Основные функции и принципы профессиональной этики. Принципы этики

ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ

ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ

(1903; рус. пер. 1984) - главное этическое произведение Док. Э. Мура, оказавшее значительное влияние на англоязычную моральную философию 20 в. Эта работа положила начало метаэтическим исследованиям, поставившим своей целью не выдвижение и к.-л. ценностных программ, не ответ на традиционные этические вопросы («что есть добро?», «что мы должны делать?» и т.п.), а самих этих вопросов, выяснение их точного смысла, установление правил и норм этического рассуждения. Эта аналитическая , по мнению Мура, должна привести к прекращению беспорядочных, маловразумительных споров, которыми полна этики и источником которых большей частью являются элементарные в употреблении основных этических понятий. В отличие от многих позднейших аналитиков, полагавших, что ценностный этических высказываний делает их научно неосмысленными, Мур был убежден в возможности построения этики как науки, и свою книгу он обозначил (перефразируя известного произведения Канта) как «Пролегомены ко всякой будущей этике, которая может претендовать на звание научной». «Иными словами, - поясняет Мур, - я попытался отыскать фундаментальные принципы этического рассуждения; и именно установление этих принципов, а не принятие каких-либо окончательных решений на основе их использования можно считать главным предметом книги». Правда, между логико-методологическим (т.е. метаэтическим) и содержательно-ценностным (т.е. собственно этическим) подходами проведена в работе Мура не вполне отчетливо: объектом исследования для него являются не только этические рассуждения о добре, долге и пр., но и сами и долг как особые реалии.
Согласно Муру, этическая занимается доказательством и опровержением суждений, содержащих термины « », «порок», «долг», « », «добро» и т.д. Всякое суждение такого рода основывается на более общем суждении; самым общим основанием, к которому в конечном счете приходит любой дискурс, является суждение о добре самом по себе, добре как таковом. Поэтому все философы-моралисты при построении своих этических учений берут в качестве отправного пункта то или определение добра. Но какое из этих альтернативных определений следует считать правильным? Большую часть своей книги Мур посвятил тщательному анализу дефиниций добра, представленных в истории этики, и пришел к заключению, что все они ошибочны, ибо отождествляют добро с такими сущностями или свойствами, которые не являются воплощением добра самого по себе. Критика Мура направлена не против тех или иных конкретных этических концепций, у него идет о принципиальной невозможности дать правильное определение добра. Попытка обоснования этого положения составляет самую важную и оригинальную часть моральной философии Мура.
Неопределимость добра не является непреодолимым препятствием для разработки научной этики: на помощь приходит , благодаря которой мы непосредственно постигаем добро как таковое и можем обнаруживать его присутствие в тех или иных вещах (тем самым квалифицируя их в качестве «добрых»). Более того, опора на интуицию позволяет дать определение добра через другие термины, не впадая в логическую ошибку. Для этого, полагает Мур, следует применить изолирующей абстракции, а именно - «выяснить, каких предметов мы считали бы добром, если бы они существовали сами по себе, абсолютно изолированно». В итоге Мур приходит к следующему выводу: «Наибольшими ценностями, какие мы знаем или можем себе представить, являются определенные состояния сознания, которые в общих чертах можно определить как общения с людьми и прекрасным». Иронические замечания некоторых исследователей творчества Мура по поводу банальности данного утверждения не снижают общепринятой высокой оценки его книги как фундаментальной работы, во многом определившей облик современной моральной философии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ" в других словарях:

    Принципы профессиональной этики - 29. Под принципами профессиональной этики в зарубежной практике понимаются правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности, устанавливаемые для кредитных организаций, членов их органов управления и служащих в соответствии с… … Официальная терминология

    История этики история этических теорий. Содержание 1 Возникновение 2 Сократ 3 Идеалистическое направление: Платон … Википедия

    О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Опыт парадоксальной этики - соч. Бердяева, опубликованное в Париже в 1931 г. В России впервые издано в 1993 г. (в сб. его трудов под названием О назначении человека). Работа состоит из 3 ч. В 1 й ч. (Начала) раскрываются общефилософские принципы познания проблем этики.… … Русская философия: словарь

