Доказательная медицина и отечественная медицинская наука. Отечественная медицина больна неэффективностью

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РУСИ (I X-XIII вв.) И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X V-XVII вв.)

С конца IX века началось образова­ние государства, получившего название «Русь». Значение создания древнерусского госу­дарства «Киевская Русь» заключалось в том, что: 1) оформилась территория государства; 2) стала формироваться народность; 3) утверждаться стали феодальные отношения; 4) начал создаваться аппарат власти и феодальное войско; 5) появляются первые законодательные акты; 6) получила развитие культура.

Родоначальником всех киевских кня­зей считается князь Игорь. После смерти Игоря стала править княгиня Ольга. Она провела ряд ре­форм: административно-налоговую, выделив специальных лю­дей - сборщиков налогов (тиутов), собиравших дань в админи­стративных центрах (погостах). С 964 г. стал править князь Святослав. Он присоединил хазарское царство. В 980 г. князь Владимир стал во главе Киевской Руси.

В 988 г. в правление Владимира происходит принятие христианства, как государственной религии.

Значение принятия христианства на Руси:

Большое этническое значение: оно консолидировало русскую народность;

Большое политическое значение: единые государственные законы, единая церковь, заменившая различные культовые обряды;

Социальное значение: формирование господствующего класса вокруг Киевского князя.

После смерти Владимира, в 1019 г. во главе государства становится его сын Ярослав, прозванный Мудрым. В 1073 г. к власти приходит его сын Всеволод Ярославович.

Медицина Древней Руси. Существовала народная медицина. Ее представители были волхвы (знахари), ведуны, ведуньи, ведьмы (ведать происходит от слова - знать), кудесники, чаровницы. Их считали посредниками между силами природы и человеком.

Ремесленническая медицина, к ней относились лечцы, существовали целые семейные школы. В своей практике лечцы использовали лекарства, приготовленные из трав (полыни, крапивы, подорожника, багульника, листьев липы, березы, коры ясеня, можжевельника). Встречались лекарства животного происхождения: мед, сырая печень трески, кобылье молоко, панты оленя. Из минеральных средств в качестве лекарства использовались уксус, медный купорос, порошок камня хризолит. Лечцы имели свое профессиональное направление: кровопуски, зубоволоки, костоправы. В «лечебниках» (книгах о медицине) встречалось описание болезней: лихорадки, почечуйной болезни (геморрой), даны в них описания некоторым оперативным вмешательствам (резанию): черепосверлению, чревосечению (только на мертвой женщине) с целью спасения жизни ребенка), ампутации. Использовались в качестве хирургических инструментов: пилки, ножи, долота, топоры, щупы, их стерилизовали огнем. Раны обрабатывались водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли. Для извлечения металлических осколков использовались магнит. Для усыпления больного в момент операции применяли мак, сок мандрагоры и вино. Позднее появились сборники лекарств (травники). Все вышеописанные представители ремесленной медицины относились к светскому направлению врачевания, носившему удельный характер (были киевские, черниговские, муромские лечцы).

В период ХI-ХII веков светская медицина полностью «уходит» в монастыри. Вначале монастырская медицина предназначалась только для населения, жившего на монастырских землях, затем помощь стали оказывать в монастырских приютах паломникам, затем людям, бежавшим в монастырь при эпидемиях, во время военных действий. Монастырские больницы расширялись, принимали всех, уже в XII в. на Руси было около 70 монастырских больниц.

В 1091 г. Митрополит Ефрем в г. Переярославле при монастыре создает монастырскую больницу и приглашает в нее светских лечцов. Если ремесленная медицина имела опыт народной, связывала себя с язычеством, то и церковная медицина, хотя и преследовала ведунов и ведуний», тоже отличалась мистическим характером. Древнерусские требники содержат молитвы к «святым целителям», каждая из них была направлена против определенной болезни: водянки, бессонницы, душевной болезни и т.д.

У большинства монахов было происхождение крестьянское, и поэтому они охотно использовали рецепты народной медицины. Широкой известностью пользовалась монастырская больница при Киевско-Печерской лавре. Известны имена монахов - врачевателей: Антония. Алимпия, Агапита, последнему приписывается врачевание самого князя Владимира Мономаха.

Светская (ремесленная) медицина была платной и резко себя отделяла от монастырской и от языческого знахарства. В 1073-1076 гг. появляются медицинские книги «Изборники», в которых подробно описывается труд резальников (хирургов), операции, проводимые ими (ампутирование конечностей, удаление поверхностных опухолей и т.д.), в литературе XII века упоминается о женщинах - лекарках, о бабках - костоправах и массажистках. Все лекари этого периода ценили высоко целебное свойство бани, в ней принимали роды, осуществляли уход за новорожденными, лечили простуду, болезни суставов и кожи.

Русское православие и вопросы здравоохранения. Общей основой православия и медицины с древнейших времен являлись милосердие и благотворительность. Милосердие, как категория нравственности, родилось вместе с человеческим обществом. В развитии как частной, так и общественной благотворительности большую роль сыграло христианское православие. На Руси никогда не оставляли «умирать» стариков, больных взрослых и детей. Милосердие и благотворительность с древнейших времен связано с медицинской деятельностью врачевателя», об этом говорят многочисленные монастырские больницы, богадельни при монастырях, оказывающие помощь не только больным, но и всем раненым во время войн, во время эпидемий и стихийных бедствий.

Медицина в Московском государстве. Развивалась народ­ная медицина. Источниками ее изучения являются многочис­ленные «лечебники», «травники», а также историко-бытовая повесть «о Петре и Февронии Муромских». В XIV-XV вв. в русских летописях упоминается о 12 эпи­демиях. Мысль о «прилипчивости» данных болезней приве­ли к ряду предохранительных мер: изоляция больных (оцепление войсками неблагоприятных мест, переселение в более безо­пасные места), сжигание вещей, окуривание их дымом, провет­ривание, мытье вещей. В 1620 г. был организован Аптекарский приказ. По приглашению Ивана Грозного в Москву на царскую службу прибыл врач английской королевы Роберт Якоб. В 1672 г. была открыта аптека уже при царе Алексее Михайловиче, она располагалась в новом гос­тином дворе, в 1682 г. открыта была третья аптека при граждан­ском госпитале у Никитских ворот. Снабжение аптек лекарст­венными средствами шло различными путями: первоначально все сырье привозили из Англии, затем стали закупать его в зелейных лавках, затем появился указ, обязывающий собирать травы в различных губерниях. Стали создаваться специальные «аптечные ого­роды». С открытием аптек расширялись функции Аптекарско­го приказа. Во второй половине XVII века в его функции входило не только руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья, но и вопросы организации здра­воохранения,. Приказ контролировал приглашение иноземных докторов, кон­тролировал их работу и оплату, проверял «докторские сказки» (истории болезни), снабжал медикаментами войска, организо­вывал карантины в период эпидемий, проводил судебно-медицинскую экспертизу и наконец при приказе в 1654 г. нача­лась подготовка российских лекарей. Сначала она носила ре­месленный характер: ученик прикреплялся к одному или не­скольким лекарям, затем работал помощником и т.д. Аптекар­ский приказ взял под государственный контроль обучение в ле­карской школе: ученики стали набираться из семей духовенства, стрельцов, «служивых» людей. Обучение включало: сбор трав, работу в аптеке, и практику в полку. Изучали латинский язык, анатомию, «фармацию», диагностику, во время военных дейст­вий открывались курсы «костоправных» наук. Преподавание было наглядным и у постели больного, анатомию изучали на костных препаратах. Был переведен на русский язык курс А. Везалия по анатомии «Эпитоме». За 50 лет своего сущест­вования школа выпустила 100 лекарей, их обучение велось от 5 до 7 лет. Гражданским лицам лекарская помощь оказывалась на дому и в бане, военным - в госпиталях.

Первые больницы. При монастырях стали строиться боль­ницы, в 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре, больничные па­латы при Ново-Девичьем монастыре. В 1652 г. две гражданские больницы были организованы боярином Ртищевым в своих до­мах. В 1682 г. уже были построены 2 государственные больни­цы и открыта Греко-славяно-латинская академия.

