Экономико-географическая характеристика машиностроения.

Сейчас машиностроение мира – огромная сфера промышленности, но зародилось оно еще в XVIII веке. Ее родоначальником можно назвать Великобританию. Со временем распространились и в наш век – это одна из главных составляющих промышленности всей планеты.

Общая информация

В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.

В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.

Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.

Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.

В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты. Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции. Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.

Отрасли машиностроения

Разделяют на три группы:

  • общее машиностроение;
  • транспортное машиностроение;
  • электротехническое машиностроение.

К общему машиностроению относится тяжелое машиностроение, атомная сфера, производство сельскохозяйственного оборудования и другие. Разнообразие продукции – оригинальная черта этой отрасли.

Транспортное машиностроение разделяется на несколько узкопрофильных отраслей, среди которых автомобилестроение, судостроение, авиаракетно-космическая промышленность, производство ж/д оборудования. Транспортное машиностроение имеет как гражданскую направленность, так и военную.

Машиностроение мира

Автомобилестроение

Начало конвейерному производству автомобилей положил Генри Форд. Вместе с разделением труда это позволило предприятию сократить время сборки автомобиля в восемь раз. Так США прочно обосновались на авторынке и более полувека продажи американских автомобилей занимали 80% от общего мирового оборота.

К концу прошлого столетия США уступили лидирующие позиции странам западной Европы и Японии. Последняя удачно сделала ставку на малолитражные авто. В период нефтяного кризиса, когда экономия бензина имела немаловажное значение, такой ход оказался весьма выигрышным. С конца 90-х география производства автомашин изменилась. Автомобилестроением занялись менее успешные страны Азии и Латинской Америки.

В тот же период крупные компании стали не только завоевывать внутренний рынок, но и активно открывать филиалы в конкурирующих странах. Американские автомобили начали продаваться в Европе и Японии, европейские и японские фирмы выходили на рынок США. Японцы получили возможность приобрести автомобиль под европейским или американским брендом.

Отрасль в настоящее время

Сегодня национальный авторынок Японии реализует 4,5 млн машин в год. В западной Европе сумма продаваемых автомобилей достигает 15 млн. Лидируют во внутренних продажах американцы. В США количество реализованных автомашин приближается к 17 млн. Но специалисты отмечают быстрый рост автомобильного производства в Китае и Индии, что в будущем может создать конкуренцию известным компаниям.

Общее производство автомобилей в мире измеряется 60 млн единиц в год. Столько же миллионов рабочих задействовано в этой отрасли. От всего количества автомобилей, выпускаемых всеми странами, лишь 25% грузовые. К ним относят:

  • автобусы;
  • спец. транспорт;
  • малолитражные грузовики.

90% автомобилей в мире производят крупные автомобильные компании.

Многие бренды не выдержали борьбы, происходившей в последние годы. Эти предприятия были поглощены акулами автомобильного рынка, такими как американские General Motors и Ford Motor, германо-американский Dymler AG. На европейском континенте утвердились немецкие Volkswagen и BMW, французские Renault и PSA, итальянский Fiat. В Японии основными автомобильными концернами стали Toyota Motor и Honda.

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Судостроение

В последние годы в строительстве пассажирских лайнеров заметен ощутимый спад. Спуск же на воду специальных судов, таких как танкеры, ледоколы и контейнеровозы увеличился. Производство кораблей плавно перебазировалось из Европы в Азию и США. Южная Корея и Япония сейчас неоспоримые лидеры по строительству морских судов.

Ж/Д производство

Старейшая из отраслей, к которой относится производство локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, железнодорожного оборудования, сейчас испытывает проблемы. Виной этому измененная география производств. Теперь строительством поездов все больше занимаются в странах Азии, таких как Индия и Китай. Европа же делает ставку на современные скоростные поезда.

Электротехническое машиностроение – самая наукоемкая отрасль и самая прогрессирующая. В последнее время наблюдается спад производства бытовой электротехники и увеличение производства микросхем.

Лидерами в этой отрасли являются фирмы США, Японии и Южной Кореи. Китай, Тайвань и другие азиатские страны стремительно развиваются в этом направлении.

География отраслей машиностроения

Успешное развитие машиностроения требует определенных ресурсов.

