Цифровые образовательные технологии как средство развития познавательной активности учеников. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях

Все быстрее и быстрее технологии проникают в нашу жизнь, в том числе и в образование. В мире прочно обосновались учебные онлайн-платформы с набором курсов чуть ли не всех специализаций, становится все меньше людей, которые не слышали о Coursera. Стремительно развиваются технологии искусственного интеллекта, робототехники, виртуальной и дополненной реальностей. Однако закономерен вопрос: готовы ли сами школьники и учителя к таким изменениям? Каково реальное отношение населения к «оцифровыванию» образовательного процесса? Насколько быстрыми и радикальными должны быть эти изменения?
Цифровое образование - широкое понятие. Сюда включаются и массовые открытые онлайн-курсы, и системы управления образованием (LMS), позволяющие осуществлять смешанное обучение, и использование новых технологий: дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, достижений робототехники. Однако на данный момент в России цифровое образование почти не развито даже в контексте прохождения отдельных курсов в цифровой среде, не говоря о проведении химических опытов с помощью виртуальной реальности. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, в дополнительном школьном образовании доля онлайн-обучения - 2,7%. По прогнозам экспертов, к 2021 году доли увеличатся до 1,5% и 6,8% в общем и дополнительном школьном образовании соответственно. При этом школьники все равно постоянно используют мобильные устройства и Интернет. Так почему бы не использовать это в целях обучения? Особенно учитывая то, что численность педагогического состава школ в РФ растет заметно медленнее, чем численность аудитории: так, по данным Росстата, в 2016 году на 15 млн учащихся приходилось чуть больше 1 млн учителей, при этом растет доля родителей, недовольных качеством образовательных услуг: по результатам опроса ФОМ, почти половина родителей отмечают снижение качества школьного образования.
В разрабатываемом документе «Московское образование. Стратегия-2025» появляются такие понятия, как «ПОТОК» (персонализированная образовательная траектория в открытых коллективах) и «РОСТ» (распределенное оценивание в системе талантов), в самих названиях уже есть намек на цифровое образование. Конечно, предложенные в стратегии концепции не относятся исключительно к цифровому образованию, они позволят школьникам не ограничиваться рамками своей школы, но ведь и цифровое образование позволяет достичь той же самой цели. Развитие цифрового образования так или иначе будет происходить, так как же учителям приготовиться к изменениям?

Правда или ложь?
Поскольку цифровое образование в нашей стране только начинает развиваться, его окружает множество мифов. Для того чтобы современные технологии приносили пользу, необходимо, чтобы все заинтересованные стороны понимали, что они несут и как их применять. Давайте разберем основные претензии к цифровому образованию.

Миф 1. Экономия за счет качества образования
Часть родителей и учителей считают, что цифровое образование не обеспечивает достаточного качества образования, что это лишь попытка сэкономить путем сокращения качественного общения с учителем при помощи замены человека экраном. Действительно, как в мире, так и в России все большее распространение приобретает BYOD (bring your own device (англ. «принеси свое устройство»), при котором учащиеся и сотрудники используют свои личные устройства (ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны) в учебных и рабочих целях. Это позволяет организациям сокращать расходы на покупку оборудования, но все больше и больше активности переносится в электронную среду.
Правда: этот тренд распространяется вовсе не из-за того, что «дешево и сердито», а из-за того, что таким образом образование становится доступным. Можно проходить курсы других учебных учреждений (в том числе и зарубежных). Если вспомнить Стратегию-2025, то основная идея «ПОТОКа» - «главное не где, а чему учиться и у кого учиться». Получается, что использование своих устройств может помочь учиться везде, при этом тому, чему хочется, и у кого хочется.

Миф 2. Дистанционное обучение не обеспечивает должного контроля над учениками
Высказываются сомнения в том, что среднестатистический современный школьник или студент в состоянии «постигать азы науки» без контроля нависающего над ним учителя с учебниками наперевес. Для эффективного освоения дистанционных программ обучения действительно требуется определенный набор качеств: высокий уровень самоорганизации, мотивации и нацеленности на самостоятельное формирование качественных знаний и навыков. Изучение психологической готовности российского студента к обучению с использованием технологий дистанционного обучения показало, что многие из студентов российских вузов не готовы к обучению по данным технологиям. Если студенты не готовы, то что уж говорить о школьниках? Ведь даже в силу возраста школьникам свойственна меньшая концентрация внимания, у них нет привычки учиться, да и самоорганизация для большинства из них незнакомое понятие, особенно когда вне школы есть другие, более интересные занятия.
Правда: существуют системы управления процессом самообучения, которые позволяют обучающемуся самому сформировать и реализовать личную траекторию обучения (что опять же является одним из приоритетных направлений для московского и российского образования). Электронный курс с привязкой к календарным датам может упорядочить и систематизировать самостоятельную работу, повысив уровень усвоения теоретических знаний и практических навыков. Онлайн-классы требуют большой самодисциплины и упорства, однако те же качества требуются и при очном контактном обучении - нежелание учиться и непонимание необходимости получения знаний сведут на нет усилия самого лучшего учителя. При этом никто не предлагает оставить школьников учиться самих по себе - учитель и родители всегда будут следить за прогрессом обучающегося, при этом современные технологии еще и придут на помощь: покажут, что дается трудно ребенку (учитель сможет индивидуально обсудить трудную тему с учеником) или же что дается трудно всем (тут уже стоит задуматься об изменении в подаче материала).

Миф 3. Цифровое обучение лишает живого общения
Существуют опасения, что излишнее «оцифровывание» минимизирует контакт учителя и его аудитории, ведь обучение - это не только обмен информацией, но и живое общение. Ученики лишь смотрят видео, при этом нет необходимой социализации, а ведь школа - это общество в миниатюре, и именно там ребенку прививаются навыки общения, в том числе и со взрослыми - учителями.
Правда: не нужно объяснять разницу между хорошим и плохим лектором, когда «оратору» с учительской трибуны самому не интересен его предмет и, напротив, увлеченность заразительна и непосредственно влияет на усвоение информации. Существует пример феномена виртуальных лекций, которые способны влиять на аудиторию, - популярность выступлений на платформе ted.com, когда человек может прийти и провести мини-конференцию на тему волнующих его вопросов и проблем и его голос может достигнуть любого человека с доступом в Интернет. У третьего по популярности видео TED на сайте youtube.com говорящее название - «Школы убивают креативность?».

Стоит также отметить, что полный переход школьного обучения в цифровую сферу точно не состоится в ближайшее время, поэтому пока общению учителя и ученика в том виде, к которому все привыкли, ничего не грозит.

Миф 4. Цифровое обучение - «болтология», оно не дает практических навыков
Люди также скептически относятся к внедрению цифрового образования, усматривая его ограниченность «разговорным жанром», между тем как практические навыки находятся в «слепой зоне». В большинстве случаев под цифровым обучением понимается набор лекций, надиктованных учителем на камеру, которые ученик смотрит, а потом, возможно, проходит тест. Эффективность такого метода обучения, тем более направленного на школьников, вызывает сомнения.
Правда: онлайн-курсы не ограничиваются лекциями и тестами. Все большее распространение, наоборот, приобретают системы, которые предоставляют возможность проведения проектов, совместных работ. Традиционные методы оценки тоже переносятся в цифровую среду - учитель может проверить сочинение не в тетрадке, а на экране, специально созданные сайты и системы проследят за тем, как ученик решает уравнения и задачки по физике. Часто внедряются элементы игры, при этом доказано, что соревновательный элемент игр обеспечивает быстрое усвоение материала и более глубокое погружение за счет эмоций. Лекции и правда занимают большое место в цифровом образовании, но разве они занимают меньшее место в образовании традиционном?

