Как справиться со стереотипным поведением. Как справиться с речевыми и коммуникационными проблемами

Аутизм является расстройством мозга, которое влияет на развитие нормальных социальных и коммуникативных навыков. Это медицинский диагноз и поставить его может лишь детский психоневролог. Родители вместе с врачами и детским психологом разрабатывают индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. С раннего возраста дети, страдающие аутизмом, имеют с другими людьми.
Признаки аутизма могут варьироваться. Общие признаки аутизма у детей приведены ниже. Дети могут быть как с низким, так и с высоким уровнем интеллектуального развития, в зависимости от тяжести симптомов и результатов IQ теста. При аутизме с высоким уровнем развития, симптомы аутизма менее тяжелые, а при низком – более серьёзные.

Общие признаки аутизма:

  • ребенок избегает зрительного или телесного контакта;
  • не реагирует на голос и другие звуки;
  • не откликается на обращенное имя;
  • плохо разговаривает или совсем не разговаривает;
  • не понимает жесты или язык тела;
  • избегает телесного контакта;
  • очень озабочен порядком и расстраивается, если что-то изменяется;
  • травмирует себя или не боится опасности.

Что является причиной аутизма? Этиология заболевания неизвестна. Некоторые медицинские исследования показали, что причиной развития аутизма является генетика. Проблемы со здоровьем или окружением ребенка также играют роль в развитии заболевания. Во многих случаях причины аутизма не установлены. Мальчики подвержены заболеванию чаще, чем девочки.

Как диагностируется аутизм? Аутизм часто диагностируется когда ребенок ведет себя не соответственно своему возрасту. Если педиатр заподозрит признаки аутизма, то он направит ребенка на консультацию к психиатру или другому специалисту, для наблюдения за поведением ребенка.

Диагноз аутизм не означает умственную отсталость.

Многие аутичные дети могут быть умственно отсталыми, а другие наоборот - высокоинтеллектуальными. Некоторые аутисты имеют выдающиеся способности в определенной области (математика, музыка, рисование, конструирование).

Примерно 20% детей, страдающих аутизмом, нормально развиваются в первые годы жизни. Позже они теряют способности которые имели, например, способность говорить (аутистическая регрессия).

Как лечится аутизм?

Аутизм у детей не лечится. До сих пор не существует лекарств, излечивающих аутизм, но медицина помогает купировать некоторые симптомы аутизма, такие как агрессивное поведение или бессонница.

С адекватной терапией состояние детей улучшается по мере взросления. Постепенный переход к обучению ребенка новым навыкам и формам поведения можно после создания ему эмоционального комфорта, чувства уверенности в себе и защищенности. Чтобы помочь ему расширить внутренний мир, подтолкнуть к необходимости выражать свои чувства и эмоции нужно научиться наблюдать за ребенком, интерпретируя вслух каждое его слово жест.

Аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, в которых не нужно использовать речь. Налаживать с ними контакт, вовлекать в индивидуальную и совместную деятельность необходимо с помощью пазлов, лото, мозаики, головоломок. Желательно использовать не сюжетно-ролевые игры, где необходимо говорить, а игры с четко установленными правилами. Любую игру проигрывайте много раз, сопровождайте каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, заинтересовался. Дайте ребенку подержаться за предмет, подключая все анализаторы – зрение, слух, осязание, если он подходит к нему. Многократно повторяйте название предмета, говорите для чего он предназначен, пока ребенок не привыкнет к нему, не включит в поле своего внимания.

Научиться реагировать на и самоагрессии, помочь избавиться от страхов, подключить ребенка к общим занятиям - это ближайшие цели, которые должны решать постепенно родители аутичного ребенка. Аутичный ребенок должен бывать в коллективе, несмотря на особенности общения. Проявляйте терпение, доброту, и всегда верьте в успех.

Многие мамы двухлетних детей жалуются на «эти ужасные два года». В том смысле, что именно в этом возрасте большинство детей начинает активно взаимодействовать с миром и окружающими, определять собственное «я». Как следствие, из этого «я» появляется «я хочу!», «мне надо!» и прочее… Мне, наверное, повезло: в свои два года мой особенный ребенок был прекрасен и спокоен. Замечу между делом, я терпеть не могу детские крики, визги и прочие ужасы. Я реально готова уступать и уговаривать до последнего , лишь бы ребенок не кричал. Да, как родитель, я абсолютная тряпка в этом смысле…

Все это время я находила подход к своему ребенку благодаря интуиции. Например, когда надо было уходить домой с игровой площадки, я несколько раз повторяла сыну, что «нам пора уходить», и при этом похлопывала рукой по капюшону коляски. Так мы учили и закрепляли действия в этой ситуации. Да, мне всегда надо повторять одну и ту же знакомую фразу много раз : будь то приучение к горшку или к ложке. В общем, всем необходимым навыкам понимания своего ребенка я обучилась, как и положено вменяемому родителю. И тут случилось то, что выбило меня и ребенка из колеи и сбило с привычного ритма: приехала моя мама. Ко всему прочему, моя мама не просто мама, а воспитатель детей дошкольного возраста советской закалки! Представляете? Бабушка и воспитатель в одном лице, с огромным запасом альфа-заботы по отношению к ребенку и таким же запасом обвинений в сторону нашего неэффективного «родительства». Ведь результаты развития нашего мальчика не соответствуют «положенным» нормам! Кем положенным, зачем?! Добавим к этому полное нежелание нашей бабушки слушать, слышать, а уж тем более – поступать так, как считала нужным я . И мои робкие попытки объяснить бабушке, что с моим ребенком общие принципы и нормы развития детей просто не работают, оканчивались крахом и обвинениями в моей материнской несостоятельности.

В общем, встреча бабушки и моего двухлетнего сына привела к тому, что ребенок превратился в чудовище: постоянно орущего и кричащего товарища, которого невозможно было ни отвлечь, ни уговорить, ни успокоить!

Истерика - способ общения

Мой муж в то время был в постоянных командировках, я – готовилась к поступлению в аспирантуру, плюс отлучалась от грудного вскармливания, что, само собой, не очень хорошо повлияло на поведение сына. Когда стало очевидным, что с моим ребенком происходит какое-то ужасное «не то и не так» и болезнь прогрессировала, я бросила все. Аспирантура подождет, решила я, и вернулась в семью и материнство. А вот ребенок мой так и не прекращал истеричных приступов. Другими словами, частые долгие истерики стали неотъемлемой частью нашей жизни. Нет, это не был безобидный плач или нытье, причины которого понятны. О, это был визг! Это был ор! Причем, никакого различия в звучании истерик не было. Появились попытки укусить меня, самого себя и все, до чего он мог дотянуться. Истерики принимали просто катастрофические масштабы, порой мне казалось, что это не кончится. Никогда не забуду тот период нашей жизни, когда семейные завтраки или обеды стабильно сопровождались «музыкальным» исполнением от нашего ребенка. Веселые были будни…

Я помню тот ужас и пустоту в душе, когда мой ребенок орал, катался по полу, визжал и никого к себе не подпускал ровно два часа. Он кричал, не останавливаясь, пока сам не уставал и не засыпал прямо на полу. Во время одного получасового приступа истерики, сын порвал мое любимое платье, больно искусал мне и себе руки.

