Психологические особенности производства отдельных видов предъявления для опознания. Психологические аспекты оценки результатов предъявления для опознания

Предъявление для опознания - следственное действие, в котором свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый в результате восприятия предъявленных ему объектов и их сравнения с мысленным образом лица или предмета, воспринимавшегося ранее, приходит к выводу о их тождестве, сходстве или различии.

Обилие следственных и судебных ошибок, связанных с добросовестным заблуждением опознающих, и ряд экспериментальных исследований давно уже привели к чрезвычайно критической оценке результатов предъявления для опознания. Один из дореволюционных авторов писал, что лучше совершенно игнорировать опознание, исключить достоверность акта предъявления, чем базировать на нем обвинение1.

«Опознание является наиболее ненадежной формой показаний», - предостерегает М. Хаусе. «Необходимо относиться с величайшей осторожностью и сомнением к утверждениям об опознании даже со стороны самых убедительных и надежных свидетелей», - вторит ему другой автор2.

Предостережения эти правильны, но они в значительной мере были порождены тем, что предъявление для опознания производилось ранее в рамках осмотра, допроса или очной ставки, процедура которых не содержала специальных гарантий, обеспечивающих получение надежных результатов.

На основе обобщения передового опыта наша правовая теория разработала и рекомендовала практике эффективные приемы использования опознания как средства получения доказательств3.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов: усвоения отличительных признаков определенного объекта и использования данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй - опознавательный - они относят к стадии распознавания4.

Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будет представ

2 М. Хаусе. От доказательств к убежденности. Спрингфильд, 1954.

3 Г.И. Комаров. Опознание на предварительном следствии. Госюриздат. 1955; П.П. Цветков. Предъявление для опознания в советском уголовном процессе. Госюриздат, 1962.

4 М.С. Шехтер. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания.

«Вопросы психологии», 1963, № 4. 258.

лять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственного действия, но, как будет показано ниже, не исчерпывает его.

Как в той, так и в другой стадии центральное место принадлежит отличительным признакам, которые в криминалистике именуют идентификационными, ибо именно по ним отождествляют тот или иной объект.

Все предметы обладают характерными внешними чертами, свойствами, проявлениями и действиями, позволяющими отличать один предмет от другого. Явность, доступность, непосредственная наблюдаемость признака придает ему характер приметы. При распознании первостепенную роль играет именно эта сторона признака, которая может не отражать сущности предмета, быть в известном смысле случайной, но важной для его индивидуализации.

Признаки бывают различной степени специфичности. Одни характеризуют класс объектов, другие - род, вид, группу и т.д. При этом различаются признаки постоянные, присущие всем предметам данной совокупности, и непостоянные, присущие лишь части их.

Признаки могут быть специфичными, если они присущи всем предметам данной группы и только им, и неспецифичными, когда они свойственны всем предметам данной группы, но не только им. В анализе и классификации признаков возможна дальнейшая все более дробная спецификация. Она имеет значение для групповой идентификации, определения групповой принадлежности объектов.

В юридической литературе иногда высказывается мнение о том, что опознание по родовым, видовым, групповым признакам не имеет силы доказательства. С этим нельзя согласиться, ибо установление сходства также может иметь значение улики. Зачастую объект удается отнести к такой узкой группе, что в практической ситуации это означает почти его индивидуализацию. Например, опознание человека по монгольскому типу лица в местности, где таких людей больше нет. Установление различия по групповым признакам приобретает еще более решающее значение.

Но, конечно, наиболее предпочтительным для расследования является установление индивидуального тождества или его отсутствия. Такое отождествление происходит на основе опознавательных, отличительных признаков или примет, которые

характеризуют своеобразие данного объекта (вещи, человека), индивидуальные черты.

В психологии опознания отличительные признаки подразделяются на: а) достаточные и необходимые и б) достаточные, но не необходимые. Совпадение достаточных и необходимых признаков того и другого объекта во всех случаях является основанием для положительного вывода об их тождестве, а несовпадение требует бесспорного вывода о различии.

Если же совпадают только достаточные, но не необходимые признаки, то их наличие подтверждает правильность опознания, но отсутствие отнюдь не свидетельствует об обратном.

Например, потерпевший запомнил характерные черты лица грабителя и особенности его одежды. Признаки внешности преступника - это достаточные и необходимые признаки для его опознания. Признаки же одежды могут быть достаточными, но не необходимыми, ибо их совпадение иногда дает основание для положительного вывода, но отсутствие еще не означает, что субъект опознан неправильно.

Отличительные признаки могут быть двоякого рода: элементарные и сложные. Сложный признак - это комплекс, система, совокупность определенных признаков. При опознании дробные свойства признака зачастую не замечаются человеком, поскольку они обнаруживаются одно за другим столь быстро, что создается единое слитное впечатление. Весь комплекс воспринимается как один отличительный признак.

Каждый объект обладает самыми разнообразными признаками, и люди их воспринимают избирательно, вследствие чего одна и та же вещь или человек могут быть опознаны по различным признакам. Это не всегда учитывают на практике, выражая сомнение в случаях, когда опознающие указывают в одном и том же объекте различные признаки, по которым они распознали предъявленную им вещь или человека.

В процессе усвоения признаков объекта происходит формирование образа, создание мысленной модели, используемой в качестве эталона для будущего опознания.

Важную роль при этом играют объективные условия, в которых воспринимался объект Как изменяются возможности восприятия в зависимости от его длительности, положения наблюда

теля, расстояния до объекта, его освещенности, какое влияние оказывают атмосферные явления - все это должно быть учтено при оценке результатов последующего опознания.

Не последнюю роль здесь играют и субъективные факторы, физическое и психическое состояние воспринимающего, его переживания и отношение к объекту восприятия, направленность восприятия и т.д.

Однако наиболее пристального внимания заслуживают закономерности формирования мысленного образа такого объекта опознания, каким является человек.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В ситуациях, которые становятся предметом расследования, это обычно бывают рост, возраст, телосложение, движения, речь, черты лица. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут именно эти признаки внешности и их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль опорных признаков, с которыми связываются другие элементы внешности.