Миф 5. Учитель потеряет контроль над действиями учеников
Если ученик проходит онлайн-курс, то как учитель сможет удостовериться, что это результаты действительно данного ученика?
Правда: проблема идентификации учеников действительно стоит довольно остро. В случае с онлайн-курсами для взрослых на многих платформах это остается на совести самого пользователя (знания и навыки нужны ему, без них его сертификат ничего не значит), но очевидно, что в школьных реалиях контроль должен быть более жестким. Тут на помощь могут прийти родители, которые могут подтвердить, что их ребенок действительно проходил задание, или же придется все-таки доверять ученикам в проявлении сознательности. Ведь и в традиционном обучении всегда найдутся те, кто сумеет схитрить или списать, к сожалению, ни одна система не является идеальной.


Все мы знаем, что часто нововведения в нашей жизни оборачиваются лишь лишней головной болью. Не будет ли так же с цифровым образованием? Не станет ли это еще одной задачей в череде того, что надо сделать учителю? А ведь многим учителям тяжело менять проверенные методики и работать с информационными технологиями.
Правда: действительно, внедрение новых технологий требует и развития определенного набора качеств. Применение дистанционных образовательных технологий скорее свойственно более молодым педагогам, с меньшим стажем работы, но при этом имеющим ученую степень; возможно, это обусловлено большей технологической подкованностью молодежи, а также может объясняться устоявшимися традициями в технологиях обучения у более старшего поколения. Однако от новых технологий никуда не деться, но они могут действительно освободить время учителя: не только с помощью однократного прочтения лекции под запись, но и, например, с помощью автоматической обратной связи - вместо того чтобы раз за разом писать в ответе на контрольную одно и то же, учителю надо ввести информацию всего один раз, и ученик при неправильном ответе увидит это (и заодно подсказку, где это объяснялось, чтобы он мог сам посмотреть). У учителей освобождается время, чтобы учить, а не отвечать на одни и те же вопросы, а уменьшение контактной работы снижает эмоциональную нагрузку, снижая вероятность эмоционального выгорания.

Что делать?
Разобрав основные мифы, мы видим, что цифровое образование действительно может принести пользу, однако для этого необходимо понимать, что кроется под внедрением цифрового образования в школах.

Прежде всего стоит еще раз подчеркнуть, что для большинства школ и учеников цифровое образование будет ограничиваться несколькими онлайн-курсами. Большее распространение будут получать системы управления образованием, которые станут основным средством цифрового образования в школах, так как массовые открытые онлайн-курсы подразумевают заинтересованность обучающегося в получении дополнительных знаний или новых навыков и, скорее всего, будут редко использоваться в школьном обучении, так как направлены на взрослую аудиторию. Современные системы управления обучением позволяют создавать персонифицированные курсы, записывать учеников на курс или выбирать курсы самим, смотреть образовательную аналитику: оценивать различные показатели и строить прогнозы, в том числе насколько каждый из обучающихся вовлечен в образовательный процесс, выделить проблемные места и просчитать вероятность того, что обучающийся не окончит курс. Благодаря этим технологиям возможно адаптивное индивидуализированное обучение, которое ориентировано на каждого ученика в зависимости от его способностей, сильных и слабых сторон.

Так как же подготовиться к внедрению цифрового образования?
В первую очередь для ознакомления с самой концепцией онлайн-курсов можно пройти такой курс самому (в статье «Гарвард на диване» приведен список площадок с онлайн-курсами, в том числе и для взрослых). Прохождение онлайн-курса, а лучше нескольких, позволит ознакомиться с форматом, самому посмотреть, как воспринимается разная подача материала, выделить моменты, которые кажутся неудачными, чтобы избежать их в своей работе. Нахождение по ту сторону баррикад - наиболее качественное исследование, а обилие курсов для взрослых позволит заодно получить нужные и полезные знания.
Во-вторых, если в школе уже происходит внедрение цифрового образования или хотя бы идет речь об этом, стоит выяснить, какими средствами школа планирует пользоваться. Обилие различных вариантов платформ и систем не позволяет говорить более конкретно, но если вы знаете, какое решение будет внедрено в школе, это дает возможность ознакомиться с ним заранее, а не подготавливать материалы в спешке. Даже если ваша школа еще и не задумывается о внедрении цифрового образования, можно продумать то, как ваш предмет можно перенести в форму онлайн-курса.
В-третьих, можно начать вводить элементы цифрового образования и без централизованного его внедрения. Потратьте немного времени и найдите ресурсы, предлагающие игровые обучающие программы по вашему предмету. Ученики с удовольствием пройдут викторину по географии или проведут физический опыт с помощью телефона. Геймификацию (использование элементов игровой механики) используют компании-гиганты, маркетологи и многие другие. Нынешние ученики выросли, уже имея компьютер и видеоигры, и, несмотря на стигматизацию игр в нашем обществе, использование элементов игр позволяет успешнее вовлечь их в процесс обучения. В системах управления обучением часто используются не только мини-игры, но и значки за достижения, такого рода мгновенное поощрение успехов положительно влияет на мотивацию.
В-четвертых, необходимо следить за тем, что происходит в данной сфере на уровне государства. Например, на данной момент действует приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», который направлен на качественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий. В его рамках в том числе есть и программа по повышению квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, которая может быть интересна и полезна учителям и преподавателям.

Таким образом, можно точно сказать, что цифровое образование проникнет и в школы, однако в меньшем объеме, чем в вузы. Цифровое образование может принести много пользы, но для этого надо понимать, как оно действует вообще и будет действовать в конкретной школе, поэтому многое будет зависеть от каждого учителя - насколько он сумеет заинтересовать своих учеников, как он построит курс, какие задания даст. Да, изначально на учителя ляжет дополнительная нагрузка, но эти усилия могут привести к значительному результату и облегчить его дальнейшую жизнь, избавив от монотонных, повторяющихся задач, освобождая его время, а учеников подготовит не только по школьным предметам, но и к дальнейшей жизни.

​Руслан СУЛЕЙМАНОВ, руководитель управления информационных технологий МГПУ

Массовая цифровизация мира не обошла стороной и сферу образования. В блоге Университета ИТМО аналитик Центра научно-технологического форсайта Иннокентий Андреев рассказывает, что такое цифровое образование и что полезно о нем знать.

Источник: shutterstock.com

О цифровизации университетов сегодня не говорит только ленивый. Пусть уже не звучат громкие прогнозы о том, что Coursera и другие платформы онлайн-образования вытеснят университеты, но уже сами вузы стали осваивать новые форматы передачи знаний, в первую очередь — онлайн-курсы. Согласно планам Минобрнауки к 2020 году российские вузы должны создать 3500 онлайн-курсов (к 2025 этот показатель должно быть доведен до 4000). Такие требования означают перевод значительной части образовательной программы ведущих вузов в онлайн-формат. Многие российские университеты работают и в рамках западных образовательных платформ: так, Высшая школа экономики размещает свои курсы на Coursera. Присутствуют и сугубо российские платформы, наиболее важной из которых является Национальная платформа открытого образования.

Российские университеты уже активно стремятся к внедрению цифровых технологий в свой образовательный процесс. Можно сказать, что мы находимся на достаточно ранней стадии этого процесса — переходе от пилотных проектов к масштабированию. Однако уже сейчас есть смысл задуматься о структурных последствиях внедрения цифровых технологий и проблемах, возникающих на этом пути. Для этого полезно изучить опыт внедрения передовых средств в образовательных системах, работающих в логике, схожей с российской. Так, опыт германских университетов для нас будет более релевантен, нежели достижения американских вузов.

Высшее образование в Германии во многом схоже с системой высшего образования в России. С исторической точки зрения можно сказать, что российская система высшего образования была скопирована с немецкой в начале XIX века. С тех пор эти системы развивались самостоятельно и со значительными национальными особенностями. Так, в российских университетах доминирует система жестких образовательных планов, отсутствующая в университетах Германии, но действующая в профессиональных технических школах (Hochschule).


Важным структурным сходством между российскими и немецкими системами образования является финансирование университетов преимущественно за счет государственного бюджета различных уровней. Именно это свойство является определяющим для выстраивания стратегии университетов и не позволяет им копировать стратегии частных университетов США, финансируемых за счет пожертвований выпускников и личных средств студентов.

Оценить влияние цифровых технологий на стратегии немецких университетов может помочь форсайтное исследование германского форума по перспективам цифровизации в высшем образовании (Hochschulforum Digitalisierung). Системный взгляд на цифровизацию, учитывающий как технологические перспективы, так и современную административную и организационную реальность, делает это исследование особенно интересным для работников системы российского высшего образования.

В результате труда более семидесяти экспертов была создана серия документов, позволяющих взглянуть на цифровизацию не с позиции распространенного в Кремниевой долине визионерства, а с позиции высшего образования как системы, уже внедряющей цифровые технологии и испытывающей значительные организационные сложности в этом процессе.


Такой осторожный и местами даже скептический подход к исследованию цифровизации, все еще пребывающей в состоянии рыночного ажиотажа, достаточно редок. Здесь мы приведем наиболее ценные для российской аудитории тезисы из документа «20 тезисов о высшем образовании» (Theses on Digital Teaching and Learning in Higher Education. Hochschulforum Digitalisierung. 2016), созданном экспертами форума.

Такого явления, как «цифровой университет», на сегодняшний день не существует. Технологические изменения усиливают процесс дифференциации и специализации в высшем образовании.

В условиях серьезных различий в структуре и специализации различных университетов невозможен единый, стандартизированный метод цифровизации высшего образования. Развитие цифрового образования в различных университетах должно соответствовать специфике университетов, их студентов и партнеров. Более того, развитие цифрового образования будет еще больше усиливать тенденцию к дифференциации и специализации университетов.

Цифровизация университетского образования внесет изменения в квалификационные требования к преподавателям и работникам университетов и поставит под вопрос их традиционные роли.

Новые форматы совместной работы и обучения, выстроенного вокруг обучающегося, потребуют принятия студентами большей ответственности за качество своего образования. В рамках цифрового образования уменьшится значение профессоров как «трансляторов знания» и увеличится их значение как людей, сопровождающих индивидуальное обучение студентов. Такие изменения в образовательных форматах потребуют освоения преподавателями новых специфических компетенций, связанных в том числе с цифровыми технологиями.

Инновации в цифровом обучении представляют собой не столько технические новшества, сколько изменения в содержании и организации образовательных курсов и в структуре, и в организационных принципах университета.


В ходе цифровизации претерпевают фундаментальные изменения структура обучения и организация образовательного процесса. Эти изменения — серьезный вызов как для выбора материала для наполнения курсов и их организации, так и для управления университетом.

Для успешной цифровизации недостаточно перевода учебных материалов в цифровую форму. Использование новых медиа является только начальным условием для дальнейшего развития преподавания, критерием оценки которого является его полезность для обучающегося. Инновации в содержании и построении учебных курсов, организационные и структурные изменения в университетах должны приносить реальную пользу студентам.

Изменения в сфере технологий обучения и содержания образовательной программы являются взаимозависимыми. По мере осуществления технологических изменений будут ставиться новые содержательные академические вопросы, которые, в свою очередь, потребуют новых технологических решений. Университеты должны быть озабочены не столько продвижением технологических инноваций, таким как создание своих электронных ресурсов и приложений, сколько развитием своих образовательных программ за счет уже существующей инфраструктуры.

Продвинутые методики анализа данных откроют новые пути понимания процессов преподавания и обучения.

Систематический сбор и статистический анализ преподавания и обучения в рамках аналитики образовательных данных (Learning & Academic Analytics) открывает новые, ранее недоступные возможности для университетов. Благодаря цифровизации образовательный процесс станет более прозрачным, а более глубокое понимание результатов обучения позволит улучшить качество преподавания.


Использование сложного анализа данных позволит вносить гибкое изменения в программу курсов, в зависимости от сложностей, возникающих у студентов в процессе освоения учебных материалов, а также будет выступать в качестве средства обратной связи для преподавателей и дополнительного средства оценки академической успеваемости.

Не следует забывать, что количественный, равно как и качественный анализ данных имеет свои ограничения, особенно если идет речь об усвоении навыков, подразумевающих действие в сложных ситуациях. Тем не менее, анализ учебных данных позволит создать новые, ранее не доступные средства оптимизации и обновления учебного процесса и управления университетами.

Интеграция цифровых медиа в образование требует сложных согласований между различными заинтересованными сторонами внутри университета.

Главной организационной особенностью университетов как структур управления является высокая степень автономности их внутренних подразделений. Свобода в осуществлении исследовательской и преподавательской деятельности являются ценностями, защищаемыми германскими законами, которые необходимо уважать и сохранять.

В силу этих ограничений развитие инноваций в сфере цифровых медиа на общеуниверситетском уровне зависит в первую очередь от того, сможет ли администрация университет убедить деканов и профессоров в необходимости использования новых методик. Также необходимо предоставить студентам возможность обозначить свои требования к содержанию и форматам образовательных программ с использованием цифровых технологий.


Определяющим фактором для успешности цифровизации образования является стратегия университета, а не доступные финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы обычно являются необходимым, но недостаточным условием развития цифрового образования. Ключевым фактором для успешности и скорости внедрения цифровых методов является то, включены ли они в реальную стратегию университета или внедряются только в рамках «модернизации» существующих методов и организационных процедур.

Цифровое образование является достаточно дорогостоящим, а онлайн-образование не обладает возможностями бесконечного масштабирования.

Проблемы финансирования в создании и поддержке инфраструктуры являются общими для всех университетов. Зачастую после первоначального создания цифровые образовательных курсы не могут быть использовано заново, несмотря на все надежды на формат массовых онлайн-курсов и образовательный рынок США.

Как показывает опыт, создание и поддержка качественных онлайн-курсов:

    представляет собой достаточно дорогостоящее мероприятие,

    требует усилий по постоянному обновлению и адаптации к новым условиям.

Необходимо отметить, что цифровые образовательные программы не являются автоматически масштабируемыми. Для увеличения числа студентов, эффективно проходящих онлайн-программы, необходимо наращивание кадровой и финансовой поддержки.


Финансирование проектов по цифровизации образования за счет внеуниверситетских проектных средств несет в себе значительные риски для долгосрочного развития цифрового образования.

В финансировании цифровых инициатив значительную долю составляет внешнее, внеуниверситетское финансирование. Это несет в себе не только преимущества, но и риски следования чужим целям в процессе цифровизации.

Внешнее финансирование создает изолированные проекты, не встроенные в реальную стратегию развития университетов. Это особенно опасно, учитывая стагнирующее финансирование основной деятельности университета и увеличение зависимости университетов от внешнего проектного финансирования.

Необходимо создание финансовых стимулов для развития устойчивого и включенного в стратегию университета цифрового образования, в том числе включения проектов по цифровизации в устойчивые целевые схемы финансирования.

В закладки

В Москве проект электронной школы (МЭШ) станет всеобщим к 1 сентября 2018 года – все школы получат электронные школьные доски, ноутбуки, скоростной интернет и Wi-Fi.

Как сообщает РБК со ссылкой на министра Ольгу Васильеву и другие источники в ведомстве,к 2020 году планируется полностью ликвидировать бумажные учебники по 11 школьным предметам, заменив их на «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа». Эксперты уверены, что речь идет обо всех основных дисциплинах: русском языке, литературе, истории, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии…

Пример Московской электронной школы (МЭШ) показывает, что при этом ожидает среднюю школу. “Мы бы хотели её распространить по всей России, преобразовать в РЭШ”(российскую электронную школу), – мечтает Министр. Московская электронная школа – это набор электронных материалов, доступных для всех и размещенных на современных цифровых устройствах. Ключевые элементы МЭШ – это видеоуроки и электронный дневник. Также предполагаются игровые формы обучения, замена учителя виртуальным тьютором, и многое другое.

На уроках школьники (начиная с начальной школы!) должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми.

Цифровизация школы преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Не стоит забывать, что концептуальной основой МЭШ является не научная система, а эксперимеантальный форсайт-проект детство 2030 , где все эти вещи четко прописаны.

