Правильный режим дня школьника, его обоснование и неукоснительное соблюдение. Режим дня школьника разных классов

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Вот и наступил сентябрь. Дети наши снова сели за парты, чтобы пополнить свой багаж новыми знаниями. И начались проблемы: то ребенок не хочет вставать утром, потому что допоздна смотрел фильм, то позавтракать не успевает, нужно бежать в школу. А на уроках будет сидеть сонный. А все почему? Потому что не соблюдаем режим дня. И зря. Школьникам младших классов очень важно соблюдать режим дня.

Давайте сегодня поговорим о режиме дня для младших школьников.

Режим дня, нужен ли он младшим школьникам?

Чтобы дети наши росли здоровыми и нормально учились, им нужно соблюдать правильный режим дня. Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдых в течение суток.

Строится режим дня на основе ритма функционирования нашего организма. Ведь наш организм — это система, которой управляет суточный ритм.

Для ребенка и его здоровья распорядок умственных и физических занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Если ребенок не высыпается, он плохо себя чувствует, на уроках вялый и невнимательный, плохо усваивает школьный материал. Если у ребенка выработать привычку вставать и ложиться спать в одно и то же время, то ему легче будет спокойно заснуть вечером, а утром он вовремя встанет и без спешки соберется в школу. Без спешки и маминых криков. А на уроках такой ребенок будет слушать учителя, работоспособность у него будет выше.

Это касается и питания. У детей, которые привыкают есть почти в одно и то же время, хороший аппетит, пища лучше усваивается. Поэтому родителям, чьи детки пошли в начальную школу, нужно проконтролировать распорядок дня для своего ребенка, создать необходимые условия для того, чтобы ребенок хорошо учился, меньше уставал и был здоровым.

Режим дня для младших школьников

Основными элементами режима дня школьников являются учебные занятия в школе, дома, отдых с пребыванием на свежем воздухе, регулярное и полноценное питание, полноценный сон, свободная деятельность по желанию ребенка.

При четком режиме дня у ребенка вырабатывается привычка, когда конкретное время служит сигналом для определенных действий.

1. Утром ребенок спокойно просыпается и без спешки собирается в школу. Время подъема нужно корректировать в зависимости от того, где находится школа и как вы добираетесь до нее. Режим дня составляется с учетом этого пункта.

2. День хорошо начинать с утренней зарядки, чтобы встряхнуть остатки сна и быть бодрым. Выбираем упражнения для разных групп мышц, включая нагрузки для туловища, рук, ног, брюшного пресса, спины, на гибкость позвоночника. Упражнения выполняем в определенной последовательности: сначала потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и для ног. Заканчиваем зарядку прыжками и бегом, упражнениями на дыхание.

Зарядку можно делать от 10 до 20 минут, вместе с родителями, если есть такая возможность. (Хотелось бы так в идеале, но не всегда получается, к сожалению).

3. После зарядки — водные процедуры. Можно принять душ, постепенно снижая температуру воды. Это хорошо для закаливания организма. Умывание прохладной водой утром хорошо прогоняет сон.

4. Утром ребенка нужно покормить горячим завтраком, лучше приготовить то, что нравится малышу. Если ребенок не хочет есть, то в школе есть возможность позавтракать после первого урока. Обычно в нашей школе детям дают горячий чай с булочкой или бутербродом.

5. По пути в школу можно прогуляться и поговорить с мамой, если вы идете пешком. И дорогу лучше выбирать подальше от проезжей части.

6. В школе дети обычно находятся с 8. 30 до 13 часов. После уроков дети сильно устают, особенно , ведь они только пришли из детского сада.

Если ребенок не обедал в школе, то дома он должен поесть. И можно организовать ребенку послеобеденный отдых. Пусть он поспит 1-1,5 часа. Если ребенок не хочет спать, то пусть просто отдохнет, но без телевизора и компьютера. Лучше на улице поиграть в с соседскими ребятишками: в мяч, побегать, попрыгать на скакалке, просто посидеть с подружками на качелях, поговорить о своих делах.

