Изображение населенных пунктов. Вопрос: Какие типы сельских поселений на разных материках

Какие типы сельских поселений на разных материках

Ответы:

Городские поселения - населенные пункты, выполняющие следующие народнохозяйственные функции (одну или несколько в различных сочетаниях): 1) промышленную; 2) транспортную; 3) организационно-хозяйственную, культурно-политическую и административную; 4) функции организации отдыха и лечения (курорты). Для определения городских поселений необходимо исходить из совокупности признаков: численности населения, его занятости, экономического и культурного значения населенного пункта - с учетом местных особенностей различных стран и районов.К сельским поселениям можно отнести в основном небольшие населенные пункты, жители которых занимаются территориально рассредоточенными видами деятельности. Для сельских поселений существует великое множество названий. Если взять только Россию, то здесь - это села, деревни, выселки, хутора, станицы и т.д. В других странах применяются свои специфические названия (аулы, кишлаки и др.). И хотя названия отражают в некоторой степени функциональную специфику сельского поселения, говорить о научной типологии сельских поселений на этой основе вряд ли возможно. По преобладающим функциям в общественном разделении труда можно выделить два крупных типа сельских поселении: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Выделяется также тип - агроиндустриальные поселки.

Похожие вопросы

  • Читательский дневник весёлая семейка
  • Как решить 4(х-0,5)-2(х+0,3)=-2,6
  • Замените несколько действий одним действием
  • Из этого предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты. Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжелыми хлопьями. a)изредка снег б)снег срывался в)срывался с ветвей г)на землю д)падал на землю е)изредка срывался ж)падал хлопьями з)тяжелыми хлопьями
  • Кратко и понятно 1. Когда германский союз был создан? 2. Какие два государства бо??олись за объединение немецких земель? 3. Какие проблемы решаются созданием Таможенного союза в 1834 году? 4. Кто юнкер? Кто звонил гроссбауэров? (В немецких землях) 5. Что такое landag? 6. Что послужило причиной революции в Берлине в 1848 году? 7. Каковы основные достижения революции в Берлине? 8. Что делает Франкфуртский парламент? 9. Кто был лидером немецкого, когда началось объединение? 10. Кто является канцлером? 11. Кто придумал идею объединения Германии "железом и кровью"? 12. Какие утверждает Пруссию воевал в 1864 году и 1866 году? 13. Кто карбонариев? 14. Почему не могли выгнать австрийцев в 1848 году? 15. Каковы национальные герои Италии, борцы за объединение Италии? 16. Как называется процесс объединения Италии? 17. Кто такой Камилло Кавур? 18. Страны, которые заключили союз с Пьемонта в борьбе против Австрии? 19. Когда был созван первый итальянский парламент? 20. Что такое плебисцит? 21. Кто и когда был первым королем объединенной Италии? 22. Когда было окончательное объединение Италии?
    • Предмет исторической географии
      • Предмет исторической географии - страница 2
    • История возникновения и развития исторической географии
    • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху
      • Географическая среда и развитие общества в феодальную эпоху - страница 2
    • Физико-географическое районирование Западной Европы
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 2
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 3
      • Физико-географическое районирование Западной Европы - страница 4
    • Отличительные черты физической географии средневековья
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 2
      • Отличительные черты физической географии средневековья - страница 3
  • География населения и политическая география
    • Этническая карта средневековой Европы
      • Этническая карта средневековой Европы - страница 2
    • Политическая карта Европы в период раннего средневековья
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 2
      • Политическая карта Европы в период раннего средневековья - страница 3
    • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 2
      • Политическая география Западной Европы в период развитого феодализма - страница 3
    • Социальная география
      • Социальная география - страница 2
    • Численность населения, его состав и размещение
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 2
      • Численность населения, его состав и размещение - страница 3
    • Типы сельских поселений
    • Средневековые города Западной Европы
      • Средневековые города Западной Европы - страница 2
      • Средневековые города Западной Европы - страница 3
    • Церковная география средневековой Европы
    • Некоторый черты географии средневековой культуры
  • Экономическая география
    • Развитие сельского хозяйства в раннее и развитое средневековье
    • Системы земледелия и землепользования
      • Системы земледелия и землепользования - страница 2
    • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы
      • Особенности аграрного строя различных стран Западной Европы - страница 2
  • География ремесла и торговли
    • Особенности размещения средневекового ремесленного производства
    • Шерстяное производство
    • Горное дело, металлообработка судостроение
    • География ремесла отдельных стран Западной Европы
      • География ремесла отдельных стран Западной Европы - страница 2
    • Средневековая торговля
    • Средиземноморский район торговли
      • Средиземноморский район торговли - страница 2
    • Северный район европейской торговли
    • Ареалы монетных систем
    • Транспорт и пути сообщения
      • Транспорт и пути сообщения - страница 2
  • Географические представления и открытия раннего и развитого средневековья
    • Географические представления раннего средневековья
      • Географические представления раннего средневековья - страница 2
    • Географические представления и открытия эпохи развитого средневековья
    • Картография раннего и развитого средневековья
  • Историческая география Западной Европы в позднее средневековье (XVI - первая половина XVII В.)
    • Политическая карта
      • Политическая карта - страница 2
    • Социальная география
    • Демография позднего средневековья
      • Демография позднего средневековья - страница 2
      • Демография позднего средневековья - страница 3
    • Церковная география
    • География сельского хозяйства
      • География сельского хозяйства - страница 2
    • География промышленности
      • География промышленности - страница 2
      • География промышленности - страница 3
    • Торговля позднего феодализма
      • Торговля позднего феодализма - страница 2
      • Торговля позднего феодализма - страница 3
    • Транспорт и пути сообщения
    • Путешествия и открытия XVI-XVII вв.
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 2
      • Путешествия и открытия XVI-XVII вв. - страница 3