Я помню, как плакала тогда у окна от бессилия и жалости к нам обоим и вспоминала о первых, беззаботных, месяцах нашей жизни. Меня пугало огромное желание все бросить и сбежать подальше. Это сейчас я умная, и знаю, что посредством истерик аутисты всего лишь пытаются общаться. Для них истерика – это единственный способ общения, который у них не отнять . Более того, могу сказать, что через истерики развивается абсолютно любой ребенок! Совсем другой вопрос их амплитуда и частота. А тогда это важное знание не было для меня открыто…

И главной проблемой во всем этом кошмаре была именно моя личная некомпетентность. Как родитель, я была совершенно растерянной, без единого понимания, как же вести себя в таких ситуациях, как помочь своему ребенку, и как правильно гасить это безумие, а не разжигать его еще больше.

Методом моих проб и ошибок, а также с помощью специалистов, я вывела несколько основных правил: что и как делать во время детских истеричных приступов.

Правило номер один: не разговаривайте!

Прекратите какое-либо общение, не пытайтесь успокоить словами. Просто замолчите и не издавайте ни единого звука, пока ребенок плачет.

Правило номер два: не оставляйте ребенка плакать одного!

Ваше физическое присутствие обязательно. Помните, ребенок истерит не потому что он избалованный шалопай, а потому что по-другому общаться и выражать свои эмоции он просто не умеет. Если вы уйдете или отправите его в свою комнату, ребенок будет думать, что вы расстроены и злы на него. Помните – аутисты не бесчувственные чурбаны. Это всеобщее глубокое заблуждение! Многие исследования показывают, что аутисты, наоборот – гиперчувствительны! Причем настолько, что отключение или уход в себя – это обычная реакция на раздражающие факторы, ведь проигнорировать их таким детям очень сложно. Довольно часто дети воспринимают все происходящее на свой счет, им сложно понять разницу, злитесь ли вы на него лично или на ситуацию в целом.

Правило номер три: ни в коем случае не злоупотребляйте воспитанием!

И не выражайте безнадежность в физическом или словесном рукоприкладстве! Ваша злость и раздражение непонятны ребенку. Более того, наоборот – он начнет переживать еще больше из-за непонимания того, что он делает не так. Ведь с его точки зрения он ведет себя так, как знает и понимает.

Правило номер четыре: не поддерживайте визуального контакта, не выражайте эмоции мимически, не давайте ребенку себя обижать, но и не распускайте руки!

Задача регулирования истерик и заключается в том, чтобы донести до ребенка то, что истериками он не добьется ничего. Этот метод позволяет аутисту искать новые способы поведения для получения результата.

Лучше всего чем-то заняться – мытьем посуды, чтением книги и так далее. Но мне это давалось сложно, поэтому в нашем случае лучшего всего работала вот такая схема: мама сидит с каменным лицом и просто ждет, когда ребенок проорется, проплачется или продерется.

Скажу честно, иногда я распускала руки и шлепала его, а сейчас я иногда срываюсь словесно, но ничего хорошего в этом нет, поверьте! Однако, если и с вами это случается, не корите себя! Помните, вы тоже человек, и у вас есть предел терпения. Не хочу сказать, что после своих эмоциональных всплесков я не чувствовала себя виноватой – еще как чувствовала! Но самоедство в этом случае бесполезно… Лучше всего работает холодный анализ своей реакции и попытка найти самую подходящую, которая обезопасит от нервных срывов из-за ребенка.

Правило номер пять: этот период не вечен!

И чем более насыщен он сейчас, тем более эффективным будет прогресс и развитие ребенка. Ожидание и терпение – самые лучшие помощники в управлении гневом.

Самым сложным для меня в этот период стало открытие того, что эти истерики неизбежны, чтобы я ни делала. Самое первое правило, которое выдала нам наш терапевт, и о котором я уже написала – это игнорирование визга, крика и истерик. Не бежать чинить паровозик или сломанное что-то, а ждать. Ждать, когда ребенок сам подойдет к тебе. Таким образом, мы управляем, и, главное – направляем истерику в нужное русло – обучения и развития. Однако, если ребенок подошел со своим игрушечным паровозиком к вам или подошел позвать вас починить этот ужасный паровозик, не забывайте поощрять его визуальный контакт с вами улыбкой, интонацией, вопросом – починить? И ответом – сейчас починим! И, конечно, действием…

На самом деле, многие родители, жалующиеся на «эти ужасные два года», и понятия не имеют, что такое на самом деле УЖАСНЫЕ два или три года, четыре и семь лет! Ни малейшего…

Только терпение, внимание и безоговорочная любовь – вот все, что вам нужно для того чтобы пережить этот первый сложный период взросления вашего ребенка.

Фотография

Когда у родителей появляется ребенок, никто не задумывается о том, что он может родиться с врожденным заболеванием психического расстройства – аутизмом. У данного заболевания имеются свои признаки и симптомы, история выявления, причины возникновения, помощь и прогноз на будущее. Родители столкнутся с большими трудностями, если у их ребенка будет выявлен аутизм. Как распознать ранний аутизм? Ведь чем раньше приступишь к лечению, тем лучше.

Аутизм может быть не только у детей, но и у взрослых. В данной статье поговорим обо всех особенностях заболевания, чтобы иметь полную информацию и знать, как с ним справляться.

Что такое аутизм?

Что такое аутизм? Психическое заболевание, возникающее на фоне нарушений работы головного мозга и сопровождающееся отклонениями в речи, неразвитостью социальных навыков, повторяющимися действиями и ограниченностью интересов, называется аутизмом. Зачастую он становится виден с 3-х лет, однако ученые стараются разработать технологии, которые смогут его выявить на более ранних стадиях.

Аутическим спектром называется состояние, при котором в ребенке наблюдаются симптомы аутизма, однако они неяркие и нечеткие.

Зачастую аутизм развивается на фоне патологий в генном наборе человека. В 70% случаев аутисты страдают умственной отсталостью и тревожными расстройствами. Физические отклонения также наблюдаются. Например, распространенной становится эпилепсия, которая развивается в зависимости от характера речевых отклонений, возраста, когнитивного уровня. Сюда включаются признаки СДВГ и синдром Туррета.

Аутизм пока является заболеванием, которое полностью неизлечимо. Чем раньше он будет обнаружен, тем больше врачи и родители смогут сделать для своего ребенка, чтобы его заболевание не сказывалось на его социальной жизни. Аутиста можно назвать замкнутым, отрешенным от окружающих, нелюдимым. Вместе с тем ярким проявлением является нарушенная речь, которая часто поздно развивается, поскольку ребенок предпочитает общаться жестами. Здесь отмечается эмоциональная «тупость», то есть аутист не выражает эмоций, хотя может ярко проявлять капризность, нервозность, раздражительность.

Родители сталкиваются с необходимостью постоянно быть рядом с больным ребенком. Чем раньше приступить к лечению, тем легче будет привить ему различные элементарные навыки, которые все-таки сделают его полноценным членом общества. От болезни пока невозможно избавиться, однако ученые продолжают свои исследования.

История аутизма

Эйген Блейлер ввел понятие «аутизм» в 1910 году, когда детально изучал шизофрению. Данное понятие было взято от греческого слова αύτός, что означает «неадекватное самолюбование». Вот почему история аутизма начинается с выявления у человека ухода в себя, когда внешнее воздействие воспринимается как назойливость.

Ганс Аспергер изучал отдельные симптомы аутизма, в результате чего выделил один из них и назвал «синдромом Аспергера», который стал самостоятельным диагнозом в 1981 году.