  • Научные центры. Позволят внедрить в производство новые технологии.
  • Развитая инфраструктура. Отличная сырьевая база и сбыт продукции.
  • Потребитель. Предприятиям требуется стабильный спрос на продукцию.
  • Рабочая сила. Квалифицированные специалисты уменьшают риск возникновения брака и влияют на скорость производства.

Машиностроительная промышленность условно разделена на 4 региона: Северную Америку, Западную Европу, Азию, страны бывшего СССР.

Североамериканский регион включает таких крупных производителей, как США, Канада и Мексика. Стоимость реализуемой продукции составляет 1/3 от общемировой. Еще 1/3 приходится на Европу, где главными экспортерами являются Германия, Франция и Британия. В азиатском регионе лидирующую позицию занимает Япония. Также крупным восточным экспортером в последние годы считается Китай.

Россия бесспорный лидер и основной производитель среди стран бывшего СССР, но на мировой арене отечественное машиностроение наиболее известно в военной сфере. Авиационные и космические разработки российских ученых стабильно привлекают зарубежного потребителя. В других отраслях Россия значительно отстает от иностранных конкурентов.

До недавнего времени крупные компании располагались в достаточно развитых странах и составляли 90% от всего мирового машиностроения. Сейчас наблюдается обратная тенденция и в развивающихся странах находятся уже 25% производств.

Новая география обусловлена недорогой рабочей силой, привлекающая ведущие компании открывать в азиатских странах филиалы. Обычно на таких предприятиях работа несложная и часто сводится к простой сборке техники из предоставленных комплектующих.

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.

  • США – 405 млрд долларов;
  • Япония – 310 млрд;
  • Германия – 302 млрд;
  • Франция – 141 млрд;
  • Великобритания – 138 млрд;
  • Китай – 120 млрд;
  • Канада – 105 млрд.

Страны-лидеры в некоторых отраслях:

  • Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
  • Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
  • Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
  • Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
  • Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.

Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:

  • Япония;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Канада;
  • Корея.

Из развивающихся стран в этом списке:

  • Китай;
  • Тайвань;
  • Сингапур;
  • Индия;
  • Турция;
  • Мексика;
  • Бразилия.

Машиностроение мира

Машиностроение является ведущей отраслью, на долю которой приходится около ‘/з мировой промышленной продукции (по сто­имости). Машиностроение первым среди всех отраслей промышлен­ности предъявляет спрос на совершенные виды техники, высокую технологию и в значительной степени определяет общие направле­ния научно-технического прогресса. Конечной продукцией отрас­ли является оборудование (свыше 1 млн разновидностей) для всех без исключения отраслей хозяйства. При этом не следует забывать, что машиностроение работает и на удовлетворение нужд индиви­дуального потребителя. Как представить современную жизнь без телевизора, холодильника, кухонной плиты, телефона или авто­мобиля? Согласитесь, что это практически невозможно.

История мирового машиностроения началась в тот момент, когда «машины стали производиться с помощью машин». «Роди­ной» машиностроения по праву считается Великобритания. Эта отрасль получила здесь развитие еще в конце XVIII в. В начале XIX в. машиностроение «шагнуло» в другие страны Западной Европы (Нидерланды, Францию, Германию) и США, в конце XIX в. - в страны Центрально-Восточной Европы, Латинской Америки и Российскую империю, а в XX в. уже охватило весь мир.

На размещение предприятий различных отраслей машиностро­ения свое влияние в разной степени оказывают наука, наличие трудовых ресурсов (в том числе высококвалифицированных), сы­рья (в первую очередь, металла) и потребителя. При этом не сле­дует забывать о чрезвычайно большой роли таких форм обществен­ного разделения труда, как специализация и кооперирование. По­скольку любая машина производится путем сборки (монтажа) из большого количества деталей (иногда десятков тысяч), машино­строение оказывается технологически поделено по крайней мере на две стадии: производство комплектующих деталей и их после­дующая сборка. Чтобы машина удовлетворяла всем современным высоким требованиям, комплектующие детали должны быть очень высокого качества. Их сборка (с последующей регулировкой рабо­ты машины) должна также осуществляться на очень высоком уров­не. Если первую стадию, как правило, могут освоить только са­мые передовые страны, то вторую - страны среднего уровня раз­вития. Здесь достаточно использовать трудовые ресурсы со сред­ним базовым образованием, обученные определенным операци­ям в течение короткого (одна неделя) временного срока. Именно это обстоятельство способствовало широкому распространению машиностроения во второй половине XX в.

