Внешнеэкономические связи Франции. Современная экспортная специализация

Мировое хозяйство представляет собой систему, в которой посредством международных экономических отношений входящие в нее национальные хозяйства отдельных стран и их группы объединены в единое целое, что в свою очередь способствует ее функционированию и росту составляющих частей.

Развитие международного разделения труда и мирового хозяйства в ХХ в. определяется все возрастающей интернационализацией хозяйственной жизни. На этот процесс влияют различные факторы:

· во-первых, географические факторы, неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, в том числе растительного и животного мира, различные почвенно-климатические условия. Увеличение объемов выпуска продукции, появление новых отраслей и производств обусловливают повышенный спрос на сырьевые товары, получение которых ограничено природными условиями. Это стимулирует добычу сырья в тех странах, в которых имеются соответствующие запасы. Кроме того, растет спрос на продовольственные товары, которые производятся лишь в определенных климатических зонах;

· во-вторых, степень развития производительных сил. Крупное машинное производство, как правило, может быть эффективным только при глубокой специализации на широкий рынок сбыта, что приводит к необходимости выхода на внешний рынок:

· в – третьих, научно – технический прогресс. При быстром обновлении продукции и технологий невозможно достичь оптимального развития всех видов производства в рамках одной страны, поэтому необходим активный обмен продукцией, услугами и факторами производства.

В этих условиях во Франции наблюдается объективная тенденция к открытию национальных хозяйств посредством развития внешней торговли.

Сам факт наличия экономических связей между Франции и другими странами еще не означает, что она имеет открытую экономику. В настоящее время экономика Франции не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике Франции преобладают автаркические тенденции, внешние связи неизбежно играют ту или иную роль.

По абсолютным размерам 26 видов продукции Франция вошла в число десяти наиболее крупных производителей мира. Наряду с традиционными производствами получили развитие электронная промышленность, аэрокосмическая, автомобилестроение. Успехи в хозяйственном развитии во многом связаны с решением продовольственной проблемы.

В начале 90-х годов была разработана новая структурно-экономическая политика на длительную перспективу, которая намечала следующие основные задачи: обеспечение сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства; направление на ускоренное развитие легкой промышленности и привлечение тяжелой промышленности к снабжению населению потребительскими товарами; ликвидация сложившихся диспропорций внутри тяжелой промышленности - между отраслями горнодобывающего, сырьевого и перерабатывающею комплексов, решение энергетической и транспортной проблемы; стимулирование развития наиболее прогрессивных видов производства с целью интенсификации экономики, повышения ее технического уровня (в частности электронной промышленности).

Однако ускоренно развивались не те отрасли, которые должны были развиваться согласно плану. Объем валовой промышленной продукции в 90 –е годы возрастал в среднем на 12%, а объем валовой сельскохозяйственной продукции - на 7,5%. Отставание сельского хозяйства от промышленности объяснялось тем, что в первой половине 80-х годов были значительно сокращены государственные вложения в сельское хозяйство.

Если в конце 80-х годов они составляли в среднем 11,5% в общей сумме государственных ассигнований на капитальное строительство, то в середине 90-х не превышали 4 % .Предполагалось, что только за счет радикальной реформы системы землевладения и землепользования, без крупных капиталовложений со стороны государства, возможен резкий сдвиг в сельскохозяйственном производстве. К концу 80-х - началу 90-х годов просчет выявился, и вложения в сельское хозяйство были значительно увеличены. Бюджетные инвестиции, которые направлялись в основном на развитие крупных предприятий, в общих вложениях в основные фонды в деревне составили в 1993 г. 10%. Около 20% вложений финансировалось за счет банковского кредита, остальная часть средств поступала от коллективных предприятий и отдельных крестьян.

В промышленном производстве возросла роль легкой промышленности: доля тяжелой промышленности в приросте валовой продукции промышленности в 1983-1993. гг. составляла 41-43% , в то время как доля легкой промышленности - 37-39%. В этот период произошла переориентация оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского назначения и созданы по существу совершенно новые отрасли по производству товаров народного потребления.

Для экономики Франции характерно, хроническое отставание энергетики и транспорта. Несмотря на то, что за годы восьмой пятилетки (1991-1995 гг.) общее производство энергоресурсов несколько превысило плановые задания, разрыв между потребностями экономики и темпами роста энергетики ликвидировать не удалось. Из-за нехватки электроэнергии во Франции в начале 90-х годов простаивало 20% всех производственных мощностей.

В ходе экономической реформы произошло увеличение роли нецентрализованных источников финансирования, находящихся вне контроля правительства. Распределение инвестиций распределялось не народнохозяйственными приоритетами, а интересами ведомств, местной администрации и рыночным спросом.

В конце 80-х - начале 90-х годов во Франции предпринимались активные меры по ускорению развития отстающих отраслей. За период 1989-1993 гг. на развитие топливно-энергетического комплекса и всех видов транспорта было направлено 45,3% объема государственных вложений в капитальное строительство за эти годы.

Главная отрасль обрабатывающей промышленности - машиностроение. Это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей (прирост на уровне 10%). Приоритетные направления - радиоэлектроника, часовая промышленность, производство предметов потребления длительного пользования, автомобилестроение. На машиностроение приходится 27% валовой промышленной продукции.

Французкое машиностроение в настоящее время представлено широким набором отраслей и видов производства. Отрасль на 4/5 удовлетворяет потребность страны в электрогенераторах и двигателях внутреннего сгорания, на 9/10 - в станках.

Высокими темпами развивается химическая промышленность. Ее доля в промышленном производстве составляет 11,5%. Заметно увеличилось производство всех главных видов химической продукции, таких, как соляная кислота, каустическая сода, химические удобрения. В то же время развитие промышленности сдерживается узостью сырьевой базы. Добыча серного колчедана не удовлетворяет потребности сернокислого производства, а страна импортирует этот вид химического сырья.