7. Домашние задания лучше выполнять с 16 до 18 часов. Начинать уроки лучше с легких предметов, постепенно переходить к более сложным. Каждые 15-20 минут делать перерыв с физкультминутками.

Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, настольной лампой, полочками для книг. Свет должен падать слева, а пучок лампы направлен на рабочую поверхность. Когда ребенок делает уроки, его ничего не должно отвлекать: не телевизор, ни музыка.

У ребенка должно быть свободное время, чтобы он занимался своим любимым делом: чтение книг, настольные игры, просмотр фильма.

Многие дети занимаются в кружках и секциях по интересам: художественная школа, танцы, плаванье, гимнастика.

После ужина не плохо прогуляться перед сном.

Кроме всех этих моментов, детям нужно с детства прививать навыки самообслуживания. Он может помочь маме вымыть посуду, вынести мусор или погулять с собакой.

Продолжительность сна у младших школьников должна быть не менее 10 часов. Недосыпание вредно сказывается на здоровье ребенка. Малыш должен ложиться спать и вставать в одно и то же время. перед сном проветрить комнату, провести гигиенические процедуры. Не разрешайте детям смотреть перед сном фильмы, сидеть у монитора компьютера, играть в компьютерные игры, не стоит устраивать поздний ужин.

Если ребенок учится во вторую смену, то уроки выполнять лучше после завтрака, но не поздно вечером, когда работоспособность равна нулю.

Вот такие основные элементы режима дня.

Примерный режим дня для младших школьников

7. 00 — подъем

7. 05 — 7. 30 — утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели

7. 30 — 7. 545 — завтрак

7. 50 -8. 10 — дорога в школу, общение с родителями

8. 30 — 13. 00 — уроки в школе

13 — 13. 30 -прогулка, дорога из школы

13 .00- 14.00 — обед

14. 00-15. 00 — прогулка, игры

16. 00- 17. 30 -выполняем домашние задания

17. 30 — 19. 00 — прогулка или кружки

19.00 — 20. 30 — свободные занятия,ручной труд, помощь по дому

20. 30 — 21.00 — готовимся ко сну, гигиенические процедуры.

21. 00 — идем спать. Спокойной ночи!

Что не желательно делать родителям:

— Не будить ребенка в последний момент перед школой;

— кормить сухими бутербродами;

— сразу после школы делать уроки;

— не лишать ребенка прогулки, если он получил плохую оценку или получил замечание;

— не кричать на ребенка, когда он выполняет домашние задания;

— не заставлять многократно переписывать с черновика в тетрадь;

— нельзя разрешать ребенку сидеть за компьютером больше часа;

— не смотреть перед сном страшные фильмы.

Пишите свои комментарии. Получается ли вам соблюдать режим дня с вашими младшими школьниками?

Режим дня младшего школьника.

