексии.

    Методическая функция.

В отличие от деятельности традиционного педагога высшей школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции , которая включает следующие конкретные действия:

    определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся;

    наблюдение за ходом деятельности обучающихся;

    оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;

    оценку результатов взаимодействия тьютор - обучающийся и учебного процесса в целом;

    разработку решений по изменению деятельности обучающихся.

    реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности обучающихся;

    корректировку собственной деятельности, а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.

Управлять деятельностью означает следующее:

    изменять людей - исполнителей деятельности;

    изменять цели деятельности;

    изменять процессы деятельности;

    изменять отношения между людьми, целями и процессами деятельности.

В образовательной деятельности все это приобретает особое значение, поскольку здесь люди - познающие субъекты, цели - желаемые уровни знаний, умений, способностей. Данные объекты управления объединяют в две большие группы:

    управление мыслительной деятельностью обучающихся,

    управление познавательной деятельностью обучающихся.

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

    изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

    определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);

    определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

    определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

    диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).

Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые - к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.

Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:

    анализ целей модели обучения;

    определение содержания и специфики деятельности обучающихся;

    выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;

    определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;

    формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);

    согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;

    согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».

Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

    выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;

    формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;

    создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;

    стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

    организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.

Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:

    формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);

    формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;

    определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;

    разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;

    распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).

Не последней функцией тьютора является установление коммуникаций . Данная функция особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

    быть открытым и доступным для обучающихся;

    понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;

    устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;

    организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;

    формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;

Функция контроля . Никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.

Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:

    анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;

    комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;

    оценивать качество выполненных заданий;

    корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);

    вести мониторинг заданий;

    оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.

Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:

    организация анализа возможностей тьютора;

    организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

    идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;

    создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

    организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию относятся:

    создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

    разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.;

    анализ и описание собственного тыоторского опыта;

    внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.

Широкое поле деятельности тьютора позволят проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится выполнять всем тьюторам: это потребностями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения совокупность доминирующих функций тьютора изменяется.

1.4.2 Роли тьютора.

К отношениям тьютора с обучающимися подходит понятие «роли». Роль - это проекция некоего отношения. Мы будем, говорить о роли одного из них. Характеристика хотя бы одной роли тотчас же восстанавливает представление обо всех отношениях. Отношения с обучающимися уже предполагают исполнение некоей роли. Эта роль - тьютор. Но, выступая по отношению к обучающимся как тьютор, он устанавливает с ними и другие отношения. Эти роли делят на два типа: содержательные роли и роли формальные (рис. 4).

Рисунок 4 Типы ролей тьютора в отношениях с обучающимися.


Формальные

роли тьютора

Типы ролей тьютора

У тьютора выделяют следующие роли:

    консультанта,

    наставника,

    менеджера,

    педагога,

    андрагога,

    маркетолога,

    личности и другие.

Подобные роли рассматриваются как «содержательные», то есть связанные с содержанием отношений между тьютором и обучающимися, но у тьютора есть и другие роли - «формальные», поскольку они отражают форму различных содержательных отношений с обучающимися.

Выступая в роли консультанта либо дирижера, либо наставника, либо в другой содержательной роли, устанавливаются разные формы отношений с обучающимися, выделяют:

    командно-подчиненные - приказывая обучающимся и требуя от них выполнения приказаний;

    партнерские - договариваясь с ними;

    отеческие - панибратски приговаривая.

Эти и другие виды формальных отношений тьютор проявляет всюду. Все, что говорит тьютор или на занятиях, или отвечая на вопросы, необратимо: смысл сказанного выраженный определенным образом, будет воспринят аудиторией и повлияет на ее восприятие всего того, что будет сказано впоследствии.

Кроме того, выделяют следующие роли:

    «арбитра» - одобряя обучающихся, подтверждая, что их размышления были правильными;

    «равного» - проводя общую дискуссию о полезности теории ожидания;

    «учебного образца».

Роли «арбитра» и «равного» очень важны и полезны для образовательного процесса, хотя и в разной степени. В обоих случаях желаемым результатом всегда будет самостоятельная содержательная рефлексия обучающихся.

Роль «учебного образца» подходит для репродуктивного изложения материала.

Разделим все формальные роли тьютора на два типа:

    роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентированный на обучающихся»;

    роли, демонстрирующие подход тьютора, «ориентированный на тьютора».

