Лекция с разбором конкретных ситуаций. Активные методы обучения в лекционном курсе

Лекция-визуализация

как современная форма изложения материала

МАЛЕЙКО Г. У.

В высшей школе при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень «lektion» - чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на более сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют и противники лекционного изложения учебного материала в ВУЗе. К основным недостаткам лекционного изложения учебного материала относят следующие аргументы:

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся. Причем чем лектор лучше, тем более некритично воспринимается его материал.

2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.

3. Посещение лекций отнимает много времени.

4. Информация лучше воспринимается по зрительному каналу, чем по слуховому, следовательно, лекции не эффективны.

5. Одни слушатели успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации и т. д.

Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в ВУЗе.

Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала; оптимальным сочетанием лекции с другими методами обучения – семинаром, практическим и лабораторным занятием; самостоятельной подготовкой обучающихся, а также применением в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций и ораторским мастерством преподавателя. В данной статье мы попытаемся изложить основные преимущества такой современной формы вузовской лекции как лекция-визуализация.

Общеизвестно, что основными функциями лекции выступают познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.

Познавательная функция лекции выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят слушателей со всей системой изучаемых в ВУЗе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех смыслах их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей обучающихся и их реакции.

Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т. е. учит их думать, мыслить научно, на современном уровне. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто передать сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обоснованным выводам, учит их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска – именно это характеризует развивающую функцию и создает условия для активации познавательной деятельности обучающихся в процессе ее восприятия.

Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работай обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Это функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.

Все вышеназванные функции успешно реализуются в ходе лекции-визуализации, поскольку слово лектора дублируется на экране часто в красочной, эмоциональной форме, сопровождается интересными, уточняющими иллюстрациями.

В методиках отмечается, что основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни. С учетом этих требований лекция-визуализация помимо ярко выраженной наглядности должна:

· иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

· иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

· иметь законченный характер освещения определенной темы, тесную связь с предыдущим материалом;

· быть доказательной и аргументированной, иметь четко выраженную связь с практикой;

· обладать силой аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

· находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

· отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов;

· быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Таким образом, визуализированная лекция представляет собой систематизированную, методически обработанную устную информацию, преобразованную в визуальную форму, которая служит опорой для формирования умственных действий и понятий, понимания студентами этапности их отработки. Чтение такой лекции сводится к комментированию подготовленных визуальных (или аудиовизуальных) фрагментов.

В задачи преподавателя входит создание условий для систематизации имеющихся материалов, усвоения новой информации, понимания причинно-следственных связей и зависимостей, создание и решение проблемных ситуаций, демонстрация разных способов визуализации (натуральные объекты, рисунки, схемы, таблицы и т. п.).

Лекция-визуализация возможна при соблюдении ряда эргономических требований: схема расположения объектов в соответствии с закономерностями зрительного ряда (слева направо и сверху вниз), плотность расположения информации в кадрах. Текст должен включать только ключевые высказывания, формулировки должны быть общедоступными, при визуализации используется максимально семь содержательных пунктов. Необходимо помнить признаки хорошо читаемого текста: использование и прописных, и строчных букв, стандартных шрифтов, плотное расположение букв, наличие четких промежутков между словами.

Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует ее сильные и слабые стороны. Об этом он судит прежде всего по тому, как ее приняла аудитория и творческий коллектив кафедры. Он помнит, какие ее части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало иллюстраций или они были не совсем удачными.

Рекомендуется все эти замечания сразу же записать и в дальнейшем использовать при работе над новой визуализированной лекцией. Каждое занятие – это результат педагогического творчества преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность.

Список литературы:

1. Краснова мастерская: опыт истории высшего образования //Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сб. науч. статей. - Мурманск: МГПУ, 2005.-С.17-21.

2. Крыско и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999.

3. Хмаро как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию - в визуальную форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации.