В настоящее время мировыми лидерами в машиностроении явля­ются развитые страны (рис. 10). США, Япония и Германия произво­дят практически весь известный спектр машиностроительной продукции. Международная же специализация этих стран, как прави­ло, значительно уже. Например, США специализируются на про­изводстве мощных суперкомпьютеров (серверов) и авиаракетно-космической техники, Япония - сложной бытовой электротехни­ки и электроники, автомобилей, морских судов, промышленного оборудования и робототехники, Германия - промышленного оборудования (прежде всего, электротехнического), автомобилей и печатных машин. Франция, Великобритания и Италия произво­дят большое количество продукции машиностроения, однако мас­штабы и, главное, спектр этого производства уже существенно мень­ше. В последние два десятилетия XX в. в разряд стран с высокоразвитым машиностроением была включена и Южная Корея. Небольшие стра­ны Западной Европы, как правило, имеют незначительные объемы производства машиностроительной продукции. Однако при ее высо­ком качестве они способны контролировать значительную часть рын­ков. Например, Швейцария исконно специализируется на произ­водстве высокоточных (прецезионных) металлорежущих станков, мельничного оборудования и часов, Австрия - горнодобывающей техники и оборудования для целлюлозно-бумажной промыш­ленности, Нидерланды - электротехнического оборудования, Да­ния - промышленных холодильников и морских рыболовецких су­дов, Швеция - промышленной электротехники и автомобилей, Фин­ляндия - плавучих буровых платформ и сотовых телефонов.

Первым регионом развивающегося мира, в котором появилось машиностроение, была Латинская Америка. Эта отрасль создава­лась здесь при непосредственном участии развитых стран и была нацелена, прежде всего, на удовлетворение потребностей самого региона. В настоящее время в наиболее крупных странах Латин­ской Америки представлены практически все известные отрасли машиностроения. В последние годы некоторые страны (в первую очередь Мексика и Бразилия, в меньшей степени Аргентина) начали наращивать производство продукции на экспорт.

В странах Восточной и Юго-Восточной Азии развитие маши­ностроения началось лишь в 60-е гг. XX в. Оно тоже создавалось при помощи развитых стран, но изначально было ориентировано строго на экспорт. На протяжении вот уже нескольких десятиле­тий такие страны, как Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Таи­ланд, Филиппины и Индонезия, являются крупными производи­телями бытовой электротехники, электроники и средств связи. Некоторые из этих стран успешно освоили производство легко­вых автомобилей и других транспортных средств. В 80-е гг. XX в. машиностроение начало проникать в Китай, Индию, Турцию, Иран и наиболее «подготовленные» африканские страны - прежде всего, в Нигерию, Египет, Марокко и Алжир.

Об уровне развития машиностроения в той или иной стране можно судить по показателям объема экспорта продукции отрасли (в млрд долл.) и доли продукции отрасли в экспорте страны. Мировыми лидерами по абсолютному объему экспорта машин и оборудования являются, прежде всего, развитые страны (табл. 76, см. рис. 10). Традиционно наиболее крупными экспортерами про­дукции машиностроения выступали США и Германия. В 70-е гг. XX в. их дополнила Япония, которая в 80 -90-е гг. устойчиво за­нимала первую позицию. В настоящее время на первое место (при­чем с большим отрывом) вновь вышли США. Со значительным отставанием (в два с лишним раза) от США, Германии и Японии идут крупные европейские страны и Канада. В 80-е гг. в число ве­дущих мировых экспортеров машин и оборудования вошли Юж­ная Корея, Сингапур, Сянган и Тайвань, в 90-е гг. - Китай, Мексика и Малайзия. По доле продукции машиностроения в экспор­те традиционными мировыми лидерами являлись США и евро­пейские страны (в первую очередь западноевропейские - Герма­ния, Великобритания, Швеция, но также некоторые страны Цен­трально-Восточной Европы - Чехия и Венгрия). В 80-е гг. на первое место вышла Япония. Несколько позже ее без особого труда смогли догнать многие соседние страны Восточной и Юго-Восточной Азии (сначала Южная Корея, Тайвань, Сингапур, затем Малайзия и Фи­липпины). Это было обусловлено тем, что в 70-80-е гг. в эти стра­ны переместились целые отрасли мирового машиностроения.

