От чего может развиться шизофрения. Шизофрения

Очень типичным для этой формы является внешний вид больного - красные и сухие кожные покровы, лихорадочный блеск в глазах, сухой язык. Больные возбуждены, мечутся (иногда в пределах постели ), проявляют негативизм. Иногда фебрильная шизофрения может протекать с помрачением сознания. Крайне тяжелые случаи протекают с явлением токсидермии, при которой на коже образуются серозные, гнойные и геморрагические пузыри. Смертность при этой форме очень высока и составляет от 10 до 50 процентов. Длительность приступа варьирует от нескольких часов до нескольких недель.

Шизофрения в виде затяжного пубертатного приступа
Это одноприступная шизофрения, которая развивается с характерными для подросткового периода синдромами. Течение этой формы относительно благоприятное.

Дебютирует она в юношеском возрасте, часто с проявления гебоидного синдрома. Этот синдром характеризуется искажением эмоциональных и волевых особенностей личности. Проявляется он в извращении влечений, в первую очередь, сексуальных, и в крайнем эгоцентризме. Высшие нравственные установки (понятия добра и зла ) и эмоции (сострадание ) утрачиваются, возникает склонность к антисоциальным поступкам. Пропадает интерес к любой деятельности (прежде всего к учебе ), возникает оппозиция к любым установленным нормам поведениям, общепринятым взглядам. Поведение становится грубое, неадекватное и немотивированное. Стоит отметить, что, несмотря на утрату интереса к учебе, интеллектуальные способности остаются.

Первый этап этого состояния начинается в 11 - 15 лет и длится 2 - 3 года. Второй этап начинается в 17 - 18 лет и проявляется развернутой клинической картиной этого синдрома. Состояние подростков на этом периоде полностью декомпенсируется, а в поведении преобладает изощренная жестокость, агрессия и истерические реакции.
На третьем этапе (19 - 20 лет ) происходит стабилизация состояния и отсутствие дальнейших осложнений. Состояние стабилизируется на уровне предшествующего этапа. Пациенты начинают регрессировать в психическом развитии, и создается впечатление, что они «не взрослеют». На четвертом этапе, который начинается с 20 - 25 лет, происходит обратное развитие состояния. Сглаживаются поведенческие расстройства, утрачивается негативизм и склонность к антисоциальным действиям. Остаются лишь периодические смены настроения и вспышки гнева.

Кроме гебоидного синдрома могут наблюдаться дисморфофобический и психастенический. В первом случае молодые люди беспокоятся по поводу массы тела, формы носа, грядущем облысении, каких-то родимых пятен и так далее. Это беспокойство сопровождается истерическими реакциями, уходом в депрессию. Во втором случае выявляются навязчивые идеи, страхи (фобии ), тревожная мнительность.

Детская шизофрения

Детская шизофрения составляет одну пятую всех психозов шизофренического спектра. По течению это, как правило, непрерывно текущая форма. Шубообразная и рекуррентная форма шизофрении занимает промежуточное состояние.

Наиболее злокачественной формой является шизофрения детского раннего возраста. Ее симптомы становятся наиболее отчетливыми к 3 - 5 годам. Болезнь начинается с отчуждения к близким родственникам и потери интереса к окружающему миру. Вялость и апатия сочетаются с упрямством и некой враждебностью. Возникают неврозоподобные состояния - появляются страхи, тревога, колебания настроения. Поведение характеризуется дурашливостью, маньеризмом, явлениями эхолалии (повторением слов ) и эхопраксии (повторением действий ). Также преобладает резкий негативизм - ребенок делает все наоборот. В то же время наблюдается амбивалентность - радость резко сменяется плачем, возбуждение переходит в апатию. Игры детей приобретают примитивный характер - игра с ниткой, колесиком, собирание каких-то предметов.

На фоне этих изменений появляются основные симптомы шизофрении - замедление психического развития, эмоциональное обеднение, аутизация (появление симптомов аутизма ). В возрасте 5 лет появляется развернутая клиническая картина - появляются галлюцинации (зрительные и обонятельные ), выраженные аффективные нарушения. Галлюцинации при этом рудиментарны (в начальной стадии ), а если появляется бред, то он тоже не систематизирован и фрагментарен. Поскольку интеллектуальные способности регрессируют, и ребенку трудно выражать свои мысли, то чаще всего формируется бредовое настроение. Оно выражается в подозрительности и недоверии, которые не приобретают вербального оформления. Очень быстро развивается состояние дефекта. Через 2 - 3 года регрессирует речь и приобретенные до этого навыки, поведение становиться примитивным. Появляется так называемый «олигофренический (слабоумный ) компонент».

Основными особенностями ранней детской шизофрении является быстрое развитие личностного и интеллектуального дефекта с ярко выраженными симптомами аутизма.
Не так злокачественно протекает шизофрения, начавшаяся в более позднем возрасте - после 5 - 7 лет. Олигофренический компонент выражен не так сильно, но, в то же время, наблюдаются нарушения адаптации и психическая незрелость.

Диагностика шизофрении

Поскольку происхождение шизофрении многогранно и до сих пор точно неизвестно, на сегодняшний день не существует каких-либо специфических тестов или инструментальных методов для диагностики этого заболевания.
Диагноз ставится на основе подробного изучения истории болезни пациента, его жалоб, а также данных, которые предоставляют его родственники, друзья и социальные работники.

В то же время в постановке диагноза врач учитывает стандартизированные диагностические критерии. Эти критерии представлены двумя основными системами - Международной Классификацией Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10 ), разработанной ООН, и Справочник по диагностике психических расстройств (DSM-V ), разработанный Американской Психиатрической Ассоциацией.

Критерии диагностики шизофрении по МКБ-10

Согласно этой классификации приступ шизофрении должен длиться не менее полугода. Симптомы шизофрении должны присутствовать постоянно - в быту, на работе. Диагноз шизофрении не должен ставиться на фоне тяжелых поражений мозга или на фоне депрессии.

МКБ выделяет две группы критериев - первого и второго ранга.

Критериями первого ранга при шизофрении являются:

  • звучание мыслей (пациенты интерпретируют это как «эхо мыслей» );
  • бред воздействия, влияния или другие бредовые восприятия;
  • слуховые галлюцинации (голоса ) комментирующего характера;
  • бредовые идеи, которые нелепы и вычурны.

Согласно МКБ должен присутствовать хотя бы один из этих симптомов. Симптом должен быть четко выражен и присутствовать не менее месяца.

Критериями второго ранга при шизофрении являются:


  • постоянные, но неярко выраженные галлюцинации (тактильные, обонятельные и другие );
  • прерывание мыслей (особенно заметно при разговоре, когда человек внезапно останавливается );
  • явления кататонии (возбуждение или ступор );
  • негативные симптомы - апатия, эмоциональная тупость, изолированность;
  • поведенческие расстройства - бездеятельность, самопоглощенность (пациент занят исключительно своими мыслями и переживаниями ).

Этих симптомов при постановке диагноза должно быть как минимум два, и они также должны длиться не менее месяца. В диагностике шизофрении особое значение приобретает клиническое наблюдение за пациентом. Осуществляя наблюдение за больным в условиях стационара, врачу становится более понятна природа жалоб пациента. Особенно важно проанализировать общение больного с другими пациентами, с персоналом, с врачом. Нередко пациенты пытаются скрыть расстройства восприятия (голоса ), что удается выявить только при детальном наблюдении за пациентом.

Большую диагностическую значимость приобретает и внешний вид больного, особенно его мимика. Последняя нередко является зеркалом его внутренних переживаний. Так, она может выражать страх (при повелительных голосах ), гримасничанье (при гебефренической шизофрении ), отстраненность от внешнего мира.

Критерии диагностики шизофрении по DSM-V

Согласно этой классификации симптомы должны длиться не менее 6 месяцев. При этом должны наблюдаться изменения поведения дома, на работе, в обществе. Изменения могут касаться ухода за собой - пациент становится неряшлив, игнорирует гигиену. Должна быть исключенная неврологическая патология, умственная отсталость или маниакально-депрессивный психоз . Отчетливо должен наблюдаться один из нижеперечисленных критериев.