Ощущается дефицит фосфорных удобрений и кальцинированной соды. Структура химической промышленности перестраивается по ряду направлений: развитие органической химии, привлечение новых видов сырья, производство потребительских товаров - химических волокон для текстильной промышленности, товаров бытовой химии. Приоритетными отраслями химической промышленности стали резиновая и пластмассовая промышленность.

Одна из главных предпосылок успешного индустриального развитая состоит в успешном решении проблем в сельском хозяйстве. В настоящее время в агарном секторе преобладают тенденции на интенсификацию производства. Сокращаются посевные площади под зерновые культуры. Одновременно увеличиваются площади под выращивание технических культур, количество используемой техники, рационализируются условия землепользования. Все это позволило Франции добиться высоких экономических показателей, решить продовольственную проблему и выйти в число аграрноразвитых стран.

Один из главных элементов политики реформ во Франции - «открытая» внешнеэкономическая политика, которая рассматривается в качестве важнейшей предпосылки экономического развития страны. Переход к открытой политике в области внешнеэкономических связей привел к существенной корректировке концепции «опоры на собственные силы», которая в современной трактовке не только не исключает использования передовой зарубежной техники, технологии, опыта управления и организации производства, а также иностранных финансовых средств, а, наоборот, подразумевает активное использование факторов в целях укрепления экономического потенциала технического уровня народного хозяйства. Выдвинутые задачи решаются за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме, использования иностранных кредитов.

Общая характеристика внешней торговли. Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей Франции является внешняя торговля. За годы проведения реформы товарооборот Китая увеличился с 2,1 млрд. долл. в 1978 г. до 29 млрд. долл. в 1996 году или в 14,5 раза при опережающем росте экспорта. За период времени доля экспорта в ВНП страны возросла с 4 до 20%, следствием чего является существенное повышение роли внешних факторов в экономическом развитии Франции. Товарный экспорт дает 75-80% всех валютных поступлений. По объему экспорта Франция занимает 43-е место в мире.

Зависимость французской экономики от импорта возросла (5% в 1978г. и 10% в 1996 г.), что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности Франции в мирохозяйственные связи. По объему импорта Франция занимает 46-е место в мире. Доля Франции в мировой торговле за период с 1978 по 1996 гг. возросла почти в 5 раз, но по-прежнему остается довольно низкой и составляет около 3%. Следует отметить, что в 1978 г. она составляла лишь 0,75%.

Одна из важнейших задач французской внешней торговли - приобретение техники и технологии для развития народного хозяйства. В этом плане в 90-е годы во внешней торговле произошла переориентация от закупок комплектующего оборудования к закупкам ключевого оборудования и неовеществленной технологии (патенты, лицензии и т.д.), поскольку в этом случае приобретение техники и технологии дает Франции возможность на базе реконструируемых предприятий наладить собственное производство современной продукции и в конечном счете выйти на более высокий уровень технического развития.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров французского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, велосипеды.

В 90-е годы неуклонно снижалась доля сырья и полуфабрикатов в общем объеме французского экспорта (с 49% в 1980 г. до 34% в 1993 г.).

Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольна значительна. Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей текстильной промышленности.

Литература

1.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ,

2.Спиридонов С. К. Мировая экономика: Учебник., М.: «Прогресс»,2002г.

3.Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель.-М.:

Экономика,2003г.

4.Мировая экономика и международные отношения// №1, 2004г. с. 4.

Франция прочно интегрирована в мировое хозяйство. По объему экспорта и импорта Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии и Японии. Она является вторым в мире после США экспортером услуг и продукции агропромышленного комплекса. По данным статистики, сегодня каждый пятый француз работает на экспорт. В 1996 году внешнеторговые показатели достигли рекордно высокого уровня. Экспорт и импорт составили 1885,6 и 1681,2 млрд. франков соответственно. Положительное сальдо достигло 204,4 млрд. франков.

Во Франции находятся 8000 международных предприятий, в число которых входит 4000 промышленных. Они имеют значительный вес в экономике страны. Иностранный капитал обеспечивает создание новых рабочих мест. Примеры иностранных капиталовложений в истории Франции существуют с давних времен и свидетельствуют о ее естественной притягательности. Примером может послужить история американского семейства Хавиленд, открывшего фабрику по изготовлению посуды во Франции с 1842 г.

История фирмы Форд во Франции восходит к началу века. В 1907 г. в эту страну были завезены первые авто­мобили этого американского конструк­тора. В 1913 г. в Бордо открылся сбо­рочный цех Форд Т. Сегодня акционер­ное общество Форд, созданное в 1954 г., насчитывает 4700 человек, завоевало 8% рынка, а его оборот превышает 20 млрд. франков (3,3 млрд. долларов). Показателен также пример ИБМ. Деятельность этой компании во Фран­ции началась в 1914 г. Американский гигант информатики пустил прочные корни на французской земле: его европейская штаб-квартира находится в Париже, а в Корбей-Эссон и в Монпе-лье расположились производственные предприятия. Центр научных исследо­ваний в области телекоммуникаций ИБМ действует в пригороде Ниццы. Ежегодно компания реализует во Франции оборот в размере более 42 млрд. франков (7 млрд. долларов).

Несмотря на это, государственные органы и общественное мнение Фран­ции долгое время сдержанно относи­лись к инвестициям извне. На сего­дняшний день ситуация изменилась и инвесторам законодательно предостав­лена практически полная свобода. Ре­альный поворот в политике произо­шел в 1983 г.. после завершения деба­тов о сохранении франка в Европей­ской валютной системе (СМЕ). выборе, сделанном в пользу Ев­ропы и, следовательно, курсе на интернационализацию француз­ской экономики.

Уже через несколько лет после этого, за период 1991-1996 гг., приток иностранных инвестиций составил, по статистическим дан­ным ОСДЕ, 714 млрд. франков (119 млрд. долларов). Таким об­разом, Франция опередила Вели­кобританию (660 млрд. франков, или 110 млрд. долларов).

