Древняя Греция: Афинский рынок. Древняя Агора в Афинах: торговая площадь и исторический памятник

Шопинг в Афинах – это нечто фантастическое. С одной стороны, это ни на что не похожее нагромождение магазинов, торгующие тем или иным товаром, да и чуть ли не всякий жилой квартал раз в неделю устраивает уличный рынок в своём районе. С другой стороны, классные моллы в американском стиле и модные «эмбории». Между этими полюсами находятся нескончаемые «стои» в центре города и крытые аркады, заполненные небольшими магазинами. При некоторых открыты кафе с дорогой мебелью и шикарной обстановкой и магазины с изделиями известных дизайнеров.

Ради интересного зрелища стоит зайти на центральный базар и рынок цветов, а соседние с ними улицы, особенно Эврипиду, заставлены душистыми лавочками, в которых продаются травы, пряности и орехи. В соседнем магазине торгуют пробками, бутылями, кувшинами… Блошиный рынок в Монастираки – череда магазинов, рассчитанных на туристов. И всё же между станциями метро Монастираки и Тисио попадаются любопытные развалы, особенно в воскресенье с утра, примерно с 6:00 до 14:00 на улице Адриану, что ближе к Тисио. Блошиный рынок в Пирее работает по воскресеньям утром. На соседних улицах попадаются любопытные магазины, предлагающие антиквариат.

Лучшие уличные рынки неподалёку от центра: понедельник – «Хансен» на Патиссион (метро Айос-Элефтериос). Вторник – «Лезву» в Кипсеели (метро Викторияс) и «Ласку» в Панграти (троллейбусы № 2 или 11). Пятница «Ксенократус» в , «Драгуми» в Илисье (метро Эвангелизмос/Мегаро- Мусикис), «Цами Каратассу» в Кукаки (метро Акрополи) и «Аримидус» в , за Панафинейским стадионом. Суббота «Плакендияс» в Амбелокипи (метро Амбелокипи) и «Каллидромиу» в Экзархее. Торговля обычно идёт с 7:00 утра до 14:00 дня, цены невысокие, продают домашнюю утварь, ткани, готовую одежду, свежие фрукты и овощи, сушёные травы и орехи.

Народные промыслы, антиквариат и подарки в Афинах

Греческие поделки не отличаются дешевизной, но и мастерство греческих ремёсленников обычно выше всяких похвал. В дополнение к ниженазванным торговым точкам помните о магазинах в , Музее Бенаки и Музее кикладского искусства, где продают превосходные самобытные изделия, а также великолепные репродукции. В Монастираки, Плаке и Колонаки тоже есть магазины, торгующие антиквариатом и изделиями народных промыслов.

Туристам лучше, наверное, поехать в Монастираки или в Плаку, где, особенно на Пандроссу и Адриану, есть на что посмотреть: в аллеях между станциями метро Монастираки и Тисио много очаровательных заведений. Платия Ависсинияс, в частности, заполнена антикварными и мебельными магазинчиками.

1). Магазин Amorgos – Магазинчик, где продают превосходное резное дерево, шитьё, светильники, кружева, марионеток для кукольного театра теней и прочие ремёсленные изделия. Местонахождение: Кодру 3, (напротив гостиницы Acropolis House Hotel);

2). Магазин Elliniko Spiti – Удивительные художественные работы, в том числе и мебель из природных материалов, таких как плавник, мелалли мрамор. Вещи слишком громоздки, чтобы везти их домой, да и недёшево, но посмотреть стоит. Местонахождение: Кекропос 14, сразу за Адриану, Плака;

3). Универмаг Kendro Ellinikis Paradosis – Само название подсказывает, что в этом огромном универмаге широкий выбор произведений традиционного народного искусства и изделий народных промыслов, много керамики и резьбы по дереву, а обслуживание очень милое – в отличие от очень уж подчас назойливого торга на соседней барахолке. Местонахождение: входы с Митрополеос 59 и Пандроссу 36, Монастираки;

4). Магазин Kori – Очень высоких стандартов украшения и предметы из серебра, золота и керамика по высоким ценам. Местонахождение: Митрополеос 13 и Вулис, Синтагма;


5). Магазин Studio Kostas Sokaras – Обращённое к Аттала помещение загромождено предметами старины, которые перемешаны с любопытными вещицами: старые куклы для театра теней, медные дверные ручки, музыкальные инструменты, пистоли и пистолеты, а также многое другое. Местонахождение: Адриану 25, Плака;

6). Магазин Theotokis – Один из многочисленных причудливых магазинчиков с антиквариатом и предметами старины на этой узкой улочке барахолки. Гравюры, печати, открытки, печатные машинки, военная форма, если вы ищете что-нибудь специфическое, вы можете найти это здесь. Местонахождение: Норману 7, Монастираки;

7). Магазин Yiannis Samouelian – Магазин музыкальных инструментов, работает с давних времён в центре блошиного рынка в Монастираки, торгует гитарами ручной работы, лирами и так далее. Местонахождение: Ифесту 36, Монастираки.