Диагностическими критериями шизофрении по DSM-V являются:
Характерные явления - должны наблюдаться не менее месяца, и для постановки диагноза необходимо 2 и более симптома.

  • бред;
  • галлюцинации;
  • нарушенное мышление или речь;
  • явления кататонии;
  • негативная симптоматика.

Социальная дезадаптация - наблюдаются изменения во всех сферах жизнедеятельности пациента.

Устойчивость симптоматики - симптомы болезни очень устойчивы и длятся на протяжении полугода.

Исключена тяжелая соматическая (телесная ), неврологическая болезнь. Также исключен прием психоактивных веществ.

Отсутствуют глубокие аффективные расстройства, в том числе депрессия.

Диагностика различных форм шизофрении

Форма шизофрении Критерии диагностики
Параноидная шизофрения Обязательно наличие бреда:
  • преследования;
  • величия;
  • воздействия;
  • высокого происхождения;
  • особого предназначения на земле и так далее.
Присутствие голосов (осуждающих или комментирующих ).
Гебефреническая шизофрения Двигательно-волевые расстройства:
  • дурашливость;
  • эмоциональная неадекватность;
  • беспочвенная эйфория.
Следующая триада симптомов:
  • бездействие мыслей;
  • эйфория (непродуктивная );
  • гримасничанье.
Кататоническая шизофрения Явления кататонии:
  • ступор;
  • возбуждение (переход от одного к другому );
  • негативизм;
  • стереотипии.
Недифференцированная форма Включает признаки параноидной, гебефренической и кататонической шизофрении. Большое разнообразие симптомов делает невозможным определение формы заболевания.
Резидуальная шизофрения
  • Негативные симптомы в эмоциональной сфере (эмоциональная сглаженность, пассивность, снижение навыков коммуникации );
  • Наличие в прошлом хотя бы одного психотического эпизода (обострения ).
Простая форма шизофрении
(не включена в американскую классификацию болезней)
  • начало заболевания в 15 - 20 лет;
  • снижение эмоционально-волевых качеств;
  • регресс поведения;
  • изменение личности.

Необходимо отметить, что данный список симптомов присутствует в уже развернутых клинических формах шизофрении. Тогда постановка диагноза не составляет затруднений. Однако на начальных этапах болезни симптомы стерты и проявляются с различной периодичностью. Поэтому очень часто при первичной госпитализации врачи ставят диагноз шизофрении под вопросом.

Диагностические тесты и шкалы

Иногда, чтобы «раскрыть» пациента применяются различные диагностические тесты. В них мышление пациента открывается наиболее ярко (при условии, что пациент сотрудничает с врачом ), а эмоциональные расстройства выходят наружу. Также пациент может ненароком рассказать о своих переживаниях и о подозрениях.

Тесты и шкалы, применяемые в диагностике шизофрении

Тест Направление Задача пациента
Тест Люшера Исследует эмоциональное состояние больного. Пациенту предлагают карточки с 8 цветами, которые он должен выбрать в последовательности по предпочтению. Каждый цвет имеет свою интерпретацию.
Тест MMPI Многопрофильное исследование личности пациента по 9 основным шкалам - ипохондрии, депрессии , истерии, психопатии, паранойи, шизофрении , социальной интроверсии. Тест состоит из 500 вопросов, разделенных по шкалам, на которые пациент отвечает «да» или «нет». На основе этих ответов формируется профиль личности и ее особенности.
Методика незаконченных предложений Исследуется отношение пациента к себе и к окружающим. Пациенту предлагается предложения с различной тематикой и ситуациями, которые он должен закончить.
Тест Лири Исследование своего «Я» и идеального «Я» Пациенту дается 128 суждений. Из них он выбирает те, которые, по его мнению, относятся к нему.

Тест ТАТ

Исследует внутренний мир пациента, его мысли и переживания. Предлагаются фотографии, на которых изображены ситуации с различным эмоциональным контекстом. Пациент должен составить по этим карточкам рассказ. Параллельно врач делает анализ ответов пациента и составляет картину его межличностных отношений.
Шкала Карпентера Оценивает психический статус пациента. Содержит 12 признаков коррелирующих (взаимосвязанных ) с шизофренией. Признаки, исключающие шизофрению, помечены знаком « - », те, включающие - знаком « + ».
Шкала PANSS Оценивает позитивные и негативные симптомы шизофрении. Симптомы разделены на шкалы - позитивную, негативную и общую. Врач задает вопросы пациенту касательно его состояния, переживаний и отношений с окружающими. Выраженность симптомов оценивается по семибалльной шкале.

Тест Люшера

Что такое тест Люшера, какие цвета входят в него?

Тест Люшера относится к косвенным методикам изучения личности. Он позволяет получить сведения об особенностях личности через оценку определенных характеристик и отдельных составляющих - эмоции, уровень самоконтроля, акцентуация характера. Автором этого теста является швейцарский психолог Макс Люшер. Он также является автором книг «Цвет вашего характера», «Какого цвета ваша жизнь» и другие. Макс Люшер впервые выдвинул теорию что цвет - является важным инструментом диагностики. После этого он предложил теорию цветовой диагностики, которая лежит в основе его теста.

В ходе тестирования человеку предлагаются карточки, на которых изображены прямоугольники, окрашенные в различные цвета. Основываясь исключительно на личном предпочтении к тому или иному оттенку, обследуемый должен в определенном порядке выбрать несколько цветов.

Основная философия данного теста заключается в том, что цветовые предпочтения (то есть выбор цвета ) осуществляются субъективно, в то время как восприятие цвета происходит объективно. Субъективно переводится как « с точки зрения субъекта», в данном случае человека который проходит тест. Субъективный выбор - это выбор на уровне эмоций и чувств пациента на данный момент. Объективно - это значит независимо от сознания и восприятия пациента. Различие в восприятии и предпочтении позволяет измерить субъективное состояние тестируемого человека.

В тесте используется четыре основных и четыре дополнительных цвета, каждый из которых символизирует определенные эмоции. Выбор того или иного цвета характеризует настроение, некоторые устойчивые черты, наличие или отсутствие тревожности и так далее.

Когда и как проводят тест Люшера?

Тест Люшера - это исследование, которое применяется в психологии и психотерапии, для того чтобы выявить черты, определяющие личность человека. Также этот анализ позволяет установить коммуникативные навыки испытуемого, устойчивость к стрессу, склонность к определенному роду деятельности и другие моменты. В случае если человек пребывает в состоянии тревожности, тест поможет установить причины, вызывающие беспокойство.

Тест Люшера часто применяется работодателями, для того чтобы оценить те или иные качества потенциального кандидата на замещение существующих вакансий. Отличительной чертой этого исследования является небольшой временной промежуток, необходимый для его проведения.

Как проводится тест?

Для проведения этого теста используются специальные цветовые таблицы, которые называются стимульным материалом. Психодиагност (человек, проводящий тестирование ) предоставляет обследуемому лицу возможность выбрать те или иные цвета в определенной последовательности, а затем на основании выбора делает заключение о психическом состоянии человека, его навыках и чертах личности.

Стимульный материал для цветового теста

Существует 2 типа цветовых таблиц, которые могут использоваться для проведения теста Люшера. Полное исследование проводится на базе 73 оттенков цвета, которые разбиты на 7 цветовых таблиц. Такой анализ применяется в тех случаях, когда другие методы диагностики личности не используются. Второй вариант цветового теста проводится при помощи одной таблицы, которая включает в себя 8 цветов. Данные, получаемые в итоге полного исследования, не многим отличаются от информации, которую можно получить при помощи короткого теста. Поэтому в большинстве случаев в современной психологии применяется короткий цветовой тест на базе одной таблицы. Первые 4 цветовые оттенка из этой таблицы относятся к основным цветам, остальные 4 - к дополнительным цветам. Каждый цвет символизирует состояние, чувство или стремление человека.