Первый год учебы в школе - самый трудный. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть. Чтобы усидеть 45 минут урока, нужна особая тренированность, а ее пока не хватает. Ограничение в движении первоклассники переносят особенно тяжело. На протяжении всего урока требуется от учеников внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты. К этим трудностям, объединяющимся в особенности физиологического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы. Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности. Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы - это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности. Начиная с 7-летнего возраста, основным видом деятельности становятся учебные занятия. Работы видных ученых показали, что учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет необходимо ограничить 4 уроками. Каждые 40 минут учебной работы чередуются с перерывом-отдыхом. Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3-часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе. Вот как должен строиться день ребенка-первоклассника. Поскольку занятия начинаются у нас в 8.30, ребенок должен вставать не позднее 7 ч. До завтрака нужно застелить постель (а это ребенок должен делать сам, а не родители), сделать гимнастику, умыться, причесаться, а детям этого возраста свойственна медлительность. На гимнастику нужно обратить особое внимание. Она помогает преодолеть сонливость, почувствовать себя бодрее. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий. С 7.30 до 7.50 - завтрак. 20 минут достаточно, чтобы школьник успел не только поесть, но и вымыть после еды свою посуду. На дорогу в школу оставьте столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Когда ребенок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется и не может быстро включиться в работу. Если школа близко, желательно, чтобы до начала занятий ребенок побывал на свежем воздухе. С того времени, когда у первоклассника кончаются уроки, ребенок, если не посещает группу продленного дня, снова попадает под родительскую опеку. Детям ослабленным, легко и быстро утомляемым, рекомендуется час послеобеденного сна; детям, здоровым и крепким - прогулка и игры на свежем воздухе. Вообще ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно домой, должна быть не менее 3,5 ч. Если ребенок спит, он идет на прогулку после сна. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями. Пусть это будут игры с мячом, со скакалкой, а зимой - катание на санках и коньках. Время внеклассных, внешкольных свободных занятий должно соотноситься с количеством уроков и длительностью приготовления домашних заданий. В связи с этим на свободные занятия режимом дня предусматривается у детей 7-летнего возраста от часа времени до двух. Самое лучшее время для приготовления домашних заданий с 16 часов. Раньше начинать нецелесообразно: физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность, повышается она снова к 16 часам. С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого постоянного контроля. Старайтесь воспитывать у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро: первоклассник должен тратить на приготовление уроков не больше часа. Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных и устных заданий. Оставшееся время лучше всего использовать для второй прогулки, а также для занятий музыкой и чтением. У учащихся младшего школьного возраста до 2-х с половиной часов (в течение всего дня) выделяется на самообслуживание (утренний и вечерний туалет, утренняя гимнастика, поддержание чистоты одежды и обуви) и на четырех-пятикратные приемы пищи. Последний прием пищи должен предусматриваться за час-полтора до сна. Ужин должен быть не позднее 19.00. Продолжительность его 30 минут, а после него и до сна - так называемое свободное время. Пусть этот час ребенок проведет, как ему хочется: займется игрушками, играет с другими детьми, но только не в шумные и подвижные игры. Совершенно исключается в вечернее время телевизор. И вообще дети младшего возраста должны смотреть передачи только те, которые соответствуют их возрасту. Они обычно идут под рубрикой «Экран - детям», и время их обычно не бывает после 18.30. Спать нужно ложиться не позднее 21.00. Следите за тем, чтобы перед сном ребенок почистил зубы, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату. Глубокий ночной сон, продолжительность которого определена для детей 7-летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Дети младшего школьного возраста нуждаются в более длительном дневном сне. В каникулы и выходные дни, основные элементы режима дня должны оставаться такими же, как и в учебные дни - максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе. Режим дня:

7.00 - подъем.

7.00-7.30 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.

7.30-7.50 - завтрак.

7.50-8.15 - дорога в школу

8.30-12.30 -занятия в школе.

13.00-14.30 - обед, отдых, помощь дома по хозяйству.

14.30-16.00 - игры на воздухе.

16.00-17.00 - приготовление уроков.

17.00-19.00 - свободные занятия (по выбору детей).

19.00 - ужин.

19.00-20.30 - свободное время.

20.30-21.00 - подготовка к сну (личная гигиена)

Режим дня первоклассника

Как правильно и рационально организовать режим дня для первоклассника?

Все мы знаем, что такое режим и что этот самый режим очень важен для здоровья нашего ребенка и просто необходим не только для скорейшей адаптации малыша к школе, но и для успешного обучения. Теоретически:

Ну, а на практике, что тут скрывать, зачастую родителей бывает трудно убедить, что многие трудности обучения и ухудшение здоровья связаны именно с нарушением этого злосчастного режима.

А ведь режим не просто так придуман врачами и педагогами, он основан на закономерностях, по которым живет организм. Наш организм насквозь пронизан ритмами. Ритмично все - работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга.

Ритмичность, регулярность, распорядок всегда и все находили полезным и положительно влияющим на самочувствие и настроение.

А для здоровья и правильного развития маленького человека продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Важно помнить, что нет и не будет универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. И все-таки:

1.Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий, т.е. в 7.00 -7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко находится Ваш дом от школы. Однако, утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы проснуться и собраться.

Итак, включаем бодрую музыку и начинаем утреннюю зарядку. Верно, не зря ее называют зарядкой, она на весь день заряжает ребенка хорошим настроением, помогает быстро устранить вялость, сонливость, повышает работоспособность.

