Основные направления совершенствования систем управления. управленческий экономический финансовый труд

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и значение власти в организациях, ответственность, основные источники власти в организации. Характеристика форм власти. Власть, основанная на принуждении или вознаграждении. Анализ работы руководителя глазами подчиненных на примере ООО "ЛЗД Тира".

    курсовая работа , добавлен 19.05.2015

    Баланс власти и способы ее реализации в управленческой сфере. Формы власти и манипулирование ею. Методы руководителей влиять на поведение подчинённых. Личностная основа власти. Классификация источников власти и их эффективное использование в организации.

    реферат , добавлен 05.12.2014

    Личностные характеристики руководителя. Понятие власти и влияния. Понятие и сущность стресса. Методы борьбы со стрессом у руководителя. Ряд принципов или правил разумного отношения к жизни. Методики самонаблюдения для познания и обнаружения опасности.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Характеристика сущности власти; ее классификация на экспертную, эталонную и законную. Особенности влияния руководителя на поведение подчиненных через страх, традиции, а также разумную веру. Исследование роли менеджера в реализации властных отношений.

    реферат , добавлен 26.02.2012

    Личность, власть и авторитет менеджера. Сравнительная характеристика менеджера и лидера в организации с точки зрения создания новых ценностей. Формы власти руководителя. Способы влияния на подчиненных. Построение "Дерева" целей хлебобулочного комбината.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2016

    Виды власти в организации. Основные причины ослабления власти руководителя в современных условиях. Концепции лидерства. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства. Понятие управленческой решетки. Ситуационное лидерство в организации.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Руководство в организации. Понятие и источники власти. Типология власти по М. Веберу. Формы должностной власти. Управленческие роли руководителя. Факторы власти и влияния. Различие между властью и предоставлением прав. Понятие и виды стилей руководства.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

Исследование, проведенное в предыдущих главах, дало основание утверждать, что методы управления являются важнейшим элементом осуществления управленческого процесса в любой организации. От правильного их выбора в той или иной ситуации зависит качество управленческой деятельности.

Теоретическое и эмпирическое исследование методов управления убеждают, что их совершенствование необходимо на современном этапе усложнения функций предпринимательства в экономике страны.

Исследование выявило ряд проблем в применении методов управления, которые касаются, прежде всего, недостаточно эффективного использования познавательных методов управления при выработке управленческих решений, и недооценки роли социально-психологических методов при регулировании взаимоотношений между участниками управленческого процесса.

Совершенствование организационных методов управления в современный период должно идти по пути постоянного поиска оптимальной организационной структуры с четким определением функциональных обязанностей сотрудников, максимально возможного сокращения текучести кадров и повышения эффективности информационного обеспечения деятельности фирмы на основе технического переоснащения и внедрения современных информационных технологий.

Необходимо и постоянное совершенствование методов регулирования. Как показало исследование, административные методы по-прежнему являются определяющими в практике взаимоотношений руководитель - подчиненный. Но их применение должно строится с учетом ряда факторов, прежде всего, соблюдения правомочности и предоставления относительной инициативы нижестоящим объектам управления, а также учета социально-психологических особенностей ситуации и конкретного участника управленческих отношений.

Нельзя забывать и о том, что экономические методы управления не имеют определяющий характер в деятельности предпринимательской фирмы, не стоит недооценивать их роль на современном этапе развития нашего общества. Необходим полный учет всех экономических факторов для определения объективной оценки труда сотрудников.

Подлинным кладезем правленческой мудрости, ориентированным на рыночную экономику, является книга известных американских специалистов Т. Питерса и Р. Уотермена «В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний)».

В книге, которая пользуется огромным спросом во всем мире, обобщен и проанализирован опыт лучших североамериканских компаний, работающих в разных отраслях промышленности и сферы обслуживания, с единственной целью - разобраться, как они сумели добиться успеха. В результате этой большой аналитической работы было выделено восемь главных признаков, которые делают предприятие самым лучшим.

Именно следование этим признакам, применение их в своей деятельности задают основное направление совершенствованию управленческой деятельности и организации труда. Вот эти признаки.

Первый: «лицом к потребителю». Это ключевое качество. Главная задача - в течение короткого времени отреагировать на любую жалобу, принять самые чрезвычайные меры.

Руководитель фирмы, соблюдающей этот принцип, должен наносить регулярные визиты к основным клиентам. Руководитель периодически выполняет обязанности агентов по сбыту, вступая в непосредственный контакт с потребителем. Отказ заказчика от услуг фирмы рассматривается как чрезвычайное событие.

Вторая отличительная черта: «производительность - от человека». Она предусматривает демократический стиль управления, уважение руководителей к своему персоналу, веру а способности работников. Практически эта принципы реализуются в том, что все работники имеют право на информацию о делах предприятия и на участие в этих делах. Им гарантируется определенный социально-экономический статус. Работники обращаются друг к другу по имени, независимо от занимаемого положения. Руководитель приучает себя не только терпеливо, но и с интересом выслушивать подчиненных.

Третий признак - «пристрастие к действию». Суть этого признака в том, что здесь ставят «действие выше планирования, дело - выше размышлений, конкретное - выше абстрактного». Эти требования направлены против бюрократизма, канцеляршины, имитации деятельности. Бюрократические, чисто административные методы руководства оказываются бессильными при проявлении нестандартных, уникальных ситуаций, столь характерных для современного динамичного производства.

Четвертый важный принцип успеха - это «самостоятельность и предприимчивость». Этот принцип особенно важен в случае применения всевозможных новаций, столь характерных для образцовых предприятий. Основа любой новации - человек, приверженный новому делу, одержимый им.

Пятый признак образцовости связан с управлением персоналом предприятия. Он формулируется как «побуждение через ценности, активная включенность руководителя в дела персонала». Суть данного признака проявляется в особом стиле и методах руководства, характерных для менеджеров лучших компаний. Их отличительная особенность - неприятие командных, силовых приемов, пренебрежение подробными мелочными указаниями, детальными инструкциями, скрупулезными распоряжениями. Эффективность управления, ясность руководства, взаимопонимание работников на всех уровнях достигаются внутренним единством персонала, исходящим из общих целей, одинакового представления о путях их согласованного достижения.

Объективной предпосылкой интенсификации деятельности органов внутренних дел на современном этапе развития общества является более полное и детальное раскрытие резервов управления и его центрального элемента - управленческой деятельности на основе внедрения компьютерных технологий.

Управленческая деятельность через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента внутриорганизационной деятельности любой организации, его стратегией и тактикой. Основное назначение - это подготовка информации для принятия управленческих решений.

Управленческая деятельность охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самого подразделения, поэтому представляет собой, чрезвычайно сложный и трудозатратный процесс, от рациональной организации которого зависит эффективность предметной деятельности.

Вопросам рациональной организации труда в ОВД уже давно уделяется большое внимание. При этом постоянно подчеркивается необходимость комплексного подхода, что подразумевает осуществление целого комплекса организационных мероприятий по следующим направлениям: совершенствование условий труда, оборудование рабочих мест, упорядочение рабочего времени, физическая и психофизиологическая реабилитация в течение рабочего дня, рационализация трудовых операций, кооперация и разделение труда, нормирование, стимулирование труда, повышение культурного и профессионального уровня 2 .

Управленческая деятельность на основе внедрения компьютерных технологий является в настоящее время одним из важных направлений различных видов человеческой деятельности, поскольку предполагает внедрение достижений науки и практики в трудовой процесс, его нормирование, а также защиту прав и законных интересов личности. Рабочее место большинства современных специалистов уже немыслимо без надежного помощника - компьютера.

В настоящее время в Российской Федерации имеет место осознание необходимости распространения инновационных процессов на все стороны жизнедеятельности общества, в том числе и на правоохранительную деятельность. Научная организация этих процессов, а также труда сотрудников органов внутренних дел отчасти находит выражение в последовательности и темпах правовой реформы, в совершенствовании структуры органов внутренних дел и их функций, в обеспечении социальной защиты и условий труда, в модернизации технического оснащения и прочих направлениях. Главным и определяющим значением научной организации труда является адаптация той или иной системы к изменяющимся отношениям посредством использования достижений в области научно-технического прогресса.

Качество правоохранительной деятельности органов внутренних дел выражается с помощью понятия «эффективность». Это понятие включает в себя многие элементы, в том числе экономию рабочего времени, рационализацию работы с документами, применение различных технических средств, научную организацию рабочих мест, использование более совершенных методов оперативно-служебной деятельности и т.д. Научная организация труда в органах внутренних дел обеспечивает эффективность решения перечисленных задач на основе современных достижений науки и практики.