Типы сельских поселений

Существуют десятки вариантов классификации сельских поселений средневековой Западной Европы. Из всего их многообразия можно выделить два основных типа поселений - это крупные компактные (села, деревни, полуаграрные городки) и мелкие разбросанные (хутора, выселки, отдельно расположенные дома-фермы). Компактные поселения, деревни по своей планировке сильно отличаются друг от друга; так, например, различают «ядерные», кучевые, линейные и другие типы деревень.

В первом типе «ядром» поселения является площадь с расположенной на ней церковью, рынком и т. п., от которой отходят в радиальном направлении улицы и переулки. В уличной деревне основу планировки чаще всего составляют несколько улиц, под разными углами перекрещивающиеся друг с другом. Дома в такой деревне расположены по обеим сторонам улицы и обращены фасадами друг к другу.

В линейной деревне дома располагаются на одной линии - вдоль дороги, реки или какой-либо складки местности - и часто только по одной стороне дороги; иногда таких улиц в деревне могло быть несколько: например, в горных местностях дворы нередко составляли два ряда, из которых один идет у подножья склона, другой параллельно ему, но несколько выше. В кучевой деревне дома беспорядочно разбросаны и связываются между собой проулками и проездами.

Не менее разнообразны варианты мелких поселений. Обычно хуторами считают населенные пункты, в которых 10-15 дворов (в Скандинавии - до 4-6 дворов). Однако эти дворы могут или концентрироваться вокруг какого-либо центра (площадь, улица), или лежать довольно далеко друг от друга, будучи связаны лишь общим пастбищем, пахотой, управлением и т. п. Даже отдельные постройки и те требуют своей классификации: ведь крупные, в несколько этажей фермы равнинных мест несравнимы с небольшими хижинами горных жителей.

Многоликая картина поселений средневековой эпохи сохранилась до наших дней: подавляющее большинство населенных пунктов континента, как полагают, возникло еще до XV в. При этом в их возникновении можно подметить определенные закономерности. Так, система открытых полей чаще всего сочеталась с компактными поселениями. Средиземноморская система хозяйствования допускала существование разных типов населенных пунктов, но начиная с XV в. в местах наибольшего развития аграрных отношений (Средняя Италия, Ломбардия) доминирующими стали отдельные дома-фермы. На распространение того или иного типа поселений влияли и географические факторы: в равнинных местностях, как правило, преобладали крупные деревни, в горных - мелкие хутора.

Наконец, решающую роль во многих случаях играли исторические особенности развития каждой местности и, в первую очередь, характер ее заселения. Например, военной колонизацией объясняется преобладание крупных поселений в Восточной Германии и в центральных областях Пиренейского полуострова. Освоение бывшего леса, болот, низменных приморских территорий вело к распространению мелких форм поселений - хуторов, выселок, заимок с отдельными строениями. На характер поселений влияли и порядки, свойственные прежнему населению этой местности (кельтам, славянам и т. д.).

Впрочем, все эти закономерности проявлялись далеко не всегда; например, во Фриуле, рельеф которого представляет всю гамму ландшафтов от Альпийских гор до лагунной низины, распределение типов поселений было обратным указанному выше: в горах - компактные многодворные села, на равнине - изолированные дома. Следует учесть также, что характер доминирующего типа поселения на протяжении средневековья мог неоднократно меняться. Так, в Англии в кельтскую эпоху преобладали мелкие поселения, но уже первая волна англосакского нашествия привела к увеличению удельного веса крупных деревень, так как завоеватели предпочитали селиться большими родовыми группами.

В целом в раннее средневековье компактные виллы-общины в Центральной, Южной и Восточной Англии были преобладающими. Дальнейшее расселение населения шло путем отпочкования от крупных поселений мелких выселок; их количество еще более выросло в период внутренней колонизации. В итоге во многих сельских районах страны уже к XV в. господствующим типом поселений стали мелкие разрозненные поселения. Позже в результате огораживаний многие деревни были заброшены и количество мелких хуторов и отдельных ферм еще более возросло.

В Германии границей между различными типами поселений была Эльба. К западу от нее доминировали кучевые деревни, мелкие поселки беспорядочной формы, хутора и отдельные строения, иногда имеющие какой-либо общий центр или, наоборот, располагающиеся вокруг пахотного массива. Мелкие деревни и хутора были также распространены в восточных землях (Лаузиц, Бранденбург, Силезия, чешские территории); здесь их наличие нередко объясняется формой предыдущих славянских поселений.

В основном же Восточная Германия - область господства крупных деревень уличного или линейного типа, а также более мелких поселений, выросших на местах лесных расчисток или в гористой местности, но носящих такой же упорядоченный характер.