Франция относится к числу стран, наи­более открытых для инвестиций извне. С 1985 г. 60% капиталовложений посту­пают из стран Западной Европы. Созда­ние единого европейского рынка ускори­ло приход во Францию таких европей­ских объединений, как Фиат, Мерседес-Бенц, Бертельсман, Нестле, Сиба-Жеги, Гинесс, Сканья и др. Следует подчерк­нуть, что в 1997 г. Германия впервые обогнала США, создав 4328 рабочих мест и приняв к выполнению 70 про­грамм инвестирования. Набирают силу экономика Бельгии, Италии и Испании.

Второе место по инвестированию за­нимает Северная Америка, обеспечива­ющая с 1985 г. 30% инвестиций. На аме­риканских предприятиях фабричного производства занято 250 000 человек (6% общей численности по данного сек­тора). В числе особо крупных предприя­тий Дженерал Моторс, Элльед Сигнал, Кодак, Проктер энд Гэмбл, Кока-Кола, Федерал Экспресс, Хьюлит-Паккард и др. Франция стала одним из приоритет­ных направлений инвестирования азиат­ских предприятий (японских, тайвань­ских, южно-корейских и пр.). Среди 150 японских предприятий, на которых заня­то 55 000 человек, такие, как Сони, Ка­нон, Ямаха, Тошиба, Рико, Хитачи. Ко­рейская фирма Даву избрала Францию для размещения своей европейской про­мышленной базы и создала 5 заводов (производство микроволновых печей, телевизоров, стекла и пр.)

В декабре 1997 года японский конст­руктор Тойота д"0нненг создал свой второй в Европе завод в окрестностях Валансьен, на севере страны. Инвести­ции составили 4 млрд. франков (0,6 млрд. долларов), при этом было созда­но 2000 новых рабочих мест. Это реше­ние косвенным образом приведет к со­зданию рабочих мест в материально-техническом снабжении, обслуживании и т.п. К 2001 году будет достигнута за­планированная производительность:

150 000 автомобилей. Таким образом, регион Па-де-Кале утверждает за собой репутацию лидера французского авто­мобилестроения. В этом секторе занято 38 000 человек. Поставщики автомо­бильного оборудования из Японии, такие как Огура (электромагнитное сцеп­ление) и Абеконо Брейк Индастри (сис­темы дисковых тормозов) намерены также расположиться в этом регионе. Даже если не учитывать пример Той-оты, сектор автомобилестроения был в 1997 г. ведущим в области иностранных инвестиций. Многочисленные проекты существуют в области электроники, ин­форматики и телекоммуникаций. Эти отрасли обеспечили в последние годы создание 16% рабочих мест. За этим сектором следуют деревообработка, бумажно-целлюлозная промышлен­ность и производство стекла (11%), а за ними - агропромышленный сектор и сфера услуг.

Внешняя торговля занимает важное место в экономике Франции, поскольку она обеспечивает около трети экономического роста страны. Нынешние результаты внешней торговли являются ярким свидетельством того, что Франция сумела коренным образом изменить ситуацию конца 80-х - начала 90-х гг., адаптировать свою экономику к конъюнктурным тенденциям в мире и стабилизировать внешнеторговый баланс (24, 90).

Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье - 20%. В настоящее время лидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимают гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения (военные корабли, самолеты, армейское вооружение) (22, 265).

Французская экономика широко открыта для внешних связей. Франция занимает четвертое место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и третье - по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию. Величина внешнеторгового оборота на душу населения во Франции в среднем равна 8700 долл. в год (в США - 4800 долл., в Германии - 11000 долл., в Великобритании - 7200 долл.). Импорт товаров и услуг составляет 23,5% от ВВП, экспорт - 23% (22, 264).

Рост открытости французской экономики проявляется в увеличении экспортной направленности производства в ведущих отраслях промышленности. Экспортная квота по обрабатывающей промышленности превышает 36% при явном преимуществе отраслей электротехнического и транспортного машиностроения (22, 265).

Франция играет значительную роль в мировом экспорте следующих промышленных товаров: электротехнического оборудования (9%), цветных металлов и продуктов органической химии (около 9%), продукции тонкой химии и черной металлургии (10%), фармацевтических товаров (более 12%), изделий из каучука и пластмасс (около 13%), стекла (второе место после Германии - 14%) (22, 265).

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают "массовые" продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки (кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов) ниже, чем в других ведущих странах. Страна остается первым в мире экспортером переработанных пищевых продуктов (10,3%), опережая Нидерланды (8,9%) и США (7,9%). В то же время Франция закупает в больших объемах сельскохозяйственную продукцию: рапс, подсолнечник, свинину, баранину, конину, тропические фрукты и т.д. (22, 266)

Франция проводит исследования по широкому кругу направлений. По целому ряду из них она занимает ведущие позиции: атомная энергетика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отстает: информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях (22, 270).

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии Франции. Основное внимание стало уделяться развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе сокращается импорт нефти (22, 271).

В группу товаров с относительно низким уровнем конкурентоспособности включают продукцию бумажной, мебельной, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, бытовые электроприборы и некоторые изделия бытовой и промышленной электроники, станки, металлургическое и кузнечнопрессовое оборудование (22, 277).

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины). Вместе с тем французские товары серьезно уступают своим основным конкурентам (Японии, США, Германии, Италии и Великобритании) по неценовым факторам, роль которых значительно усилилась в последние годы. Это, прежде всего, касается качества товара и его безопасности, своевременной поставки и послепродажного обслуживания, гибкости товарного экспорта, расходов, рекламы и степени изучения изменений потребностей рынка (22, 278).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (23,5% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40 - 60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ - 3,6%). Характерной чертой научно-исследовательской деятельности выступает ее военная направленность. Доля средств, направляемых на военные исследования, достигает 19% всех расходов на НИОКР, а в ФРГ - около 5% (22, 285).