В 1943 году Лео Каннер проводил исследования на 11 детей, среди которых выделил одинаковые симптомы. Он ввел понятие «ранний детский аутизм». Также он основывал свои описания аутизма на стремлении к постоянству и уходе в себя, что до сих пор считается основными признаками аутизма.

В 1960-х годах добавляется еще один симптом аутизма – умственная отсталость, которая стала заметной на фоне необходимости детей изучать много наук и предметов. Родителей начинают вовлекать в терапевтическую программу, через которую проходит их ребенок.

В 70-е годы люди еще мало понимали об аутизме, однако уже тогда были выдвинуты первые предположения о том, что аутизм является генетическим заболеванием. Люди неоднозначно, зачастую негативно относятся к аутистам. Врачи пользуются стереотипным мышлением, что затрудняет лечение больных детей.

На сегодняшний день аутисты не обязаны выходить в общество, чтобы работать и иметь друзей. Через Интернет они могут находить товарищей – таких же аутистов, как и они, а также удаленно работать, ни с кем не контактируя. Создаются отдельные группы, где собираются аутисты и вместе стараются справиться со своей проблемой.

2 апреля стал днем, когда людей информируют об аутизме, что инициировано Генеральной Ассамблеей ООН. Это сделано для того, чтобы люди хорошо понимали, кто такие аутисты, как с ними следует общаться, а также как справляться с данным заболеванием, если оно проявилось в другом ребенке.

Симптомы аутизма

Основным симптомом аутизма является задержка развития ребенка, что ярко проявляется до 3-х лет. Ребенок значительно отдаляется от окружающих, не ищет контактов с другими детьми. Физиологически становится трудно выявить симптомы аутизма, поскольку говорится о ребенке, который пока только обучается речи, социальным навыкам, познаванию окружающего мира. Только задержка в развитии заставляет задуматься об аутизме.

Недостаточная обучаемость становится следующим симптомом аутизма. Она может развиваться как на фоне явных физиологических патологий, которые наблюдаются в организме, так и в здоровом организме, где с интеллектом все нормально.

Неспособность сконцентрировать внимание и гиперактивность являются еще одними симптомами аутизма. Ребенок может быть спокойным, однако проявлять гиперактивность, например, когда от него что-то требуют родители. Нежелание выполнять задание проявляется в крикливости и капризности. В большинстве своем ребенку мешает неспособность сосредоточиться на чем-то одном.

Нередким симптомом аутизма является вспышка гнева, которая выражается из-за неспособности ребенка выразить свои потребности и желания. Часто гнев проявляется в ситуации, когда люди вмешиваются в дело, которым занимается ребенок, или нарушают его распорядок.

Синдром Саванта является редким симптомом при аутизме. Это когда у ребенка на фоне остальных признаков отмечается феноменальная память, которая позволяет ему проявлять способности в одном виде деятельности, например, музыке или изобразительном искусстве. Иногда ребенок с таким синдромом способен прочитать текст, который только что услышал, или стремительно считать большие числа.

Самыми примечательными симптомами становятся погруженность в себя, уединение и отсутствие желания контактировать с окружающими.

Признаки аутизма

Распознать аутиста возможно лишь путем наблюдения за ребенком. Здесь должны проявляться определенные признаки, которые указывают именно на аутизм:

Нарушение речевой и неречевой коммуникации:

  • Отсутствие речи, возможно отсутствие жестов и мимики.
  • Отсутствие прямого взгляда в глаза собеседнику, улыбки.
  • Неспособность общаться с другим ребенком, хотя речь является нормальной.
  • Нарушения в речи, ребенок повторяет фразы, которые когда-то услышал.
  • Различные фонетические нарушения в речи – искажение тона, звуков, монотонность.

Нарушение социальных навыков:

Нарушенное воображение и отсутствие интересов:

  • Отчужденное, нервное, неестественное поведение.
  • Необходимость повторять определенные действия.
  • Стремление к уединению, одиноким играм.
  • Выявление «любимого» предмета и желание постоянно носит его с собой.
  • Истеричность при изменении обстановки.
  • Отсутствие интереса к мечтам.
  • Концентрация на чем-то одном.

У аутиста нарушены мыслительные, социальные и речевые навыки. При этом он может специализироваться в какой-то конкретной области. Зачастую больной ребенок увлекается одной-двумя играми, от которых никогда не устает. Это позволяет ему заучить все правила и действия.

Больного ребенка трудно привлечь к себе. Зачастую он ведет себя так, будто он глухой и слепой. На самом деле его органы чувств функционируют нормально.

Нередко аутисты не любят физического контакта. Любые прикосновения к ним могут вызвать раздражительность и истерику.

Больной ребенок очень сложно и долго обучается навыкам самообслуживания. Зачастую он нуждается в родительской опеке, однако могут быть проявлены некоторые умения. Основными поведенческими навыками являются:

  1. Аутоагрессия.
  2. Компульсивность действий.
  3. Однообразие действий (повторяющиеся поступки).

Аутист стремится к однообразию. Его беспокоит, когда что-то меняется, переставляется на другие места.

Ранний аутизм

Распознать аутизм в раннем возрасте очень сложно, поскольку вполне нормальными являются отсутствие речи, социальных навыков и прочих показателей. Однако их все же можно выявить по таким признакам:

  • Отсутствие внимания на внешние раздражители, когда ребенку улыбаются или окликают его по имени.
  • Старается мало двигаться, застывает в одной позе.
  • Отсутствие имитации движений других людей.
  • Отсутствие приближения к людям и детям.
  • Привязанность лишь к тем, кто о нем заботится, которая постепенно снижается.
  • Отсутствие желания лепетать.
  • Отсутствие реакции на речевые звуки родителей, желания вступать в контакт.
  • Бедность словарного запаса, неспособность комбинировать слова.
  • При составлении предложений присутствует реверсия местоимений.
  • Отсутствует фокусировка на лицах.
  • по отношению к другим детям, нежелание вместе с ними играть.
  • Отсутствие плача, когда мама уходит.
  • Отсутствие желания играть с многочисленными игрушками, стремление играться только одной.

Классификация раннего аутизма:

  1. Первая – абсолютная отрешенность от происходящего. Возможно игнорирование мокрых пеленок и голода. Нежелание контактировать абсолютно ни с кем, улыбаться. Избегание телесных контактов и взглядов.
  2. Вторая – избирательность к окружающему миру. Предпочитает ребенок общаться только с теми, кого хорошо знает. Выбирает одну и ту же одежду, еду, обстановку. Нервный срыв случается при изменениях. Возникновение агрессии на чувство страха.
  3. Третья – закрытость от мира, уход в свои интересы. Тем, чем увлекается аутист, является мрачным, агрессивным, устрашающим. Ребенок рисует одно и то же, говорит на одну и ту же тему.
  4. Четвертый – трудности в общении с окружающими. Считается самым легким вариантом аутизма. Больной ребенок является ранимым и уязвимым, зависимым от постороннего мнения, избегает отношений, когда чувствует преграды и недомолвки.

Аутизм у детей

«Ребенок дождя» — так ласково называют аутистов. Родители списывают некоммуникабельность и задержку в речи на индивидуальные особенности ребенка. Однако неспособность вовремя признать наличие аутизма приводит к тому, что малыш мучается в мире нормальных детей. Аутизм у детей – это:

  1. Бурный плач или испуг на незначительные раздражители.
  2. Искаженная реакция на дискомфорт.
  3. Отсутствие положительной реакции на кормление.
  4. Отсутствие удовольствия после еды.
  5. Слабые реакции на раздражители.
  6. Трудность в распознавании чувств и лиц.
  7. Склонность к одиночеству. Некоторые специалисты говорят о том, что ребенок стремится к уединению по причине отсутствия отношений и эмоционального контакта с окружающими, из-за чего исчезает возможность благоприятной связи.

К признакам раннего аутизма добавляются следующие симптомы в уже более взрослом возрасте:

  • Заинтересованность только одним видом деятельности.
  • Отсутствие интереса к общению, стремления с кем-либо разговаривать.
  • Паника при изменениях в окружающей среде.
  • Повторение одного и того же слова или звука.
  • Трудности в восприятии учебных навыков, например, писать или читать.

Уже в подростковом возрасте ребенок научается общаться с людьми, однако продолжает предпочитать одиночество. Агрессивность или депрессивность становятся спутниками в данный период.

Ребенок избирателен в еде. Он предпочитает кушать лишь то, что ему нравится, полностью отказываясь от остальной еды.

Значительный дискомфорт испытывают братья, сестры и родители аутиста, поскольку постоянно пребывают в стрессовом состоянии. Лечение проводится только врачами. Помимо этого сайт психиатрической помощи сайт рекомендует ежедневно проходить изучение одного и того же материала, придерживаться одинакового распорядка дня. Опекунам аутиста периодически требуется отдых.

Аутизм у взрослых

Аутизм у взрослых проявляется в бедности эмоций, а также в одиночестве, стремлении ограничения контактов. Они не способны полноценно общаться и чувствовать эмоции окружающих. Здесь также проявляются ритуальность (повторимость) действий и ограниченность интересов.

К более тяжелым нарушениям относят немоту, умственную неполноценность, покачивания, неутомимое махание руками. К социальным нарушениям относят немногословность, странности в общении, педантичную речь, узость интересов.

Взрослого аутиста можно легко распознать. Его уровень интеллекта очень низок. При этом он остается равнодушным, безучастным, безэмоциональным к тому, что происходит вокруг. Он словно живет только в своем мире. Предпочитает общаться с родственниками и знакомыми людьми. Его молчаливость не следует путать с интровертивными личностями, которые просто предпочитают говорить тогда, когда это нужно.

Навязчивость идей становится постоянным спутником аутизма у взрослых. Они совершают бессмысленные действия и расставляют в определенном порядке предметы, что понятно только им. Даже во взрослом возрасте аутисты не способны к самообслуживанию, поэтому требуют постоянного ухода и внимания. Нередко проявляется аутоагрессия, когда больные причиняют сами себе вред.

Выделяют такие группы аутистов:

  1. Отсутствие желания идти на контакт с окружающими.
  2. Контактирование, но по понятному только больному принципу. Остальные действия воспринимаются в штыки. Отсутствует голод, желание спать, гулять, наблюдаются однообразные действия.
  3. Эгоизм во время общения с окружающими. Неохотное отвлечение от своих дел. Наличие способностей, о которых окружающие могут не догадываться. Отсутствие навыков самообслуживания.
  4. Незаметный аутизм – когда человек подчиняется общепринятым правилам, инструкциям, законам, из-за чего становится послушным и обидчивым, неспособным принять ответственного и самостоятельного решения.
  5. Наличие талантов к точным наукам.

Причины аутизма

Самой распространенной причиной аутизма является генетика, которая приводит к развитию таких связей в головном мозге, которые становятся дисфункциональными в обычной среде.

Врачи сходятся во мнении, что причин для аутизма существует большое количество:

  1. Большой возраст родителей.
  2. Страна, где родился человек.
  3. Тяжелые роды: гипоксия, короткая беременность.
  4. Низкий вес при рождении.
  5. Инфекции.
  6. Черепно-мозговые травмы.
  7. Врожденная дисфункция мозга.
  8. Детская шизофрения.

Некоторые родители пеняют на расовую принадлежность и вакцинацию детей в раннем возрасте. Однако достоверных данных об этом не существует.

Отдельно выделяют приобретенный аутизм, который развивается в результате неправильного роста и воспитания ребенка. Например, отмечается хрупкость эмоций. Если ребенок пережил эмоциональную травму, тогда он закрывается от внешнего мира.

К дополнительным факторам, которые способствуют развитию аутизма, относят:

  • Растворители.
  • Продукты питания.
  • Пестициды.
  • Алкоголь.
  • Выхлопы газов.
  • Курение.
  • Тяжелые металлы.
  • Вакцины.
  • Никотин.
  • Пренатальный стресс.

В особую категорию аутистов относят людей, у которых она возникла из-за дефицита или особого восприятия мира. Человек недостаточно познает мир с самого рождения. Это ограничивает его восприимчивость, заставляя ограждаться от всего во внутренний мир.

В другую категорию следует отнести аутистов, которые стали такими из-за неблагоприятной обстановки в семье родителей. Наличие полного здоровья в организме, однако желание поменьше контактировать с окружающими людьми. Нередко дети насилия, унижения, оскорблений или игнорирования со стороны родителей становятся больными аутичным спектром.

Диагностика аутизма

Диагностировать аутизм на ранних стадиях очень сложно, поскольку симптомы могут быть вполне нормальными проявлениями здорового ребенка. У некоторых детей тоже может прослеживаться некоторая задержка развития и отстраненность от людей. Однако самым примечательным становится искаженное восприятие реальности. Диагностика аутизма должна начинаться сразу, как только родители заметили признаки заболевания и прошли все сроки, которые допускают естественную задержку.

Вот почему аутизм так поздно распознается. Это не исключает его лечения. Родители могут провести короткий диагностический тест:

  • Смотрит ли ребенок в ту сторону, куда стараются привлечь его внимание?
  • Привлекает ли вас ребенок в свою игру, деятельность, которой занимается?
  • Имитирует ли ребенок поступки взрослых, когда играет в игрушки? Например, наливает чай, везет кубики в грузовике и т. д.

Если ответ будет отрицательный хотя бы на два вопроса, тогда родители должны отвести его к специалисту на диагностику.

Диагноз аутизм ставится после некоторого наблюдения за ребенком, который проявляет такие симптомы:

  1. Избегание .
  2. Ритуальность (повторимость) движений.
  3. Избегание общества детей.

Помимо этого проводится тест на IQ, чтобы выявить уровень интеллекта ребенка. Проверяются его речевые навыки, а также разносторонность интересов. Здесь проводится анализ на исключение других заболеваний: нарушение слуха, умственную отсталость, нарушение речи. Также проводится диагностика работы головного мозга.

В некоторых случаях аутизм невозможно диагностировать, поскольку ребенок потихоньку развивается, лишь с некоторой задержкой. Однако с годами аутизм становится более отчетливым. Поздний переход к лечению не становится фатальным, однако снижает вероятность улучшения состояния.

Лечение аутизма

Отсутствует определенная методика лечения аутизма. Многие терапевты основывают свои подходы на причинах возникновения болезни. Функциональность организма практически не нарушена, поэтому ребенок не поддается медикаментозному лечению. Если же наблюдаются определенные расстройства, например, эпилепсия, тогда проводится специализированное лечение по устранению болезни.

Основные работы направлены на улучшение состояния ребенка. Они не устраняются полностью, однако отмечаются некоторые улучшения, что говорит о необходимости проведения терапий, нежели об их полном отсутствии.

В первую очередь ребенка обучают социальным навыкам. Его обучают общению с детьми и взрослыми людьми, проигрывают различные модели поведения, обучают манерам и поступкам.

Конечно, научить распознавать и понимать эмоции невозможно, однако хотя бы видеть их и осознавать, что они означают, необходимо.

Активно используется наглядный материал, который должен ознакомить ребенка с окружающим миром. Через него он обучается чтению и письму, также учится говорить. Логопедические занятия становятся одними из самых главных.

Вводится трудотерапия, чтобы ребенок обучался определенным навыкам. Если у него есть какие-то способности, тогда они активно развиваются. Это позволит в будущем иметь профессию и выполнять конкретную работу.

Также проводятся занятия по развитию навыков самообслуживания. Некоторые из них усваиваются быстро, другие требуют своего повторения.

Очевидно, что аутисты не учатся со здоровыми детьми. Учителям нет времени уделять особое внимание больным ученикам и заниматься с ними, поэтому аутисты-школьники ходят в специальные учреждения, где ими занимаются отдельно.

Проводится психологическое консультирование родителей, которые больше времени проводят с ребенком. Также им дается психологическая помощь, поскольку наличие в семье аутиста – нелегкий труд.

Помощь при аутизме

Ребенок-аутист значительным образом влияет на жизнь родителей. Нередко один из родителей увольняется с работы, чтобы постоянно пребывать рядом с больным малышом. С возрастом симптоматика сглаживается, однако возникают другие проблемы: поиск работы, которая соответствовала бы способностям аутиста, межличностные любовные отношения, взаимодействие с окружающим миром. Родителям нужна помощь при аутизме их детей. Что могут посоветовать психологи?

  • Для начала необходимо создать комфортную обстановку в семье, чтобы ребенок чувствовал себя защищенно и уютно, после чего переходить к его обучению.
  • Необходимо научиться понимать ребенка, что он говорит и делает. Это поможет не только во взаимодействии с ним, но и в обучении его, что поспособствует лучшей к окружающему миру.
  • Через невербальные игры (головоломки, пазлы, мозаику) вовлекаться в полезную или коллективную деятельность.
  • Многократно необходимо повторять с ребенком пройденный материал. Если он берет в руки какой-то предмет, необходимо рассказывать ему, как он называется и что с ним можно сделать, для чего он предназначен.
  • Игры должны быть понятными ребенку. Он должен знать правила (не следует ему рассказывать о ролевой оставляющей игры). Пока ребенок играется, необходимо говорить, что ему делать, как правильно поступать, что происходит многократно, пока он не запомнит.
  • Перед ребенком необходимо ставить цели, которые он может тотчас же достигнуть. Следует с терпением относиться к его истерикам и капризам.
  • Необходимо учить ребенка распознавать эмоции других людей. Это можно делать через просмотр мультфильмов, где герои ярко выражают свои эмоции. Когда герой выражает какую-то эмоцию, необходимо называть ее, самим демонстрировать, просить ребенка повторить.
  • Следует приобщать аутиста к театральным представлениям. Это будет вызывать некоторые гневные вспышки поначалу, однако потом ребенок привыкнет.

Следует водить ребенка в специальные группы, где работают с аутистами. Это позволит ему потихоньку развивать у себя коммуникативные навыки, а также вовлекаться в общественную деятельность.

Прогноз аутизма

Все проводимые мероприятия дают положительный результат, однако полностью не излечивают от болезни. Прогноз аутизма – некоторое улучшение, если повезет. Так, некоторые аутисты обретают друзей, однако их число очень ограничено. Многие же продолжают сторониться окружающих и замыкаться.

На продолжительность жизни аутизм не влияет. Итог проводимых лечебных мероприятий разнообразен. Некоторые аутисты становятся профессионально пригодными, кто-то может выходить из дома. Некоторые расширяют свой круг интересов. Симптоматика болезни стирается, однако полностью не исчезает.

Лишь 4% из всех аутистов способны жить независимой жизнью. Остальные продолжают оставаться зависимыми от помощи окружающих. Нередко требуется медицинская помощь и постоянное наблюдение у врачей. Обычно аутисты не доживают до старости. Это часто связано с тем, что они лишаются опеки.

Аутизм никуда не уходит, а лишь незначительно стирается. Человек продолжает жить в своем мире, понимая окружение только так, как ему удобно. В некоторой степени это похоже на эгоизм, который дается человеку с рождения, когда он желает жить так, как хочется ему, а не так, как диктует внешний мир.

Аутизм - это одно из широко распространенных нарушений развития, симптомы которого обычно проявляются до трехлетнего возраста. Жизнь является источником стресса для аутичных людей, что приводит к особенностям поведения, которые представляют определенную трудность для родителей и опекунов. Однако, если относиться к ребенку с любовью и уважением, то можно улучшить его социальные навыки и сделать жизнь ребенка счастливой.

Шаги

Как справиться с недостаточной отзывчивостью

    Вы должны понимать, что отсутствие отзывчивости - это типичный симптом при аутизме. Они могут не знать, как предложить социальную или эмоциональную поддержку другим, а некоторые из них проявляют явное недружелюбие и бесчувственность к окружающим.

    • Есть аутисты, которые искренне заботятся об окружающих, но они не знают, как правильно проявить свою заботу и помочь людям, которых они любят.
    • Отсутствие отзывчивости - это одна из причин, по которой аутичные люди испытывают сложности с поиском работы, сохранением рабочего места и поиском друзей.
  1. Научите ребенка навыкам общественного поведения. Тогда как обычные дети учатся навыкам взаимодействия с окружающими естественным образом, просто наблюдая и участвуя в общении с другими, аутичные дети нуждаются в прямых и точных указаниях. Родители и специальные педагоги могут и должны потратить много времени, обучая аутичных детей правилам поведения в обществе (часто начиная с того, что учат ребенка буквально следовать "сценарию") и объясняя, каким образом можно понять потребности и эмоции окружающих.

    Поощряйте ребенка общаться с окружающими. Со временем многие аутичные детьми начинают проявлять интерес к другим детям и пытаются подружиться с ними, особенно если им регулярно предоставляется возможность встречаться с детьми. Вы можете ходить с ребенком на детские площадки и организовывать маленькие детские праздники, где ребенок сможет находиться вместе с обычными детьми. Если ваш ребенок не очень успешен в общении с другими детьми, скажите ему, что вы пришли в это шумное место только на короткое время, и тогда ребенок меньше утомиться.

    Вам нужно добиться, чтобы ребенок проводил время как с аутичными, так и с обычными детьми. Взаимодействие с обычными детьми поможет вашему ребенку стать более отзывчивым и внимательным к окружающим. Общение с аутичными детьми научит ребенка, что особые дети ничуть не хуже обычных, и что в мире немало таких же детей, как он сам. Для более старших детей общение с аутичными сверстниками дает возможность получить поддержку и полезные советы, которые не даст им никто другой.

    • Некоторые школьные программы предлагают для аутичных детей возможность проводить какое-то время в кругу обычных одноклассников. Если степень сохранности вашего ребенка позволяет обучаться в школе, это может быть хорошей идеей.
  2. Предложите ребенку множество позитивных поощрений. Вместо того, чтобы наказывать ребенка, поощряйте каждую его попытку пообщаться с окружающими или поучаствовать в общей деятельности. Поощрите вашего ребенка, поаплодируйте его или предложите награду - звезду из фольги (существует специальная методика работы с аутичными детьми, где за правильные поступки ребенка поощряют звездой, которую ребенок позже может обменять на его любимое лакомство или развлечение) или поход в кафе-мороженое, в общем, что-то, что может создать положительную мотивацию.

    • Избегайте принуждения и наказаний. Не пытайтесь заставить аутичного ребенка общаться с другими. В большинстве случаев это не только бесполезно, но и заставит вашего ребенка бояться и всеми силами избегать ситуаций, где ему придется общаться с другими детьми. Наказание вряд ли поможет решить проблему, и ваш ребенок может начать негативно воспринимать социальное взаимодействие и отзывчивость, ассоциируя их с полученными замечаниями и наказанием.

    Как справиться с речевыми и коммуникационными проблемами

    1. Вы должны знать, что проблемы вербального общения с окружающими типичны для аутичных людей. Больше половины аутичных детей имеют проблемы с развитием разговорных навыков и формированием речи. Другие дети могут разговаривать, но испытывают значительные трудности, обнаруживая специфические речевые проблемы, включая эхолалию - повторение слов и предложений, сказанных другими, иногда в точности повторяющие исходный тон и акцент. Кроме того, аутичные дети могут иметь некоторые речевые сложности:

      • Неправильное употребление местоимений. Аутичные дети. например, могут регулярно употреблять "ты" вместо "я".
      • Понимают сказанное буквально. Аутичные люди могут не понимать речевые обороты, шутки и дразнилки.
      • Трудности в распознавании речи. Даже если ребенок прекрасно понимает структуру речи и имеет обширный словарный запас, он может испытывать трудности в обработки обращенной речи. Вам приходится повторять сказанное еще раз.
      • Огорчение. Эти трудности могут приводить в отчаяние!
    2. Развивайте способности вашего ребенка. Правильный подход к преодолению языковых и разговорных трудностей зависит от способностей вашего ребенка и степени проявления аутичного расстройства. Если ваш ребенок не может разговаривать вообще, попробуйте хотя бы научить его или ее указывать пальцем на предмет, который он хочет. В том случае, когда ваш ребенок может произносить отдельные слова и словосочетания, вы можете попробовать научить его говорить простые предложения.

      • Не отчаивайтесь, даже если ваш ребенок никогда не научится говорить. Неговорящие аутисты тоже могут найти свое место в жизни и быть счастливы. Ваш ребенок может научиться взаимодействовать с людьми с помощью других средств общения.
    3. Занимайтесь с логопедом, чтобы помочь развитию речевых навыков. Логопед или логопед-дефектолог могут помочь ребенку улучшить произношение, научиться правильно строить предложения и лучше понимать обращенную речь. Многие специалисты в этой области относятся к особым детям с любовью и заботой, так что ваш ребенок будет каждую неделю с нетерпение ожидать очередного занятия!

      Разговаривайте с ребенком. Беседуйте с вашим ребенком, даже если вам кажется, что ребенок никак не реагирует на ваши речи. Объясните, почему и как происходят те или иные события. особенно если ребенок сердится или нервничает в конкретных ситуациях (Например: "Мы собирается поехать в супермаркет, чтобы купить вкусные и полезные продукты, из которых будем готовить обеды всю неделю. Когда мы будем в магазине, ты может помочь мне выбрать вкусные продукты"). Читайте вслух стихи и пойте песни.

      Рассказывайте ребенку истории. Рассказывайте ребенку истории каждый день. Очень полезно рассказывать истории по вечерам, когда ребенок ложиться спать. В это время ребенок уже устал и готов послушать сказку. Просите ребенка, чтобы он сам рассказывал вам истории, даже если вы не всегда понимаете его рассказы. Это поможет ребенку стать более уверенным в себе и менее нервным.

      • Главным образом, вы должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал, что делает что-то нелепое. Слушая рассказ ребенка, вы должны ценить его попытки общаться. Вы можете даже задать ребенку один-два вопроса по ходу истории, чтобы лучше понимать рассказ. Чтобы не разочаровывать ребенка, иногда вам придется даже притворяться, что вы поняли смысл рассказа.
    4. Повторяйте слова снова и снова, чтобы увеличить словарный запас ребенка. Повторяйте слово, которому вы хотите научить ребенка, несколько раз, указывая или дотрагиваясь до этого предмета. "Это - твоя кровать. Кровать. Скажи - "кровать" " - и поощряйте ребенка каждый раз, когда он повторит нужное слово.

      Если вашему ребенку трудно выражать свои желания словами, попробуйте общаться с ним с помощью рисунков. Сделайте карточки с рисунками или фотографиями, на которых изображены предметы, которые понадобятся вашему ребенку для общения с вами. На карточках может быть изображена разная пища, напитки, кровать, любимые книги и игрушки ребенка. Ребенок сможет использовать эти картинки, объясняя, что именно он хочет.

    Как справиться с эмоциональными срывами и истериками

      Попытайтесь понять, что именно послужило причиной такого поведения. Возможные причины:

      • Гнев из-за невозможности объяснить свои желания. Вообразите, насколько неприятно, если человеку необходимо объяснить что-то, но он не может выразить это словами или понятными предложениями. Это вызывает сильное огорчение, и ребенок может сорваться.
      • Сенсорная перегрузка. Аутичные дети могут испытывать раздражения, когда в комнате слишком много раздражителей. Яркий свет и громкие звуки сердят ребенка и причиняют ему дискомфорт. Это может вызвать эмоциональный срыв (который выглядит как истерика, при этом ребенок не может контролировать себя) или уход в себя (когда ребенок перестает реагировать на происходящее вокруг).
      • Нежелание делать что-нибудь. Когда ребенка заставляют делать что-то против его желания, он может выйти из себя.
      • Последнее средство. Если ребенок не верит, что сможет добиться своего с помощью слов или альтернативных способов общения, он может прибегать к такому поведению, полагая, что это единственная возможность быть понятым.
    1. Реагируйте спокойно и терпеливо. Никогда не повышайте голос и не угрожайте своему ребенку. Продемонстрируйте ребенку такое поведение, которое вы сами хотели бы видеть у него в минуты гнева. Ребенок усваивает поведенческие модели, наблюдая за вами. Дайте себе время остыть, если необходимо.

      • Помогите ребенку успокоиться. Дайте ему возможность некоторое время побыть в
      • Определите, какие способы успокоения эффективны для вашего ребенка.
    2. Предложите свою помощь. Дайте ребенку понять, что ему не придется справляться с огорчением или переутомлением в одиночестве. Если, например, ребенок сердится из-за того, что вы заставляете его заправлять кровать, предложите сделать это вместе. Если ребенку трудно сделать это самому из-за неразвитой моторики, не настаивайте.

      Поощряйте ребенка. Будет очень полезно предложить ребенку награду за то, что он выполнил задачу или справился с раздражающей ситуацией. Например, ваш ребенок боится ходить на прием к врачу, но любит собирать модели автомобилей. Скажите ребенку. что после того, как вы сходите к врачу, вы вместе с ним соберете модель автомобиля. Если вы так поступите, то ребенок будет предвкушать приятное занятие и вознаграждение, что может быть достаточным, чтобы справиться с раздражающей ситуацией.

    Как справиться со склонностью к самоповреждению

      Вы должны знать, что самоповреждение - это одно из типичных проявлений аутичного поведения. Чрезмерное раздражение внешними стимулами и гнев могут приводить к самоповреждающему поведение. Такое действия ребенка могут вызывать страх у родителей, но им необходимо знать, что такое поведение б обычно для аутичного ребенка и его можно предотвратить.

      • Ученые полагают, что такое поведение обусловлено биохимическими факторами. Во время самоповреждения в организме выделяются эндорфины, которые блокируют сильные болевые ощущения и одновременно заставляют человека чувствовать себя более счастливым.
    1. Попробуйте изменить рацион питания ребенка. Некоторые родители отмечают, что переход на безглютеновую диету, а также увеличение потребления витамина В6 и кальция помогают справиться с нежелательным поведением.

      • Вот некоторые продукты, которые содержат много витамина: подсолнечные семечки, фисташки, рыба, мясо птицы, свинина, говядина, чернослив, изюм, бананы, авокадо и шпинат.
      • Вот некоторые продукты, которые содержат много кальция: молоко, сыр, йогурт, шпинат, кудрявая и листовая капуста, бамия, соевые бобы, белая фасоль, а также соки и хлопья, обогащенные кальцием.
      • Всегда советуйтесь с врачом, если хотите изменить рацион питания ребенка.
    2. Придумайте безопасные формы самостимуляции. Некоторые аутисты могут до крови расцарапывать свою кожу, наносить себе другие повреждения и травмировать себя. Вы можете остановить это, предложив другие, более безопасные способы стимуляции. В данном случае может помочь массаж, а также умеренное растирание кожи с помощью щетки. Кроме того, вы можете надевать на ребенка тонкую одежду (например, хлопковые спортивные брюки), чтобы защитить кожу от расчесывания.

      • Не забывайте, что многие люди, страдающие аутизмом, и сами не в восторге о собственного опасного поведения. Вместе с ребенком вы сможете отыскать альтернативные пути обеспечения необходимой стимуляции. Например, если ребенок бьется головой о твердые поверхности, можно попробовать изменить такое поведение, предложив ребенку просто сильно качать головой назад и вперед.
      • Поищите в интернете истории, где взрослые аутисты рассказывают, чем им удалось заменить свою склонность к самоповреждению.
    3. Попробуйте решить вопрос с источником раздражения. Если приступы самоповреждения у ребенка связаны с раздражающими факторами, постарайтесь что-то с этим сделать. Вы можете найти новые способы общения с ребенком, отказаться от определенных занятий или позаботиться, чтобы ребенок не оказывался в ситуациях, которые могут вызвать у него сенсорную перегрузку.

    Как уменьшить тревожность

      Вы должны знать, что повторяющиеся действия и постоянство поведения являются нормой для аутичных людей. Для аутичных людей типично формировать стойкую привязанность к определенным вещам или моделям поведения. Не говорите ребенку, что есть что-то неправильное в его стереотипном поведении и узких интересах, иначе это помешает его эмоциональному развитию и заставить ребенка стыдиться себя и бояться проявлять свою личность.

      • Увлеченность чем-то может помочь выстроить отношения и получить опыт. Они могут даже превратиться в прекрасную карьеру когда-нибудь.
    1. Придерживайтесь распорядка дня. Многие аутичные дети чувствую себя гораздо лучше, когда у них есть стабильный предсказуемый распорядок дня. Если ребенок знает, когда именно он будет есть, играть, заниматься и ложиться спать, это сделает его день менее пугающим, утомительным и непредсказуемым. Это поможет снизить тревожность и связанную с ней ригидность поведения.

      • Установление нового режима дня может быть непростым делом, поэтому запаситесь терпением. Вашему ребенку потребуется некоторое время, чтобы понять распорядок дня и оценить, что его нужно будет придерживаться каждый день. Объясните распорядок дня вашему ребенку и сделайте расписание с картинками, чтобы помочь ребенку понять порядок дел в течение дня. Вы будете вознаграждены за настойчивость - как только ребенок поймет и примет новый режим дня, он станет чувствовать себя намного лучше.
    2. Чаще играйте с ребенком. Старайтесь играть в спокойные игры, которые выбирает ваш ребенок. Позвольте ребенку играть так, как он хочет, даже если игра кажется вам скучной и повторяющейся. Например, если вашему ребенку нравятся пуговицы, дайте ему пригоршню разных пуговиц, и присоединитесь к игре.

      Включите музыку. Многие аутичные дети очень восприимчивы к музыке. Если вы видите, что ребенок слишком встревожен, включите приятную, умиротворяющую музыку. Это поможет ребенку успокоиться.

      Попробуйте сделать массаж. Если вы включите в распорядок дня короткий сеанс массажа, это поможет ребенку расслабиться. Для этого не обязательно приглашать профессионального массажиста, вы сможете научиться делать такой массаж самостоятельно!

      Сохраняйте позитивный настрой. Если ребенок почувствует, что вы злитесь на него или хотите отругать, он, вероятнее всего, снова спрячется в своем внутреннем мире. Таким образом, в ваших интересах быть ласковым, добрым и позитивным, даже если вы чувствуете раздражение. Даже если вы ругаете своего ребенка, он должен чувствовать, что вы сопереживаете и поддерживаете его. Дайте ребенку время успокоиться после выговора.

      Дайте ребенку понять, что он дорог вам. Скажите ребенку, что он так же важен для вас, как и остальные члены семьи. В подтверждение слов относитесь к ребенку с любовью, уважением и щедростью. Если ребенок чувствует себя в безопасности, у него гораздо реже проявляются ригидность и повторяющееся поведение.

    Что делать, если ребенок употребляет бранные слова или ведет себя неправильно

      Вы должны понимать, что аутичные люди иногда теряют контроль над своим поведением. Те же самые проблемы (раздражение, чувство незащищенности или избыток раздражающих факторов), которые вызывают поведенческие проблемы, могут заставить ребенка нарушать правила поведения в обществе. Дети могут вести себя необычно, например, начать кричать или издавать необычные звуки.

      Вы должны знать, что аутичные люди часто не умеют распознавать сигналы, которые посылают другие люди. Аутисты иногда даже не понимают, что их поведение мешает другим людям, и им не всегда удается распознать недовольство по мимике и жестам окружающих. Очень важно понимать, что аутисты порой ненамеренно нарушают эти правила.

      Спокойно объясните ребенку, что так вести себя нельзя. Дайте ему время обдумать сказанное. Если ребенок не специально нарушил правила поведения, то ваш суровый выговор только заставить его чувствовать себя неуютно. Если ребенок ведет себя так, чтобы привлечь внимание, отсутствие бурной реакции даст ему понять, что этот способ не работает.

      • Если ваш ребенок не оставляет свои попытки привлечь внимание плохим поведением, даже не получив вашей ответной реакции, спокойно скажите: "Криком ты ничего не добьешься. Если ты что-то хочешь, почему бы тебе не объяснить это словами?". Если вы будете последовательны и предложите лучшее решение, ребенок хорошо усвоит, что такое поведение неэффективно.
    1. Последите за своим собственным поведением. Например, если вы не хотите, чтобы ребенок употреблял бранные выражения, вы и сами должны воздержаться от ругани. Дети учатся, наблюдая за вашим поведением, и правило "делай, как я говорю, а не так, как я поступаю сам" здесь не работает.

      Если вы сделали все. что мы советовали выше, но ребенок не прекратил своего неправильного поведения, вы должны прибегнуть к соответствующему наказанию. Ограничьте что-нибудь, что ребенок воспринимает как привилегию - например, запретите ему в течение всего дня смотреть телевизор.