Модные вещи и украшения в Афинах

Греки обожают покупать, особенно одежду. Здесь полно товаров с известными международными ярлыками – и в главном торговом районе Эрму за , и в десятках моллов в богатых пригородах. Магазины высокой моды есть в Колонаки, где вы найдёте десятки маленьких бутиков. А что-либо «альтернативное» искать стоит опять же в той же Экзархее. Если хотите посетить пригородные моллы, то лучше всего ехать в Кифисью, населённую весьма богатым народом, что среди прочего означает наличие бутиков «Шанель» и «Гуччи», не говоря уже о других брендах с Хай-стрит, а еще есть Глифада – и молодёжи много, и море рядом.

1). Магазин Archipelagos – Маленький привлекательный бутик с изысканными украшениями ручной работы и керамикой на греческую тему. Местонахождение: Андриану 142, Плака;

2). Заведение Athena’s Sandals – Ставрос – «афинский поэт, тачающий сандалии» – считался и чем-то вроде общественного учреждения. Ему заказывали обувь «Битлз», Энтони Куинн, Софи Лорен и другие знаменитости. Теперь традицию ремесла продолжает его дочь. Местонахождение: Норману 7;

3). Магазин Attica – Единственный в Афинах модный магазин с самыми красивыми витринами в городе. Удобно, если вы хотите купить всё в одном месте, особенно летом, когда так жарко, хотя, что касается дизайнерских ярлыков, вы не найдёте ничего такого, чего нельзя найти на родине. Местонахождение: Панэпистимиу 9, Синтагма;

4). Магазин Crop Circle – Винтажная одежда по разумным ценам и этнические ювелирные изделия. Тот магазин, что повыше на склоне холма, торгует новыми вещами, нижний – винтажом. Местонахождение: Темистоклеус 52 и 66, Экзархея;


5). Магазин Elena Vosti – Новаторские украшения с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, а также ракушек и других материалов. Местонахождение: Ксанту 7, Колонаки;

6). Магазин Free Shop – Наряды с собственным брендом, созданные в – в том числе дорожные костюмы унисекс и футболки, а также изделия модельеров с мировыми именами: Баленсиага и другие. Местонахождение: Вукурестиу 50, Колонаки;

7). Магазин Ice Cube – Прекрасный дизайнерский бутик: авангардные творения владельца – желанный глоток свежего воздуха. Притягивает преимущественно молодёжь, но у посещающей этот бутик молодёжи большие возможности. Есть филиал в Глифаде. Местонахождение: Цакалоф 28, Колонаки;

8). Магазин Lemisios – Фирма существует на этом самом месте с 1912 года. Торгует кожаными сандалиями и балетными туфлями без каблука собственного производства и куда лучшего качества, чем в Плаке или Монастираки. А если вы согласитесь ждать две недели, то вам сошьют обувь на заказ, а если у вас есть свой материал, то и из вашего материала. Местонахождение: Ликавиту 6, Колонаки;

9). Магазин Mariana Petridi – Здесь выставлены украшения греческих дизайнеров в различных стилях, а также работы самой Марианы Петриди. Местонахождение: Харитос 34, Колонаки;

10). Магазин Remember – Заведение стоит на этом месте вот уже 25 лет, но Димитрис Цуанато, его хозяин, кажется, так никогда и не терял вдохновения: если вы, несмотря на нежелание, что-то в Афинах все-таки купите, то это, наверняка, будет футболка, вручную раскрашенная этим мастером. На полках и на складе хранятся также всякие памятные вещи, связанные с историей рок-н-ролла, а во дворе стоят удивительные скульптуры. Местонахождение: Адриану 79, Плака;

11). Магазин Shop – Самый большой из всех модных постмодернистских магазинов на Эрму в Псирри. В магазине продаются товары модных фирм, включая Кусто, Энерджи и Мисс Сиксти, а также подарки, книги, сувениры и музыка. Местонахождение: Эрму 112-а, Псирри;

12). Магазин Le Streghe son Tomate – Один из немногих в Афинах магазинов винтажной одежды: в основном дизайнерские творения. Но, увы, цены высокие. Местонахождение: Харитос 9, Колонаки;

13). Магазин Thallo – Маленький магазинчик украшений, который очень стоит посетить. Греческие растения и цветы, выполненные в серебре и золоте, производят великолепный эффект, и цены для Колонаки не пугающие. Местонахождение: Плутарху 25, Колонаки;

14). Магазин 2morrow – На первом этаже находится магазин модельера Ёта Каяба. Кроме этого, небольшой набор любопытных винтажных и этнических нарядов. Местонахождение: Кинетту 3, Монастираки, на блошином рынке.


Книги и музыка в Афинах

Магазинов, торгующих музыкальным мейнстримом, в Афинах немного, но пару таких магазинов всё же назвать можно. Если есть желание ознакомиться с греческой музыкой, выбор, естественно, большой. Существует также удивительно много магазинов, торгующих классическими виниловыми пластинками, есть и крошечные магазинчики, торгующие дисками какого-нибудь направления, особенно в Экзархее.