Его ключевыми идеями являются следующие:

1) Обучение – это сфера бизнеса – продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар – отсюда устремленность на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль.

2) Кастовость – евгенический подход. Изначальное неравенство - одни творцы – другие «люди одной кнопки». Отсюда – индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей». Одним - «человеческое обучение», другим – дистанционное, онлайн обучение.

3)Коренное изменение содержания и методики обучения. Поскольку «образование» должно представлять собой просто приобретение компетенций, нужных в данный момент работодателям, для нормального преподавания оставляют только часть предметов, остальные, в первую очередь, гуманитарные, переводят в онлайн-обучение. Фундаментальное образование остаётся только для немногих, это дорогое, «человеческое» образование. Для остальных – дешёвое, «компьютерное», дистанционное.

Естественно родителей и педагогов никто не спрашивал, обсуждений не было, и всех просто поставили перед фактом.

Что же будет с детьми и образованием, как изменится вся наша жизнь, если все пункты проекта «детство 2030» будут реализованы?

В этой статье собраны все те угрозы здоровью и развитию ребенка, которые очевидны специалистам в образовании и медицине, но умалчиваются авторами проекта.

1.Непроверенные технологии.

2.Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.

3.Утрата способностей воспринимать большие тексты.

4.Экранная зависимость.

5.Снижение социальных навыков.

8. Проблемы с речевым развитием у детей.

9. Проблемы со зрением.

10. Компьютерная, игровая зависимость.

11. Отказ от бумажных учебников.

13. Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей

14. Зарубежный опыт цифрового образования.

15. Чего ждать учителям.

16. Чипизация.

Статья получилась большая, но и тема очень серьезная, ведь все то что закладывается в ребенка в школе, во многом будет определять всю его дальнейшую жизнь. И тут дело даже не в знаниях, как просто в информации, а в формировании личности, закладке основных навыков.

Все факты изложенные в статье носят научный характер, и уже были подтверждены опытом других стран, но не смотря на это, все эти технологии воплощаются у нас в жизнь.

1.Непроверенные технологии

Никакие исследования «цифрового образования», очевидно, губительного для здоровья и развития детей, не проводились.

Прежде чем широко внедрять гаджеты и интерактивные доски в школах, нужно провести долгосрочные исследования, ограничив масштаб эксперимента, заявила заместитель заведующего кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПК МР МИ РУДН, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Говоря об электронных средствах обучения, специалист по здравоохранению обратила внимание на то, что при катастрофической ситуации со здоровьем учащихся, в школы массово внедряются непроверенные технологии. По мнению Ивановой, до широкомасштабного внедрения гаджетов в процесс обучения, необходимо провести длительные исследования сроком не менее 10 лет, а также разработать нормы для их применения, с привлечением психологов, психофизиологов, клиницистов и организаторов здравоохранения.Эксперт указала на то, что Россия не может перенять «лучшие» зарубежные практики, поскольку в ряде стран Запада, где дети используют информационные технологии с самого раннего возраста, общественность и экспертное сообщество уже бьют тревогу.Иванова обратила внимание на то, что физиология младших школьников еще не устоялась и некоторым из них достаточно поработать с гаджетом 15 минут, чтоб потерять возможность удерживать внимание до конца урока. Эксперт убеждена, что гаджеты с большей пользой могут использовать лишь ученики старших классов. Специалист также призвала задуматься о цели раннего и массированного внедрения электронных средств обучения. Эксперт убеждена, что если через 10 лет государству нужно иметь думающее, творческое поколение, умеющее созидать, создавать, изобретать, то при использовании информационных технологий с детского сада это становится невозможным, поскольку раннее знакомство с электронными средствами убивает все эти положительные качества. Усиленно вводить информационные технологии, по мнению Ивановой, нужно, если через 10 лет государство хочет иметь чему-то обученных и в чем-то деградирующих людей, у которых не будут развиты базовые физиологические навыки.

По единодушному мнению специалистов, не случайно электронные учебники, в отличие от учебника традиционного, не имеют никакой сертификации и утвержденных стандартов. Нет подтверждений их безопасности для здоровья детей, нет требований к их оформлению. Кроме того, в электронной школе дети проводят очень много времени в наушниках, у них портится слух, от светящихся экранов мониторов – ухудшается зрение, от сидячего образа жизни за компьютером – нарушается обмен веществ, состояние внутренних органов, ухудшается состояние мышц, развивается ранний сколиоз и т.д.

Отметим, по утверждению разработчиков МЭШ, «умные» интерактивные парты, интерактивные доски, планшеты и другие современные мультимедийные гаджеты призваны дать современным школьникам новое качество образования, однако ряд экспертов заявляет, что эта среда враждебна к здоровью детей, а нивелирование роли и учителя и автоматизация педагогических задач будут иметь убийственные последствия для подрастающего поколения.

статья полностью: При «гаджетизации» обучения можно забыть о думающем поколении https://narasputye.ru/archives/4312

2. Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.

Электронная школа еще не начала работать, но уже сейчас письму уделяется все меньше и меньше внимания. Сначала исчезла каллиграфия, затем чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сводится на нет. Очевидно что при переходе на цифровую школу, письмо от руки будет похоронено окончательно. Какие же последствия отказа от письма ждут школьников и вообще всех нас?1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока - участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать. Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи.

На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию - перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

3. Утрата способностей воспринимать большие тексты

Уже сейчас многие задания в школе подразумевают поиск информации в интернете. Приводит это к тому, что дети быстро привыкают к поиску ответов в сети, а как следствие привыкают к быстрому чтению, без углубления в суть.

На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т.д) - они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже.

Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот - выхватывает отовсюду разрозненные куски данных. В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F.

Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы - посмотреть, «чем дело кончилось». Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв - не осилил», Получается замкнутый круг - писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем - массовое отупение.

статья полностью: ДЕГРАДАЦИЯ МОЗГА В ЦИФРОВОМ МИРЕ Почему так важно ограничивать свое виртуальное общение. https://narasputye.ru/archives/4315

4.Экранная зависимость.

Сейчас уже известно, что айпэды, смартфоны и иксбоксы являются одной из форм цифрового наркотика. Напомним, что обучение планируется вести при помощи планшета, что по сути тоже самое.

Недавние исследования сканиов мозга показывают, что они влияют на лобную долю коры головного мозга – контролирующую дофаминовую систему, отвечающую за вознаграждения, внимание, кратковременную память – точно так же, как кокаин. Подобные технологии так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина – нейротранмситтера, отвечающего за вознаграждение, участвующего в формировании зависимости – так сильно, как при сексе.

Именно из-за такого эффекта зависимости доктор Питер Вайбрау , директор факультета неврологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), называет экраны «электронным кокаином», а китайские исследователи зовут их «цифровым героином».

Мозг вашего ребёнка, играющего в Minecraft, выглядит так же, как мозг под наркотиками. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детишек от экранов и дети так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.

Когда человек переходит черту зависимости – будь то наркотики, цифровые технологии или что-то ещё – ему нужно пройти детоксикацию перед тем, как ему смогут помочь любые виды лечения. В случае технологий это значит – никаких компьютеров, смартфонов, планшетов.

Сейчас большинство детей, в той или иной форме страдают экранной зависимостью. Как сказано выше, есть только один выход - никаких гаджетов. Понятно что в цифровой школе это будет совершенно невозможно, ребенок будет весь день за планшетом по долгу учебы, а значит экранная зависимсть будет только прогрессировать.

статья полностью: ЦИФРОВОЙ ГЕРОИН: как экраны превращают детей в психотических наркоманов https://narasputye.ru/archives/3962

5. Снижение социальных навыков

Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся, погруженных в свой цифровой мир людей. И не безосновательно, но сейчас эти шутки куда-то пропали, догадываетесь почему? Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.

Большинство школьников страдают от одиночества и не могут жить без соцсетей. Таковы результаты опроса, который провел Общероссийский народный фронт. Исследование затронуло почти 80 регионов России. Личность ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Здесь колоссальное значение имеет именно эмоциональное участие того окружения, где формируется человек.