Таким образом, управленческая деятельность на основе внедрения компьютерных технологий в органах внутренних дел - это деятельность, призванная обеспечить эффективное решение поставленных задач на основе применения достижений науки и передового опыта при строгом соблюдении правовых норм.

В деятельности органов внутренних дел внедрение компьютерных технологий способствует совершенствованию методов оперативно-служебной деятельности и внедрению достижений современной техники. Существенно влияют на повышение эффективности деятельности такие аспекты, как создание современных условий труда, совершенствование стиля и методов руководства, научно организованный отбор кадров и стимулирования их деятельности. В целом внедрение компьютерных технологий создает условия для формирования форм и методов деятельности органов внутренних дел, отвечающих современным требованиям.

Процесс внедрения компьютерных технологий основывается на том, что деятельность, в том числе и в органах внутренних дел, состоит из трудовых операций и процессов, в которых заняты как отдельные работники, так и их коллективы. Внедрение компьютерных технологий обусловливает дифференцированный подход к оптимизации для различных категорий, как рядовых сотрудников, так и для руководящего состава. Компьютеризация трудовых процессов позволяет решать самые разные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел.

В качестве основных задач внедрения компьютерных технологий в правоохранительной деятельности выделяют:

экономические задачи;

психофизиологические задачи;

социальные задачи;

правовые задачи.

Экономические задачи предполагают экономию материальных и финансовых ресурсов, а также экономию рабочего времени, психофизиологических ресурсов человека и его трудозатрат на конкретных участках деятельности.

Психофизиологические задачи связаны с созданием благоприятных условий работы, поддержанием оптимальных параметров рабочей среды, а также с обеспечением здоровья и высокой работоспособности.

Социальные задачи заключаются в создании условий для профессионального роста, получения образования, всестороннего и гармоничного развития личности, повышения содержательности и привлекательности труда, для служебного роста, а также воспитании добросовестного отношения к служебным обязанностям.

Правовые задачи обладают особой значимостью и специфическим содержанием. С одной стороны, научная организация труда в правоохранительной деятельности должна полностью соответствовать законодательству. С другой стороны, инновационные процессы обусловлены закономерностями развития общества, что объективно предполагает необходимость совершенствования законодательства с учетом их содержания практической деятельности.

В органах внутренних дел внедрение компьютерных технологий подчинено целям и задачам правоохранительной деятельности. Соответственно принципы внедрения компьютерных технологий в органах внутренних дел могут рассматриваться во взаимосвязи с принципами правоохранительной деятельности (законность, гласность, уважение прав человека и другие). К числу основных принципов внедрения компьютерных технологий в ОВД можно отнести следующие:

Приоритет прав человека над иными целями совершенствования органов внутренних дел, т.е. в этой деятельности возможна только та новация, которая соответствует общепринятым нормам, защиты прав человека и гражданина.

Верховенство закона над технологичностью нововведения, т.е. для правоохранительной деятельности более важна не материальная выгода, полученная от новшества, а его соответствие требованиям закона, которыми регламентирован этот вид деятельности.

Единство общесистемных средств и методов правоохранительной деятельности . Это значит, что нововведение не может быть прерогативой одного структурного звена в системе МВД России.

Разделение компетенции между разработчиком нововведения и заказчиком научной продукции (например, между научной организацией и МВД России), которое основано на договорной форме правовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за последствия применения нововведения является обязательным его компонентом. В этой связи, как правило, новации в органах внутренних дел должны проходить предварительную апробацию.

Гласность форм и средств внедрения компьютерных технологий. Этот принцип заключается в том, что, с одной стороны, правоохранительная деятельность открыта для общественного контроля и обсуждения, а с другой - гласность способствует исключению любого рода непоследовательности, случайности нововведения.

Преемственность форм и методов внедрения компьютерных технологий предполагает последовательное совершенствование правоохранительной деятельности с учётом ранее внедрённых новаций.

Задачи внедрения компьютерных технологий наиболее полно раскрываются в соответствующих направлениях этой деятельности:

разделение и кооперация труда;

рационализация трудовых процессов;

внедрение передовых приёмов и методов труда;

совершенствование нормирования труда;

оптимизация методов стимулирования;

обеспечение условий труда;

рациональное использование рабочего времени;

развитие творческой активности его участников.

Разделение труда связано с функциями структурных подразделений, отдельных сотрудников и обусловлено разными задачами органов внутренних дел. Понятие кооперация чаще используется в значении взаимодействия, поскольку кооперация труда применяется, когда для выполнения какой-то работы нужны знания и опыт различных специалистов. Примеры свидетельствуют, что выбор форм разделения труда и кооперации, а также их разумные пределы не всегда очевидны. Кроме того, необходимо учитывать управленческие, правовые, социальные, технологические, психологические, физиологические и другие аспекты деятельности. Известно, что чрезмерная специализация отдельных элементов системы может привести к неоправданному усложнению процесса управления и снижению его эффективности. С другой стороны, излишняя кооперация труда может вызвать инертность отдельных участников взаимодействия, а также «перекладывание» ответственности друг на друга.

Рационализация трудовых процессов, внедрение передовых приёмов и методов труда, является одним из ведущих направлений внедрения компьютерных технологий для многих видов человеческой деятельности, ибо совершенствование приёмов труда способствует техническому прогрессу. Рационализация правоохранительной деятельности и её методов имеет свои направления. Во-первых, развиваются организационно-правовые формы оперативно-служебной деятельности, что связано с совершенствованием законодательства и внедрением передового опыта. Во-вторых, научно-технический прогресс предлагает для оперативно-служебной деятельности все более совершенные образцы и модели технических средств, которые позволяют более эффективно решать поставленные перед органами внутренних дел задачи.

Нормирование труда сотрудников органов внутренних дел имеет несколько аспектов: нормирование продолжительности рабочего времени; нормирование штатной численности, а также вооружения; нормирование денежного содержания сотрудника; нормирование вещевого довольствия и продпайка; нормирование должностных обязанностей; нормирование рабочего дня и др. Основные параметры нормативов установлены правовыми актами для горрайлинорганов, для структурных подразделений, для категорий должностей и специальных званий. Такие нормы удобны для аппарата управления, но не всегда удовлетворяют потребности сотрудника. Так, труд практического работника порой оказывается не нормирован по продолжительности рабочего дня, не во всех случаях он оказывается обеспечен средствами связи и транспорта, не во всех службах соответствуют нормам состояние служебных помещений и размещение в них сотрудников. Отсутствуют также и нормативы для многих трудовых операций в правоохранительной деятельности. Для отдельных категорий должностей не разработаны даже квалификационные нормативы. Названные и некоторые другие проблемы известны. Они указывают на существование нерешенных вопросов по нормированию труда.

В органах внутренних дел существует система мер стимулирования труда, среди них - дисциплинарное, материальное и моральное стимулирование. Однако практика свидетельствует о недооценке роли стимулирования в организационно-управленческой деятельности. Стимулирование нередко отождествляют с мотивацией, либо эффективность стимулирования рассматривается соразмерно денежному выражению. Между тем механизмы стимулирования для каждого его вида разнообразны. При этом следует иметь в виду, что главным принципом их использования является комплексный подход.

Эффективность труда во многом зависит от условий, в которых труд осуществляется. В целях надлежащего обеспечения условий труда необходимо учитывать многие обстоятельства: площадь рабочих помещений, температурный режим, освещение, уровень шума; бытовой и психологический комфорт, а также некоторые другие компоненты. Условия работы сотрудника создают предпосылки для качественного труда, экономят психофизиологические ресурсы человека, обеспечивают здоровье и продолжительную трудоспособность. Решение задач по должному обеспечению условий труда в органах внутренних дел связано, прежде всего, с необходимостью разработки типовых проектов зданий и служебных помещений, а также их оснащению, исходя из современных требований.

В науке рациональное использование рабочего времени выделяют как самостоятельное направление научной организации труда. Думается, это не вполне верно, поскольку это направление подчинено нормированию труда и трудовых операций. Одновременно с этим организация рабочего времени для отдельных категорий сотрудников может быть индивидуальным актом управления, который связан с понятием «самоуправление». При таком подходе самоуправление следует рассматривать как навык организации собственного труда, в основе которого лежат определённые нормативы. Они задают общие рамки бюджета рабочего времени, а его рациональное использование позволяет свести к минимуму потери времени и полностью выполнить заданный объем работы. Основными методами самоуправления являются: анализ обязанностей по степени первоочередности, личное (индивидуальное) планирование рабочего времени, а также самоконтроль. В деятельности руководящего состава, а также иных категорий сотрудников органов внутренних дел самоуправление служит надежным средством утверждения деловых качеств и служебного роста. Помимо самоуправления, важную роль играют и общеорганизационные меры, направленные на рациональное использование рабочего времени сотрудников.

