Геополитическое положение. Геополитическое положение и административно-политическое устройство россии

Страны можно оценивать на:

  • макроуровне - относительно мировых центров экономики и политики;
  • мезоуровне - относительно крупных регионов и групп стран;
  • микроуровне - относительно пограничных стран и отношений с ними.

    Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

  • Смотреть что такое "Геополитическое положение" в других словарях:

      Геополитическое положение - определяется совокупной мощью материальных и нематериальных ресурсов (военно политической, экономической, технологической и пассионарной) в многомерном коммуникационном пространстве Земли …

      Геополитическое положение государства - отношение к основным коммуникационным направлениям цивилизационного развития, военно политическим блокам и зонам конфликтов … Геоэкономический словарь-справочник

      Белоруссия - Геополитическое положение республики имеет исключительное значение для Восточной Европы. Белоруссия является воротами России в Западную Европу и ЕС и одновременно служит барьером для создания Балто Черноморского геополитического щита. В… … Геоэкономический словарь-справочник

      Дальневосточный федеральный округ … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия

      Политическая карта мира в романе «1984». Эта статья о вымышле … Википедия

      Эту страницу предлагается объединить с Масис (мифология). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/16 июня 2012. Обсуждение длится одну неделю … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Великие Луки (значения). Город Великие Луки … Википедия

      - (КОР) (другое название Калининградский особый район) оперативно тактическое соединение разных видов и родов войск (ВМФ, ВВС, ПВО и СВ), предназначенное для обороны Калининградского полуэксклава и защиты интересов России в южной Балтике.… … Википедия

      Федерация Малайзия, гос во в Юго Вост. Азии. Федерация образована в 1963 г. Название Малайзия от этнонима малайцы (самоназвание мелаю) образовано по редкой словообразовательной модели (ср. в средневековой Европе Австразия, название части гос ва… … Географическая энциклопедия

    Книги

    • Геополитика в современном мире , И. И. Пирожник. Представлено системное изложение трех генетически взаимосвязанных географических дисциплин - политической географии, геополитики и геоконфликтологии. Раскрытыпредмет политической географии,…
    • Геополитика. Выпуск № 10. Тема: Восточная Европа , Савин Л.В.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. СОДЕРЖАНИЕ Политико-географические образы Центральной и Восточной Европы и геополитическая…

    России в современном мире является достаточно сложным и нестабильным. Эксперты в области международных отношений склонны считать это прямым следствием того специфического положения нашего государства, в котором оно оказалось после распада в конце прошлого века Союза Советских Социалистических Республик. Главная сложность заключалась в том, что законодательно, являясь преемником исчезнувшего государства, Российская Федерация, тем не менее, лишилась большинства экономических, географических и политических выгод, связанных с вхождением в Союз.

    Россия после граничившего с огромным числом государств Восточной Европы, оказалась отрезанной от них достаточно большим числом новоявленных независимых государств. Обладая огромными территориями, эти новые соседи Российской Федерации вынудили правительство страны принимать ряд мер по изменению военной политики и экономических взаимоотношений в отношении европейских государств.

    Заключение дружественных союзов между некоторыми из государств, образованных на базе бывших союзных республик со странами, ранее не входившими в сферу интересов СССР, также значительно изменили геополитическое положение России.

    Но самыми негативными, по утверждению дипломатов и специалистов в области стали последствия, вызванные изменением границ бывшего Союза. Так, если до распада СССР имел огромное количество крупных портов на Черном и то его официальная преемница, Российская Федерация, вынуждена на сегодняшний день довольствоваться только Санкт-Петербургом на балтийском побережье и Туапсе и Новороссийском на черноморском. Не менее тяжелым стало геополитическое положение России и в отношении возможностей налаживания торговли через железнодорожные узлы - взамен 25 крупных переходов у СССР сегодня мы располагаем только одним, расположенным в анклаве - Калининградской области.

    Еще одна специфика нынешнего положения России в международном сообществе - это отсутствие официального государственного статуса у достаточно большого числа границ между бывшими союзными республиками. Это зачастую вызывает огромное количество споров между правительствами тех или иных независимых государств, образовавшихся на базе этих республик, что также ведет к постоянной нестабильности в военной области. Периодически вспыхивающие на неподтвержденных официально границах конфликты делают геополитическое положение России более чем сложным.