2.Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении. Длительность зарядки для детей 6-7-летнего возраста - 10-15 минут.

Часто родители жалуются, что ребенка "никак не заставить" делать утреннюю гимнастику или, что на это "не хватает времени".

Разумеется, если Вы сами валяетесь в постели, а несчастному ребенку командуете: "Быстрее! Энергичнее! Давай, веселей!", он чувствует себя мучеником, начинает хныкать и отказываться. Но можно помочь! Заставьте себя надеть спортивный костюм и вместе с ребенком начинайте зарядку.

Да, я понимаю, наверное, Вы приведете мне много доводов и оговорок, почему у нас не получается делать зарядку по утрам и приучать к ней ребенка. У нас действительно мало времени, и хочется поспать лишние 10 минуток, и не хочется будить несчастное дитя раньше времени: Я понимаю, это непросто: И все-таки попробуйте:

3. Не все дети любят рано завтракать. Не надо настаивать, важно сохранить у ребенка хорошее настроение. И готовьте ему завтрак из продуктов, которые он ест с удовольствием. Лучше всего, если до школы он сможет ходить пешком, лишняя прогулка на свежем воздухе пойдет на пользу.

Итак, ребенок пришел из школы.

Одна из наиболее частых родительских ошибок - усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Дорогие родители, ни в коем случае не повторяйте этой ошибки!

Специальными исследованиями установлено, что 40% первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного, выраженного утомления, а у 68-75% детей непривычные школьные нагрузки и недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях, поэтому учебу следует чередовать с полноценным отдыхом.

Утомление - закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. Ребенок приходит из школы на спаде работоспособности! И накопление, кумуляция утомления чревато неприятностями.

4.Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для них врачи настаивают на обязательной организации дневного сна.

5.Другой способ восстановления сил - прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Гигиенисты считают, что нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа. Увы - столько времени на воздухе проводят лишь 21 % всех детей младшего школьного возраста...

Работоспособность человека, и ребенка в том числе, - одна из функций, которая ритмически меняется на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10-13 часов (не зря большинство школьников учится в первую смену), а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам.

6.Таким образом, наиболее целесообразное время для выполнения домашнего задания с 16 часов, т.е. на подъеме работоспособности.

По нормативным указаниям в первой половине учебного года первоклассникам домашние задания запрещаются. Однако, как всем нам известно, задание все же задают. Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем через каждые 15-20 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3-5 минут. Не заставляйте ребенка многократно переписывать задание из черновика в чистовик и, конечно, не заставляйте ребенка делать все за один "присест". Работа в один присест, по принципу "пока не закончишь, не встанешь", малоэффективна и создает дополнительное напряжение.

С поступлением в школу многие родители стараются определить ребенка еще и в музыкальную школу, плюс бассейн, танцы и парочка иностранных языков. И получается, как в известном стихотворении А. Барто:

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок - мне петь охота,

За кружок по рисованию

Конечно, все эти интересные занятия очень важны для развития Вашего малыша. Но подумайте, насколько они посильны для ребенка? Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы, такие полезные, как спортивные.

Поэтому, дорогие родители, подумайте, возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда Ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Если же Вы решили, что дополнительные занятия необходимы Вашему ребенку, то для семилетнего ребенка их продолжительность должна быть не больше часа.

И, пожалуйста, не забывайте про прогулки на свежем воздухе. Они способствуют росту, развитию ребенка и прекрасно снимают "школьное" утомление.

7. И, наконец, наш самый больной вопрос, дорогие друзья, - это телевизор и компьютер.

Я не открою Вам Америки, если скажу, что многочасовой просмотр телевизора и продолжительные игры на компьютере - это большая эмоциональная и зрительная нагрузка для ребенка.

Вы, наверное, скажете, что это нереально, однако, врачи рекомендуют детям младшего школьного возраста смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю и не более 1 часа. К сожалению, всем нам известно, что чадо просиживает у экрана гораздо больше времени. А, если еще учесть выходные:.