      • Самое важное в этом методе - быть последовательным. Если ваш ребенок заподозрит, что вы не выполните своей угрозы, вряд ли он перестанет нарушать правила поведения. Последовательность означает, что вы сделаете именно то, о чем говорите.
      • Прибегайте к наказанию только в самом крайнем случае.

    Как справиться со стереотипным поведением

    1. Вам необходимо знать, что стереотипии, или устойчивые повторяющиеся движения, являются одной из характеристик аутичного спектра. Большинство аутичных детей периодически повторяют одно и то же движение - они подпрыгивают, кружатся на месте, переплетают пальцы, трясут кистями рук, ходят на цыпочках или гримасничают. Как и самоповреждение, эти движения являются частью самостимулирующего поведения, однако они не причиняют вреда здоровью ребенка. Стереотипные движения помогают ребенку контролировать свои эмоции, сосредотачиваться на задаче, предотвращать срывы из-за сенсорной перегрузки и чувствовать себя спокойнее.

      Вы должны объяснить ребенку, что в таком поведении нет ничего плохого, тем более все люди в той или иной степени имеют склонность к повторяющимся движениям. (Например, даже здоровые люди могут иметь привычку щелкать автоматическим карандашом, расхаживать по комнате туда и обратно, накручивать прядь волос на палец или бесцельно постукивать ногой).

      • Никогда не наказывайте ребенка за такое поведение и не смейтесь над ним, потому что это непременно скажется на его самооценке и неблагоприятно повлияет на эмоциональное развитие.
    2. Предложите ребенку разнообразные занятия. Если вы будете проводить много времени с ребенком, играя в различные игры, то он меньше будет проявлять стереотипное поведение. Научите ребенка новым играм, особенно тем, где нужно будет задействовать воображение.

      • Если двигательные стереотипии присутствуют постоянно, ребенок нуждается в большей физической активности.
      • Если гиперактивный ребенок прыгает на батуте, делает упражнения на надувном мяче, лазит по деревьям, плавает, занимается восстановительными упражнениями или гуляет пешком, это дает ему достаточное количество двигательной активности, и он может спокойно сидеть за партой во время уроков.
    3. Убедитесь, что сверстники вашего ребенка понимают его особенность. Поговорите с учителями и ассистентами учителя, чтобы быть уверенным, что одноклассники ребенка умеют правильно общаться и не дразнят вашего ребенка за то, что он отличается от них. Аутичные дети не должны бояться насмешек из-за стереотипного поведения.

      Дайте ребенку подходящие игрушки. Вашему ребенку может понравиться перебирать локоны куклы или катать в руках клубок ниток. Это даст ребенку возможность выбрать, какие стимулирующие действия ему необходимы, и хочет ли он, чтобы его действия не привлекали внимания окружающих. Подчеркните, что вы принимаете и уважаете его выбор.

Как справиться с истерикой у , как успокоить его, читайте в нашем материале рекомендации, которые пригодятся не только родителям, но и воспитателям в детских садах, учителям в школах.

Зачастую перевозбуждаются от света, звука и прикосновений. Их выбивает из колеи смена образа жизни. Чаще всего, они выбирают одни и те же блюда, а когда привычная еда отсутствует, становятся обеспокоенными. Любой родитель подтвердит, что многие ситуации могут спровоцировать истерику, беспокойство или расстройство, поэтому процесс успокаивания ребенка становится неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Следующие советы помогут вам успокоить во время истерики.

Старайтесь изменить окружение, а не ребенка. Многие факторы окружающей среды могут стать раздражителями для вашего ребенка из-за его перевозбужденности или сверхчувствительности. Если ребенок остро реагирует на флуоресцентный свет, например, поменяйте освещение в доме вместо того, чтобы пытаться приспособить ребенка к существующему. Если изменить какой-либо раздражающий фактор не в ваших силах, подыщите альтернативу — затычки для ушей в шумных местах или солнечные очки в торговом центре.

Давайте лаконичные и четкие указания . Попытки поговорить во время вспышки злости, разочарования или беспокойства у ребенка могут только усилить эти эмоции. Для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом расслабиться, давайте ему короткие указания или выразите мысль жестами, создав спокойную и тихую, неразговорчивую атмосферу.

Говорите с ребенком так, чтобы он вас понимал. Ребенок должен понимать, что нужно делать. Короткие указания или выражение жестами, как уже упоминалось, помогает правильно воспринимать просьбу. Убедитесь, что вы четко выражаете мысль и ребенок понимает, как нужно себя вести и что делать.

Отвлекающий фактор. Любимые песни, игры с любимой игрушкой или просмотр любимого фильма могут отлично отвлечь ребенка-аутиста и помочь справиться с истерикой. Смена фокуса с неприятной ситуации на каком-то другом роде деятельности поможет успокоить ребенка, обеспечив почву для обсуждения причин расстройства на потом.

Обратите внимание на то, что предшествует истерикам ребенка-аутиста. Никто лучше вас не знает вашего ребенка. Вы знаете, что может вызвать вспышки различных эмоций. Сначала, подумайте о том, что могло вызвать такую реакцию у ребенка, и попытайтесь устранить провокацию. Всегда ищите причины в окружающей среде и записывайте подробности, чтобы лучше понять и проанализировать ситуацию, не допустив ее дальнейшего повторения или развития.

Пересмотрите собственные ожидания. Если у ребенка каждый вечер за ужином истерика, возможно, вы слишком много требуете от него. Вы настаиваете, чтобы все оставались за столом и ждали окончания ужина? Вы требуете, чтобы тарелки у всех были чистыми, и все было съедено? Попробуйте подстроиться под ребенка вместо того, чтобы пытаться распространить на него свои привычные требования и ожидания, которые идут вразрез с его индивидуальными особенностями.

Сбалансируйте сенсорную нагрузку. В то время, как многие могут быть сверхчувствительными, ваш, наоборот, может быть зависим от сенсорной интеграции. Определите, что лучше для вашего ребенка. Если ему это необходимо, укутайте его в одеяло, обнимите или окружите игрушками разной текстуры.

Отыщите и укрепите эмоциональную связь с ребенком. Возможно, вам трудно почувствовать эту связь, поэтому постарайтесь следить за невербальными знаками: звуки или мимика, если ребенок голоден, устал или нуждается в чем-то. Играйте с ребенком, обращайте внимание на то, что заставляет его смеяться или улыбаться. Интересуйтесь его миром, играйте вместе сидя на полу, даже если просто нужно катать машинку туда-сюда. Уделяйте особое внимание времени проведенному вместе за играми и веселитесь. Это поможет вам понять и установить связь с ребенком в моменты, когда его захлестывают эмоции.

Не ждите, что ребенок объяснит причину беспокойства раньше, чем успокоится. Не нужно задавать миллионов вопросов о причине расстройства или злости. Потому что ребенок на них ответить не может. Ему сложно выразить то, что он хочет и думает в спокойные моменты, а в моменты истерики — это практически невозможно. Успокойте ребенка, а затем выясняйте, что не так.

Не теряйте голову. Очень сложно оставаться спокойным и сдержанным, когда у ребенка истерика или приступ эмоций, да еще и на людях. Но если у ребенка повышенная возбудимость или чувствительность, то ваша неспособность сдержать эмоции может лишь усугубить ситуацию. Спокойно уведите ребенка от раздражителя, выразите свои мысли и просьбы и дайте ему время на то, чтобы успокоиться и выполнить их.