На севере и северо-востоке Франции подавляющим типом были крупные села; здесь грань между мелким городом и такой деревней была невелика. В остальных же районах страны (Центральный массив, Мэн, Пуату, Бретань, восточная часть Иль-де-Франса) господствовали мелкие поселения, хутора. В Аквитании, Тулузском районе, Лангедоке со времен развитого феодализма картина стала несколько иной: многовековые войны вызвали к жизни иной тип поселений - бастиды, укрепленные центры, построенные по определенному плану; в них стали стекаться жители прежних поселков.

Картина испанских поселений также менялась по мере хода Реконкисты. Издавна север и северо-запад полуострова представляли собой территорию, занятую мелкими хуторами и разбросанными поодиночке строениями, однако к началу Реконкисты в пограничных с арабами землях Леона и Старой Кастилии шел процесс укрупнения населенных пунктов. На отвоеванных землях Новой Кастилии господствующим типом поселений стали редкие, но крупные по размерам села или - на севере области - мелкие хуторки, группирующиеся вокруг укрепленного замка. Такие же крупные деревни доминировали и в Португалии к югу от Тахо; однако к северу от нее наиболее распространенным типом поселений оставались хутора.

Картина итальянских поселений не менее разнообразна. Большую часть юга полуострова занимали крупные деревни, местами смешанные с мелкими выселками и хуторами; лишь в Апулии и Калабрии господствовали разбросанные мелкие хутора. Крупные села и полуаграрные городки доминировали также на юге Центральной Италии. В северной же части Лацио, Марке, Тоскане, Эмилии, значительной части Ломбардии, Венето и Пьемонте наиболее распространенным типом поселений были мелкие деревушки, хутора и отдельные фермы - подере.

Наличие господствующего типа поселений в каждой из областей континента совсем не отрицало существования в ней селений другого типа. Как правило, почти в каждой местности были и крупные деревенские пункты, и мелкие поселки, а то и отдельные дома - фермы. Речь идет лишь о преобладающем типе поселения, определяющем лицо данной территории.

Технологическая карта урока географии

Где живут люди: города и сельская местность

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать основные виды поселений: города и сельские поселения

Задачи урока

1) Сформировать знания о населенных пунктах, о соотношении городского и сельского населения мира, о ведущей роли городов в хозяйственной, культурной и политической жизни населения;

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные

Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения.

Приводить примеры разных типов сельских поселений мира.

Анализировать изменения численности городского населения во времени.

Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира.

Определять по разным источникам информации функции городов.

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Города, сельские поселения. Их отличия друг от друга

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Рабочий лист, мультимедийная презентация или презентация в программе Smart Notebook

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопрос нами уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно изучить? (ответы обучающихся)

И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Посмотрите, я принесла с собой черный ящик. Как вы думаете, что в нем может находиться? (ответы детей ) Подсказываю, эти предметы связаны с темой нашего урока (ответы детей )

(достаю из ящика трамвайчик, лошадку и корову ). Почему я их принесла к нам на урок. Как они могут быть связаны с темой урока? Какие ассоциации они вызывают у вас? (ответы детей )

И так как будет называться тема нашего урока?

А прочитайте, что у меня написано.

ЕЫННЕЛЕСАН ЫТКНУП (НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ) Запишите в свой рабочий лист

А какую цель поставим? (ответы детей ) Запишите в свой рабочий лист

Чтобы достичь цели урока, нам нужно наметить план действий.

Что такое поселение?


Какие бывают города и сельские поселения?

Чем различаются поселения разных типов


Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы детей )

Используя текст учебника, дайте определение «поселению» или «населенному пункту»

(Места, где проживают люди, получили название поселений или населенных пунктов)

Как они распространены по поверхности Земли? (они встречаются между 78 0 с.ш и 54 0 ю.ш. и на высотах до 5300 м над уровнем моря)

Какие виды населенных пунктов существуют? (города и сельские поселения)

Сделайте записи в своем рабочем листе.

И так, мы выяснили, что такое поселения. Что нам нужно дальше узнать? (чем различаются поселения разных типов?).

Проблемный вопрос: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Сейчас работаем группами. Первая группа работает с сельскими поселениями, вторая группа с городом. Ваша задача: найти характерные черты каждого типа поселений. Результат вашей работы – заполненная таблица. Вам в помощь вопросы - подсказки.

Отличие городского образа жизни от образа жизни в селе

Сфера жизни

Сельские поселения

Города

Жилищные условия

Какие дома преобладают?

Преобладают одноэтажные дома с печным отоплением

Преобладают многоэтажные дома со всеми удобствами

Занятия

Чем занята большая часть населения?

Сельским хозяйством

Работаю на промышленных предприятиях, в торговле, на транспорте

Ритм жизни

Какой ритм жизни: спокойный или быстрый? Связан ли с природными ритмами?

Спокойный, связан с природными ритмами

Напряженный, искусственный (по жесткому расписанию)

Передвижение

На чем передвигается большая часть населения?

Большая часть населения ходит пешком

Большая часть населения передвигается на автобуах, трамваях и т.д

Общение

Все знают все друг о друге; внешний контроль за поведением каждого

Незнание жизни окружающих

Питание

Какие продукты преобладают в рационе?

Продукты, выращенные на собственном участке

Продукты, купленные в магазине

А сейчас прошу представить результаты вашей работы, противоположная группа делает записи в рабочий лист (отчет групп о выполненной работе)

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

А сейчас давайте сделаем вывод? Так какой же населенный пункт называется городом? (ответы детей) . Сделаем запись в рабочем листе.