Различают следующие значения основных цветов при проведении теста Люшера:

  • синий (чувство удовлетворенности и спокойствия );
  • зелено-синий (настойчивость, упорство );
  • красно-оранжевый (возбуждение, склонность к агрессии, сильная воля );
  • желтый (активная социальная позиция, склонность к бурному проявлению чувств );
  • серый (нейтральность, апатия );
  • коричневый (отсутствие жизненной силы, необходимость в отдыхе );
  • фиолетовый (необходимость в самовыражении, конфликт противоположностей );
  • черный (протест, завершение, тревога ).

Вышеуказанные значения являются общими и представлены в ознакомительных целях. Конкретное значение цвета при составлении характеристики определяется тем, каким по счету опрашиваемый указал этот цвет, и какие цвета находятся по соседству.

Схема проведения цветового теста

Тест следует проводить при дневном освещении, предотвратив попадание прямых солнечных лучей на цветовые карточки. Перед началом исследования психодиагност объясняет опрашиваемому лицу принцип проведения теста. При выборе цвета пациент должен опираться только на свои предпочтения на момент проведения анализа. То есть, когда психолог попросить выбрать цветовую карточку, опрашиваемый не должен выбирать цвет, который ему подходит или соответствует, например, оттенку его одежды. Пациент должен указать тот цвет, который импонирует ему больше всех среди остальных представленных цветов, не объясняя причину своего выбора.

После объяснения психодиагност выкладывает на стол карточки, смешивает их и переворачивает цветовой поверхностью вверх. Затем просит пациента выбрать один цвет и отложить карточку в сторону. Потом карточки снова перемешиваются, и обследуемый должен заново выбрать цвет, который нравится ему больше всего среди оставшихся 7 карточек. Процедура повторяется до тех пор, пока не закончатся карточки. То есть по завершении этого этапа у пациента должно быть 8 цветовых карточек, среди которых первая, выбранная им, должна ему нравиться больше всего, последняя - меньше всего. Психолог записывает цвета и последовательность, с которой вытаскивались карточки.
Спустя 2 - 3 минуты психодиагност смешивает все 8 карточек и заново просит выбрать пациента наиболее привлекательный цвет. При этом психолог должен пояснить, что целью теста не является проверка памяти, поэтому не следует вспоминать, в какой последовательности карточки выбирались на первом этапе теста. Обследуемый должен выбирать цвета так, как будто видит их в первый раз.

Все данные, а именно цвета и последовательность, с которой они выбирались, заносятся психодиагностом в таблицу. Карточки, выбранные на первом этапе теста, позволяют определить состояние, к которому стремится обследуемый человек. Цвета, указанные на втором этапе, отображают реальное положение вещей.

Какими могут быть результаты теста Люшера?


В результате тестирования пациент распределяет цвета по восьми позициям:


  • первая и вторая - явное предпочтение (записывается знаками «+ );
  • третья и четвертая - просто предпочтение (записывается знаками « x x» );
  • пятая и шестая - безразличие (записывается знаками « = =» );
  • седьмая и восьмая - антипатия (записывается знаками « - -» ).

В то же время, цвета также кодируются соответствующими цифрами.

Существует следующая нумерация цветов по тесту Люшера:

  • синий - 1;
  • зеленый - 2;
  • красный - 3;
  • желтый - 4;
  • фиолетовый - 5;
  • коричневый - 6;
  • черный - 7;
  • серый - 0.

Психолог (психодиагност, психотерапевт ), проводящий тест, нумерует цвета по соответствующим позициям и далее приступает к трактовке результатов.

Для наглядности можно рассмотреть следующую примерную схему результатов теста:

+ + - - x x = =
2 4 3 1 5 6 7 0
Пояснения : в данном случае тестируемый выбрал желтый и зеленый цвет как явное предпочтение, красный и синий - просто предпочтение, к фиолетовому и черному он равнодушен, а вот к серому и черному цвету он питает антипатию.

При интерпретации результатов учитывается не только выбор предпочтительного цвета и что он означает, но и сочетание выбранных цветов.

Интерпретация результатов теста Люшера

Основной цвет
Позиция

Интерпретация
Синий + Говорит о том, что пациент везде и во всем стремится к спокойствию. При этом активно избегает конфликтов.

Сочетание с фиолетовым цветом говорит о небольшом уровне тревожности, а с коричневым цветом - о повышенной тревожности.

- Интерпретируется как сильное напряжение и состояние, близкое к стрессу.

Сочетание с черным цветом - угнетение, ощущение безвыходной ситуации.

= Указывает на поверхностные и неглубокие отношения.
x Означает готовность тестируемого человека к удовлетворению.
Зеленый + Указывает на позитивный настрой пациента, стремление к активной деятельности.

Сочетание с коричневым цветом говорит в пользу чувства неудовлетворенности.

- Является индикатором угнетенного и даже несколько депрессивного состояния.

Сочетание с фиолетовым цветом указывает на депрессивное состояние, а с серым цветом на повышенную раздражительность и гневливость.

= Говорит о нейтральном отношении к социуму (обществу ) и отсутствии притязаний.
x Оценивается как высокий уровень самообладания.
Красный + Говорит о том, что пациент активно стремится к деятельности, к преодолению задач и в целом настроен оптимистично.

Сочетание с фиолетовым цветом указывает на стремление быть в центре внимания и производить впечатление.

- Указывает на состояние близкое к депрессии, стрессу, поиск выхода из сложившейся ситуации.

Сочетание серым цветом расценивается как нервное истощение, бессилие, иногда сдерживаемая внутри агрессия.

= Оценивается как отсутствие желаний и повышенная нервозность.
x Говорит о том, что у тестируемого пациента в жизни, возможно, наблюдается застой, что вызывает в нем некую досаду.
Желтый + Указывает на положительный настрой и необходимость в самоутверждении.

Сочетание с серым цветом указывает на стремление убежать от проблемы.

- Интерпретируется как чувство тревоги, обиды и разочарования.

Сочетание с черным цветом указывает на настороженность и напряженность.

= Говорит о повышенном критическом отношении к социуму.
x Указывает на готовность к отношениям.
Фиолетовый + Потребность в чувственном самовыражении. Также указывает на то, что человек находится в состоянии интриги.

Сочетание с красным или синим цветом трактуется как любовное переживание.

- Говорит о том, что человек рационален и не склонен к фантазированию.
= Указывает на то, что человек находится в состоянии стресса, из-за своих же необдуманных действий.
x Говорит о том, что тестируемый очень нетерпелив, но, в то же время, стремится к самоконтролю.
Коричневый + Указывает на то, что человек напряжен и возможно испытывает страх.

Сочетание коричневого и красного цвета говорит о том, что человек стремится к эмоциональной разрядке.

- Интерпретируется как отсутствие жизненного восприятия.
= Говорит о том, что тестируемый нуждается в отдыхе и уюте.
x Интерпретируется, как неспособность получать удовольствие.
Черный + Указывает на негативный эмоциональный фон тестируемого человека и на то, что он стремится уйти от проблем.

Сочетание с зеленым цветом указывает на возбуждение и агрессивное отношение к окружающим.

- Интерпретируется, как желание получить поддержку со стороны окружающих.
= Указывает на то, что человек находится в поиске и что он близок к фрустрации (к состоянию расстроенных замыслов ).
x Говорит об отрицании своей судьбы и о том, что тестируемый хочет скрыть свои истинные чувства.
Серый + Указывает на то, что человек ограждает себя от внешнего мира и что он не хочет быть познанным.

Сочетание серого с зеленым цветом говорит о том, что тестируемый испытывает враждебность и хочет отделиться от социума (общества ).

- Интерпретируется, как стремление приблизить и подчинить все себе.
= Указывает на стремление человека выйти из неудачно сложившейся ситуации.
x Говорит о том, что тестируемый пытается противостоять отрицательным эмоциям.

Возможно, ли выставить диагноз на основании результатов теста Люшера?

Необходимо сразу отметить, что на основании данного теста невозможно однозначно поставить диагноз. Тест Люшера, как и другие проективные тесты, используется в комплексе с другими методами диагностики психических состояний - наблюдением, опросом и дополнительными шкалами. Аналогом проективных тестов в психиатрии является фонендоскоп в терапии. Так, для того чтобы прослушать легкие, врач-терапевт прибегает к помощи фонендоскопа. Услышав в легких хрипы, он может предварительно предположить диагноз бронхита или пневмонии. Так и в психодиагностике. Тест является лишь способом анализа некоторых характеристик личности. Результаты теста позволяют дать более полную картину об эмоциональном состоянии пациента, иногда об его наклонностях. Далее это суммируется к уже добытой врачом информации для получения наиболее полной клинической картины.

Допустим, тест выявил угнетенный и тревожный эмоциональный фон пациента. Это суммируется к ранее выявленным анамнестическим данным, например, к недавно пережитому разводу. Дополнительно врач может провести тест для оценки депрессии , используя шкалу Гамильтона. Вдобавок ко всему этому на помощь могут прийти данные наблюдения за больным - его избегающее поведение, нежелание общаться, потеря интереса к окружающему миру. Все это может вылиться в такой диагноз как депрессия.

Таким образом, тест Люшера является вспомогательным методом диагностики аффективных (эмоциональных ) расстройств, но не более. Также он может определить наиболее устойчивые черты личности пациента, уровень тревоги и противоречий. Наличие высокого уровня тревоги может говорить о тревожном расстройстве, посттравматическом расстройстве.

Как и остальные тесты, тест Люшера ориентирован на качественную (но не количественную ) оценку. Например, он может указывать на наличие депрессивного настроения, но не показывает, насколько выражена депрессия. Поэтому для получения объективного результата тест Люшера дополняется другими количественными тестами и шкалами. Например, шкалой для оценки депрессии и тревоги. Только после этого врач может выдвинуть предположительный диагноз.

Эти тесты не являются обязательными, и на их основании диагноз шизофрении не ставится. Однако они помогают выявить эмоциональные, аффективные и другие нарушения. Также они используются в оценке эффективности лечения (шкала PANSS ).

Лечение шизофрении

Как можно помочь человеку в данном состоянии?

Помощь больным шизофренией должна оказываться семьями, социальными работниками, работниками дневных стационаров и, конечно же, лечащим врачом. Основная цель - это установление стойкой и длительной ремиссии. Также делается все, для того чтобы негативные симптомы болезни появились как можно позже.

Для этого необходимо следить за периодами обострения и корректно их купировать (то есть «пролечивать» ). Для этого рекомендуется госпитализация в соответствующие учреждения при появлении первых симптомов обострения. Своевременная госпитализация позволит избежать затяжного психоза и предотвратить его осложнения. Полноценное стационарное лечение является залогом длительной ремиссии. В то же время длительное пребывание в стационаре ведет к недостатку социальной стимуляции и изолированию пациента.

Психологически-социальная терапия и поддержка
После устранения острого психотического состояния начинается этап социальной терапии и поддержки, основную роль в которой осуществляют родственники больного.
Этот этап очень важен в реабилитации больных, так как помогает предотвратить преждевременное развитие дефекта. Он может включать самые различные виды психотерапии (арт-терапию, трудотерапию, когнитивные тренировки ), различные проекты и движения.

Когнитивные тренировки направлены на обучение пациента новым навыкам переработки информации. Пациент обучается адекватно интерпретировать происходящие с ним события. Модели когнитивной терапии могут быть ориентированы как на формирование суждений, так и на содержание этих суждений. В ходе этих тренировок проводится работа над вниманием пациента и его мышлением. Пациент рассказывает о своих ощущениях и интерпретациях, а терапевт в то время прослеживает эти симптомы и определяет, где произошло искажение. Например, пациент слышит, как его просят передать какой-то объект (книгу, билет ), в то время как он сам думает об этом. Это порождает ложное суждение о том, что люди могут читать его мысли. В конечном итоге формируется бредовая идея о преследовании.

В социализации пациентов не менее важна и семейная терапия. Она направлена на обучение и родственников больного, и самого пациента, а также на формирование у них новых навыков. Метод рассматривает межличностные связи и отношения в семье.

В западных странах альтернативным подходом к лечению шизофрении является сотерия. Данный подход использует непрофессиональный персонал и низкие дозы нейролептика. Для его реализации создаются специальные «дома-сотерии», где происходит лечение пациентов. Движения в пользу дестигматизировать («снять ярлык» ) психических больных периодически проводятся такими организациями как Paranoia Network, Hearing Voices Network.

Психологическая адаптация позволяет пациентам с шизофренией реализовать себя - окончить учебное заведение, начать работать. Поскольку дебют шизофрении приходится на решающий для карьеры возраст (18 - 30 лет ), то разрабатываются специальные программы по профориентации и обучению таких пациентов.

Все большее распространения получают группы взаимопомощи для пациентов и их родственников. Знакомства, которые завязываются в этих группах, способствуют дальнейшей социализации пациентов.

Медикаментозное лечение

Медикаменты, которые используются в лечении шизофрении, называются антипсихотиками или нейролептиками. Это группа лекарств представлена широким спектром медикаментов с разнообразной химической структурой и спектром действия.
Нейролептики принято делить на старые (типичные ) и новые (атипичные ). В основе этой классификации лежит принцип действий на те или иные рецепторы.

Типичные (классические, старые ) нейролептики
Типичные нейролептики преимущественно связываются с D2-дофаминовыми рецепторами и блокируют их. Результатом этого является выраженный антипсихотический эффект и редукция позитивной симптоматики. Представителями типичных нейролептиков являются аминазин, галоперидол, тизерцин. Однако эти препараты отличаются разнообразными побочными эффектами. Вызывают злокачественный нейролептический синдром, двигательные расстройства. Обладают кардиотоксичностью, что существенно ограничивает их применение у пожилых людей. Тем не менее, они остаются препаратами выбора при острых психотических состояниях.

Атипичные (новые ) нейролептики
Эти препараты в меньшей степени действуют на дофаминовые рецепторы, но в большей на серотониновые, адреналиновые и другие. Как правило, у них мультирецепторный профиль, то есть они оказывают действие одновременно на несколько рецепторов. В результате у них наблюдается гораздо меньше побочных эффектов, связанных с блокадой дофамина, но менее выраженный антипсихотический эффект (данное мнение разделяют не все специалисты ). Также они оказывают противотревожное действие, улучшают когнитивные способности, проявляют антидепрессивный эффект. Однако группа этих медикаментов вызывает выраженные метаболические нарушения, такие как ожирение , сахарный диабет . К атипичным нейролептикам относятся клозапин, оланзапин, арипипразол, амисульприд.

Совершенно новым классом антипсихотических препаратов является группа частичных агонистов (арипипразол, зипрасидон ). Эти препараты действуют как частичные блокаторы дофамина и как его активаторы. Их действие зависит от уровня эндогенного дофамина - если он повышен, то препарат блокирует его, если понижен - то активирует.

Антипсихотические препараты, применяемые в лечение шизофрении

Препарат Механизм действия Как назначается
Галоперидол Блокирует дофаминовые рецепторы. Устраняет бред, галлюцинации, навязчивые идеи.

Вызывает такие побочные эффекты как двигательные расстройства (тремор ), запоры , сухость во рту, аритмию , пониженное артериальное давление .

При купировании психотического состояния (обострения ) назначается внутримышечно по 5 - 10 мг. Начальная доза - 5 мг три раза в сутки. После купирования приступа переходят на таблетированную форму. Средняя терапевтическая доза - от 20 до 40 мг в сутки. Максимальная - 100 мг.
Аминазин Блокирует центральные рецепторы адреналина и дофамина. Оказывает сильное седативное (успокаивающее ) действие. Понижает реактивность и двигательную активность (устраняет возбуждение ).

Оказывает негативное действие на сердце и его сосуды, сильно понижает давление.

