Инвалидность как социальная проблема современного общества. Инвалидизация детей как актуальная социально-педагогическая проблема

Инвалидность среди населения – одна из важнейших медико-социальных проблем в мире. Показатели инвалидности являются отражением как уровня здоровья и качества лечебно-профилактических мероприятий, так и состояния социальной защиты человека с дефектом здоровья.

По данным ЮНЕСКО число инвалидов на планете составляет около 10% населения земного шара. В 1982 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов, которая ставит целью содействие эффективным мерам предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации целей равенства и полного участия инвалидов в социальной жизни общества.

Значение инвалидности как медико-социальной проблемы:

– критерий для оценки общественного здоровья и трудоспособности населения

– влияет на показатели смертности (показатели смертности среди инвалидов в 1,5-2 раза выше), продолжительности, качество жизни

– наблюдается омоложение инвалидности

– экономические аспекты (прекращение труда при установлении инвалидности в трудоспособном возрасте наносит серьезный экономический ущерб государству; государство несет большие расходы на различные виды социального обеспечения инвалидов и проведение мер по социальной защите инвалидов).

– отражает степень социальной защиты (объем социальной помощи инвалидам – чем она лучше, тем больше круг получателей социальных выплат)

Причины, способствующие росту инвалидности:

– ухудшение экологической обстановки в большинстве стран мира

– изменения в возрастной структуре населения в сторону его постарения

неблагоприятные условия труда на предприятиях в целом и по отраслям, регионам

– изменение типа патологии – рост хронических неинфекционных заболеваний; рост бытового и транспортного травматизма

– изменение образа жизни людей.

Инвалид – лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите (закон "О социальной защите инвалидов в РБ", 1991 г.). С 1993 года в Республике Беларусь инвалидность устанавливается по критериям ограничения жизнедеятельности и определяется как у взрослых, так и у детей.

Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека. Она выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, обучение, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Определяют 3 степени ограничения жизнедеятельности: резкое, значительное, выраженное, в зависимости от которой и устанавливается группа инвалидности (I, II, III группы соответственно).

Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, физическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Социальная недостаточность – неспособность человека выполнять обычную для его положения роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования и др.), обусловленная нарушением функции организма и ограничением жизнедеятельности. Выражается в неспособности человека к самостоятельному проживанию и необходимости в помощи других лиц, неспособности к поддержанию социальных связей и обеспечении экономической самостоятельности, невозможности выполнять занятия, присущие человеку, включая профессиональную деятельность. Социальная недостаточность создает необходимость в социальной защите и является основанием для определения инвалидности.

Критерии определения инвалидности Устанавливаются согласно Инструкции по определению группы инвалидности (2002):

1-я группа инвалидности – устанавливается при наличии зависимости от постоянной нерегулируемой помощи других лиц вследствие резко выраженного ограничения жизнедеятельности, обусловленного заболеваниями, последствиями травм, тяжелыми комбинированными дефектами и приводящего к социальной недостаточности. Первая группа инвалидности определяется также при заболеваниях с абсолютно неблагоприятным в отношении жизни прогнозом на ближайшее время вне зависимости от степени ограничения жизнедеятельности на момент освидетельствования.

2-ая группа инвалидности – устанавливается при значительно выраженном ограничении жизнедеятельности, обусловленном заболеваниями, последствиями травм, комбинированными анатомическими дефектами и приводящем к социальной недостаточности. Она сопровождается постоянной нуждаемостью в помощи других лиц в осуществлении ряда регулируемых потребностей, а также полной утратой способности к профессиональному труду или возможности его выполнения только в специально созданных условиях. Вторая группа определяется также вне зависимости от выраженности ограничений жизнедеятельности при сомнительном трудовом прогнозе и противопоказаниях к труду в связи с вероятным ухудшением состояния здоровья

3-я группа инвалидности – определяется у лиц с умеренным ограничением жизнедеятельности, со значительным снижением возможности социальной адаптации и при значительном уменьшении обьема трудовой деятельности, снижении квалификации, затруднении в выполнении профессионального труда. Третья группа инвалидности не выключает инвалида из трудовой деятельности, но значительно снижает ее объем и изменяет характер профессионального труда, выполняемого в обычных производственных условиях.

Причины инвалидности в Соответствии с Инструкцией по определению причины инвалидности (2002): общее заболевание; профессиональное заболевание; трудовое увечье; инвалидность с детства; инвалидность с детства, связанная с катастрофой на ЧАЭС; инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на ЧАЭС; заболевание (увечье), вызванное катастрофой на ЧАЭС.

Первичный учет всех случаев первичного выхода на инвалидность и результатов переосвидетельствования инвалидов в первичных МРЭК осуществляется с помощью Статистического талона учета экспертной и консультативной деятельности МРЭК . Талон содержит 34 пункта, отражающие сведения о больном, результаты освидетельствования во МРЭК, нуждаемость в реабилитации, рекомендации по трудоустройству. Статистический талон заполняется старшей медицинской сестрой или медрегистратором МРЭК и является основным учетным документом для составления статистической отчетности по первичному выходу на инвалидность и результатам переосвидетельствования инвалидов во МРЭК. Статистические отчеты по инвалидности (ф.1, ф.2, ф.3, ф.4) составляются на областном уровне на основе информации, содержащейся в Статистических талонах. С областного уровня статистическая информация передается на республиканский уровень.

Статистический анализ первичной инвалидности населения Беларуси осуществляется по данным информационной системы "Инвалидность", созданной в республике в 1993 г. и функционирующей на базе НИИ медико-социальной экспертизы и реабилитации. В рамках этой системы централизованно обрабатывается информация обо всех случаях освидетельствования во МРЭК. С начала 90-х годов статистика инвалидности в республике переведена на популяционный уровень и отражает формирование инвалидности всего населения как детского, так и взрослого.

Основные показатели инвалидности.

1. показатель первичной инвалидности:

Показатели первичной инвалидности рассчитываются для населения в целом, а также для отдельных групп (0-18 лет, старше 18 лет, трудоспособного населения, население пенсионного возраста, работающее население), а также нозологическим формам, группам, причинам инвалидности и др.

2. структура первичной инвалидности:

3. процент инвалидов среди населения:

Для оценки эффективности реабилитации инвалидов рассчитываются и анализируются следующие показатели

4. показатель полной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста:

5. показатель частичной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста:

6. показатель утяжеления инвалидности:

Тенденции инвалидности в РБ.

Особенности первичной инвалидности: в общем 470 тыс, из них 30 тыс. – дети-инвалиды. Ежегодно новых случаев 55 тыс.

Причины у взрослых : болезни системы крови – 44%, новообразования, болезни костно-мышечной системы, последствия травм.

Причины у детей до 18 лет : врожденные аномалии развития (28%), болезни нервной системы (15%), психические расстройства, новообразования.