Одной из ведущих отраслей мирового машиностроения явля­ется производство металлорежущих станков и других видов ме­таллообрабатывающего оборудования. За последние полвека эта отрасль пережила кардинальную перестройку территориальной структуры. Если раньше лидерами мирового станкостроения явля­лись США и такие европейские страны, как Германия, Швейца­рия, Италия, то впоследствии США практически «ушли» с рын­ка, уступив место странам Бостонной Азии (особенно Японии и Тайваню, несколько позже Китаю). Германии, Швейцарии и Ита­лии удалось сохранить свои позиции. Япония и Германия специа­лизируются на производстве сложных станков и мощных поточ­ных линий, Швейцария - высокоточных (прецезионных) стан­ков, Италия, Тайвань и Китай - рядовых, хотя и современных станков. Доля продукции станкостроения, отправляемой на экс­порт, наиболее велика в Швейцарии (почти 90 %), на Тайване и в Германии (около 2 / 3). Крупнейшими производителями роботов выступают Япония и Швеция.

Среди отраслей транспортного машиностроения ведущие по­зиции занимает автомобилестроение. Оно зародилось в конце XIX в. в Европе, но затем быстро проникло в США. Революцией в миро­вом автомобилестроении явилось изобретение и внедрение на за­воде Г. Форда первого в мире конвейера (1913). Разделение труда на ряд узкоспециализированных стадий позволило сократить вре­мя сборки одного автомобиля с 12,5 ч до 93 мин, т.е. почти в 8 раз. На этом же заводе началось широкое использование черной крас­ки, которая сохла быстрее остальных. С этого времени США на многие десятилетия превратились в безусловного мирового лиде­ра автомобилестроения. Для американца автомобиль стал матери­ализованным воплощением свободы, позволивший ему не только стать чрезвычайно мобильным, но и ни от кого не зависеть. В пер­вой половине XX в. в США производилось до 80 % всех автомоби­лей мира. В 50-е гг. XX в. автомобилестроение охватило уже многие европейские и самые крупные латиноамериканские страны, а в 70-е гг. - Японию. В конце XX в. автомобилестроение проникло уже во все без исключения регионы мира.

Успех Японии на мировом автомобильном рынке был обус­ловлен прежде всего тем, что она сделала ставку на производство экономичных малолитражных автомобилей. По времени все это совпало с мировым нефтяным кризисом, поэтому экономичность превратилась в важнейший фактор сбыта продукции. На этом фоне компании США и Европы долгое время не могли сориентировать­ся, поэтому несли значительные убытки. Конечно, следует иметь в виду, что, накопив значительные капиталы, научно-технический потенциал и производственный опыт, они не могли мириться с потерей сферы влияния.. Например, американские компании, объе­динив усилия, уже к 1994 г. смогли перестроить собственное произ­водство и начали на равных конкурировать с японскими компани­ями. Не отставали от них и компании европейских стран. Оздоров­лению ситуации на мировом автомобильном рынке в немалой сте­пени способствовал захват крупнейших национальных автомобиль­ных рынков изнутри. В 80-е гг. XX в. активизировался процесс созда­ния филиалов многих автомобилестроительных компаний на тер­ритории других стран: в США - японских и европейских (прежде всего, германских), в Европе - американских и японских, в ос­тальных регионах мира - американских, европейских и японских.

На рубеже XX-XXI вв. США вернули себе лидерство в мировом автомобилестроении (табл. 77). Крупные объемы производства со­храняют Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада. Резко увеличили производство автомобилей Южная Ко­рея, Испания, Мексика и Бразилия. Бурный прогресс переживает автомобилестроение в Китае и Индии.

Крупнейшими национальными автомобильными рынками яв­ляются американский (ежегодно на нем реализуется 16-17 млн новых автомобилей и около 50 млн подержанных), европейский (14- 15 млн) и японский (4 - 4,5 млн),

наиболее быстрорастущи­ми - китайский и индийский.

В последние годы мировой автомобилестроительный рынок под­вергся значительной перекройке. Многие компании, вставшие на грань разорения, были поглощены более успешными. В результате произошло образование гигантских автомобилестроительных групп.