Когда наши дети сидят в интернете, в соцсетях – это заместительная, суррогатная форма коммуникации. То есть когда 90% общения происходит в интернете – это ненормально. Таким подросткам будет тяжело выстраивать человеческие, а не виртуальные отношения. Умение реагировать на конфликты, а также выходить из них, жертвовать чем-то – вот та гамма психологических характеристик, без которых совокупный личностный адаптационный потенциал является несовершенным.

Личности детей, которые не выходят из интернета, формируются на жестоких играх, что затем проявляется в жизни. Ребенок становится все более аутичным. Такому ребенку сложно в реальности дружить и общаться с другими мальчиками и девочками.

Дети эмоционально тупеют, общение с живыми сверстниками, с живым реальным миром становится ненужным, потому что компьютерный мир уже утягивает их в свои глубины. Это тяжелейшая форма психической инвалидности, которую не знают пока что, как лечить, ни психологи, ни психиатры, ни терапевты. Наркологи говорят, что наркотическую зависимость легче преодолеть, чем киберзависимость.

Исследование, проведенное американскими учеными доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. В исследовании Патриции принял участие 51 ребенок. Всех детей отвезли в лагерь на природу и разделили на две группы: одной запретили пользоваться любыми гаджетами, другой же все было разрешено. Через пару дней ученые провели тест, в котором просили угадать детей эмоции на фотографиях и видеороликах. Группа, которая не пользовалась гаджетами, справилась лучше. А вот у второй группы возникли сложности с восприятием чужих эмоций. Данное исследование доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. “Вы не сможете распознать невербальные эмоциональные сигналы от голубого экрана так, как вы бы это сделали лицом к лицу с другим человеком”, - говорит один из ученых. – Если вы не практикуете “живое общение”, вы сможете быстро потерять самые важные социальные навыки”.

Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников. Перый – это чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков. Проживая вместе с героями их радости и беды, дети усложняют свой эмоциональный арсенал, делают его богаче и разнообразнее. Но много ли детей сейчас читает книги? Гораздо больше тех, кто ограничивает свое общение виртуальными игрушечными персонажами, ходячими картинками. В этом виртуальном красочном мире не нужно работать воображению – все придумано за тебя. Персонажи просты, понятны, обездушены. Их можно уничтожать сотнями, они подчиняются малейшему движению твоих пальцев”. Чем для ребенка обернется недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и сделать так, чтобы тебя поняли. Такие дети вырастают с низкой толерантностью к манипуляциям – ведь они импульсивны и обладают достаточно бедным спектром эмоциональных реакций. Но самое главное, что во взрослом возрасте они столкнутся с одиночеством и отчуждением.

статья полностью: Гаджеты снижают социальные навыки у детей https://narasputye.ru/archives/3761

смитрите также: Ребенок в современном мире белое сообщество белых ворон. https://narasputye.ru/archives/4309

смотрите также: Психолог: современные подростки не смогут общаться и любить https://narasputye.ru/archives/3723

6. Цифровое слабоумие. Утрата умственных способностей.

В Германии списки бестселлеров возглавляет книга «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей». Ее автор – профессор Манфред Спицер (Manfred Spitzer) – медицинский директор психиатрической университетской клиники в немецком Ульме. У него есть также философское образование, он преподавал в Гарварде, и считается одним из самых выдающихся мировых знатоков человеческого мозга. «По имеющимся выводам исследований, компьютер необходим для обучения, как велосипед для плаванья или рентгеновский аппарат для примерки обуви», – говорил Спицер. А интернет и прочие электронные игрушки в первую очередь наносят вред детям. Когда началась эра телевидения, ученые предостерегали, что три часа проведенные у экрана повышают риск роста массы тела и склонности к агрессии. И это действительно произошло. Что же сказать сейчас, когда молодежь пребывает в цифровом мире 7,5 часов в день?

Цифровые технологии избавляют нас от умственной работы. Не стоит напоминать, что орган, который не используется, отмирает. Неиспользуемые связи между нейронами в мозге ослабевают. Как раз это происходит в голове зависимого от интернета человека. Люди, пользующиеся Google и Википедией запоминают не информацию, а только то, где ее можно найти.

Продвинутые цифровые технологии негативно влияют на ориентирование в пространстве. Лондонские таксисты должны были раньше знать наизусть 25 тысяч названий улиц и тысяч площадей, во время обучения у них увеличивались те области мозга, которые отвечают за ориентирование. Сейчас водители пользуются системой спутниковой навигации, в результате им все сложнее самостоятельно найти дорогу или разобраться в карте.

Интернет плохо влияет и на память: телефонные номера и адреса записываются в компьютеры и мобильные телефоны, о днях рождения родных и знакомых напоминает Facebook. «Мнемонические процессы уже не происходят в нашем мозге, так как мы переносим их на электронные аппараты», – обращает внимание Манфред Спицер. Сложнее становится учиться. Тот, кто работает методом Ctrl-C+Ctrl-V не предпринимает никаких умственных усилий и быстро все забывает.

Дети не получают сенсорных стимулов (вкус, запах, прикосновение). При помощи видео невозможно научиться хорошо говорить, потому что звук и движения губ не настолько идеально синхронизированы, как в жизни. Несмотря на все это именно цифровыми технологиями нашим детям предлагают заменить практически все.

статья полностью: Высокие технологии-путь к деградации. https://narasputye.ru/archives/249 5

7. Использование вай-фай в школах. Электромагнитное излучение.

Использование беспроводных сетей в школах и детсадах опасно для здоровья детей, тем не менее именно эта технология подразумевается во время обучения.

24 февраля 2017 года в Рейквьявике прошла международная конференция на тему «Дети, время, проводимое перед экранами, и излучение от беспроводных устройств», в которой участвовали эксперты по электромагнитному излучению, онкологи, педагоги и ряд других специалистов.

По итогам конференции участники, среди них доктора медицинских и технических наук, подписали открытое обращение к властям и администрациям школ во всем мире. Под обращением было оставлено более сотни подписей.

Рейкьявикское обращение по вопросу беспроводных технологий в школах

Мы, нижеподписавшиеся, обеспокоены состоянием здоровья и развитием наших детей в школах, где для обучения используются беспроводные технологии. Многочисленные научные исследования показали значительный медицинский риск при длительном воздействии электромагнитного излучения в радиочастотном диапазоне (ЭМИ РЧ) от беспроводных устройств и сетей на уровне даже значительно ниже рекомендуемого по нормативам Международной комиссии по защите от неионизирующего излучения (МКЗНИР). Мы призываем власти взять на себя ответственность за здоровье и благополучие наших детей в будущем.

В мае 2011 года Международное агентство по изучению рака Всемирной организации здравоохранения (МАИР – межправительственная организация в структуре ВОЗ при ООН со штаб-квартирой в Лионе, Франция. Занимается эпидемиологией и исследованием причин рака – прим. переводчика) отнесла ЭМИ РЧ к канцерогенам группы 2В, т. е. «вероятно канцерогенным» для человека. С тех пор были другие научные исследования о воздействии радиочастотного излучения на людей, животных и биологические материалы, которые подкрепили вывод о связи радиочастотного излучения с повышенным риском раковых заболеваний, особенно опухолей головного мозга. В ходе проведения ряда лабораторных исследований были выявлены механистические факторы, влияющие на вероятность развития рака, в том числе окислительный стресс, снижение экспрессии информационной РНК и одноцепочечные разрывы цепи ДНК.

Для детей риск может быть усилен эффектом накопления в течение жизни. Развивающиеся и несозревшие клетки так же могут быть более чувствительными к воздействию ЭМИ. Безопасный уровень излучения не установлен ни одной организацией здравоохранения, поэтому у нас нет никакой уверенности в безопасности.

Помимо риска развития раковых заболеваний радиочастотное излучение, возможно, также воздействует на гематоэнцефалический барьер, открывая путь в мозг токсичным молекулам, повреждает нейроны в гиппокампе (центре памяти мозга).