Необходимым условием повышения эффективности деятельности ОВД является внедрение компьютерных технологий. Разработка и внедрение научных форм организации труда осуществляется в инновационном процессе - целенаправленном совершенствовании деятельности органов внутренних дел. При этом особенность процесса заключается в том, что по отношению к целям и задачам правоохранительной деятельности инновационный процесс всегда вторичен. Поэтому внедрение компьютерных технологий должно полностью соответствовать законодательству, регулирующему деятельность органов внутренних дел.

Управленческая деятельность отражает систему коммуникаций внутри подразделения. Её цель - обеспечить соответствующей информацией руководителей, ответственных за достижение конкретных результатов и показателей оперативно-служебной деятельности. Управленческая деятельность подразумевает учет, сбор и обработку информации в целях планирования, управления и контроля в рамках данной организации.

Уже более полувека существуют и развиваются так называемые автоматизированные системы управления сложными объектами: предприятиями, энергосистемами, отраслями, сложными участками производства, различными организациями и подразделениями.

Автоматизированная система управления (АСУ) - это комплекс технических и программных средств, совместно с организационными структурами (отдельными людьми или коллективом) обеспечивающий управление объектом (комплексом) в производственной, научной или общественной среде.

Цель разработки и внедрения АСУ - улучшение качества управления системами различных видов, которое достигается по двум основным направлениям:

своевременное предоставление с помощью АСУ полной и достоверной информации управленческому персоналу для принятия решений;

применение математических методов и моделей для принятия оптимальных решений.

В настоящее время в научной литературе вместо термина АСУ чаще используется термин информационные системы управления (ИСУ)

Внедрение ИСУ обычно приводит к совершенствованию организационных структур и методов управления, более гибкой регламентации документооборота и процедур управления, упорядочению использования и создания нормативов, совершенствованию организации производства. ИСУ различают по выполняемым функциям и возможностям информационного сервиса. Наиболее активно ИСУ используются на производстве, однако в ОВД возможно внедрение ИСУ для решения управленческих задач.

Информационные системы управления представляют собой человеко-машинные комплексы, включающие в себя, помимо специалистов, совокупность программных и аппаратных средств, системы передачи информации, ее обработки и использования, при помощи которых осуществляется процесс управления с контролем отдельных его этапов и конечных результатов.

В настоящее время ИСУ имеют самое широкое применение в различных сферах управленческой деятельности. Автоматизация управления органами внутренних дел - это разновидность ИСУ специального назначения. В органах внутренних дел, так же как и в других подобных системах, главным звеном ИСУ является человек, т.е. каждая выполняемая с помощью средств автоматизации задача контролируется поэтапно уполномоченным на то лицом.

К числу актуальных задач управления, которые ИСУ могут успешно решать с использованием современных информационных технологий в экспертно криминалистических подразделениях органов внутренних дел, относятся следующие:

анализ и оценка оперативной обстановки;

проведение расчётов по оптимальному использованию сил и средств, при выполнении оперативно-служебных задач;

обслуживание и пользование централизованными информационно-справочными банками данных;

регулирование потоков управленческой информации в специальных каналах связи и обеспечение режима доступа к информации;

* организация архивного хранения и некоторые иные задачи.

Внедрение ИСУ в практику возможно при решении в системе органов

внутренних дел вопросов комплексной обработки оперативно-служебной информации. Комплексная обработка информации (КОИ) представляет собой рациональный, скоординированный и непрерывный процесс. КОИ даёт логическую основу сбора, систематизации и обработки управленческой информации, требует четкой структурированности информации в соответствии уровнями управления. Каждому звену должна соответствовать определенная совокупность данных, необходимых и достаточных для управления.

Использование персональных компьютеров для научно обоснованной обработки управленческой информации позволяет внедрять в экспертно криминалистические подразделения органов внутренних дел такую форму научной организации управленческого труда (НОУТ), как автоматизированные рабочие места.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - это комплекс технического оборудования, которым оснащается индивидуальное рабочее место сотрудника экспертно-криминалистического подразделения, которое позволяет ему осуществлять в полном объёме свои функциональные обязанности. Подобная система организации труда повышает эффективность содержательной оперативно-служебной деятельности, т.е. способствует успешному решению ряда предметных задач.

Технологическое и социальное направления внедрения НОУТ в деятельность экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) органов внутренних дел во многом сопутствуют друг другу и решают общие задачи. Компьютеризация рабочих мест, условия труда в служебных помещениях, мобильность в деятельности сотрудников, сокращение документооборота, безопасность функционирования подразделения, оперативность реагирования на информацию о происшествиях и некоторые другие аспекты внедрения научных разработок совершенствуют служебную деятельность.

Сущность НОУТ заключается в поэтапном совершенствовании процесса управления, каждый этап решает собственные задачи и обладает свойственными ему организационно-правовыми формами деятельности. Последовательное решение всех задач является основой успешного внедрения НОУТ в ЭКП ОВД.

НОУТ в ЭКП ОВД за счёт информатизации управления позволяет достигнуть следующих целей:

повышение научной обоснованности и качества принимаемых решений благодаря использованию математических методов и моделей;

повышение гибкости управления, его способности реагировать на изменения условий деятельности органов внутренних дел;

повышение оперативности управления за счет своевременной и целенаправленной подготовки информации для принятия управленческих решений;

повышение производительности труда лиц, принимающих управленческие решения;

снижение затрат на управленческую деятельность 3 .

В связи с развитием науки управления и применением принципов научной организации труда, в настоящее время, в органах внутренних дел выделяют два направления совершенствования деятельности: организационно-тактическое, которое охватывает комплекс мер, способствующих повышению эффективности труда сотрудников органов внутренних дел за счет наилучшей организации и тактики осуществления трудовых операций, и техническое, заключающееся в использовании различных технических средств, позволяющих сократить время на выполнение работ, устранить излишние перемещения работников.

Введение

Актуальность исследуемой проблемы. Планирование в системе управления организацией играет ведущую роль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако в результате рыночных преобразований экономики России планирование как институт был практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, что это одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос о планировании остро встал на всех уровнях управления. Совершенствование системы управления современной организацией является одним из главных направлений повышения эффективности общественного производства.

Таким образом, совершенствование управления современными организациями различных отраслей является актуальной проблемой, решение которой требует создания качественно новых эффективных систем управления: это должны быть системы реального времени, системы "быстрого реагирования", системы оперативного управления организациями, наконец системы оперативного инновационного менеджмента.

Целью данной работы является анализ и совершенствование управления на предприятии.

Исследовать теоретические аспекты управленческой деятельности предприятия; - дать оценку управленческой деятельности предприятия; - разработать управленческие решения по совершенствованию деятельности предприятия.

Предметом исследования является разработка мер по повышению эффективности управленческой деятельности предприятия. Объектом исследования выбрано предприятие ООО "Виртек"

Теоретические основы совершенствования системы управления

Управленческая деятельность как социально-экономическое явления

Управленческая деятельность является сложным и многообразным социально-экономическим явлением и обладает рядом особенностей, выделяющим ее как специфический объект экономического исследования. Управленческий труд, с одной стороны, выступает как средство общественного производства и зависит от уровня развития производительных сил, а с другой - выражает общественные отношения людей в условиях кооперации труда, отражая тем самым специфический характер производственных отношений данной формации. В экономической литературе до последнего времени отсутствует единый подход к определению сущности управленческого труда. Так Н.П. Беляцкий подчеркивает, что "управленческий труд - это процесс потребления качеств управленца, положительная творческая деятельность, а его содержание "можно представить как структуру затрат умственной и физиологической энергии трудящихся при исполнении трудовой функции". В определение О.С. Виханского, А.И. Наумова управленческий труд определяется как процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ее целей. Он включает те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной деятельности, с целевой ориентацией этой деятельности . Б. Мильнер в содержание управленческого труда включает способность и умение вырабатывать цели, определять ценности координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности.

"Содержание управленческого труда заключается в том, чтобы обеспечить общее руководство процессом функционирования и развития системы управления и в том, чтобы выполнить свои функции по отношению к объекту управления - производству" - пишет Г.Х. Попов. Управленческая деятельность, по мнению Файоля, содержит в себе предвидение, организацию, распорядительство, координирование и контроль, именно реализация управленческих функций является с его точки зрения источником эффективности системы менеджмента. Другими учеными дается сходное определение, включающее в себя "процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации". Определение содержания работы менеджера постепенно переходит в определение самого управления, в частности, Друкер П. считает: "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".

Управление - это способность находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации, используя многовариантную систему воздействия на окружающих.

Существующие до сих пор различные мнения по данному вопросу свидетельствует, что управленческий труд представляет собой вид трудовой деятельности, для которого характерна прежде всего трудность определения непосредственных результатов, поскольку он связан с организацией и управлением работников, которые непосредственно создают материальные ценности.