Наиболее крупными из них являются американские «Дженерал Моторс» (владеет торговыми марками или крупными пакетами ак­ций компаний «Шевроле», «Понтиак», «Олдсмобил», «Бьюик», «Кадиллак», «Сатурн», «Опель/Воуксхолл», «СААБ-Сканья», «Дэу Мотор» и «Форд Мотор» («Меркьюри», «Линкольн», «Астон Мар­тин», «Лэнд Ровер», «Ягуар», «Вольво» и «Мазда»), германо-американская «ДаймлерКрайслер» («Додж», «Плимут», «Джип», «Смарт», «Мицубиси Моторс», «Хендай Мотор» и «Киа Мотор»), германские «Фольксваген» («Ауди», «СЕАТ», «Шкода», «Бэнтли», «Бугатти» и «Ламборджини») и «БМВ» («Мини» и «Ролле Ройс»), японские «Тойота Мотор» и «Хонда», французские «Рено» («Нис­сан», «Инфинити» и «Дакия») и ПСА («Пежо» и «Ситроэн»), а также итальянская «ФИАТ» («Альфа Ромэо», «Ланчия», «Ферра-ри» и «Мазерати»).

Лидирующие позиции в мировом невоенном судостроении дол­гое время занимали европейские страны: сначала Нидерланды, затем Великобритания. Даже в середине XX в. почти 1 / 2 всех мор­ских судов сходили со стапелей британских верфей (особенно Глаз­го и Белфаста). Однако в последующие годы основной центр ми­рового судостроения сместился в Восточную Азию (табл. 78). В на­стоящее время на верфях Южной Кореи и Японии производится свыше 3 / 4 мировых морских судов. Быстро наращивают производ­ство судов Китай и Тайвань. Европейские страны и особенно Ве­ликобритания, наоборот, значительно отступили.

Мировой рынок авиаракетной техники является одним из са­мых перспективных. Для этой отрасли всегда была характерна большая роль продукции военного назначения. Первый самолет появился в 1903 г. в США. В 30-е гг. XX в., т.е. перед Второй миро­вой войной, лидерство в производстве самолетов и ракет захва­тила Германия, во второй половине XX в. ее место заняли США и СССР. При этом, если США успешно освоили производство всего спектра авиаракетной техники - от гражданских самоле­тов и вертолетов до крупных баллистических ракет, то СССР основной упор сделал на производство военной техники. Разви­тие гражданского сектора сдерживало двигателестроение. Дело в том, что для военных самолетов требовались, прежде всего, высокоскоростные и высокоманевренные двигатели. Экономич­ность и уровень шума во внимание не принимались. В 90-е гг., при переходе к рыночным отношениям, эта особенность совет­ского (а после распада СССР российского) авиастроения нанес­ла значительный урон его конкурентоспособности. Быстро пере­строить двигателестроение не удалось. В результате на новые граж­данские самолеты даже начали устанавливать американские и английские двигатели. В настоящее время на мировом рынке граж­данских самолетов на долю США приходится 60 %, единой евро­пейской компании «Эуропеан Эйрбас», которая объединила капи талы компаний Франции, Германии, Великобритании, Италии и других стран - почти 40%, России - всего 1 %.

Крупнейшими мировыми авиаракетостроительными компани­ями являются американские «Боинг-Макдонелл-Дуглас», «Лок-хид Мартин», «Дженерал Дэйнемикс», «Юнайтед Текнолоджис» (все - США) и уже упоминавшаяся выше «Эуропеан Эйрбас».

По производству железнодорожного подвижного состава выде­ляются всего лишь несколько стран: США, Франция, Германия Чехия, Япония и Россия.

Мировыми лидерами в производстве тракторов и сельскохо­зяйственной техники являются, прежде всего, развитые страны (США, Германия, Италия, Франция и Япония) и крупные раз­вивающиеся (Индия, Китай и Бразилия).