Процесс визуализации является свертыванием различных видов информации в наглядный образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Основная задача преподавателя - использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Методика проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т. п.). Основная трудность в подготовке лекции-визуализации состоит в выборе системы средств наглядности и дидактически обоснованного процесса ее чтения с учетом индивидуальных особенностей студентов и уровня их знаний.

Читая такую лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь полностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент) данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, так как позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В некоторых случаях к этой работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у студентов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Здесь важны и дозировка использования материала, и мастерство преподавателя, и его стиль общения со студентами.

Этот вид лекции лучше, всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

Ключевые слова: лекция-визуализация, когнитивная визуализация, визуальные средства, проблемность. Keywords: lecture-visualization, cognitive visualization, visual AIDS, questions.

Аннотация. В статье представлен опыт применения лекций-визуализаций в преподавании педагогических дисциплин.

Abstract. The article presents the experience of using lectures visualizations in teaching pedagogical subjects.

Лекция (от лат. lectio - чтение) была и остаѐтся одной из ведущих форм обучения. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Несмотря на различное отношение сегодня педагогической аудитории к назначению и месту в системе вузовского преподавания, лекция остается традиционной формой обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

В настоящее время в образовании перспективной представляется применение когнитивной визуализации дидактических объектов. Под это определение фактически подпадают все возможные виды визуализации педагогических объектов, функционирующие на принципах концентрации знаний, генерализации знаний, расширения ориентировочно-презентационных функций наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий, реализуемая в визуальных средств.

Усвоение учебного материала дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» представляет определенную трудность для студентов. Для изучения большого объема понятий и терминов, понимания основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых необходима определенная структура учебного материала, позволяющая упорядочить большой объем достаточно сложной информации, схематизировать основные понятия и положения, взаимосвязи между ними. Наглядное изображение учебной информации способствует более продуктивному ее усвоению.

Цель разработанного нами учебно-методического пособия «Средства когнитивной визуализации» заключается в том, чтобы через таблицы, чертежи, мнемосхемы и другие средства когнитивной визуализации помочь восприятию, осмыслению и запоминанию проблем, понятий, процессов, явлений курса «Общая и профессиональная педагогика».

Данное учебное пособие мы используем как основу лекций-визуализаций.

Мы выяснили, что лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму и наоборот, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Процессы перцептивного мышления (умо-зрительного, по А.Р. Лурии) не менее трудны и результативны, чем использование интеллектуальных понятий. У любого человека с нормальным умом «элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения информации к самым обобщенным теоретическим идеям» и тем самым интегрируют учебно-познавательную деятельность студентов.

Как отмечает В.И. Евдокимов, использование наглядного материала на лекции (натурального, изобразительного, символического) способствует глубокому пониманию и усвоению материала, активизирует мыследеятельность слушателей, так как позволяет создавать ассоциативные цепочки и сокращает время для передачи и восприятия материала .

О роли мнемоники в педагогическом процессе убедительно писал К.Д.Ушинский. Он утверждал: «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу механическую память, вернее сохраняются ею и потом восстанавливаются».

Визуальные средства создают особую пространственную среду для познавательной деятельности, стимулируют и обогащают ее.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Например, лекция визуализация «Целостный педагогический процесс». Визуальные формы представлены в виде мультимедийной презентации в программе PowerPoint. Часть слайдов отображает текстовой материал в виде – основных понятий и схем компонентов целостного педагогического процесса, таблицы «Основные аспекты целостного педагогического процесса». В основной части лекции демонстрируется модель педагогического процесса как целостной динамической системы, в ней отсутствуют элементы взаимосвязей, которые студенты должны заполнить в процессе лекции.

Лекция «Урок как основная форма обучения». Визуальные формы представлены в виде опорного конспекта, в котором отсутствует часть информация (типы и виды уроков). Студентам предлагается заполнить свободные места. Кроме того, представлена таблица «Причины неудач». Студенты совместно с преподавателем определяют условия, при которых уроки могут не достичь своих целей и заполняют таблицу.