В оценках и описаниях примет отмечаются значительные колебания, вызванные индивидуальными различиями опознающих. Так, установлено, что при определении роста высокие люди недооценивают рост невысоких, а для невысоких характерна тенденция к преувеличению роста других. Многое зависит от оценки собственного роста, и ее нужно выяснить при допросе, ибо зачастую определение роста происходит путем сравнения.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста. В некоторых случаях имеет значение и фон восприятия. Известны опыты, при которых в зависимости от того, в

какой точке экспериментальной комнаты находился воспринимаемый субъект, он казался то необычно высоким, то низким.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается описания цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов.

Большую сложность представляет точная оценка возраста человека, ибо возрастные признаки менее определенны, чем иные черты внешности. Установлению действительного возраста даже при благоприятных условиях восприятия мешают физическое состояние человека, его настроение, а также одежда, очки, прическа. Эксперименты показывают, что точность оценки возраста тем выше, чем моложе воспринимаемый субъект. В отношении людей среднего и преклонного возраста такие оценки весьма приблизительны1.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей - особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны, но из-за ограниченности чувственного аппарата не всегда различимы. Тем не менее практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или прослушивают.

В последнее время все большее значение криминалисты придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и прочее.

За рубежом имеется ряд публикаций, в которых высказывается мысль о том, что по стилю речи, манере говорить, произношению можно не только судить о месте рождения или прошлого проживания человека и использовать эти данные для розыска, но и опознать преступника.

1 А.А. Бодалев. Восприятие человека человеком. Изд. ЛГУ, 1966, стр. 101-104.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты, когда другие способы не эффективны, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи».

В Западной Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отец поставил об этом в известность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем были записаны на магнитную пленку. Большая группа специалистов по научной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образованным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь установить его личность. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано исключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, которому он принадлежит. Указанный человек действительно оказался искомым преступником1.

Формирование мысленного образа человека или вещи завершается на допросе, который должен предшествовать предъявлению для опознания.

При этом происходит актуализация материала прежних восприятий, он яснее выступает в памяти за счет словесного описания и лучше запечатляется для будущего сопоставления с предъявленным объектом.

Однако описание человека или вещи - задача психологически более трудная, чем его узнавание. Этим объясняется неполнота и неточность показаний о приметах преступника или похищенного имущества. Многие признаки в деталях вообще очень мало поддаются словесному описанию. Как, например, рассказать об особенностях походки или речи, описать тембр голоса, выражение лица? Чаще всего удается передать лишь самое общее впечатление. Зачастую даже описание очень близкого и хорошо знакомого человека неточно, неконкретно.

1 Дело Тильмана. «Вопросы криминалистики», 1963, № 6-7.

Для того чтобы вывести допрашиваемого из этого затруднения и помочь в описании примет, ему специально задаются вопросы, относящиеся к особенностям тех или иных объектов (например, по системе словесного портрета), а также применяются различные средства наглядной демонстрации. Так, потерпевшему, чтобы помочь вспомнить приметы преступника, предъявляются изображения различных признаков внешности людей (рисунки, фотоснимки, диапозитивы) 1.

Важное значение для самого процесса распознавания имеет правильный подбор предъявляемых объектов, которые должны быть однородными, и создание условий, обеспечивающих опознающему свободу выбора, без всякой подсказки и наводящих действий. В настоящее время криминалистикой и уголовным процессом разработана такая процедура предъявления для опознания, которая обеспечивает выполнение этих требований.

В стадии распознавания психологически наиболее значимым является процесс сличения, сравнения предъявленных объектов с представлением об искомом объекте, которое имеется в памяти опознающего.

В психологии сравнение считается важнейшим компонентом познавательной деятельности. Нет такого психического процесса, начиная от простейших ощущений и кончая высшими формами мышления, в которых процессы сравнения не играли бы ведущей роли. Особенно же она велика в процессе отождествления. Отождествление, идентификация и есть отражение в сознании человека тождества (или различия) сравниваемых объектов.

При отождествлении далеко не безразлично, насколько сопоставимы сравниваемые объекты. Наиболее предпочтительно, чтобы заподозренный объект предъявлялся для опознавания в натуре. Опознание по фотоснимку всегда менее желательно. Фотография, даже удачная, отражает многокрасочную действительность в черно-белом цвете или неточно передает оттенки цветов, уменьшает пропорции, запечатлевает объект в статике, изображает его плоско, при этом неизбежно искажается и утрачивается много существенных признаков.

1 Получила распространение так называемая система «Айденти-Кит», которая используется для создания изображения человека путем выбора и составления портрета из отдельных частей лица различной формы, применяется также «фоторобот», используется помощь художников.

Однако это не значит, что опознание по фотоснимкам, допустимое, когда объект нельзя предъявить в натуре, не может дать положительных результатов. Такое опознание успешно применяется в следственной практике.

Узнавание имеет различные психологические механизмы. Различают два вида узнавания: симультанное и сукцессивное.

Симулътанное (синтетическое) узнавание - это воспризнание увиденного объекта с первого шага, одним маршем, в результате мгновенного совпадения образа наблюдаемого предмета с эталоном, хранящимся в памяти.

Сукцессивное (аналитическое) узнавание происходит дифференцирование, путем последовательной проверки, выявления и сличения признаков предъявленного объекта с чертами мысленного образа.

Имеются экспериментальные данные о том, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается сознательное осмысленное припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания".

Интересно, что по некоторым данным при синтетическом опознании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают не те признаки, по которым фактически произведено опознание. Видимо, справедливо предположение Сеченова, что интересующий нас процесс подчас «происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли»2.

Процесс узнавания еще недостаточно изучен. Эта проблема привлекла к себе пристальное внимание многих специалистов в связи с разработкой запоминающих устройств, опознающих автоматов, электронных переводчиков и механических исполнителей командной информации.