Введение

3

Глава 1 Инвалидность как социальная проблема современного общества



1.2 Характеристика основных направлений социальной помощи и защиты инвалидов в России и за рубежом в новое время

Глава 2 Культурно-досуговая деятельность как основа социокультурной реабилитации инвалидов

2.1 Понятие и общая характеристика культурно-досуговой деятельности

2.2 Основные направления социо­культурной реабилитации инвалидов

45

2.3 Модель социокультурной реабилитации инвалидов

52

Глава 3 Современные технологии культурно-досуговой деятельности с инвалидами

3.1 Особенности осуществления культурно-досуговой деятельности с инвалидами

3.2 Технологические основы культурно-досуговой деятельности с инвалидами

Заключение

70

Литература

72

ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось появлением и становлением в профессиональной сфере новой специальности – «Социальная работа». Как специализированный вид профессиональной деятельности она впервые узаконена в России в 1991 году. С этого времени обозначился активный интерес исследователей к проблематике социальной работы, социального обслуживания населения, личности специалиста – профессионала социальной сферы. Важным компонентом профессиональной деятельности социального работника является деятельность с инвалидами - людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В современных условиях России, когда политическая, экономичес­кая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности и инвали­дов становится одним из приоритетных направлений социальной по­литики государства. Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.

Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства ин­валидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвали­дов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профес­сиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах. По данным различных исследователей большая часть этих граждан относит­ся к наименее обеспеченным слоям населения. Низким на протяжении ряда лет, - особенно в последние годы , - остается показатель их тру­довой и иной социальной активности.

Положительное направление развития указанных явлений возможно только при условии оказания инвалидам целенаправленной помощи, ориентированной, в частности, на самоопределение и само­реализацию их личности. Масштабность проблем инвалидов и необходимость их приоритетного решения обусловлены устойчивой тен­денцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения РФ.

По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10% населе­ния. Актуальность темы данной работы объясняется тем, что в России отмечается увеличение как абсолютного, так и относитель­ного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и её отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности. По состоянию на начало 2001 года общее число инвалидов в стране достигло 10,7 миллионов человек. Ежегодно более одного миллиона граждан впервые признаются инвалидами, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста. Не­уклонно увеличивается число детей-инвалидов. Для этой многочислен­ной группы людей, в большей или меньшей степени ограниченных в своих связях и взаимодействиях с обществом, сталкивающихся со зна­чительными барьерами на пути включения в социальное и культурное пространство, особо сложными и болезненными становятся периоды социальных трансформаций, подобные нынешнему этапу развития рос­сийского общества.

Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, прежде всего - значительное количество инвалидов с возможностями, ограниченными лишь в каком-то определенном отношении, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности как, с одной стороны, возможной, а с другой - необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями.

Отечественный и зарубежный опыт решения средствами культуры и искусства проблем социальной адаптации и социокультурной реабили­тации инвалидов свидетельствует о высокой эффектив­ности соответствующих программ и технологий, об их возможностях обес­печения интеграции инвалидов в социальную и культурную жизнь.

В 1995 году Министерство социальной защиты населения Рос­сийской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации признали необходимым совместно создать комплексную систему реаби­литации инвалидов с использованием средств культуры и искусства, обеспечить разработку соответствующих социокультурных технологий, одобрили концепцию социокультурной политики в отношении инвали­дов в Российской Федерации , подготовленную Российским институтом культурологии.

Построение специализированной социокультурной политики в отношении инвалидов , учитывающей количественные и качественные особенности данной группы населения, специфику современной обще­ственной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как науч­ная обоснованность, системность подхода при выявлении и постановке проблем, учет характера и степени дифференцированности различных групп инвалидов, регионализация, иерархичность и координированность субъектов организационной деятельности, опора на правовые основания, технологичность подходов и решений, является необходимым условием организации культурно-досуговой деятельности инвалидов. При этом важнейшими векторами построения социокультурной политики в отношении инвалидов должны стать ориентация на способности инвалидов, а не на их инвалидность; на поддержание гражданских прав и достоинств инвалидов, а не на рассмотрение их как объект благотворительности.

Анализ сложившейся ситуации дает основания сделать вывод о недостаточном, а в каких-то отношениях и откровенно слабом развитии сферы социальной и культурной деятельности инвалидов, которая рассматривается скорее как некоторое второстепенное «приложение» к таким областям, как медицинское обслуживание и профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями, их материальное обеспечение.

Поэтому следует акцентировать внимание на особой, ничем иным не компенсируемой роли деятельности, связанной с включением инвалидов в различные формы культурного досуга. Это то особое пространство развития, которое потенциально содержит весьма широкий спектр выбора форм самоосуществления, несет в себе функцию психологической компенсации и восстановления разорванных социальных и социально-психологических сетей взаимодействия инвалидов.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности нашли свое отражение в исследованиях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, С.И. Григорьева, И.В. Гурьяновой, Л.Г. Гусляковой, Н.Ф. Дементьевой, Т.Е. Демидовой, Ю.А Кудрявцева, А.И. Ляшенко, С.Г. Максимовой, В.П. Мельникова, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В.Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, В.Д. Шапиро, Т.Д. Шевеленковой, Н.Б. Шмелевой, Н.П. Щукиной, В.Н. Ярской-Смирновой и др.

Проблемы инвалидности и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами в следующих направлениях: психологическом (Т.А. Добровольской, А.А. Дыскиным, С. Застроу, Ф.А. Колесником, Е.И. Максимчиковой, Н.Б. Шабалиной и др.); педагогическом (Н.А.Горбуновой, М.В. Коробовым, Л.Г. Лаптевым, Е.И. Охрименко, Е.И. Холостовой и др.); социологическом (Д.Д. Войтеховым, М.М. Косичкиным, П.Д. Павленком, Н.В. Шапкиной и др.); медицинском (В.А.Горбуновой, Н.Ф. Дементьевой, В.А. Зетиковой, К.А. Каменковым, Л.М. Клячкиным, Т.Н. Кукушкиной, Е.А. Сигидой, Э.И. Танюхиной и др.); правовом (О.В. Максимовым; О.В. Михайловой и др.); профессионально-трудовом (Э.Л. Бычковой, Л.К. Ермиловой, Д.И. Катичевым, А.М. Лукьяненко, Э.В. Муравьевой, А.И. Осадчих, Р.Ф. Попковым, В.В. Сокирко, И.К. Сырниковым и др.).

Исследованию особенностей социокультурной реабилитации инвалидов посвятили свои труды В.А. Воловик, А.Ф. Воловик, Е.А. Залученова, Ю.Д. Красильников, В.И. Ломакин, Л.Б. Медведева, Ю.С. Моздокова, Т.Ф. Мурзина, Э.А. Орлова, Л.С. Перепелкин, Л.И. Плаксина, Г.Г. Сиюткина, А.А. Сундиева, В.Ю. Теркин, Г.Г.Фурманова, Л.П. Храпылина, А.Е. Шапошников, B.C. Шипулина и др.