Где и когда появились первые города? А в нашей области есть города? Назовите их.

По численности населения города бывают: малые до 50.тыс., средние 50-100 тыс., крупные более 100 тыс., миллионеры более 1 млн. человек. Как вы думаете, к какой группе относятся наши города? (ответы детей )

А что называется городской агломерацией? Где расположена самая крупная? А в России есть городские агломерации? Как они называются? (ответы детей )

А какие функции могут выполнять города? Сделайте записи в рабочий лист.

Хорошо работаем теперь с сельскими поселениями. Давайте сначала дадим определение, что такое сельская местность? (территория вне города). А какие поселения мы будем называть сельскими? Запишите свое определение в рабочий лист.

А сейчас давайте посмотрим, какие типы сельских населений есть в разных уголках планеты. Для этого выполним следующее задание: в рабочем листе есть рисунки сельских поселений. Я буду вам читать определение пункта, а вы должны догадаться, о чем идет речь.

    Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок)

    Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор)

    Крупное казачье поселение (станица)

    Крупное поместье в Бразилии. Так же называется программа на 1 канале (фазенда)

    Населенный пункт в горах. С тюркского языка – «селение» (аул)

    Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня)

    Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо)

    Поселок в Средней Азии. С тюркского языка – «зимовье» (кишлак)

    Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).

А мы с вами живем, в каком населенном пункте? Какие черты города можно отметить? Какие черты сельской местности у нас проявляются? А вы знаете, что в 2011 г. у нас состоялся референдум, где большая часть населения высказало свое желание, о том, что пгт Серышево должно стать селом. А вы как считаете? (ответы детей).

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Молодцы! А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами зашифрована известная пословица. Прочитайте ее?

АБВГВСЯКИЙЕДИ

КУЛИКНОПРОМС

ВАРТЫФСВОЕБД

ТОБОЛОТОРВСК

ДЛХАЧВАЛИТСИ

Всякий кулик хвалит свое болото. Как вы понимаете данную пословицу? Хорошо. А сейчас я предлагаю вам, расхвалить населенные пункты. Сейчас меняемся: первая группа хвалит – город, вторая – село.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели?

А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Что вы можете сказать сейчас по этому поводу (Пожалуй, нет. Все люди разные: одному нравится бешеный темп жизни среди небоскребов, другому спокойная жизнь в маленьком городке, третий не может жить нигде, кроме как в родном ауле в горах. Для одних самое важное – интересная работа, для других чистый воздух, для третьих – доброжелательные соседи, для четвертых – теплый климат и т.д. поэтому для общества в целом и для каждого конкретного человека важны и нужны самые разные города и села)

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 15

Задание на выбор:

Создайте презентацию или буклет по теме «Необычные города»

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята я хочу обратить внимание на стены, на них высказывание великих людей. Подумайте 5 сек., и скажите, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше всего подходит вам:

Познание начинается с удивления

Аристотель

Я знаю, что ничего не знаю .

Сократ

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я пойму

Позволь мне сделать самому,

И я научусь

Конфуций

Городские и сельские населенные пункты являются первич-ными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В зависимости от таких критериев, как людность, занятость в сфере промышленности или сельского хозяйства, уклад и образ жизни, население под-разделяется на городское и сельское.

Городское население.

В качестве критериев определения город-ских поселений служат два основных признака: 1) численность населения данного населенного пункта; 2) род занятий населе-ния. Системы городских поселений являются динамичными и мо-гут изменять свое состояние во времени. Их составные компо-ненты функционально взаимосвязаны и образуют своеобразные структуры. Градообразующей основой системы городских посе-лений служат целостные территориально-производственные ком-плексы, от характера которых (объема производимой продукции, специализации, степени концентрации производства, развития рыночной и социальной инфраструктуры и т.д.) зависят и основ-ные структурные характеристики таких систем.

Системы городских поселений разнообразны. Различия меж-ду ними обусловлены неоднородностью их Градообразующей основы, а также природными, историческими, экономическими, этнонациональными условиями и особенностями их формирова-ния. Основными компонентами систем городских поселений выступают города, поселки городского типа, сельские поселения с несельскохозяйственной деятельностью населения (лесхозы, охотничьи хозяйства, горнодобывающие и рыболовецкие поселе-ния), курортные поселки.

Свыше 30% городского населения проживает в городах с числом жителей от 1000 до 499,9 тыс. человек, примерно 24% городско-го населения сосредоточено в городах с числом жителей свыше 1 млн. человек. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, на транс-порте, в связи, торговле и социальной сфере. Численность на-селения городов должна быть не менее 10 тыс. человек, а других го-родских образований (поселков городского типа) — не менее 2 тыс. человек.

В соответствии с действующей в России классифи-кацией городских поселений выделяют три их основные категории:

Большие города, подразделяющиеся на сверхкрупные (с насе-лением от 500 тыс. до 1 млн. и свыше 1 млн. человек) и крупные (от 100 до 500 тыс. человек);

Средние города (с населением от 50 до 100 тыс. человек) и по-лусредние (от 20 до 50 тыс. человек);

Небольшие города (с численностью населения от 10 до 20 тыс. че-ловек) и поселки городского типа (до 10 тыс. человек).