В последние годы происходят значительные изменения в механизме государственного регулирования внешней торговли страны, и, прежде всего, экспорта. Регулирование направлено на повышение конкурентоспособности французских товаров, носит комплексный характер и затрагивает, помимо сферы реализации товаров, и стадию экспортного производства. Значительно расширены методы и средства государственного вмешательства, которое отличают селективность и целенаправленность, а также возрастающая взаимосвязь его основных рычагов в кредитно-финансовой и административной областях (23,5).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему «Внешнеэкономическая деятельность России и Франции»

Введение

2010 год решением руководства двух стран объявлен «перекрёстным годом» Франции в России и России во Франции. Это событие, которое на первый взгляд кажется рутинным, на самом деле является знаменательным, этапным и, возможно, даже выходящим за рамки только двухсторонних отношений. Во-первых, беспрецедентен как сам формат «перекрёстного года» (такого ещё не было в наших отношениях), так и его содержание: намечено проведение порядка 400 различных мероприятий, охватывающих области культуры, науки, экономики, политики, спортивных и гуманитарных обменов - словом, всего спектра отношений двух стран. Во-вторых, масштабность этого события демонстрирует особый уровень отношений между нашими странами. Он обусловлен без малого трёхсотлетней историей официальных дипломатических отношений, памятью о военно-политическом союзе на рубеже ХIХ - ХХ вв., совместной борьбой с нацизмом во Второй мировой войне, уважением независимого статуса Франции на мировой арене в послевоенные десятилетия, связанного с политикой Шарля де Голля. Особая теплота наших отношений определяется прежде всего богатыми культурными и гуманитарными связями. Русский человек очарован «мягкой силой» Франции, её историей, архитектурой и живописью, литературой, самим французским образом жизни. В свою очередь, многие французы испытывают симпатии и неподдельный интерес к «огромной и холодно-снежной стране», загадочной «славянской душе» и русской культуре.

Проведение «перекрёстного года» имеет целью придать новый импульс франко-российскому партнёрству, вывести его на ещё более высокий уровень, что, в силу значимости и удельного веса наших стран, повлияет на состояние как европейской, так и мировой политики.

В данной работе будет рассмотрено внешнеэкономическая деятельность России и Франции

1. Внешнеэкономические связи России и Франции

туристический внешнеэкономический связь государство

Огромную роль во французской экономике играет внешняя торговля. Франция известна как экспортер средств транспорта (автомобилей, самолетов, судов), электротехнических изделий, стали и алюминия, тканей и одежды, зерна и вина, мяса и молока. Покупает же Франция прежде всего нефть и газ, каменный уголь, цветные металлы, целлюлозу, шерсть, а также хлопок, кофе, какао и другие продукты сельского хозяйства южных стран.

Кроме европейских стран в импорте велика доля США. В мировой торговле Франция стоит на четвертом месте. Значительную роль играет экспорт вооружений, особенно в африканское и арабские страны. Основной торговый партнер Франции - Германия. Продукция химической промышленности, продовольствие, машины и транспортные средства составляют около 5,5 % французского экспорта в ФРГ.

Франция поставляет в нашу страну главным образом оборудование для промышленных предприятий, в частности химических и машиностроительных заводов, а также станки и машины, трубы и стальной прокат, химическую продукцию, ткань, одежду, обувь.

На международной арене Франция выступает за разрядку и политическую независимость. В то же время она проводит неоколониалистскую политику в отношении ряда развивающихся стран, не всегда занимает конструктивную позицию в решении важных международных проблем, например, по вопросам разоружения и военной разрядки. Франция - член НАТО, сохраняет с этим блоком политическое и военное сотрудничество.

2. Тенденция развития Российско-Французских отношений в 90 - е годы

Отношения с Францией неизменно занимают одно из главных мест в системе внешнеполитических приоритетов России на европейском направлении.

Одной из первых западных стран Франция пошла на заключение с нашей страной научно-технических соглашений, компенсационных сделок, соглашение по промышленной кооперации, на согласование долгосрочных программ сотрудничества, представление среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов, субсидируемых и гарантируемых государств. Именно тогда были созданы первые смешанные межправительственные комиссии в целях обеспечения двусторонних договоров по сотрудничеству. В этой связи нельзя не вспомнить такие крупные проекты, как: строительство в СССР производственных комплексов «под ключ» крупнейшей французской компанией «Рено», поставка природного газа из Уренгоя, эквивалентного по стоимости поставкам необходимого оборудования, организация экспорта во Францию металлургического оборудования для первой очереди комплекса в Фосс-сюр-Мер, монтаж самого мощного в Западной Европе гидравлического пресса в городе Иссуар и т. д. Однако все эти примеры сотрудничества относятся к 70-м гг. В 80-х, а тем более в 90-х гг. их практически не было.

Особое значение во взаимных отношениях имеет Договор о дружбе между Россией и Францией, а также Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное в 1994 г. на о-ве Корфу. В них определены договорно-правовая база сотрудничества как экономического, так и финансового характера, а также условия сотрудничества с Россией в контексте ее поэтапной интеграции в экономическое пространство ЕС.

Официальный визит Б.Н. Ельцина во Францию 5-7 февраля 1992 г. открыл новую страницу в российско-французских отношениях. Главным итогом визита стало подписание Договора между Россией и Францией, подтвердившего стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». За этот период договорно-правовая база двусторонних отношений пополнилась 65 соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы российско-французского сотрудничества. В октябре-ноябре 2000 года состоялся официальный визит Президента Российской Федерации В.В. Путина во Францию. Договоренности, достигнутые в ходе российско-французского саммита, позволили вернуть нашим отношениям роль важного фактора мировой политики, создали необходимые предпосылки для активизации двустороннего сотрудничества по всем основным направлениям.

Ж. Ширак. В ходе состоявшихся бесед В.В. Путина с Ж. Шираком был продолжен конструктивный российско-французский диалог по актуальным аспектам двусторонних и международных отношений.