Проблема профессиональной подготовки специалистов социальной работы к культурно-досуговой деятельности с инвалидами разрабатывалась нами с учетом ведущих исследований в области педагогики и психологии С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.А. Дергача, Б.З.Вульфова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, И.Я. Лернера, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.

Приведенные работы содержат много ценного и полезного. Однако, научные знания в них нуждаются в систематизации, структурировании, адаптационной обработке, дополнении теми методами, средствами и приемами, с помощью которых они смогут комплексно решать проблемы включения людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в различные формы культурного досуга.

Анализ литературы, состояния проблемы организации культурно-досуговой деятельности с инвалидами в теории и практике социальной работы, изучение опыта работы социальных служб в данном направлении позволяют констатировать успешное решение многих из поставленных задач. В то же время неразрешенными остаются противоречия между возросшей актуальностью разработки и внедрения перспективной технологии культурно-досуговой деятельности с инвалидами и недостаточной разработанностью теоретико-методологической основы для этого, а также между имеющимся практическим опытом организации культурного досуга людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и его недостаточной целостностью и системностью как направления профессиональной социальной работы с инвалидами.

ГЛАВА 1 Инвалидность как социальная проблема современного общества
1.1 Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной России и СССР

Во все времена существования человеческой цивилизации имела место проблема оказания помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Изменения, происходящие в развитии общества, в социально-экономических отношениях, изменяли направление и подходы к помощи нуждающимся инвалидам.

Некоторыми исследователями приоритет в области социальной защиты инвалидов отводится зарубежным странам. Между тем, России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан данной категории.

Еще в древнейшей славянской общине или верви в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных. Призрением таких людей должны были заниматься родственники. Если нуждавшиеся не имели родственников, то социальное призрение инвалидов возлагалось на крестьянскую общину. Широкое распространение получила такая форма социальной помощи немощным людям как поочередное кормление в домах сельских хозяев от одного дня до недели. Призреваемые переходили из двора в другой двор, пока таким образом не обходили всю деревню и не получали помощь от каждого домохозяина. Наряду с поочередным кормлением крестьянские общины практиковали такой способ призрения, как прием домохозяевами нуждавшихся на длительный срок с предоставлением им питания. В этом случае по решению сельского «мира» призреваемый отдавался домохозяину на полное содержание. Такая форма призрения использовалась на условиях либо известной платы общиннику за содержание инвалида, которую домохозяин получал от крестьянского общества, либо освобождением крестьянского двора от уплаты мирских или даже всех натуральных повинностей. В других случаях за взятие немощного человека в свой дом на полное содержание хозяину крестьянского двора отводился дополнительный участок мирской земли или земельный надел неимущих. Среди форм крестьянского общественного призрения довольно частое применение нашла выдача нуждавшимся хлебных пособий из общинных запасных магазинов. Такие пособия хлебом выделялись по «приговорам» сельских сходов Они выдавались ежемесячно или в какие-либо другие сроки и устанавливались в различных размерах .

С появлением древнерусского государства основные тенденции помощи инвалидам были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц.

На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи старым, убогим, увечным и больным. Монастыри содержали богадельни, больницы, детские приюты. Церковные приходы оказывали социальную помощь многим увечным. К XVIII веку, например, в Москве действовало около 20 церковноприходских богаделен. Во всех 90 московских богадельнях, принадлежавших церкви, городу и частным благотворителям, содержались в 1719 г. около 4 тыс. нуждавшихся. В целом к 90-м годам XIX столетия православная церковь содержала 660 богаделен и почти 500 больниц. По данным на 1 декабря 1907 г из 907 мужских и женских монастырей, действовавших в то время в России, более 200 обителей вели постоянную работу по социальному призрению инвалидов .

Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи «сирым и убогим», которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. Так, при Петре I оформляется достаточно разветвленная система социальной защиты инвалидов. Заботясь «о пристройстве» истинно нуждающихся, император в 1700 г. пишет о постройке по всем губерниям богаделен для увечных, «кои работать не могут». В 1701 г. Петром I были изданы указы, предусматривавшие назначение части нищих и больных «кормовых денег» и устройство остальных в «домовые Святейшего Патриарха богадельни». В 1712 г. он требует повсеместного в губерниях устройства госпиталей «для увечных, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами, а гошпиталям быть ради призрения сирых, убогих, больных и увечных и для самых престарелых людей обоего полу» .

Законодательные акты Петра I, касающиеся социальной защиты инвалидов, в первую очередь были направлены на призрение военнослужащих. Так, инструкции и уставы армии и флота того времени содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым за счет государственного бюджета. В 1710 г. Петр I дал распоряжение «раненых лечить из казны» и выдавать им «полное жалованье». С именем Петра I связано открытие первого в России инвалидного дома для увечных воинов. Причем по поводу тяжело раненых офицеров и солдат в 1720 г. было установлено, что совершенно беспомощных из них лечить и «кормить в госпитале до самой смерти».

Екатериной II на основании принятого в 1775 г. «Учреждения о губерниях» в 33 губерниях России были созданы приказы общественного призрения, которым поручалось наряду с другими попечениями создание и содержание в каждой 26-й епархии богаделен «для мужского и женского пола, убогих и увечных, кои пропитания не имеют» .

В итоге к 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи, которая включала в себя лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных), учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих), институты пансионеров, местные благотворительные общества и заведения призрения. К последним относились богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных.

Попытки провести определенные социально-защитные мероприятия в отношении инвалидов имели место в царствование Александра I. Среди многочисленных направлений социальной помощи «Императорского Человеколюбивого общества», созданного в мае 1802 г., ведущее место занимало призрение искаженных природой (калек, глухонемых, слепых и т.д.) с предоставлением бесплатных или удешевленных квартир и пищи нуждающимся, восстановлением здоровья заболевшим. Так за 1908 г. под эгидой «Общества» функционировало 76 богаделен, в коих призревались убогие обоего пола числом 2147 чел.

Попечением о воинах-инвалидах занималась общественная организация «Комитет помощи раненым воинам», основанный Александром I в 1814 г. и позднее названный Александровским комитетом. «Комитет» назначал пенсии и содержал военные богадельни, самые известные из которых – Чесменская богадельня в Петербурге и Измайловская богадельня в Москве. Богадельни были рассчитаны на проживание 1000 отставных военнослужащих .

Большой вклад в дело социальной помощи инвалидам внесли органы городского самоуправления дореволюционной России – городские думы и городские участковые попечительства, созданные согласно «Городовому положению для всех городов России» в 1870 г. правительством Александра II. Деятельность участковых попечительств первоначально была направлена на открытое призрение, на непосредственную помощь нуждавшимся (выдача денежных пособий и натурой). Однако с развитием сети богаделен и других благотворительных заведений закрытого типа попечительства старались устроить одиноких просителей - большей частью беспомощных и больных людей - в богадельни, инвалидные дома и пр.