Чтение лекций идет в диалоговом режиме, поскольку студенты не отвлекаются на конспектирование и рисование; сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему лекции. Представленная таким образом информация обеспечивает систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрирует разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

В ходе эксперимента 74% студентов колледжа и 62% студентов технического университета отметили, что используемые на лекциях-визуализациях мнемосхемы, схемы, опорные конспекты, таблицы и др. способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, вызывает интерес к изучению темы, способствуют воспитанию самостоятельности студентов, их продуктивной деятельности.

Теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяет сделать заключение, что визуализация учебной информации позволяет усовершенствовать учебный процесс в следующих направлениях:

· учит выделять, обобщать и систематизировать основные понятия;

· отсеивать лишнюю второстепенную информацию, определяет обязательный объем усвоения и запоминания и оказывает в этом помощь;

· максимально приближает новую информацию к форме, в которой еѐ воспринимает мозг;

· обеспечивает единство развития студентов с техническим и вербальным мышлением. Обычно гуманитарии лучше воспринимают слово, а «технари» - символы. Работа с опорными сигналами сгладит эти различия.

Список литературы

1. Арихейм, Р. В защиту визуального мышления /Р. Арихейм // Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. М.: Прометей, 1994

2. Евдокимов, В.И. Психологические вопросы использования наглядности в обучении / В.И. Евдокимов // Вестник Харьковского университета. – 1982. - №224. – 65с.

3. Кузеванова, О.М. Использование учебно-методического комплекса в процессе формированияпрофессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения: монография /О.М. Кузеванова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. –Барнаул:Изд-воАлт. ун-та, 2014. – 160с.

4. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности / Н.Н. Манько//Известия Алт. гос. ун-т. – Барнаул, 2009, Вып. № 2. – С. 22-28.

5. Хмаро, Н. В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.

Лекция-визуализация

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию - в визуальную форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации.

Процесс визуализации является свертыванием различ-ных видов информации в наглядный образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разреше-ние которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертыва-ния или развертывания информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Основная задача преподавателя - использовать та-кие формы наглядности, которые не только дополняли словесную ин-формацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Методика проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекци-онного занятия в визуальную форму для представления студентам че-рез технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т. п.). Основная трудность в подготовке лекции-визуализации состоит в выборе системы средств наглядности и ди-дактически обоснованного процесса ее чтения с учетом индивиду-альных особенностей студентов и уровня их знаний.

Читая такую лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь пол-ностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент) данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельно-сти.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натураль-ные, изобразительные, символические, каждый из которых или их со-четание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида на-глядности к другому может теряться некоторое количество информа-ции. Но это является преимуществом, так как позволяет сконцентриро-вать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержа-ния лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В некоторых случаях к этой работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у студентов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс техни-ческих средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гро-тескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Здесь важны и дозировка использования материала, и мастерство преподавателя, и его стиль общения со студентами.

Этот вид лекции лучше, всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

Лекция вдвоем

В лекции такой формы учебный материал проблемного содержания дает-ся студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Моделируются реальные профессиональные си-туации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций дву-мя специалистами (например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.). Основная задача, стоящая перед преподавателями, чтобы диалог де-монстрировал культуру совместного поиска решения обсуждаемой проблемы, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отно-шение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоцио-нальный отклик на происходящее.

В процессе лекции вдвоем происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания учебной проблемы и участия в совместной работе. Такая лекция заставля-ет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и делать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает отклик студентов, что является одним из характерных признаков ак-тивного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятель-ность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего этого, студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и приня-тия решений.

Специальной задачей этого вида лекции является демонстрация отношений преподавателей к объекту высказываний. Эта лекция, как никакая другая, ярче и глубже показывает личностные качества пре-подавателя как педагога-профессионала в своей предметной области.

Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к преподавателям, использующим такую форму работы. Они должны быть интеллек-туально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуника-тивными умениями, способностями к импровизации, показывать вы-сокий уровень владения всем предметным материалом. Если эти тре-бования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студен-тов сформируется доверительное отношение к такой форме работы.