Первые доктора медицины из Российских людей появи­лись в XV веке: Георгий из Дрогобыча (1450-1494), получивший степень доктора медицины и философии в Болонском универси­тете (Италия, 1476), в дальнейшем он стал ректором этого уни­верситета (1481-1482), затем работал в Венгрии (1482-1485) и в Краковском университет (1485). В 1512 г. степень доктора ме­дицины в г. Падуя (Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка (Белоруссия), первопечатник и просветитель, он работал в Праге, Вильно, Кенигсберге. Позднее в (1696) в Падуанском университете степень доктора медицины был удостоен П.В.Посников. Это был первый доктор, вернувшийся в Россию с иноземным дипломом. В 1701 г. он стал первым российским доктором, зачисленным в Аптекарский приказ. Впоследствии он служил российским послом и дипломатом в Голландии, Фран­ции, Англии. Он был очень образованным человеком своего времени.

Увеличился штат Аптекарского приказа, уже через 50 лет его существования штат насчитывал 80 человек.

МЕДИЦИНА В XVIII в. В РОССИИ

Краткая характеристика эпохи. Россия по-прежнему оставалась феодальным государством и во многом уступала в экономическом развитии европейским странам: Англии, Голландии, Германии. Устарела система государственных учреждений, не было регулярной армии, а та которая была, казалась недостаточно надежной. Для выгодной торговли с «цивилизованным миром» у России не было выхода к Балтийскому и Черному морям.

Петр I (1682-1725), вступивший на престол, начал проводить реформы, направленные на укрепление Российского государства. Прежде всего это были военные реформы, которые сводились к следующему: создание сильной регулярной армии, способной побеждать противника, создание вновь военно-морского флота. По указу Петра I проведен был рекрутский набор по 1 рекруту с посадского двора для прохождения службы в течение 20 лет. Обучение в армии проводилось по вновь введенным военным и морским уставам. Для того, чтобы одеть и обуть вновь созданную армию, начинает развиваться мануфактурная промышленность. Для вооружения армии наблюдается рост металлургической промышленности. На верфях строились корабли. Развитие мануфактур требовало притока большого количества людей, так как труд был ручной. Появился новый слой общества, так называемые «работные люди», большинство из них были «приписные крестьяне», т.е. проживающие па территории мануфактуры. В 1721 г. издается указ, по которому заводчикам разрешается покупать крепостных крестьян для работы на мануфактурах.

Регулярная армия позво­лила Петру I успешно закончить Северную войну, в результате этой победы к России были присоеди­нены г.Дерпт (Тарту), Нарва. В результате победы Петра в Полтав­ской битве к России отошли страны При­балтики и часть Ка­релии.

Боярская дума в 1711 г. заменяется Сенатом, в 1720 г. Приказы заменяются Коллегиями. В 1708 г. в России вводится губернское деление территории, соз­дается 8 губерний, в 1717 г. еще три. Во главе каждой губернии назначается генерал-губернатор со штабом чиновников. Во главе духовной коллегии (Синода) на­значается светское лицо, а не священник. Церковь при Петре I лишается привилегий.

Реформы Петра I , направленные на организацию медицинского дела в России в XVIII в.

Согласно указу 1721 г. запрещается торговля лекарствами на рынках, открываются вольные (частные) аптеки, сначала в Москве, затем в Петербурге и в других городах. Аптекарский приказ был заменен сначала коллегией, а затем медицинской канцелярией, управляющей всеми организационные основами в медицине. В 1716 г. во главе ее стал П.З.Кондоиди, грек по происхождению, лично пригла­шенный Петром. В обязанности канцелярии входило: санитар­ный надзор за продажей продуктов на рынках, нарушители ка­рались не только штрафом, но и битьем кнутом. Под началом канцелярии началось изучение северных минеральных вод (Олонецкие), была построена инструментальная изба (завод) по производству медицинских инструментов. Производился кон­троль за выпуском медицинских пособий, создавалась русская медицинская терминология. В 1756 г. открывается первая меди­цинская библиотека. Занимается канцелярия вопросами обеспе­чения медицинскими кадрами в армии: в роте - 1 цирюльник, в полку - 1 лекарь, в дивизии - 1 «дохтур», помимо лечебной ра­боты, в его обязанности входит санитарно-гигиеническая обра­ботка помещения, создание санитарных условий для приготов­ления пищи. Не обошла вниманием медицинская канцелярия и разбор таких вопросов на государственном уровне, как высокая детская смертность, материнская смертность, здоровье вне­брачных детей. По указу Петра I (1721) создаются приюты для подкидышей и внебрачных детей.

Становление высшего медицинского образования в России в XVIII в . Появление высшего медицинского образо­вания связано с именем Николая Бидлоо (1670-1735), хирурга, анатома, доктора медицинских наук, лично приглашенного Пет­ром I из Голландии. В 1705 г. Н.Бидлоо для развития анатомии открывает анатомический театр, издает переводные анатомиче­ские учебники. В 1706 г. он открывает в Москве первый госпи­таль, а в 1707 г. - госпитальную школу при нем. Это было пер­вое высшее учебное заведение в России для подготовки докто­ров, через год аналогичные школы были открыты в Петербурге, Харькове, Кронштадте. Набор учеников проводился из духов­ных семинарий и славяно-греколатинской академии. Обучение продолжалось в течение 5-7 лет, а иногда и 11 лет. После 3-летнего обучения присваивалось звание подлекарь, а после 5-7 лет - лекарь. В 1735 г. медицинская канцелярия во главе П.З.Кондоиди издает указ об обязательном вскрытии трупов при обучении анатомии; в это время анатомия в школах преподава­лась видными анатомами, докторами наук К.Щепиным (1728-1770), В.Протасовым (1724-1734), составившими первый анато­мический русский атлас. В 1753 г. медицинская канцелярия вво­дит обязательное семилетнее обучение, и помимо анатомии обя­зательными предметами становятся физиология, акушерство и женские болезни. В 1786 г. госпитальные школы переименова­ны в медико-хирургические училища, затем в академии, к 1798 г. уже было выпущено 3000 врачей.

В медицинском обслуживании в России в XVIII веке про­изошли крупные изменения. В 1737 г. по указу медицинской коллегии в крупных городах утверждены были должности - го­родские лекари, в уездах - уездные лекари. В 1745 г. были соз­даны Приказы общественного призрения, которые были обяза­ны в первую очередь обеспечить социальную и медицинскую помощь малоимущим слоям населения за счет государства. Эта помощь оказывалась в богадельнях, больницах, родильных до­мах и детских приютах бесплатно за счет денег, поступающих в Приказ из казны, а также благотворительных перечислений от местных дворян, купцов и других общественных организаций.

Большие заслуги в реформировании медицинского обес­печения населения в России в XVIII веке принадлежит С.С.Андриевскому, который был Астраханским губернатором (1808-1811). Именно ему принадлежит инициатива о создании в каждом губернском городе в 1794 г. врачебной управы - главно­го медицинского управленческого учреждения на местах. В проект структуры управы вводились должности: инспектор, хи­рург и акушер, в - уездную управу - доктор или лекарь, старший и младший ученики. По его же инициативе дополнительно в гу­берниях вводились должности 2-х повивальных бабок (акушер­ки) и одна повивальная бабка в уезде. При городской врачебной управе должна быть организована больница на 50 кроватей за счет средств казны. При многих врачебных управах стали орга­низовываться медицинские школы для подготовки медицинских сестер. В 1800 г. Андриевским был разработан новый карантинный Устав.

Развитие общественной медицины. Истоки зарождения общественной медицины необходимо связывать с организацией Вольно-экономического общества, (ВЭО) в 1756 г. Несмотря на то, что учредителями его были не медики, однако в деятельности ВЭО активно работали Д.Самойлович, Н.Максимович-Амбодик, А.Протасов. Они вели медико-просветительскую работу среди простого народа, читали публичные лекции на медико-гигиенические темы, и первен­ство здесь принадлежит С.Г.Зыбелину, уделявшему большое место борьбе с инфекционными заболеваниями, в первую оче­редь с оспой. С 1766 по 1775 гг. ВЭО в России выпустило 9 спе­циальных брошюр, где рассматривались все профилактические меры против оспы. Именно с этого периода в России проводится оспопрививание населения во взаимодействии с медицинской коллегией и ВЭО. В России в XVIII веке стали быстро распро­страняться кожно-венерические заболевания, первые публика­ции об их распространении отмечаются на страницах трудов ВЭО. В ответ на это явление быстро организуются специальные больницы с отменой оплаты за лечение, а уклонявшимся от ле­чения выносились специальные штрафные санкции. В 1778 ВЭО составляет российскую фармакопею.