К категории поселков городского типа относят населенные пункты, в которых размещены промышленные производства или пункты, являющиеся центрами транспортных развязок. К курорт-ным поселкам относят населенные пункты, расположенные в рекреационных зонах с лечебными ресурсами и населением не менее 2 тыс. человек, при условии, что число ежегодно приез-жающих на отдых и лечение в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения.

Градостроительный кодекс РФ (1998) выделяет следующие группы городов и поселков: сверхкрупные — с населением свыше 3 млн. человек; крупнейшие — от 1 до 3 млн.; крупные — от 250 тыс. до 1 млн.; большие — от 100 до 250 тыс.; средние — от 50 до 100 тыс.; малые города и поселки городского типа — до 50 тыс. человек. Города и поселки городского типа играют глав-ную системообразующую роль в формировании ТОН и ее развитии. Система городских поселений представляет собой сеть поселе-ний, объединяемых в территориальное целое функциональны-ми взаимосвязями как между городами одной системы, так и между городом и его окружением.

Процессы урбанизации в разных странах, сопровождающиеся ростом городов и распространением городского образа жизни, характеризуются природно-географическими, производственно-экономическими и социально-демографическими особенностями. В индустриально развитых странах эти процессы связаны с на-учно-техническим прогрессом, в развивающихся — с перенасе-лением и неблагоприятными условиями жизни в сельской мест-ности. В настоящее время в мировой практике выделяют такие формы расселения населения: агломерационная, мегаполисная (сверхгорода), крупные, большие, средние и малые города, по-селки городского типа, сельские населенные пункты.

По удельному весу городского населения Россия стоит в од-ном ряду с индустриально развитыми странами. Доля горожан составляет 73% от общей численности населения страны. По степени урбанизации регионы России существенно различаются. На уровне административных районов наиболее урбанизированы Московская и Ленинградская области, где высокий удельный вес городского населения соче-тается с высокой долей населения городов-миллионеров.

Урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения не только в производственной, но и социальной, демографической струк-туре общества, культуре, образе жизни, формировании рыночных отношений и концентрации форм общения людей. Современ-ная урбанизация значительно изменила ход развития поселений. Усиливается процесс укрупнения городов, сопровождающийся их стремительным пространственным расширением и рассредоточе-нием производства и населения на смежные территории. Воз-растает значение укрупненных городов как центров экономиче-ского и культурного влияния на прилегающие поселения. Боль-шой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он играет роль главного центра. Образуется городская агломерация — одна из качественно новых форм современного го-родского расселения.

В настоящее время в России насчитывается 1098 городов и 1850 поселков городского типа, из них 10 — города-миллионеры, выполняющие функции центров городских агломераций. Круп-нейшими из них являются Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская, Самарская. Минимальные показатели урбанизации имеют Бурятия (59,8%) и Адыгея (54,0), Ставропольский (55,1), Краснодарский (54,2) и Алтайский (52,2) края, Курганская (54,9) и Тамбовская (57,8%) области. Различия степени урбанизации территорий связаны с уровнем социально-экономического развития региона, сложившимися национальными традициями, миграционной активностью.

Основой комплексной характеристики городского расселения являются его градообразующие функции. Решающую роль игра-ют разнообразные сочетания промышленно-производственных, организационно-культурных, транспортных (имеющих значение не только для данного города), оздоровительных, научно-произ-водственных, а в настоящее время создание рыночных структур и иных функций, которые при определенных условиях форми-руют хозяйственный профиль того или иного города.

По своим структурно-функциональным характеристикам города подразде-ляются на несколько типов:

Многофункциональные — республиканские, включающие сто-личные, областные, краевые центры, а также центры автоном-ных образований, где в негосударственном секторе экономики занята значительная часть экономически активного населения. Для них характерен высокий уровень концентрации промыш-ленного производства с развитой производственной и социаль-ной инфраструктурой;

Города с преимущественным значением индустриальных цент-ров, где главным градообразующим фактором выступает про-мышленность. Данный тип поселений представлен широким диапазоном — от крупных до малых городов и является наи-более многочисленным из рассматриваемых групп;

Города с преимущественным значением транспортных цент-ров, где свыше 20% экономически активного населения заня-то в транспортной системе. К этой группе относят малые и средние города, которые формируются в районах нового освоения с выгодным транспортно-географическим положе-нием, благоприятными условиями для развития промышлен-ности, имеют тенденцию к быстрому росту;

Города переходного типа между промышленными и местны-ми организующими центрами — относятся к средним и малым городам;

Промышленные города-новостройки, получившие преимуще-ственное развитие в районах нового освоения — в Сибири и на Дальнем Востоке;

Оздоровительные центры — относятся, как правило, к малым и средним городам, предпосылкой их развития является уни-кальность природно-климатических условий.

С задачей развития научно-технического прогресса связана необходимость создания наукоградов. Среди них выделяются Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Сык-тывкар и Хабаровск. Крупными научными центрами стали: в Московской области — Дубна, Троицк, Черноголовка, Зеленоград, Протвино; в Калужской области — Обнинск. Особое место занимают закрытые территориальные образования (ЗАТО). Они представляют собой территории, в пределах которых расположе-ны предприятия по разработке и изготовлению оружия массового поражения, хранению и утилизации ядерных отходов и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавли-вается особый режим безопасного функционирования и охра-ны государственной тайны, а также специальные условия прожи-вания. К их числу относят Арзамас-39, Красноярск-26, Челя-бинск-25 и др.