При сильном возбуждении и агрессии препарат назначают внутримышечно. Максимальная разовая доза - 150 мг, суточная - 600 мг. После устранения возбуждения переходят на таблетированную форму - от 25 до 600 мг в сутки, дозу разделяют на три приема. Максимальная доза при оральном применении - 300 мг.
При фебрильной шизофрении препарат вводят внутривенно. Разовая доза - 100 мг, максимальная - 250 мг.
Тиоридазин Блокирует дофаминовые и адреналиновые рецепторы мозга. Угнетает все психомоторные функции. Особенно эффективен для снятия возбуждения, напряжения и тревоги. В стационарных условиях (в больнице ) суточная доза может варьировать от 250 мг до 800 в сутки; в амбулаторных (дома ) - от 150 до 400 мг. Доза делится на 2 - 4 приема. Принимают препарат внутрь после еды.
Левомепромазин Блокирует рецепторы дофамина в различных структурах мозга. Устраняет бред, галлюцинации, возбуждение. Период острой фазы купируют путем внутримышечного введения от 25 до 75 мг. Постепенно переходят на таблетки, по 50 - 100 мг в сутки.
Оланзапин Преимущественно оказывает влияние на серотониновые рецепторы, в меньшей степени - на дофаминовые. Оказывает умеренный антипсихотический эффект, сглаживает негативную симптоматику.
Из побочных эффектов - ожирение.
Принимается внутрь, однократно. Начальную дозу в 5 - 10 мг постепенно увеличивают (в течение 5 - 7 дней ) до 20 мг.
Клозапин Обладает дофаминоблокирующими и адренолитическими свойствами. Ослабляет агрессию и импульсное поведение, притупляет эмоции, купирует возбуждение.
В то же время вызывает такое опасное для жизни осложнение как агранулоцитоз (снижение количества гранулоцитов в крови ).
Препарат принимается внутрь. Разовая доза - 50 мг, суточная - от 150 до 300. Дозу делят на 2 - 3 приема. Максимальная суточная доза - 600 мг.
Лечение проводится под периодическим контролем анализа крови .
Амисульприд Ослабляет позитивную симптоматику. Антипсихотический эффект реализуется вместе с седативным.
В дозе 50 мг в сутки оказывает антидепрессивное действие.
В остром периоде шизофрении доза колеблется от 400 до 800 мг. Доза разделяется на два приема. Если в клинике доминируют негативные симптомы, то доза варьирует от 50 до 300 мг.
Арипипразол Оказывает блокирующе-активирующее влияние на дофаминовые рецепторы. Помимо редукции позитивной симптоматики устраняет негативные симптомы - улучшает когнитивные функции, память, абстрактное мышление. Начальная доза препарата составляет 10 мг в сутки. Препарат применяется однократно, вне зависимости от приема пищи. Поддерживающая доза равняется 15 мг.
Зипрасидон Действует на дофаминовые, серотониновые, норадреналиновые рецепторы. Оказывает антипсихотическое, седативное и противотревожное действие. Принимается внутрь во время еды. Средняя терапевтическая доза равняется 40 мг (делят на два приема ).

Основной задачей медикаментозного лечения является профилактика новых рецидивов и дефекта. Очень важно, чтобы прием медикаментов не ограничивался стенами больницы. После устранения острого психотического состояния врач подбирает оптимальную поддерживающую дозу, которую будет принимать пациент дома.

Как реагировать на странное поведение больных?
Не стоит забывать, что ощущения, которые испытывает пациент (галлюцинации ), для него абсолютно реальны. Поэтому попытки разубедить его в том, что его видения ошибочны, не принесут пользы. В то же время признавать его бредовые идеи и становиться участником «игры» не рекомендуется. Важно указать пациенту, что у каждого есть на этот счет свое мнение, но его мнение тоже уважается. Нельзя шутить над пациентами (либо над их высказываниями ) или пытаться их обмануть. С пациентом необходимо установить доброе и располагающее отношение.

Профилактика шизофрении

Что нужно делать, чтобы избежать шизофрении?

Вопросы профилактики шизофрении, как и большинства психических заболеваний, составляет основную задачу в психиатрической практике. Отсутствие полноценных и точных знаний о происхождении этого заболевания не позволяет выработать четкие меры профилактики.

Первичная профилактика шизофрении представлена медико-генетическими консультациями. Больных шизофренией и их супругов необходимо предупредить о повышенном риске возникновения психического расстройства у их потомков.
Вторичная и третичная профилактика заключается в ранней диагностике этого заболевания. Раннее выявление шизофрении позволяет эффективно пролечить первый психотический эпизод и установить длительную ремиссию.

Что может спровоцировать возникновение шизофрении?

Согласно некоторым теориями возникновения шизофрении существует некая предрасположенность к этому заболеванию. Она заключается в наличии структурных аномалий в тканях мозга и определенных личностных черт характера. Под влиянием стрессовых факторов происходит декомпенсация этих черт и структур, в результате чего развивается болезнь.

Факторами, способствующими обострению шизофрении, являются:

  • Отмена лекарств - является одной из самых частых причин, по которой происходит декомпенсация ремиссии.
  • Соматическая патология - также провоцирует обострения. Чаще всего это сердечно-сосудистая, дыхательная патология или болезни почек .
  • Инфекции - часто сопровождаются развитием возбуждения.
  • Стресс - также приводит к декомпенсации состояния пациента. Конфликты в семье, в кругу друзей, на работе являются индукторами психотических состояний.

Шизофрения относится к группе психических расстройств, которые влияют на эмоциональную и волевую сферу человека, и тем самым усложняют его адаптацию в социуме. Не стоит думать, что такое отклонение относится к особенностям характера.

Это классическое заболевание, которое наблюдается и лечится исключительно специалистами. Самостоятельно от него избавиться нельзя. Даже если психосоматика имела место лишь единожды в жизни, это не означает полное излечение. Для шизофрении могут быть характерными длительные периоды ремиссии, что не исключает необходимость постоянного контроля со стороны психиатра.

Шизофрения относится к распространенным отклонениям. По данным статистических исследований около одного процента населения земного шара состоит на учете в клиниках с подобным диагнозом. А если учесть, что далеко не со всеми формами обращаются к психиатрам, то может цифра оказаться еще больше.

Биологические причины шизофрении


Шизофренией болеют люди разных поколений. Почему она возникает - точно не известно. Психосоматика у детей отличается от взрослых. Детская психика многие вещи воспринимает по-другому. Поэтому врачи очень осторожно относятся к постановке диагноза хотя бы до периода пубертата. В прошлые столетия, когда патология только изучалась, её было принято обозначать термином «деменция прекокс», что означало одно: неизлечимое состояние, которое возникает в детском возрасте и приводит к слабоумию.

Причины заболевания достоверно не известны. И многие обыватели, прочитав симптоматику, начинают пугаться: не коснется ли проблема моего «я», и смогу ли противостоять шизофрении?

Существует несколько теорий:

  • Наследственность - к сожалению, различные проявления заболевания могут передаваться по родственной линии. Если в семье один из родителей болен, то существует 10% риск того, что ребенок может столкнуться с проблемой в будущем. Среди близнецов наследственная связь прослеживается практически в половине случаев. На пользу генетической предрасположенности говорят и те факторы, что в семьях, где не наблюдались отклонения, риск заболевания крайне мизерный и составляет меньше половины процента. А вот в семьях, где оба родителя болеют, вопрос «откуда берется шизофрения» у детей очевидна: в половине случаев проявляется наследственный фактор.
  • Нарушение выработки дофамина - гормона и нейромедиатора, который влияет на эмоциональную сферу. При определенных аномалиях мозга допамин выделяется в повышенном количестве и приводит к постоянному сильному перевозбуждению. Как следствие - могут возникать галлюцинации, паранойя, одержимость.
  • Патогенное влияние вирусов - существуют микроорганизмы, которые способны разрушать нервные клетки. Один из самых известных - это вирус герпеса. Его носителеми являются практически девяносто процентов населения земли. Но при нормальном функционировании организма, он никак себя не проявляет. Если же идет сбой, то вирус герпеса способен нарушать работу клеток мозга. К аналогичным последствиям приводит и токсоплазмоз.

Токсоплазмоз и риск развития шизофрении


Несколько лет назад американские ученые высказали предположение о том, что токсоплазмоз может стать пусковым механизмом для развития шизофрении. Простейший микроорганизм - токсоплазма, размножается в организме различных грызунов, которые становятся добычей кошек. Поедая зараженное животное, кот сам становится его носителем, и выделяет из своего кишечника вместе с фекалиями.

Для обычного человека с нормальным иммунитетом токсоплазмоз не представляет угрозы. Встретившись с возбудителем, организм вырабатывает против него антитела и проявления симптоматики заболевания не наблюдается. Токсоплазмоз опасен только для беременных женщин, которые инфицируются первично. В этом случае токсоплазмоз вызывает патологии развития плода.

По статистике треть человечества являются носителями этого простейшего микроорганизма. Возникает резонный вопрос: «каким образом я подвергаюсь опасности и могу заболеть шизофренией»? Ответ заключается вот в чём: токсоплазмоз способен поражать клетки мозга, в результате чего начинается активное продуцирование гормона допамина, что приводит к повышенной агрессии, появляется одержимость, паранойя и другие симптомы. Вредному влиянию микроорганизма особо подвержены дети и пожилые люди.

Таким образом, можно утверждать, что сам по себе токсоплазмоз не является причиной шизофрении. Но если есть определенные факторы (например, генетическая предрасположенность), которые являются тем самым катализатором, который способствует развитию заболевания и проявлению симптоматики.

Психологические причины возникновения шизофрении


Английский психиатр Тим Кроу высказал интересную гипотезу о том, что одной из причин отклонения стало умение человека разговаривать. Именно появление речи привело к асимметрии в развитии полушарий мозга, одна половина которого должна собирать и анализировать, а вторая - наполнять смыслом. Таким образом, можно утверждать, что осознание хомо сапиенс в эпоху палеолита своего «я» и стало одной из причин проявления шизофрении.

У Тима Кроу сразу появились оппоненты. Джонатан Бернс утверждал, что патология возникла на этапе социализации индивидуума. Не известно, были ли присущи симптомы заболевания в доисторические времена, но археологические раскопки дают право говорить о его существовании уже у древних египтян. Хотя свое название патология обрела всего сто лет назад.

Швейцарский врач Блейлер установил один из главных ее симптомов: двойственность отношения к разным вещам. Корни советовал искать в семейном воспитании, когда родители дают ребенку двойные установки. Например, вербально говорят одно, а на деле показывают совсем другое. Почему это способно стать спусковым механизмом? Детский возраст не дает возможности адекватно анализировать и воспринимать двойственные установки: малыш в одиночестве остается с противоречиями, на которые не может найти ответ. Именно таких деток некоторые специалисты считают в будущем потенциальными участниками различных форумов «я и борьба с шизофренией».

Существует и критический возраст, когда такие факторы могут найти выход в патологии. Это период полового созревания и до двадцати пяти лет.

Что вызывает шизофрению у детей?


Детский возраст является очень деликатным периодом. Именно в это время закладывается основа на будущее. У малышей и подростков патологию диагностируют крайне редко. Связанно это с особенностями развития. Можно заподозрить определенные шизоидные признаки, но окончательно диагноз будет поставлен только в старшем возрасте. Только раннее активное развитие болезни дает возможность определить факторы заболевания в детстве. Ведь прогрессирующая патология приводит к проявлению умственной отсталости, когда не только ухудшается речь, но и тормозится общее развитие. Ребенок выглядит неполноценным.

Патогенез шизофрении у детей:

  1. Дошкольный возраст - характеризуется появлением необъяснимых страхов, галлюцинаций, приступов длительного плача, странного поведения, повышенной возбудимости, навязчивых состояний, импульсивности. Злокачественное течение сопровождается ретроградным поведением.
  2. Подростковый возраст - известный психиатр Крепелин считал, что отклонение начинается именно в этом периоде жизни, вследствие чего дал ему название «деменция прекокс». Ведь практически такие же, как и у взрослых: сильная озабоченность и неудовлетворенность своими внешними данными (все время ищутся недостатки), бредовые состояния, склонность к суицидам, двигательные нарушения, бредовые идеи, агрессия. При этом, как и взрослый, ребенок не осознает, что «я - больной, и возможная причина - шизофрения». Паранойя в этом возрасте - редкое явление. Хотя сегодня уже точно установлено, что деменция прекокс, при котором возможны параноидальные признаки - начальная стадия проблемы (некоторые специалисты утверждение Крепелина не поддерживают и считают отдельным заболеванием).

Диагностировать патологию в детстве бывает трудно. Психосоматика этого периода особенная. Рекомендуется предварительно наблюдать за ребенком не менее шести месяцев, дабы удостоверится, что это действительно болезнь, а не личностные особенности характера.

Симптомы шизофрении


В интернет сети сегодня можно найти множество форумов, где собираются не только специалисты, но и пациенты, которым на собственном опыте знакома проблема «я и разные формы шизофрении». Каждому из них знакомы те или иные синдромы патологии:

  • мысли и тело, которые перестают принадлежать личности. Появляется паранойя, что их могут украсть;
  • голоса в голове, рассказывающие, что нужно или не нужно делать;
  • бред - пациент начинает считать себя не тем, кем он есть на самом деле. Образы берутся из книг, компьютерных игр, кинолент;
  • галлюцинации - возникают различные зрительные образы, которые мешают нормально жить;
  • спутанные мысли - больному трудно сконцентрироваться. Он начинает одну мысль, а заканчивает другой;
  • уход «в себя» - замкнутость, апатия. При этом могут появиться и агрессивные наклонности;
  • кататонические синдромы - индивидуум замирает в определенной позе и перестает реагировать на то, что с ним происходит. Его «я» живет отдельно от тела, и в этом состоянии при шизофрении его можно поставить в любую позу.

Страх заболеть шизофренией может возникнуть у каждого человека. Но психиатры знают, что постановка диагноза возможна только при наличии не менее двух признаков, которые длятся больше месяца. Причем, даже если они возникли единожды, не факт, что смогут повторяться в будущем. В последнее время отмечается, что все больше пациентов имеют мягкие синдромы, которые не переходят в тяжелую форму и не требуют госпитализации. А их социальная опасность не больше, чем у здорового обывателя.

Паранойя и одержимость при шизофрении


Паранойя относится к состоянию, при котором могут появляться бредовые идеи. По сути - умопомешательство. Человек может не осознавать, что «я принимаю факты, которые не имеют никакого отношения к реальности и являются проявлением моей шизофрении».

Паранойя способна проявляться в двух формах психоза:

  • хронический бредовый психоз - характерный для пациентов в возрасте от 25 до 40 лет. У них появляются внезапные мысли, которые культивируются, разрабатываются, систематизируются. Развивается такая паранойя медленно, иногда в течение десяти лет. Часто приводит к эмоциональному самоуничтожению, когда человеку постоянно кажется, что за ним следят, хотят убить, подставить. Одержимость убивает;
  • параноидальный сверхценный бред - характерный для подросткового и юношеского возраста, когда начинается одержимость определенной идеей. В этот период трудно отличить патологию от особенностей личностного развития. Окончательно такая паранойя формируется только к 30 годам. Тогда сверхценные идеи перерастают в сверхценный бред, . Пациент культивирует свое «я», и такая форма шизофрении лечению поддается очень трудно.

Сегодня существует спор между психиатрами и служителями церкви, которые часто одно и то же явление (а именно одержимость) рассматривают с разных точек зрения. Иногда родственники приводят своих близких к батюшке с просьбой «изгнать бесов». И священнослужитель подтверждает, что одержимость возникла из-за того, что в тело подселилась какая-то сущность. В то же время психиатры последнего рассматривают как своего пациента. Официальная психиатрия не признает понятия «одержимость», а его психосоматика рассматривается как синдромы того или иного психического расстройства.

Когда человек утверждает, что «я одержим и ничего не могу поделать», то искать причину нужно именно в психиатрии.

Лечение шизофрении


Патогенез шизофрении, как и способы лечения заболевания, продолжают изучаться специалистами всего мира. Ведь человеческий мозг - один из самых сложных органов. Лечение патологии зависит от состояния пациента и тяжести заболевания. Применяется:

  • индивидуальная терапия;
  • работа в группах;
  • физиотерапия;
  • стабилизация состояния лекарственными средствами при амбулаторном наблюдении;
  • госпитализация в стационар для снятия острых симптомов.

Тяжелые случаи лечатся шоковой терапией.

Следует знать, что чем раньше поставлен диагноз, тем благоприятнее прогноз. Если пациент осознает, что «я требую психиатрической помощи и шизофрения не приговор», это поможет ему быстрее обратиться за помощью. После снятия острого состояния следует программа стабилизации. Затем рекомендуется на протяжении года-двух посещать специальные группы или индивидуальные сеансы психотерапии. Такие методы позволяют перевести болезнь в стадию длительной ремиссии.

– психическое расстройство, сопровождающееся развитием фундаментальных нарушений восприятия, мышления и эмоциональных реакций. Отличается значительным клиническим полиморфизмом. К числу наиболее типичных проявлений шизофрении относят фантастический или параноидный бред, слуховые галлюцинации, нарушения мышления и речи, уплощение или неадекватность аффектов и грубые нарушения социальной адаптации. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, опроса пациента и его родственников. Лечение – медикаментозная терапия, психотерапия, социальная реабилитация и реадаптация.

МКБ-10

F20

Общие сведения

Причины шизофрении

Причины возникновения точно не установлены. Большинство психиатров считают, что шизофрения является мультифакторным заболеванием, возникающим под влиянием ряда эндогенных и экзогенных воздействий. Выявляется наследственная предрасположенность. При наличии близких родственников (отца, матери, брата или сестры), страдающих этим заболеванием, риск развития шизофрении увеличивается до 10%, то есть, примерно в 20 раз по сравнению со средним риском по популяции. Вместе с тем, 60% больных имеют неотягощенный семейный анамнез.

К числу факторов, повышающих риск развития шизофрении, относят внутриутробные инфекции , осложненные роды и время рождения. Установлено, что данным заболеванием чаще страдают люди, родившиеся весной или зимой. Отмечают устойчивую корреляцию распространенности шизофрении с рядом социальных факторов, в том числе – уровнем урбанизации (горожане болеют чаще сельских жителей), бедностью, неблагоприятными условиями жизни в детском возрасте и переездами семьи в связи с неблагоприятными социальными условиями.

Многие исследователи указывают на наличие ранних травмирующих переживаний, игнорирования жизненно важных потребностей, перенесенного в детстве сексуального или физического насилия. Большинство специалистов полагают, что риск возникновения шизофрении не зависит от стиля воспитания, при этом некоторые психиатры указывают на возможную связь болезни с грубыми нарушениями семейных отношений: пренебрежением, отвержением и отсутствием поддержки.

Шизофрения, алкоголизм, наркомания и токсикомания нередко тесно связаны между собой, однако отследить характер этих связей не всегда возможно. Существуют исследования, указывающие на связь обострений шизофрении с приемом стимуляторов, галлюциногенов и некоторых других психоактивных веществ. Вместе с тем, возможна и обратная зависимость. При появлении первых признаков шизофрении больные иногда пытаются устранить неприятные ощущения (подозрительность, ухудшение настроения и другие симптомы) употребляя наркотики, алкоголь и лекарственные препараты с психоактивным действием, что влечет за собой увеличение риска развития наркомании, алкоголизма и других зависимостей.

Некоторые специалисты указывают на возможную связь шизофрении с аномалиями структуры головного мозга, в частности – с увеличением желудочков и снижением активности лобной доли, отвечающей за рассуждение, планирование и принятие решений. У больных шизофренией также выявляются отличия в анатомической структуре гиппокампа и височных долей. При этом исследователи отмечают, что перечисленные нарушения могли возникнуть вторично, под влиянием фармакотерапии, поскольку большинство пациентов, принимавших участие в исследованиях структуры головного мозга, ранее получали антипсихотические препараты.

Существует также ряд нейрохимических гипотез, связывающих развитие шизофрении с нарушением деятельности определенных нейромедиаторов (дофаминовая теория, кетуреновая гипотеза, гипотеза о связи заболевания с нарушениями в холинергической и ГАМКергической системах). Некоторое время была особенно популярна дофаминовая гипотеза, однако в последующем многие специалисты стали подвергать ее сомнению, указывая на упрощенный характер данной теории, ее неспособность объяснить клинический полиморфизм и множество вариантов течения шизофрении.

Классификация шизофрении

С учетом клинической симптоматики в DSM-4 различают пять типов шизофрении:

  • Параноидная шизофрения – имеются бред и галлюцинации при отсутствии эмоционального уплощения, дезорганизованного поведения и расстройств мышления
  • Дезорганизованная шизофрения (гебефреническая шизофрения) – выявляются расстройства мышления и эмоциональное уплощение
  • Кататоническая шизофрения – преобладают психомоторные нарушения
  • Недифференцированная шизофрения – выявляется психотическая симптоматика, не укладывающаяся в картину кататонической, гебефренической или параноидной шизофрении
  • Остаточная шизофрения – наблюдается слабо выраженная позитивная симптоматика.

Наряду с перечисленными, в МКБ-10 выделяют еще два типа шизофрении:

  • Простая шизофрения – выявляется постепенное прогрессирование негативной симптоматики при отсутствии острых психозов
  • Постшизофреническая депрессия – возникает после обострения, характеризуется устойчивым снижением настроения на фоне неярко выраженных остаточных симптомов шизофрении.

В зависимости от типа течения отечественные психиатры традиционно различают приступообразно-прогредиентную (шубообразную), рекуррентную (периодическую), вялотекущую и непрерывно текущую шизофрению. Разделение на формы с учетом типа течения позволяет более точно определять показания к терапии и прогнозировать дальнейшее развитие заболевания. С учетом стадии болезни выделяют следующие этапы развития шизофрении: преморбидный, продромальный, первый психотический эпизод, ремиссия, обострение. Конечным состоянием шизофрении является дефект – стойкие глубокие нарушения мышления, снижение потребностей, апатия и равнодушие. Выраженность дефекта может существенно колебаться.

Симптомы шизофрении

Манифестация шизофрении

Как правило, шизофрения манифестирует в подростковом возрасте или в начале взрослой жизни. Первому приступу обычно предшествует преморбидный период продолжительностью 2 или более года. В течение этого периода у больных возникает ряд неспецифических симптомов, в том числе – раздражительность, нарушения настроения со склонностью к дисфории, причудливость поведения, заострение или извращение некоторых черт характера и уменьшение потребности в контактах с другими людьми.

Незадолго до дебюта шизофрении наступает период продрома. Пациенты все больше изолируются от общества, становятся рассеянными. К неспецифическим симптомам присоединяются кратковременные расстройства психотического уровня (транзиторные сверхценные или бредовые идеи, отрывочные галлюцинации), переходящие в развернутый психоз. Симптомы шизофрении разделяют на две большие группы: позитивные (появляется что-то, чего не должно быть в норме) и негативные (исчезает что-то, что должно быть в норме).

Позитивные симптомы шизофрении

Галлюцинации. Обычно при шизофрении возникают слуховые галлюцинации, при этом пациенту может казаться, что голоса звучат у него в голове или исходят из различных внешних объектов. Голоса могут угрожать, приказывать или комментировать поведение больного. Иногда пациент слышит сразу два голоса, которые спорят между собой. Наряду со слуховыми, возможны тактильные галлюцинации, обычно вычурного характера (например, лягушки в желудке). Зрительные галлюцинации при шизофрении появляются крайне редко.

Бредовые расстройства. При бреде воздействия пациент считает, что некто (вражеская разведка, инопланетяне, злые силы) воздействует на него с помощью технических средств, телепатии, гипноза или колдовства. При бреде преследования больной шизофренией думает, что кто-то за ним постоянно следит. Бред ревности характеризуется непоколебимой убежденностью в неверности супруга. Дисморфофобический бред проявляется уверенностью в собственном уродстве, в наличии грубого дефекта какой-то части тела. При бреде самообвинения пациент считает себя виновным в несчастьях, болезнях или смерти окружающих. При бреде величия больной шизофренией верит, что занимает исключительно высокое положение и/или обладает необыкновенными способностями. Ипохондрический бред сопровождается убежденностью в наличии неизлечимого заболевания.