    Все это делает достаточно трудным воплощение объективных геополитических интересов Российской Федерации, придавая ее положению в некоторую нестабильность. Поэтому для нашей страны на сегодняшний момент очень важным является налаживание максимально дружественных отношений со своими потенциальными союзниками. Современная геополитика такова, что даже самые крупные мировые державы, традиционно считавшиеся основными полюсами (Россия, США, Китай и т.д.), не могут рассчитывать на стабильное положение в мировом сообществе без постоянной поддержки свих союзников. Это также осложняет положение России, так большее количество стран, образовавшихся после распада СССР, стали предметом крупной политической игры, призванной завоевать максимально возможное количество геополитических и экономических союзников среди ведущих держав. Образование новых военных и непосредственно у границ России создает излишнюю напряженность и является причиной немалого количества международных конфликтов.

    Геополитическое положение государства отражает его место на политической мировой карте. Кроме того, этот термин подразумевает отношение державы к разным странам или группам стран.

    Первая в истории человечества глобальная геополитическая перестановка завершилась поражением австрийско-германского блока, подписанием Сен-Жерменского и в 1919 году и формированием Версальско-Вашингтонской системы. В результате распались побежденные государства, стали формироваться новые державы, началось перераспределение колоний и формирование новых политических союзов.

    Статус великих государств подтвердили Англия, Америка и Франция. Однако более всех усилили свое геополитическое положение США, разбогатевшие в то время на военных поставках. В тот период влияние Америки было весьма значительным.

    После распада СССР у России не стало удобного выхода к морю, хорошо оборудованных балтийских (Риги, Таллина, Вентспилса, Клайпеды) и черноморских (Одессы, Севастополя, Николаева, Кроме потеряла и многие военно-морские базы.

    Территориальные потери привели и к потере части ресурсного потенциала. Вместе с этим Россия утратила и мощные основные фонды в виде военных баз, заводов, санаториев, курортов и прочих учреждений всесоюзного подчинения. Для восполнения этих потерь пришлось снова формировать производственную базу.

    По мнению многих исследователей, группа государств-лидеров, как и сто лет назад, остается достаточно ограниченной и имеет практически неизменный состав. Единственным, пожалуй, изменением специалисты считают замену Австро-Венгрии Канадой и Китаем.

    Положение стран-лидеров сегодня, обусловленное динамикой и показателями изменений в их геополитических потенциалах и статусах, рассматривается в качестве части глобальной геополитической конфигурации, в виде геополитической ротации. Немаловажными характеристиками в этом вопросе является ротационный вектор и скорость, увеличивающаяся в военный период. В качестве общей тенденции изменений геополитического положения исследователи отмечают перманентный рост потенциалов почти у всех государств-лидеров при постепенной их деградации у стран «третьего мира». Таким образом, страны-лидеры вместе с относительно незначительным количеством так называемых «новых индустриальных держав» все больше отрываются от остальной группы.

    Многие специалисты отмечают, что наибольшая концентрация лидирующих стран отмечается в районах Северной Америки, Западной Европы, Центральной Евразии. Занимающие эти территории три страны (Россия, США и Германия) в течение всего ХХ столетия оказывали мощнейшее воздействие на динамику и характер мировой геополитической конфигурации.

    Распад СССР привел к колоссальным геополитическим потерям для России. Вместе с нарастающим отставанием в российской экономике, неблагоприятной и ослаблением военного потенциала это создает ряд потенциальных геополитических угроз, к которым относятся: нарастание исламского фундаментализма на южных рубежах, экспансия НАТО и ЕС с Запада, нарастающая мощь Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Геополитическое положение России в последние годы значительно изменилось в связи с осложнением ее отношений с НАТО. Так, в состав этого блока включены бывшие союзники СССР по Варшавскому Договору ( , а в перспективе – и ряд других стран). Таким образом, блок НАТО как бы начинает продвигаться на восток, к бывшим границам СССР. Россию беспокоила возможность размещения на территории будущих членов НАТО ядерного и других видов вооружений. После долгих и сложных переговоров удалось достигнуть особого соглашения между НАТО и Россией, определяющего мирные отношения России и НАТО в XXI веке. и ряд стран СНГ заключили с НАТО соглашение «Партнерство во имя мира». В настоящее время отношения России с НАТО начинает улучшаться и в перспективе Россия, если будут учитываться ее позиции, может сама вступить в НАТО.