Каждый из типов поселений имеет свои проблемы, особенно обострившиеся в период становления рыночной экономики . В городских агломерациях, больших городах с высокой концен-трацией промышленного производства, отраслей тяжелой инду-стрии, предприятий оборонного комплекса и населения негативные процессы связаны с ограничением функциональной деятель-ности градообразующих производств, ухудшением санитарно-гигиенических условий проживания, возрастанием безработицы, увеличением затрат времени на передвижение к месту работы или учебы от места жительства, перегрузками пассажирского транс-порта, недостаточным уровнем развития социальной сферы об-служивания, ухудшением жилищных и экологических условий, состояния здоровья населения.

Для средних и малых городов России в настоящее время основ-ной проблемой ТОН является обеспечение занятости населения в зависимости от профиля их развития. В городских поселениях, ориентирующихся на развитие легкой промышленности и отдель-ных отраслей машиностроения (Европейский центр России, южные регионы страны), возрастает сложность трудоустройства мужской части населения. В городах с преобладанием добыва-ющих и перерабатывающих отраслей тяжелой индустрии (Евро-пейский Север, районы Сибири и Дальнего Востока) остро сто-ит проблема трудоустройства женщин. Развитие рыночных отно-шений требует значительных изменений, как в производственной, так и в социальной сфере, более комплексного развития хозяй-ства городских поселений различного типа.

Сельское население.

С эволюцией территориальной структуры сельского хозяйства, переходом на новые условия хозяйствования связана проблема улучшения системы расселения сельского населения, совершенствования отраслевой структуры занятости и хозяйственной деятельности с учетом половозрастных и про-фессиональных характеристик сельского населения. Сокращение как числа всех типов сельских поселений, так и общей числен-ности населения в них обусловлено сложными процессами ры-ночных преобразований и недостаточным уровнем развития со-циальной и бытовой сферы. Обеспеченность сельских населенных пунктов водопроводом составляет лишь 29%, а канализацией — 4%; 33,9% сельских населенных пунктов не связаны дорогами с твердым покрытием с транспортной системой общего пользова-ния.

Сельское население России на 1 января 2002 г. составило 38,9 млн человек, или 27% общей численности населения стра-ны. Оно представлено занятыми в отраслях сельскохозяйствен-ного производства и социальной сферы (учителя, врачи, работ-ники культуры, сферы социального обслуживания, торговли). Типы сельских поселений разнообразны и представлены хуто-рами, селами и деревнями центральных регионов России, ка-зачьими станицами и горными аулами Северного Кавказа, оле-неводческими и горно-промышленными поселками Крайнего Севера, лесопромышленными поселками Европейского Севера России, Сибири и Дальнего Востока. Для России характерен де-ревенский тип расселения, сложившийся исторически в связи с общинной формой землепользования.

Сельское население сосредоточено в основном в поселениях с числом жителей от 200 до 1000 человек (примерно 39%). В на-селенных пунктах с числом жителей 5 тыс. человек и более про-живает 12,3% сельского населения.

Для сельской местности Центральной России 1990-е годы озна-меновались рядом негативных процессов: спад сельскохозяй-ственного производства, демографический кризис, отставание в развитии производственной и социальной инфраструктуры, сни-жение уровня жизни. Значительную часть сельских районов Смо-ленской, Тверской, Брянской, Костромской, Псковской, Новго-родской и ряда других областей Нечерноземья охватил глубокий системный кризис. Тяжелая социально-экономическая обстановка способствовала оттоку наиболее мобильной части сельского населения — молодежи, окончившей общеобразовательные шко-лы, и людей трудоспособного возраста, особенно из сельских по-селений с численностью от 50 до 100 человек.

В отличие от городского населения, системы организации обслуживания и трудовой деятельности которого находятся в большей зависимости от уровня социально-экономического раз-вития и технической оснащенности производства, на уровень тер-риториальной организации сельских поселений значительное влияние оказывают природно-географические факторы. Развитие сельскохозяйственного производства зависит от почвенных и климатических условий, а также от исторически сложившихся трудовых навыков населения. Эти же особенности оказывают воз-действие на формирование уклада жизни сельского жителя. Каж-дой природно-географической зоне присущи свои исторически сложившиеся особенности расселения населения. Так, в зонах тундры и тайги, занимающих огромные пространства европей-ской и азиатской части России, сельские населенные пункты рас-полагаются по долинам рек и берегам озер.

Формы и разновидности ТОН в европейской части России характеризуются наличием довольно компактного центрального ядра поселений со стабилизировавшимся или продолжающим увеличиваться оттоком сельского населения, расселением сель-ского населения в районах смешанных и лиственных лесов, его концентрацией на водоразделах, в незначительных по размерам сельских населенных пунктах. Сельское население лесостепной зоны европейской части страны сосредоточено главным образом в речных долинах и на водоразделах.