Частные благотворители и меценаты также внесли свой вклад в дело социальной защиты людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Так, П.П. Помиан-Пезаровиус В 1813 г. впервые издает еженедельную газету историко-политического содержания «Русский инвалид» на русском и немецком языках, доход от распространения которой должен был помочь самым нуждающимся инвалидам войны 1812 г. К 1814 г. капитал от газеты достиг 300 тыс. руб., а к 1815 г. - 400 тыс. руб. Из этих средств 1200 инвалидов получали постоянное пособие. К 1822 г капитал, увеличенный за счет расширения издания газеты, которая стала ежедневной, достиг 1 млн. 32 тыс. руб. .

После поворотных политических событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, новое правительство в лице Совета Народных Комиссаров (СНК) сразу же приступило к реализации программы большевистской партии в отношении нуждающихся категорий населения, и в первую очередь граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Уже 13 ноября 1917 года, на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов советской власти официальное правительственное сообщение «О социальном страховании». В этом документе указывалось: «Рабочее и крестьянское правительство... оповещает рабочий класс России, а также городскую бедноту, что оно немедленно приступает к изданию декретов о политике социального страхования на основе рабочих страховых лозунгов: 1) распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту; 2) распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы; 3) возложение всех расходов по страхованию целиком на работодателей; 4) возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы; 5) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях» . Согласно Правительственному сообщению о социальном страховании, положившему начало формированию системы социальной помощи инвалидам в России, пенсия инвалидов увеличивалась с 1 января 1917г. на 100% за счёт пенсионного фонда.

В 1919 г. законодательство по социальной защите инвалидов дополняется Положением «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств». В результате мероприятий правительства по организации государственной системы социального обеспечения в течение 1918-1920 гг. значительно увеличилось количество пенсионеров и семейств красноармейцев, которые пользовались пособиями. Если в 1918 г. получали государственные пенсии 105 тыс. человек, в 1919 г - 232 тыс., то в 1920 г число пенсионеров в РСФСР составляло 1 млн. человек, в том числе 75% приходилось на бывших военнослужащих. По сравнению с 1918 годом количество семей красноармейцев, пользовавшихся государственными пособиями, увеличилось в 1920 году с 1 млн. 430 тыс. до 8 млн. 657 тыс. В это же время действовало 1800 учреждений для инвалидов, в которых содержалось 166 тыс. человек .

В годы восстановительного периода в русле новой социально-защитной политики советское правительство приняло целый ряд нормативных актов. По постановлению Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» (8 декабря 1921 г.) право на пенсию по инвалидности получали все рабочие и служащие, а также военнослужащие в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания, трудового увечья, общего заболевания или старости.

На основании декрета СНК от 14 мая 1921 г были созданы крестьянские комитеты взаимопомощи, которые осуществляли социальную помощь нуждавшимся в виде пособий, ссуд, вспашки полей и уборки урожая, финансовой поддержкой школ, больниц, инвалидных домов, их обеспечением топливом и др. Уже в первые месяцы своей деятельности комитеты взаимопомощи оказывали заметную поддержку нуждавшимся инвалидам. В 1924 г. денежный фонд крестьянских комитетов составил 3,2 млн. рублей, на сентябрь 1924 года - около 5 млн. рублей .

На основе опыта деятельности Крестьянских комитетов общественной взаимопомощи позднее возникла система крестьянских обществ взаимопомощи. В сентябре 1925 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР утвердили «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи». Положение обязывало эти общества осуществлять социальное обеспечение инвалидов и всех беднейших слоев деревни, «содействовать» государственным органам в оборудовании, содержании и снабжении находящихся на их территории инвалидных учреждений, больниц, бесплатных столовых. Для решения данных задач частично выделялись средства от государственных органов социального обеспечения. Во второй половине 20-х годов в РСФСР действовало около 60 тыс. обществ крестьянской взаимопомощи, их фонды превышали 50 млн. рублей.

Постепенно на смену крестьянским обществам взаимопомощи приходят кассы взаимопомощи колхозников. Их существование законодательно было закреплено постановлением ВЦИК и Совнаркома 13 марта 1931 года. Оно утвердило «Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников». Этим нормативным документом кассам предоставлялось право оказывать финансовую и натуральную помощь при болезни и увечье. По положению о кассах общественной взаимопомощи колхозников они должны были заниматься трудоустройством инвалидов. В 1932 г. эти кассы трудоустроили только в РСФСР на различных работах в колхозах, а также в организованных ими мастерских 40 тыс. инвалидов. Наряду с этим кассы общественной взаимопомощи открывали дома инвалидов, пункты медицинской помощи и др.

Пенсионное обеспечение инвалидов труда было упорядочено в Положении ВЦИК и СНК (март 1928 г.). Размеры пенсий устанавливались в зависимости от группы и причины инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы. С 1961 г. в компетенцию Министерства социального обеспечения РСФСР стали входить выплата пенсий, обеспечение врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, их материально-бытовое обслуживание и т.д.

Для осуществления процедуры установления инвалидности был создан специальный организационно-структурный институт - врачебно-трудовая экспертиза, первоначально как компонента страховой медицины. В основе формирования страховой медицины лежал декрет СНК от 16 ноября 1917 г. о передаче больничным кассам лечебных учреждений фабрик и заводов. Возникновение страховой медицины, в свою очередь, определило необходимость врачебной экспертизы трудоспособности в системе социального страхования. При больничных кассах были созданы врачебно-контрольные комиссии (ВКК). В первый период своего существования ВКК их функцией были проверка правильности диагнозов лечащих врачей, определение временной нетрудоспособности, экспертиза стойкой утраты трудоспособности .

Постановлением СНК от 8 декабря 1921 г. была введена так называемая «рациональная» шестигрупповая система установления инвалидности: I группа - инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но и нуждается в посторонней помощи; II группа - инвалид не способен к какой-либо профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи; III группа - инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и легкими работами; IV группа - инвалид не способен продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию более низкой квалификации; V группа - инвалид вынужден отказаться от прежней профессии, но может найти новую профессию такой же квалификации; VI группа - продолжение прежней профессиональной работы возможно, но только с пониженной производительностью. Данная классификация инвалидности получила наименование «рациональной» потому, что вместо процентного метода вводила определение трудоспособности, исходя из возможности для инвалида, в зависимости от состояния здоровья, выполнять какую-либо профессиональную работу или же работу в своей прежней профессии . Так начал утверждаться принцип определения тяжести нарушения функций у больного и сопоставления их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего. Рациональное зерно шестигрупповой системы заключалось прежде всего в том, что, признавая инвалидность даже у лиц с незначительным снижением трудоспособности (VI, V и отчасти IV группы), она давала им при существовавшей тогда безработице возможность получить работу и пользоваться определенными льготами, предоставляемыми государством инвалидам. Право на пенсионное обеспечение имели инвалиды только первых трех групп. Однако шестигрупповая классификация не смогла полностью удовлетворять требованиям, предъявляемым к экспертизе трудоспособности в условиях индустриализации экономики, ликвидации безработицы и высокой потребности в рабочей силе. Одним из принципиальных дефектов врачебной экспертизы было отсутствие научно-методической базы .