Управленческий труд предполагает совместную деятельность кадров управления, выражает необходимость установления определенных связей между ними и работниками, непосредственно занятыми в производственном процессе, а также отношениями между самими кадрами управления, занятыми в сфере управления под руководством единого организующего центра, который не только связывает всех работников занятых этим трудом, в единое целое, но и координирует их деятельность. Управленческий труд - это специфический вид умственной деятельности (частично физический), направленный на руководство людьми с помощью определенных методов, а через них - на ход производственного процесса.

Производственный и управленческий труд имеет одинаковую цель и результат. Однако у управленческого труда имеется своя специфика. Функции и операции, составляющие содержание управленческого труда, независимо от иерархического уровня управления, можно представить в виде циклической схемы, включающей три этапа.

На начальном этапе управленческий труд связан с разработкой стратегии, достижения цели, путей их обоснования. Здесь особое значение приобретает умение руководителей привлечь коллектив в этот процесс. На втором этапе идет планомерный процесс организации выполнения поставленной цели (разделение цели на этапы, элементы и доведение их до каждого подразделения и исполнителя, их мотивирование). На третьем этапе главное внимание уделяется регулированию, координации работ и их контролю. На этом этапе важное значение придается корректировке и своевременному уточнению целей и т.д. Сегодня трансформация управленческого труда происходит не только под воздействием научно-технического прогресса и радикальных перемен в экономике как переход к рыночным отношениям, разгосударствление, и т.д. Все это вносит существенные изменения в содержание управленческого труда:

Процесс усложнения управленческого труда, рост его творческой направленности, вызванное прежде всего внедрением компьютерной техники;

Внедрение без документационной информационной технологии возможность которой предоставляет компьютерная техника;

Повышение ценности информации;

Резкое сокращение длительности управленческого цикла, вызванного распространением программных видов техники и технологии.

В современных условиях сформировалась новая система разделения труда в управлении, который приобретает коллективную направленность:

Непосредственные производители приобретают статус субъекта управленческого труда, участвуют во всех фазах управленческого цикла;

Создается материальная основа единственной кооперации управленческого труда, т.к. возникает тесная взаимозависимость руководителей и непосредственных производителей. Именно такая социально-экономическая форма управленческого труда может расцениваться как адекватная природе рыночных отношений, поскольку она способна обеспечить действующую и эффективную реализацию функций управления совместными, коллективными действиями в достижении поставленных целей.

по праву и юриспруденции на тему «Совершенствование управленческой деятельности органов внутренних дел на основе разработки и реализации целевых программ»

На правах рукописи ¿7 /. М. ^

Дубинина Наталья Михайловна ^ ^ ^

ГОВЕРШЕНСГВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ И ЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, 1ЕТОДИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)

еннальность: 12.00.13 - управление в социальных и экономических системах (юридические аспекты); правовая информатика;

применение математических методов и вычислительной техники в юридической деятельности

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва-2000

Диссертация выполнена на кафедре управления и информатики Московского юридического института МВД России

Научный руководитель -

Заслуженный деятель науки Российской Федерации доктор юридических наук, профессор Малков Вадим Дмитриевич

Официальные оппоненты -

Заслуженный юрист России доктор юридичесю

наук, профессор

Вицин Сергей Ефимович

Заслуженный юрист России кандидат юридар ских наук, профессор Ипакян Александр Павлович

Ведущая организация -

Государственное учреждение «Всероссийси научно-исследовательский институт» М1 России

Защита состоится «¿^ » ^ 2000 года в « /^ » часов на за<

дании диссертационного совета Д.052.04.02 в Московском юридическом инст туте МВД России (117437, Москва, ул. Волгина, 12).

С диссертацией можно ознакомиться в специальной библиотеке Московско юридического института МВД России. Автореферат разослан « гч

» ¿2<-С 1999 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук старший научный сотрудник

И.В. Голован

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Одним из важнейших резервов повышения эффектности и качества оперативно-служебной деятельности органов внутренних ел, функционирующих в настоящее время в условиях радикальных социально-кономических и политических преобразований, масштабных кризисных явле-ий во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, резкого усложнения риминогенной обстановки, являются меры, осуществляемые в системе МВД оссии по совершенствованию управления. Повышение эффективности функ-ионирования органов внутренних дел на основе совершенствования управления объективная необходимость современного этапа их развития, подтверждаемая эебованиями ведомственных нормативно-правовых актов. В связи с этим акту-тьной задачей науки и практики является поиск конкретных путей и средств нтенсификации деятельности органов внутренних дел на основе более полного детального раскрытия резервов управления и его центрального элемента -правленческой деятельности.

Анализ многочисленных научных работ, посвященных тематике управле-яя органами внутренних дел (Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, Л.Ш. Берека-лили, Н.И. Буденко, В.З. Веселого, С.Е. Вицина, В.Н. Воробьева, Г.М. Воскре-iHCKoro, Г.П. Герта, А.П. Герасимова, Г.Г. Зуйкова, H.H. Иванова, А.П. Ипакя-1, JIM. Колодкина, А.П. Коренева, А.Н. Косачева, С.С. Маиляна, А.Ф. Мандата, В.Д. Малкова, В.А. Малюткина, Э.П. Масленникова, А.Х. Миндагулова, .Б. Михайловской, А.П. Полежаева, А.Н. Роши, В.Ф. Сухарева, Г.А. Туманова, .С. Чернявского, Н.Д. Шелякина, Е.Ф. Яськова и др.), свидетельствует о боль-ом внимании к проблемам совершенствования управления, глубоком освеще-т его общих вопросов. Вместе с тем в этих работах, на наш взгляд, недоста-1Чно раскрыты методические, технологические и организационно-правовые яекты совершенствования управления. Не даны операциональные определения ¡пользуемых понятий, ощущается дефицит в экспериментально проверенных фавленческих моделях и алгоритмах, что затрудняет обеспечение наиболее)фективного использования имеющихся в распоряжении органов внутренних:л сил и средств в борьбе с правонарушениями, осложняет поиск оптимальных эрм и методов их деятельности, не позволяет четко сформулировать цели и за-

дачи совершенствования организационной работы органов внутренних дел конкретных условиях их функционирования, выявлять направления и разрабг гаватъ конкретные мероприятия в этой области. Теоретическое рассмотрели этих вопросов и внедрение в практику результатов исследования повысит в це лом уровень управленческой деятельности органов внутренних дел, т.е. позволи глубже анализировать, надежней прогнозировать и тем самым эффективнее вл* ять на процессы борьбы с преступностью, охраны общественного порядка безопасности1.

Совершенствование управленческой деятельности должно рассматривав ся в рамках организации и функционирования целостной системы управления основываться на применении комплексного подхода, позволяющего увидет управление не только в единстве его целей, ресурсов и конечного результат деятельности, но и, что особенно важно, практически организовать это едина во во всех его элементах. Собственно говоря, такой подход должен быть присуг любой системе социального управления, объединяющей механизм (цель, задач! функции, методы), структуру (управляемая и управляющая подсистемы и их сс отношение в статике, кадры, техника) и процессы управления (реальное фуш ционирование, т.е. система в динамике).

Сложность задач, решаемых в процессе организации и функционировав органов внутренних дел, приводит к объективной потребности глубокой прор< ботки комплексных проблем совершенствования их управленческой деятельш сти на плановой основе. При этом важно учитывать общие закономерности ра: вития государственного аппарата в целом, повышение требований к аппарат управления, необходимость более рациональной его организации на основе вн(ярения современных информационных технологий. В Послании Президеш Российской Федерации Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 года осво(ние современный технологий управления названо одним из важных направлени преобразований. "«Они должны привноситься в практику исполнительной власт и государственной службы в процессе реформирования, которое само должв строиться на базе этих технологий. Другим каналом освоения новых управле!

" В диссертационной" работе выражение «управленческая деятельность органов внутренних дел» использует для характеристики внутриорганизационной деятельности, связанной с осуществлением основных фунта управления. В нормативных актах МВД России выражения «управленческая деятельность органов внутреин. дел» и «управленческая деятельность в органах внутренних дел» используются как взаимозаменяемые.

(еских технологий должна стать система образования и повышения квалифика-irai кадров государственных служащих»2.

Одним из перспективных направлений решения комплексных проблем со-ершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел может биться широкое применение программно-целевой методологии, основная идея:оторой состоит в определении целей развития той или иной системы и разработке взаимоувязанных программ, обеспечивающих достижение этих целей. В даработке программно-целевого метода планирования и его практическом при-кнении достигнуты определенные успехи. Накоплен большой опыт в разработ-:е и реализации региональных комплексных программ борьбы с преступностью,)днако до сих пор не используется весь потенциал программно-целевого метода.)тсутствует опыт его применения в совершенствовании управленческой дея-ельности органов внутренних дел. В значительной степени это объясняется не-ешенностыо ряда методологических, методических и организационно-лавовых проблем программно-целевого планирования применительно к совер-тенствованию информационных систем и технологий управления.