Регулярный характер носят встречи на уровне министров иностранных дел двух стран. Последний официальный визит министра иностранных дел Франции в Россию состоялся в сентябре 2000 года, в апреле 2001 года И.С. Иванов нанес визит в Париж.

В международных делах отмечается концептуальная близость или совпадение подходов России и Франции к ключевым вопросам современности. В ее основе лежит приверженность двух стран многополярному устройству мировой системы, исключающему безраздельное господство одной сверхдержавы, стремление к обеспечению стратегической стабильности, и в первую очередь ее главной основы - Договора по ПРО.

Россия и Франция выступают за обеспечение и поддержание мира на базе международного права и универсальных принципов ООН, прерогатив Совета Безопасности, в котором Россия и Франция в качестве постоянных членов играют важную роль. Они выступают за придание процессам глобализации управляемого, регулируемого характера в интересах использования растущей взаимозависимости стран на благо всех народов. Две страны ведут развернутый диалог по региональным проблемам, по которым их позиции часто совпадают.

Французское руководство поддерживает проводимые в России политические и социально-экономические реформы, оказывает нашей стране финансовое, экономическое и техническое содействие.

Франция входит в десятку важнейших торговых партнеров России, хотя потенциал двусторонних экономических связей используется не в полной мере. Товарооборот в 2000 году возрос на 26 % и составил 3,1 млрд. долларов (экспорт - 1,9 млрд. долл., импорт - 1,2 млрд. долл.). Таким образом, положительное для России сальдо торгового баланса составило 700 млн. долларов. По объему прямых накопленных инвестиций - 230 млн. долларов - Франция пока занимает восьмое место среди стран-инвесторов, работающих на российском рынке, хотя в первой половине 2000 года появилась тенденция к росту этого показателя. Наиболее перспективными направлениями двустороннего сотрудничества являются космос, авиастроение, ядерная энергия, связь, автомобильная и нефтяная промышленности, АПК, строительство и др.

Среди примеров успешной работы французских фирм в России можно выделить коммерческие запуски спутников смешанной российско-французской компанией «Старсем» с использованием российского носителя «Союз», освоение Харьягинского нефтяного месторождения в Ненецком автономном округе компанией «ТотальФинаЭльф», создание заводов молочных продуктов фирмой «Данон», организация в Воронежской области сельхозпроизводства компанией «Дрейфус» и др.

Научно-техническое сотрудничество охватывает широкий спектр областей, покрывая практически все направления науки и техники. Развиваются связи в области фундаментальных наук, особенно в физике, математике, химии, биологии, а также в прикладных областях - аэрокосмической, энергетике, новых материалов, океанологии, информатике и вычислительной технике, научно-технической информации и др.

Стабильный характер носит российско-французское сотрудничество в освоении космического пространства. 20 февраля 1999 г. был осуществлен очередной совместный запуск на орбитальную станцию «Мир». Французский космонавт Жан-Пьер Эньере провел на станции 189 суток. Началась подготовка к очередному совместному полету.

В последние годы наметилась тенденция к расширению сотрудничества по линии правоохранительных органов. В октябре 1999 года состоялся визит в Россию министра внутренних дел Франции. В это же время в Москве в связи с проведением встречи большой «восьмерки» по проблемам транснациональной организованной преступности находился министр юстиции Франции. Более регулярными становятся контакты между высшими судебными инстанциями (Госсовет Франции, Высший арбитражный суд, Верховный суд, Конституционный суд России).

Устойчиво развиваются межпарламентские обмены. В мае 1998 года по приглашению французской стороны осуществил визит в Париж Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С. Строев, в марте 2000 года он вновь посетил Францию для участия в работе Форума сенатов мира. Плодотворно ведется сотрудничество в рамках Большой российско-французской межпарламентской комиссии, возглавляемой председателями нижних палат обоих парламентов. В связи с проведением ее шестого заседания в октябре 2000 года Россию посетил Председатель Национального собрания Франции Р. Форни. Как планируется, очередная сессия Комиссии состоится 27-28 ноября с. г. в Париже.

Основным руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях, является Российско-Французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств, учрежденная в феврале 1996 года. Последнее (шестое) заседание Комиссии состоялось 18 декабря 2000 г. в Париже в рамках визита Председателя российского Правительства М.М. Касьянова с участием ключевых министров, отвечающих за весь комплекс экономического и научно-технического сотрудничества. Это заседание Комиссии подтвердило возросший интерес Франции к развитию всестороннего сотрудничества с Россией, позволило конкретизировать договоренности, достигнутые в рамках российско-французского саммита в октябре 2000 года.

3. Экономические связи Франции с Россией

В российском экспорте во Францию главными позициями являются нефть, нефтепродукты и природный газ. Однако уменьшение добычи нефти в России привело к резкому сокращению ее поставок во Францию, и соответственно сокращению общего объема экспорта, так как эти поставки не были компенсированы другой продукцией. Что касается поставок машин, то они занимают менее 1 % в стоимостной структуре российского экспорта во Францию. Их незначительный объем объясняется узостью номенклатуры, слабой конкурентоспособностью и низким качеством производства.

Вместе с тем наметился определенный прогресс в российском экспорте посуды, хлопчатобумажных тканей и пряжи, тканей из искусственных волокон. Разрешен ввоз из России во Францию постельного белья и полотенец, льняных тканей и изделий из них.

В импорте России из Франции преобладают машины и оборудование (более 4 %), продовольствие (67 %), продукция черной металлургии. Во Франции закупаются сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потребления, а также обувь, одежда, парфюмерия. Несмотря на то, что деловые французские круги имеют интерес к расширению промышленно-экономических и торговых отношений с Россией, они, однако, кажутся менее заинтересованными в создании совместных предприятий или в развитии обмена, чем немецкие, английские или итальянские партнеры. Эта тенденция сохраняется, несмотря на эффектно-сенсационные инициативы Пьера Кардена по открытию в России десятков фабрик и ателье по пошиву готового платья, разработку французской нефтяной группой «Тоталь» российских нефтяных месторождений, открытие в Москве и Санкт-Петербурге представительств крупнейших банков Франции.