Важнейшим фактором, определившим все дальнейшее развитие врачебно-трудовой экспертизы и социальной политики в отношении инвалидов, явилась замена в 1923г. шестигрупповой на трёхгрупповую классификацию инвалидности . Согласно ей инвалиды были подразделены на три группы: I - лица, полностью утратившие трудоспособность и нуждающиеся в постороннем уходе; II - утратившие полностью способность к профессиональному труду как по своей, так и по любой другой профессии; III - неспособные к систематическому труду по своей профессии в обычных для этой профессии условиях , но сохраняющие остаточную трудоспособность, достаточную, чтобы ее применить: а) не на регулярной работе, б) при сокращенном рабочем дне, в) в другой профессии со значительным снижением квалификации.

Замена шестигрупповой классификации трёхгрупповой была осуществлена не механически - ликвидацией 4, 5 и 6 групп, которым пенсии не назначались, а путём существенной переработки формулировок групп инвалидности, в первую очередь 3 группы, в которую фактически были включены критерии ликвидированной 4 группы - возможность работать «в другой профессии со значительным снижением квалификации». Таким образом, перестали признаваться инвалидами лица, фактически сохранившие свою трудоспособность, а с другой стороны, - лица с ограниченной трудоспособностью стали относиться к 3 группе, при которой инвалиды получали пенсию

Эта трёхгрупповая классификация инвалидности, уже в тридцатых годах сыгравшая немалую роль в упорядочении врачебно-трудовой экспертизы, существует с некоторыми изменениями до настоящего времени.

В начале 60-х гг. был принят ряд документов (Закон о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г., Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов от 15 июля 1964 г.), существенно повлиявших на улучшение пенсионного обеспечения инвалидов. Бесплатная медицинская помощь, бесплатное образование и другие блага, предоставляемые за счёт общественных фондов потребления всему населению Советского Союза, в равной степени являлись достоянием инвалидов. Этим целям служила также государственная система трудового устройства инвалидов, позволяющая им по их желанию трудиться в условиях, которые не противопоказаны им по состоянию здоровья. В этот период впервые было создано единое законодательство о государственных пенсиях, выплачиваемых как за счёт средств социального страхования, так и за счёт государственных ассигнований, по системе органов социального обеспечения. Это единое законодательство охватывает все виды пенсий, в том числе и по инвалидности, назначаемых рабочим, служащим, приравненным к ним лицам, учащимся, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, членам творческих союзов, некоторым другим гражданам, а также членам семей всех этих категорий трудящихся.

В 1965 г. произошло выравнивание законодательства в отношении колхозников и установление для них тех же правовых норм, которые ранее были распространены на рабочих и служащих. К 1967 г. устанавливается единый порядок пенсионирования по инвалидности для всех социально-профессиональных категорий граждан и единый порядок врачебно-трудовой экспертизы, действовавший до 1990 г.

С середины 70-х годов можно говорить о возникновении и развитии новой государственной формы социального обслуживания, а именно социально- бытового обслуживания нетрудоспособных на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовался ряд документов, в том числе справка лечебного учреждения об отсутствии хронических психических заболеваний в стадии выраженного дефекта или глубокой умственной отсталости; туберкулеза в открытой форме; хронического алкоголизма; венерических и инфекционных заболеваний, бактерионосительства. Дом-интернат, на который было возложено обслуживание граждан на дому, должен был оказывать следующие виды услуг: 1) доставку продуктов по предварительно разработанному набору один-два раза в неделю (при возможности могла быть организована доставка раз в день горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин); 2) стирку и смену постельного белья не реже одного раза в 10 дней, для чего дом-интернат выделял на каждого обслуживаемого три комплекта белья; 3) уборку жилого помещения и мест общего пользования; 4) доставку медикаментов, оплату коммунальных услуг сдачу вещей в прачечную и химчистку, обувь - в ремонт.

Параллельно возникают службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделениями. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, которые были организованы при районных отделах социального обеспечения. Их деятельность регламентировалась «Временным положением об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам». В положении оговаривалось, что помимо ставших уже традиционными видов социально-бытовой помощи социальные работники должны были при необходимости оказывать помощь в соблюдении личной гигиены, выполнять просьбы, связанные с почтовыми отправлениями, содействовать в получении необходимой медицинской помощи, принимать меры к погребению умерших одиноких клиентов. Услуги предоставлялись без взимания какой-либо платы. Социальный работник, входящий в штат отделения социальной помощи, должен был обслуживать на дому 8-10 одиноких инвалидов 1-2 группы.

Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в надомном обслуживании. В 1987 году новым нормативным актом были внесены некоторые изменения в деятельность отделений социальной помощи. В основном изменения касались вопросов организации отделений социальной помощи на дому. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надомному обслуживанию, а также предусматривалось, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах , вносят плату, составляющую 5 процентов пенсии. Зачисление на надомное обслуживание осуществлялось на основании личного заявления и заключения медицинского учреждения о нуждаемости в таком обслуживании.

В 1990 г. Верховным Советом СССР была принята концепция Государственной политики в отношении инвалидов и Закон «Об основных началах социальной защищённости инвалидов СССР». Законом устанавливалось, что государство создает необходимые условия для индивидуального разви­тия, реализации творческих и производственных возможностей и спо­собностей этой категории населения. Местные органы государственной власти и управления были обязаны обеспечивать инвалидам необходи­мые условия для свободного доступа и пользования культурно-зрелищ­ными учреждениями и спортивными сооружениями. Несмотря на свою декларативность, эти документы содержали весьма прогрессивные идеи, главная из которых – перенос центра тяжести с пассивных форм поддержки на реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество. В случае реализации эти подходы могли бы существенно изменить положение инвалидов. Однако они не были ратифицированы в РСФСР, а дальнейшие события 1991 г. резко изменили социально-экономическое и политическое положение России.

1.2. Характеристика основных направлений социальной помощи и защиты инвалидов в России и за рубежом в новое время


26 декабря 1991 г. в связи с обострением социально- экономической ситуации в стране и ухудшением материального положения малоимущих граждан был издан Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году», согласно которому были образованы республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, определен порядок адресного направления гуманитарной помощи и создание территориальных служб срочной социальной помощи. В соответствии с данным Указом приказом Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 04.02.1992 г. было утверждено «Положение о территориальной службе срочной социальной помощи». Этим документом определялось содержание работы данной службы, которая предназначалась для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, путем предоставления им различных видов помощи, включающей обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем и другими видами помощи. К лицам, могущим воспользоваться службой срочной социальной помощи, были отнесены: одинокие граждане, утратившие средства к существованию, одинокие инвалиды и престарелые, несовершеннолетние дети, оставшиеся без надзора и попечения родителей или лиц, их заменяющих, многодетные и неполные семьи и др.

Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г. было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов. В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления является отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.