И все-таки, прошу Вас, дорогие родители, пожалуйста, ограничивайте продолжительность просмотра телевизора и игр на компьютере. Поинтересуйтесь, что нового ребенок узнал из просмотренной телепередачи или попросите пересказать увиденный фильм. И не забывайте, врачи установили, что расстояние между экраном и зрителями (при нормальном зрении) должно быть не меньше 2 м и не больше 5 м.

8.Вечером необходимо выкроить время, чтобы пообщаться с ребенком (дома или на прогулке). Проверьте, как приготовлены уроки (приготовлению уроков мы посвятим отдельный выпуск). А чтобы утром не тратить лишнее время на сборы и избавить ребенка от двойки по физкультуре из-за забытой спортивной формы, приучите своего ребенка собирать все необходимое для школы с вечера.

9. Не забывайте, что полноценный сон - это единственный вариант самого главного отдыха, который позволит ребенку восстановить свои силы после трудного дня. Не сомневайтесь, не выспавшийся малыш "проспит" все, что ему нужно услышать и понять в школе. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна . Ребенок младших классов должен ложиться спать не позднее 21.00 . Лучше, если перед сном, вместо просмотра кровавого боевика или еще чего-нибудь в этом духе, Вы выйдете прогуляться с ребенком минут на 15-20. Малыш уснет быстрее, и спать будет спокойнее. Кстати, в выходные время отхода ко сну должно быть таким же, как и обычно.

Если Вы еще не составили режим дня для своего ученика, то составьте и обсудите его вместе с ребёнком. И постепенно реализуйте этот режим дня в жизнь.

Пусть в поле зрения у ребенка будут часы, чтобы он мог сам регулировать свой ритм работы. Когда распорядок дня закрепится в сознании и подсознании малыша, необходимость в напоминаниях и контроле отпадет.

С уважением к Вам школьный психолог.

При подготовке выпуска использованы материалы Степановой М. И. Режим дня первоклассника // Вестник образования России.10,2003,С.62-70

Режим дня первоклассника

Примерный режим дня младшего школьника

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели туалет

7.00-7.30

Завтрак

7.30-7.50

Дорога в школу

7.50-8.20

Занятия в школе

8.30-13.05

Горячий завтрак в школе

10.10-10.25

Дорога из школы или прогулка после занятий

13.00-13.30

Обед

13.30-14.00

Послеобеденный сон или отдых

14.00-15.00

Прогулка или игры на воздухе, помощь семье

15.00-16.00

Полдник

16.00-16.15

Выполнение домашних заданий

Ответ редакции

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Инфографика АиФ

Сон

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников :

В 1-4 классе — 10-10,5 часа, 5-7 классы — 10,5 часа, 6-9 классы — 9-9,5 часа, 10-11 классы — 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Школьный ранец

Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов — 700 г, для учащихся средних и старших классов — 1000 г.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов — 1,5 кг, 3-4 классов — 2 кг, — 5-6 — 2,5 кг, 7-8 — 3,5 кг, 9-11-х — 4 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часов.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Многие, наверное, задаются вопросом: нужен ли вообще школьнику младших классов режим дня, что это такое и как правильно его сформировать. Безусловно, ребенку – первокласснику необходим режим дня. После посещения детского сада он еще не привык к новой, более взрослой жизни. В школе нет тихого часа, нет игр и прогулок. Поэтому, правильно составленный режим дня для вашего ребенка значительно улучшит качество его успеваемости в школе.

Режим дня, в идеале, представляет собой расписание, в котором четко оговорены действия ребенка в течение всего этого дня.

Режим дня школьника младших классов

Правильно сформированный режим дня для школьника младших классов , включает в себя занятость того или иного временного промежутка. Благодаря четкому распределению времени и графику выполнения определенного рода занятий, контролировать деятельность школьника вам будет намного проще.

Если, в зависимости от рода занятости родителей, малыш мог посещать или не посещать детский сад в какие либо дни, то посещение школы ежедневно (не считая пропусков по болезни и т.п.) – процесс обязательный. Учитывая этот факт, ребенку необходимо вовремя ложиться спать, что значительно упростит его подъем утром.