Но даже то, что сегодня нам известно, указывает на расхождение между данными психологии и взглядами юристов. Считается, что опознание, не основанное на предварительном описании искомого объекта и на указании признаков, по которым он опознан,

1 М.С. Шехтер. Изучение механизмов симультанного узнавания. Доклады Академии педагогических наук, 1961, № 2 и № 5; 1963, №. 1.

2 И.М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения стр. 355-356.

не имеет доказательственного значения. Таким образом, перечеркивается или снижается ценность наиболее надежного вида узнавания, когда один человек опознает другого потому, что «просто его хорошо знает», но затрудняется объяснить, как он его узнал.

Между тем узнавание нередко является самоочевидным непосредственным знанием, которое сохраняет определенное значение даже и в тех случаях, когда опознавший не может указать отличительных признаков, послуживших опорой для опознания (хотя не подлежит сомнению, что при оценке и проверке доказательственного значения такого знания центр тяжести будет находиться уже не в нем самом, а в других доказательствах по делу).

Во всяком случае полностью сбрасывать со счета полученные таким путем данные нельзя. Неспособность описать предмет не исключает возможности его безошибочного опознания так же, как правильное описание не обеспечивает возможности опознания.

Специфическим признаком узнавания является чувство зна-комости. В зависимости от степени этого чувства различается и уверенность суждений опознающего. Однако словесный отчет об этой уверенности не всегда отражает ее действительный характер, а сама уверенность не всегда отражает действительное совпадение искомого и предъявленного объекта.

По вопросу о значении той или иной степени уверенности опознающего высказываются весьма противоречивые суждения. Ряд зарубежных авторов полагают, что «уверенность, с которой свидетель узнает обвиняемого, не характеризуется быстротой, а колебания нельзя рассматривать как признаки ошибки»1.

Высказана и иная точка зрения. «Продолжительность процесса узнавания обратно пропорциональна уверенности узнавания». «Время оценки при узнавании является как бы критерием правильности показаний испытуемого о субъективной уверенности»2. Эти и подобные им неясности в проблеме опознания представляют обширное поле деятельности для дальнейших исследований.

1 Т. Богдан. Курс судебной психологии. Бухарест, стр. 416-417.

2 Н.А. Рыбников. Опыт экспериментального исследования узнавания и репродукции. Труды психологического института, т. I. вып. 1-2, М., 1914, стр. 77, 126.


Похожая информация.


Предъявление для опознания как одно из отдельных следственных действий, получивших достаточно подробную правовую регламентацию, не исследовано еще в полной мере в плаце психологических закономерностей, лежащих в его основе.

Процесс опознания может быть представлен в виде схемы, объединяющей его развитие и сущность. Схема включает в себя три главных элемента:

а) восприятие внешности человека или признаков какого-либо объекта,

б) сообщение о приметах внешности или признаках воспринятых объектов,

в) опознание воспринятых объектов в число предъявленных.

В своих психологических характеристиках каждый из названных элементов обладает спецификой, проистекающей из их сущности. Анализ психологических характеристик первых двух элементов схемы, как это видно из их наименования, предполагает исследование вопросов восприятия внешности человека или восприятия признаков иных объектов, а также сообщение о воспринятом в процессе допроса, предшествующего опознанию.

В психологической и криминалистической литературе достаточно четко определены две формы восприятия объектов, существенно влияющих на процесс последующего опознания.

1. Аналитическая, т.е. предполагает восприятие, при котором выделяются (анализируются) отдельные приметы внешности и признаки предметов. Например: цвет глаз, форма носа, цвет волос, особые приметы.

2. Синтетическая, предполагающей восприятие объекта в целом без выделения отдельных признаков. Такой психологически скрытый процесс синтеза признаков внешности, который позволяет в один момент воспринять внешность человека или объект, представляет значительный интерес в плане возможности использования его результатов для расследования преступления.

3. Аналитико-синтетическая. Эта форма восприятия в процессе сообщения информации может диагностироваться по таким данным, как выборочное сообщение отдельных признаков наряду с синтетическим (скрытым, но поддающимся выделению и анализу) восприятием иных признаков. Знание всего сказанного чрезвычайно важно при диагностике формы восприятия в процессе допроса. Установление формы (аналитической или синтетической) влечет за собой соответственно различную тактику допроса, которая в первом случае будет иметь характер фиксации получаемой информации и ее уточнение, а во втором - системы приемов, позволяющих возбудить ассоциативные связи, способствующие оживлению в памяти отдельных моментов, связанных с восприятием.

Отдельные психологи при рассмотрении процесса отображения внешнего облика различают два уровня познания:

1) конкретно-чувственный (восприятие) и

2) абстрактно-логический (интерпретация).

Психологические закономерности, лежащие в основе процесса опознания, в значительной мере определяют тактику его производства. Первым обусловливающим моментом является допрос, предшествующий предъявлению для опознания. Тактическая необходимость его осуществления, получившая регламентацию в уголовно-процессуальных кодексах, объясняется следующим:

а) важностью получения информации о запечатленном;

б) необходимостью фиксации данных о воспринятом облике в целях гарантии правильности предстоящего опознания.

Здесь психологический аспект выступает в двух направлениях: обеспечение скорого запечатления информации о воспринятом объекте, препятствующее утрате информации в результате естественных процессов, происходящих в памяти; выполнение функции контроля за предстоящим опознанием и подбора идентификационного материала (сходных лиц), обеспечивающего возможность и достоверность опознания.

Психологическим моментом, обусловливающим тактику предъявления для опознания, является требование об определенном числе объектов (лиц), обеспечивающем оптимальные условия для опознания предъявляемого. Указанное в уголовно-процессуальных кодексах число лиц (не более трех), среди которых помещается опознаваемое лицо, имеет психологическую подоплеку, вытекающую из экспериментальных данных о наилучшем сосредоточении внимания при переборе признаков в процессе сравнения объектов. В тех случаях, когда число предъявляемых объектов превышает означенное, имеет место рассредоточение внимания. Большое число сравниваемых объектов исключает быстроту сравнения, распределяет внимание в очень широком диапазоне, что не способствует четкому выполнению функции сравнения.

Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем и полноту воспринятого, что определяется тем, является ли воспринимающий участником события или наблюдателем. Состояние психики также во многом определяется характером события, степенью эмоционального впечатления. Так, например, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями по-разному в эмоциональном плане оказывает воздействие на потерпевшего и свидетеля, так как первый является участником события. Чувство волнения, страха, вызванное событием, значительно субъективизирует воспринятое не только в смысле существенного преувеличения, но и утраты информации, относящейся к восприятию внешности. Объясняется это обстоятельство двумя факторами. С одной стороны, чувством страха, которое заставляет воспринимать событие, как более значительное, чем оно существует в действительности (напала большая группа - в действительности три человека; были вооружены пистолетами - в действительности один имел нож; напали с криком и угрозами - в действительности не было произнесено ни слова и т.

П.). С другой стороны - направленностью внимания. В связи с чувством страха внешность также воспринимается гиперболически. Рост становится большим (огромным), глаза - сверкающими, черные волосы - рыжими и т. п. В данном случае может иметь место подмена истинно воспринимаемого стереотипными представлениями о нападающем разбойнике. Это чрезвычайно важно учитывать в процессе допроса потерпевшего при установлении примет внешности нападавшего, в этом случае свидетель может дать информацию о внешности преступника значительно более объективную, что объясняется его эмоциональным состоянием, позволяющим более точно фиксировать внимание на воспринятом.

Значительную роль в определении полноты воспринятого играет направленность внимания, от которой зависит степень адекватности воспринятого. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т. п. Известное совпадение предмета размышления и воспринимаемого делает последнее более детальным. Интерес, определяющий направленность внимания, способствует полноте и детальности восприятия. Поэтому нередко информация о воспринятом при направленности внимания обладает подробностями, вызывающими сомнение в их подлинности.

Большое значение для полноты восприятия имеет его продолжительность, то есть объективное время, в течение которого оно происходит.

Полнота и правильность воспринятого зависит от физического состояния лица (недомогания, боли), возникшего как в момент восприятия, так и существующего определенный период. Несомненно в данном случае то, что плохое состояние отрицательно влияет на полноту восприятия, так как болевые ощущения отвлекают внимание. Однако последнее вовсе не исключает возможности восприятия со стороны субъекта. Отрицательно влияют на восприятие также и болевые ощущения у потерпевшего, возникающие в связи с преступным посягательством.

Степень восприятия во многом зависит от таких субъективных факторов, как состояние органов чувств воспринимающего, главным образом от недостатка функций последних, таких, как плохое зрение, слух, обоняние и т. и. Ошибки в восприятии, связанные с этим, могут давать неправильную информацию о воспринятом.

Правильность, восприятия, как указывалось ранее, определяется не только субъективными, но и рядом объективных факторов. К ним относятся факторы, традиционно; выделяемые общей психологией, как влияющие на ход и полноту восприятия. Среди них - освещенность воспринимаемого объекта, расстояние, на котором происходит наблюдение, погода, время протекания события. Зависимость восприятия от этих факторов очевидна и не требует детального рассмотрения, она находится в естественном соотношении типа «хуже освещение - хуже восприятие», хотя и обладает некоторыми особенностями, продиктованными индивидуальными качествами воспринимающего субъекта.

Опознание рассматривается как процесс и результат идентификации личности по чувственно-наглядному отображению (восприятию). Идентификационный процесс, осуществляемый при опознании, обладает рядом специфических черт, отличающих его от иных форм идентификации. Главное отличие состоит в формировании образа, являющегося основой для последующей идентификации, в сохранении его в памяти, в актуализации его в процессе допроса, предшествующего опознанию и, наконец, в скрытой форме идентификации, контроль за которой не всегда возможен. Формирование образа, который может быть использован для последующего опознания, по своему механизму однотипно с формированием иных форм отображения, а именно: материально фиксированных, так как они являются результатом взаимодействия в первом случае психического (наблюдение, восприятие), во втором случае механического (материальное отображение как результат взаимодействия объектов

Комплекс запечатлеваемых признаков индивидуален и зависит от множества субъективных и объективных данных, влияющих на восприятие. Важно здесь отметить только одно: симультанное восприятие представляет жесткий комплекс признаков, не поддающихся ни мысленной, ни фактической дифференциации и обладает полнотой, по полнотой скрытой, фиксируемой не внешне, а только внутренне - психикой воспринимающего. Аналитически же воспринимаемый облик, несмотря на свою неполноту (восприятие фиксирует достаточные и необходимые признаки не в полном объеме), дает возможность назвать выделяемые признаки и дифференцировать их как опорные для последующей идентификации при опознании. Эти особенности формирования облика при восприятии важно знать следователю.

Разрешая вопрос о доказательственной ценности результатов опознания, следователь или судья основываются на своем внутреннем убеждении, вытекающем из всестороннего рассмотрения доказательств, имеющихся по делу.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (определения тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть:

· люди (подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потерпевшие) - они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи; трупы и их части;

· животные,

· различные предметы, документы, помещения, участки местности.