Именно в XVIII веке в России внедряются методы санитарной статистики, в первую очередь это связано с именем Пет­ра I и с его «ревизскими сказками». В 1722 г. изданный Петром ""Духовный Регламент» обязывает всех священников вести запи­си в церковных книгах о рождении младенцев мужского пола и каждые четыре месяца отправлять отчет в медицинскую колле­гию о количестве умерших и вновь родившихся.

Государственный деятель России, историк, географ, спод­вижник Петра I, создатель военной промышленности В.Н.Та­тищев (1686-1750) составляет в 1724 г. обширный вопросник, состоящий из 198 пунктов, включающий сведения о «повальных болезнях» и средствах их лечения на местах. Так как он был большой и неудобный, то М.В.Ломоносов позднее составляет более компактный (30 пунктов) и рассылает его по России. Дан­ные вопросники послужили началом будущих медико-топографических исследований в России.

М.В.Ломоносов (1711-1765) неоднократно обращал вни­мание на охрану здоровья российского народа. В 1761 г. он со­ставляет обширное письмо «О размножении и сохранении рос­сийского народа» к государственному деятелю России, графу Шувалову. Письмо это явилось результатом глубокого анализа и научного исследования причин, влияющих на состояние здоро­вья населения. Ломоносов показал, какой ущерб приносит здо­ровью населения высокая детская и материнская смертность. Он на недостаточное количество лекарей и аптек, плохую помощь при родах, осуждал обычай крестить детей в холодной воде, получавших при крещении заболевание легких. Осуждал Ломоносов и некоторые обычаи, существующие в быту, это не­правильное питание во время постов и праздников, «неравные браки по возрасту», не способствующие деторождению. Вместе с тем Ломоносов указывал конкретные задачи, стоящие перед государством: строгий учет новорожденных, подготовка за ка­зенный счет врачей из «прирожденных россиян», повивальных бабок, выпуск новых учебников по медицине.

Развитию санитарной статистики способствовали и пер­вые работы С.Г.Зыбелина, Н.М.Максимович-Амбодика. В общем развитии медицины в XVIII столетии сыграло большую роль и развитие книгоиздательства, за этот период в России было выпущено 200 медицинских книг, в 1792 г. вышел первый государственный медицинский журнал, «Санкт-Петербургские ведомости».

МЕДИЦИНА В первой половине XIX в. В РОССИИ

Краткая характеристика эпохи. В I половине 19 века Россия становится одним из крупней­ших государств в Европе. Законодательная, исполнительная и судебная власть соединена в одном учреждении - Государственном Совете (1810), но все решения Совета утвер­ждаются царем. В 1801 г. Грузинский царь Георгий XI отказался от престола в пользу русского царя. В 1813 присоединены к России Дагестан и северный Азербайджан. В 1812 г. рус­ско-французские отношения окончательно ухудшились, что привело к Отечественной войне 1812 г.

Вопросы здравоохранения и медицины в программных документах декабристов. Правители многих европейских государств пытались со­хранить у себя монархический строй, в том числе и Россия, но буржуазные революции в Европе (Англии, Бельгии, Нидерлан­дах, Франции и т.д.) оказали глубокое влияние на процесс ломки феодальных отношений. Передовые представители дворянства, и прежде всего военного, позором считали для России сущест­вование крепостного права. После окончания Отечественной войны все ждали новых реформ, позволивших жить достойно русскому народу-победителю, но их не было, мало того, посте­пенно наступал период реакции.

В этих условиях стали организовываться тайные общест­ва, прежде всего из офицеров, стремившихся к свержению кре­постного права. В 1817 г. создается «Союз благоденствия», чле­ны которого помимо свержения крепостного права в своей дея­тельности определяют четыре направления: человеколюбие, об­разование, правосудие и общественное хозяйство. Вопросы здравоохранения и медицины входили в раздел человеколюбия, задачи которого определялись строительством новых больниц, улучшением медицинского обеспечения бедного населения, проведением широкой просветительской работы.

После распада «Союза благоденствия» в 1821 г. объеди­няются между собой «Северное» и «Южное» тайные общества военных революционеров. У них была составлена программа действий, называвшаяся «Русской правдой», явившейся соци­ально-политическим документом дворянских революционеров, в основу которого было положено устранение самодержавия с помощью военной силы.

В «Русской правде» был раздел, посвященный вопросам медицины и здравоохранения, в нем предусматривалось: 1) обобществление всех медицинских учреждений; 2) исключение благотворительности, как унижающей достоинство человека; 3) оказание бесплатной медицинской помощи всем больным; 4) в каждой волости предполагалось построить сиротские дома с родильным отделением и госпитали для инвалидов. Одним из авторов этой программы являлся руководитель декабристского восстания П.Пестель, который считался одним из крупнейших социологов начала XIX века. Известны его работы по изучению медицинского обеспечения в войсках в период военных дейст­вий. Он дал подробный статистический анализ смертности в войне 1812 г. и статистически подтвердил, что она была в вой­сках выше от заболеваний, нежели от ранений и прямого попа­дания. П.Пестелем была также предложена организация меди­цинской помощи в сельской местности. В 53 губерниях он пред­лагал создать специальные врачебные участки, которые могли бы обеспечить медицинской помощью 5000 человек. Обязатель­но во врачебном участке должна была быть больница с родиль­ным отделением. Вся медицинская помощь предполагалась быть бесплатной. Принцип организации бесплатной медицинской помощи в сельской местности был составлен П.Пестелем в то время, когда еще ни один врач не переступил порог крестьян­ского дома.

Таким образом, декабристы первыми в России предложи­ли государственное бесплатное медицинское обслуживание и принцип организации сельского врачебного участка. Всем этим планам не суждено было сбыться неудачным восстанием 14 де­кабря 1825 г. Руководители восстания были казнены, а многие другие отправлены в Сибирь в ссылку, но и там декабристы продолжали просветительскую деятельность среди населения, в том числе и по вопросам медицины. В Забайкалье ими широко было проведено оспопрививание среди населения. В 1829 г. ссыльный врач - декабрист Н.Смирнов дал подробное описание эпидемии холеры в Сибири. В Иркутской области бывший флотский офицер М.Кюхельбекер свой дом отдал под постоян­ную больницу для местных жителей, организовал аптеку, на свои деньги выписывал лекарства из центральной России. В его доме не только получали медицинскую помощь, но находили приют бездомные люди. Занимался медицинской помощью и полковник в отставке М.Муравьев-Апостол. В Вилюйском крае, где он был ссыльным, особенно были распространены проказа, оспа. Он вел большую санитарно-гигиеническую работ), созда­вал условия для изоляции больных, лечил их. Строили больни­цы и другие ссыльные декабристы: поэт М.Глинка, И.Анненков и др. Под влиянием медико-просветительской деятельности де­кабристов в Сибири создаются общественные организации, ко­торые стали заниматься медицинскими проблемами, к ним от­носились Оренбургское физико-химическое (1860) и Тобольское (1864) общества.

Развитие общественной медицины в 1-й половине XIX в.

Под патронажем Александра I в 1802 году было создано «Императорское человеколюбивое общество», под контролем лиц царской семьи в 1816 г. аналогичное общество создается в Москве. Яркой страницей в отечественной истории здравоохра­нения явилась активная деятельность в этом обществе императ­рицы Марии Федоровны (1758-1828). Она отличалась незауряд­ным умом, сердечной добротой, редкой тактичностью, что по­служило поводом проявления к ней большого уважения и любви выдающихся людей своей времени, ей посвящали свои произве­дения В.Жуковский, Б.Державин, И.Карамзин. Под руково­дством Марии Федоровны члены общества приводили в лучшие состояния больницы, организовывали массовые прививки про­тив оспы, домашнее лечение, налаживали медицинскую помощь в приютах и родильных домах, в тюрьмах и исправительных домах.