Не ставя перед собой задачи решения всех этих сложных проблем, автор;елает попытку рассмотрения возможностей применения программно-целевых гетодов для совершенствования существующей управленческой деятельности рганов внутренних дел.

Исследованию общих и прикладных проблем организационного управле-ия на основе системного подхода посвящены многочисленные работы отечест-енных и зарубежных ученых (Р. Акоффа, Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, LH Берга, Л.Ш. Берекашвили, И.В. Блауберга, H.H. Брушлинского, В.Н. Бурко-а, В.З. Веселого, С.Е. Вицина, А.П. Герасимова, H.H. Иванова, А.П. Ипакяна, Ш. Коренева, А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малкова, Э.П. Масленникова, Б.З. Миль-:ера, В.А. Минаева, А.Я. Минина, A.M. Петровского, А.П. Полежаева, В.Ф. Су-арева, Г.А. Туманова, В.В. Черникова и др.). В то же время, к сожалению, во-росы применения программно-целевой методологии для совершенствования правленческой деятельности органов внутренних дел исследовались недоста-очно.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 17.02.1998 г. «Общими силами - к одъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // «Россий-сая газете» от 24.02.1998 г. № 36.

Таким образом, происходящее в настоящее время реформирование системы МВД России, объективно вызвавшее необходимость совершенствования управления и управленческой деятельности на основе использования научных, в том числе и программно-целевых методов, недостаточная разработанность теоретических, нормативно-правовых основ, а также практических вопросов, связанных с разработкой и реализацией программ совершенствования управленческой деятельности в органах внутренних дел и предопределили выбор темы диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка теоретических, методических I организационно-правовых основ совершенствования управленческой деятельно сти органов внутренних дел с использованием программно-целевой методоло гии.

Задачи исследования:

Раскрытие сущности и содержания управленческой деятельности орга нов внутренних дел;

Определение на основе анализа управленческой деятельности органо внутренних дел основных проблем ее совершенствования;

Обоснование необходимости разработки целевых программ совершенст вования управленческой деятельности органов внутренних дел;

Определение содержания и структуры целевых программ совершенство вания управленческой деятельности;

Формирование основных положений организационно-правового обесш чения разработки и реализации целевых программ совершенствован!! управленческой деятельности органов внутренних дел;

Исследование возможностей применения методов моделирования в а вершенствовании управленческой деятельности штабов МВД, УВД;

Объект и предмет исследования.

Объектом данного исследования является управленческая деятельное органов внутренних дел.

Предмет исследовагаи - содержание управленческой деятельности орга-эв внутренних дел, методическое и организационно-правовое обеспечение ее >вершенствования на основе разработки и реализации целевых программ.

В целях конкретизации исследования в диссертационной работе рассмотрим вопросы совершенствования управленческой деятельности штабов МВД, ВД с использованием модельных представлений.

Методология н эмпирическая база исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют: шнейшие философские положения о природе и сущности управленческой дея-:льности, ее объективно-необходимом, целесообразном и творческом харакге-системный подход, обеспечивающий комплексное исследование управленче-сой деятельности; математическое и имитационное моделирование и формали-юанные методы исследования процессов совершенствования управленческой:ятельности в целом и ее отдельных элементов; социологические и сравнитель->правовые методы.

Нормативную базу исследования составляют законодательные акты Рос-шской Федерации, правовые акты органов государственной власти и управле-ля, нормативные акты МВД России.

Эмпирической базой диссертационного исследования являются материалы введенного автором сравнительно-правового анализа основных нормативно-завовых документов органов внутренних дел по проблемам организации травленческой деятельности; результаты конкретно-социологических исследо-гний, проведенных автором среди руководителей служб и подразделений МВД, УВД, УВД субъектов Российской Федерации (более шестидесяти регионов), эоходивших в 1997-1999 годах обучение на Высших академических курсах, а иоке лиц высшего и старшего начальствующего составов органов внутренних;л, обучавшихся на первом, втором и четвертом факультетах Академии управ-:ния МВД России в 1998-1999 годах. Социологическим исследованием в целом свачены 167 респондентов. Экспертные мнения и оценки практических работ-жов послужили основой определения проблем и приоритетных направлений шершенствования управленческой деятельности в органах внутренних дел.

В диссертации нашли отражение материалы исследований других авторе по разработке и реализации целевых программ решения приоритетных пробле в различных сферах жизнедеятельности общества.

В работе использованы также материалы научно-практических конфере! ций, научная литература по теме исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем, по сущес: ву, впервые:

Предпринята попытка комплексного подхода к изучению проблем сове} шенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на оснск разработки и реализации целевых программ;

Рассмотрены организационно-правовые и методические вопросы разр. ботки и реализации целевых программ совершенствования управленческой де: тельности органов внутренних дел;

Сформулирован подход к совершенствованию управленческой деятель» сти штабов МВД, УВД на основе модельных представлений.

Основные положения, выносимые на защиту:

Особенности содержания управленческой деятельности и ее совершено вования в органах внутренних дел в условиях использования современных и формационных технологий;

Факторы, оказывающие влияние на совершенствование управленческ< деятельности;

Понятие целевой программы совершенствования управленческой де тельности органов внутренних дел как разновидности управленческого решени ее структура и содержание;

Организация и правовое обеспечение разработки и реализации целев! программ совершенствования управленческой деятельности органов внутренн] дел;

Формирование подхода к решению задачи совершенствования управле ческой деятельности штабов МВД, УВД на основе моделирования;

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение данной работы определяется комплексной разра-откой проблем совершенствования управленческой деятельности органов внут-енних дел на основе разработки и реализации целевых программ, что в опреде-енной степени восполняет пробел в теоретическом осмыслении этих вопросов.

При разработке и реализации комплекса мер, направленных на повыше-ие эффективности управленческой деятельности аппаратов управления МВД,

В разработке нормативно-правовых документов системы МВД России по овершенствованию управленческой деятельности органов внутренних дел раз-ичных уровней на основе программно-целевой методологии;

В подготовке и проведении управленческих имитационных игр в системе рганов внутренних дел;

В повышении уровня управленческой подготовки работников органов «утренних дел, а также в учебном процессе образовательных учреждений сис-;мы МВД России при преподавании курсов «Основы управления в органах нутренних дел», «Организация управления деятельностью органов внутренних ел», «Информационные технологии управления в органах внутренних дел» и ругйх дисциплин.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования и положения, выно-шые на защиту, прошли апробацию на двух научно-практических конференци-<, состоявшихся в Московском юридическом институте МВД России («Вопро-л совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних;л», апрель 1997 года; «Проблемы совершенствования правоохранительной гятельности органов внутренних дел», апрель 1998 года); на трех Международ-ых конференциях «Информатизация правоохранительной деятельности», проченных в Академии управления МВД России в 1996-1999 годах.

Результаты диссертационной работы, предложения и методические рекомендации автора используются в практической деятельности ГУВД Новосибирской области, УВД Камчатской области, Кисловодского городского отдела внутренних дел, а также в учебном процессе Московского юридического института МВД России (при разработке частной методики преподавания учебной дисциплины «Основы управления в органах внутренних дел»). Диссертант принимал участие в научно-исследовательской работе по теме: «Разработка модельной компьютерной системы управления ОВД» (п. 1.23 плана НИД Академии управления МВД России на 1998/1999 гг.).

Объем и структура диссертации.

Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК России: Она состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы; определяются цели и задачи работы, ее объект и предмет; излагаются методы исследования, его методологическая и эмпирическая основы; раскрываются положения, обосновывающие научную новизну, теоретическую и практическую значимость результатов; формулируются основные положения, выносимые на защиту; приводятся сведения о научной и практической апробации результатов проведенного исследования.

В первой главе «Теоретические основы современных подходов к совершенствованию управленческой деятельности органов внутренних дел» проанализированы основные проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел, обосновано применение и раскрыто содержание системного подхода в исследовании этих проблем.