Из трех выделенных ролей к первому типу относится роль «равного» и в какой-то мере роль «арбитра». Ко второму типу относится роль «образца» и в какой-то мере - роль «арбитра». Такой двойственный характер роли «арбитра» объясняется особенным контекстом, в котором она проявлена тьютором.

Когда тьютор тем или иным способом объяснял обучающимся содержание курса, когда идеи - «знания» - передавались (перемещались) от тьютора к обучающимся. Перемещение знаний является частью работы тьютора. Перемещение знаний от тьютора к обучающимся лишает их возможности трудного, но собственного продвижения к пониманию идей и концепций. Поэтому такое поведение тьютора ориентировано как бы на него самого, а не на обучающихся. Тем не менее, роль «перемещателя» бывает необходима в некоторых учебных ситуациях.

В других случаях тьютор проверяет понимание обучающимися идей курса. Можно представить это так, что тьютор формирует в сознание обучающихся, некую определенную «конструкцию», создавая требуемый образ правильной идеи или концепции. Считают, что при этом он выполнял роль «формирователя». Обе эти роли - «перемещателя» и «формирователя» являются разновидностями роли тьютора как арбитра

В роли тьютора как «равного» утверждается подход «ориентация на обучающегося», поскольку при этом признается интеллектуальная автономия обучающихся.

Выделяют следующие разновидности роли тьютора как «равного»:

    тьютор – гид,

    тьютор - выращиватель.

В роли тьютор – гид, тьютор как бы подводит обучающихся к пониманию некоей идеи, исполнив роль своеобразного «гида» в их познавательном путешествии.

В роли тьютор – выращивателя, тьютор способствуют «выращиванию» личного подхода обучающихся к изучению материала курса.

Всесторонний тьютор. Смысл рассмотренных ролей тьютора наглядно демонстрирует рис. 5. Четыре роли (обозначенные начальными буквами их названий) представлены как квадранты круга. Фигура, расположенная в этих квадрантах, - это всесторонний тьютор.

Всесторонний тьютор должен легко действовать во всех четырех квадрантах. Он знает, когда ему действовать в пределах одного квадранта, а когда - переходить к другому. Такому тьютору известны возможности каждой роли, и он способен их использовать. Из рисунка видно, что квадранты одинаковы, каждый из них является частью арсенала тьютора. Все они заслуживают одинакового внимания при соответствующем использовании. Все они образуют пространство ролевой свободы всестороннего тьютора.

Ролевые стили тьютора

Перемещатель

Выращиватель

Формирователь

Рисунок 5. Образ всестороннего тьютора

1.4.3 Компетентность тьютора.

Термин «компетентность» трактуется по-разному:

    сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач;

    абсолютная возможность выполнения конкретной работы в соответствии с предписанными стандартами;

    попытка ответить на простые и очевидные вопросы: «Что делают люди? Что они должны делать? Как готовить специалистов?»;

    совокупность умений и навыков, мотивов поведения и социальных ролей работника;

    критерий для определения и оценки вклада специалистов в успех организации.

Интегральный взгляд на эти и другие подходы к компетентности определяет ее как некую характеристику любого работника, в которой можно выделить:

    профессиональные знания,

    умения или навыки выполнения деятельности,

    личностные способности к деятельности в широком аспекте,

    настрой или желание выполнять деятельность.

С этой позиции рассмотрим компетентность и профессиональность тьютора.

Профессиональность тьютора, оценивается следующие характеристики:

    уровень профессиональных знаний - тех самых, которые являются предметом нашего курса;

    уровень профессиональных умений или навыков;

    способности к выполнению деятельности тьютора; - желание или настрой на выполнение деятельности.

Рост профессиональности тьютора рассматривают, как расширение области знаний, навыков, способностей и профессиональных намерений тьютора. Рост компетентности проявляется в расширении знаний, оттачивании навыков деятельности, развитии способностей, усилении настроя на деятельность.

Требования к компетентности тьютора в образовательном процессе.

В деятельности тьютора хорошие навыки и способности значат больше теоретических познаний. Это связано с несколькими обстоятельствами.

    Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.

    Тьютор - больше организатор образовательной, мыслительной и других видов деятельности обучающихся, чем теоретик-консультант. Эта роль требует больше хороших навыков, чем знаний.

Можно найти много отличий между требованиями к компетентности тьютора и обычного преподавателя. Перечислим некоторые из них:

    От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.

    Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся.

    У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).

    От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.

1.4.4 Карьера тьютора.