Исследования также выявили когнитивные нарушения, затрагивающие обучение и память. Результаты исследования образовательных достижений PISA по чтению и математике, проводимого Организацией для экономического сотрудничества и развития, показывают снижение результатов в странах, которые вложили наибольшие средства во внедрение компьютеров в школы.

Мы просим руководство школ во всех странах овладеть знаниями о потенциальных рисках действия радиочастотного излучения на растущего и развивающегося ребенка. Поддержка проводных технологий в образовании является более безопасным решением, чем потенциально опасное воздействие беспроводного излучения.

А теперь читаем новость: В Москве создадут одну из крупнейших в мире Wi-Fi-сетей для образовательных учреждений. До конца этого года доступ к беспроводному интернету появится в 646 столичных школах, а в 2018-м к Wi-Fi планируют подключить дополнительно 1125 зданий. Благодаря единой Wi-Fi-сети во всех образовательных учреждениях реализовывается проект «Московская электронная школа». Он подразумевает проведение электронных уроков с помощью интерактивных панелей, создание виртуальной школьной библиотеки, использование улучшенной версии электронного дневника и другое.

смотрите также: ДЕГРАДАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТА (о проблемах современного образования) https://narasputye.ru/archives/4001

9. проблемы со зрением

Существуют санитарные нормы, где прописано, что в 1­-4-х классах ребёнок может непрерывно работать за компьютером не более 15 минут. При переходе на цифровое обучение это время, с учетом домашних заданий будет составлять 5-6 часов минимум. Как показали исследования американских ученых, риск возникновения проблем со зрением у людей, которые за компьютером проводят более 3 часов в день, составляет 90%!

Еще важный момент,чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому, например, монитор компьютера лучше планшета, в обучении же планируется использовать именно планшеты, прием по 5-6 часов в день.

Комментарий специалиста: Елена Чайко Врач-офтальмолог Мозырской городской детской больницы.

Экранное изображение отличается от бумажного тем, что оно самосветящееся, состоит из отдельных точек (пикселей), не имеет чётких границ и относительно невысокой контрастности. Во время работы за компьютером наши глаза находятся близко к монитору. Недостаточная освещенность рабочего места и необходимость постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру и обратно только усугубляют ситуацию. Поэтому ежедневная длительная работа за компьютером может испортить зрение: привести к затуманиванию зрения, боли в области глазниц, лба, глаз при их движении и рези в них, синдрому «сухого глаза», спазму аккомодации и развитию впоследствии миопии (близорукости), прогрессированию уже имеющейся близорукости. Особенно чувствительны к такой зрительной нагрузке дети и люди с близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью.

Временной режим работы ребёнка за компьютером, согласно гигиеническим нормативам, составляет для детей 5-6 лет 2 раза в неделю по 10 минут, но не рекомендуется использовать ноутбуки, планшеты, электронные книги и др.

Режим работы школьника за компьютером: 1-й класс - 10 минут в день, 2-4 классы - 15 минут, 5-7 классы - 20 мин, 8-9 классы - 25 мин, 10-11 классы - 30 мин, после перерыва можно продолжить занятие еще в течение 20 мин.

Как это будут увязывать с цифровым обучением пока что не понятно, видимо будут менять санпины и говорить всем что это не опасно.

10. компьютерная и игровая зависимость

Если внимательно прочитать основополагающий проект детство 2030, то там прописаны игровые компьютерные формы обучения, а именно: школа как цифровое игровое пространство с дополненной реальностью, вот дети то будут рады. Это уже полный конец образования, как вы после этого сможете объяснить ребенку вред компьютерных игр, когда они будут использоваться в школе и будут частью обучения, хотя обучением это уже нельзя будет назвать.

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. А теперь эта самая главная группа риска, будет полностью переведена на компьютерное обучение. Раньше если ребенок начинал уходить с головой в виртуальный мир, у родителей был шанс его оттуда вытащить. Убрали компьютер, заняли чем-то другим, миновали ломку, и проблема решена, а теперь как?

Вы уже не заберете у него компьютер, это будет трактоваться как ограничение возможностей обучения ребенку. Еще и ювенальщики смогут нагрянуть, а проконтролировать что ребенок за компьютером делает ежеминутно вы не сможете.

11. Отказ от бумажных учебников

к 2020 году планируется полностью ликвидировать бумажные учебники по 11 школьным предметам, заменив их на «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выполняющий семейный подряд по развалу суверенной экономики и образования вместе с супругой Эльвирой Набиуллиной (главой Банка России) заявил, что традиционному бумажному учебнику осталось жить не более пяти лет, ибо будущее за интернациональными «облачными библиотеками» и прочими онлайн-сервисами, да и вообще, обучением в игровой форме должны заниматься программисты интернет-приложений, топ-менеджеры транснацкорпораций и сами ученики.

Министр же аргументированно парировала его выпад, причем делала это, как настоящий патриот: «Учебник выполняет важнейшую роль - социализацию маленького человека в родной культуре - той, в которой ребенок родился и живет, которая его окружает, никакой иной для него до поры до времени просто не существует. Культура определяет происходящее, по ее нормам (традициям) общение ребенка со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром, выстраивает отношения с природой, людьми, с самим собой. А системность в этот процесс привносит учебник. Он упорядочивает, обобщает взгляд на вещи, описывает, объясняет и фиксирует. Рисует запоминающиеся навсегда образы природы, народа, Родины. Хотите узнать, как гражданин той или иной страны видит себя и других, - откройте учебники, по которым он учился в школе.

Вряд ли кто-то не согласится с тем, что школьный учебник являлся и является мощнейшим организатором многомилионной гражданской нации. Убери из детства наших детей эти единственные и на всю жизнь объединяющие их книги, и мы получим поколение, “выпавшее из контекста”. Оно будет образованно, но не будет при этом носителем общих смыслов, общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны. Они не смогут чувствовать себе гражданами, ибо гражданская совесть и гражданская ответственность - это чувства, прежде всего»,

статья полностью: Маски сброшены: Минпросвет и ВШЭ готовят полный демонтаж традиционного образования под прикрытием проекта «Цифровая школа» http://katyusha.org/view?id=10149

12. Разница между чтением с экрана, и с бумаги.

Исследователи из Дартмутского колледжа установили, что в зависимости от типа носителя информации человек воспринимает получаемые сведения по-разному.Тип носителя, по мнению ученых, оказывает влияние на абстрактное мышление того или иного человека. При чтении с экрана планшета или ноутбука мы более сосредотачиваемся на деталях, а не на общей картине происходящего.

В ходе своих исследований ученые осуществили серию экспериментов с целью анализа скорости принятия решений и качества восприятия текста. Для этого задействовали добровольцев в возрасте от 20 до 24 лет. Представителям одной группы дали тексты, распечатанные на бумаге, а другим – ноутбуки с открытым на экране pdf-файлом.В итоге был сделан вывод, что читавшие распечатанный текст гораздо лучше отвечали на логические вопросы по тексту. Успехи групп составили 66% против 48% соответственно.Далее задачу усложнили. Участникам дали ознакомиться с таблицей характеристик четырех условных автомобилей. При этом каждая характеристика была обозначена оценкой («превосходный», «адекватный»). Но одна из моделей была объективно лучше остальных по основным параметрам. И здесь оказалось, что читавшие текст с бумаги чаще правильно определяли лучший вариант (48% случаев), чем участники с ноутбуками (лишь 30%).

То есть ребенок при пользовании планшетом сможет выполнять задания, но не сможет делать сложные выводы, и не будет видеть связей и общей картины. Качество такого обучения будет ниже в разы.

Добавим к этому отмену обычных, и введение электронных дневников, уничтожают один из важнейших принципов обучения - наглядность.

статья полностью

Реализация основных направлений модернизации образования потребовала переосмысления своего педагогического опыта, понять, что же изменить в своей деятельности с позиции развития познавательного интереса учащихся, каких знаний в современных условиях уже недостаточно, какие современные средства обучения наиболее эффективны для развития данного качества личности.

Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эти задачи весьма затруднительно. В качестве одного из эффективных средств развития познавательного интереса учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии.

Цифровой образовательный ресурс - информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме.Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

Ко многим современным учебникам созданы образовательные ресурсы. Работая в 5-6 классах, я применяю в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы к учебникам И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика,5 класс и 6 класс».

Практически все ЦОР (Цифровые образовательные ресурсы), предназначенные для организации фронтальной работы на уроке, представляют собой файлы, выполненные в программе Microsoft PowerPoint, версия Microsoft PowerPoint 2003.

Данные ЦОР делятся на 5 типов:

  • Материал для фронтальной работы на этапе введения новых знаний;
  • Материал для фронтальной работы на этапе формирования умений (в основном это упражнения направленные на формирование навыков устных вычислений);
  • Материал для коррекции и контроля знаний (математические диктанты на 1 или на 2 варианта);
  • Материал для организации итоговых уроков (сюжетные игры или игры соревнования);
  • Материал для предварительного тестирования.

Самые эффективные из электронных образовательных ресурсов – мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используются все виды восприятия; следовательно, закладываются основы мышления и практической деятельности ребёнка.

Математика – наука абстрактная. Поэтому многим детям даётся с трудом. С помощью анимации ЦОР можно показать ученикам задачи на движения: навстречу друг другу, в противоположном направлении, вдогонку, с отставанием. Можно воспользоваться готовым материалом на сайте « Сеть творческих учителей математики», Мастерская «Мультимедийные презентации для уроков математики» организатор Савченко Елена Михайловна. Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе,

  • самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки),
  • корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Хорошо зарекомендовали себя математические диктанты, которые предназначены для контроля и коррекции знаний учащихся в процессе изучения темы, а также для организации повторения правил арифметических действий в ходе прохождения других тем курса. Они позволяют мне организовать самостоятельную деятельность учащихся с последующей проверкой и анализом допущенных ошибок, что обычно бывает осуществить довольно затруднительно. Большинство математических диктантов в одном варианте проводится на начальном этапе изучения темы. Они дают возможность:

  • учителю – сразу после объяснения нового материала обнаружить те моменты, которые не усвоены или слабо усвоены учащимися и еще раз разобрать этот материал;
  • ученику – проанализировать свои ошибки, разобраться в причинах их появления.

Таким образом, в процессе обучения организуется приближенная обратная связь. Поясню, как проходит работа с этими материалами.

В ЦОРах такого типа на первом этапе по щелчку левой клавиши мыши появляется задание. Я прочитываю его, учащиеся либо записывают только ответ, либо задание, его решение и ответ, после этого появляется следующее задание. Таким образом, я могу регулировать скорость появления заданий, в зависимости от уровня класса. Наибольший эффект достигается, если учащиеся записывают решение «под копирку». После того, как выполнены все задания один экземпляр учащиеся отдают мне, а второй оставляют у себя. После этого переходим ко второму этапу.

На втором этапе осуществляется фронтальная проверка в форме « Самопроверка» или « Взаимопроверка» . В среднем звене подростки делают проверку с удовольствием. Ответы также появляются по щелчку мыши. Я задаю вопрос: «У кого получился другой ответ?». Тем учащимся, которые подняли руки, следует задать вопрос: «Как ты рассуждал?» Проговаривая вслух свои рассуждения, ученик, как правило, находит свою ошибку. Я имею возможность определить характер ошибки: не понят новый материал, допущена вычислительная ошибка, не понято задание и т.п. Учащиеся, которые допустили ошибки, выполняют работу над ошибками. Аналогичная работа проводится и с диктантами на 2 варианта. Математические диктанты в 2-х вариантах в основном проводятся в конце изучения темы. Они дают возможность:

  • учителю – установить, кто из учащихся, и насколько прочно, овладел знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими успешность обучения в дальнейшем, какие вопросы вызывают затруднения у большинства школьников;
  • ученику – сразу после выполнения работы узнать, насколько верно она выполнена, где допущены ошибки и в чем их причины.

Получение мною результатов работы учащихся, а учениками оценок своей работы становится возможным благодаря мгновенной фронтальной проверке. Большинство математических диктантов состоит из 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание, ученик получает 1 балл. При такой системе оценивания удобно выставлять итоговую оценку.

На сегодняшний день самой динамично развивающейся областью образования является Интернет, который широко внедрился в школьное образование и стал доступным для использования в образовательном пространстве. Используя ресурсы сети Интернет, учитель сможет внести в обучение новую актуальную информацию, повысить его наглядность и интерес школьников к учебе. Кроме всего прочего Интернет дает возможность разнообразить содержание и методику обучения ряда предметов, в том числе и математики. Использование Интернет-ресурсов на уроках математики повышает информационную культуру учащихся, проявляет лучшие качества в детях, помогает им творчески расти; позволяет использовать более обширную информацию; обеспечивает оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями. На уроках Интернет может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации. Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий.

Применение ЦОР при дистанционном образовании, дает возможность ученику и его родителям, при необходимости учителю, знакомиться с лекционным материалом, выполнять лабораторные и тестовые задания для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении.

Для учащихся 10-11 классов актуальна проблема Единого государственного экзамена. Для подготовки к нему издается масса различных пособий. Немало материла по ЕГЭ и в сети Интернет. Остановлюсь подробнее на интернет-сайте «Открытый банк заданий ЕГЭ по математике. Здесь образцы тренировочных и диагностических работ, наиболее интересны on-line тесты, потому что ученик может проверить уровень своих знаний. Так как для выполнения работы требуется 1,5 часа, то это хорошо получается на сдвоенном уроке. Слабоуспевающие учащиеся, допустившие ошибки даже в части В, могут повторить работу на другом уроке и сравнить результат с предыдущим. Так же. учащиеся могут дополнительно готовиться либо во второй половине дня дома, так как у большинства есть личные компьютеры.

Применение интернет технологий открывает перспективное направление в обучении. Современным детям учиться таким вот - компьютерным - образом гораздо привычней и интересней. Однако такое обучение возможно только в сочетании с другими образовательными технологиями. Поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Без чётко и правильно поставленных целей и задач посещение Интернета не может быть полезным и эффективным. Учителю и ученикам необходимо совместно подбирать Интернет-ресурсы, так как в процессе такой работы организуется исследовательская деятельность обучающихся по поиску решения с помощью соответствующих ресурсов сети Интернет.

Компьютерные презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни.

Слайд 2

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

При организации дистанционного обученина базе компьютерных телекоммуникаций важно не только знать их дидактические свойства и функции, но и перспективы их развития, хотя бы на ближайшее будущее.Обновление СНИТ происходит со скоростью, соизмеримой со скоростью разработки новых курсов по дистанционному обучению. Таким образом, возникает опасность морального устаревания курсов. Так, бурное развитие систем мультимедиа отбросило за черту рентабельности обучающие программы многих известных западных фирм. Уже сейчас в комплектацию многих компьютеров входит звуковая плата, еще один "великий немой" заговорил, не за горами уже использование компьютеров, понимающих человеческую речь, показывающих видеоизображения, идут разработки систем "виртуальной реальности". Так же быстро все новые разработки находят применения и в глобальных сетях Internet.При разработке системы ДО нужно учитывать все эти перспективные разработки, поставив во главу угла максимальную наглядность и доступность материала, не забывая об эргономике системы. Вместе с тем, необходимо учитывать и специфику России. В силу экономических факторов не все новые разработки в области компьютерной техники и глобальных сетей могут найти достаточно быстрое и широкое распространение в нашей стране.. Из-за требования по скорости передачи информации возникает ограничение по размеру порции информации, передающейсза один раз, причем нужно предусмотреть вероятность того, что потребитель данной страницы может использовать программу-клиент, которая не воспринимает графические или звуковые форматы файлов и при этом информативность курсов не должна снижаться ниже определенного уровня, за которым она перестает выполнять свои функции.. Поэтому необходимо провести анализ современного рынка программ-клиентов с проведением экспериментов. Очень перспективной разработкой является проект VRML. Разработкой этого стандарта предоставления информации с элементами объемной графики и виртуальной реальности занимаются как Microsoft, так и другие ведущие разработчики программного обеспечения. Причем некоторые из них уже заявляют о поддержке этого стандарта их программами-клиентами.. Помимо обеспечения доступа к Internet, в возможности Looker входит рассылка и прием факсов, поддержка компьютерных игр, работа с компакт-дисками и ведение электронной записной книжки. Стоимость этого набора составляет примерно 20% стоимости полноценного компьютера. Поскольку телевизор и телефон есть почти в каждой российской семье, то круг потенциальных потребителей курсов ДО существенно расширится.