Безусловно, очень важным подразделением мирового машиностро­ения являются энергетическое машиностроение, электротехника, приборостроение, радиотехника и электроника. В настоящее время эти отрасли производят наиболее сложные виды техники. Первые три отрасли обычно относят к «новым», последние две - к «новей­шим». Развитие «новых» отраслей началось в последней четверти XIX в. в Европе и США. Там же появились и первые бытовые электроприборы. Первые аналоговые и цифровые машины, ставшие прообразом буду­щего компьютера и вычислительных машин, создали в середине 40-х гг. XX в. в научных лабораториях США. До 70-х п. крупнейшими производителями этих видов техники были опять же США и наибо­лее развитые европейские страны. В последующие годы значитель­ную часть рынка удалось захватить Японии. В это же время в отраслях, производящих бытовые электроприборы, появилась возможность территориального разделения стадий производства комплектующих деталей и их сборки. Для стадии сборки решающую роль стали играть сравнительно высокая квалификация и дешевизна рабочей силы. Таким образом, в настоящее время в развитых странах сохранилось производство лишь сложных деталей, производство же несложных деталей и их последующая сборка почти полностью «перекочевали» в страны среднего уровня развития. В настоящее время мировыми лидерами в производстве радиоприемников, телевизоров, аудио- и видеомагнитофонов, персональных компьютеров и мобильных те­лефонов являются, прежде всего, страны Восточной и Юго-Восточ­ной Азии, затем - Латинской Америки и Центрально-Восточной Европы (см. табл. 78). Больше всего фотоаппаратов производят Сян­ган, Япония и Китай, часов - Сянган, Япония и Швейцария.

Иная ситуация сложилась с энергетическим оборудованием и промышленной электротехникой, здесь лидирующие позиции по-прежнему занимают развитые страны. Крупнейшими компания­ми, производящими энергетическое оборудование и промышлен­ную электротехнику, являются американские «Дженерал Электрик» и «Вестингауз Электрик», германские «Сименс», «АЭГ-Телефун­кен» и «Бош», японская «Мицубиси», британская «Маркони», гол­ландская «Филипс», швейцарско-шведская «Асеа-Браун-Бовери» и др.; бытовую электротехнику и электронику - те же компании, а также японские «Сони», «Мацусита», «Хитачи», «Тошиба», «Ши-ваки», «Джи Ви Си», «Шарп», «Санье» и «Ситизен», южно-корей­ские «Самсунг», «Эл Джи» и «Дэу», итальянские «Мерлони» и «Оливетти», французская «Тефаль» и др.; персональных компьюте­ров - американские «Интернэшнл Бизнес Мэшинс», «Интел», «Эйпл», «Майкрон Текнолоджи», «Хьюлетт-Пэкарт», «Эпсон» и др.

Объем экспорта продукции машиностроения, млрд. долл.

Доля продукции машиностроения в экспорте, %

Северная Америка

Филиппины

Германия

Великобритания

Сингапур

Северная Америка

Малайзия

Южная Корея

Южная Корея

Сингапур

Северная Америка

Нидерланды

Великобритания

Германия

Латинская Америка

Финляндия

Малайзия

Северная Америка

Страны-лидеры по экспорту продукции машиностроения.

Производство легковых, грузовых автомобилей и автобусов в странах мира.

Легковые автомобили

Грузовые автомобили и автобусы

Количество, тыс. шт.

Количество, тыс. шт.

Северная Америка

Северная Америка

Германия

Северная Америка

Южная Корея

Южная Корея

Германия

Великобритания

Латинская Америка

Бразилия

Латинская Америка

Бразилия

Латинская Америка

Северная Америка

Великобритания

Латинская Америка

Производство морских торговых судов и телевизоров с странах мира

Морские торговые суда

Телевизоры

Водоизмещение, тыс. бр.-регл*

Количество, тыс. шт.

Южная Корея

Южная Корея

Германия

Северная Америка

Малайзия

Бразилия

Латинская Америка

Нидерланды

Финляндия

Великобритания

Норвегия

Великобритания

Северная Америка

Германия

МИР

31676

МИР

130000

По экспорту машиностроение РБ занимает 2 место после ТЭК.

По итогам 2003 года предприятия увеличили общий объем экспорта на 22%. При этом поставки в Россию выросли на 18%, в другие страны СНГ увеличение объема экспорта составило около 30%. По итогам года положительное торговое сальдо по министерству промышленности составило более 1 миллиарда долларов.

Тенденции прошедшего года свидетельствуют об опережающем росте поставок промышленной продукции в другие страны СНГ по сравнению с Россией, отметил он. По его данным, в 2003 году значительно увеличен объем экспорта в Украину, которая охотно покупает белорусские двигатели, тракторные машинокомплекты и др. По мнению Геннадия Свидерского, в белорусской промышленности наиболее конкурентоспособной является такая структурообразующая отрасль, как машиностроение, где выпускается автомобильная и тракторная техника. «В СНГ такого объема производства и сменяемости моделей автомобильной техники не имеет ни один производитель. Сейчас может производиться более 500 моделей под заказ с индивидуальными требованиями по грузоподъемности, проходимости и другим техническим характеристикам», - сказал заместитель министра. Аналогичная ситуация и в тракторостроении, где наряду с традиционными заказами для сельского и коммунального хозяйства появились модели с навесным деревообрабатывающим оборудованием, производящие распиловку леса, его заготовку, погрузку и другие операции.