Для студентов лекции вдвоем вызывают определенные затрудне-ния: две позиции, предлагаемые лекторами, иногда вызывают отторжение самой формы обучения, так как от студентов требуется принятие самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться. Однако применение лекции вдвоем эффективно для формирова-ния теоретического мышления, воспитания убеждений студентов.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции позволяет развивать у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, вы-ступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять невер-ную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы зало-жить в ее содержание определенное количество ошибок содержа-тельного, методического или поведенческого характера. Список та-ких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто до-пускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподавате-ли в ходе чтения лекции. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебно-го материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уров-ня подготовленности студентов.

Сложность подготовки к такой лекции для преподавателя состоит в необходимости специальной ра-боты над содержанием лекции, высокого уровня вла-дения материалом и лекторского мастерства, т.к. он проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На раз-бор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе которого преподавателем, студентами или совместно даются правильные ответы на вопросы.

Студенты могут находить как задуманные ошибки (преподавателем прово-дится сверка со списком таких ошибок), так ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. Соз-дание на занятиях атмосферы доверия между преподавателем и студентами, лично-стное включение обеих сторон в процесс обучения, активизация познавательной деятельности сту-дентов - вот главный результат проведения данного типа лекций.

Лекция с запланированными ошибками выполняет не только сти-мулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оце-нить уровень подготовки студентов по предмету, а те в свою очередь - проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель определяет недочеты, анализирует их в ходе обсуждения со студентами, получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им.

Подобные лекции вызывают у обучающихся высокую интеллек-туальную и эмоциональную активность, так как студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную с пре-подавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.

Данный вид лекции лучше всего про-водить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления.

Лекция - пресс-конференция

Форма проведения такой лекций напоминает классическую (традиционную) пресс-конференцию, но имеет некоторые отличительные черты.

В начале занятия препода-ватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, напи-сать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Препо-даватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержа-нию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку во-просов, выявляя знания и интересы студентов.

Отличительная черта этой формы лекции состоит в активизации работы студентов на занятии за счет адресованного информирования каждого студента лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Необходимо ориентировать (обучать) студентов формулировать вопросы, которые носят проблемный характер и являются нача-лом творческих процессов мышления.

Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них оказывает воспитательное влияние на студентов. Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабаты-вают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из труд-ных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательст-ва и опровержения.

Лекцию пресс-конференцию можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.

В начале изучения темы основная цель лекции - выявление круга интересов и потребно-стей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель мо-жет составить представление об аудитории слушателей - ее ожиданий, возмож-ностей. Это важно при первой встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения курса лекций, новых дисциплин и т. п.

Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса ставит задачу привлечения внимания студентов к главным моментам содер-жания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала; систематизации знаний студентов, корректировки выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная цель лекции пресс-конференции в конце темы или раз-дела - подведение итогов лекционной работы, определение уровня усвоения студентами содержания разделов/тем дисциплины.

Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью об-суждения перспектив применения теоретических знаний на практике.

Лекция-беседа

Лекция-беседа, или диалог с аудиторией является наиболее распростра-ненной и сравнительно простой формой активного вовлечения студен-тов в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.

С целью привлечения к участию в беседе студентов в лекции-беседе можно использовать вопросы к аудитории (так называемое озадачивание). Вопросы, которые задает преподаватель в начале лекции и по ходу ее могут быть информационного или проблемного характера. И предназначе-ны они для выяснения мнений и уровня осведомлен-ности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к усвоению последующего материала, а не для контроля. Вопросы можно адресовать как всей аудитории, так и кому-то конкретно. Они могут быть как простые, способные сосредоточить внимание на отдельных нюансах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают воз-можность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, ко-торые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что повышает интерес и степень восприятия мате-риала.

Основным методом изложения учебного материала здесь явля-ется беседа как наиболее простой способ обучения, в ходе которой преподаватель вовлекает студентов в диалог. Наряду с беседой могут приме-няться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. При этом важно дозировать учебный материал, чтобы после органи-зовать беседу. Студенты отвечают с мест, а свои дальней-шие рассуждения преподаватель строит с учетом ответов обучающихся, при этом имея возможность наиболее доказа-тельно изложить очередной тезис лекционного материала.