1). Магазин 77 – Широкий выбор старой и новой рок и греческой музыки на виниле и компакт-дисках. На этой линии барахолки есть ещё несколько магазинчиков с записями, в том числе секонд-хэнд. Местонахождение: Ифесту 7, Монастираки;

2). Магазин Art Nouveau – Поразительный выбор классического винила: старые и новые пластинки. Преимущественно традиционный рок: «Лед Зеппелин», «Майти Граундхогз», «Грейтфул Дед», – но есть и соул 1960-х годов, и иные редкости. Местонахождение: Солому 23, Экзархея;

3). Магазин Compendium – Магазин торгует книгами на английском языке, поддерживает давние традиции, есть небольшой отдел старой книги, проводятся регулярные поэтические чтения и другие мероприятия. Местонахождение: Никодиму 5, у пересечения с Ипериду, Плака;

4). Магазин Eleftheroudhakis – Пять этажей книжных полок, много книг на английском языке, есть интернет-кафе и превосходный кафетерий с широким выбором вегетарианских блюд и сладостей. Местонахождение: Панэпистимиу 15, Омбнья;

5). Магазин Music Wave – Ещё одно место, где можно поискать что-нибудь интересное, район блошиного рынка. Местонахождение: Ифесту 29, Монастираки;

6). Магазин Road Editions – Хороший выбор путеводителей на греческом и английском языках, карты как одноимённой с магазином компании, так и других фирм. Местонахождение: Солонос 71, Экзархея;

7). Магазин Stoa tou Bibliou – Тихая аркада (или стоя) отдана полностью под книги, там можно посидеть, и часто проходят выставки. Стоит посетить отдел со старыми картами. Местонахождение: вход с Панепистимиу 49 или Песмазоглу 5;

8). Магазин Xylouris – Принадлежит вдове великого, ныне покойного, критского певца Никоса Ксилуриса. Один из магазинов, куда стоит заглянуть, если хотите купить диски с греческими народными мелодиями, фолк и (разумеется) критской музыкой. Местонахождение: Панэпистимиу 39, Омонья, в аркаде.

Вконтакте

К экономической системе древнегреческих городов можно отнести операции на товарном рынке, работы, услуги с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей жителей полисов. Афин, как и Спарты, в основном была сосредоточена на земледелии. Немного позже она включает реализацию товаров, чему способствовал выход на морские пути.

Хозяйственная деятельность Афин значительно отличается от Спарты из-за различной организации и уклада жизни. Хотя у обоих полисов есть общая черта - использование труда невольников для удовлетворения всех нужд правящей элиты. Оказавшись в должниках и потеряв землю, крестьяне также могли попасть в бедственное положение и отдавать урожай со своих земель в качестве уплаты долга.

Условия развития хозяйственной деятельности в Древней Греции

В античной Элладе полным ходом шёл технический прогресс - это и определило начало архаической эпохи. Широко распространялось железо, что повлияло на производство - из ремесленного оно принимало серийный характер. Появление дополнительных средств ускорило развитие мастерских и стало стимулом для более масштабной торговли. Из-за этого остановились мелкие и средние крестьянские хозяйства, долговое рабство являлось всё более распространённым. Резкий рост численности также повлиял на обстановку среди землевладельцев - ужесточается борьба за территорию.

Происходит дробление крестьянских участков и их сосредоточение в руках родовых знатных семей. Всё это влечёт нарастание аграрного кризиса. В обществе нарушается стабильность, со временем появляются тиранические режимы. Технический прогресс сделал ремесленную деятельность более самостоятельной в экономическом и социальном плане. Оно объединяется с торговлей. В обществе появляется слой населения, контролирующий ремесло - это знать, которая связала хозяйственную деятельность только с торговлей. Для выполнения больших объёмов работ используются невольники. Долговое рабство набирает всё большие обороты, многие крестьяне разорены и лишены земель.

Хозяйственная деятельность Афин, и Спарты, и Рима имела свои особенности и довольно сильно отличалась от восточной. Экономическое процветание и развитие основывалось на рабском труде, именно рабы стали производителями всех материальных благ этих полисов. В их категорию попадали военнопленные или невольники, продаваемые на специальных рынках. Часто в число рабов бывали записаны представители варварских народов, которых продавала правящая аристократия. Государство запрещало делать таковыми своих граждан.

Сельское хозяйство в Древней Греции

Земледелие являлось основным жители страны выращивали пшеницу и ячмень, но объём урожая был недостаточным. Из-за холмистого рельефа и каменистой почвы было трудно пахать и обрабатывать. Местная территория больше подходила для выращивания масличных и плодовых деревьев, виноградной лозы. Садоводство заменило зерновое хозяйство. Благодаря высокому урожаю маслин и винограда, местное население не только обеспечивало свои потребности, но и занялось продажей продукции. Однако это потребовало прилива рабочей силы, которой и стали рабы.

Также греки разводили овец, рабочих и тягловых животных. Скотоводство присутствовало, но в небольших масштабах. К мясу и молоку древние греки относились более равнодушно и не употребляли их в качестве основных продуктов питания. Разведению лошадей хозяйственная деятельность Афин в античной Греции также не уделяла много внимания. Сельское хозяйство было многоотраслевым, присутствовала товарная направленность.