Рассмотрим потенциальные направления развития деятельности тьютора, с которыми связаны направления развития профессиональности и карьерного роста, таким образом, чтобы увидеть ее новые возможности. Рассматривая требованиями к компетентности тьютора, говорят, что развитие профессиональности прочно связано с основными знаниями, навыками и способностями, которые должны соответственно углубляться, становясь прочнее и ярче. В работе с обучающимися могут быть выделены особые грани развития профессиональности тьютора. Рассмотрим их наиболее отточенную форму. Карьера тьютора может развиваться в следующих основных направлениях:

    расширение репертуара освоенных ролей;

    специализация деятельности;

    развитие типов мыследеятельности;

    повышение уровней качества мастерства;

    освоение сфер деятельности в образовательном пространстве.

Эти направления образуют своеобразный «веер» развития карьеры тьютора (рис. 6).

Рисунок 6.

« Веер» направлений развития карьеры тьютора

Мы рассматривали несколько ролей тьютора в отношениях с обучающимися. Дополним их другими так, чтобы все эти роли продемонстрировали некие особые возможности деятельности тьютора:

педагогические - связаны с умением передавать знания по предмету;

    андрагогические - связаны с умением практически управлять (организовывать) процессом обучения с учетом особенностей обучающихся;

    маркетинговые - связаны с умением понимать и удовлетворять потребности обучающихся, побудившие к обучению;

    консультационные - связаны с умением понимать конкретные практические проблемы обучающихся и давать практические рекомендации по их решению;

    личностные - связаны с умением подчинять людей своей воле и влиять на их убеждения и поведение.

Освоение репертуара ролей усиливает профессиональность тьютора.

Понятие специализации в деятельности тьютора возникает, с одной стороны, в связи с разнообразием тем образовательных потребностей обучающихся, которые хороший тьютор стремится удовлетворить лучшим образом, а с другой стороны, в связи с особыми предпочтениями тьютора. Каждый тьютор предпочитает какой-то определенный тип работы с обучающимися. Все это можно рассматривать как специализации деятельности тьютора:

    характеристики особенных и наиболее ярких возможностей и предпочтений тьютора в пространстве его компетентности;

    характеристики дополнительных возможностей тьютора по удовлетворению разнообразных образовательных потребностей обучающихся и решению особенных образовательных задач.

Практика тьюторской деятельности показывает, что в качестве специализаций могут быть выделены следующие особые области компетентности.

    Тьютор-игротехник - знаток и мастер в области техник и технологии

    деловых обучающих игр.

    Тьютор-эксперт - мастер разработки экспертных решений в области образовательных технологий и техник или в предметной области.

    Тьютор-теоретик - знаток теории, хороший эксперт по предмету.

    Тьютор-консультант - специалист по исследованию практических проблем обучающихся, способный дать эффективные советы по улучшению деятельности на основе изучаемых предметов.

    Тьютор-менеджер - специалист по обучению взрослых на основе эффективных технологий организации учебного процесса.

    Тьютор-методолог - специалист по разработке и адаптации технологий образования, способный организовать исследование обучающимися своих практических и образовательных проблем.

Эти специализации могут быть с выгодой для обучающихся использованы образовательным учреждением и тьюторами.

Основными типами мыследеятельности выделяют следующие:

    репродуктивный тип - мыследеятельность в виде повторения известного набора мыслительных процедур, в виде воспроизводства (репродукции) сохранившегося набора действий ума;

    творческий тип - мыследеятельность в виде изобретения мыслительных процедур и действий, но ограниченная в пределах некоторого выученного, освоенного пространства действий;

    креативный тип - мыследеятельность в виде свободного порождения процедур, действий, смыслов в соответствии с решаемой задачей.

С каждым освоенным типом мыследеятельности у тьютора открываются новые возможности, которые отражаются на результатах его деятельности, на профессии, на карьере, на его личности.

1.4.5 Психологические особенности.

Компетентность, без преувеличения, - это вершина, к которой стремится каждый специалист, но далеко не каждый достигает желанной цели, настолько труден и неоднозначен этот путь. Основными элементами, определяющими профессиональный облик человека, являются его знания и умения в соответствующей предметно-содержательной сфере и психологические способности и особенности, позволяющие ему стать специалистом того или иного уровня, иными словами, его психологическая готовность к освоению своего ремесла. Практика показывает: даже блестяще подготовленный в предметной области специалист порой оказывается профессионально непригодным по причинам психологического характера. Тем более он не всегда может стать компетентным человеком, особенно в сферах, предполагающих интенсивное межличностное взаимодействие.