Из 89 административно-территориальных единиц Российской Федерации в шести сельское население значительно превышает городское и составляет в республике Алтай — 73,7%, Калмыкии — 57,7, Дагестане — 60,3, Карачаево-Черкесии — 56,0, Туве — 51,6 и Ингушетии — 57,8%. Такое превышение объясняется истори-ческими особенностями проживания и традициями народностей этих республик. Сельское население неравномерно размещается по территории России: 23,2% его приходится на Южный феде-ральный округ, где средние показатели заселенности составляют 15,6 человека на 1 км 2 (при средних показателях по России 2,3 человека на 1 км 2). Значительные различия расселения сель-ского населения отмечаются и внутри регионов с высоким уров-нем сельскохозяйственного производства. Наибольшая плотность сельского населения характерна для Краснодарского края и Да-гестана (соответственно 34,8 и 25,8 человека на 1 км 2).

Живут на свете разные народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, другим – степной простор. Одним – в пустыне мило, другим – в сырых лесах, Но каждый видит силу, в своих родных домах. Дома красивые, дома удобные, дома практичные… Авторы: учащиеся 7 класса МОУ СОШ с. Бутурлинка Ольга Смыслова Сергей Федулеев Алеся Романычева Авторы: учащиеся 7 класса МОУ СОШ с. Бутурлинка Ольга Смыслова Сергей Федулеев Алеся Романычева Руководитель проекта: учитель географии МОУ СОШ с. Бутурлинка Наянова Валерия Владимировна


Одна из самых первых потребностей человека нужда в жилище. Жилище с древности до наших дней – убежище. Атта, инаму, иэ, ка, кажим, мачуб, румах, саре, шабано, эхен, изба, хата… Так называются дома человека в разных частях света… Их внешний вид разнообразен: круглые и квадратные, высокие и низкие, со стенами и без них, стоящие на земле и на опорных столбах – сваях. Оно ежедневно защищает человека от холодных проливных дождей и горячих ветров, трескучих морозов и палящего солнца.


Задачи и план исследования: Рассмотреть особенности жилых построек человека в различных климатических поясах. Рассмотреть особенности жилых построек человека в различных климатических поясах. Выявить связь условий проживания с климатом и природными зонами. Выявить связь условий проживания с климатом и природными зонами. Найти сходства в способе и материале строительства на разных материках, но в пределах одного пояса. Найти сходства в способе и материале строительства на разных материках, но в пределах одного пояса. Выяснить, влияют ли образ жизни и традиционные занятия населения на их тип жилища. Выяснить, влияют ли образ жизни и традиционные занятия населения на их тип жилища. Сделать вывод: в процессе строительства своего дома, что человек ставит на первое место: красоту, удобство или практичность? Сделать вывод: в процессе строительства своего дома, что человек ставит на первое место: красоту, удобство или практичность?


Что мы хотим узнать? 1. Из чего строятся дома в разных частях света? 1. Из чего строятся дома в разных частях света? 2. Как климат определяет архитектуру строения? 2. Как климат определяет архитектуру строения? 3. Влияют ли образ жизни и традиционные занятия народов на форму, содержание, внешний вид жилого помещения? 3. Влияют ли образ жизни и традиционные занятия народов на форму, содержание, внешний вид жилого помещения?






Экваториальный климатический пояс Территория, расположенная в пределах данного пояса, характеризуется преобладанием экваториальных воздушных масс и пониженного атмосферного давления; высокими температурами воздуха и большими количествами осадков в течение года. В экваториальном КП формируется зона влажных экваториальных лесов


Типы жилья в экваториальном поясе Дома на сваях Дома на сваях распространены на Ю.-В. Азии, в Океании, в некоторых областях Африки и Южной Америки. Такие постройки являются надежной защитой от наводнений. Легкие хижины из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стоят высоко над землей, и жителям не страшны ни наводнения, ни хищники. являются надежной защитой от наводнений. Легкие хижины из бамбука, покрытые пальмовыми листьями, стоят высоко над землей, и жителям не страшны ни наводнения, ни хищники.


Жители экваториальных лесов Влажный и жаркий, устойчивый климат, щедро снабжающий человека всем необходимым, привел к появлению народов, не склонных к долгой упорной работе. Некоторые племена тропических лесов не умеют строить жилищ, лепить горшков, обрабатывать почву


Субэкваториальный пояс Племена, обитающие в саванне, ведут полукочевой и кочевой образ жизни. Тёплый климат и образ жизни не требует строить основательных домов. Достаточно создать навес, покрытый большими листьями растений из соседнего леса и «дом» готов. Основной род занятий охота на травоядных животных, которые пасутся рядом


Жители саванн и редколесий В сухое время года саванна мало чем отличается от пустыни. Сельские поселения компактные или разбросанные, состоят из каркасно-столбовых небольших жилищ с круглой (в саваннах) или прямоугольной (в лесах) планировкой, окруженных хозяйственными постройками -глиняные бутылеобразные зернохранилища на подставах. Стены иногда украшены рельефным или росписным орнаментом.


Тропический климатический пояс Территория в пределах тропического пояса, характеризуется высоким атмосферным давлением и господством тропических воздушных масс; летом высокая температура воздуха, зимой – прохладная. Дожди – редкое явление. Зона бедна растительностью.


Типичные виды жилья в пустынях Азии Характерная особенность построек в сухих пустынных районах это дома с массивными стенами, позволяющие стабилизировать огромные суточные колебания температуры. Поселения оседлого населения - крупные с беспорядочной застройкой; в горах сохранились укрепленные поселения с башнями из камня. Дома прямоугольные или квадратные из сырцового кирпича, глинобитные, каменные, с плоской крышей и внутренним двориком. Кочевники живут в шерстяных палатках.