Другим направление двустороннего сотрудничества являются научно-технические связи и контакты. Наиболее активно сотрудничество осуществляется в таких областях как атомная энергетика, исследования космического пространства, телекоммуникации, медицина, ряд направлений прикладных и фундаментальных наук, нефтяная, газовая, химическая промышленность, транспорт, агропромышленный комплекс. Контакты ведутся на уровне институтов РАН и организаций Национального центра научных исследований Франции.

Существующая заинтересованность ряда французских фирм и организаций в расширении внешнеэкономических связей с Россией, а также благоприятное развитие политических отношений дают основание рассматривать Францию в качестве перспективного партнера.

4. Политическое взаимодействие России и Франции

Говоря о политическом сотрудничестве между нашими странами на современном этапе, эксперты часто характеризуют его как «привилегированное партнёрство». Для такой оценки есть немало оснований.

Действительно, по большинству «горячих» проблем мировой политики - будь то иранское «ядерное досье», палестино-израильский конфликт, война в Ираке, положение в Афганистане или Чаде - наши позиции близки или совпадают. Правда, есть и разногласия. Например, по Косово.

В целом Москва разделяет приверженность Парижа идее многополярного или, лучше сказать, многостороннего мира, в котором ни одной стране, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не дано право навязывать свои порядки и устои другим государствам. Такая точка зрения стала выглядеть ещё более обоснованной в контексте глобального финансового кризиса.

Продуктивно складывается взаимодействие наших государств и в международных организациях, в том числе такой важнейшей, как ООН. Обе страны полагают, что ООН, как наиболее представительная и безальтернативная международная организация, должна и дальше выполнять миссию главного регулятора международных отношений, - что не исключает реформирования этой организации, необходимость которого давно назрела. В частности, Франция продвигает идею расширения числа постоянных членов Совбеза ООН, считая, что миллиардное население Африки, равно как и Южной Америки, должно иметь там своих представителей. На традиционном совещании послов, состоявшемся в Париже в конце августа 2009 г., французский лидер, в частности, заметил, что деятельность Совбеза ООН строилась с учётом расклада сил в мире в 1945 г., а сегодня статус некоторых стран не соответствует их реальному весу в мировой политике. (В целом, приветствуя французскую идею о расширении состава постоянных членов Совета безопасности ООН, нельзя не задаться вопросом: как один представитель, например, «чёрного континента» сможет выражать подчас совершенно противоположные интересы африканских государств?

Во многом, если не по всем позициям, совпадают интересы Москвы и Парижа в вопросах реформирования мировой финансовой архитектуры. Здесь уместно напомнить, что именно Н. Саркози принадлежит идея проведения саммитов «двадцатки», объединяющей наиболее сильные в экономическом плане государства, на долю которых приходится более 85 % мирового ВВП. Две встречи (в ноябре 2008 г. в Вашингтоне и апреле 2009 г. в Лондоне) в целом можно расценить как превращение на практике «большой восьмёрки» в «большую двадцатку». Предложения российской делегации, подготовленные к лондонскому саммиту, во многом были схожи с позициями, обозначенными президентом Саркози. Лидер неоголлистов в категорической форме настаивал на принятии конкретных обязывающих решений, таких как реформирование МВФ и Мирового банка, усиление контроля за деятельностью финансовых учреждений и совершенствование работы рейтинговых агентств, ликвидация «финансовых оазисов» и регламентирование работы хедж-фондов.

Приоритетное место в российско-французских отношениях занимает тема европейской и мировой безопасности, включая проблемы противодействия новым угрозам и вызовам - таким как терроризм, организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления. Для более результативного взаимодействия в этой ключевой сфере решением двух президентов в 2002 г. был создан специальный российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. Он собирается на регулярной основе два раза в год (последняя встреча состоялась в Москве в ноябре 2009 г.).

Позиции Франции в вопросах европейской безопасности и отношениях с Россией были конкретизированы по горячим следам южно-кавказского кризиса. Наиболее концентрированно они были изложены президентом Саркози в его выступлениях на конференции по мировой политике в Эвиане (октябрь 2008 г.) и на ежегодной конференции по проблемам безопасности в Мюнхене в феврале 2009 г. Так, лидер Франции поддержал инициативу президента Д.А. Медведева о «новом пакте по безопасности» и предложил провести соответствующие переговоры в рамках формата ОБСЕ, - правда, оговорив при этом ряд условий. В их числе: включение в повестку дня вопросов демократии и прав человека (это, по словам Саркози, не стремление «давать уроки демократии России», а просто принципиальная позиция Европы); участие в диалоге России и Европы «наших американских друзей и союзников»; наконец, отказ от политики сфер влияния на постсоветском пространстве (ближнее зарубежье, по мнению Саркози, должно стать сферой кооперации, а не соперничества).

Политические отношения с Россией Франция сегодня вынуждена выстраивать с оглядкой на своих партнёров по Евросоюзу. Стремительное расширение ЕС и объединение Германии ослабили позиции Франции в этой региональной организации. В душе Париж явно был не в восторге от происшедших перемен, хотя официально признавал их «крупным успехом». Вся внешнеполитическая линия голлизма была выстроена с учётом биполярного мира. Его крушение поставило перед страной непростую задачу адаптации к новым реалиям в Европе и мире в целом, тем более в контексте процессов глобализации. Приоритетной внешнеполитической задачей Парижа является поддержание и восстановление своего влияния в ЕС. Отсюда неизбежность поиска новых союзников в дополнение к «франко-германскому локомотиву» европейской интеграции, возвращение в НАТО. Словом, при всём понимании важности налаживания хороших отношений с Россией, Франция в своей политике в значительной мере «стреножена».