Поскольку деятельность тьютора сосредоточена в психологическом пространстве человеческих отношений, ему неизбежно придется осваивать психологические техники, учиться чувствовать себя комфортно и находить пути в одном из самых запутанных лабиринтов - лабиринте человеческих отношений. От умения тьютора устанавливать отношения и оказывать влияние на обучающихся зависит многое, а главное - результат обучения и его качество.

Глава 2. Элективный курс «Задачи с параметрами», как

возможность применение идей тьюторского движения

Для жизни в современном информационном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении применять индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Человек с развитым математическим мышлением может самостоятельно находить необходимую информацию, работать с информацией, применять полученную информацию. Для того, чтобы уверенно чувствовать себя в современном мире, человек должен уметь проанализировать возникающую проблему, учесть все ее аспекты и сделать правильный выбор.

Для развития этих способностей, а также творческой и прикладной сторон мышления в математике применяются задачи – основная учебная деятельность в рамках данного предмета. И среди математических задач особое место занимает линия задач с параметрами, представляющая собой широкое поле для полноценной математической деятельности. Дело в том, что задача с параметром (уравнение, неравенство, система) – целый класс задач, поэтому учащемуся приходиться решать сразу весь этот класс, что, естественно, влечет за собой необходимость разбора различных случаев в зависимости от определенных значений параметра. Это приводит к тому, что решение в такой задаче как бы «ветвится» в зависимости от значений параметра, что, в свою очередь, требует от учащегося умений работать с возрастающим объемом информации и, при записи ответа, обобщить полученную информацию.

Данная работа представляет собой разработанный элективный курс по математике «Задачи с параметрами».

Цель данной работы – разработать элективный курс «Задачи с параметрами», где в процессе обучения педагог выступает в роли тьютора.

В предлагаемой работе решаются следующие задачи:

    Выделяются основные типы задач с параметрами и описываются методы их решения.

    Предлагается последовательность изучения этих типов задач в рамках программы для школ (классов) с углубленным изучением математики (данная последовательность может быть реализована и в профильных классах). Разработка занятий для проведение уроков тьютором.

Методика изучения содержательной линии «Задачи с параметрами»

Форма проведения занятий по курсу предлагается выбрать самостоятельное изучение узловых вопросов данной темы.

Предлагаемая методика изучения содержательной линии «Задачи с параметрами» предполагает изучение следующих тем:

    Знакомство с параметром. Замена параметра числом.

    Параметр и поиск решений уравнений, неравенств и их систем.

    Параметр как равноправная переменная.

    Простейшие уравнения и неравенства, решаемые аналитически. Равенства вида. Неравенство вида ().

    Задачи на свойства квадратичной функции, решаемые аналитически.

    Уравнение вида: Неравенства вида:

    Свойство функции в задачах с параметрами. Область значений функции.

    Свойство функции в задачах с параметрами. Экстремальные свойства функции.

    Свойство функции в задачах с параметрами. Монотонность. Четность. Периодичность.

    Графические приемы. Координатная плоскость. Параллельный перенос.

    Графические приемы. Координатная плоскость. Поворот.

    Графические приемы. Координатная плоскость. Гомотетия. Растяжение и сжатие к прямой.

    Графические приемы. Координатная плоскость.

    «Каркас» квадратичной функции. Дискриминант. Старший коэффициент.

    Вершина параболы.

    «Каркас» квадратичной функции. Соотношения между корнями квадратного уравнения. Уравнения и неравенства с параметром, приводящиеся к квадратным

    Применение производной.

    Методы поиска необходимых условий. Использование симметрии аналитических выражений. «Выгодная точка»

Каждая тема рассчитана на 2 часа (итого 32 часа). К каждой теме предлагается, раздаточный материал, содержащий необходимую информацию по изучению темы с разбором основных типов задач. Материал подготовлен таким образом, чтобы ученик самостоятельно мог изучать материал. Для обучения и контроля усвоения материала предлагается набор задания рекомендуемых для выполнения. Приведен набор заданий для 10 вариантов, способствующий индивидуализации процесса обучения. Таким образом, материал для обучения состоит из

    Материал для выдачи ученику с необходимой информаций по теме.

    Разбор основных типов задач по теме. (предлагаемый ученику).

    Список заданий необходимых для выполнения, способствующих усвоению материла, а также контроля уровня знаний.(10 вариантов)

    Задачная база (задачи по изучаемым темам).

Библиографический список

    Горштейн, П.И. Задачи с параметрами. [Текст]/ П.И. Горштейн, В. Б. В.Б. Полонский, М. С. Якир – М: Илекса, - 2003, - 336 с.

    Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий [Текст]/ А.М. Долгоруков – М: ЦИТО, - 2002г.

    Ковалева, Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]/ http://www.mioo.ru/

    Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов [Текст]/ Н. А. Костина. - Сибирский учитель. – 2006. – № 1.

    Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века [Текст]/ Ж. Ле Гофф. – Долгопрудный, 1997г.

    Моденов, В.П. Задачи с параметрами. Координатно-параметрический метод. [Текст]/ В.П. Моденов. – М: Академ, - 2007.- 285с.

    Муслинов, В. С. Задачи с параметрами. [Электронный ресурс]/ http://www.depedu.yar.ru

    Подгорная, И. И. Задачи с параметрами. [Рукопись].

    Попов, А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения [Тескт]/ А. А. Попов. – Томск, 1996. - C. 49-57.

    Попов, В.А. Уравнения и неравенства с параметрами. [Текст]/ Попов В. А. – Сыктывкар: Коми гос.– Элементарная математика и начала анализа. – 2002г.- с. 300.

    Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска [Текст]/ Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. -Томск, 1996. - C. 15-30

    Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. [Текст]/ С.А. Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.

Иностранные университеты. Вып.1. Университеты Англии

В России тьюторство наиболее активно развивается последние двадцать лет. В основном, тьюторство – это способ реализовать идею индивидуальной образовательной программы. Это самодвижение в своем образовании, преодоление рамок школы (вуза) в своем движении к значимым целям, это системность которую начинает удерживать ученик, выход в систему открытого образования. Тьюторство помогает ребенку научиться формулировать свой образовательный заказ, быть автором своей образовательной истории. А еще можно сказать что тьюторство — это педагогическая область в сфере образования, специализирующаяся на реализации принципа индивидуализации, развитии аутентичности и субъектности развивающегося человека. Тьюторство — это массовое движение профессионалов, объединенных идеей выстраивания новой образовательной услуги, адекватной современной ситуации, вызовам общества и профессионального мира и органично дополняющей существующую карту профессий. Тьюторство помогает найти человеку основания для выбора, определить свою стратегию движения, собрать свою систему образовательных мест и ситуаций, двигаться в пространстве становящихся норм, удержать недоопределенные ориентиры.

Кто такой тьютор

Тьютор – это тот специалист, который помогает в переходах и изменениях, в ситуации пересборки своей траектории и образовательной ситуации. Ребенок, переходя из детского сада в школу, как правило не понимает, что меняется. Он играет в игру, правила которой не знает. И в этой игре очень трудно выиграть. Взрослые учителя автоматически ожидают грамотного учебного поведения, учебной активности, заинтересованности и самостоятельности. Многие учителя надеются на появление у ребенка внутренней мотивации к учебе, чтобы не приходилось стимулировать и мотивировать традиционным “кнутом и пряником”. Но внутренняя мотивация всегда строится на личных целях и ориентирах, на определенности ребенка “зачем я хожу в школу”. А это не появляется само по себе, процесс образовательного целеполагания важно не просто педагогически обустраивать, но и делать это постепенно.

Есть примеры, когда ребенок вынужденно меняет школу. В новом месте для того, чтобы эффективно учиться, ему нужно понять, как в здесь все устроено, что принято, какие новые возможности и неожиданные ограничения есть. Ребенку важно измениться, осуществить шаг развития, оценив специфику новой ситуации. Важно скорректировать свое поведение и свои образовательные привычки, от чего-то отказаться, а что-то принять, как новое, перестроить свою образовательную стратегию, а иногда и свои цели. Обычно в педагогическом мире нет профессионала, который в оказывает помощь в осуществлении самого перехода.
Тьютор часто работает с ситуациями, когда у ребенка есть особенности здоровья или особые потребности в процессе обучения. Тогда задачей тьютора становится пересборка образовательного пространства, т.е. мест и способов обучения. Предельная эффективность работы тьютора с больными ДЦП или аутизмом уже доказана практикой.

Чем тьютор отличается от других типов образовательных профессий

Тьюторство – это особый тип педагогической профессии. Если для простоты разделить все профессии в сфере образования на три типа – формирующие, терапевтические и сопровождающие, – то тьютор относится к последней группе. Базовая задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека. Коуч – тоже пример сопровождающей (или посреднической) профессии, но коуч помогает достигать цель, двигаться более эффективно, развивать сильные стороны. Тьютор, в свою очередь, будет обустраивать сам поиск цели, оформление смыслов и оснований движения. Коучинг – во многом, комплиментарная тьюторству профессия, удобная для выстраивая продуктивного сотрудничества. Тьютор уместен тогда, когда более четкое представление о себе важнее, чем эффективно достигнутая цель, тогда когда человек осваивает сам навык принятия образовательного решения и управления своим развитием, а также самодвижение в образовании или перестроение своего пути.