В 1993 г. была осуществлена попытка принять российский закон о социальной защите инвалидов, однако вновь в силу известных политических событий этот проект закона был рассмотрен только во втором чтении Верховным Советом РСФСР и окончательно не принят.

Конституция Российской Федерации (1993 г.), провозгласившая Россию социальным государством, предусматривает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого чело­века, гарантирует инвалидам равные с другими гражданами права и сво­боды. На современном этапе это стало одной из важнейших задач госу­дарства и его органов здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. «О Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов» указанная программа была утверждена. Однако в установленные сроки эта программа не была выполнена, в результате чего Правительство Российской Федерации 13 августа 1997 г. приняло Постановление «О продлении сроков реализации федеральных целевых программ, входящих в федеральную комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов».

4 августа 1995 г. выходит Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а 10 декабря 1995 г. – Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» . Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения . Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в субъектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

Кардинальные изменения в государственной политике в отношении инвалидов предполагались в связи с принятием в 1995 г. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии с этим законом органами государственной власти субъектов Российской Федерации за истекшие годы приняты законода­тельные нормативные правовые акты и комплексные целевые программы, обеспечивающие реализацию государственной политики в отношении инвалидов с учетом уровня их социально-экономического развития.

Данный Закон 1995г. вобрал в себя все прогрессивные нормы социальных законов зарубежных стран и международных документов. Тем самым формальное законодательство в России было максимально приближено к международным нормативам и приобрело прогрессивную методологическую основу.

Однако нужно отметить, что положения закона не несут норм прямого действия, в них отсутствует механизм реализации декларированных обязательств государства перед инвалидами, в том числе, нет ясности в вопросах их финансового обеспечения. Эти обстоятельства существенно затрудняли исполнение Закона и потребовали ряда Указов Президента РФ, новых подзаконных актов и нормативных материалов: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1996 г. «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами», новое Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной медико-социальной экспертизы. В отличие от действовавшей до этого времени Инструкции по определению групп инвалидности от 1956 г. новым Положением определено, что признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности. Ранее основанием для установления группы инвалидности являлось стойкое нарушение трудоспособности, которое приводило к необходимости прекращения профессионального труда на длительный срок или значительных изменений условий труда. Новым же положением предусмотрена оценка не только состояния трудоспособности, но и всех других сфер жизнедеятельности. Тем самым, согласно Положению основания для признания гражданина инвалидом расширены. К ним относятся: 1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма , обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; 2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); 3) необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина. При этом, однако, наличия одного из указанных признаков не является достаточным для признания лица инвалидом.

В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет - категория «ребенок-инвалид».

Основным отличительным моментом нового пакета законов и социальной политики в отношении инвалидов стала их переориентация на активные меры, среди которых важнейшее значение отдается программам реабилитации инвалида. Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» входит в компетенцию учреждений медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации является, по нашему мнению, реальным шагом инвалида на пути к улучшению здоровья, повышению профессионального статуса, доступности социальной среды обитания. Таким образом, именно в реабилитационной направленности состоит существенное отличие деятельности новых учреждений медико-социальной экспертизы (бюро медико-социальной экспертизы - БМСЭ) от ранее функционировавших ВТЭК.

К концу XX века традиционная государ­ственная политика в отношении инвалидов и инвалидности, основанная на теории их исключительности и ориентированная, в основном, на ме­дицинское обслуживание, удовлетворение материальных и бытовых нужд инвалидов, утратила свою эффективность.

В обществе, в государстве, среди самих инвалидов всё большее признание приобретает подход, в соответствии с которым проблемы ин­валидов следует рассматривать в аспекте восстановления нарушенных связей индивидуума и социума, удовлетворения потребностей в соци­альном развитии личности, интеграции инвалидов в общество. При этом политика в области взаимоотношений государства и инвалидов должна согласовываться с общепризнанными принципами и нормами международного права. Среди них особое место принадлежит «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым Генеральной Ассамблей ООН 20 де­кабря 1993 г., основу которых составляет опыт, приобретенный в хо­де проведения Десятилетия инвалидов Организацией Объединенных Наций (1983-1992 гг.).

Стандартные правила являются основным международным документом, фиксирующем краеугольные принципы социокультурной жизни инва­лидов в обществе . В них содержатся конкретные рекомендации госу­дарствам о мерах по устранению препятствий, осложняющих участие инвалидов в общественной жизни, с одной стороны, и по обеспечению адекватного отношения общества к проблемам инвалидов, их правам, потребностям, возможностям самореализации, с другой.

Согласно Стандартным правилам, процесс реабилитации не ограничивается оказанием лишь медицинской помощи, а включает широкий круг мер, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной индивидуальной помощью.

Принцип равенства прав предполагает, что потребности всех исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в сфере социальной политики и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый имел равные возможности для участия в жиз­ни общества.

Одной из основных задач социально-экономического развития является обеспечение всем лицам доступа к любым сферам жизни обще­ства. В числе целевых областей для создания инвалидам равных возмож­ностей, наряду с доступностью образования, занятостью, социальным обеспечением, определена и сфера культуры. Стандартными правилами, в частности, установлено, что государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды, проживающие как в городах, так и в сельских районах, име­ли возможность использовать свой художественный и интеллектуальный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения культуры общества. Примерами такой деятельности могут являться занятия хо­реографией, музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью и ваянием.

Государствам рекомендовано содействовать доступности и воз­можности использования таких культурно-просветительских учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки, использовать специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литера­турным произведениям, фильмам и театральным спектаклям. Стандарт­ные правила рекомендуют и другие меры по обеспечению равных воз­можностей для инвалидов. Среди них выделены: информация и научные исследования, разработка политики и планирование, законодательство, экономическая политика, координация деятельности, активность орга­низаций инвалидов, подготовка персонала, национальный контроль и оценка программ, касающихся инвалидов .

Характеризуя состояние проблемы социальной защиты инвалидов за рубежом, важно отметить, что основными формализованными критериями, по которым оценивается политика государств в отношении инвалидов, являются следующие параметры: 1) наличие официально признанной политики в отношении инвалидов; 2) наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов; 3) координация национальной политики в отношении инвалидов; 4) судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов; 5) наличие неправительственных организаций инвалидов; 6) доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав; 7) наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов; 8) доступность для инвалида физической среды; 9) доступность для инвалида информационной среды .

По мнению экспертов ООН, в большинстве стран для защиты инвалидов используется общее законодательство, то есть на инвалидов распространяются права и обязанности граждан государства. Эксперты ООН считают, что специальное законодательство, обеспечивающее равный доступ инвалидов к общему законодательству, является более сильным юридическим инструментом.

В целом эффективность социальной политики в отношении инвалидов зависит и от масштабов инвалидности в стране, которые обусловлены множеством факторов, таких, как состояние здоровья нации, уровень здравоохранения, социально-экономическое развитие, качество экологической среды, историческое наследие, участие в войнах и вооруженных конфликтах и т.д. Однако в России все перечисленные факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. человек (около 7% населения) и продолжает расти. Поскольку эта тенденция стала особенно заметна в последние шесть лет, можно утверждать, что при сохранении таких темпов в России произойдет увеличение общего количества инвалидов, и, особенно, всего населения пенсионного возраста. Поэтому российское государство не должно игнорировать проблему инвалидности при таких ее масштабах и неблагоприятной направленности соответствующих процессов.