Навязчивые идеи, расстройства движений, мышления и речи. Навязчивые идеи – идеи отвлеченного характера, возникающие в сознании больного шизофренией против его воли. Как правило, носят глобальный характер (например: «что случится, если Земля столкнется с метеоритом или сойдет с орбиты?»). Расстройства движений проявляются в виде кататонического ступора или кататонического возбуждения. К расстройствам мышления и речи относят навязчивое мудрствование, резонерство и бессмысленные рассуждения. Речь пациентов, страдающих шизофренией, изобилует неологизмами и излишне подробными описаниями. В своих рассуждениях больные беспорядочно перескакивают с одной темы на другую. При грубых дефектах возникает шизофазия – бессвязная речь, лишенная смысла.

Негативные симптомы шизофрении

Эмоциональные расстройства. Социальная изоляция. Эмоции больных шизофренией уплощаются и обедняются. Часто наблюдается гипотимия (устойчивое снижение настроения). Реже возникает гипертимия (устойчивое повышение настроения). Количество контактов с окружающими уменьшается. Пациенты, страдающие шизофренией, не интересуются чувствами и потребностями близких, перестают посещать работу или учебу, предпочитают проводить время в одиночестве, будучи полностью поглощенным своими переживаниями.

Расстройства волевой сферы. Дрейф. Дрейф проявляется пассивностью и неспособностью принимать решения. Больные шизофренией повторяют свое привычное поведение или воспроизводят поведение окружающих, в том числе – асоциальное (например, употребляют алкоголь или принимают участие в противоправных действиях), не чувствуя удовольствия и не формируя собственного отношения к происходящему. Волевые расстройства проявляются гипобулией. Исчезают или уменьшаются потребности. Резко сужается круг интересов. Снижается сексуальное влечение. Пациенты, страдающие шизофренией, начинают пренебрегать правилами гигиены, отказываются от еды. Реже (обычно – на начальных стадиях болезни) наблюдается гипербулия, сопровождающаяся повышением аппетита и сексуального влечения.

Диагностика и лечение шизофрении

Диагноз устанавливается на основании анамнеза, опроса больного, его друзей и родственников. Для постановки диагноза шизофрения необходимо наличие одного или более критериев первого ранга и двух или более критериев второго ранга, определенных МКБ-10. К критериям первого ранга относят слуховые галлюцинации, звучание мыслей, вычурные бредовые идеи и бредовые восприятия. В список критериев шизофрении второго ранга включают кататонию , прерывание мыслей, постоянные галлюцинации (кроме слуховых), нарушения поведения и негативные симптомы. Симптомы первого и второго ранга должны наблюдаться в течение месяца или более. Для оценки эмоционального состояния, психологического статуса и других параметров применяют различные тесты и шкалы, в том числе – тест Люшера, тест Лири, шкалу Карпентера, тест MMMI и шкалу PANSS.

Лечение шизофрении включает в себя , психотерапию и мероприятия по социальной реабилитации . Основой фармакотерапии являются препараты с антипсихотическим действием. В настоящее время предпочтение чаще отдают атипичным нейролептикам, которые реже вызывают позднюю дискинезию и, по мнению специалистов, могут уменьшать негативные симптомы шизофрении. Для уменьшения выраженности побочных эффектов нейролептики комбинируют с другими лекарственными препаратами, обычно – нормотимиками и бензодиазепинами. При неэффективности других методов назначают ЭСТ и инсулинокоматозную терапию.

После редукции или исчезновения позитивной симптоматики больного шизофренией направляют на психотерапию. Для тренировки познавательных навыков, улучшения социального функционирования, помощи при осознании особенностей собственного состояния и приспособления к этому состоянию применяют когнитивно-поведенческую терапию . Для создания благоприятной семейной атмосферы используют семейную терапию . Проводят обучающие занятия для родственников больных шизофренией, оказывают психологическую поддержку близким пациентов.

Прогноз при шизофрении

Прогноз при шизофрении определяется целым рядом факторов. К прогностически благоприятным факторам относят женский пол, поздний возраст начала болезни, острое начало первого психотического эпизода, незначительную выраженность негативной симптоматики, отсутствие длительных или частых галлюцинаций, а также благоприятные личные отношения, хорошую профессиональную и социальную адаптацию до начала шизофрении. Определенную роль играет отношение социума – согласно исследованиям, отсутствие стигматизации и принятие окружающих снижает риск развития рецидивов.

Звонит мама. Беру трубку. Тишина. Слышу всхлипывания. «Дочка, я ходила на флюрографию…». Моё сердце ушло в пятки.

Оказалось, что с флюрографией все нормально. Мама абсолютно здорова. Дело было в другом. На эту процедуру в нашу обыкновенную районную поликлинику привели больных. 12 человек. Они тихо сидели на лавках под кабинетом. И мама заняла за ними очередь.

Все были разных возрастов, мужчины и женщины. Все – в выстиранных белых халатах. Разного роста, телосложения, цвета волос. Но было между ними удивительное сходство. Лица. Они были как каменные, безэмоциональные, как бы вырезанные из картона. И по цвету ничем не отличались от белой стены поликлиники.
С ними была медсестра. Мама спросила: «Откуда они?». Она ответила: «Дурка». Глаза медсестры светились добром. Мама удивилась: «Вам наверное тяжело с ними?». Медсестра ответила: «Нет. С ними лучше, чем с нормальными. Они – как святые».

Все душевнобольные сидели спокойно-спокойно и каждый смотрел в одну точку. Свою точку. Каждый, как робот вставал и отправлялся на снимок. И тут очередь подошла к маленькой, сухенькой женщине неопределенного возраста. Когда медсестра тронула ее за плече, она встала так, как будто собиралась на эшафот. Она опустила плечи, руки повисли, как две веревочки. Она вжала голову в туловище. Медсестра нежно взяла ее под локоть и повела к двери, но женщина с ужасом от них попятилась.

«Я боюсь», - тихо-тихо прошептала она.

«Там ничего страшного, пойдем», - улыбнулась медсестра.

У женщины перекосилось лицо от ужаса, она плакала, она по-настоящему боялась. Вышли другие медсестры, они уговаривали ее, они давали ей конфеты, они говорили, что это просто снимок, как фотография. Что тут нет ничего страшного. А женщина упиралась, как маленький ребенок. Все, что она вопросительно-умоляюще повторяла:

«Я хорошая?».

И медсестра не уставала подтверждать:

«Ты – хорошая. Давай зайдем?»

А женщина жалобно-жалобно отвечала:

«Я боюсь»…

Так продолжалось очень и очень долго. Пока женщина не сдалась и зашла…

Мама плакала.

Знаете, ведь мы в жизни не сталкиваемся с душевнобольными людьми. Да, конечно, мы иногда кричим (или нервно думаем) на улице вслед человеку «Идиот!» или «Сумасшедший!», но мы даже не догадываемся, как живут настоящие сумасшедшие. Не в смысле, что над ними издевается в дурдоме злой персонал. Не в смысле, что их плохо кормят или что за ними не ухаживают. Нет. А в смысле – как больно им жить. И НИКТО не может им помочь. Даже те, кто их любит и сострадает им от всей души.

Это для нас жизнь – череда каких то событий. Приятных и не очень. А для них жизнь – это кошмар.

Современные медики считают, что душевная болезнь может случиться с каждым (то есть «с любым»). На самом деле это не совсем не так. Есть свои категории риска, и одна из них звуковые люди , которые попадают в психиатрическую лечебницу зачастую по причине того, что были очень сильно травмированы в детстве. В частности, крайняя степень травматизации сенсора звуковых детей приводит к тяжелейшему заболеванию - шизофрении . Конечно, проявляется болезнь потом, уже во взрослой жизни в разном возрасте. У кого-то шизофрению диагностируют в 16 лет, а у кого то и в 30. Никто не связывает их болезнь с тем, что в детстве их родители целыми днями орали друг на друга и на своих детей. И ничего – пусть знает, какая жизнь, если так не доходит – надо орать погромче, может глухой. Или с тем, что они любили таскать ребенка на громкие концерты в центр города. И ничего, что он постоянно заливался слезами и закрывал уши, воспринимая музыку, как страшный грохот, отдающий в сердце. Он вырастет и будет человеком, думали эти родители.

А вырос он… или она… и жизнь кошмар. И застывший вопрос на губах «Я хорошая?», а за ним «ТАК ЗА ЧТО ТОГДА Я МУЧАЮСЬ?»