    О назначении человека. Опыт парадоксальной этики - соч. Бердяева, опубликованное в Париже в 1931 г. В России впервые издано в 1993 г. Работа состоит из 3 ч. В 1 й ч. (Начала) раскрываются общефилософские принципы познания проблем этики. Будучи приверженцем экзистенциального типа… … Русская Философия. Энциклопедия

    Учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4 я четверть 4 го класса и 1 я четверть 5 го класса средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в… … Википедия

    1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

    - (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

    ГУССЕРЛЬ - [нем. Husserl] Эдмунд (8.04.1859, Просниц (совр. Простеёв, Чехия) 27.04.1938, Фрайбург им Брайсгау, Германия), нем. философ, основатель феноменологии как философского направления. Род. и вырос в индифферентной к религии евр. семье. Окончил… … Православная энциклопедия

    Герберт Спенсер Herbert Spencer Дата … Википедия

    - (от лат. idealis, греч. idea образ, идея) 1) в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к. л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) ч. л., как правило, касающийся… … Философская энциклопедия

Книги

  • Начала планетарной этики в философии русского космизма , Безгодов Александр Васильевич, Барежев Константин Викторович. В монографии А. В. Безголова и К. В. Барежева сформулированы начала важнейшего раздела философии Планетарного проекта - планетарной этики, которая представляет собой нравственную основу…

Основными функциями этики работы можно счи­тать следующие:

Оценочная - дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

Регулятивная - вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

Организационная - служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

Управляющая - служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

Мотивационная - служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

Координирующая - обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

Регламентирующая - направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

Воспроизводственная - позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

Воспитательная - служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

Коммуникативная - служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

Оптимизирующая - способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности;

Стабилизирующая - способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работни­ками и клиентами и их близкими, между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

Рационализирующая - облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

Превентивная - предохраняет, предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

Прогностическая - позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов, их этическое развитие;

Информационная - приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

Социальная - способствует созданию условий, благоприят­ных для осуществления социальной работы в обществе;

Социализирующая - служит делу приобщения социально­го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

Соблюдение разумных интересов клиента;

Личная ответственность социального работника за неже­лательные для клиента и общества последствия его действий;

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

Принятие клиента таким, каков он есть;

Конфиденциальность;

Доброжелательность;

Бескорыстие;

Честность и открытость;

Полнота информирования клиента.

Несмотря на вышесказанное, на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей. А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях, с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.

4.. Формирование и история этики

Однажды перед очередным воинским походом греческий оратор Киней спросил у царя Пирра:

"Римляне - народ храбрый и воинственный. Если боги пошлют нам победу, то как мы ею воспользуемся?" На это Пирр ответил: "Если мы победим римлян, то вся Италия окажется в нашей власти". После некоторого молчания Киней спросил снова: "Ну, а когда Италия ока­жется в нашей власти, что мы будем делать после этого?" "По сосед­ству с ней, - ответил Пирр, - находится Сицилия, богатый и плодо­родный остров. Там не прекращаются народные волнения и всяческие беспорядки, и его нетрудно завоевать". "Прекрасно, - сказал Киней, -но покорение Сицилии будет ли последним нашим завоеванием?"

"Нет! - воскликнул Пирр. - Это будет только началам. Ведь из Сицилии нетрудно достигнуть Африки и овладеть Карфагеном". " А располагая такими возможностями, - продолжал Киней, - мы затем легко подчиним Македонию и вместе с тем и Грецию. Но вот, что мне не ясно: когда мы выполним все эти планы, что мы будем делать даль­ше?" "Тогда, - засмеялся Пирр, - мы будем жить в мире и спокойствии, будем проводить время в пирах, веселье и дружеских беседах". " В токам случае, - сказал Киней, - к чему эти войны, опасности, кровопролития, когда ты уже теперь располагаешь, Пирр, всеми условиями, чтобы жить в мире и спокойствии и проводить время в пирах и дружеских беседах?"

Этот разговор происходил в начале 280 года до н.э., но мы видим что вопросы о том, как должен поступить человек, каким образом он может действовать, и где грань, разделяющая добро и зло, оказыва­ются в центре внимания, отражая основной круг нравственных про­блем. Именно размышления о долге, добре и зле, смысле жизни справедливости, счастье и совести создают особую, этическую, сфе­ру бытия людей.