Что касается Франции, то главное заключается в том, что она отказалась принять американский геополитический сценарий, который предусматривал перспективное включение в ЕС и НАТО Украины, Грузии, а со временем, возможно, и Белоруссии, что окончательно вытеснило бы Россию с постсоветского пространства. Конечно, такая позиция обусловлена не столько дружескими чувствами к России, сколько прагматическими соображениями. Дело в том, что своё будущее Франция не мыслит вне европейского проекта. Но успешное развитие Европы-27 вряд ли можно представить в условиях нового раскола континента, при наличии изолированной и зажатой в угол России. Это хорошо понимает французское руководство, несмотря на явный атлантический крен, обозначившийся после прихода к власти шестого президента Пятой республики. Не случайно президент Саркози много раз подчёркивал, что конфронтация с Россией была бы безумием. Тем более что, по его мнению, никакой угрозы со стороны нынешней России, перегруженной своими внутренними проблемами, просто не существует. В такую угрозу верят разве что некоторые бывшие наши коллеги по «социалистическому лагерю», страдающие комплексом политической неполноценности и исторических обид. Не зря в самом ЕС их прозвали «новыми рыцарями холодной войны». К тому же, резонно спрашивает Н. Саркози, какой смысл России конфликтовать со своими главными покупателями углеводородов?

У Европы просто нет иного пути, как развивать максимально широкое сотрудничество с Россией. Со своей стороны, у России также нет исторических перспектив вне Европы. Ментально и цивилизационно мы идентифицируем себя с Европой, хотя и полагаем себя особой её частью. Более того, Россию можно рассматривать как естественное дополнение к Западной Европе. Было бы просто глупо не использовать совместно наши потенциалы. Шансы Европы превратиться в мировой полюс силы без сотрудничества с нами существенно уменьшаются. Думается, что французское руководство, несмотря на имеющиеся среди представителей французских элит критические (если не антирусские) настроения, вполне осознаёт данный вывод. А поэтому однозначно выбирает курс на стратегическое партнёрство с Россией. Именно так можно расценить слова премьер-министра Франции Фр. Фийона, сказанные им при открытии 14 сессии межправительственного франко-российского семинара в конце ноября 2009 г.: «Наша цель - построить со временем вместе с Россией единое пространство, основанное на полной свободе перемещения людей, товаров, капиталов и услуг». Такая цель на 100 % совпадает и с российскими ожиданиями.

5. Туризм

Важная статья дохода стран России и Франции - иностранный туризм. Российских туристов привлекают во Франции исторические и природные достопримечательности - старинные замки и церкви, курорты Лазурного берега, Бискайского залива, целебные воды Центрального массива, базы зимнего спорта в Альпах, музеи Парижа. В стране более 15 тысяч отелей для туристов, множество туристических баз и кемпингов. Высок уровень сервиса. Обслуживанием туристов занято 0,5 млн. человек. В основном туристы приезжают из Германии, Великобритании, Бельгии, России, США.

Многие заморские департаменты и территории являются туристскими центрами, но и на территории Франции много мест, которые достойны посещения: Париж, Иль-де-Франс и Лазурный берег остаются на первом месте среди излюбленных туристических маршрутов. Все больше и больше людей открывают для себя такие регионы, как Рона-Альпы, Лангедок-Русильон, Бретань, Овернь, Земли Луары, Баскская земля.

Для посетителей Франция уже не только страна бистро, петанга (игра в шары) и беретов. Она привлекает соединением традиционного (знаменитые памятники, кухня и виноградники) с современностью (TGV - высокоскоростной поезд, Футуроскоп - парк-музей в Пуатье, Диснейленд в Париже, туннель под Ла-Маншем).

Туризм во Франции развивается и будет развиваться в будущем. Многие россияне ежегодно посещают эту удивительную страну и ее столицу. Поездка во Францию - самый лучший способ убедиться, действительно ли она так прекрасна.

Заключение

Франция традиционно является одним из важнейших деловых партнеров России. Сегодня, когда российская экономика находится на подъеме, нам как никогда выгодно расширять более тесное сотрудничество. Французские инвестиции, технологии, умение работать в конкурентной экономике вкупе с российскими трудовыми и природными ресурсами, научным и промышленным потенциалом, могут послужить толчком для более интенсивного развития экономик обоих стран. Франция занимает среди стран Европы - основных торговых партнеров Российской Федерации -7-ое место по объему товарооборота, уступая Германии, Италии, Великобритании, Нидерландам, Польше и Финляндии (данные российской статистики). Россия вместе с рядом латиноамериканских и южноазиатских стран включена в перечень государств, приоритетных для торгово-экономических отношений Франции

Главной задачей российских и французских властей является обеспечение благоприятного законодательного и административного климата для развития деловой активности. В этом направлении за последние годы было сделано много важных шагов. Представители французских деловых кругов, например, могли по достоинству оценить упрощение налогообложения в нашей стране. Французские предприниматели заинтересованы во всех инициативах российского правительства, направленных на стимулирование иностранных инвестиций.

Список использованных источников

1. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - М.: Экономистъ, 2004. - 574 с.

2. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов, С.В. Карпова и др.; Под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

3. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015/Р.А. Фатхутдинов _ М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005-606 с.

4. Ленон. Дж.Д., Смит Х., Кокерелл Н., Трю Д Управление индустрией туризма. Лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму., М:ООО «Группа ИДТ», 2008. - 272 с.

5. Российско-Французские торгово-экономические отношения // Деньги. - 2006. - 2.

6. Россия - Франция. // Режим доступа: http://www.mid.ru

7. Торгово-экономические отношения России и Франции. // Режим доступа: http://www.mid.ru

8. Торговое представительство Российской Федерации во Франции. // Режим доступа: http://www.torgpredstvo.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Расширение промышленно-экономических и торговых связей Франции с РФ. Сотрудничество и деятельность в области культуры, в сфере международной безопасности. Взаимодействие государств в международных организациях, регулярный характер политических контактов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Роль Франции в мировом хозяйстве, тенденции в сфере конкурентоспособности и экономическом развитии страны. Значение Франции как торгово-экономического партнера России. Перспективы инвестиционного сотрудничества и научно-технической кооперации двух стран.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2013

    Характеристика и уровень развития экономики и промышленности Канады. Торгово-экономические связи российско-канадских отношений в современный период времени. Проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия между Россией и Канадой.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2010

    Общие тенденции экономического развития Франции. Современное положение экономики Франции. Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции. Занятость трудоспособного населения Франции по отраслям.