Автор показывает, что один из концептуальных ориентиров происходящего в настоящее время реформирования органов внутренних дел может быть свя зан с разработкой и внедрением в практику информационно-технологическо{

истемы непрерывного совершенствования управленческой деятельности. Такой одход предполагает создание специального механизма, который обеспечивал ы развитие и совершенствование системы управления, оптимизацию ее струк-уры и управленческих процессов в соответствии с постоянно изменяющимися словиями. Речь, таким образом, идет об отказе от эпизодических мер по со-ершенствованию управленческой деятельности и переходе к более современ-ым динамическим подходам адаптивного планирования и управления в соот-етствии с изменяющейся средой. При этом требования рациональности и эф-1ективности функционирования органов внутренних дел не теряют своего зна-ения, так как одновременно происходит отбор наилучших нововведений в це-ях достижения стабильности и развития системы управления.

Результаты проведенного социологического исследования показали, что уществующие в настоящее время подходы к совершенствованию управления и правленческой деятельности в органах внутренних дел во многом носят субъ-ктивный характер (такой ответ дали 87,4 % респондентов). В каждом конкрет-:ом случае вопросы улучшения организации и функционирования системы ре-таются в зависимости от возможностей органа внутренних дел и инициативы отрудников. Принимаемые в этих целях меры, являясь результатом сознатель-юй и целенаправленной деятельности, как правило, не отвечают требованиям омплексности и непрерывности, проводятся эпизодически (71,3 % респонден-ов), не в полной мере используются научные рекомендации. По своему содержанию, методическому и организационно-правовому обеспечению совершенст-ование управленческой деятельности не обладает пока еще необходимым един-твом всех своих элементов и не всегда достаточно четко увязано с другими мерами, обеспечивающими комплексное развитие системы МВД России.

Такое положение дел определяется наличием ряда нерешенных проблем, лавные го них, по мнению автора, связаны с отсутствием механизма совершен-твования, слабой разработанностью системы интеллектуального обеспечения финятия решения в этой области на основе объективно измеримых показателей I формализованных критериев оценки состояния управленческой деятельности фганов внутренних дел. Это приводит, в частности, к тому, что проблема оценен существующего (текущего) и целевого (желательного) состояний управленче-;кой деятельности разрешается в конкретных случаях руководителями органов

внутренних дел, а также специально созданными аппаратами для осуществлен!« управленческих функций, на основе субъективных характеристик и предпочтений. То же можно сказать и в отношении определения приоритетов, выбора путей, методов и средств совершенствования управленческой деятельности. Положение усугубляется естественным недостатком у руководителей опыта и знанщ по разработке и реализации программ совершенствования управленческой деятельности (больших проектов). К тому же, решения по совершенствовании управленческой деятельности органов внутренних дел, как правило, в настояще* время принимаются в условиях неопределенности, а существующие трудносп преодолеваются на основе эвристических методов. Следует заметить, что это" процесс осуществляется в условиях явного дефицита научных разработок, по священных проблемам совершенствования управления на основе моделирова ния, позволяющего по-новому поставить и решить задачи совершенствовани) управленческой деятельности.

Рассмотрение проблемы повышения эффективности управленческой дея тсльности требует создания теоретически обоснованных моделей функций и за дач управления, введения четких операциональных определений общеуправлен ческих терминов и понятий. В контексте решения этих вопросов управленческа; деятельность выдвигается на передний план в качестве одного из важнейши объектов изучения.

Существуют различные направления изучения управленческой деятельно сти: одни из них связаны с математическим подходом (например, теория иссле дования операций, имитационное моделирование, системотехника и др.), друга - с традициями гуманитарных или социальных наук (например, инженерна психология (эргономика), конкретная социология и т.д.). Вместе с тем, в на стоящее время управленческая деятельность еще не выделена в качестве само стоятельного объекта юучения.

Остановившись подробно на вопросах системно-структурного рассмотре яия управления и управленческой деятельности в органах внутренних дел, в ра боте преследовалась цель получения ответа на важные методологические вопро сьГо содержании и носителях управленческой деятельности, о разграничена ироцесса и результата деятельности. Управленческая деятельность рассматрива дась в качестве центрального элемента всей системы управления органами вну!

гнних дел. Именно эта деятельность определяет состояние и уровень эффектности совместной работы различных служб и подразделений при решении вставленных перед ними задач.

Основу управленческой деятельности составляют определенная методоло-1я, технология и логика. Содержание этой деятельности рассматривается как змплекс действий руководителей и иных субъектов управления, организующих >уд подчиненных им коллективов, и операционально может быть представлено:рез процедуры выработки и реализации различных управленческих решений, >держащих постановку целей, используемые трудовые и материальные ресур-.1, пути и средства достижения целей, а также формы организующей деятельно-:и субъектов и объектов управления в реализации решений. Основу управлен-хкой деятельности субъектов управления составляют действия руководителей работников специально созданного аппарата по выполнению основных функ-т управления. Управленческая деятельность органов внутренних дел направ-;на на организацию их предметной деятельности.

Управленческая деятельность является сложной системой, состоящей из инородных взаимосвязанных элементов (цель, задачи, функции, методы, сред--ва, результат и сам процесс), каждый из которых имеет свой особый закон раз-ггая, реализуемый с помощью специфических механизмов. Познав законы и 1кономерности развития управленческой деятельности, мы можем планировать, эоектировать и управлять ею, т.е. поставить и решить задачу ее совершенство-1ния. При этом должна быть учтена специфика осуществления управленческих ункций в. современных условиях, когда их часть передается организационной;хнике (в том числе вычислительной). Это приводит к изменению структуры, гханизмов и процессов управленческой деятельности. В более широком смысле:чь следует вести о проектировании и распределении деятельности в человеко-ашинной информационной системе управления органами внутренних дел.

На основе анализа сущности и содержания управленческой деятельности в)ганах внутренних дел, в первой главе делается вывод о том, что прогрессив-ле преобразования в организации управленческого труда тесно связаны с соз-шием информационной инфраструктуры, охватывающей вычислительную тех-всу, средства коммуникации, методическое и программное обеспечение, пото-I информации, методы обработки данных, базы данных и знаний, модели, ме-

тоды и способы анализа информации и выработки управленческих решений. Прк этом применение средств вычислительной техники и связи рассматривается как основа автоматизированных информационных технологий управленческой деятельности, включающих в себя совокупность средств, методов и способов сбора, обработки, передачи, хранения и поиска данных, необходимых специалистам v руководителям для принятия обоснованных решений на всех стадиях управленческого цикла.

Современные подходы к совершенствованию управленческой деятельности должны основываться на использовании теоретических и прикладных исследований как общих проблем организационного управления, так и проблеь-управления органами внутренних дел. Обзор литературы, посвященной анализ} управленческой деятельности и управленческих отношений свидетельствует с том, что поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность управления органами внутренних дел, должен опираться на системно-информационное моде" лирование процессов управления разных уровней и разных звеньев системь МВД России. Используя основные принципы и алгоритмы решения проблем совершенствования управленческой деятельности, моделирование выступает ме тодологической основой разработки проектных решений в данной области. Онс обеспечивает на практике научно-методическое, техническое и организационно правовое разрешение основного противоречия, суть которого заключается в не соответствии сложившейся практики управления органами внутренних дел тре бованиям интенсификации их деятельности.

Разработка новых подходов предполагает обоснование новых технологий методик и процедур повышения эффективности управленческой деятельности Подобные процедуры должны отражать содержательную сторону различны) этапов проектирования информационных систем и технологий управления. One режающая оценка проектируемых систем и процессов управления позволит из бежать многих Ошибок и проблем в деле совершенствования управленческо] деятельности. К сожалению, в настоящее время в органах внутренних дел отсут ствуют технологии проектирования информационных систем и процессов на ос яове четких алгоритмов, методов, методик и инструментальных средств. Широ ко рекламируемые различными фирмами методологии перепроектирован!! предметной деятельности (например, реинжиниринг бизнес-процессов) являют

ся «know-how» зарубежных фирм и не имеют широкой отечественной апробации в крупных государственных структурах.

Автор отдавал себе отчет в том, что серьезная постановка и решение обозначенных проблем под силу только коллективу разработчиков при наличии следующих компонент: заказчика, концепции совершенствования, задания на разработку программы, разработки вариантов программы и выбора наилучшего из них, разработки необходимой документации. Поэтому в диссертационной работе большее внимание уделено теоретическим аспектам затронутых проблем.

Среди основных трудностей, возникающих у руководителей органов внутренних дел при принятии решений по всему комплексу вопросов совершенствования управленческой деятельности, можно выделить следующие:

Отсутствие методологических и методических разработок, а также достаточного практического опыта по совершенствованию;

Отсутствие формализованных критериев и методов оценки существующего состояния управленческой деятельности;

Сложность выбора приоритетных направлений, целей и задач совершенствования;

Необходимость взаимоувязки организационно-правовых и технических решений по совершенствованию управленческой деятельности;

Поиск средств (финансовых, технических, информационных и т.д.) и квалифицированных исполнителей;

Формирование нормативно-правовой базы разработки и функционирования новых информационных систем и технологий управления;

Определение сроков разработки и реализации программ совершенствования.