Как показывает ретроспективный исторический анализ развития социальной помощи инвалидам в России, социальную работу в современном ее понимании часто отождествляли с социальным обслуживанием инвалидов, нуждающихся в поддержке. Превращение же инвалида в отдельный объект деятельности работников социальной службы положительно отразилось не только на расширении круга задач социальной работы, но и на введении ее новых направлений. Таким образом, недостаточно и неправомерно говорить только о социальном обслуживании инвалидов. Социальная работа с данной категорией граждан вобрала в себя методы и приемы, используемые психологами, психотерапевтами, педагогами и другими специалистами, соприкасающимися с судьбами людей, их социальным положением, экономическим благосостоянием, морально-психологическим статусом. С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека-инвалида и попытка ее удовлетворения. В соответствии с более широкой задачей социальной работы по взаимодействию социального работника с окружающей средой инвалида социальный работник должен: оказывать влияние на социальную политику и политику в области социальной защиты инвалидов; добиваться взаимосвязи между организациями и учреждениями, оказывающими социальную помощь и поддержку инвалидам; побуждать организации внимательно относиться к инвалидам; способствовать расширению компетенции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, а также развитию их способностей в плане решения жизненных проблем; помогать инвалидам получить доступ к ресурсам; содействовать взаимодействию между отдельными инвалидами и теми, кто их окружает; способствовать организации культурно-досуговой деятельности инвалидов.

Ждамарова Оксана

Эссе на тему «Инвалидность и социальные стереотипы»

Ситуация вокруг инвалидности в современном обществе - один из наиболее ярких наглядных примеров стереотипизации людей. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, поэтому каждое государство сообразно уровню своего развития, должно помогать инвалидам.

Ссылаясь на стереотипы нашего общества, виня модель современных отношений здоровый людей и людей с ограниченными возможностями, можно поделить наше население на две части.

Одна группа живет в суете своих будней, и отводит взгляд от инвалидов или как сегодня принято называть – людей с ограниченными возможностями. Хотя для многих понятие инвалид короче, понятнее и в принципе объяснять более подробно ситуацию уже не нужно.

Даже каждый день, встречая людей с ограниченными возможностями, кроме жалости и боязни сказать что-то лишнее, а тем более улыбнуться человеку с ограниченными возможностями, тем самым ранив человека, шепчутся за их спиной или спинами их родственников. Они же не предусматривают наличие пандусов, когда строят свои магазины и когда выводят на линию очередной маршрутный транспорт.

А подумать о том, чтобы сделать удобный подъезд для инвалидной коляски в здание института или конкретного зала и вовсем проблема. В поликлиниках кабинеты медико-социальной экспертизы находятся, а вот лифтов нет. А о том, чтобы перевести лежачего больного из дома для прохождение обследования в поликлинику или больницу, так про это вообще мало кто задумывается. Как например, не ходячему инвалиду пройти флюорографию или мрт, то тут нужно платить сумасшедшие деньги и согласовывать поездку с кучей «медицинских работников», а подходящего транспорта как не было в стране так и нет. Исключение составляют крупные города. А говорить о том, что у нас в России заставляют ежегодно людей без ног или без рук доказывать, что конечности за этот период у них не выросли и вовсе смешно.

Эта же группа – группа здоровых людей представляет существование семьи, где инвалид сплошное испытание. Где постоянная нехватка средств и озлобленность на весь мир, и прочие стереотипы.

Другая группа – люди с ограниченными возможностями, закутавшись в шаль невидимку, живут в своем маленьком мире боясь попросить помощи. И убежденные, что инвалидность – это клеймо изгоя прячутся от мира. Хотя каждый будней день эти люди с ограниченными возможностями просыпаются утром, собираются на работу (печально, что не всем удается ее найти), собирают детей в школу… да проблем у них больше.

А все почему? Потому что первая группа не знает, как тяжело на инвалидной коляски забраться по ступенькам в автобус для того, чтобы добраться в институт или по нечищеным снеговым дорогам добраться до магазина.

Что же нужно чтобы понять друг друга? Первым не нужно примерять на себя все тяготы вторых, им достаточно быть самими собой. Также улыбаться при виде человека с ограниченными возможностями, как и любого обратившегося прохожего на улице. И не получив очередной порции жалости инвалиды будут просто благодарны вам за то, что вы способны их принять таковыми.

Стереотипный образ человека с ограниченными возможностями, прочно устоявшийся в обществе и нелегко поддающийся изменениям, может поставить под угрозу процесс социальной интеграции. Поэтому так важны поиски путей решения существующих проблем, включая изменения социальных установок и стереотипов, которые сохраняются в человеческом сознании на протяжении многих лет.

Я думаю, мы, физически здоровые люди, должны проявить по отношению к людям с ограниченными возможностями понимание и участие, чтобы они не чувствовали себя изгоями в нашем обществе!

Детская инвалидность как социально-педагогическая проблема

Проблема детской инвалидности – одна из важнейших сегодня. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 тыс. детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн – дети и подростки. В России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них от 70 до 75% – инвалиды. В структуре детской инвалидности в Российской Федерации преобладают психоневрологические заболевания (более 60%), патология внутренних органов (20%), заболевания опорно-двигательного аппарата (20%), нарушения зрения (13%) и слуха (4%). В 60–80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваний родителей, особенно матерей, рост травматизма, нездоровый образ жизни.

Дети-инвалиды , или дети с особыми нуждами , – это дети с физическими и интеллектуальными, сенсорными и двигательными ограничениями, а также с эмоциональноволевыми и адаптационными проблемами, нуждающиеся в комплексной помощи вследствие социальных, психологических, медицинских ограничений. Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потере контроля за своим поведением, а также способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, трудовой деятельности в будущем.

В науке выделяют несколько социально-психологических категорий детей-инвалидов. В частности, это дети:

  • – с явными признаками инвалидности, знающие о факте своей инвалидности, но скрывающие его, хотя и демонстрирующие специфическое поведение, свойственное больным людям;
  • – с явными признаками инвалидности, знающие о факте своей инвалидности, но скрывающие его, стремящиеся вести себя в рамках социальной нормы, т.е. как все;
  • – с явными признаками инвалидности, знающие о факте своей инвалидности и не скрывающие его от окружающих, в том числе путем демонстрации своих способностей в специфическом поведении;
  • – с явными признаками инвалидности, но не знающие о факте своей инвалидности, хотя и ведущие себя специфически, как больные;
  • – с явными признаками инвалидности, но не знающие о факте своей инвалидности и потому строящие свое поведение, ориентируясь на окружающих, т.е. на социальную норму;
  • – с неявными признаками инвалидности, но знающие о факте своей инвалидности и скрывающие его, стремящиеся на уровне поведения ничем не отличаться от других;
  • – с неявными признаками инвалидности, но знающие о факте своей инвалидности и не скрывающие его от окружающих, в том числе путем демонстрации специфического поведения больного и подчеркивания своих возможностей;
  • – с неявными признаками инвалидности, по знающие о факте своей инвалидности и не скрывающие его от окружающих, хотя и старающиеся вести себя в рамках социальной нормы, т.е. как все;
  • – с неявными физическими признаками инвалидности, в силу чего не знающие об этом, но ведущие себя специфически, как больные;
  • – с неявными физическими признаками инвалидности, в силу чего не знающие об этом и ведущие себя обычным образом, как все.