Особенной заботой были окружены брошенные больные дети в Московском сирото-воспитательном доме, основанном внебрачным сыном государственного деятеля князя И.Тру­бецкого - И.И.Бецким. Здесь было создано два родильных отде­ления: «секретное» на 23 кровати и для замужних на 20 крова­тей. В первом разрешалось оставлять младенцев, и они попадали под опеку общества. Существовал сирото-воспитательный дом только на благотворительные средства, имея штат около 300 человек, и среди них было 4 должности повивальных бабок. Че­рез несколько лет на базе этих 1 отделений под руководством профессора Б.Рихтера создается институт акушерок, в котором обучалось на средства общества 10 девушек в возрасте от 15 до 18 лет. В 1805 г. под руководством Марии Федоровны в Петер­бурге открывается больница для бедных на 200 кроватей с ам­булаторным приемом 2-х лекарей; если в первый год существо­вания больницы лечилось 4 тысячи больных, то в 1813 - 20000, в дальнейшем аналогичные больницы стали открываться в других городах и стали называться в честь царской четы Александро-Мариинские.

В 1814 г. на базе Павловской больницы открывается отде­ление по обучению медицинскому уходу за больными женщин из Петербургского вдовьего дома. Для них вводится специаль­ная одежда: платье темно-коричневого цвета, белое покрывало на голову, золотой крест на широкой зеленой ленте с надписью «сердоболие». Так появился институт сердобольных вдов и одежда сестер милосердия.

Фадеев В.В. 1 , Леонов В.П. 2 ,
Реброва О.Ю. 3 , Мельниченко Г.А. 1
Проблемы эндокринологии – 2002 г.
1 Кафедра эндокринологии ММА им. И.М. Сеченова (зав. – академик РАМН И.И. Дедов)
2 Факультет информатики Томского Государственного Университета (декан – доцент, к.ф.-м.н. Б.А. Гладких)
3 НИИ неврологии РАМН (директор – академик РАМН Н.В. Верещагин)

I. ВВЕДЕНИЕ

В прошедшем ХХ веке клиническая медицина сделала ошеломляющие успехи: были созданы антибиотики, вакцины, препараты гормонов, гипотензивные и противоопухолевые средства, которые спасли и продлили жизнь миллионам людей. Головокружение от успехов проявилось прогрессирующим увеличением числа специалистов, занимающихся клинической и теоретической медициной, появилось огромное число медицинских журналов, вал научных работ и публикаций. Базой для этого явилось тысячекратное увеличение финансирования медицины. Так, в 1991 году в США расходы на медицину составили 752 миллиарда долларов или 13,2% от валового национального продукта.

В связи с этим в обществе, тратящем на медицинскую науку колоссальные средства, возник вопрос: "А как именно тратятся эти деньги, кем они тратятся и кому именно эти деньги выделять в дальнейшем?". Даже в наиболее экономически развитых странах встали вопросы выбора оптимальных медицинских вмешательств – с высоким соотношением их клинической эффективности и стоимости.

С другой стороны, у самой медицинской общественности и, что не менее важно, у организаторов здравоохранения, возникли вопросы: "Результатам каких именно работ следует доверять? Какие результаты использовать в качестве клинических рекомендаций для практического здравоохранения?". Для ответа на эти вопросы в 80-х годах ХХ века было разработана концепция доказательной медицины (evidence-based medicine ), которую пионеры клинической эпидемиологии Роберт и Сюзан Флетчеры определяют как медицинскую практику, основанную на результатах правильно организованных клинических исследований. В соответствии с концепцией доказательной медицины каждое клиническое решение врача должно базироваться на научных фактах, а "вес" каждого факта становится тем больше, чем строже методика исследования, в ходе которого этот факт получен.

При обсуждении принципов доказательной медицины можно услышать возражение о том, что они ставят под сомнение значение всех тех медицинских знаний, которые накапливались тысячелетиями. Однако доказательная медицина подразумевает более совершенную методологию исследования медицинских вмешательств с неочевидной эффективностью, соответствующую современному планированию научного эксперимента. Лишь результаты таких исследований признаются научно-обоснованными, то есть доказательными.

Действительно, эффективность жгута при кровотечениях доказать достаточно просто: после его наложения оно останавливается. Очевидно, что это вмешательство эффективно. Аналогичным образом обстоит дело с заместительной гормональной терапией. Классическая экспериментальная эндокринология XIX века базировалась на удалении эндокринной железы и демонстрации регресса развившихся изменений путем введения в организм экспериментального животного экстракта этой железы. Так же исчерпывающе доказателен эффект инсулина при лечении сахарного диабета 1 типа и препаратов левотироксина при лечении гипотиреоза. В данном случае теоретические представления исследователя о причинах нарушения функций совпадают с объективными патофизиологическими фактами и поэтому подтверждаются клинической практикой.

Значительно сложнее проблема различных лечебных вмешательств обстоит в тех случаях, когда осуществляется попытка воздействия на патологический процесс, представляющий собой каскад взаимосвязанных биохимических реакций, развертывающихся в самой клетке и в окружающих ее структурах. При этом динамика цепных реакций, сигналы, определяющие их начало и завершение, как правило, остаются неизвестными. В результате представления о патологическом процессе, являющемся целостной динамической системой, сводятся к частностям: фрагментам и звеньям отдельных биохимических реакций, на которые нередко направлены многочисленные фармакологические влияния. В этих случаях реализация теоретических предпосылок, основанных даже на высокотехнологичных экспериментальных данных, не приводит к явному клиническому эффекту. Так, например, дело обстоит с применением различных классов ангиопротекторов при атеросклерозе или при диабетической ангиопатии, клинические испытания которых в рамках рандомизированных исследований пока не привели к положительному результату. В концепции доказательной медицины теоретические представления о патогенезе (обычно неполные), мнения авторитетных специалистов, традиции, личный опыт, соображения приоритетности не считаются убедительными, научными основаниями для использования того или иного медицинского вмешательства. Ценность теоретических представлений о свойствах лекарственных препаратов бесспорна, вместе с тем их истинные терапевтические возможности можно определить лишь в результате клинических испытаний, выполненных по правилам, принятым международным медицинским сообществом.

В журнале "British Medical Journal" была опубликована статья с шуточным перечислением вариантов "медицинской практики, не основанной на доказанных фактах", в противовес доказательной медицине. Авторы справедливо указывают на то, что если медицинская практика не базируется на доказанных фактах, то в ее основе лежат:

  1. Авторитет врача ("увеличение числа однотипных ошибок с увеличением стажа работы")
  2. На страстности ("эмоциональное воздействие на более спокойных коллег и родственников больных")
  3. На внешнем облике и красноречии ("хороший загар, шелковый галстук, вальяжная поза и красноречие как замена доказанным фактам")
  4. На провидении ("когда неизвестно, что делать с больным, вместо обоснованного решения полагаются на волю божью")
  5. На чувстве неуверенности ("от чувства растерянности и отчаяния решения вовсе не принимаются")
  6. На нервозности ("в условиях постоянного страха перед судебным процессом врач назначает чрезмерное обследование и лечение")
  7. На самоуверенности ("в основном для хирургов")

По современным стандартам надежная оценка эффективности методов лечения и профилактики может быть получена только в ходе рандомизированных контролируемых испытаний – наиболее доказательных и объективных. Такого рода испытания проводятся не только для фармакологических препаратов, но и для хирургических методов лечения, физиотерапевтических процедур, мероприятий в области организации медицинской помощи, диагностических методов. По окончании исследования сопоставляются частоты наступления клинически важных исходов – выздоровления, осложнения, смерти, а не суррогатные исходы – изменения физиологических, биохимических, иммунологических и других параметров. Таким образом, оцениваются не столько непосредственные результаты (лабораторные, инструментальные и др.), сколько отдаленные (клинические эффекты, установленные в качестве конечных точек исследования).

Для получения выводов исследования необходимо учитывать неопределенность многих характеристик, а также конечность числа наблюдений. Наиболее приемлемым инструментом в этом случае оказываются методы статистики. Именно эту особенность и подчеркивает одно из определений статистики, которое было дано американским математиком А. Вальдом – "статистика – это совокупность методов, которые дают нам возможность принимать оптимальные решения в условиях неопределенности".

Почему отечественная медицина пока не пошла по пути доказательной медицины, а работы отечественных авторов стоят особняком и казуистически редко цитируются за рубежом? Почему отечественные медицинские журналы имеют столь низкий рейтинг на фоне зарубежных? Причин, наверное, много.

Во-первых, отечественная медицина не испытывала на себе столь мощные экономические стимулы и никогда не финансировалась в тех объемах, о которых сказано выше.