Слайд 3

Современное представление об использовании технических средств обучения в учебном процессе

Использование в учебном процессе ЭВМ требует новых организационных подходов. В связи с этим особое значение приобретает роль аудитория, в которой будут проводиться лекционные и практические занятия с интенсивным использованием технических средств обучения (ТСО). Организация аудитории связана с решением ряда гигиенических и эргономических проблем. Важнейшими среди них являются выработка требований к интерьеру аудитории, организации рабочих мест студентов и преподавателя, техническим и программным средствам обучения, факторам внешней среды, режиму обучения с применением ЭВМ. Анализ литературы, посвященной проблеме создания подобных аудиторий, показывает, что в учебных заведениях, в лучшем случае, имеются либо аудитории, оснащенные только телевизионной и/или аудиотехникой, либо кабинеты информатики и вычислительной техники. Недостатками таких кабинетов является то, что они: Ниже предлагается проект аудитории интенсивного использования ТСО, которая, на наш взгляд, будет лишена перечисленных недостатков. Предполагается, что аудитория внешне будет представлять из себя обычную лекционную аудиторию, в которой наличие техники будет, насколько это возможно, будет скрыто. Для создания такой обстановки требуется разработка стола преподавателя и студента. Рабочие столы студентов желательно расположить обычным образом - в три-четыре ряда.. Как и в обычной аудитории, студенты сидят лицом к преподавателю, меловой доске и экрану. В современной лекционной аудитории, на наш взгляд, нет необходимости в разнообразных демонстрационных устройствах и приборах. Все имеющиеся иллюстрации можно при помощи сравнительно недорогих плат расширения ЭВМ преобразовать в стандартные форматы представления в ЭВМ динамических и статических иллюстраций (например, статические - JPG, аудио - WAV, анимации и видео - MPG, AVI и др.), а дальнейшее накопление иллюстраций производить только в выбранных форматах. Все это позволит существенно упростить организационный процесс демонстраций при проведении занятий настолько, что отпадает необходимость в наличии во время занятий дополнительного звена (оператора), так как набор иллюстраций заранее размещен на магнитном носителе, а все управление демонстрационной частью занятия, при наличии соответствующей программной поддержки, осуществляется преподавателем через простое меню на экране.. Трансляция изображения осуществляется с помощью видеопроектора. Все ЭВМ в аудитории должны быть связаны в локальную сеть, что обеспечит через соответствующие программно-аппаратные средства обратную связь преподавателя со студентами. Обслуживающий персонал аудитории состоит из инженеров, которые осваивают и внедряют новые информационные технологии. Они же, по представленному преподавателем сценарию занятия (например, лекции), разрабатывают статические и динамические дидактические материалы, а также ведут банк аудиовизуального сопровождения курсов лекций. Задача персонала аудитории - разработка и внедрение учебно-методического обеспечения, которое включает в себя программно-методическое обеспечение лекций и практических занятий. Это программные средства для поддержки преподавания, инструментальные программные средства, обеспечивающие преподавателю возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности. Вся поддержка реализуется с интерфейсом, максимально приближенным к языку естественного общения, что позволит резко сократить или полностью исключить период адаптации преподавателей к возможностям новых средств обучения. В результате психофизиологическая нагрузка преподавателя на этапе подготовки лекции и особенно при ее проведении, если и увеличивается, то незначительно. В аудитории будет логично использовать ЭВМ не только в учебных целях, но и для решения задач управления.

Слайд 4

Что полезного сегодня Интернет может предложить студентам?

С внедрением Интернет-технологий в образовательную сферу возникла необходимость создания информационного пространства, которое бы дало возможность эффективно использовать Интернет для учебной деятельности. Правда, по данным исследований, на сегодняшний день это "внедрение" не такое уж существенное: только 3% российских школ подключены к сети Интернет. К примеру, в Америке эта цифра равняется 82%… Есть повод задуматься. А преимущества применения информационных технологий в школах понятны даже ребенку. И все-таки прибегнем к помощи статистики. С ней, как говорится, не поспоришь. Опыт нескольких лет применения мультимедийного образования в средних школах показал: а) количество учащихся, с первого раза сдающих устные экзамены, удвоилось, а сдающих письменные - увеличилось в 6 раз; б) Число ошибок в чтении у детей снизилось на 20 - 65%; в) число прогулов занятий сократилось вдвое; г) до 2% сократилось число бросивших школу. Кроме того, резко возросли аналитические и логические способности учеников. Учитель стал более эффективно использовать учебное время, отказавшись от утомительных повторов информации и сосредоточив свое внимание на индивидуальной помощи ученикам. Более того, по результатам проведенных исследований, около 80% школьников используют компьютер в учебных целях (здесь и подготовка домашнего задания, и изучение иностранного языка и т.д.)… На сегодняшний день осуществляется рад программ информатизации среднего образования (как Министерством образования РФ, так и негосударственными учреждениями, коммерческими организациями). Хочется надеяться, что большинство российских школ в скором времени будут подключены к Интернету. А это значит, что Интернет должен также предоставить необходимые условия для расширения возможностей учебного процесса.

Слайд 5

Для этой цели команда педагогов, профессиональных программистов и дизайнеров разработала продукт, способный существенно помочь в процессе обучения, расширить возможности преподавания и стать основным источником для самоподготовки. Речь идет об открывшемся недавно Интернет-проекте "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" - vSCHOOL.ru Платформой для создания виртуальной школы послужили образовательные мультимедийные продукты, разработанные компанией "Кирилл и Мефодий" - "Уроки Кирилла и Мефодия". Обучение в vSCHOOL.ru направлено на максимально эффективное освоение материала: в основу vSCHOOL.ru положены технологии, позволяющие задействовать все возможные каналы восприятия; процесс обучения базируется на индивидуальном подходе.ПрограммаvSCHOOL.ru соответствует общеобразовательной и включает набор основных школьных дисциплин с 5 по 11 классы. Здесь всем желающим предоставляется возможность бесплатно освоить как весь комплекс школьных предметов, так и отдельную дисциплину или тему урока. Это позволяет говорить об универсальности vSCHOOL.ru: и школа, и факультатив, и репетитором, и интерактивный самоучитель.Школьники и абитуриенты смогут самостоятельно изучать основные школьные программы, решать задачи, общаться с виртуальным учителем; использовать vSCHOOL.ru как дополнительный источник закрепления знаний, полученных в школе.Интерактивные уроки vSCHOOL.ru содержат полный массив знаний по предмету, комментарии и красочные иллюстрации, исторические справки об ученых и деятелях культуры, занимательную информацию из области изучаемого предмета, упражнения по всем темам, веселые интерактивные подсказки, виртуальный экзамен. Гибкая система проверочных упражнений служит для закрепления полученных знаний. Удобная и доступная системная статистика успеваемости поможет корректировать процесс обучения. Тесная привязка со справочным материалом заметно облегчит поиск забытых терминов, необходимой для комплексного освоения текущего занятия: в свободном доступе - самый большой энциклопедический ресурс MegaBook.ruvSCHOOL.ru расширяет возможности преподавания. Учителя смогут использовать vSCHOOL.ru при организации учебного процесса: для формирования плана занятий, для разработки эффективного тренинга. vSCHOOL.ru позволяет предоставлять и получать консультации, участвовать в конференциях по вопросам обучения, быть в курсе новостей мира образования.

Посмотреть все слайды