Преимущество такой лекции состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Недостаток же заключается в снижении эффективности этого метода в условиях группового обучения вследствие невозможности каждого студента вовлечь в обмен мнениями. И связано это обычно с недостатком времени, даже если группа малочисленна. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.

При такой форме занятия главная задача преподавателя - позаботиться о том, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить только риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучаемых.

Лекция-дискуссия

Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, сво-бодный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому во-просу.

В отличие от лекции-беседы в данной технологии при изложении лекционного материала преподаватель использует ответы студентов на поставленные им вопросы, организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала.

Выбор вопросов для активизации студентов и темы для обсужде-ния составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой для данной аудитории.

Можно предложить студентам проанализировать и обсу-дить конкретные ситуации, документы или другой информационный материал. По ходу лекции-дискуссии пре-подаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсу-дить их, затем делает краткий анализ, выводы и - лекция продолжается.

По-зитивным моментом в такой лекции является то, что студенты в ходе дискуссии могут согласить-ся с точкой зрения преподавателя с большей охотой, нежели во время беседы, когда преподаватель выделяет устоявшуюся точку зрения (одну или несколько) по обсуждаемому вопросу, в том числе и свою. Дан-ный метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно студен-ты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно опре-делять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собствен-ном мнении (возможно, ошибочном), а не попытаться понять или изменить его.

Дискуссия оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволя-ет преподавателю управлять коллективным мнением группы, исполь-зовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.

Для достижения эффекта от такой лекции необходимо правильно подобрать вопросы для дискуссии и умелой, целена-правленной ее организации, что определяется компетентностью и степенью профессионального мастерства преподавателя.

Лекция с разбором конкретных ситуаций

Это еще один способ активизации учебно-познавательной дея-тельности студентов. По форме - это лекция-дискуссия, но на обсуждение преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Как правило, ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, кадре диафильма, поэтому ее изложение должно быть кратким, но содержащим достаточную информацию для его последующего обсуждения.

Это так называемые микроситуации. Чтобы сосредоточить внимание, ситуации подбираются достаточ-но характерные и, как правило, острые. Студенты анализируют и обсуждают их всей аудиторией. Роль преподавателя здесь - стремиться ак-тивизировать участие в обсуждении вопросами, обращенными к от-дельным студентам, выяснить оценку их суждений, предложить со-поставить с собственной практикой, возможно, столкнуть между собой различ-ные мнения и тем самым развить дискуссию, направив ее в нуж-ное русло. В итоге, опираясь на правильные высказывания и анали-зируя неправильные выводы, преподаватель не навязчиво, но убе-дительно подводит студентов к коллективному выводу или обоб-щению.

Недостатком такого вида занятий может быть возникновение такой ситуации, когда студенты, обсуждая предложенную проблему, используя примеры подобных обстоятельств из собст-венного опыта, могут увести дискуссию в сторону других проблем. Преподавателю необходимо помнить, что основным содержанием занятия является лекционный материал, поэтому подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рас-сматриваемых вопросов.

Обсуждение микроситуации может иногда использоваться в каче-стве своеобразного пролога к последующей части лекции. Это бывает необходимо для того, чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах и подготовить студентов к творче-скому восприятию изучаемого материала.

Лекция с применением техники обратной связи

Обратная связь в виде реакции аудитории на слова и действия преподавателя существовала всегда. Это помогает преподавателям умело оценить эту обратную связь и внести соответствующие корректи-вы в методику занятий.

В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обуче-ния, где руководитель занятия имеет возможность с помощью тех-нических устройств получить сведения о реакции всей аудитории на поставленный им вопрос.

Вопросы задаются и в начале, и в кон-це изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы узнать, насколько студенты осведомлены по излагаемой проблеме. Второй - для контроля качества усвоения материала.

Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель излагает материал тезисно и переходит к следующему разделу лекции. Если же число правильных отве-тов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленную лекцию, в конце смыслового раздела задает новый (контрольный) вопрос. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитан-ному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Здесь важ-ным является использование методического принципа обратной свя-зи: вводный вопрос - изложение - конкретный вопрос и т. д.

Таким образом, в лекции с применением техники обратной связи процесс усвоения лекционного материала становится управляемым и максимально приближенным к уровню подготовленности и восприятия студентами данной конкретной темы занятия. А это обеспечивает в какой-то степени реализацию принципа ин-дивидуализации учебного процесса в условиях группового обучения.

Следует сказать, что лекция с применением тех-ники обратной связи возможна не только при наличии соответствующих технических средств. При их отсутствии обратную связь можно обеспечить более простыми способа-ми. Например, посредством устного опроса (в небольшой, разумеется, группе) или с применением простейших текстов программированного контроля и т. п.

Лекция-консультация

Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. Существует несколько вариантов проведения лекций-консультаций. Ниже предложены к применению некоторые из них (Например):

Вариант 1. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия - свободный обмен мнениями, где преподаватель подводит итоги.

Вариант 2. За несколько дней до занятия преподаватель собирает вопросы слушателей в письменном виде. Первая часть занятий проводится в виде лекции, в которой преподаватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему усмотрению. Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы обучаемых, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом лектора.

Вариант 3. Консультация организуется с целью оказания помощи студентам в самостоятельной работе. Для этого студенты заблаговременно получают материал к занятию. Как правило, он должен носить не только учебный, но и инструктивный характер, т.е. представлять собой методическое руководство к практическому использованию в ходе подготовки к лекции. Обучаемые должны изучить материал и подготовить свои вопросы к преподавателю-консультанту. Занятия проводится в форме ответов на вопросы и свободного обмена мнениями. Завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов консультации или заключительной лекцией, в которой обобщается практика применения рассматриваемого материала.

Вариант 4. Первая часть занятий - консультаций по передовому опыту проводится в форме ответов на вопросы, которые возникают после прослушивания доклада, выступления специалиста или просмотра наглядных средств. Студенты могут и заранее получить материал с более подробным освещением этого опыта (брошюра, файл и т.д.) или материал доклада с таблицами и диаграммами. Вторая часть занятий строится в форме ответов преподавателя на вопросы обучаемых относительно изложенного им содержания.

Вариант 5. Занятие проводится в форме групповой консультации, в которой принимают участие несколько высококвалифицированных педагогов. Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении проблем наиболее актуальных и комплексных, (в т.ч. междисциплинарных).

Преимущество лекции-консультации перед другими формами проведения лекционного занятия в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятия к практическим интересам обучаемых, в какой-то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучаемым.

А. А. Кожевникова. ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

А. А. Кожевникова

A . Kozhe vnikova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

LECTURE VISUALIZATION IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация: В статье рассмотрена лекция как основная форма организации учебного процесса. Приведены основные виды активных лекций. Описаны причины широкого применения лекции - визуализации в обучении. Изложен порядок разработки презентации в Power Point.

Ключевые слова: лекция; лекция-визуализация; Power Point; активное обучение.

Abstract: The article examines the lecture as the main form of organization of the educational process. The main types of active lectures. Describes the reasons for the wide application of the lecture visualization in learning. Set out the procedure for the development of presentations in Power Point.

Keywords: lecture; lecture-visualization; Power Point; active learning.

В переводе с латинского слово «лекция» означает чтение. Лекция появилась еще в Древней Греции в средние века. Но в силу того, что эта форма обучения является основой для дальнейшего усвоения учебного материала, она актуальна и по сей день. В процессе обучения часто складываются ситуации, когда лекционная форма изложения материала не может быть заменена никакой другой, ведь лекция выполняет ряд функций:

Информационную;

Стимулирующую;

Воспитывающую;

Развивающую;

Ориентирующую;

Разъясняющую;

Убеждающую.