    Несколько важных соглашений заключено между Россией и странами Европейского союза (особенно с , и ), с международными и европейскими финансовыми организациями.
    В 1998 г. Россия вступила в число стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (в него теперь входит 21 страна, в том числе крупнейшие государства азиатско-тихоокеанской зоны: , Китай, Япония, Канада и др.). Это усиливает экономические и геополитические позиции нашей страны на Востоке. Россия будет поставлять в Китай газ и электроэнергию, построит в Китае атомную электростанцию; будет поставлять в электроэнергию и газ. Япония будет участвовать в разработке нефти на шельфе и почти в 40 совместных с Россией проектах. В последнее время значительно укреплены экономические связи России с . Расширяется совместная российско-вьетнамская компания по добыче нефти на шельфе Вьетнама. При этом со , прежде всего с , Вьетнамом, заключены соглашения о поставках российской военной техники, особенно самолетов. Разработан важный для России проект поставки газа в по трубопроводу через .

    Важная задача внешней политики России – это укрепление геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и в . Черноморско-Кавказско-Каспийский регион – зона столкновения геополитических интересов России и США. Политика в последние годы в отношении этих государств фактически означает стремление вытеснить Россию из и стратегически важного коридора «Центральная Азия-Кавказ-Европа». Отстаивая свои геополитические интересы в азиатско-европейской системе транспортировки нефти и газа, России удалось заключить важное соглашение с Турцией о строительстве морского участке газопровода «Голубой поток», который напрямую свяжет российские с потребителями в Турции через акваторию .

    Наша страна усилила свои геополитические позиции на Востоке, заключив ряд важных соглашений с Ираном, в том числе в области поставок российской военной техники.

    Наиболее значительные положительные перемены связаны с заключением Россией и Белоруссией союза, что меняет геополитическое положение нашей страны на западе, так как Россия не только получает важный транзитный коридор к НАТО и , но и надежного приграничного союзника и возможный мощный военный плацдарм.

    Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, и Киргизия, с перспективой присоединения Таджикистана) обеспечивает возможность существенного снижения издержек обращения в евразийском пространстве.

    На микроуровне для оценки геополитического положения важно рассмотреть не только пограничные страны, но и приграничные территории самой России. Ведь через эти участки проходят не только транспортные потоки, но и в ряде случаев – потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Сложное положение характерно вдоль южной , в связи с попытками международного бандитско-террористического режима, существовавшего в Чеченской республике, распространить свое влияние от до Черного моря. В настоящее время бандитские формирования уничтожены, но остались, во-первых, проблемы границы, через которую остатки бежавших бандитов, поддержанных международными террористическими организациями, могут продолжать свои происки. Во-вторых, вдоль этой и ряда других границ в приграничных районах концентрируются потоки вынужденных переселенцев и беженцев. Для поддержки общей стабильности на Южном фланге России, по договоренности с , созданы несколько российских военных баз. Граница Таджикистана с является наиболее уязвимым участком общих внешних границ СНГ. Для предотвращения потока наркотиков, которые пытаются переправить из Афганистана наркодельцы, в

    Геополитическое положение России

    Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов. Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей. Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками. После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы. Новые геополитические реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский. На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним - из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы. Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет.

    Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса. Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским временам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами. Со стороны новых геополитических субъектов - Балтийских стран - наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия - Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров. Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России. Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторождений нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть рос-сийского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский. Руководители Азербайджана заявляют о желательности транспортировки нефти в Турцию, а через нее - на Запад, в обход России по так называемому транскавказскому коридору. Эксперты считают, что товарный поток, движущийся из Центральной Азии через Россию, скрепляет Урал, Поволжье, Западную Сибирь, Дальний Восток и европейскую часть России в единое целое. В случае реализации транскавказского коридора проблемы территориальной целостности России могут обостриться.

    Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси. Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав. Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас - только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону ста-бильности между Россией и НАТО. В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал. Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2-3 места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия. И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах. Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы