Когда появились лапти? Как самому научиться плести настоящие лапти своими руками в домашних условиях. Древние технологии плетения лаптей с наглядными схемами, иллюстрациями и фото

Крестьянское население на Руси всегда было очень бедным, а жителям деревни приходилось выкручиваться в сложных ситуациях любыми способами. Поэтому вплоть до начала ХХ века самым популярным здесь оставались лапти. Это даже привело к тому, что Россию стали называть «лапотной». Такое прозвище оттеняло бедность и отсталость простого народа государства.

Значение слова "лапти"

Они всегда были обувью самого бедного населения, в том числе крестьянства, поэтому неудивительно, что лапти стали неким символом, который часто упоминался в фольклоре, в различных сказках и пословицах. Эту обувь носили практически все жители страны, независимо от возраста и пола, кроме и казачества.

Сложно объяснить, что такое лапти, не упомянув о материале, из которого они сделаны. Чаще всего их изготавливали из лыка и мочала, взятых с таких деревьев, как липа, ива, береза или вяз. Иногда использовали даже солому или конский волос, поскольку это весьма практичный, доступный и послушный материал, и из него можно сделать обувь различных форм и размеров, которая подойдет как для взрослых, так и для детей.

Из чего делали лапти

Из-за того, что эта обувь не отличалась долговечностью и очень быстро стаптывалась, надо было постоянно изготавливать новую, вплоть до нескольких пар за неделю. Чем прочнее был материал, тем качественнее получалась обувь, поэтому умельцы очень тщательно подходили к его выбору. Самым лучшим считалось лыко, получаемое от деревьев не моложе 4 лет. Порядка трех деревьев надо было ободрать, чтобы получить достаточно материала для одной пары. Это был длительный процесс, который отбирал много времени, а в результате получалась обувь, которая в любом случае скоро приходила в негодность. Вот что такое лапти на Руси.

Особенности

Некоторые умельцы умудрялись делать лапти, используя сразу несколько материалов. Иногда они были разных цветов и с различным орнаментом. Примечательно, что оба лаптя были абсолютно одинаковыми, не было различия между правым и левым.

Несмотря на то, что сам процесс изготовления подобной обуви не был сложным, людям все равно приходилось делать очень много лаптей. Зачастую этим занимались мужчины в зимний период, когда было меньше работы по хозяйству. "лапти" подразумевает под собой просто плетеную обувь, однако это абсолютно не отражает все ее особенности. Так, чтобы надеть их, сначала надо было использовать специальные холщовые портянки, а потом завязывать их специальными кожаными подвязками.

Сапоги

Более долговечным видом обуви в это время были сапоги, которые были намного более прочными, красивыми и, кроме того, удобными. Однако далеко не все могли себе позволить такую роскошь, они были доступны только обеспеченным людям, которым не доводилось почувствовать на себе, что такое лапти. Сапоги делали из кожи или ткани, праздничные украшали вышивкой, шелком и даже различными красивыми камнями. Они были намного наряднее обычных, в повседневной жизни люди чаще носили простые сапоги без каких-либо украшений, поскольку это намного более практичное решение.

Итог

В современном мире очень сложно судить о тяжестях жизни в деревне в XIX веке на Руси, однако осознание того, что такое лапти и сколько проблем приходилось преодолевать крестьянам, просто чтобы изготовить обувь, может показать людям, насколько сложной была жизнь раньше. Они были довольно непрактичны и очень быстро снашивались, однако у бедной прослойки населения не было выбора, им приходилось в холодные зимние вечера собираться у плиты и делать лапти для всей семьи, а иногда даже и на продажу.

С давних времен наши предки достаточно легко адаптировались, приспосабливались, эволюционировали и развивались, были на шаг впереди своих западных соседей. Русские леса, если вырубались, то исключительно из строгой необходимости — построить дом например, или баню — настоящую русскую баню.

Ведь, уже доказано, что русский человек уже тогда считался самым чистоплотным. У нас так принято было — ходить каждую неделю в баню, ходили все — вне зависимости от социального статуса и сословия. Но русский человек был еще и дальновидным, рациональным и весьма практичным — рубил лес, чтобы дом с баней построить, из веток готовил дрова на зиму, а из коры дерева лапти вязал на всю семью. Именно о лаптях сегодня наша статья.

ЛАПТИ — ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Лапти — обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Когда же впервые появились лапти на Руси?

На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор. Принято считать, что лапти — один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки — крючки для плетения лаптей — археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками.

Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

У каждого народа своя техника

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямуя решетку». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям! Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время.

Главные инструменты для плетения лаптей — кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него — «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет».

РЕДКО КТО В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ НЕ УМЕЛ ПЛЕСТИ ЛАПТИ.

Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево, зачастую его просто рубили. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

Кожаная обувь или лапти

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Любопытный факт

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Когда мы смотрим фильмы, в которых попавшие в беду герои отчаянно борются за жизнь, нам кажется, что навыки выживания нам не пригодятся. Однако любой из нас может столкнуться лицом к лицу со смертельной опасностью.

Например, школьнице Джулиане Кепке, которая встала после падения самолета с высоты 3 тыс. метров, пришлось выживать в тропическом лесу. А моряк Пун Лим оказался затерянным на одиноком плоту в океане на несколько месяцев, но придумал столько хитростей для своего спасения, что ему позавидовал бы и Индиана Джонс.

Мы искренне верим в силу человеческого духа, поэтому хотим поведать вам истории о людях, которые сумели сказать смерти «Не сегодня», даже когда шансов почти не оставалось.

Джулиана Кепке: после падения самолета с высоты 3 тыс. метров встала и пошла через джунгли

Джулиана Кепке не просто выжила при падении самолета с высоты 3 тыс. метров (единственная из всех, кто был на борту), но еще и в течение 9 дней самостоятельно пробиралась через джунгли к людям. Тем злополучным рейсом 24 декабря 1971 года 17-летняя ученица перуанской школы летела вместе с матерью на рождественские каникулы к отцу. Примерно через полчаса после взлета в самолет ударила молния, вспыхнул пожар. Воздушное судно рухнуло в тропический лес.

Джулиана пришла в себя только на следующий день, а встать смогла примерно через 4 дня. Она отыскала среди обломков запас конфет и, хромая, медленным шагом отправилась сквозь джунгли. Вспоминая уроки отца по выживанию, юная пассажирка двигалась вниз по течению ручья.

На девятый день Джулиана обнаружила моторную лодку, в которой была канистра с топливом. Девушка облила топливом искусанную руку, избавляясь таким образом от личинок и насекомых. А затем дождалась хозяев лодки - местных лесорубов, которые обработали ей раны и доставили в ближайший госпиталь.

История Джулианы послужила основой для создания фильма «Чудеса еще случаются», который помог спастись еще одной девушке в похожей ситуации. 24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая возвращалась вместе с мужем из свадебного путешествия в Благовещенск, когда самолет Ан-24 начал падать.

Вспоминая фильм, Лариса пыталась принять наиболее выгодное положение в своем кресле. Ее муж погиб. Девушка же хотя и получила серьезные травмы, но все же смогла соорудить себе временное пристанище из обломков воздушного судна. Через 2 дня ее нашли спасатели.

Мауро Проспери: провел в пустыне 9 дней без карты, еды и с половиной бутылки воды

Мауро Проспери - итальянец, который заблудился в пустыне, но сумел выжить после 9 дней скитаний. Все произошло в 1994 году, когда 39-летний мужчина решил принять участие в 6-дневном марафоне по Сахаре. Во время забега поднялась песчаная буря и Проспери сбился с маршрута. Других участников марафона в этот момент рядом не было.

Марафонец продолжил движение и в итоге набрел на домик отшельника. Некоторое время он питался летучими мышами, которых обнаружил там. С собой у мужчины было полбутылки воды, но он берег ее и 3 дня был вынужден пить собственную мочу. Ситуация казалась безнадежной, и Проспери готовился к смерти - он даже написал жене прощальную записку. Однако смерть не спешила приходить, и итальянец понял, что надо бороться за жизнь дальше. Тогда он решил покинуть домик и продолжил свой путь.

Проспери вспомнил совет, который он получил однажды: если потеряешься, идти за облаками, которые увидишь на горизонте утром. Так он и поступил. На восьмой день произошло чудо: он увидел оазис. Путник наслаждался водой 6 часов, прежде чем продолжил движение по пустыне. На девятый день Проспери увидел коз и девочку-пастушку и понял, что где-то рядом люди, а значит, он спасен. Девочка отвела его в лагерь берберов. Местные женщины накормили странника и позвали полицейских.

Рики Миги: провел 10 недель в австралийской пустыне, ловя лягушек и кузнечиков

Австралиец Рики Миги - один из тех, кого называют современными Робинзонами Крузо. В январе 2006 года он оказался в австралийской пустыне и провел там 10 недель, не имея при себе ни еды, ни воды. По его собственным словам, все произошло после того, как он подвозил незнакомца и потерял сознание, а затем пришел в себя в какой-то яме. По другой версии, у него сломался автомобиль.

Надев на голову футболку от солнца, мужчина двигался в произвольном направлении по утрам и вечерам, когда жара спадала. Чтобы спастись от обезвоживания, он пил собственную мочу. На десятый день Рики вышел к реке. Однако вместо того, чтобы пойти вниз по течению, он отправился в обратном направлении. Людей на пути все не было, и Рики соорудил себе пристанище из камней и веток. Питаться ему пришлось пиявками, лягушками, муравьями и кузнечиками. При этом пиявок он ел сырыми, а кузнечиков подсушивал на солнце. «Готовил» мужчина только лягушек.

В результате такой «диеты» австралиец стал похож на живой скелет. Собравшись с силами, он все же решил продолжить путь и вскоре был обнаружен фермером, который и отвез его в больницу. Сам же Рики Миги потом написал книгу о своих приключениях. К слову, автомобиль его так и не нашли.

Ада Блэкджек: в течение нескольких месяцев в одиночку выживала в Арктике среди белых медведей

Аде Блэкджек удалось в одиночку выжить в Арктике, где она в течение нескольких месяцев находилась в опасной близости от белых медведей. Ей было 23, когда в августе 1921 года она отправилась с полярниками в экспедицию на остров Врангеля в роли швеи.

Следующим летом должен был прибыть корабль с едой и письмами, однако он так и не появился. В январе 1923 года трое полярников отправились за помощью на материк, а Ада и четвертый полярник, у которого начались проблемы со здоровьем, остались. Теперь ей приходилось еще и ухаживать за больным, а он вымещал на ней злость. Полярник умер в начале лета, и Ада осталась одна. У нее не было сил даже похоронить его.Чтобы белые медведи не могли попасть в жилище, Ада заблокировала вход ящиками. Сама она стала жить в кладовой. Девушка ставила ловушки, в которые попадались песцы, а также ловила птиц. В вынужденном арктическом плену она вела дневник и даже научилась фотографировать. 19 августа 1923 года ее спас прибывший к острову Врангеля корабль.

Хуана Мария: провела на острове в полном одиночестве более 18 лет

История Хуаны Марии, последней из индейского племени николеньо, не менее тяжелая: ей пришлось прожить в одиночестве на безлюдном острове более 18 лет. К слову, это был ее родной остров Сан-Николас, откуда в 1835 году американцы решили вывезти всех индейцев, чтобы приобщить их к цивилизации. «Спасательная операция» не была удачной: оказавшись на континенте, все аборигены погибли, не прожив и года. Их организмы оказались просто не готовы к местным болезням.

Хуана Мария осталась одна на родном острове. По некоторым данным, ее забыли, по другим - она сама спрыгнула с корабля и приплыла обратно на остров. Сначала она жила в пещере, прячась от охотников из «цивилизованного мира». Для пропитания она собирала птичьи яйца и ловила рыбу. Когда охотники уплыли, Хуана Мария построила себе жилище из костей китов и шкур тюленей. Так и прожила Хуана Мария до тех пор, пока в 1853 году ее не обнаружил охотник на морских выдр.

Имя, под которым она вошла в историю, женщина получила уже после своего спасения. Что интересно, несмотря на такую долгую изоляцию, последняя из племени николеньо сохранила ясность ума. Правда, общаться со своим спасителем она могла лишь жестами: он не знал того языка, на котором она говорила. Охотник отвез ее к себе домой на континент, желая ей помочь. Однако спустя 7 недель пребывания там женщина умерла в результате бактериальной дизентерии - той же болезни, что унесла жизни ее соплеменников.

Тами Эшкрафт: продержалась 40 дней на сломанной яхте в океане, услышав призрачный голос жениха

Taми Oлдxэм Эшкpaфт - американка, которая провела на яхте посреди Тихого океана 40 дней и сумела спастись. История случилась в 1983 году, когда девушка вместе со своим возлюбленным Ричардом Шарпом плыла на яхте «Хазана» из Таити в Сан-Диего. Влюбленные, которые собирались пожениться, уже не раз преодолевали такое расстояние. Но на этот раз поднялся сильный ураган. Судно перевернулось, мужчину буквально вырвало из спасательного жилета, а девушка сильно ударилась головой и потеряла сознание.

Пришла в себя она только через день. Тами поняла, что ее жених погиб, а радио и двигатель вышли из строя. Кроме того, еды было не так много. Прошло около 2 дней, и девушка взяла себя в руки: она решила бороться за жизнь. Перемещая весь груз на одну сторону и используя сильные волны, она смогла перевернуть яхту. Соорудила временный парус из подручных материалов, скорректировала курс яхты с помощью секстанта - навигационного измерительного инструмента. Также ей удалось смастерить емкость для сбора росы и дождевой воды.Тами питалась остатками припасов и немного рыбачила. По ее словам, ей помогал призрачный голос погибшего любимого. Яхта «Хазана» сама зашла в гавайский порт через 40 дней после катастрофы - судно, конечно же, уже давно причислили к затонувшим. А сама Тами, похудевшая на 18 кг, в дальнейшем смогла пережить мучавшую ее страшную депрессию. Она встретила другого человека, вышла за него замуж и даже нашла в себе силы не бросить парусный спорт.

Пун Лим: прожил 133 дня в океане на плоту, сразился с акулой и придумал множество хитростей для выживания

Пун Лим (Пань Лянь) - китайский моряк, который находился в открытом океане еще дольше Тами - целых 133 дня на небольшом плоту. В 1942 году он отплыл на британском торговом судне «Бен Ломонд», где служил стюардом, из Кейптауна в Южную Америку. Однако корабль был атакован немецкой подводной лодкой. Оказавшись в воде, Пун Лим заметил пустой плот, который одиноко дрейфовал в океане. Это было его спасением.

На плоту был запас пресной воды на 2 дня, а также консервные банки, сгущенка, шоколад. Чтобы избежать атрофии мышц, моряк привязывал себя тонким корабельным тросом к плоту и плавал в море. Но долго продолжать «зарядку» было нельзя, ведь он мог привлечь к себе акул. Пун Лим собирал дождевую воду с тента и ловил рыбу. Удочку он сделал сам: разобрал фонарик, вытащил из него пружину и скрутил в крючки; леской стал расплетенный трос, а в наживку превратились остатки ветчины из консервов.

В следующий раз он поймал чайку с помощью ловушки, которую сделал из консервной банки, водорослей и вяленой рыбы. А затем, используя чайку в качестве приманки, поймал акулу и затащил ее на плот. Моряк сражался с морской хищницей с помощью самодельного ножа, который соорудил из гвоздя. Примечательно, что 2 корабля видели плот, но не помогли мужчине. Наконец плот сам приблизился к бразильскому берегу. Моряка доставили в больницу. Как оказалось, Пун Лим легко отделался: на коже у него были солнечные ожоги, а сам он похудел всего на 9 кг.

Лиза Терис: провела 28 дней в лесу без навыков выживания

Студентка из Алабамы Лиза Терис провела почти месяц в лесах в полном одиночестве. Все началось 23 июля 2017 года: девушка была с двумя своими знакомыми, когда те решили ограбить охотничий домик. Лиза сбежала от них и оказалась совсем одна - без воды, пищи, теплой одежды и иных необходимых вещей.