Она не является отдельной, специфической областью человеческой жизнедеятельности, но присутствует в самых разнообразных взаимо­связях людей и окружающего их мира: в отношении к природе, обще­ству и конкретному человеку, к собственному делу, карьере и др. Еще в XVII веке немецкий мыслитель Г. Лейбниц отметил, что справедли­вости не видят так, как видят лошадь, но ее понимают не хуже, а ско­рее лучше.

Так что же такое этика, как она формировалась? Почему этические вопросы приобрели чрезвычайно важное значение? Для чего необхо­димо знание об основных проблемах этики?

Слово «этика» (от греч. ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384-322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика.

Однако формирование и развитие этики как науки, а также основ­ных морально-нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому мы говорим, что понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобыт­ном обществе) люди еще не выделяли морально-этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлек­сии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого про­текала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и воз­можный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обы­чая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека к единой для всех членов племени Ценностной системе, Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции. Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии» здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей акцентирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических доброде­телей греческие мудрецы выделяли мужество, благоразумие, доброже­лательность и честность (справедливость).

Подчеркнем, что эти добродетели были не только провозглашены «в теории», им старались следовать как важнейшим жизненным принципам и использовали их в качестве основной стратегии для достижения успе­ха. Приведем лишь один пример. Когда умирал величайший афинский правитель Перикл, друзья, сидя у его постели вспоминали, какой это был замечательный государственный деятель и сколько блестящих по­бед он одержал над врагами. Друзья думали, что умирающий их не слышит. Вдруг Перикл приподнял голову и сказал:

«Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, а о самом замечательном из того, что я сделал, не говорите ни слова. Ведь за все годы моего правления по моему приказу не был казнен ни один афинский гражданин» 2 .

Средневековье знаменует другой этап размышлений о сущности эти­ки и морально-нравственных ориентирах. В средневековой Европе на основе христианской религии создается новая иерархия ценностей. В качестве этического приоритета выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Христиан­ская этическая модель поведения отражена в основных заповедях, о ко­торых говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди:

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благослов­ляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их лю­бят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы полу­чить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая... Не судите, и не будите судимы; не осуждайте и не будете осуждены; про­щайте и прощены будете; давайте и дастся вам: мерою доброю, утря­сенную, нагнетенную и переполненную отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам».

[Евангелие от Матфея]

В Новое время, в эпоху «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравст­венно-этических проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально-правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724-1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству».

Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями.

Этика - это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека и общества. Причем, нравственность - это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые пра­вила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является ус­ловием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу. Мораль - это особое явление, возникшее параллельно с правом в западной культуре. Она появляется с развитием индивидуального, са­мостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных к решению и выбору.

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Одна из важнейших задач современного делового человека — решение психологических проблем в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому в вузах введена учебная дисциплина «Психология и этика делового общения», носящая во многом прикладной характер. Её цель - способствовать формированию у деловых людей соответствующих нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения.

Под этикой в широком смысле понимается система универ-сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Со-ответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нор-мах и правилах поведения, этические нормы служебных отноше-ний имеют некоторые отличительные особенности.

Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обуча-ющих программ в системе вузовской и послевузовской подготов-ки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и дело-вой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся так-же в некоторые школьные программы, в систему среднего специ-ального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного вы-полнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должност-ных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиента-ми, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из глав-ных критериев оценки профессионализма как отдельного сотруд-ника, так и организации в целом.

Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной кар-точкой» и определяет, будет ли партнер или клиент иметь дело с данной организацией в даль-нейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотно-шения.

Известна древняя мудрость: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведен-ного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: ка-кого отношения к себе мы хотим?


Практически все направления деловой этики имеют пра-вила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести ува-жение чувства собственного достоинства и личного статуса дру-гого человека, понимание интересов и мотивов поведения окру-жающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

Основные принципы этики деловых отношений

Принципы этики деловых отношений — обобщенное выра-жение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое пове-дение участников деловых отношений.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, долж-на основываться на трех важнейших положениях:

Создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

Прибыль и другие доходы рассматриваются как результат
достижения различных общественно значимых целей;

Приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского социолога Л. Хосмера сформулирова-ны современные этические принципы делового поведения, опира-ющиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.

Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных инте-ресах.

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное.

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способству-ет формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, не-жели вреду для общества.

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свиде-тельствует о наибольшей эффективности производства.

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе;

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву дру-гого человека на саморазвитие и самореализацию.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Иде-альной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового со-общества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцар-ском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточ-ной и западной деловых культур, ее инициаторами были руково-дители крупнейших национальных и транснациональных корпо-раций США, Западной Европы и Японии.

В качестве главных принципов Международного бизнеса выделены следующие:

- ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;

- экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу справедливости и мировому сообществу;

- этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

- уважение правовых норм;

- поддержка многосторонних торговых отношений;

- забота об окружающей среде;

- отказ от противозаконных действий.

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

- «золотое правило менеджера» — в рамках служебного по-ложения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

Авансирование доверием (в коллективе создаются благопри-ятные условия для принятия решений и их выполнения, ког-да каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

Право на свободу служебного поведения, поступков, дей-ствий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нару-шающих свободу других менеджеров или рядовых сотруд-ников (свобода, не ограничивающая свободу других);

Справедливость во владении/приобретении полномочий, от-ветственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выхо-дят за рамки организации);

Справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования на-рушить нормы универсальной этики или закона);

Максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию органи-зации или отдельных ее частей, не нарушая при этом суще-ствующих этических норм);

Терпимое отношение менеджера к моральным устоям, уко-ренившимся в менеджменте других стран и регионов;

Разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

Постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюде-ния этических норм в основном базируется на использова-нии социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Две-надцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений (см. табл. 1).

Таблица 1

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

№ п/п Наименование группы принципов Состав принципов групп
Принципы личности 1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли, 2. Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств. 3. Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.
Принципы профессионала 4. Всегда веди дело сообразно средствам. 5. Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера. 6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже выигрывает от сделки.
Принципы гражданина России 7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов. 9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.
Принципы гражданина Земли 10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе. 11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем. 12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие.

«Золотым правилом» нравственности считается правило, согласно которому не следует делать другим того, чего не желаешь себе. Существует и положительная обратная формулировка данного правила «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. В сложных ситуациях, когда человек затрудняется в выборе линии поведения, он может мысленно поставить себя на место собеседника и представить, что хотел бы увидеть и услышать в данной ситуации.

В повседневной жизни и в деловом общении можно использовать и такой принцип-подсказку «Если не знаешь, как поступить, поступай по закону».

Фактически все этические принципы и предписанные нормы поведения формулируются с учетом данных положений.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии. К числу частных принципов можно отнести следующие:

принцип здравого смысла : нормы профессиональной этики не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что профессиональный этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

принцип удобства: этические нормы не должны сковывать деловых отношений. Удобным в профессиональной деятельности должно быть все – от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе. Причем удобства должны быть обеспечены всем участникам деловых процессов;

принцип целесообразности. Суть этого принципа в том, что каждое предписание деловой этики должно служить определенным целям;

принцип консерватизма. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях невольно вызывает ассоциации с чем-то незыблемым, прочным, надежным, а надежный партнер в делах – желание для каждого делового человека. Надежность, фундаментальность, стабильность – привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом;

принцип непринужденности. Важно, чтобы профессиональная этика не превращалась в искусственно навязываемое явление. Нормы этики должны быть естественны, легко и без напряжения исполняться;

принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. В законодательствах практически всех цивилизованных государств предусмотрены санкции за ошибочные действия профессионалов. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенности, максимальной концентрации на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;

принцип максимально высокого качества работы является общим для всех профессий в пределах оговоренных возможностей. Способность профессионала творчески развиваться, совершенствовать свое мастерство не только прибавляет ему опыта, но и упрочивает его авторитет;

принцип сохранения профессиональной тайны , конфиденциальности (от лат. confidentia – «доверие») сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна ведет отсчет еще с клятвы Гиппократа. Профессиональная тайна является принципиальной в государственной, военной службе, банковском деле и т. п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной, предусматривать различные степени ответственности – от служебной до уголовно наказуемой;

конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. Профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы. Коротко этот принцип может быть понят как отсутствие привилегий в связи с профессией. Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга;

принцип коллегиальности. Этот принцип выступает прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным. Человек, руководствующийся принципом коллегиальности, испытывает чувство сопричастности к делам коллектива, его целям, задачам.