В рамках развития лекционной формы обучения прославились такие ученые, как М. В. Ломоносов (основатель первого отечественного университета), М. В. Остроградский (математик), О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский (историки) и т. д. Н. Г. Чернышевский называл Грановского «одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом» .

В связи с ростом научных и технических знаний в середине XIX века выросла потребность в практических занятиях. Лекция стала играть подготовительную роль перед работой с книгой. Н. И. Пирогов (хирург, педагог) утверждал, что «... лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова». Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев считали, что самостоятельная работа студентов очень важна наряду с лекциями, оказывающими эмоциональное воздействие в образовательном процессе. «В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов» .

Таким образом, отсутствие лекций снижает уровень подготовки студентов, изменяет в худшую сторону системность учебного процесса, оставляя пробелы в понимании отдельных тем. Лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в высшем учебном заведении благодаря следующим пунктам:

Лекция - основной источник информации, когда нет учебников и полноценного материала по новым дисциплинам;

Отдельные разделы учебного материала особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют пояснения специалиста;

По некоторым аспектам есть противоречивые мнения, которые требуют объективного освещения .

Но в настоящее время есть «противники» лекций , которые считают, что, во-первых, лекция приостанавливает самостоятельное мышление, приучая к пассивному восприятию чужих мнений. Во-вторых, лекция отбивает желание обучаться самостоятельно. В-третьих, лекции нужны только, если нет учебников по определенной теме или их мало. А в-четвертых, одни учащиеся успевают осмыслить конспектируемую информацию, а другие могут только механически записать слова лектора .

Перечисленные недостатки могут быть преодолены правильной методикой, грамотным построением лекционного материала и ясностью изложения материала.

Под «ясностью изложения» следует понимать и последовательность, и наглядность изложения, и активное участие слушателей. А результат работы - понимание.

Для реализации понимания лекционного материала студентами на сегодняшний день существуют следующие формы изложения учебного материала:

Проблемная лекция;

Лекция вдвоем;

Лекция с заранее запланированными ошибками;

Лекция - пресс-конференция;

Лекция-беседа;

Лекция-дискуссия;

Лекция с разбором конкретных ситуаций;

Лекция-визуализация.

Более подробно в статье рассмотрена лекция-визуализация, которая является современным и широко используемым методом активного обучения.

Психолого-педагогические исследования показывают, что иллюстративность помогает более успешному восприятию и запоминанию лекционного материала, а также позволяет активизировать мышление, глубже воспринимать сущность изучаемых явлений, показывает его связь с творческими процессами принятия решений.

Лекция-визуализация помогает студентам преобразовывать лекционный материал в визуальную форму, что способствует формированию у них профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов.

«Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе - это наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса» .

Обоснование эффективности комплекса словесной и наглядной информации кроется на нейрофизиологическом уровне. Во время восприятия информации происходит ее кодирование на разных уровнях и различными способами: образном и логическом, предметно-вещественном, вербальном и визуальном . Активация нервных клеток в разных зонах головного мозга в зависимости от того, по какому каналу восприятия и в какой форме поступает стимул, обеспечивает кодирование информации. Чем больше каналов задействовано, тем активнее идет ее перекодирование - из словесной формы в образную или наоборот.

То есть визуализация лекционного материала увеличивает процент успешного усвоения материала студентами.

Кроме того, группировка преподавателем материала в схемы, таблицы, графики позволяет работать фотографической памяти. А веселые иллюстрации, анимации позволяют делать акцент на самых значимых моментах курса.

Разработка лекции-визуализации требует тщательной реконструкции лекционного материала в визуальную форму (схемы, графики, таблицы, рисунки, чертежи) посредством технических средств обучения.

В работе над лекцией могут быть задействованы и студенты, которые получат соответствующие навыки и умения, смогут развить активность и развить личностное отношение к обучению.

Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности между компьютерными моделирующими программами, электронными учебниками, интерактивной доской, мультимедийными проекторами и др. Последнее, а именно мультимедийная презентация, является наиболее востребованной.