Пуэбло В сухих, безлесных, а также в предгорных и горных районах, начиная с неолита, развивались каменные, глинобитные, сырцово- кирпичные, саманные и комбинированные жилища разных типов, бытующие и в наши дни в Средней, Центральной и Передней Азии, на Кавказе, на Ю.-В. Европы, в Северной Африке, на Ю.-З. Северной Америки, в Мексике, на Юкатане, Андийском нагорье. Нередко такие жилища, тесно смыкаясь между собой и даже громоздясь одно на другое, образуют многоярусные каменные или глинобитные сооружения (например, поселения типа пуэбло на Ю.-З. Северной Америки).пуэбло


Кочевые арабы-бедуины в Саудовской Аравии и сейчас презрительно называют оседлых арабов людьми глины, а себя гордо зовут людьми шерсти – из-за того, что живут они в шатрах из грубой ткани, которую бедуинские женщины делают из козьей шерсти. Шерсть эта хороша тем, что материя из нее почти не впитывает воду, иначе шатер после дождя было бы невозможно погрузить на верблюда – он и без того достаточно тяжел. В холодных районах у шатров обычно двойные стенки, а открытая сторона жилища завешивается особой шторой. Кочевые арабы-бедуины в Саудовской Аравии и сейчас презрительно называют оседлых арабов людьми глины, а себя гордо зовут людьми шерсти – из-за того, что живут они в шатрах из грубой ткани, которую бедуинские женщины делают из козьей шерсти. Шерсть эта хороша тем, что материя из нее почти не впитывает воду, иначе шатер после дождя было бы невозможно погрузить на верблюда – он и без того достаточно тяжел. В холодных районах у шатров обычно двойные стенки, а открытая сторона жилища завешивается особой шторой. Жилища пустынь


Влажные тропики и субтропики В отличии от сухих тропиков - богаты лесами. В теплых и влажных поясах дома павильонного типа, для возможности сквозного проветривания. В теплых и влажных поясах дома павильонного типа, для возможности сквозного проветривания. Традиционные жилища австралийских аборигенов – ветровые заслоны, навесы, хижины. В Океании – каркасно- столбовое с высокой двускатной крышей из листьев пальм.


Умеренный климатический пояс Данный КП занимает обширные площади Земли. Основные черты: преобладание умеренного воздуха и западных ветров; отчетливо выражены времена года. Нарастающая континентальность климата с запада на восток, холодные зимы и жаркое лето. Осадков много, но распределены неравномерно. Растительный мир разнообразен, с преобладанием лесов хвойных и лиственных пород.


Типичные виды жилья в умеренном поясе В регионах с холодными зимами, строились компактные дома с толстыми теплоизолированными стенами и маленькими окнами. Типичные страны представители – Канада, Россия, Норвегия. В регионах с холодными зимами, строились компактные дома с толстыми теплоизолированными стенами и маленькими окнами. Типичные страны представители – Канада, Россия, Норвегия. Так как эти широты богаты лесом, основной строительный материал – древесина. В богатых хвойным лесом районах Европы и Азии от Пиренеев на Западе и до Гималаев на Востоке, развилось срубное бревенчатое Жилище.


Степи и полупустыни умеренного пояса Для степей и полупустынь аридной зоны умеренного пояса Центральной Азии характерен хозяйственно- культурный тип полукочевых и полуоседлых скотоводов- земледельцев с переносными, разборными жилищами в форме юрт различных видов.




Арктика и Субарктика Иглу – дом из снежных глыб, обычно куполообразный, который строят эскимосы Канады и Гренландии на зимних стоянках. Яранги – традиционные жилища эскимосов, оленеводов, которое строилось так же из подручного материала. Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. У пародов Крайнего Севера недостаток дерева и др. строительных материалов вызвал появление жилища с каркасом из китовых ребер и челюстей, а у эскимосов также снежных хижин - иглу.иглу


В качестве заключения: Дом начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной мере раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир. Прогресс шагнул далеко вперед, но многие народы продолжают жить и строить традиционные дома, характерные для своей местности. Свой дом человек всегда называл – крепостью. Свой дом человек всегда называл – крепостью.


Вывод: 1. Жилище – один из важнейших элементов материальной культуры каждого народа. 1. Жилище – один из важнейших элементов материальной культуры каждого народа. 2. В архитектуре народов мира всегда учитываются природно- климатические условия и образ жизни человека. 2. В архитектуре народов мира всегда учитываются природно- климатические условия и образ жизни человека. 3. Жилище должно соответствовать всем необходимым требованиям для обеспечения комфортного и безопасного проживания. Строя свой дом, человек стремится к тому, чтобы оно было для него прежде всего: 3. Жилище должно соответствовать всем необходимым требованиям для обеспечения комфортного и безопасного проживания. Строя свой дом, человек стремится к тому, чтобы оно было для него прежде всего: - практичным, противостояло и защищало его от всех природных невзгод; - практичным, противостояло и защищало его от всех природных невзгод; - удобным, чтобы жизнь протекала легко полезно; - удобным, чтобы жизнь протекала легко полезно; - и наконец, красивым, для радости глаз хозяина и красоты на Земле. - и наконец, красивым, для радости глаз хозяина и красоты на Земле.


Источники информации: Мультимедийная библиотека «Кирилл и Мифодий Мультимедийная библиотека «Кирилл и Мифодий