В нашей республике этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

В настоящее время машиностроительный комплекс РБ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами:

внешние факторы - разрушение предметной специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.

Внутренние факторы - низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Продукция республиканского машиностроения экспортируется в 48 стран мира.

Приоритетными направлениями экспорта отрасли принадлежат странам Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (Китай, Южная Корея), на них приходится 80% экспорта продукции машиностроения. Новый импульс приобрели экспортные операции со странами СНГ. На страны СНГ приходилось 25,7 млн.долл. экспорта машиностроения, что более чем в 2 раза выше уровня 2000года.

Казахстан и Украина входят в пятерку стран - крупнейших потребителей данной продукции, на них приходится соответственно 11,3 и 2,4% экспорта отрасли.

Экспорт машиностроительного комплекса в 2001 году характеризовался отличительной от большинства других отраслей положительной динамикой. Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается практически у всех ведущих предприятий отрасли.

В 2002 году экспорт продукции машиностроения по сравнению с предыдущим годом увеличился на 31% и составил в 202,8 млн. долл.

Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения по сравнению с импортными аналогами по уровню цен стимулировало расширение выпуска оборудования для отраслей потребительского комплекса; 58 предприятий республики экспортировали машиностроительную продукцию в 50 стран мира.

Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается почти практически у всех ведущих предприятий отрасли.

Машиностроение – одна из самых емких отраслей российской промышленности. Она включает в себя производство всевозможных машин, оборудования и приборов. Современное машиностроение состоит из более чем 200 подотраслей и производств. Всего в мире, в машиностроении занято более 80 млн. человек, а количество производимых индивидуальных изделий достигает 3 млн. В Российской Федерации в сфере машиностроения работает более 3.5 млн. человек.

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности. На мировой машиностроительный комплекс приходится около 35% стоимости всей выпускаемой в мире продукции. Главными центрами машиностроения являются США, Китай, Япония и страны Западной Европы.

В Российской Федерации объем выпуска продукции машиностроительных предприятий в 2014 году составил более 5.74 трлн. рублей. Это на 5.2% меньше чем в 2013 году. Но даже несмотря на такое падение, результат 2014 года является одним из лучших в машиностроительной отрасли. На долю машиностроения приходится около 20% объема выпуска всей обрабатывающей промышленности России.

Предприятия машиностроительного комплекса России расположены в основном в европейской части страны. Около 78% объема всей продукции выпускается в трех Федеральных округах. Лидером является Центральный Федеральный округ, предприятия которого производят около 1/3 всей продукции машиностроения. В процентном соотношении доля каждого из Федеральных округов выглядит следующим образом:

  • Центральный Федеральный округ – 31%
  • Приволжский Федеральный округ – 26%
  • Северо-Западный Федеральный округ – 21%
  • Уральский Федеральный округ – 8%
  • Сибирский Федеральный округ – 7%
  • Южный Федеральный округ – 4%
  • Дальневосточный Федеральный округ – 2%
  • Северо-Кавказский Федеральный округ – 1%

Отраслевая структура российского машиностроения состоит из трех основных отраслей:

  • Производство машин и оборудования;
  • Производство электрооборудования;
  • Производство транспортных средств.

Наибольшая доля в объеме производства в 2014 году приходится на производство транспортных средств – чуть менее 51%, что в денежном эквиваленте составляет 2 925 млрд. рублей. На долю производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования пришлось 28% или 1 611 млрд. рублей и доля производства машин и оборудования составила 21% или 1 202 млрд. рублей.

Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными машинами.ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
МАШИНОСТРОЕНИЯ – ОБЕСПЕЧИТЬ
ОБЩЕСТВО НОВЫМИ, ВСЕ БОЛЕЕ
СОВРЕМЕННЫМИ МАШИНАМИ.