Перечисленные трудности не позволяют принимать оптимальные решения по совершенствованию управленческой деятельности в органах внутренних дел. Методологическим ориентиром для решения возникающих здесь проблем должен стать системный подход, использующий специальные технологии и методы разработки и реализации целевых программ. Основная идея такого подхода в нашем случае заключается: в выявлении целей совершенствования; разработке взаимоувязанных программ, обеспечивающих достижение этих целей; определе-

нии последовательности мероприятий программы и их исполнителей; распределении ресурсов, ориентированных на цели.

Во второй главе «Методология и организационно-правовое обеспечение разработки и реализации целевых программ совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел» рассмотрены примерные структура и содержание целевых программ совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел, а также организационно-правовое обеспечение их разработки и реализации.

Целевые программы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел в наибольшей степени отвечают требованиям комплексного решения неотложных проблем реорганизации управленческого процесса. Комплексный характер содержания программы заключается, прежде всего, в том, что основные направления совершенствования управленческой деятельности должны быть непосредственно увязаны с развитием организационных форм и методов управления и охватывать все основные управленческие функции. При этом под целевой программой следует понимать согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс мероприятий, направленных на совершенствование всестороннего обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел. Разработанный и реализованный комплекс мер по совершенствованию управленческой деятельности, форм, методов и технологии ее осуществления призван способствовать:

Повышению эффективности правоохранительной деятельности органов внутренних дел в целом;

Рациональной регламентации управленческой деятельности и созданию оптимальных условий ее осуществления (информационно-технологических, материально-технических, организационно-правовых, психологических и др.);

Внедрению рациональных форм, методов и приемов управленческой деятельности на оснЬве использования научных подходов к постановке и решению задач, применения компьютерной техники, средств и систем связи;

Повышению результативности труда работников аппарата управления;

Укреплению исполнительской дисциплины, созданию условий для творческой работы, путем переложения рутинных операций на средства автоматизации;

Улучшению работы по подбору, качеству подготовки и регулярной аттестации управленческих кадров, обеспечению здорового психологического климата в коллективе.

Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, ориентироваться на эффективное решение поставленных задач и характеризоваться конкретными (по возможности количественно выраженными) конечными результатами, достижение которых достаточно для решения программной проблемы.

Проблемы при этом выступают объективными условиями целеполагания, которые не только ориентируют на достижение конечных результатов, но и предопределяют набор необходимых путей и средств достижения целей. Среди средств следует различать как ресурсные, так и организационные, и, прежде всего, саму целевую программу, предусматривающую тот или иной организационный механизм реализации цели. Такой механизм предполагает создание специальных органов управления процессами разработки и реализации программ. Разработка и реализация мер по совершенствованию управленческой деятельности может привести к изменению (уточнению) задач и компетенции органов управления и их организационной перестройке.

Выбор и обоснование целей представляют определенные сложности, вызванные следующими обстоятельствами.

Возможными субъективными искажениями в восприятии потребностей, когда нет четкого ответа на вопрос, какая потребность не получает удовлетворения в практике управленческой деятельности;

Возможным рассогласованием между целью управленческой деятельности и критериями, по которым она оценивается. Такого рода несогласованность, например,^мржет возникать в случаях, когда содержание цели связано с каким-либо изменением.состояния управленческой деятельности как объекта воздействия и совершенствования, а критерием оценки выступают количественные и качественные параметры различных аспектов функционирования организационной структуры, призванной реализовать данную цель;

Противоречием промежуточных целей (подцелей и задач), определенных в результате декомпозиции главной цели, как с общей целью, так и друг с другом. Дефект декомпозиции цели может привести к тому, что вступят в противо-

речия комплексы подпрограмм и реализующие их мероприятия (задания), сроки их реализации, ресурсы, исполнители и ожидаемые результаты;

Нереальностью безусловного достижения намеченных целей в социальных системах, где действуют вероятностные законы и закономерности. Поэтому при рассмотрении проблем совершенствования управленческой деятельности следует говорить о достижении цели в вероятностных категориях, что влечет за собой необходимость обоснования и выбора «решающего правила», т.е. условия, при выполнении которого цель может считаться достигнутой.

Кроме этих трудностей, существуют и другие факторы, затрудняющие трансформацию потребностей совершенствования управленческой деятельности в органах внутренних дел в цели и задачи программы. Один из путей преодоления этих трудностей видится в проведении многовариантных расчетов на основе специально разработанных математических моделей, учитывающих разнообразие форм удовлетворения потребностей совершенствования управленческой деятельности. Активным элементом специально разрабатываемых моделей должны являться субъекты организационной структуры со своим восприятием и пониманием целей, способов их достижения и т.д. По сути дела речь идет о разработке и использовании имитационных моделей и деловых игр для совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел.

Разработке программ совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел должно предшествовать формирование соответствующей концепции, содержащей основные идеи, направления и целевые установки решения программных проблем, круг задач по каждому направлению осуществления и совершенствования управленческой деятельности, состав материально-технических, информационных, временных и других ресурсов, а также методическое и организационно-правовое обеспечение совершенствования управленческой деятельности. Другими словами, концепция представляет собой единый замысел, содержаний постановку и пути решения выявленных проблем.

Концепция совершенствования управленческой деятельности должна, по мнению автора, быть оформлена в виде единого нормативного документа, ут-«ерждаемого приказом соответствующего руководителя. Она включает преамбулу (общие положения) и содержание по следующим структурным блокам: состояние и проблемы управленческой деятельности; цели и задачи совершенство-

вания управленческой деятельности; предпосылки и основные принципы совершенствования управленческой деятельности; основные направления совершенствования управленческой деятельности; организация совершенствования управленческой деятельности; ожидаемые результаты.

Одним из главных вопросов, решаемых концепцией совершенствования управленческой деятельности, должно стать выявление ограничений на ресурсы и согласование последних с целями развития органов внутренних дел и совершенствования их систем управления. В связи с этим, важное значение приобретает сопоставление целей и характеризующих их целевых нормативов с прогнозом развития используемых ресурсов и самих органов внутренних дел. Именно с помощью программ осуществляется увязка целей совершенствования и необходимых для этого ресурсов. При этом в концепции следует отразить и сбалансировать перечень намечаемых к разработке программ, затрагивающих основные направления совершенствования управленческой деятельности.

Основные особенности программного подхода к решению задач совершенствования управленческой деятельности будут заключаться в следующем:

Программа занимает центральное место в общей совокупности мероприятий по совершенствованию системы управления органов внутренних дел;

Программа ориентируется на конечный результат - повышение уровня управленческой деятельности;

Программа рассматривается как целостный объект разработки и реалгоа-,ции и наделяется необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми и другими ресурсами;

Разработка и управление программой осуществляется либо специально созданным органом, либо путем перераспределения прав и обязанностей существующих управленческих структур.

Специфические характеристики программ совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел позволяют определить их как стратегические, комплексные, нормативные управленческие решения, реализуемые на конкретном временном интервале с целью удовлетворения потребностей органов внутренних дел в существенном положительном изменении состояния их управленческой деятельности, решения неотложных проблем реорганизации информационных систем и технологий управления.

В соответствии с многообразием проблем и задач совершенствования управленческой деятельности, способов и средств их решения, по нашему мнению, можно выделить несколько типов программ в зависимости от:

Широты охвата уровней и звеньев системы управления (программы совершенствования управленческой деятельности системы МВД России, отдельных ее уровней и звеньев, служб и подразделений);

Функциональной направленности, определяемой основными функциями управления (планирования, контроля, организации системы и т.п.);

Сроков реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

Инициаторов разработки (МВД России, МВД, ГУВД, УВД, горрайлинор-ганы) и др.

В каждом конкретном случае программа может быть подвергнута детализации, которая приводит, в конечном итоге, к разработке дерева подпрограмм (со своей структурой и взаимосвязями элементов), раскрывающего содержание исходной проблемы совершенствования управленческой деятельности.

Анализ опыта разработки целевых программ, научной литературы по организационно-методическим вопросам подготовки и реализации программ позволяет предложить следующие разделы программ совершенствования управленческой деятельности: 1) содержание комплексной проблемы и необходимость ее решения программными методами; 2) основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы; 3) основные направления решения проблемы и система программных мероприятий; 4) ресурсное обеспечение программы; 5) порядок и сроки выполнения мероприятий программы; 6) организация управления программой и контроль за ходом ее реализации; 7) оценка ожидаемой эффективности программы; 8) паспорт-программы.