Также в школе не предусмотрены завтраки, как в детском саду, поэтому, накормить ребенка с утра будет весьма кстати.

Помимо всех перечисленных выше причин, по которым стоит задуматься о составлении распорядка дня, помните, режим поможет вашему ребенку в дальнейшем.

Чтобы правильно составить распорядок дня вашему ученику младших классов, обратите внимание на его повседневный образ жизни. Все менять радикально не рекомендуется, это может навредить его психике. Нужна лишь правильная корректировка.

Как составить режим дня для первоклассника

Ваш ребенок идет в первый класс. Начиная с начала августа, чтобы перемены не происходили резко, начинайте приучать ребенка раньше ложиться спать и раньше вставать по утрам. Займите предполагаемое время занятий (например, с 9.00. утра до 12.00. дня) какими-либо занятиями дома: чтение, рисование, лепка, математика и т.д. Таким образом, потом школьнику будет легче адаптироваться. Ближе к вечеру, ближе к 18-19 часам, уделите время импровизированным выполнениям домашнего задания (это опять же могут быть занятия любого рода).

Сформировав правильно режим дня , вы избежите многих проблем в будущем: капризов, нежелания учиться и выполнять домашние задания и т.д.

Итак, как выглядит примерный распорядок дня школьника младших классов, учитывая, что занятия будут начинаться в 8.30-9 утра.

  • 7.30 – подъем, утренние процедуры (умывание, чистка зубов, причесывание).
  • 8.00. – завтрак.
  • 8.30-9.00. – занятия в школе.
  • 12.00.- 13.00. – обед (можно брать с собой, покупать в буфете или обедать дома, если занятия кончились).
  • 15.00.-17.00. – прогулка на улице, игры дама и т.д.
  • 17.30. – ужин.
  • 18.00.-19.00. – выполнение домашнего задания.
  • 20.00-21.00. – просмотр телевизора, игры и т.п.
  • 21.00. – можно еще один легкий ужин.
  • 21.30. – вечерние процедуры.
  • 22.00. – отбой.

Все несколько иначе, если ваш ребенок посещает какие-либо кружки (музыкальные, художественные и т.д.). В таком случае послеобеденное время у него занято кружком и прогулку и игры можно перенести на вечернее время, после ужина и выполнения домашнего задания.

Правильное питание первоклассника

Питанию детей-первоклашек стоит уделить особое внимание. Умственная деятельность отнимает не меньше сил, чем физическая. Поэтому питание ученика младших классов должно быть полноценным и сбалансированным. Включите в рацион своего первоклашки побольше свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы, различных соков. Дополнительно можно включить употребление специального комплекса витаминов. На завтрак постарайтесь давать малышу какао, этот напиток дарит бодрость и энергию ребенку. Также будет полезна с утра булочка с медом.

Питание должно быть своевременным, желательно в одно и тоже время каждый день. Старайтесь, чтобы ваш ребенок не злоупотреблял перекусами в сухомятку, фаст-фудами и прочими вещами, способными нарушить пищеварение и правильный обмен веществ.

Если ваш малыш здоров и полон сил, он готов к хорошей учебе и победам в любом начинании.

Успеховвам

7.00-7.30 подъём: гимнастика, уборка постели;

7.30-8.00 завтрак;

8.00-8.15 дорога в школу (прогулка);

8.30-13.00 учебные занятия;

3.00-13.30 дорога из школы домой (прогулка);

13.30-14.00 обед;

14.00-16.00 прогулка;

16.00-18.00 приготовление уроков;

18.00-19.00 отдых;

19.00-20.00 ужин и свободные занятия;

20.00-21.00 приготовление ко сну (чистка одежды, обуви, проветривание комнат, вечерний туалет);

Исходя, из предложенной нами модели мы разработали рекомендации по организации режима дня для детей и их родителей.

1. Вставай всегда в одно и то же время.

2. Начинай свой день с утренней гимнастики.

3. Утром и вечером тщательно чисти зубы.

5. Проводи достаточное количество времени (два-три) часа на свежем воздухе, занимайся спортом.

6. Соблюдай режим питания.