Роль и значение машиностроения.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
МАШИНОСТРОЕНИЯ.
На его долю приходится 36%
предприятий, 40% работающих, 20%
валовой продукции промышленности
России.
Продукция машиностроения
применяется повсеместно: в
промышленности, сельском хозяйстве,
быту, на транспорте, в вооруженных
силах.
Определяет темпы научно­технической
революции.

Группы отраслей машиностроения
Тяжёлое
Оборудование для
металлургии;
горно-шахтное,
энергетическое,
подъемнотранспортное.
Общее и
среднее
Станкостроение,
транспортное,
Транспорт
оборудование для
ное
легкой и пищевой
промышленности
Точное
Электроника.
Приборостроение
Производство
оргтехники,
бытовой и
робототехники.

Тяжелое машиностроение обеспечивает оборудованием энергетику, металлургию, химическую, горнодобывающую промышленность.

ТЯЖЕЛОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ
ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Справочные сведения

Машиностроение – наиболее
динамичная отрасль
промышленности, которая
отражает уровень развития стран
(в структуре промышленности
развитых стран доля
машиностроения – 34 %).
Для нее особенно характерно
углубление специализации
производства и расширение ее
масштабов.
Как отрасль возникла 200 лет
назад во время промышленной
революции в Англии.
В наши дни по числу занятых (80
млн. человек), и по числу
стоимости продукции оно
занимает первое место среди
отраслей мировой
промышленности.
СПРАВОЧНЫЕ
СВЕДЕНИЯ

Состав машиностроительного комплекса

СОСТАВ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
Отрасли,
Отрасли,
Общее
определяющие определяющие НТП в машиностроение
НТП во всем
самом
хозяйстве
машиностроении
Электротехническая Станкостроение и
Железнодорожное
промышленность
инструментальная
машиностроение
промышленность
Приборостроение
Радиотехника
Электроника

Автомобильная
промышленность
Авиационная
промышленность
Тракторное и
сельскохозяйственное
машиностроение

Тяжелое
машиностроение
Производство машин для
металлургии и
горнодобывающей
промышленности
Судостроение
Подъемно­транспортное
машиностроение
Машиностроение для Химическое и нефтяное
легкой и пищевой
машиностроение
промышленности

Строительно­дорожное и
коммунальное
машиностроение
Промышленность
металлических
конструкций и изделий

Группы отраслей

ГРУППЫ ОТРАСЛЕЙ

Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЯ В РЕГИОНАХ И
СТРАНАХ МИРА
Высокий
Зарубежная
Европа,
США,
Канада,
Япония,
Россия
Средний
Австралия, Китай,
Индия, НИС Азии,
Казахстан,
Португалии,
Норвегия,
Финляндия,
ЮАР, Бразилия,
Аргентина,
Мексика
Слабый
Индонезия, Монголия,
Турция,
Иран, Афганистан,
Пакистан,
ДР Конго,
Алжир,
Марокко,
Египет,
Венесуэла,
Колумбия,
Перу, Чили
Отсутствует
Саудовская
Аравия, страны
Тропической
Африки
Центральной
Америки

География машиностроения

ГЕОГРАФИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЯ

Машиностроительные центры мира

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ
ЦЕНТРЫ МИРА
Северная Америка, где производятся практически все виды
машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и
низкой степени сложности.
Зарубежная Европа, которая производит главным образом
массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои
позиции в некоторых новейших отраслях.
Восточная и Юго­Восточная Азия, в котором лидирует Япония,
так же сочетающая продукцию массового машиностроения с
изделиями самой высокой технологии; в него входят и «азиатские
тигры», специализирующиеся, прежде всего, на выпуске бытовой
электроники; и Китай.
СНГ, для большинства стран которого машиностроение – одна из
главных отраслей международной специализации.

Главные экспортеры и импортеры авто

ГЛАВНЫЕ ЭКСПОРТЕРЫ И
ИМПОРТЕРЫ АВТО

Составление ЭГХ отрасли хозяйства

СОСТАВЛЕНИЕ ЭГХ ОТРАСЛИ
ХОЗЯЙСТВА
1.
Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав,
влияние НТР на ее развитие.
2.
Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
3.
Размеры производства продукции с распределением по
главным географическим регионам.
4.
Главные страны­производители.
5.
Главные районы и центры производства; факторы,
обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.
6.
Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в
связи с развитием отрасли.
7.
Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные
страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
8.
Перспективы развития и размещения отрасли.