Вторым безусловным фактором является длительная изоляция советской медицинской науки от мировой, причем отчасти эта изоляция имела демонстративный характер, а сами работы отечественных авторов противопоставлялись зарубежным. До сих пор список литературы к статье или диссертации многими воспринимается не как список процитированной литературы, а как некое "самостоятельное произведение", в котором определенная доля источников должна принадлежать отечественным авторам. Парадоксально, но наряду с упреками в адрес списка литературы, в ряде случаев можно не услышать никаких замечаний в адрес самой работы.

Тот факт, что все без исключения отечественные медицинские журналы издаются на русском языке, не оправдывает факт низкого рейтинга этих журналов в научном мире. В этом плане, хорошим примером являются издаваемые на немецком языке журналы "Deutsche Medizinische Wochenschrift" или "Acta Medica Austriaca", которые имеют высокий международный рейтинг, а порой традиционно более полно освящают некоторые проблемы.

Следствием указанных факторов явилось серьезное несоответствие методологической базы российской медицинской науки современным международным стандартам получения научно-обоснованных, доказательных результатов исследований. По современным представлением, таковыми являются результаты исследований, отвечающих следующим требованиям:

  1. Соответствие способа организации исследования поставленным задачам
  2. Минимизация систематических ошибок, возникающих
    • при формировании несбалансированных групп наблюдений
    • вследствие неправильных и нестандартизованных измерений
    • из-за вмешивающихся факторов
  3. Минимизация случайных ошибок путем корректного анализа данных

Наличие в исследовании систематических ошибок и несоответствие способа организации исследования поставленным задачам делает исследование бессмысленным. Никакой, даже самый совершенный анализ данных не может компенсировать дефекты в организации исследования . В результате выводы оказываются необоснованными. В то же время правильно организованное исследование, в рамках которого анализ данных проведен с ошибками, также сводит на нет все усилия исследователей.

Таким образом, первичной проблемой является правильная организация исследования, а вторичной – корректный анализ данных. Однако для получения научно-обоснованных, доказательных выводов необходимо отсутствие ошибок на обоих этапах работы. В настоящее время считается, что неправильно проведенное (как в смысле его организации, так и в смысле анализа данных) исследование является неэтичным, по крайней мере, по следующим основаниям:

  • пациенты в ходе исследования подвергаются неоправданному риску;
  • происходит неэффективное использование ресурсов (финансов, времени исследователей), которые могли бы быть потрачены на преодоление более важных проблем;
  • после публикации неверных результатов дальнейшие исследования направляются в неправильное русло;
  • применение неверных результатов исследования в медицинской практике способно нанести вред пациентам.

Безусловно, наибольшие трудности (как организационные, так и финансовые) представляет правильная организация исследования. Этими проблемами занимается наука "клиническая эпидемиология" – методологическая основа доказательной медицины, основы которой были заложены канадскими учеными D. Sacket, B. Haynes, G. Guyatt, P. Tugwell в 1980-е гг. Наличие хорошей литературы на русском языке (прежде всего, ) позволяет нам подробно не останавливаться в данной публикации на весьма сложных вопросах организации доказательного медицинского исследования. В этом плане хотелось бы остановиться лишь на том, что современная доказательная медицина понимает под источниками достоверной информации и какова информированность российских медиков об этих источниках.

Как уже было сказано выше, не меньшее значение для получения научно-обоснованных результатов имеет корректность статистического анализа данных. Клиническая статистика, как и любая другая медицинская специальность, является отдельной дисциплиной. Конечно, врач не в состоянии в полной мере овладеть всеми медицинскими специальностями, которые необходимо привлекать в конкретном исследовании, например, лабораторной диагностикой или рентгенорадиологией. Как нам представляется, оптимальным вариантом является участие в исследовании профессионального статистика. Однако поскольку число таких специалистов в России крайне мало, врачам необходимо овладевать хотя бы основами статистического анализа данных. В связи с этим, ниже мы подробно остановимся на критическом положении, сложившемся в отечественной медицинской науке в данной сфере и на некоторых типичных ошибках статистического анализа данных. Как нам представляется, многие отечественные работы приобрели бы существенно большую доказательность при хорошем обеспечении этой стороны исследований.

На сегодняшний день многие жители нашей страны считают, что попасть к хорошему доктору - это большая удача, сродни выигрышу в лотерею. Надо сказать, что медицина в Россиив настоящее время приходит в упадок, поэтому о внимательных и высококвалифицированных врачах многим пациентам остается только мечтать. Все полнее проявляется деление на богатых и бедных, не говоря уже о других сторонах жизни обычного человека. В связи с этим платные клиники, предлагающие пациенту качественное обслуживание в виде длительного приема и назначения ряда диагностических мероприятий, пользуются все большей популярностью.

История медицины в России зафиксировала случай, когда один известнейший терапевт 19 века встречал на пороге пациента со словами: «Здравствуйте, больной с митральным пороком сердца». Конечно, такие доктора - это редкость.

Также немаловажен уровень образования будущих врачей. Введение порядка обучения докторов общей практики всего за один год не только существенно понизит качество медицины в целом, но и может увеличить уровень смертности среди населения. Например, чтобы стать врачом, в 18 веке нужно было учиться от 7 до 11 лет.

XVIII век. Зарождение

Впервые термин «медицина» в нашей стране был употреблен при Петре I. Сам император придавал большое значение врачебному делу, открыв в 1707 году госпитальную школу, а в 1764 - медицинский факультет в Московском университете. Медицина в России тех времен преобразовывалась из народной в научную. Если раньше условное обучение ограничивалось только хирургией, то при в учебном заведении начали преподавать следующие науки:

  • фармакологию;
  • неврологию;
  • зуболечение;
  • челюстно-лицевую хирургию;
  • физиологию и анатомию;
  • судебную медицину.

Многие специалисты выезжали за границу и перенимали опыт иноземных врачей. Сам император довольно плотно занимался изучением лечебного дела и с успехом проводил стоматологические манипуляции и операции как простым людям, так и представителям знати.

XVIII век. Развитие

Развитие медицины в России шло полным ходом. В конце 18 века было открыто несколько госпиталей, больницы и первая психиатрическая клиника. Именно с появлением последней и началось зарождение психиатрии как науки. В это же время стало обязательным проведение вскрытия больного после его смерти.

Несмотря на бурную деятельность, демографическая ситуация была неутешительной в связи с эпидемиями оспы и чумы. Медицинские деятели того времени, например С. Г. Зыбелин, связывали широкое распространение болезней, а также высокую детскую смертность с отсутствием надлежащей гигиены среди населения.

В 90-х годах 18 века Московскому университету, который на тот момент стал крупнейшим центром образования и науки, было разрешено присваивать степени доктора медицинских наук. Первым получил это почетное звание Ф. И. Барсук-Моисеев. Медицина в России стала пополняться квалифицированными кадрами.

Реформа медицины XVIII века

В 18 веке был сформирован принципиально новый подход к организации врачебной помощи, обучении лечебному и аптекарскому делу. Создавались Аптекарские приказы, Канцелярии главной аптеки, Медицинская канцелярия, а также проводились реформы в организации учебного процесса и формирования лечебных учреждений. Так, в 1753 году П. З. Кондоиди учредил новую систему образования, по которой студенты проводили в стенах университета 7 лет и по окончании сдавали обязательные экзамены.

XIX век. Начало

Медицина в Россиив начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Итоги XIX века

В 19 веке были заложены основы всех современных научных положений в медицине, включая дерматологию, гистологию и даже бальнеологию. Благодаря разработкам известнейших ученых того времени стали применять наркоз, методы реанимации и физиотерапии. Также были сформированы такие науки, как микробиология и вирусология, которые начали развиваться уже позднее.

Состояние медицины в России в 20 веке

Мнения

Однако современная медицина в России не может обеспечить высокое качество обслуживания, поэтому многие специалисты считают, что изменения нужно начать именно с образования. Также врачи видят в реформе откат к старой системе обслуживания, которая предполагала разделение на больницы для бедных и богатых.

Проблемы медицины в России заключаются не только в недостаточном финансированииучреждений здравоохранения, но и в полном равнодушии некоторых врачей к пациентам. Судя по истории развития лечебного дела, многие доктора положили жизни на изучение и разработку новейших методов исследования организма и его избавления от разного рода заболеваний. К сожалению, в современной медицине наблюдается тенденция к монетизации жизни.