Принятие коллективных решений, касающихся стратегии развития корпорации, организации, объединение усилий для оперативного реагирования в сложных ситуациях не утрачивает актуальности и на современном этапе, когда степень индивидуальной ответственности повышается. Во многих профессиях и ныне не являются исключением коллективные поиски решения трудных профессиональных задач, регулярно проводятся производственные совещания – планерки, пятиминутки, кафедры и проч., в которых обязаны принимать деятельное участие все работники.

В производственных коллективах отмечают юбилеи, дни рождения, свадьбы сотрудников, поздравляют с особыми успехами. Не остаются без внимания и горестные события, когда тот или иной человек особенно нуждается в поддержке и сострадании;

право на критику. Профессионал обязан уметь критиковать работу коллег, не ущемляя достоинства других работников, а также правильно принимать критику в свой адрес. Понимание необходимости критического анализа деятельности, конструктивных поисков лучшего результата является условием движения вперед. Но в этом вопросе наиболее важно проявлять заботу об этике взаимоотношений сотрудников, не допускать критику личности, а не идеи, сведения счетов, психологической конфронтации;

гедонистический принцип. Гедонизм – принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избежанию страданий является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной

деятельности приветствует все, что продлевает удовольствие от жизни, смягчает неудобства и сглаживает неприятности. Гедонизм сообщает товарам и услугам наряду с полезностью и эффективностью комфортность и приятность. Внешняя приветливость, доброжелательность работников оставляют не только приятное впечатление у клиента, но сообщают ему хорошее настроение.

Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, энергичности, умению вдохновлять. Особую роль играет улыбка. Она открывает дорогу к сердцам других людей. В торговле, например, улыбка увеличивает количество продаж.

Следовательно, этикетная культура должна быть проявлением общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим.

Профессиональная этика также базируется на общенравственных нормах. Одной из самых необходимых норм выступает вежливость, проявляющаяся во многих конкретных правилах поведения: в приветствии, обращении к человеку, в умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна, так как она – одно из проявлений искренней благожелательности по отношению к людям. Благожелательность – обязательная база вежливости. Непременным условием вежливости является искренность.

Другими важнейшими нормами выступают тактичность и чуткость. Содержанием этих качеств являются внимание, глубокое уважение к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду.

Тактичность, чуткость проявляются в чувстве меры, которую следует соблюдать в разговоре, в деловых контактах, в умении чувствовать границу, за которой слова и поступки могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль.

Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. В основе тактичного поведения лежит также умение владеть собой.

Обязательное условие тактичности – это уважение к другому, проявляющееся, в частности, в умении выслушать его, в способности быстро и безошибочно определить реакцию собеседника на то или иное высказывание.

Важной этикетной нормой выступает скромность, проявляющаяся в том, что человек не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает своего превосходства, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем скромность не должна проявляться в робости и застенчивости.

Неизменным спутником и советчиком должна быть деликатность. Это слово наиболее емко выражает то, что, мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком отношении к окружающим, к их чувствам. Но деликатность не должна превращаться в льстивость, приводить к восхвалению всего увиденного и услышанного.

Наряду с данными общепринятыми нормами важными в профессиональной этике моральными нормами выступают также честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Данные принципы и нормы не всегда учитываются в реальной практике деловых отношений. Порой сам язык этики рассматривается как помеха в деловых отношениях. Часто в деловом мире вообще стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге, социальных обязанностях, ответственности. Эти проблемы воспринимаются как «не относящиеся к делу». Но соблюдение этических принципов и норм является важным, это необходимо и для повышения эффективности производства, и для укрепления деловых связей, деловых отношений в целом.

Принципы и нормы этически грамотного поведения конкретизируются в правилах этикета в конкретных ситуациях.

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.
Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
Четвертый принцип - принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
Пятый принцип - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т. п.
Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.
Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
Шестнадцатый принцип: работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.
Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.
Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.