Примерный перечень основных разделов программ совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел в каждом конкретном случае подлежит1 уточнению в зависимости от исходной постановки задачи, субъектов и объектов системы управления, ее уровней и звеньев, комплексных управленческих проблем, решаемых программно-целевым методом. Само же содержание разделов в значительной степени определяется принадлежностью про-¡раммы к тому или иному типу программ в соответствии с предложенной клас-(ификацией и приобретает конкретное очертание в ходе разработки программы.

Совершенствование управленческой деятельности на основе соответствующих программ требует определенного организационно-правового обеспечения. .

В диссертационном исследовании организационно-правовое обеспечение разработки и реализации программ совершенствования управленческой деятельности рассматривается как совокупность организационно-правовых средств, направленных на создание определенных условий для разработки и реализации программ. Проведенное исследование организационно-правовых вопросов в соответствии с подготовительным и основным периодами разработки программы, а также стадией ее реализации позволило сделать вывод о возможности и целесообразности подготовки в МВД России специального нормативно-правового акта - «Основные положения по разработке и реализации программ совершенствования управленческой деятельности в органах внутренних дел». Содержание этого документа должно включать: общее определение программ; принципы их разработки и реализации; критерии выбора основных направлений и задач совершенствования управленческой деятельности. В этом документе необходимо также отразить общий порядок разработки и реализации программ, их методическое и организационно-правовое обеспечение, включая процедуру согласования и утверждения разработанного проекта программы. Особо важно закрепление в нем взаимоотношений участников (заказчика и разработчика, руководителей работ и специализированных подразделений, рабочих и оперативных групп, временных программно-целевых структур) при разработке и реализации программы, их прав, обязанностей и ответственности.

Рассмотренные диссертантом вопросы организационно-правового обеспечения применения программно-целевой методологии в совершенствовании управленческой деятельности позволили ему предложить проект методических рекомендаций по разработке и реализации целевых программ совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел.

В третьей главе «Совершенствование управленческой деятельности штабов МВД, УВД на основе моделирования» исследуются возможности совершенствования управленческой деятельности на основе модельных представлений, в частности раскрыты особенности применения структурно-вероятностной модели

для формирования концепции совершенствования управленческой деятельности штабов МВД, УВД.

Штабы МВД, УВД, являясь органами управления, призванными в пределах своих полномочий организационно обеспечивать выполнение общесистемных задач, нуждаются в формировании научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию своей деятельности. Объективная потребность в поиске принципиально новых подходов к формированию современной концепции деятельности штабных аппаратов диктуется как неразработанностью этой проблемы в теории, так и задачами чисто практического свойства.

В совершенствовании управленческой деятельности штабов МВД, УВД можно выделить два пути: избирательное улучшение отдельных ее элементов и комплексный подход к решению назревших проблем. В первом случае преимущественно решаются сугубо частные задачи без того, чтобы как-то затрагивать уже сложившиеся основы управленческого процесса в целом. Комплексный (системный) подход к решению проблем совершенствования управленческой деятельности может быть обеспечен путем разработки и последующего внедрения целевых программ, предусматривающих, где это необходимо, внесение серьезных корректив в существующие системы управления, в общий управленческий процесс.

В зависимости от выбранного подхода совершенствования управленческой деятельности могут быть задействованы различные аналитические инструменты: математическое и имитационное моделирование; анализ соотношения «затраты -эффективность»; написание сценариев; теория принятия решений; эвристические методы, сочетающие научные подходы с интуицией и опытом практических работников.

Выявить проблемы управленческой деятельности штабов МВД, УВД, наметить пути- их преодоления, позволяет разработка моделей функциональных структур. В общём случае известны различные формы таких моделей: вербальная, табличная, графическая и т.д. В диссертационной работе предложена матричная форма фрагмента модели функциональной структуры штаба, которая дает возможность путем заполнения ее ячеек конкретизировать виды управленческой деятельности, оценить объемы работ по каждому из них. Это позволяет увидеть «узкие места» деятельности, выделить проблемы, наметить направления

их преодоления, решить целый комплекс вопросов, связанных с нормированием деятельности, определением численности управленческого аппарата и т.п.

Решению комплексных проблем совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на основе разработки и реализации целевых программ должно предшествовать формирование единого документа - концепции, в которой определяются основные идеи, направления и целевые установки реорганизации управленческих процессов в реальной системе управления.

По мнению автора, в разработке концепции совершенствования управленческой деятельности штабов МВД, УВД весьма перспективно использование моделей, которые могут быть реализованы в виде математических (аналитических и имитационных) и наглядных (диаграмм, графиков, схем и т.п.) моделей.

Проанализировав возможности применения моделирования в совершенствовании управленческой деятельности, был сделан вывод о том, что в дополнение к программно-целевым методам целесообразно использовать имитационные управленческие игры и структурно-вероятностные модели.

Имитационные управленческие игры, представляют собой метод имитации процесса выработки управленческих решений в различных проблемных ситуациях. Игровая имитация процессов управления с включением функций планирования, организации, регулирования, контроля и учета, с использованием соответствующей информационной базы позволяет комплексно охватить все компоненты проблемной ситуации, взаимосвязи, ее элементов, поставить участников игры в обстановку условной практики. Использование имитационных игр позволяет заранее учитывать возможные последствия мероприятий по совершенствованию систем и процессов управления как для коллектива в целом, так и для отдельных его работников.

Подход, развиваемый на основе использования структурно-вероятностной модели, может быть использован для совместного определения целей и комплекса мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности штабов МВД, УВД.

Структурно-вероятностный подход позволяет, в частности, по-новому поставить задачу совершенствования, обсудить вопросы ее информационно-аналитического обеспечения. Для этих целей разрабатываются: модельный набор возможных состояний объекта управления; сценарии развития проблемных

управленческих ситуаций. Опыт участия диссертанта в разработке компьютерной системы управления органами внутренних дел, а также проведение модельных экспериментов (в рамках научно-исследовательской работы) полностью подтверждают правильность выводов о том, что развиваемый подход с успехом может быть использован при формировании концепции совершенствования управленческой деятельности штабов МВД, УВД.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и положения, наиболее значимые из которых изложены в тексте настоящего автореферата, а также приведены предложения автора по совершенствованию управленческой деятельности органов внутренних дел.

Основные положения в результаты диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Организационные аспекты совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел // Проблемы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: МЮИ МВД России, 1998. Ч. 1. - 0,2 п.л.

2. Проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на основе разработки целевых программ // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: МЮИ МВД России, 1998. Ч. 2. - 0,3 п. л.

3. Совершенствование управленческой деятельности органов внутренних дел // Международная конференция «Информатизация правоохранительных систем»: Сб. тезисов научных трудов. - М.: Отделение информатизации правоохранительных систем Международной академии информатизации, 1998. Ч. 1. - 0,1 я.л.

4. Не так важно достижение цели, как стремление к ней (о ценности усилия) // Правовая жизнь: философский взгляд. Сборник научных статей адъюнктов и соискателей. - М., 1998. - 0,2 п.л.

5. Частная методика преподавания учебной дисциплины «Основы управления в органах внутренних дел».- М.: МЮИ МВД России, 1999. (участие в авторском коллективе).

6. Вопросы проектирования организационных систем управления в органах внутренних дел // Международная конференция «Информатизация правоохранительных систем»: Сб. тезисов научных трудов. - М.: Отделение информатизации правоохранительных систем Международной академии информатизации, 1999. -0,1 п.л. (в соавторстве).

7. Компьютерная поддержка управленческих решен™ при оказании практической помощи подчиненным органам внутренних дел // Моделирование в управлении органами внутренних дел: Труды Академии управления. - М.: Академия управления МВД России, 1998. - 0,6 п.л. (в соавторстве).

8. Проблемы проектирован™ современных информационных технологий обслуживания деятельности органов внутренних дел // Международная конференция «Информатизация правоохранительных систем»: Сб. тезисов научных трудов. - М.: Академия МВД России, 1995. - 0,1 п.л. (в соавторстве).

9. Некоторые вопросы разработки инфорхмационного обеспечения автоматизированной системы поддержки управленческих решений в аппаратах МВД, УВД // Межвузовская научно-технической конференция «Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими системами в органах внутренних дел»: Сб. материалов научных трудов. - Санкт-Петербург, 1994. -4.2. - 0,1 п.л. (в соавторстве).

10. Использование имитационных игр в совершенствовании управления органами внутренних дел. // Принято к опубликованию в сб. трудов Академии управления МВД России. - 0,7 п.л. (в соавторстве).

11. Совершенствование организации управленческой деятельности органов внутренних дел на основе разработки целевых программ // Принято к опубликованию в сб. трудов Академии МВД России. 0,5 п.л.

Подписано к печати // //_

Объем / п.л. Заказ № 8УЗ. Тираж ¿{У экз.

УОП МЮИ МВД России