    реферат , добавлен 23.04.2007

    Изучение исторических аспектов развития экономических отношений между Россией и Турцией. Анализ ресурсно-экономического потенциала стран. Экспортное и импортное взаимодействие. Российско-турецкие торговые и экономические связи в области строительства.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Политические аспекты участия Франции в международных отношениях. Внешнеполитическая стратегия Франции, ее участие в европейском строительстве. Франция и международные конфликты: Ближний Восток, Балканы, Ирак. Место и роль Франции в мировой экономике.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Общие тенденции экономического развития Франции. Одна из ведущих западных держав. Стремление Франции к концентрации и централизации капитала, его экспорту и импорту. Поощрение малого бизнеса. Современное положение экономики Франции.

    реферат , добавлен 10.01.2004

    Итоги колониальной политики в Камеруне, роль Франции в формировании независимой Республики. Камерун в стратегии африканской политики Франции. Социокультурное сотрудничество двух исследуемых государств, его направления и оценка конечных результатов.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2013

    Социально-экономические предпосылки "левого поворота". Международная жизнь "левой" Латинской Америки, характер и эволюция отношений с Россией. Внешнеэкономические связи Венесуэлы. Россия как внешнеэкономический партнер Венесуэлы, перспективы отношений.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Краткая история развития Европейского союза (ЕС). Воздействие ЕС на экономику политическую ситуацию Франции. Позиции государств-членов Европейского Союза в отношении расширения ЕС на Восток. Отношение Франции к расширению ЕС в Юго-восточном направлении.

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. В нешнеэкономические связи Франции в послевоенные годы расширились, укрепились международные позиции французских финансово-промышленных групп, в том числе в ЕС, где Франция наряду с Германией является лидером.

Внешняя торговля

Растет экспортная квота французской экономики (до 30% в 90-е гг.). Франция увеличила свой удельный вес в мировой торговле до 6--7%, что обеспечивало ей четвертое место в мире. Но в последние годы по размерам экспорта ее опередила Великобритания, а в 2003 г. и Китай. В 2008 г. объем экспорта товаров составил 490,0 млрд. долл. Франция экспортирует примерно половину продукции промышленности (автомашины, электротехника, авиационная и аэрокосмическая техника, оружие, оборудование для скоростного железнодорожного транспорта, химические товары, изделия парфюмерии, высокой моды и др.), экспортируется значительная часть продукции сельского хозяйства (вина, коньяки, продукция птицеводства, сыры, пшеница и др.). Импорт (в 2008 г. -- 533,0 млрд. долл.) состоит в основном из нефти, природного газа, цветных металлов, деловой древесины и бумажной массы, продовольствия, промышленного оборудования. В торговле оборудованием Франция имеет активный баланс -- ее экспорт существенно превышает закупки за рубежом.

Наибольшее значение во внешней торговле Франции имеют связи со странами ЕС (особенно с Германией, Италией, Бельгийско-Люксембургским экономическом союзом, Великобританией). Важную роль играет торговля с США, Японией, Китаем, странами Африки. Укрепляются связи со странами Среднего и Ближнего Востока и Латинской Америки.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической -- 55%, сельскохозяйственном машиностроении -- 50%, производстве ЭВМ и средств информатики -- 49%, точном приборостроении -- 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские "ИБМ" и "Хэниуэлл", в сельскохозяйственном машиностроении -- "Интернэшнл Хавестер", "Катерпиллер", "Дир энд К°".

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны. Объем накопленных прямых инвестиций Франции в других странах в 2002 г. составил 497 млрд. долл. (третье место в мире). На зарубежных предприятиях французских ТНК работают 2,45 млн. чел. Вырос и объем иностранных инвестиций во Франции, достигнув 267 млрд. долл. в 2002 г.

Состояние платежного баланса страны в последние годы улучшается, и текущий платежный баланс положителен.

экономический политика франция рынок

Экономические отношения с Российской Федерацией

Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. По размерам товарооборота она занимает девятое место среди партнеров России.

После сокращения торговли в период кризиса в России 1998 года объем товарооборота достиг в 2003 году 4,5 млрд. долл. и тем самым превысил лучшие показатели 1997 г. -- 3,2 млрд. долл. В 2008 г. франко-российский товарооборот достиг уровня 13,5 млрд. долл. Растут и французские инвестиции в российскую экономику. По данным за первое полугодие 2005 г. доля Франции составляла 3,3% общего объема капиталовложений десяти крупнейших инвесторов, что ставило ее на восьмое место. В первом полугодии 2006 г. показатели Франции возросли до 6,8%. Она переместилась на шестое место. В первом полугодии 2007 г. Франция стала третьим инвестором, обеспечивая 9,9% общего объема капиталовложений десяти крупнейших инвесторов.

В российском экспорте во Францию 40% приходится на нефть и нефтепродукты, 30% -- на природный газ. Важное место занимают также металлы, лесные, целлюлозно-бумажные и потребительские товары, некоторые химические продукты. Машино-техническая продукция составляет лишь 2--3% стоимости экспорта.

Доля оборудования во французских поставках в Российскую Федерацию составляет 15--20%. Важное место в импорте занимают потребительские товары, в частности ткани, обувь, одежда, парфюмерия, продовольствие, напитки.

Как по объему, так и по структуре торговые связи не соответствуют возможностям и потребностям экономики обеих стран.

В последние годы во Франции и России растет заинтересованность в расширении торговли и других форм сотрудничества.

В 2008 году товарооборот с Российской Федерацией составил 16,7 млрд евро по данным французской статистики, 16,4 млрд долл. по данным российской статистики.