Ремесло в Древней Греции

Среди самых важных ремесленных отраслей можно выделить строительное производство и судостроение, много внимания уделялось керамике и ткачеству, горнодобывающему и кузнечному ремеслу. Существовал ряд небольших мастерских, которые называли эргастерии. Результаты хозяйственной деятельности, такие как всё возрастающие потребности в сырьевой базе, которой было недостаточно в местных краях, переполненность внутреннего рынка вином и маслом, расширение сферы ремесленных производств, подтолкнули греков к активной внешней торговле.

Торговля в Древней Греции

Ремёсла греков и торговля были взаимосвязаны. На рынке мастера продавали свои изделия, покупали сырьё и инструменты для работы, здесь продавались рабы и продовольственные продукты. На базарах можно было приобрести смолу, лес, кожу, мёд, слоновую кость, железо, ремесленные изделия.

Афинский и Спартанский тип хозяйственной деятельности

Хозяйственная деятельность Афин и Спарты различалась. Под первым типом понимались государства с развитой торговой и ремесленной деятельностью, товарно-денежными отношениями. В данных полисах развитое производство было построено на рабочей силе рабов, устройство является демократическим. Массовый труд невольников - одна из причин, по которым успешно развивалась хозяйственная деятельность. Афины, Мегары, Родос, Коринф - примеры таких полисов. Государства с таким типом хозяйственной деятельности обычно находились у моря, территория была небольшой, но население являлось довольно многочисленным. Полисы являлись центрами Древней Греции, под их влиянием находилась вся хозяйственная деятельность - Афины считались самыми главными.

К Спартанскому типу относятся аграрные государства, в которых преобладает сельское хозяйство - торговля, товарно-денежные отношения и ремёсла развиты плохо. Есть большое число зависимых работников, устройство олигархического типа. К таким государствам можно отнести Спарту, Беотию, Аркадию и Фессалию.

Хозяйственная деятельность Спарты в Древней Греции

После завоевания хорошо заселённой территории дорийская знать осознала необходимость постоянного контроля населения для поддержания строгой дисциплины. Это повлияло на раннее появление государства. В Спарте всегда превалировало земледелие. Спартанская политика ставила целью захват территорий своих соседей для расширения своих территорий. После Мессенских войн каждая спартиата (семья общины) получила одинаковые участки земли или клеры. Они предназначались только для пользования, делить их было нельзя. На клерах трудились илоты (сельское население), а спартиаты всё своё время отдавали военному делу, организация хозяйственной деятельности их не касалась.

После того как Мессения утратила независимость, почти всё её население стало илотами. С тех пор экономика Спарты держалась на их эксплуатации. Каждый илот выплачивал гражданину установленную норму дани зерном, маслом, мясом, вином и другими сельскохозяйственными продуктами. Апофора (оброк) составляла около половины всего урожая, остальное рабочие оставляли себе. Благодаря такой частичной самостоятельности иногда среди них встречались зажиточные жители. Однако социальное положение илотов было ужасным, впрочем, развивающаяся хозяйственная деятельность Афин также принуждала рабов к огромному объёму работ для удовлетворения всех своих нужд.

Современная Спарта

На сегодняшний день город утратил былое величие. В 19 веке большая его часть была перестроена. Современная Спарта - крупная столица, привлекающая туристов. Большая часть территории выделена под сельскохозяйственную деятельность. В 2001 году численность жителей насчитывала 18 тыс. человек. Большинство местного населения занимается сельским хозяйством. Особое внимание уделяется переработке оливковых и цитрусовых плодов. славилась с древних времён. Летом здесь можно увидеть даже фестиваль в честь оливок. С процессом переработки плодов этих деревьев можно ознакомиться в музее города. Химическая, табачная, текстильная и пищевая промышленность представлена в современной Спарте мелкими предприятиями.

Хозяйственная деятельность Афин в Древней Греции

Ранняя история Аттики и Афин (главного города) содержит не очень много сведений. Замкнутую господствующую знать называли эвпатридами, а всё остальное свободное население - демосом. Хозяйственная деятельность Афин в античную эпоху зависела от труда второй категории граждан и рабов. К числу последних можно отнести мелких и средних крестьян, судовладельцев, купцов, мелких ремесленников и т. д. В 7-6 веках до н. э. сельское население переживает упадок, крестьянство разорено, оно всё чаще теряет земли. Ячмень - самая распространённая хлебная культура, которая могла произрастать на землях Аттики. С 6 века до н. э. сельское хозяйство сконцентрировано на выращивании оливок и винограда. В недрах Аттики добывали ценные сорта мрамора, пластическую глину, применяемую в гончарном деле. Также эта территория славилась самыми богатыми серебряными рудниками во всей стране. В южной части Аттики также находились железные рудники. Хозяйственная деятельность Афин во времена античности развивалась благодаря плодородным землям равнины Педион, расположенной рядом с городом.

Ростовщичество и торговля пока не очень распространены, но со временем становятся всё масштабнее. Земля является неотъемлемым имуществом семьи, не подлежит продаже или отдаче за долги. Однако ростовщики-эвпатриды придумали способ, благодаря которому должники, формально оставаясь хозяевами, фактически должны были отдавать большую часть урожая со своей территории. Многие аристократы обогащались благодаря морской торговле, а не землевладению.