Для ее реализации часто используется программа Power Point, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначенная для создания презентаций. С ее помощью преподаватель может быстро оформить лекционный материал в едином стиле, при необходимости подключив мультимедийные или видеоэффекты .

У правильно оформленной презентации есть ряд функций. Во-первых, предоставление возможности ориентироваться в излагаемом материале. Во-вторых, быстрое считывание информации. В-третьих, демонстрация визуальных объектов. В-четвертых, оказание эмоционального воздействия. В-пятых, восприятие и усвоение материала.

Для реализации вышеперечисленных пунктов при создании презентации следует руководствоваться некоторыми правилами.

У каждой презентации есть определенная структура оформления, которая соответствует порядку излагаемого материала. Наиболее подходящий вариант - использование шаблонов. Все слайд-шоу должно быть оформлено в едином спокойном, контрастном стиле без лишних эффектов. Надписи не должны «болтаться» по всему экрану. Две наиболее грубые ошибки заключаются в следующем:

Копирование лекционного текста целиком, использование мелкого шрифта, помещение на слайды больших таблиц;

Зачитывание слайдов.

Кроме того, не следует загромождать презентацию дополнительной информацией (историческими справками, примерами и т. д.).

Power Point дословно переводится как «ключевой момент», поэтому в слайд-шоу следует помещать основные тезисы и материал, сгруппированный в небольшие графики, схемы и таблицы. Рисунки также помогают усилить восприятие материала и активизировать мыслительные процессы слушателя.

Следует отметить, что важно соблюдать баланс между содержанием и средствами его представления: слишком большое количество текста, обилие анимации воспринимается с экрана так же плохо, как и вывод нескольких рисунков в качестве сопровождения полуторачасовой лекции .

Эмоциональное воздействие на студента можно оказывать с помощью следующих пунктов:

Использование общей цветовой гаммы;

Вставка иллюстраций и фото;

Применения аудио- и видеоряда.

Только следует помнить, что не нужно стараться разнообразить лекцию, используя различные эффекты, яркие цвета, анимированную смену слайдов, неуместные клипарты, движущиеся фотографии и «выскакивающие» рисунки. Перечисленное выше может привести к переключению внимания на картинки, раздражению и потере интереса.

«Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду» . В процессе обучения у студента формируются новые знания, умения и навыки. Чтобы формирование новых знаний проходило успешно, преподавателю следует не только учитывать специальные приемы обучения, но и основываться на психологических особенностях обучающихся.

Использование электронных средств в образовании практически всегда подразумевает активное включение зрительного канала восприятия. «Современные студенты предпочитают не читать и слушать, а наблюдать и действовать» .

Таким образом, в современной образовательной системе правильно написанная и изложенная лекция как форма обучения занимает основное место. А с развитием научно-технического прогресса лекционная форма изложения материала становится более эффективной. Так, например, лекция-визуализация позволяет студентам более точно воспринять материал (посредством рисунков, графиков, чертежей, видеороликов), а также исключить эмоциональную составляющую в изложении материала преподавателем. Кроме того, использование видеороликов во время лекции позволяет развить интерес к определенной теме у обучающегося. Лекция - пресс-конференция позволяет услышать мнение экспертов, а лекция-беседа и лекция-дискуссия помогают студентам более четко разобраться в проблеме, получить ответы на сложные для понимания вопросы. Главное, чтобы не утратить эффективность любой формы лекции, следует помнить об активном диалоге со студентом во время ее прочтения.

Библиографический список

1. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технология обучения / Н. Н. Манько // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2009. - № 8(65). - С. 10–30.

2. Менчинская, Н. А. Большая Советская Энциклопедия / Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. А. Бударный. - М. : Советская энциклопедия. - 1969–1978.

3. Найденова, Л. И. Опыт разработки цифровых образовательных ресурсов на основе новых государственных образовательных стандартов / Л. И. Найденова и др. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. - 2011. - Т. 12. - № 2. - С. 52–58.

4. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. - Гл. 5.

5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М. : ИИО РАО, 2006. - 88 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.

(c) 2015 Анна Андреевна Кожевникова

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Редакция: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна