Литература конца XIX - начала XX века. Сочинение на тему: "Творчество Есенина"

"Певец и глашатай деревянной Руси" — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.

Темы лирики Есенина

Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.

Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его "малиновая Русь". Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.

Все темы в частности тема любви к Родине и настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, "родившееся с песнями в травном одеяле", считая себя неотъемлимой его частью.

Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц "с алым соком ягоды на коже", "со снопом волос овсяных". Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений ("зацелую допьяна, изомну, как цвет"). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией ("наша жизнь — простыня да кровать"). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал "Персидские мотивы", где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.

Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи "палаты — межы зыбистых полей". Он осознает быстрое увяданье жизни ("все пройдет, как с белых яблонь дым"), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.

Особый интерес вызывает тема "Бог, природа, человек в поэзии Есенина".

Бог

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы ("схимник-ветер... целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу", "дня закатного жертва искупила весь грех").

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.

Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, "град Инонию, где живет божество живых". Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя "смиренным иноком", молящимся на копны и стада.

Человек

Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни ("каждый в мире странник - пройдет, зайдет и вновь покинет дом"). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу "молодость — зрелость" ("Отговорила роща золотая..."). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого ("я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть"). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде "Бог — природа — человек". В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.

Природа

Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем ("я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья"). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Стихотворение Есенина "Береза"

Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих "Береза". Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина "Береза" очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.

Общее настроение лирики

Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть "по гречневым просторам", а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем "все так же будет жить, плясать и плакать у забора". Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: "Грустная песня, ты - русская боль".

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами ("вечер черные брови насопил", "по пруду лебедем красным плавает тихо закат", "галочья стая на крыше служит вечерню звезде").

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Благодаря таким особенностям художественного мира поэта "деревянной Руси" его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики "Бог — природа — человек" в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: "Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек..."

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра истории и теории культуры


Зачётная работа

по спецкурсу «Русская поэзия Серебряного века»

студентки

Го курса очной формы обучения

Специальности «Культурология»


Каменева Ксения Николаевна


Москва 2011

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново рязанской губернии в крестьянской семье. До девяти лет воспитывался Есенин в доме бабушки и дедушки - родителей его матери Татьяны Титовой, так как отец вынужден был уехать в Москву, а мать из-за личного конфликта вернулась в родной дом, но вскоре уехала в Рязань зарабатывать на проживание себе и сыну.

В 1904 году Есенин начал учёбу в Константиновском четырёхклассном училище, где ему с лёгкостью давались все предметы. Закончил учёбу он с похвальным листом, получив «отлично» по всем предметам. С самых ранних лет Есенина магнитом притягивали книги. Он с упоением читал древнерусскую литературу, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, многое знал наизусть. Сам он, по свидетельству соседских товарищей и школьных учителей, начал писать первые рифмованные строки в возрасте 8-9 лета. В первых стихах он описывал природу родного села, а также свои с друзьями проказы, зачинщиками которых, как правило, сам же и выступал. Ребята не раз убегали во время перемен кататься с заснеженным пригорок, забыв о времени, пропускали занятия, за что всем неоднократно доставалось от учителей. Летом постоянно собирались шумными компаниями и отправлялись в луга за Оку. Есенин уже с ранних лет очень чутко чувствовал родную природу: от друзей детства остались тёплые воспоминания о том, как он дольше других мог любоваться цветами, следить за движением солнца и утками, скользящими по речной воде.

В 1909 году в Константиново вернулись родители Есенина. Сергей стал жить в новом родительском доме вместе с матерью (отец вновь вынужден был уехать в столицу) и, несколькими годами позже, с двумя сёстрами Александрой и Екатериной. Мать обладала удивительным музыкальным слухом и приятным голосом. «Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоёт с нами. Голос у него был небольшой, но пел он с каким-то своим, особенным чувством,» - вспоминает сестра Александра.

Все эти факты из жизни поэта нашли прямое отражение в его творчестве и проявились в ведущих мотивах всех его произведений, так полюбившихся читателям и объединивших их своим мощно выраженным народным истоком, близким каждому русскому человеку.

Первую похвалу и даже признание стихотворения Есенина получают в период его обучения в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. Его первым литературным наставником был один из школьных учителей - Е.М. Хитров. В 1912 году, окончив эту школу, Сергей Есенин отправился в Москву, где жил с отцом и по его настоянию нёс службу в конторе. Поэт поступает в типографию «Товарищества И.Д. Сытина», где работает в экспедиции, а позже и в корректорском отделении. Благодаря этой работе и с помощью некоторых своих коллег, он выпускает свой первый полноценный сборник стихов «Радуница», в который вошло 33 произведения.

Основная тема стихотворений первого сборника - любовь к России. Поэт детально описывают русскую деревню, её природу, настроения и быт. Деревня у Есенина преимущественно светлая, полная радости, звуков и красок. Поэт не был знаком с как таковым тяжёлым крестьянским трудом и нищетой деревни, зато, пожалуй, как немногий другой ощущал красоту её природы и богатство души крестьянского народа. Чувство любви к родине у Есенина выражены не отвлеченно, а в конкретных, зримых картинах родного пейзажа.


Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Часто пейзажи у Есенина безрадостны, и, тем не менее, он не отделяет его от себя: «мой заброшенный


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


Подробно Есенин описывает быт крестьянской жизни, несвязанный с работой. В его стихотворениях отчётливо отразилось, насколько сильна была привязанность крестьян к фольклору. («Заиграй, сыграй, тальяночка…», «Тёмна ноченька, не спится») Наиболее показательным примером может служить стихотворение «По селу тропинкой кривенькой…». В нём описываются забавы молодых крестьян, перед отправлением юношей в рекруты. Юноши и девушки веселятся, кружатся в танцах, убегают друг от друга, на что им приветливо «улыбаются старики».

Сквозным образом творчества Есенина можно считать образ русской избы, гармонично вписавшейся в красоту простирающихся русских полей и бездонного неба. Окно избы приоткрывает картину окружающего мира («Берёза», «В хате»). Об ощущениях летней ночи поэт пишет: «Хорошо и тепло, как зимой у печки». Русская изба, родимый дом - место, откуда поэт отправляется, полный надежд, которое он часто с нежностью вспоминает («Эта улица мне знакома…»), и которое, возвращаясь, он не сразу узнаёт, но по-прежнему хранит к нему свою любовь («Возвращение на Родину»).

Не был бы образ русской деревни столь полным и ярким без звучания в стихотворениях религиозных мотивов. К ним отсылает и название первого сборника есенинских стихов. Радуница - народный праздник поминания ушедших из жизни, призывающий радоваться их перерождению в жизнь вечную. Стихотворение «Калики» этого сборника повествует о нищих, бредущих со страдальными речами по деревне и вызывающих ими смех у народа.

Есенин часто дополняет картины природы изображением храма. В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…» ивы сравниваются с монашками, а в стихотворении «Я - пастух; мои палаты…» поэт косвенно сравнивает природу с храмом, где он «молится на алые зори» и «причащается у ручья». В известном всем со школьной скамьи и ставшим, пожалуй, самым показательным стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенин сравнивает себя с захожим богомольцем, хаты предстают перед ним «в ризых образах», в прямом смысле упоминает поэт о «кротком Спасе», но всё же главное заключается в ином:

Если крикнет рать святая:


«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».


Первый сборник Сергея Есенина встретили положительными рецензиями. Большинство критиков отметили поэтический талант Есенина, обратили внимание на лёгкость, мелодичность его слога и искренность проявления мыслей. А так громко заявившая о себе тема русской деревни, ставшая ключевой во всём есенинском творчестве, позволила считать его главным крестьянским поэтом.

Отклики Есенина на февральскую революцию не отражаются подробно в его стихах. Он не касается конкретных исторических фактов, событий, все описания, связанные с февральской революцией носят отвлечённый характер.

Будучи выходцем из крестьян, Есенин не мог не принять Октябрьскую революцию. Но взгляды его на события в первое время по-прежнему весьма странно отображались в творчестве. В первых послереволюционных произведениях - поэмах «Инония», «Преображение» по-прежнему доминируют мифологические образы.

В поэме «Инония» (январь, 1918) поэт создаёт образ иного мира, иного города, в котором должно будет утвердиться всё то, что принесёт с собой революция. Автор призывает в своей поэме к преображению земли:


И вспашу я чёрные щёки

Нив твоих новой сохой;

Золотой пролетит сорокой

Урожай над твоей страной.


Себя Есенин называет в этом произведении «новым пророком», а завершает его словами: «Наша вера - в силе. Наша правда - в нас!»

Чуть позже, в том же 1918 году, Есенин пишет стихотворение «Небесный барабанщик», в котором вера в революцию проявляется уже значительно сильнее, но по-прежнему весьма метафорично:


Нам ли страшны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвётся

К новому берегу мир.


Революция «на земле и на небесах» призвана объединить, сплотить весь мир, направив силы против общих несправедливых настроений не земле:


Мы идём и пылью вьюной

Тает облако горилл.

Мы идём, а там, за чащей,

Сквозь белесость и туман

Наш небесный барабанщик

Лупит в солнце-барабан.


Но как позже отметил и сам поэт, такое принятие революции было больше стихийным, нежели осознанным. Воспринимая революцию, думая в большей мере о крестьянах и их дальнейшей судьбе, Есенин, как и многие его писатели-современники, отвлёкся от действительно происходивших в стране событий, а, опомнившись, увидел, что вместо обещанного утопичного социализма пришла власть диктаторская, жестокая, насильственная, требующая отказа от прежнего сознания и укоренившихся привычек.

Есенин начинает искать новое поэтическое «пристанище» и находит его после знакомства в 1918 году с Анатолиев Мариенгофом. Вместе они создают новое поэтическое течение - имажинизм. Его принципом они провозглашают необязательность, и даже нежелательность содержательной составляющей искусства, но важность необходимость и важность образа. Имажинизм становятся пропагандистами свободного, чистого, аполитичного искусства. Безусловно, среди имажинистов Есенин был самым ярким и талантливым поэтом. Возможно, потому, что отказаться от содержания ему так и не удалось, а тяга к образности сделала его произведения ещё более своеобразными и выразительными. Образы в творчестве Сергея Есенина были конкретными, а мотивы всё теми же, поэтому он по-прежнему оставался принятым и понятым народом, в отличие от многих своих «единомышленников». Есенинская поэзия оставалась самобытной. К 1922 году в кругах имажинистов сложилась непростая ситуация: они пользовались славой Есенина, и их делавшей известными, но взамен великому поэту они практически ничего не давали. В кругах поэтической богемы всё чаще случались конфликты. С выходом в свет поэмы «Пугачёв» поэт окончательно расходится с имажинистами, продолжая оставаться крестьянским поэтом, творящим вне рамок каких-то новых направлений.

Говоря о Есенине, нельзя, на мой взгляд, не упомянуть о его лирических произведениях. События в стране, глубокие переживания по этому поводу наложили свой трагический отпечаток и на любовную лирику поэта. В цикле стихотворений «Москва кабацкая» поэт постоянно упоминает о потраченных впустую, пропитых годах. Он задаётся вопросом: «Не вчера ли я молодость пропил?»

И, тем не менее, упоминая о пронёсшихся мимо годах, о том, что «мало пройдено дорог», но «много сделано ошибок», Есенин не жалеет обо всём этом. Трагедия, к которой, как он сам понимает, ведёт образ жизни хулигана, пока ещё может быть «разбавлена» и всплывающими светлыми образами любимого края («Эта улица мне знакома…»), и глубокими чувствами, на которые способен хулиган («Заметался пожар голубой…»). Возможно, благодаря этому поэт смиряется с тем, что «все мы, все мы в этом мире тленны» и пришли «процвесть и умереть» («Не жалею, не зову, не плачу»).

Примечательно, что и в этот период творчества Есенин остаётся верный поэтическим приёмам и мотивам, заявленным в самых ранних стихах. По-прежнему очень важен мотив природы, только теперь он больше проявляется косвенно, например, в метафорах. То, что связанно с человеком, поэт часто отождествляет с природой:


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.


Русые волосы Есенин сравнивает с рожью, глаза с небесной синью, руки с лебедями, а стан девушки с берёзой. Эти образы - своего рода «визитная карточка» поэта.

В 1923 году поэт начинает работать над поэмой «Чёрной человек», к которой возвращается в 1925, незадолго до своей трагической смерти. В этой поэме отразились душевные терзания поэта, его личная трагедия. Осознавая бессмысленность прожитых годов, многих поступков, в числе которых бессчетное количество пустых скандалов, поэт всё же остаётся в настоящем, наедине с самим собой и желанием что-то сделать, изменить.

Накалённая обстановка в жизни поэта словно в зеркале отразилась в этом произведении.

К 1925 году, после недолгих просветлений и начала новой жизни, Есенин вновь возвращается к разгульному образу жизни. К тому же, у поэта были признаки душевного расстройства, два раза он даже ложился на курс лечения в клинику. 20 декабря 1925 года Есенин уезжает в Ленинград со всеми своими вещами. Знавшие его люди не сомневались, что поэт отправляется туда работать, но подобные мысли рухнули в ночь с 27 на 28 декабря. Есенин покончил жизнь самоубийством.

Сегодня существует множество версий опровергающих самоубийство Есенина - слишком уж много противоречивых фактов раскрылось в ходе расследования этого дела. Но всё же, принято считать, что поэт повесился на трубе парового отопления. О причинах тоже спорят уже более полувека. Кто-то считает, что поэт покончил с собой вследствие воздействия алкоголя и неуравновешенного состояния, кто-то писал, что его смерть - острая социальная драма, что после многих лет борьбы, поэт, оставаясь выходцем из крестьянской деревни, всё же не принял новой жизни города. Но к чему сейчас эти рассуждения? Важно огромное поэтическое наследие, оставленное Есениным, вклад, который поэт внёс не только в поэзию Серебряного века, но и в историю культуры страны!

Для меня Сергей Есенин остаётся самым ярким лучом отечественной поэзии XX века. Несмотря на многие противоречия, ноты бессилия и порой трагизма, встречающиеся в его стихах, все они, в том числе и поэма «Чёрный человек», и предсмертное стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания» наполнены искренностью, говорят о том, что поэт до конца был откровенен и с самим собой, и с читателем. И откровенность эту нельзя недооценивать! Владимир Маяковский в 1926 году своё стихотворение Есенину завершает переделанными строками погибшего: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». В этой жизни и вечной юности, оставленной в стихах Сергея Есенина, и заключается, на мой взгляд, вся суть его творчества.

есенин поэт творчество


Список источников и литературы


1.Есенина. А.А. Это всё мне родное и близкое. «Молодая гвардия», 1960, №8

2.Есенин С.А. Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы, 1912-1925. Проза, 1915-1925. М, 1995

.Есенин С.А. Стихотворения, поэмы. М, 1877

.Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М, 1979


Гений - всегда народен (А. Блок)

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство. Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи - о рае, о Миколе, о Лазере, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обетованной, о непременном грядущем рае, об ином мире - и эти темы отзовутся потом в его творчестве. По субботам и воскресеньям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Константиновском земском училище по закону. Божию и чтению на церковнославянском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность натуры поэта - стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность выразилась в его лирике.

Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. В нем была страсть к чтению. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе, Есенин рано открыл в себе поэтический дар: писать стихи начал еще в земском училище.

В 1912 г. он приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфликтует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В1913 г. он устраивается на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина - получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. В 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Молодой Есенин - нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоззрению, воспринимал мир как единое целое, уверяя, что «все люди - одна душа», что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.

Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х годов - жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник. В поэзии Есенина этого периода проявились особенности его стиля. Он выстраивал метафорические ряды: «Дымом половодье / Зализало ил. / Желтые поводья / Месяц уронил», сочетая их с образами, в которых выражал непосредственные, точные значения. Он обратился к романсному стиху с характерной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки: «Выткался на озере алый свет зари. / На бору со звонами плачут глухари. / Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется, на душе светло». Пристрастие к диалектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости стиля.

В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние фольклора, философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, сосредоточенность на судьбе крестьянства! В 1919г. Есенин познакомился с поэтами-имажинистами, и его творчество претерпело некоторую эстетическую переориентацию. В его лирике обозначились тенденции позднего авангардизма.

Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборниках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его поэзии «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Голубень» (1918), «Исповедь хулигана» (1921) и др. С мая 1922 г. до августа1923 г. Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии, Франции, Италии, США.

Осенью 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ. Он еще не знал, что на этот раз пробудет там почти погода, что эта поездка на юг станет его "болдинской осенью". Здесь им были написаны многие его "маленькие поэмы", здесь были созданы "Персидские мотивы" и его "вершинная" поэма "Анна Снегина". Двадцать семь новых произведений опубликовал Есенин на Кавказе, и все - полгода!

В декабре 1925 года Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Там он мечтал, как говорили друзья, "начать новую жизнь", работать, редактировать журнал.

Намерениям этим не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице "Англетер" жизнь поэта оборвалась…

Ныне мы справедливо говорим о Сергее Есенине как гениальном поэте ХХ века.

Наибольшее количество белых пятен долгое время было связано с "деревенским детством" и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из тридцати лет жизни поэта первые семнадцать прошли здесь. Однако так случилось, что вплоть до середины пятидесятых годов мы, к сожалению, очень мало знали правды о становлении Есенина как личности, особенно в юности, о раннем пробуждении его "творческих дум", о народных глубинных истоках его поэзии. Многие вопросы касающиеся, судьбы поэта в отрочестве и в юношеские годы, по существу, оставались без ответа.

Но когда читаешь и перечитываешь Есенина, включая его ранние стихи, где все - правда, озаренная и печальная, все - жизнь, радостная и трагическая, поэмы и стихи, в которых предельная обнажена исповедальная душа художника, - все очевиднее становится их кричащая несовместимость с различного рода "романами без браков".

Трудно, а вернее, почти невозможно понять до конца поэта, движения его души, рождение его стихов, наконец, его судьбу, не побывав хотя бы раз на священной земле, откуда берет свое начало его жизнь, его приход в мир, земле, которая с первых сознательных лет его шагов и до смерти будет наполнять его сердце любовью к Отечеству.

Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось на правом высоком холмистом берегу Оки - многоводной сестры великой Волги. Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта - дымка лесов Мещеры.

Вот уже более полувека, как в любую погоду, летом и зимой идут и едут люди в Константиново со всех концов света, чтобы низко поклонится древней рязанской земле - колыбели великого поэта России.

Способность к творческому воображению, интерес к народным песням, легендам, сказкам, любовь к природе проявились у Есенина еще в детские годы. Сергей Александрович был "всю жизнь нежно болен воспоминаньем детства». «В детстве я рос в атмосфере народной поэзии", -- писал он. С ранних лет вслушивался будущий поэт в пение бабушки и духовные стихи странников. Отец его сам слагал песни, мать была замечательной песенницей. Александра, младшая сестра Есенина, вспоминала: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать... Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение. И каждый из нас, ее детей, с пеленок слушал ее напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей...».

И в зрелые годы, приезжая домой, Сергей Александрович всегда просил мать спеть ту или другую песню. Прелесть материнского пения поэт сохранил на всю жизнь в своей памяти: «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали ».

Но еще больше трогали сердце поэта заунывные песни, которые певал ему дед. «Умственный мужик», как называл его Есенин, пробудил в нем любовь к прекрасному. Сергей Александрович признавался: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан».

Жадно слушал Есенин и пение крестьян во время их работы или в короткие минуты отдыха, по вечерам на посиделках, на праздниках. Некоторые из этих песен он записывал, другие сами собой сохранились в его памяти. Многие песни он пел под собственный аккомпанемент на гитаре или гармони.

Стихи Есенин начал сочинять рано, лет с девяти. В них он запечатлел яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, картины того родного и близкого, что окружало его.

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в отдельный раздел. Все написанное им, проникнуто "чувством родины". Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Заметим не "тема", а "чувство". Например в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная" рисуется образ Родины - рая. Есенин народный поэт не только потому, он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Образ Родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина.

Есенин покинул «родимый дом» летом 1912 года, уехав в Москву, чтобы найти пути в большую литературу. Но жизнь складывалась трудно и не совсем так, как хотелось юноше. Город не оставил в сознании поэта ярких образов. В его душе всегда жили картины сельского быта, звуки и краски природы. И в своих стихах он создавал образ живой России, способной тосковать, испытывать боль. Родной и любимый край иногда представлялся Есенину «забытым и заброшенным», окруженным «топями и болотами». Есенинская Русь -- это и «гаревая полоса», «сенокос некошеный», «забоченившиеся избы», «скорбью вытерзанный люд». Поэт видит не только «скирды солнца в водах лонных», его взгляд замечает и другое: «пригорюнились девушки-ели», «виснет тень, как платок, за сосной», «роща синим мраком кроет голытьбу», «вяжут нищие над сумками бечевки», «чахнет старая церквушка», «Ой, не весел ты, край мой родной...». Но и в печали мило поэту близкое и родное:

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить!

В грустных раздумьях о судьбе родины столько сердечной теплоты, искренней любви, привязанности к воспоминаниям детства, юности, нежности к преисполненным печалью полям, к природе, к сельской жизни, рождающей в душе поэта мир, ясность и покой.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, --

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Спит ковыль.

Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси --

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

И в радости, и в печали, куда бы судьба не забрасывала Есенина, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу, к дорогим ему пашням и лесам.

Чувство грусти, тоски по родным просторам рождало в душе поэта ощущение утраты связи с «голубой Русью». Революционная действительность, которую он наблюдал, долгие годы тяжелых бедствий -- война, голод, разруха, кровь -- углубили мучительные и раздирающие душу противоречия. Это время для Есенина с его склонностью к идеальному, с его острой, почти болезненной реакцией на все некрасивое, и в прямом и в переносном смысле, не могло пройти бесследно, разрушало душевный покой.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. поэт есенин творчество родина

Природа олицетворена, одухотворена Есениным, Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Крап ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся /Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих отозванных»...

Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных...» звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление -- «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима -- аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц /Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.

Выткался на озере алый свет зари.

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны

Солнце садится за горы лесистые

Рог золотой выплывает луны…

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел…

Есенин чаще всего изображает такие явления природы, как: зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озеро, реки… Он рисует и мир животных и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом.

Зеленая прическа,

Девическая грудь

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд? ...

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила…

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых-- в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине -- лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа -- олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913--1915).

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):

Сыпь, гармоника. Скука... Скука...

Гармонист пальца льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали --

Невтерпеж.

Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Или в морду хошь?

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения -- жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви -- один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

Вечер черные брови насолил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

«Персидские мотивы» (1924--1925) -- попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуоси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» -- противовес «Москве кабацкой»:

Улеглась моя былая рана --

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи,

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».

Однако Персия в художественном воображении поэта -- лишь временный покой. Одна из тем цикла -- ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа, "Сердцу снится страна другая"

Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет - динамику, развитие чувств и настроений лирического героя, которые завершаются возвращение к Родине:

Многие видел я страны,

Счастья искал повсюду,

Только удел желаний

Больше искать не буду.

Глупое сердце не бейся.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Неодолимо движется время. Одно поколение сменят другое.

Движется, живет по своим законам мир поэзии - Вселенная души человечества. Беспрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Они сгорают и навсегда затухают, еще при жизни их "хозяина", свет других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногие согревают народную "живую душу" в веках разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертном поэтическом созвездии России - Сергей Есенин. Оно - вечно…

Литература

1. Два мира (С. Есенин) - В книге: Прокушев Ю. Время. Поэзия. Критика. М.: Художественная литература, 1980

2. Есенин С. А. Избранное: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья и сост. Ю. Прокушева; Рис. Е. Савича. - М.: Детская литература, 1983. - 283 с.

3. Есенин С. Собрание сочинений. В 2 т. Стихотворения. Поэмы. - Мн.: Советская Россия, Современник. - 1990

4. Есенин С. Стихотворения и поэмы: - Мн.: Юнацтва, 1982. - 159 с.

5. Ханаев Б. Последний поэт деревни Сергей Есенин // Советская Белоруссия. - 1995. - 27 сентября.

С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с 8 лет. В 1912-1915 гг. учился в Москве в Народном университете Шанявского и работал корректором. С 1914 г. Есенин начал печататься в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Весной 1915 г. он отправился в Петроград и встречался там с А.А.Блоком, С.М.Городецким и другими столичными поэтами, познакомился с издателями. С этого времени Есенин становится профессиональным поэтом.

В начале 1916 г. вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», высоко оцененный критиками, обратившими внимание на самобытный талант молодого поэта. Вскоре его призывают в армию, вплоть до Февральской революции 1917 г. он служит санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», - объяснял он впоследствии свое отношение к происходившему в стране.

В 1919 г. Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу поэтов-имажинистов. Первая половина 1920-х гг. - наиболее продуктивный период творчества Есенина. Выходят в свет лирические сборники «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Стихи» (1924), «Персидские мотивы» (1925), «О России и Революции» (1925) и поэмы «Кобыльи корабли» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Песнь о великом походе» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), «Русь уходящая» (1924), «Ленин» (1924-25), «Поэма о 36» (1925), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (опубл. в 1926); драматические поэмы «Пугачев» (1922), «Страна негодяев» (1924-1926). В 1922-1923 гг. Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.

Ранняя лирика

Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика - магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза.

Крестьянская Русь - центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской России:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...


Специфическое, «индивидуальное» использование цвета - характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» - цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина - молодость, полнота светлых чувств, нежность.

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов « на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
(«Голубень»).

И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, таинственно волхвующих.
(«Тебе одной плету венок... »).

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она - воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса...
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты - русская боль.

Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок,/Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - / Я научиться не могу».

В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - один из ведущих в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:

Максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы - в основе большинства стихов Есенина);

Естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи - письмо от Есенина», - определял эту особенность Ю. Тынянов);

Ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);

Открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика

«Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», -- писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику - благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни...»:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, - его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой последний час!

Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте - в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева - вот религия мысли нашего народа», - считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное - от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, - это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма - деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, - свеча живая, из телесного воска сотворенная:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
(«Сорокоуст», 1920 г.)

Год 1920-й - переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» - «Русь уходящая». Сам поэт - в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».

Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям - матери, деду, сестрам, землякам:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю...
Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
(« Русь уходящая »).

Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных » и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно - она растворилась в окружающем мире:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.


Поделиться в социальных сетях!

«Есенин Анна Снегина» - Б.А. Алимов. С.А.Есенин. Лидия Кашина. «Девушка в белой накидке» Анна Сардановская. Музей поэмы «Анна Снегина». Б. Дехтерев. Иллюстрация к поэме «Анна Снегина» Худ.

«Есенин Сергей Александрович» - Побывали в Германии, Бельгии, США. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Приехав в Россию стал работать над циклами стихов “Хулиган”, “Исповедь хулигана”, “Любовь хулигана”. Сергей Александрович Есенин. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю).

«Есенин Поет зима - аукает» - Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики. Сергей Есенин «Поет зима – аукает…». Картина третьей строфы. Понятие о лирическом герое. Картина второй строфы. Картина четвертой строфы. Автор – Сергей Александрович Есенин, который написал лирическое стихотворение о зиме.

«Есенин Зима» - Литературное чтение Стихи о зиме. Сергей Александрович Есенин (1895-1925г.г.). Сергей Александрович Есенин. Партитура чувств. ? Мало уметь читать, надо уметь думать. Сказка Рассказ Стихотворение Пословица Загадка Басня. Жанры произведений. Есенин Поёт зима – аукает… Поет зима, аукает книга. О Родине О детях О природе О животных О волшебстве, приключениях.

«Стихотворения» - Жанр, тема, идея стихотворения. Я покинул родимый дом… Эпитеты и цветопись стиха. Спит ковыль. Голубая Русь, родимый дом, старая мать, седой отец… Каким вы увидели лирического героя? Найдите в стихотворении сравнения и метафоры. Равнина дорогая… (основной прием). Определите ключевые понятия, характеризующие родину поэта.

«Есенин Нивы сжаты» - Определите жанр и тему стихотворения. Найдите ключевые слова в каждой строфе. Сергей Есенин «Нивы сжаты….». Жанр – пейзажная лирика Тема – поздняя осень. Какое настроение создает автор? 1.Солнце тихое 2. Дорога взрытая 3. Месяц рыжий.

Всего в теме 35 презентаций