С приходом к власти Солона происходит ряд реформ, хозяйственная деятельность Афин испытывает улучшение. Для работы на сельскохозяйственных угодьях ввозятся рабы-иноземцы, социальная и экономическая жизнь свободной части общины поднимается. Солон разрешает отчуждать землю, что становится большой выгодой для крупных землевладельцев-эвпатридов. Поощряется разведение садово-огородных культур, понижается стоимость хлеба благодаря вывозу и продаже за границей оливкового масла и ввода запрета на горожан улучшалось.

Как говорит история, Солон также поощрял расширение ремёсел, осознавая невозможность ограниченного количества плодородных земель прокормить жителей. Каждый отец должен был обучить сына какому-либо мастерству, иначе сын сможет, согласно закону, отказать старцу-отцу в поддержке. От многих ремесленников из чужих стран также зависела хозяйственная деятельность, Афины наделяли переселявшихся в город мастеров своим гражданством. С приходом тирана Писистрата усиливается экономическая мощь города. С возрастанием городского населения увеличилось и количество ремесленных мастерских, рабочих в порту, флоте торговом и военном. К труду были привлечены не только рабы, но и крестьяне, не имевшие земель, а также рабочие с правом выбора. Происходит создание новых внешних и внутренних рынков для продажи продуктов сельскохозяйственной деятельности Афин и всей Аттики. Больше всего к сбыту предоставлялось оливкового масла. Черноморское побережье подарило археологам и историкам свидетельства торговли Северного Причерноморья и Афин при правлении Писистрата - аттическую керамику.

Современные Афины

Вторая половина 19-го века ознаменовалась бурным экономическом ростом в Афинах. После того как город становится столицей, появляются промышленные предприятия. Благодаря выгодному экономико-географическому положению, основные сухопутные магистрали Греции выходили к просторным морским путям. В Больших Афинах более половины населения занято в Здесь находятся текстильная, кожно-обувная, швейная, пищевая, химическая, металлообрабатывающая и металлургическая, полиграфическая и другие отрасли. Судоверфь, металлургический и нефтеперерабатывающий заводы остались в окрестностях Афин после войны. В год город обрабатывает больше 2,5 млн тонн нефти, через него транспортируется большая часть импорта (около 70%) и около 40% экспорта. Самые крупные греческие банки находятся в Афинах. Конец 2009 года стал началом спада экономики и хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность Афин и Спарты

Облик городов, как и хозяйственная деятельность Афин и Спарты, значительно изменились с древних времён. Казалось бы, они утратили былую мощь, однако никто не знает, что напишет история для этих двух античных полисов в будущем.

Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой - так называемые метеки - лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами , которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом - советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.

Первые реформы. Эпоха Солона

С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине VII века до н. э аристократ Килон предпринял неудачную попытку овладеть властью. Около 621 до н. э. при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, которые несколько ограничили произвол судей-аристократов. В 594-593 до н. э. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот , осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда: пентакосиомедимны, гиппеи, зевгиты, феты, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Афинская демократия

Эпоха Писистрата и Клисфена

Около 560 года до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата , проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нём Афины добились больших внешнеполитических успехов: распространили своё влияние на ряд островов Эгейского моря , укрепились на обоих берегах Геллеспонта. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. В городе сооружен водопровод. В правление Писистрата и его сыновей приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата в 527 году до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху , но как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной: Гиппарх был убит заговорщиками, а Гиппий - свергнут в 510 году до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 году до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном . Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

Греко-персидские войны

В греко-персидских войнах (500-449 до н. э) Афинам принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами под Марафоном (490 до н. э) (см. Марафонская битва), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Битва при Саламине (480 до н. э.), которая стала переломным моментом в ходе войны, состоялась именно по инициативе афинян и, прежде всего, благодаря им и стратегу Фемистоклу завершилась полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль Афин в 479 до н. э. в битве при Платеях и при мысе Микале. В последующие годы Афины, возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратился в Афинскую морскую державу - Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии - Афинской демократии , что достигла наивысшего расцвета в эпоху правления Перикла (стратег в 444/443 - 429 годы до н. э). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы им подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных - гелиэя - избиравшихся из граждан по жребию. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также теорикон - выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога - фороса , который должны были регулярно выплачивать союзные города, входившие в архе.

Афинская гегемония

На вторую половину V века до н. э приходится период величайшего культурного расцвета Афин - так называемый золотой век Перикла . В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот , философ Анаксагор , скульптор Фидий , поэты Эсхил , Софокл , Еврипид , сатирик Аристофан . Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей - аттический диалект - получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов . В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Афинского акрополя - шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447-438 до н. э архитекторами Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и другие произведения афинского изобразительного искусства 5 века служили образцами для многих поколений художников последующих веков.

Пелопоннесская война. Под властью Македонии

Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки - Пелопоннесским союзом , возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431-404 до н. э) - крупнейшей войне в истории Древней Греции . Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили своё ведущее положение в Греции. В первой половине 4 века до н. э. Афинам время от времени удавалось улучшать своё положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395-387 до н. э. Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой флот и восстановить укрепления вокруг города (изрыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378-377 годах до н. э. возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном , Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии .

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 году до н. э. , разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (лат. civitas foederata ), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором . В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 году до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в её состав. В III веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

  • Холм Акрополис.
  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал своё имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага; здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз , ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили её стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Районы

  • Внутренний Керамик , или «Квартал гончаров».
  • Дем Милет в западной части города, южнее Внутреннего Керамика.
  • Дем Гиппий Колонос - считался наиболее аристократическим среди всех демов полиса Древних Афин.
  • Дем Скамбониде в северной части города и восточнее Внутреннего Керамика.
  • Коллитос - южный район города, лежал южнее Акрополя.
  • Коеле - район на юго-западе города.
  • Лимна - район к востоку от дема Милет и района Коллитос, занимал территорию между Акрополем и рекой Илиссос.
  • Диомея - район в восточной части города, рядом с Диомейскими воротами и Киносаргом.
  • Агре - район южнее Диомеи.

Пригород

  • Внешний Керамик располагался на северо-запад от города, считался лучшим пригородом Афин. Здесь хоронили афинян, павших в войне, а в дальнем конце района существовала Академия на расстоянии 6 стадий от города.
  • Киносарг располагался восточнее города, напротив реки Илиссос, граничил с Диомейскими воротами и гимназией, посвященной Гераклу, в которой учил киник Антисфен.
  • Ликей - располагался восточнее города. В этом районе существовала гимназия, посвященная Аполлону Ликейскому, известная тем, что там учил своих учеников Аристотель.

Улицы

Среди наиболее важных улиц Афин были:

  • Улица Дромос, центральная, наиболее широкая, красивая и богатая улица Афин, которая шла от Дипилонских ворот к агоре.
  • Улица Пирея, которая вела от пирейских ворот к Афинской агоре южнее Дромоса.
  • Панафинейский путь шел по Дромосу от Дипилонских ворот через агору к Афинскому акрополю. Панафинейским путём происходило торжественное шествие во время Панафинейских праздников.
  • Улица Триподы располагалась южнее и восточнее Акрополя. На улице Треножников в археологических зонах находятся фундаменты треножников - наград победителям в театральных состязаниях и "Башня ветров".

Общественные здания

  • Храмы. Из них наиболее важное значение имел Олимпейон, или Храм Зевса Олимпийского , расположенный юго-восточнее Акрополя, вблизи реки Илиссос и фонтана Каллирое. Среди других храмов Афин: Храм Гефеста - расположен к западу от агоры; Храм Ареса - на севере агоры; Метроон, или храм Матери богов - на западной стороне агоры. Кроме этих основных существовало множество меньших храмов во всех районах города.
  • Булефтерион был возведен в западной части агоры.
  • Толос - округлое здание вблизи Булефтериона, построенное в 470 до н. э Кимоном, который был избран в Совет пятисот . В Толосе члены совета питались, а также осуществляли приношение жертв.

  • Стоа - открытые колоннады, использовались афинянами в качестве места отдыха в разгар дня, их было несколько в Афинах.
  • Театры . Самым первым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя, долгое время он оставался крупнейшим театром афинского государства. Кроме того, существовал Одеон для участия в конкурсах по вокалу и исполнения инструментальной музыки.
  • Стадион Панатинаикос располагался на берегу реки Илиссос в районе Агре, здесь проводились спортивные события Панафинейских праздников . На стадионе Панатинаикос состоялись Первые Олимпийские игры современности в 1896 году.
  • Римские рынок и библиотека Адриана находятся за речкой Эридан, ограничивавшей агору с севера. Ныне это богатая археологическая зона.

Источники

  • Афины Древние // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бузескул В. П. , Афинская политией Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в., Хар., 1995;
  • Жебелева С. А. , Из истории Афин (229-31 года до н. э.), СПБ. 1898;
  • Колобова К. М. , , Л., 1961;
  • Зельин К. К. , Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964;
  • Доватур А. , Политика и политии Аристотеля, М.-Л., 1965;
  • Ferguson W. S. , Hellenistic Athens, L., 1911;
  • Day J. , An economic history of Athens under Roman domination, N. Y., 1942.

Напишите отзыв о статье "Древние Афины"

Отрывок, характеризующий Древние Афины

– Мне просить государя! – сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезной раздражительностью. – О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь: я честно служил царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот я пишу: «ежели бы я был казнокрад…
– Ловко написано, что и говорить, – сказал Тушин. Да не в том дело, Василий Дмитрич, – он тоже обратился к Ростову, – покориться надо, а вот Василий Дмитрич не хочет. Ведь аудитор говорил вам, что дело ваше плохо.
– Ну пускай будет плохо, – сказал Денисов. – Вам написал аудитор просьбу, – продолжал Тушин, – и надо подписать, да вот с ними и отправить. У них верно (он указал на Ростова) и рука в штабе есть. Уже лучше случая не найдете.
– Да ведь я сказал, что подличать не стану, – перебил Денисов и опять продолжал чтение своей бумаги.
Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность.
Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера.
Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений?
– Да, постой, – сказал Денисов, оглянулся на офицеров и, достав из под подушки свои бумаги, пошел к окну, на котором у него стояла чернильница, и сел писать.
– Видно плетью обуха не пег"ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании.
– Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой.

Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит.
13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите.
– Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте.
– Vous parlez de Buonaparte? [Вы говорите про Буонапарта?] – сказал ему улыбаясь генерал.
Борис вопросительно посмотрел на своего генерала и тотчас же понял, что это было шуточное испытание.
– Mon prince, je parle de l"empereur Napoleon, [Князь, я говорю об императоре Наполеоне,] – отвечал он. Генерал с улыбкой потрепал его по плечу.
– Ты далеко пойдешь, – сказал он ему и взял с собою.
Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту, быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц, которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона. Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека, дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал, что с этого времени положение его совершенно утвердилось. Его не только знали, но к нему пригляделись и привыкли. Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо, и все приближенные не только не дичились его, как прежде, считая за новое лицо, но удивились бы, ежели бы его не было.
Борис жил с другим адъютантом, польским графом Жилинским. Жилинский, воспитанный в Париже поляк, был богат, страстно любил французов, и почти каждый день во время пребывания в Тильзите, к Жилинскому и Борису собирались на обеды и завтраки французские офицеры из гвардии и главного французского штаба.
24 го июня вечером, граф Жилинский, сожитель Бориса, устроил для своих знакомых французов ужин. На ужине этом был почетный гость, один адъютант Наполеона, несколько офицеров французской гвардии и молодой мальчик старой аристократической французской фамилии, паж Наполеона. В этот самый день Ростов, пользуясь темнотой, чтобы не быть узнанным, в статском платье, приехал в Тильзит и вошел в квартиру Жилинского и Бориса.
В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.
– Ах это ты, очень рад, очень рад тебя видеть, – сказал он однако, улыбаясь и подвигаясь к нему. Но Ростов заметил первое его движение.
– Я не во время кажется, – сказал он, – я бы не приехал, но мне дело есть, – сказал он холодно…
– Нет, я только удивляюсь, как ты из полка приехал. – «Dans un moment je suis a vous», [Сию минуту я к твоим услугам,] – обратился он на голос звавшего его.
– Я вижу, что я не во время, – повторил Ростов.
Выражение досады уже исчезло на лице Бориса; видимо обдумав и решив, что ему делать, он с особенным спокойствием взял его за обе руки и повел в соседнюю комнату. Глаза Бориса, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем то, как будто какая то заслонка – синие очки общежития – были надеты на них. Так казалось Ростову.
– Ах полно, пожалуйста, можешь ли ты быть не во время, – сказал Борис. – Борис ввел его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями, назвав его и объяснив, что он был не статский, но гусарский офицер, его старый приятель. – Граф Жилинский, le comte N.N., le capitaine S.S., [граф Н.Н., капитан С.С.] – называл он гостей. Ростов нахмуренно глядел на французов, неохотно раскланивался и молчал.
Жилинский, видимо, не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис, казалось, не замечал происшедшего стеснения от нового лица и с тем же приятным спокойствием и застланностью в глазах, с которыми он встретил Ростова, старался оживить разговор. Один из французов обратился с обыкновенной французской учтивостью к упорно молчавшему Ростову и сказал ему, что вероятно для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит.
– Нет, у меня есть дело, – коротко ответил Ростов.
Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. «И зачем он сидит тут?» говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
– Однако я тебя стесняю, – сказал он ему тихо, – пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
– Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
– И в самом деле…
Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем – как будто Борис был в чем нибудь виноват перед ним – начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
– Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По моему, лучше бы прямо просить корпусного командира… Но вообще я думаю…
– Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! – закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису.
Борис улыбнулся: – Напротив, я сделаю, что могу, только я думал…
В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса.
– Ну иди, иди, иди… – сказал Ростов и отказавшись от ужина, и оставшись один в маленькой комнатке, он долго ходил в ней взад и вперед, и слушал веселый французский говор из соседней комнаты.

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома.
С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж.
– Кого вам? – спросил кто то.
– Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса.
– Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут.
Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел.
Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате.
– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился.
– Что вам угодно? Просьба?…
– Qu"est ce que c"est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты.
– Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах.
– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
– Жалко, жалко молодца; давай письмо.
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d"honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.
Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l"Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах XIX века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (IV век до н. э).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Древние Афины (рус.) История древнего мира

    Афины и Спарта. Афинская демократия

    Видеоурок по истории "В городе богини Афины"

    Сократ - античный мыслитель, первый афинский философ

    А.Ю. Можайский. Лекция "Афины в VII-VI вв. до н.э. - установление демократии"

    Субтитры

Становление Афинского государства

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 году до н. э. , разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (лат. civitas foederata ), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором . В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 году до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в её состав. В III веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

  • Холм Акрополис.
  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал своё имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага; здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз , ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили её стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Гордятся историей, насыщенной событиями. Греческая столицы пережила смену эпох, правителей и цивилизаций. И от каждой эпохи городу досталось великое множество интересных достопримечательностей. Одна из них - Афинская Агора, или рыночный центр у самого подножия Акрополя. Другое название Агоры, Греческая, часто используют чтобы отличить её от более поздней, и более скромной по размерам, Римской Агоры.

История Афинской (Греческой) Агоры

Как и в остальных полисах, в Афинах рыночная площадь формировалась возле центра поклонения языческим богам - она расположилась на северо-западе от Акрополя. С греческого слово «агора» переводится как «созывать» или «собираться». И действительно: уже в VI веке до нашей эры Агора была сердцем Афин, где кипела политическая, социальная и коммерческая жизнь города. В этом районе назначались встречи и обсуждались проблемы, проходили шумные дискуссии на любые темы, волновавшие общество, велась торговля и устраивались соревнования.

Общий вид на Агору.

В Афинах общественной жизни уделяли особое внимание, поэтому район стремительно разрастался - Агора стала играть всё более значимую роль с установлением демократии. За долгую историю существования Агора была разрушена несколько раз римскими войсками, персами и славянскими племенами. Начиная с византийских времён и до обретения Грецией независимости район формировался уже как жилая зона современных Афин.

Что посмотреть и чем заняться на Агоре

В XIX веке территория Агоры открыла археологам множество тайн из прошлого Афин. Здесь обнаружили бесчисленное количество артефактов, и для проведения исследований, которые продолжаются до сих пор, снесли по меньшей мере 400 современных зданий. Поэтому сегодня на Агоре есть что посмотреть туристам.

Храм Гефеста на Афинской Агоре.

Храм Гефеста.

Самый известный из древних памятников - храм Гефеста. Это лучший по уровню сохранности античный храм Афин. Его архитектура относится к дорическому ордеру, но автор сооружения неизвестен.

В V веке святилище превратили в православную церковь. Она действовала до XIX века, поэтому храм Гефеста отлично сохранился. Древнее убранство пострадало, но некоторые скульптуры на фасадах и фронтонах ещё можно рассмотреть. Они изображают мифологические сюжеты, в том числе посвящённые Тесею и его приключениям. Поэтому многие считают, что на самом деле храм посвящён Тесею.

Ещё одна интересная достопримечательность Агоры - Стоя Аттала, или галерея-портик. Она ещё много веков назад была разрушена герулами, поэтому на месте памятника стоит современная копия. Сегодня Стоя Аттала служит зданием Музея Агоры, посетить который нужно каждому туристу. Его основная экспозиция содержит бронзовые и глиняные предметы, монеты, скульптуры, надписи, византийскую керамику, амфоры - всё, что было найдено на Агоре во время раскопок.

Стоя Аттала.

На Агоре сохранился Монумент эпонимов, который в прошлом являлся доской объявлений древних Афин. Здесь оповещали о новых законах, призывах в армию и судебных исках.

В западной части района расположены остатки храма Метроон, имевшего административное значение.

Во время знакомства с Агорой стоит обратить внимание на Панафинейскую дорогу. Она пересекает центральную площадь и в древние времена была главной транспортной артерией Афинской Агоры.

Вид на Агору с Панафинейской дороги.

Окрестности Афинской Агоры

Сегодня Агора превратилась не просто в место для экскурсий и понимания прошлого Афин. Она идеальна для прогулок, и многие пешеходные маршруты по греческой столице включают посещение этого района. От Агоры берёт начало одна из старейших улиц Афин - улица Адриана. На ней сосредоточены сувенирные лавки, многочисленные кафе и ювелирные магазины.

Всего несколько минут ходьбы отделяют Агору от Монастираки - пожалуй, самого известного блошиного рынка Южной Европы и одноимённого района. Помимо покупки сувениров и предметов старины в районе Монастираки можно посетить церковь Девы Марии, мечеть и Музей керамики. Неподалёку от Агоры расположился кинотеатр под открытым небом Фисион, построенный ещё в 30-х годах. Летом выстраивается очередь из желающих попасть на киносеанс в историческом сердце Афин.

Вокруг Агоры, на улицах Апостола Павла и Адриана, расположено много достойных таверн и ресторанов. Здесь можно передохнуть, насладиться традиционной кухней Греции и впечатляющими видами. В числе самых популярных заведений - ресторан Diodos, из которого открываются панорамы Акрополя и Стои Аттала. Отличным обслуживанием порадует также ресторан Kouti с видом на Акрополь.

Как добраться до Афинской Агоры

Исторические раскопки Агоры находятся в центре Афин, поэтому доехать до них не составит труда. До Агоры и её главного памятника, храма Гефеста, удобнее всего добираться на метро. Выйти можно на станциях Монастираки или Фисион, после чего нужно пройти около 7 минут до центрального входа. Он расположен на стороне улицы Адриану. Также до этого района ходит автобус 227.

Агора открыта для посетителей ежедневно. В высокий сезон - с раннего утра до 19:30, в понедельник - с 11:00. В низкий сезон она принимает посетителей до 15:00.

Отели вокруг Агоры

Вокруг Афинской Агоры находится множество разнообразных отелей. Здесь можно найти множество разнообразных вариантов, но самые лучше те, что имеют балконы и террасы с видом на Агору и Акрополь. Среди отелей и недавно построенные с отличным уровнем комфорта, и те, что уже давно располагаются в домах возрастом не в одну сотню лет.