Для опознания предъявляются реальные объекты или их изображения с целью установления индивидуального, а иногда и группового тождества. Предъявление для опознания - действие сложное, требующее тщательной подготовки. Одним из существенных ее элементов является допрос опознающего . Цель этого допроса двоякая: во-первых, выяснить, в каких условиях опознающий воспринимал объект, который будет ему предъявлен для опознания; во-вторых, получить максимально полные данные об этом объекте, те признаки, по которым он может быть опознан. Если речь идет об опознании человека, то такими признаками являются не только признаки внешности, но и голос, речь, походка и другие функциональные особенности. Когда речь идет об условиях восприятия , то имеют в виду объективные и субъективные факторы, при которых происходило восприятие объекта. К объективным факторам относятся такие, как освещение, погодные условия, время суток, расстояние до наблюдаемого объекта, длительность восприятия. К субъективным факторам относятся: психическое состояние человека в момент восприятия (волнение, страх), направленность внимания, физическое состояние (боль, недомогание), состояние органов чувств (зрительного, слухового, осязательного и др.). В перечисленных факторах, объединяемых одним термином - субъективные, нет более или менее важных, каждый из них выполняет те функции, которые обусловливают в конечном итоге правильность и полноту восприятия. Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем, полноту и точность воспринятого в зависимости от того, является воспринимающий участником события либо его свидетелем. Так, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями, в эмоциональном плане по-разному воздействует на потерпевшего и свидетеля. Чувство волнения или страха, вызванное происшедшим событием, существенно искажает воспринятое, обусловливая не только преувеличение (напала большая группа - в действительности же три человека; были вооружены пистолетами - в действительности же один из нападавших имел нож; напали с криками и угрозами - в действительности же не было произнесено ни слова и т. д.), но и утрату части информации. Следующим этапом подготовки к предъявлению для опознания служит подбор объектов для предъявления опознающему . По закону таких объектов должно быть не менее трех. Данное требование обеспечивает объективность результатов опознания: если предъявляется один объект, то это невольно может навести опознающего на мысль, что именно его он должен опознать. То есть предъявление одного объекта играет наводящую роль, что, естественно, недопустимо. Исключение по закону делается лишь при опознании трупа - он предъявляется один. Существуют ситуации , когда предъявление для опознания проводить не следует . Таких ситуаций несколько:


· когда опознающий знаком с человеком, которого следователь хотел бы предъявить для опознания. В данном случае опознание просто излишне. Бывают случаи, когда человек знает опознаваемого, но скрывает это по каким-то причинам. Тогда опознание может быть проведено со специальной целью: зафиксировать факт противодействия опознающего установлению истины;

· когда допрашиваемый не может назвать признаков, по которым возможно отождествление опознаваемого объекта, и предъявление для опознания становится бесполезным;

· когда объект уникален, ему нет равных и даже сходных, и ясно, что он будет опознан любым знающим о нем человеком.

Объекты, среди которых будет предъявляться опознаваемый, должны быть сходными с ним. Если речь идет о человеке, то это должны быть люди примерно того же возраста, роста, цвета волос, телосложения; они должны иметь похожие отдельные части лица, прическу, быть в сходной одежде. Если это требование нарушено, результаты опознания теряют свое доказательственное значение. Так, в одном случае подозреваемого, по национальности грузина, с ярко выраженными национальными особенностями внешности следователь предъявил в группе типичных славян. Совершенно очевидно, что тот был сразу же опознан, но суд счел, что результаты этого опознания не имеют силы, и возвратил дело на дополнительное расследование. Обеспечение необходимого сходства также необходимо и при предъявлении для опознания предметов, документов, животных, участков местности и помещений. Опознание имеет различные психологические механизмы . Различают два вида опознания: симультанное и сукцессивное. Симультанное (синтетическое ) - это мгновенное, одномоментное воспроизведение увиденного объекта в результате совпадения образа наблюдаемого объекта с эталоном, хранящимся в памяти. Сукцессивное (аналитическое) опознание происходит путем нахождения и выделения в наблюдаемом объекте отдельных признаков, элементов, деталей, которые затем синтезируются в образ, в результате чего делается вывод о сходстве или различии объектов. Опознание объектов - сложная психическая деятельность человека. Оно связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки (в криминалистике последние называются идентификационными признаками). Явность, броскость, наглядная выраженность признака придает ему характер приметы. При опознании первостепенную роль играет именно эта сторона признака, которая может не отражать сущности предмета, быть в известном смысле случайной, но важной для идентификации. Отличительные признаки могут быть элементарными и сложными. Сложный признак - это комплекс, система, совокупность определенных признаков. При опознании дробные свойства признака обычно не замечаются человеком, так как обнаруживаются быстро, как бы одномоментно, слитно. Отсюда весь комплекс воспринимается как один отличительный признак. В психологии опознания отличительные признаки подразделяются на: достаточные и необходимые и достаточные, но не необходимые. Совпадение достаточных и необходимых признаков того и другого объекта во всех случаях является основанием для положительного вывода об их тождестве, а несовпадение требует бесспорного вывода о различии. Если же совпадают только достаточные, но не необходимые признаки, то их наличие подтверждает правильность опознания, но отсутствие отнюдь не свидетельствует об обратном". Например, потерпевший запомнил характерные черты лица грабителя и особенности его одежды. Признаки внешности преступника - это достаточные и необходимые признаки для его опознания. Признаки же одежды могут быть достаточными, но не необходимыми, поскольку их совпадение иногда дает основание для положительного вывода, но отсутствие еще не означает, что преступник опознан неправильно. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем более низкий интеллектуальный уровень личности, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по второстепенным признакам. При опознании человека обнаруживаются психологические закономерности восприятия человека человеком. В восприятии внешнего облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, действиях данного человека, либо резко бросаются в глаза в силу своей необычности. В ситуациях, которые становятся предметом расследования, наиболее часто такими особенностями являются рост, возраст, телосложение, движения, речь, черты лица. Психологи отмечают, что наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму лица, цвет глаз, волос, форму и величину лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка, прическу. В описании внешнего облика человека отмечаются значительные колебания, вызванные индивидуальными различиями опознающих . Высокие люди недооценивают рост невысоких. Для невысоких характерна тенденция к преувеличению роста других. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку внешних данных лица влияют фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в определенной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают неправильными. Большие расхождения встречаются в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста). Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки - мимика, жестикуляция, особенности походки и речи. Мимика и жестикуляция - показатели эмоционального состояния. Чем большим эмоциональным возбуждением охвачен человек, тем выразительней у него мимика и жестикуляция. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный стереотип, характеризующийся длиной шага, ритмом, пластичностью, скоростью и другими особенностями. Походка может указывать на принадлежность лица к определенной социальной или профессиональной группе (походка моряка, военнослужащего, танцовщика и т. д.). Составной элемент походки - осанка человека, соотношение положения корпуса тела и головы, также отличающаяся рядом особенностей. Значительными идентификационными свойствами обладает речь человека. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного лица скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование жаргонных слов, метафор, расстановка ударений, ошибки и оговорки. В целом же облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, походка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция.

УПК РФ регулирует предъявление для опознания (ст.193 УПК РФ).

Основная цель этого процессуального действия заключается в том, чтобы установить, является ли человек, предмет и т.д. тем же самым объектом, который опознающий воспринимал в связи с преступным событием.

Процесс опознания происходит следующим образом: опознающий воспринимает предъявленные ему объекты, сравнивает их с мысленным образом объекта, воспринятого им ранее, и приходит к выводу об их идентичности, сходстве или различии.

В психологическом аспекте опознание состоит из подготовительной стадии и стадии собственно опознания.

Подготовительный этап включает в себя допрос об обстоятельствах, при которых опознающие наблюдали соответствующий объект, и об отличительных признаках (приметах), по которым он может быть опознан.

При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов (время суток, погодные условия, освещенность, отдаленность объектов и др.). Субъективные факторы- психологическое состояние опознающего, его отношение к событию преступления и т.д.

В период подготовки к опознанию следователь изучает личность опознающего, его психофизиологическое состояние в момент восприятия, устанавливает, куда было направлено его внимание, какие эмоциональные переживания он испытывал во время и после преступных событий.

Процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются особенностями воспринимаемых объектов. Важнейшими объектами восприятия считаются: живые лица, труп, различные предметы, животные, конкретные участки местности, помещения. Они и составляют основу криминалистических видов предъявления для опознания.

Восприятие человека подразделяется на восприятие:

а) физического облика;

г) мимики и жестов;

д) изображения человека.

Восприятие облика человека прежде всего связано с его физическими, возрастными и национальными особенностями. Важнейшими компонентами внешнего облика человека являются общий силуэт, очертания фигуры, рост, телосложение, лицо и другие части человеческого тела.

Основное место в восприятии облика занимает лицо: особенности носа, губ, цвет глаз и волос. Немаловажное значение имеют элементы внешнего «оформления» человека (одежда, обувь, прическа, украшения и т.д.).

Движения человека (походка) бросаются в глаза в первую очередь. Поэтому он воспринимается преимущественно в движении. В походке проявляется индивидуальность личности, которую образуют отдельные элементы движения - взмахи руками, покачивание туловища, осанка и др.



Голос и речь человека воспринимается в единстве с его внешним обликом. Восприятие речи - сложный процесс, который состоит из двух фаз: физиологической и психологической. Речь каждого человека имеет свои особенности: звуковой состав, интонационный строй, лексику, грамматическую структуру, стиль. Кроме того, речь конкретного человека характеризуется определенным темпом, плавностью или отрывистостью, большей или меньшей музыкальностью, расстановкой ударений. Она может быть насыщенной определениями, метафорами, жаргонными словами и т.д.

Специалисты утверждают, что по стилю речи, манере говорить можно судить о месте рождения и проживания лица.

Формами поведения человека являются мимика, жесты, пантомимика. В психологии они рассматриваются как выражение эмоциональных и волевых особенностей человека.

Восприятие человека может происходить и по его изображениям (фотографиям, картинам, рисункам, скульптуре, манекенам и т.д.). Оно отличается от восприятия человека в натуре и зависит от количества и качества отраженных в изображении отличительных признаков.

При допросе опознающих следователь должен помнить о некоторых особенностях восприятия. Общеизвестно, что при нормальном зрении в условиях хорошей видимости контур человека виден с расстояния 1 км, с 400 м - выделяется головной убор, с 200 - некоторые черты лица, с 60- глаза. На полноту восприятия влияет возраст наблюдателя (например, пожилые люди зачастую приуменьшают возраст людей, которые их моложе, а молодые люди называют старыми лиц, которые значительно старше их (на 20 - 25 лет). На восприятие возраста оказывают влияние одежда, прическа, усы, борода. Замечено также, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. На восприятие внешности человека влияет контрастность (так, в группе один человек худой, другой среднего телосложения, а свидетель заявил, что один человек был худой, другой - толстый). На объективность восприятия человека действует точка нахождения опознающего в момент восприятия.

Значительные расхождения наблюдается при восприятии цветов. Особенно большие отклонения встречаются у несовершеннолетних, людей пожилого возраста, лиц, страдающих физическими недостатками (например, дальтоников).

Иногда опознающий точно узнает человека, но затрудняется сказать, по каким признакам. Следователь должен оказать ему помощь путем постановки вопросов по признакам «словесного портрета», средствами наглядной демонстрации (фотография, рисунок, слайды и др.), полезны также приборы «фоторобот» и др.

При расследовании преступлений нередко возникает необходимость в опознании предметов (орудий преступления, ценностей, вещи и т.д.); Здесь тоже имеются определенные психологические закономерности восприятия. Общими признаками объектов, на которые обращается внимание, служат форма (контур), размеры (высота, ширина, длина), пропорции, цвет, однородность или неоднородность предметов, пространственное расположение по отношению к наблюдателю и друг другу. Отдельные предметы или их совокупности могут быть объектами восприятия и на изображениях (фотографии, рисунке, плане, картине и др.). Во время допроса опознающего необходимо получить сведения о назначении, наименовании, марке, типе, форме, групповых и индивидуальных особенностях предметов или вещей.

Восприятие и последующее опознание животных также имеют свою специфику. Их различают по масти, полу, возрасту и др. Существенное значение имеет установление того факта, «знало» лицо животное или нет, систематически наблюдало его или видело один раз.

Имеет свои особенности и психология восприятия местности. Человек воспринимает местность либо как участок пространства, ограниченного определенными предметами, либо как путь (маршрут) к какому-нибудь участку или предмету. Восприятие местности почти всегда осуществляется в движении (место жительства, работы, отдыха и т.д.). Поэтому знание особенностей восприятия местности важно для обеспечения качества производства процессуальных действий (допроса, следственного эксперимента и др.).

Психологические особенности организации и проведения опознания заключаются в:

психологическом подборе объектов (количестве, признаках сходства или однородности);

психологии узнавания;

психологической оценке полученных результатов.

Количество предъявляемых для опознания объектов должно быть не менее трех. Это вызвано необходимостью усложнить условия опознания и исключить внушающее воздействие на опознающего (например, если предъявляется один объект). Предъявление трех объектов способствует активизации психического процесса опознания и обеспечивает его достоверность.

Объекты опознания подбираются по признаку однородности. Нарушение данного правила упрощает психологическую задачу опознающего: объект либо угадывается, либо является для него своеобразной подсказкой. В связи с этим нужно стараться подобрать объекты таким образом, чтобы их признаки как можно больше подходили к объектам, описанным в показаниях свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подозреваемых). Например, при опознании человека важно соблюдать подбор по возрасту, национальности, росту, телосложению, цвету волос, типу лица, одежде и др.

В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявленном объекте (человеке, животном, предмете) тот объект, который воспринимался им ранее и запомнился. Психологи различают симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание. Симультанное узнавание - это узнавание сразу, сходу, т.е. идет мгновенное отождествление мысленного образа объекта с тем, который предъявлен опознающему. Сукцессивное узнавание происходит постепенно, путем медленного мысленного сопоставления признаков объекта, запечатленного в памяти, и воспринимаемых при опознании.

В процессе опознания следователь должен постоянно наблюдать за опознающим и опознаваемым. Внимание его обращено на движение, жесты, мимику участников опознания, на то, уверенно или нет прошло узнавание, нет ли признаков, указывающих на боязнь опознаваемого быть узнанным, намерения затруднить или сорвать опознание.

Следователь должен учитывать, что опознание - высокоэмоциональное следственное действие. Участники опознания, особенно опознаваемый и опознающий, испытывают сильные психологические перегрузки (стресс, фрустрацию и др.). Поэтому сразу после опознания (или нескольких опознаний подряд) целесообразно допросить опознаваемого. Анализ следственной практики подтверждает важность такого тактического приема - опознаваемый в этих случаях часто дает правдивые показания. В процессе опознания следователь должен контролировать собственное поведение, своевременно сдерживать эмоции.

В целях обеспечения безопасности опознающего «предъявление лица для опознания по решению может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым...» (ст. 193). Генеральная прокуратура России разработала инструкцию по установлению окна с односторонней видимостью. Психологические особенности связаны с организационной деятельностью следователя по проведению опознания, подготовке опознающего, разъяснению участникам опознания порядка выполнения следственного действия.

Особое внимание уделяется удостоверительной деятельности при опознании.

Составление протокола следственного действия требует четкого соблюдения всех процессуальных и организационных требований. В протоколе указывается процессуальное положение и псевдоним опознающего, сходство лиц, предъявляемых для опознания, по внешним признакам: по сложению тела, волос, глаз, прическе и т.д. Несоблюдение этого правила может повлечь признание результатов опознания недопустимым доказательством.

Протокол подписывается всеми участниками следственного действия. По окончании опознания принимаются меры по предотвращению контакта опознающего с опознаваемым.

Возможно осуществление опознания при помощи телевизионной трансляции из одного населенного пункта в другой.

Психологические особенности имеет опознание трупа. В отличие от живых лиц и предметов труп предъявляется в единственном числе. Опознающими труп чаще всего бывают родственники, близкие погибшего. Они глубоко переживают смерть близкого человека, поэтому опознание может быть ошибочным (например, труп не опознан родственниками). Следователь должен, соблюдая необходимый такт, подготовить опознающего, успокоить его, помочь преодолеть страх и т.д. Опознание завершается оценкой результатов следственного действия. Следователь констатирует, уверенно или неуверенно был опознан объект, сравнивает полученные результаты с другими данными, имеющимися в деле. Обязательно должен быть решен вопрос, не ошибается ли опознающий в силу определенных причин, С этой целью следователь анализирует условия восприятия, субъективные факторы, влияющие на него, анализирует и сравнивает показания опознающих о приметах объектов, которые получены на допросе, предшествующем предъявлению для опознания.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности психологической подготовки опознания?

2. Какие факторы влияют на эффективность восприятия?

3. Перечислите объекты, предъявляемые для опознания.

4. Назовите психологические особенности подбора объектов для опознания.

5. Что такое психологическое узнавание?

6. В чем заключается психология оценки результатов опознания?

Предъявление для опознания как следственное действие, регламентированное уголовно-процессуальным законом , получило свой статус совсем недавно, с момента принятия УПК 1960 г. До этого времени оно проводилось по аналогии с другими следственными действиями (допросом , очной ставкой, обыском) и не имело процессуального закрепления и четкой регламентации.

Четкое и лаконичное определение предъявления для опознания дано Ю.Н. Михайловой и В.В. Степановым. Предъявление для опознания - это процессуальное действие, заключающееся в идентификации объекта в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством.

Сущность предъявления для опознания заключается в установлении опознающим субъектом тождества или различия ранее наблюдавшегося им объекта по приметам, сохранившимся в его памяти. С учетом этого предъявление для опознания можно определить как процессуальное действие, состоящее в предъявлении с учетом определенного порядка подозреваемому, обвиняемому, свидетелю , потерпевшему , подсудимому объекта для установления тождества или различия с ранее воспринимавшимся объектом, о котором были даны показания.

Задача данного следственного действия состоит в том, чтобы предоставить возможность лицу опознать, узнать среди предъявляемых ему людей, вещей или иных объектов тот, который наблюдал ранее.

Субъектами опознания (опознающими) могут быть подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, подсудимый, но при условии, что эти лица лично наблюдали данный объект, запомнили его и имеют возможность опознать.

Объектами опознания согласно процессуальной регламентации могут быть живые лица, трупы и предметы. С учетом потребностей практики круг объектов может быть расширен. Нередко возникает необходимость в предъявлении для опознания участков местности, зданий, сооружений, животных, почерка, частей трупа.

Предъявление для опознания с участками местности, зданиями, сооружениями проводить правомерно, поскольку эти объекты являются разновидностями предметов. Животные как объекты данного следственного действия не указаны в законе, поэтому с процессуальной точки зрения ветеринарная экспертиза либо осмотр с участием специалиста будут предпочтительнее, чем предъявление животного для опознания. Отнесение почерка к объектам предъявления для опознания является дискуссионным вопросом в литературе. Одни авторы утверждают, что предъявление для опознания почерка возможно только лицу - потенциальному исполнителю почерка, другие - любым лицам. С процессуальной точки зрения в случае необходимости решения вопроса о принадлежности почерка правильным будет назначение почерковедческой экспертизы.

Поскольку в основе данного действия лежит психологический процесс узнавания воспринимавшегося ранее объекта, для уяснения его сущности необходимо рассмотрение психологических основ предъявления для опознания.

Психологические основы предъявления для опознания

Психологическая сущность предъявления для опознания заключается в том, что человек , воспринимая какие-либо объекты, сохраняет их в своем сознании в виде мысленных образов, а затем сопоставляет по прошествии определенного времени эти образы с объектами, предъявляемыми для опознания, и делает выводы об их тождестве, сходстве или различии. Опознание - это действие сличения наличного образа с уже созданным и записанным в памяти эталоном.

Узнавание является одним из основных психических процессов, который состоит из совокупности стадий, объединенных общим названием - процесс формирования показаний опознающего. Названные стадии взаимосвязаны и включают в себя: 1) восприятие объектов; 2) запоминание и сохранение в памяти признаков воспринимаемого объекта; 3) воспроизведение мысленного образа, ранее воспринятого; 4) узнавание предъявленного для опознания.

Восприятие определяется как форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. С учетом психологических закономерностей этого процесса в литературе выделяются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на восприятие.

К субъективным факторам относят индивидуальные качества воспринимающего: возраст, профессию, эмоциональное состояние, состояние здоровья, алкогольное опьянение и т.д. В число объективных факторов, влияющих на восприятие, входит расстояние до воспринимаемого объекта, продолжительность восприятия объекта, побочное воздействие других раздражителей, погодные условия (туман, снег) и др.

Запоминание как процесс сохранения в памяти воспринятой информации предопределяется следующими закономерностями: преднамеренным характером запоминания, промежутком времени, прошедшим со времени восприятия, сильным впечатлением от восприятия, нормальным состоянием организма, возрастом и др.

Воспроизведение мысленного образа предполагает поиски объекта в памяти. Нередко это связано с определенными трудностями воспоминания. В своих показаниях на допросе человек воспроизводит образ воспринятого объекта, его приметы и особенности в пределах того, что сохранилось в памяти. Описание объекта делает его более четким, способствует дальнейшему опознанию объекта. Но следует учитывать, что на этот сложный процесс оказывают влияние страх, волнение, напряжение и т.д.

Узнавание можно определить как обнаружение в ком-нибудь, чем-нибудь знакомого. Оно является главным моментом в предъявлении для опознания. Исходя из природы этого процесса различают симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание.

Симультанное узнавание получило такое название с учетом иноязычного происхождения (от фр. simultan - "одновременный", от лат. simul - "в одно и то же время"), что в переводе означает "характерный для такого декорационного оформления спектакля в средневековом театре, при котором на сцене устанавливались одновременно (по прямой линии) все декорации, необходимые по ходу действия".

При симультанном узнавании опознающий формирует вывод исходя из общего узнавания объекта, без анализа его отдельных признаков. При симультанном опознании происходит мгновенное совпадение образа воспринятого ранее объекта, находящегося в памяти, и объекта, предъявляемого для опознания.

Сукцессивное узнавание получило такое название от слова "сукцессия" (от фр. succession, нем. Sukzession, лат. successio - "наследование", "преемственность"), что определяется как последовательная смена одних сообществ организмов другими.

При сукцессивном узнавании данный процесс происходит постепенно путем мысленного сравнения, выделения, отбора и сопоставления отдельных признаков объекта, запечатленного в памяти, и воспринимаемых при опознании характеристик объекта.

Вид узнавания зависит от многих факторов: условий восприятия, состояния опознающего и др. На результат узнавания влияют факторы объективного и субъективного характера. Объективные - вид, характер, интенсивность естественных изменений, произошедших с объектом, маскировка, обстановка, в которой происходит опознание. К субъективным относят возраст опознающего, эмоциональное состояние, уровень подготовки к следственному действию и др.

Подготовка к предъявлению для опознания

В ходе допроса , предшествующего опознанию предметов, следователь выясняет наименование предмета, способ изготовления, размеры, цвет, форму, индивидуальные признаки предмета (дефекты, изменения, возникающие в ходе эксплуатации) и т.д.

Предмет для опознания предъявляется в группе однородных предметов. Предъявляемые для опознания предметы располагаются в произвольном порядке (в количестве не менее трех) и нумеруются путем прикрепления бирки с номером, а понятым должно быть известно, каким номером обозначен опознаваемый предмет.

Опознающему предоставляется возможность брать предмет в руки и рассматривать его со всех сторон.

Как правило, не предъявляются для опознания предметы, не имеющие индивидуальных отличительных особенностей среди предметов той же модели и марки, а также уникальные предметы (произведения искусства, антикварные вещи), поскольку опознание практически невозможно в силу невозможности подбора соответствующих объектов. В данных случаях у допрашиваемого необходимо выяснить и записать признаки предмета, который затем при допросе предъявить ему для обозрения с отображением этого в протоколе.

После обозрения предмета опознающий заявляет, какой из предметов, под каким порядковым номером он опознал и по каким признакам. Это отмечается в протоколе предъявления предмета для опознания, который составляется в соответствии с требованиями приложения 68 к ст. 476 УК РФ.