В этот день мы решили вспомнить выдающихся отечественных врачей.

Фёдор Петрович Гааз (1780 — 1853)

Русский врач немецкого происхождения, известный под именем «святой доктор». С 1806 года состоял в качестве врача на русской службе. В 1809 и 1810 годах совершил путешествия по Кавказу, где изучал минеральные источники (ныне Кавказские Минеральные Воды), исследовал источники в Кисловодске, открыл источники Железноводска, первым сообщил об источниках в Ессентуки. Во время войны 1812 года с Наполеоном работал в качестве хирурга в Российской Армии.

Гааз был членом Московского тюремного комитета и главным врачом московских тюрем. Свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных. Он добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных, упразднил в Москве железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь. Также он добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов.

Кроме этого Гааз боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, и принимал и снабжал лекарствами бедных больных.

Девиз доктора Гааза: «Спешите делать добро». В честь известного медика названо Федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная больница имени доктора Ф. П. Гааза».

Григорий Антонович Захарьин (1829 — 1897)

Русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Окончил медицинский факультет Московского университета, был профессором по кафедре диагностики Московского университета, позднее - директором факультетской терапевтической клиники. В 1894 году Захарьин лечил императора Александра III.

Захарьин стал одним из самых выдающихся клиницистов-практиков своего времени и внес огромный вклад в создание анамнестического метода исследования больных. Свои приемы диагностики и взгляды на лечение изложил в «Клинических лекциях».

Методика исследования по Захарьину составляла многоступенчатый расспрос врачом больного, позволявший составить представление о течение болезни и факторах риска. При этом Захарьин уделял мало внимания объективному исследованию и не признавал лабораторных данных.

Доктор Захарьин был известен своим непростым характером и несдержанностью в обращении с больными.

Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)

Хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник военно-полевой хирургии, основатель анестезии. Один из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов, первым предложил ректальный наркоз и начал использовать эфирный наркоз. Впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии.

Пирогов впервые широко применил гипсовую повязку. До этого гипс в медицине почти не использовался. Ограниченное применение имела крахмальная повязка, медленно высыхающая, размокающая от гноя и крови и неудобная в полевых условиях.

Во время обороны Севастополя привлек женщин к уходу за ранеными на фронте. Также именно он впервые ввёл обязательную первичную сортировку раненых на четыре группы. Смертельно раненным помощь оказывали священники и медсёстры, тяжелоранеными, требующими немедленной помощи, врач занимался в первую очередь. Тех, кому не требовалась срочная операция, отправляли в тыл. Легкоранеными, которых можно было быстро вернуть в строй, занимались фельдшеры.

Ещё до появления антисептиков Пирогов отделил раненых с гнойными и гангренозными осложнениями от тех, у кого раны были чистыми, что помогало избежать распространения инфекции.

Как педагог Пирогов стремился к осуществлению всеобщего начального обучения, был организатором воскресных народных школ. Также он боролся за отмену телесных наказаний в гимназии.

Николай Васильевич Склифосовский (1836 — 1904)

Заслуженный русский профессор, хирург, один из родоначальников полостной хирургии (оперативного лечения женских болезней, заболеваний желудка, печени и жёлчных путей, мочевого пузыря), способствовал внедрению принципов антисептики и асептики, разработал оригинальную операцию соединения костей при ложных суставах («русский замок»). Внес значительный вклад в развитие военно-полевой хирургии, отстаивал приближение медицинской помощи к месту боя, принцип «сберегательного лечения» огнестрельных ранений, применение гипсовых повязок как средства иммобилизации при ранениях конечностей.

Склифосовскому принадлежат более чем семидесят научных работ по хирургии, развитию асептики и хирургии в целом.

Имя Склифосовского присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.

Черным пятном в биографии Склифосовского стала судьба его семьи. Единственный сын легендарного врача покончил жизнь самоубийством. Владимир застрелился незадолго до Октябрьской революции. Он состоял в террористической организации и должен был убить полтавского губернатора, однако, не смог застрелить человека, с которым дружила его семья.

В 1919 году казаки пробольшевистского отряда зверски убили жену Николая Васильевича и его старшую дочь. Причем от расправы их не смог спасти документ, подписанный Лениным, в котором говорилось, что на семью известного хирурга репрессии не распространяются.

Сергей Петрович Боткин

(1832 — 1889)

Русский врач-терапевт, основатель учения о целостности организма человека, общественный деятель. Закончил медицинский факультет Московского университета, был участником Крымской войны, работал в Симферопольском госпитале. Также работал в клиниках Кенигсберга, Берлина, Вены, Англии, Парижа.

В 1860 году Сергей Боткин переехал в Санкт-Петербург, где защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины.

Боткин стал одним из основателей женского медицинского образования, организовал школу для женщин-фельшеров, а также женские врачебные курсы. Впервые в России создал экспериментальную лабораторию, где исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Создал новое направление в медицине, названное нервизмом. Именно он установил инфекционный характер такого заболевания, как вирусный гепатит, разработал диагностику и клинику блуждающей почки.

В 1861 открыл первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, добился постройки бесплатной больницы, открытой в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе А. А. Нечаев, М. В. Яновский, Н. Я. Чистович, И. П. Павлов, А. Г. Полотебнов, Т. П. Павлов, Н. П. Симановский.

Иван Петрович Павлов

(1849 — 1936)

Павлов Иван Петрович — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Является основателем крупнейшей российской физиологической школы и лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».

Основные направления научной деятельности Павлова — исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка», применил новый для своего времени «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным.

В результате его работы формировалась новая научная дисциплина — наука о высшей нервной деятельности, в основе которой лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, были исследованы разные типы и виды торможения, открыты законы основных нервных процессов, изучены проблемы сна и установлены его фазы, и многое другое.

Широкую известность Павлову принесли его учение о типах нервной системы, которое основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения, и учение о сигнальных системах.

Научная работа Павлова оказала влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, в том числе в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

Сергей Сергеевич Юдин (1891 — 1954)

Крупный советский хирург и учёный, главный хирург НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, директор НИИ хирургии им. А. В. Вишневского.

Юдин разработал методики резекции желудка при язвенной болезни, прободной язве желудка и желудочном кровотечении, операции создания искусственного пищевода.

Сергей Сергеевич Юин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.

В 1948 году был арестован НКВД по ложному обвинению, как «враг Советского государства, снабжавший английскую разведку шпионскими сведениями о нашей стране». Во время пребывания в тюрьме написал книгу «Размышления хирурга». С 1952 года до освобождения в сентябре 1953 года был в ссылке, во время которой работал хирургом в Бердске. Освобожден врач был только после смерти Сталина, в 1953 году.

История отечественной медицины

Медицина – непрерывно накапливаемый

и непрерывно проверяемый опыт
распознавания, лечения

и профилактики заболеваний человека.

История медицины является неотъемлемой частью общей истории культуры человечества. Изучение прошлого медицинской науки дает возможность проследить в исторической последовательности, как изменялось содержание медицинских знаний, направленность медицинской деятельности , положение медицинских работников в обществе в зависимости от социального строя, от развития наук, дает представление о том, как возникали и накапливались навыки распознавания болезней, умения лечить и предотвращать их. История медицины помогает реально оценить достижения современной медицины и уяснить перспективы её развития

Знание истории отечественной медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, воспитывая чувство гуманизма и патриотизма.

В фонде библиотеки широко представлены учебные, научные издания по истории отечественной медицины. Они вошли в рекомендательный список литературы, который предназначен преподавателям, студентам, аспирантам и всем читателям, кто интересуется данным вопросом.