У 25-летней горожанки не было никаких навыков ориентирования, и она блуждала по лесу кругами, не в силах найти на дорогу. Девушка даже не имела особых знаний о том, что можно, а что нельзя есть в лесах Алабамы, поэтому употребляла в пищу то, что находила под ногами и что казалось ей пригодным, например ягоды и грибы. Воду она брала из ручья.

За это время девушка потеряла около 23 кг. В какой-то момент ей удалось выйти к автомагистрали. Это был довольно пустынный участок, но проезжавшая мимо женщина случайно заметила ее и остановилась, чтобы помочь: Лиза была покрыта укусами насекомых, синяками и царапинами, ботинок на ней не было. Женщина вызвала полицию. Семья Лизы была счастлива узнать о том, что она жива.

Как вы думаете, как бы вы повели себя в этих ситуациях?

Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная Россия".

И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или "прямуя решетку". Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере, в частности, в Новгороде, чаще мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.

Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку.

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Главные инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или из металла. Как уже говорилось, первые кочедыки относятся к каменному веку. В русских письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет".

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку".

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок - кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

http://balamus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=346:lapti&catid=41:kraa&Itemid=62

24.07.2016 0 10761


Почему-то лапти считаются чисто русским видом повседневной обуви. Но это далеко не так. Конечно, в разных странах их плели по-разному и не только из лыка. Но сам принцип плетения обуви использовали карелы, финны, мордвины, татары, чуваши. Похожий вид обуви был также у японцев (варадзи), индейцев Северной Америки и даже австралийских аборигенов.

По названию лаптей - этой легкой и дешевой обуви - получили свое прозвище участники средневековой крестьянской войны в Норвегии. Они носили лапти из бересты, за что их и окрестили биркебейнерами («березовоногими» или «лапотниками»).

Дешево и сердито

Почему же лапти получили такое распространение на Руси? Прежде всего, они были дешевле добротной кожаной обуви. Плели лапти чаще всего из липового лыка, которого в лесу можно было заготовить в огромном количестве.

Конечно, лапти были менее долговечной обувью, чем сапоги. Недаром русская пословица гласила: «В дорогу идти-пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более 10 дней, а летом в самую страду крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня. В среднем за год один деревенский житель изнашивал около 50-60 пар лаптей.

Техника плетения лаптей в каждом из регионов России была своя. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - «косую решетку», тогда как в западных районах предпочитали прямое плетение, или «прямую решетку».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что знающий человек мог сразу определить - из каких краев мастер. Причем в каждой местности был и свой материал, из которого плели лапти, и «фасон».

Например, для Москвы и прилегающих к Первопрестольной губерний характерны были лапти, плетенные из лыка, с высокими бортами и округлыми головками (носками). Северный, или новгородский, тип лаптей чаще всего плели из бересты, с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Часто лапти получали название по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя порой для особо зябких количество лык доходило до 12. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

Для праздников - «на выход» - предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Лапти носились с портянками, или, как их еще называли, онучами. От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шел лыковый шнурок, который крепился внизу и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Лыковая индустрия

Чаще всего крестьяне сами изготавливали для себя лапти. Редко кто в деревенской среде не умел плести подобную обувь. Но были села, где лапти изготовляли не только для своих нужд, но и на продажу.

Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губерниии. Лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.

Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки. Поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда и известное народное выражение «ободрать как липку»).

Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык -от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом - получалось приблизительно 300 пар лаптей. Таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десятка пар в день.

Порой изготовление лаптей ставилось, если можно так выразиться, на «индустриальные рельсы». Так, в конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии этим делом занималось до 300 человек, причем каждый из них в зиму заготовлял около 400 пар лаптей. В селе Семеновском, неподалеку от Кинешмы, про- * изводили лаптей на 100 тысяч рублей. А из села Мыт Шуйского уезда Владимирской губернии отправлялось в Москву до полумиллиона пар лаптей.

Сейчас лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей, но некоторые артели продолжают изготовлять их - на продажу в качестве сувениров.

Виктор ЦВЕТКОВ