7. Одевайся по погоде.

8. Выполняй домашнее задание в установленное время.

9. Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах.

10. Смотри телевизионные передачи не более одного часа в день.

11. После школы отдохни, а затем делай уроки.

12. Уделяй время своему любимому делу.

13. Спи не менее десяти часов в сутки.

14. Ложись спать в одно и то же время.

1. Следите, чтобы ребёнок спал положенное для его возраста количество часов, ложился и вставал всегда в определённое время;

2. Приучайте ребёнка к выполнению перед сном гигиенических процедур (умываться, чистить зубы, мыть ноги), спать при открытой форточке;

3. Не разрешайте ребёнку перед сном возбуждающих развлечений (просмотр телевизионных передач, шумные игры); не давайте перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкого чая;

4. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: устраните яркий свет, прекратите громкие разговоры, выключите телевизор или радиоприёмник и т.д.

Утренняя гимнастика и закаливающие процедуры

1. В режиме дня ребёнка предусматривайте утреннюю гимнастику с последующие обтиранием или обмывания тела водой;

2. Следите, чтобы дети, впервые приступающие к утренней гимнастике, начинали с более легких упражнений, постепенно усложняя их. Постепенность должна соблюдаться при проведении закаливающих процедур;

3. Требуйте от детей, чтобы они ежедневно занимались утренней гимнастикой.

Питание

1. Питание детей должно быть умеренным по количеству, разнообразным по содержанию и достаточным по калорийности;

2. Ужин должен быть легким, небольшим по количеству, и давать его следует за 1 – 1 ½ часа до сна;

3. В школе ребёнок обязательно должен получать горячий завтрак. Если в школе горячие завтраки не предусмотрены, необходимо давать ему из дома небольшой завтрак, состоящий из бутерброда, молока или сырой морковки;

4. Нужно прививать детям привычку: мыть руки перед едой, есть за чистым столом, пользоваться чистой посудой, не употреблять не мытых фруктов и овощей;

5. Дети должны есть аккуратно, не спеша, хорошо пережевывать пищу. Им нельзя разрешать читать во время еды, слишком громко разговаривать и смеяться.

Бытовой труд

1. Поливать цветы в комнате, ухаживать за ними;

2. Накрывать на стол, убирать посуду, мыть её;

3. Держать в порядке своё рабочее место, полочку для книг;

4. Следить за порядком на письменном столе;

5. Складывать в определённое место получаемые семьёй газеты, журналы. Следить за их сохранностью;

6. Кормить домашних животных, следить за порядком, чистотой того места, где они едят, спят;

7. Помогать в уборке комнаты, пылесосить, вытирать пыль;

8. Следить за сохранностью школьной формы: складывать в определённое место;

9. Чистить ботинки;

10. Делать небольшие покупки;

11. Помогать младшим братьям и сестрам содержать игровой уголок в порядке, производить посильный ремонт игрушек;

12. Посильная работа на огороде: прополка, полив, уход за цветами.

Учебный труд

1. В режиме дня детей должны быть предусмотрены строго определённые часы для выполнения домашних заданий, должно быть указано время не только их начала, но и окончания;

2. Помогайте и контролируйте при выполнении домашних заданий, действия должны быть направлены на воспитание у них самостоятельности, самоконтроля и чувства ответственности за порученное им дело;

3. Создавайте надлежащие условия для работы детей дома, в организации рабочего места;

4. Следите, чтобы учебная деятельность учащихся чередовалась трудом умственным и физическим, выполнение домашних заданий после непродолжительного активного отдыха.

Отдых

1. Предусматривайте активный отдых в течение рабочего дня, недели, учебной четверти и учебного года;

2. Следите, чтобы дети отдыхали в перерывах между учебными занятиями в школе и дома через каждые 45 – 50 минут домашних занятий, а также перед сном;

3. Постройте режим дня ребенка, чтобы в течение дня целесообразно чередовались труд умственный и физический, занятия спортом и прогулки на свежем воздухе;

4. Следите, чтобы активный отдых детей после учебных занятий в школе и перед домашними занятиями не превышал 1,5 часов.