Основные проблемы детей с особыми нуждами

Основными проблемами детей с ограниченными возможностями являются:

  • 1. Психологическая несамостоятельность. У детей, отнесенных к данной категории, формируется психология зависимого от другого человека, которая препятствует интеграции в социум, лишает способности защищать свои насущные законные права. Ребенок-инвалид зачастую сосредоточен на своем заболевании, сверхчувствителен к любым проявлениям окружающих, легкораним, обидчив, мнителен. Ребенок замыкается на себе, своих проблемах и переживаниях, он угнетен своим отрешением от сверстников. Сегрегация детей, имеющих серьезные соматические заболевания, ограничивающие их возможности в передвижении, установлении контактов, других видах деятельности, зачастую провоцирует возникновение комплекса социально-психологической неполноценности. Это приводит к утрате социального интереса, изолированности, неуверенности в себе и своих силах, отказу от деятельности, бегству в болезнь с последующим потребительским ко всему и всем отношением и нередко проявлениям враждебности.
  • 2. Социально-психологическая ограниченность, являющаяся следствием инвалидности. Например, ребенок без ног в любом случае инвалид, но степень его ограничений зависти от конкретной ситуации, объема помощи, которую он получает. Пока он смотрит телевизор, читает, общается с окружающими его людьми, инвалидность никак не проявляется, ограничения возникают только при необходимости передвижения. Однако при наличии широких дверей и инвалидного кресла с электронным управлением движение в пределах одноэтажного дома уже не является проблемой. Следовательно, дети с нетипичным состоянием здоровья не всегда ущербны. Как правило, это определяется конкретной ситуацией, поведением окружающих.
  • 3. Затруднение процесса социализации. Это важнейшая проблема детей с особыми нуждами. Трудности социализации ребенка-инвалида сопряжены с неадекватностью восприятия ребенком предъявляемых к нему социальных требований и неготовностью субъектов взаимодействия к партнерским отношениям с ним.
  • 4. Деформация психологической сферы, тотально препятствующая эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими. Данная проблема проявляется в отрицательном самоотношении, ограниченности в общении, замкнутости, дистанцировании от окружающих, фиксации на собственных проблемах, выученной беспомощности, иждивенческой, потребительской позиции по отношению к окружающим, тотальной безответственности, демонстративном привлечении внимания к своей персоне, проявлениями агрессии и т.п.

Общая черта личности детей-инвалидов заключается в том, что дефект создает отличающееся от нормы, измененное положение человека в среде. Форма проявления дефекта приводит к тому, что всегда возникают новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные индивидуальные проблемы. Однако у всех детей-инвалидов независимо от их вида и степени дефекта можно наблюдать одну общую черту: они "другие", чем остальные люди, и именно эта "разница" в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного (А. Воронецка-Боровска). Такая позиция вольно или невольно ослабляет социальную значимость ребенка, имеющего инвалидность, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Ребенок с ограниченными возможностями не создает проблем и трудностей, их порождает инвалидность. Вот почему инвалидность можно рассматривать как проблему неравных возможностей. Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, интегрироваться в общество па таких же, как и другие члены социума, основаниях.

Введение

В настоящее время проблема инвалидности занимает особое место в ряду социальных проблем. Согласно данным Организации Объединенных Наций, в начале 90-х годов 20-го века в мире насчитывалось около 500 миллионов инвалидов, что составляет около 10% населения Земли. В развитых странах этот показатель выше среднемирового значения: в США около 20% населения являются инвалидами. По оценкам ВОЗ, количество инвалидов имеет тенденцию к росту.

В России, по данным Госкомстата РФ, в 1994 г. насчитывалось 8,5 миллионов человек, имеющих инвалидность. В 1999 году численность инвалидов в России составляла 10 миллионов человек, то есть за пять лет увеличилась на 1,5 миллиона. Минздрав соц. развития обеспокоено: ежегодно количество инвалидов увеличивается на 1 млн. человек, сейчас пенсию по инвалидности получает почти каждый десятый россиянин. А к 2015 г. количество инвалидов превысит 15 млн. человек. Ведомство считает такую ситуацию недопустимой: это - в терминах Минздрава - уже вопрос национальной безопасности.

Цель работы: Рассмотреть понятие «инвалидность» и специфику социальной работы с людьми имеющими инвалидностью

1. Рассмотреть понятие «инвалидность»

2. Рассмотреть причины инвалидности

3. Узнать проблемы людей имеющих инвалидность

4. Рассмотреть медико-социальную реабилитацию людей имеющих инвалидность

5. Узнать о социальной защите людей, имеющих инвалидность

Объект работы: Проблемы людей, имеющих инвалидность.

Предмет работы: Технология социальной работы с людьми, имеющими инвалидность.

Инвалидность, как социальная проблема

Понятие «инвалидность»

«Инвалид - в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»

«Ограничение жизнедеятельности, - пояснения в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»

Степень ограничения жизнедеятельности - величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Эти структурные элементы позволяют раскрыть сущность причин инвалидности.

Калеки слепые, немые, глухие, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно не трудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам. В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов.

В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.

По официальной статистике, в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их - 54 млн. (19%), в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей в общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% - это люди пожилого возраста.

Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995 г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999 г. - до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Ныне их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны - более 15%, I группы - 12,7%, II группы - 58%, III группы - 29,3%.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечнососудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте - психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями. Наличие статистических данных о количестве людей с ограниченными возможностями в стране, прогнозирование и выявление динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по ее предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеют важное значение.

Настораживают прогнозы динамики роста числа инвалидов в мире, особенно в активном трудовом возрасте: например, в Канаде в течение ближайших 15 лет их количество может увеличиться более чем в 2 раза. Рост инвалидов в международном масштабе объясняется как увеличением самого показателя, свидетельствующего об ухудшении здоровья жителей планеты, так и расширением критериев определения инвалидности, прежде всего по отношению к лицам пожилого возраста и в особенности к детям. Увеличение общего числа людей с ограниченными возможностями во всех развитых странах мира и особенно числа детей-инвалидов поставило в число национальных приоритетов этих стран проблему предупреждения инвалидности и профилактики детской инвалидности. А так же к решение проблем имеющихся у инвалидов.