В ситуации работы с детьми это часто и есть неотъемлемая часть содержания образования. Когда на простых и краткосрочных задачах ребенок осваивает через пробы и экспериментирование способность к самодвижению, к реализации своей индивидуальной образовательной программы. А в работе со взрослыми мы чаще работаем со сменой профессиональной траектории, самоопределением и реализацией проектов, у которых нет возможности опереться на прототип, на чужой опыт.

У меня был опыт, когда я работала как тьютор со взрослым человеком, который параллельно работал и с коучем. Так вот, но любил говорить: “Поход к стоматологу не заменит похода к офтальмологу.” Специалистов в сфере образования становится много, и границы их профессиональной деятельности часто очень сближаются. Я считаю, это хорошо и правильно. “Сервисов” для развития и оснащения своего образования у человека должно быть много и разных. Это характеристика современной ситуации, и важно разобраться, в какой ситуации какие специалисты более ресурсны.

Достаточно ли профессионалов в области тьюторства

Профессионализм тьюторов за последние 5 лет резко вырос. Это связано с ростом спроса на тьюторство. С одной стороны, профессионалов достаточно — относительно тех мест, где тьюторство востребовано. С другой стороны, спрос пока сильно занижен, потому что родители не очень хорошо информированы о проблемах, вызовах и возможностях образовательной ситуации их детей. Пока проблемы не видны, нет и активности в поиске профессионалов. Мы считаем, что определенная инертность и консерватизм родителей — явление проходящее. Сопротивляться новым подходам в образовании становится все сложнее, они не просто доказывают свою эффективность, они становятся нормой. Мы наблюдаем такой парадокс: в сфере образования и в профессиональном сообществе (в том числе, среди коучей и психологов) профессия тьютора достаточно давно известна, профессионалов знают поименно, и даже в лицо, известен список “Топ-100 профессионалов-тьюторов России”. А родители пока про нас очень мало знают. Наверное, недостаточное позиционирование тьюторства среди родителей – недочет нашего сообщества. Наиболее сильный дефицит тьюторских кадров сейчас наблюдается в сфере инклюзивного образования. Семейное образование пока только начинает открывать для себя потенциал тьюторства, думаю в этой области в ближайшие годы будет резкий рост спроса на профессиональных тьюторов, способных пересобирать и удерживать целостность образовательной ситуации ребенка, находящегося на семейной форме образования. Будет расти спрос на работу с индивидуальной образовательной программой и активизацией детских образовательных инициатив.

Стоимость тьюторской услуги сейчас достаточно высока, это связано с достаточно низкой производительностью труда тьюторов-профессионалов. Горизонтальная система разделения труда в тьюторстве пока совсем не развита, и мы чаще встречаем тьюторов-универсалов, а не тьюторские команды с развитой специализацией. Но, думаю, развитие кооперации специалистов в тьюторстве, и, как следствие, оптимизация самой тьюторской услуги, сокращение ее стоимости — это наше самое ближайшее будущее.

Где учат тьюторству

Учиться тьюторству, как и любой другой профессии, нужно системно: нужно найти место, где “я умею как тьютор”, место, где “я оттачиваю профессиональные навыки как тьютор”, место, где “я практикую”, и место, где “я рефлексивно обсуждаю свою практику”. Я не говорю, что это принципиально разные места. Я указываю, что эти фокусировки обязательно должны быть. И что традиционное образование скорее всего не подходит для освоения тьюторства, так как тьютор — это профессия становящаяся, некоторые ее нормы находятся в стадии оформления, само профессиональное “знание” очень подвижно. Пока нет окончательного методического пакета, списка “учебников”, исчерпывающей образовательной программы.
С одной стороны, тьюторство – это сфера, где без академического образования прорваться очень сложно, т.к. нужно хорошо понимать идею и концепцию тьюторства. Для этого есть тьюторская магистратура, например в Московском педагогическом государственном университете. Или курсы повышения квалификации.
С другой стороны, чтобы освоить тьюторские компетенции, а не просто получить информацию о профессии, важно иметь постоянную практику. Идеальная ситуация – это дополнение теории регулярной практикой и супевизией. В таком сочетании освоение компетенций наиболее эффективно.