Книги

1. Антология истории русской хирургии . Т.2 / , ; ред. . - М. : Весть, 20с. 617 Л-724 Аб/науч

2. Артемов, физиология в лицах. Физиологи России XVIII-XX веков: учебное пособие / . - Н. Новгород: ННГУ, 20с. 612 А-861 НБО*

3. Балалыкин, развития хирургии желудка в России в XIX-XX вв. / . - М. : Медицина, 20с. 616.33 Б-20 Аб/науч

4. Балалыкин, научные приоритеты в исследовании физиологии и экспериментальной хирургии желудка в XIX-начале XX в. : монография / . - М. : КНОРУС, 20с. : ил. 616.33 Б-20 Ч/з

5. Богоявленский, врачевание в XI-XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины / . - М. : Медгиз, 19с. 61 Б-747 Аб/науч

6. Богоявленский, медицина в древнерусском врачевании / . - Л. : Медгиз, 19с. 61 Б-747 Аб/науч

7. Богоявленский, у первоселов Русского Севера. Очерки из истории санитарного быта и народного врачевания XI-XVIII вв. / . - Л. : Медицина, 19с. 61 Б-74 Аб/науч

8. Бородулин, истории отечественной кардиологии / . - М. : Медицина, 19с. 616.1 Б-834 Аб/науч

9. Бородулин, медицины: избранные лекции / . - М. : Медгиз, 19с. 61 Б-834 Аб/науч

10. Вайль, по истории русской педиатрии второй половины XIX века / . - Сталинабад: Б. и., 19с. 616-053.2
В-14 Аб/науч

11. Васильев, эпидемий и борьба с ними в России в XX столетии / . - СПб. : Медицина, 20с. 616 В-191 Ч/з

12. Военная медицина глубокого тыла в Отечественную войну / отв. ред. . - Ташкент: Государственное издательство УзССР, 19с. 61 В-633 Аб/науч

13. Волков, профессура XVIII-начала XX вв. Биологические и медико-биологические науки: Биографический словарь / , . - СПб. : РХГИ, 20с. 61 В-676 НБО*

14. Гаспарян, по истории отечественной урологии / , . - Л. : Медицина, 19с. 616.6 Г-225 Аб/науч

15. Гладких, блокадного Ленинграда. гг. / . - 2-е изд., перераб. и доп. - Л. : Медицина, 19с. 614.2 Г-522 Аб/науч

16. Гольдфельд, по истории педиатрии СССР / . - М. : Медицина, 19с. 616-053.2 Г-63 Аб/науч

17. Громбах, медицины в трудах / . - М. : Медгиз, 19с. 61 Г-87 Аб/науч, ч/з

18. Громбах, и медицина его времени / . - М. : Медицина, 19с. 61 Г-87 Аб/науч

19. Груздев, по организации медицинской службы на русском флоте в первой четверти XVIII века / . - Л. : Военно-морская медицинская академия, 19с. 61 Г-901 Аб/науч

20. Живите и помните (Воспоминания сотрудников НГМА - ветеранов войны и тыла) / ред. . - Н. Новгород: НГМА, 20с. 61 Ж-665 Аб/науч, аб/худ, ч/з

21. Заблудовский, отечественной медицины: часть 1. Период до 1917 года / . - М. : Б. и., 19с. 61 З-124 Аб/науч, ч/з

22. Иванов, здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне гг. / , . - Л. : Медицина, 19с. 61 И-205 Аб/науч, ч/з

23. Изуткин, медицины. В 2-х частях: учебное пособие / . - Н. Новгород: НГМА, 20И-394 Аб/уч1, аб/науч, ч/з

24. История медицины: учебник для студентов медицинских институтов / , . - М. : Медицина, 19с. 61 И-907 Аб/уч1, аб/науч

25. История медицины (материалы к курсу истории медицины). Т. 1 / ред. . - М. : Медгиз, 19с. 61 И-907 Аб/науч

26. История медицины СССР / ред. . - М. : Медицина, 19с. 61 И-907 Аб/науч

27. История отечественной нейрохирургии в персоналиях: энциклопедический справочник / , . - Ульяновск: УлГУ, 20с.
616.8 И-907 НБО*

28. История становления гистологии в России / под ред. . - М. : Медицинское информационное агентство, 20с.
611 И-907 Аб/науч

29. Козлов, родовые фамилии России / , . - Томск: СГМУ, 20с. 81.2Рус К-592 Аб/науч

30. Конюс, русской педиатрии / . - М. : Здоровье-Инвест, 20с. 616-053.2 К-655 Аб/науч

31. Корнеев, служба в Отечественную войну 1812 года: к 150-летию войны / , . - Л. : Государственное издательство медицинской литературы, 19с. 61 К-672 Аб/науч

32. Королев, хирургия. Истоки. Страницы истории. Люди / . - Н. Новгород: НГМА, 20с. 617 К-682 Аб/науч, ч/з

33. Королев, Б. А. Я вспоминаю... / . - Н. Новгород: НГМА, 20с. 61 К-682 Аб/науч, ч/з

34. Кузьмин, медицины: очерки / . - М. : Медицина, 19с. 61 К-893 Аб/науч, ч/з

35. Кузьмин, по истории русской медицины. Лекция 1-я: Медицина Древней Руси / . - М. : 1-й моск, мед. институт, 19с. 61 К-89 Аб/науч

36. Кузьмин, по истории русской медицины. Лекция 2-я: Медицина в Московском государстве (ХVI-XVII вв.). - М. : 1-й моск, мед. институт, 19с. 61 К-89 Аб/науч

37. Кузьмин, медицина в годы Великой Отечественной войны. Очерки. - М. : Медицина, 19с. 61 К-89 Аб/науч

38. Левит, общественной медицины в России / . - М. : Медицина, 1974. – 232 с. 61 Л-36 Аб/науч

39. Лисицын, в XX веке / . - М. : Медицина, 20с. 614.2 Л-632 Аб/науч

40. Лисицын, медицины: учебник / . - М. : ГЭОТАР-МЕД, 20с. 61 Л-632 Аб/науч, ч/з

42. Мирский, медицины и хирургии: учебное пособие + 1 электрон. диск (CD-Rom) / . - М. : ГЭОТАР-Медиа, 20с. 617 М-646 Ч/з

43. Мирский, отечественной трансплантологии / . - М. : Медицина, 19с. 617-089 М-646 Ч/з

44. Мирский, России X-XX веков. Очерки истории / . - М. : РОССПЭН, 20с. 616 М-646 Ч/з*

45. Михайлов, служба русского флота в XVIII веке: материалы к истории отечественной медицины / . - Л. : Медгиз, 19с. 61 М-69 Аб/науч

46. Мультановский, медицины: учебник для мед. ин-тов / . - М. : Медицина, 19с. 61 М-902 Аб/науч

47. Нижегородская школа неврологов / , . - Н. Новгород: ВОН, 20с. 616.8 Н-606 Аб/науч

48. Околов, отечественной хирургии: энциклопедический справочник. Т.1 (Абальмасова-Богданов) / . - М. : Интер-Весы; Пятигорск: Интер-Весы, 19с. 617 О-51 НБО*

49. Околов, -хирурги - деятели отечественной медицины гг. : энциклопедический справочник / . - Н. Новгород: Б. и., 20с. 617 О-51 НБО*, аб/худ

50. Околов, русской хирургии в персоналиях (гг.) / . - Тюмень, 19с. Аб/науч

51. Околов, хирурги-лауреаты Ленинской и Государственных премий (гг.) : энциклопедический справочник / . - Пятигорск: РИА-КМВ, 20с.
617 О-51 НБО*

52. Околов, Поволжья и их вклад в медицинскую науку / , . - Ульяновск: УлГУ, 20с. 617 О-51 НБО*

53. Очерки истории здравоохранения СССР (гг.) / , . - М. : Медгиз, 19с. 61 О-952 Аб/науч

54. Очерки истории советской военной медицины / ред. , . - Л. : Медицина, 19с. 61 О-952 Аб/науч

55. Очерки истории физиологии высшей нервной деятельности в СССР: сборник научных трудов / ред. . - Л. : Наука, 1989. -
207 с. 612.8 О-952 Аб/науч

56. Очерки по истории отечественной медицины середины XIX века: ученые записки. Т. XIV / ред. . - М. : Б. и., 19с. 61 О-952 Аб/науч

58. Палкин, госпитальные школы XVIII века и их воспитанники / . - М. : Медгиз, 19с. 61 П-143 Аб/науч

59. Петров, истории отечественной медицины / . - М. : Государственное издательство медицинской литературы, 19с. 61 П-305 Аб/науч

60. Сорокина, истории медицины: Новое время (гг.) : учебное пособие / . - М: Изд-во Ун-та дружбы народов, 19с. 61 С-654 Аб/науч, ч/з

61. Сорокина медицины: учебник / . - М. : Academia, 20с. 61 С-654 Аб/уч1, аб/науч, ч/з

62. Страницы истории медицины в Нижегородском крае: материалы научно-просветительской конференции / редкол. , . - Н. Новгород: Комитет по делам архивов Нижегородской области , 20с. 61 С-831 Аб/науч*

63. Страшун, общественная медицина в период между двумя революциями гг. / . - М. : Медицина, 19с. 61 С-83 Аб/науч

64. Тикотин, М. А. и первая русская анатомическая школа / . - М. : Медгиз, 19с. 611 Т-403 Ч/з

65. Троянский, развития советской ортопедической стоматологии : монография / . - М. : Медицина, 19с. 616.31 Т-769 Аб/науч

66. Троянский, советской стоматологии: очерки / . - М. : Медицина, 19с. 616.31 Т-769 Аб/науч

67. Удерман, очерки истории отечественной хирургии XIX столетия / . - Л. : Медицина, 19с.
617 У-295 Аб/науч

68. Чиж, военной медицины: учебник для студентов медицинских вузов / , . - М. : Медицина; М. : Шико, 20с. 61 Ч-59 Аб/науч

69. Шидловский, нижегородской анестезиологии и реаниматологии: вклад клиники профессора: к 115- летию со дня рождения / , . - Н. Новгород: НижГМА, 20с. 616 Ш-564 Аб/науч, ч/з

70. Шкарин, вехи истории становления высшего медицинского образования в России: учебное пособие / , . - Н Новгород: НГМА, 19с. 61 Ш-662 Аб/науч, ч/з

71. Яровинский, Москвы медицинской / . - М. : Медицина, 19с. 61Я-76 Аб/науч

72. Астахова, институты при российских университетах (гг.) : автореф. дис.... канд. мед. наук: 07.00.10 / . – М. : Б. и., 20с. А-30748

73. Борцов, вопросы истории развития трансфузиологии в России (XIX и первая четверть XX столетия): автореф. дис. ... канд. мед. наук: / . - М.: Б. и., 19с. А-32624

74. Романов, спланхнологическая терминология XVIII века и ее связь с русской медицинской терминологией этого времени: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 07.00.10 / . - М. : Б. и., 20с. А-32712

Статьи из журналов*

76. Айламазян, Э. К. К истокам применения лапароскопии в гинекологии (очерк истории) / // Журнал акушерства и женских болезнейТ. 56, № 4. - С. 87-93.

77. Аникин, медицина Древней Руси // Советское здравоохранение№ 11. - С. 58-61.

78. Белов, русской армии в Отечественной войне 1812 года / // Военно-медицинский журнал№ 10. - С. 72-75.

79. Блохина, медицина в дореволюционной России / // Главный врач№ 4. - С. 111-118.

80. Блохина, Н. Н. Из истории государственной политики в области Российского здравоохранения в начале XX века / // Главный врач№ 2. - С. 78-85.

81. Блохина, медицина времен Приказов Общественного Призрения / // Главный врач№ 6. - С. 30-37.

82. Блохина, Общество Красного Креста и государственное здравоохранение дореволюционной России / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№3. - С. 60-64.

83. Блохина, государственного российского здравоохранения в начале XX века / // Главный врач№ 1. - С. 63-70.

84. Бокерия, Л. А. К 100-летию первой операции на сердце в России / // Анналы хирургии№ 6. - С. 74-80.

85. Будко, А. А. От "cкорбного листа" до истории болезни / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 5. - С. 54-56.

86. Власов, монастырские больницы / // Советское здравоохранение№ 11. - С.

87. Горелова, Московского государства / // Русский медицинский журналТ. 8, № 7. - С. 303-304.

88. Горелова, русской медицинской письменности / // Русский медицинский журналТ. 8, № 5. -
С. 227-228.

89. Горелова, древней Руси / // Русский медицинский журналТ. 9, № 18. - С. 784-785.

90. Дуткевич, И. Г. К истории открытия групп крови / // Трансфузиология№ 1. - С. 49-53.

91. Емельянов, благотворительности и попечительства в истории российской медицины / // Российский семейный врач№ 4. - С. 61-63.

92. Ивакин, искусство в России второй половины XVIII века / , // Медицинская помощь. -1998. -
№ 6. - С. 52-56.

93. Итунин, В. Первые женщины – врачи России / В. Итунин // Медицинская газета. – 2009. - № 16. – С. 15.

94. Капков, страницы истории организации советской фтизиатрической службы / // Проблемы туберкулеза и болезней легких№ 8. - С. 50-55.

95. Кнопов, наука в годы Великой Отечественной войны / // Российский медицинский журнал
№ 3. - C. 62-64.

96. Королев, в Н. Новгороде в гг. (Бабушкинская больница) / // Нижегородский медицинский журнал№ 7. - С.214-217.

97. Кочемасов, В. В. К истории развития донорства крови в стране / // Гематология и трансфузиология№ 3. -
С. 100-104.

98. Лисицын, Ю. Открытия века. Десять выдающихся достижений ХХ столетия / Ю. Лисицын // Медицинская газета№ 18. - С. 15.

99. Лобзин, идей в эпидемиологии и ее некоторые итоги на современном этапе развития медицинской науки: (памяти выдающихся отечественных ученых-эпидемиологов) / // Эпидемиология и инфекционные болезни№ 5. - С. 22-27.

100. Лобзин, в России кафедра инфекционных болезней (к 110-летию основания кафедры инфекционных болезней Военно-медицинской академии им.) / // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии№ 3. -
С. 120-121.

101. Локтев, -госпитальное дело в России в конце XIX-начале XX вв. / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 1. - С. 47-50.

102. Мирский, и средневековая медицина России / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 1. - С. 56-60.

103. Мирский, медицина в России (XVIII - XIX вв.) / , // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 1. - С. 42-45.

104. Мирский, в Древней Руси: о чем рассказывают древние летописи / // Медицинская газета
№ 81. - С. 15.

105. Мирский, и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 2. -
С. 56-58.

106. Мирский, российские больницы (X-XVII вв.) / // Клиническая медицина№ 2. - С. 68-71.

107. Мирский, земская медицина: к 130-летию земства / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -1994. - № 2. - С. 46-51.

108. Мирский, больницы XVIII века / // Здравоохранение РФ№ 1. - С. 47-48.

109. Михайленко, болезни и их лечение в древней Руси / , // Журнал неврологии и психиатрии им. № 2. - С. 68-69.

110. Перфильева, - детище российское / // Медицинская сестра№ 2. - С. 40-41.

111. Подготовка университетского устава 1863 г. / [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 1. - С. 54-57.

112. Покровский, борьбы с эпидемиями в России в XX веке / , // Эпидемиология и инфекционные болезни№ 2. - С. 60-64.

113. Приказная медицина - важный этап в истории отечественного здравоохранения / [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 5. -
С. 53-55.

114. Сапин, М. К истории старейшей анатомической кафедры России / М. Сапин // Врач№ 3. - С. 119-120.

115. Сорокина, в средневековой Руси: период язычества / // Медицинская помощь№ 2. -
С. 54-55.

116. Симоненко, в Великой Отечественной войне / // Клиническая медицинаТ. 88, № 3. - С. 4-7.

117. Сорокина, Т. С. К 150-летию применения наркоза в России / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 4. - С. 56-58.

118. Сточик, А. Возникновение медицины / А. Сточик // Врач№ 9. - С. 16-18.

119. Филатов, медицина: российский путь развития / , // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. СемашкоВып. 2. - С. 86-90.

120. Хьюстис, переливание крови в России(1832 г.) / // ТрансфузиологияТ. 6, № 1. - С. 100-107.

121. Чазов, в прошлом и настоящем. Что мы приобрели и что теряем? // Терапевтический архивТ. 81, № 5. - С. 9-14.

122. Чанчиев, крови в историческом аспекте / , // Гематология и трансфузиология№ 1. - С. 31-35.

123. Чижова, Е. А. Из истории борьбы с эпидемиями в России / // Вести НГМА№ 000. - С. 7.

124. Чижова, педиатрии в России / // Мир фармации и медицины№ 20. - С. 29-30.

125. Чижова, медицина в годы Великой Отечественной войны / // Мир фармации и медицины№ 17. -
С. 6.

126. Щепин, О. П. Из истории российского здравоохранения / // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины№ 1. - C. 3-5.

Примечание:

* - документы выдаются для пользования только в читальном зале

Подготовила: ,

главный библиотекарь НБО