Профилактика профессионального выгорания сотрудников. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь

Если вы постоянно испытываете стресс и ощущаете разочарование и истощение, скорее всего, вы находитесь на пути к профессиональному выгоранию. В состоянии выгорания проблемы кажутся неразрешимыми, а все происходящее вокруг не вызывает никакого эмоционального отклика. Постоянное недовольство и отчуждаенность представляют реальную угрозу для здоровья, а также профессиональной и личной жизни. Тем не менее, если вам удастся распознать первые признаки выгорания, вы сможете его предотвратить. Если же вы уже достигли критической точки, существует немало способов вернуть равновесие, снова поверить в себя и начать радоваться жизни.

Что такое выгорание?

Выгорание - это состояние эмоционального, умственного и физического истощения, вызванное сильным и длительным стрессом. Выгорание заставляет человека чувствовать себя раздавленным, эмоционально опустошенным, не позволяет ему соответствовать обычным требованиям. При продолжительном воздействии стресса человек теряет интерес и мотивацию, которые когда-то побудили его взяться за работу.

Выгорание снижает продуктивность работы, высасывает энергию, усиливает ощущение беспомощности и безнадежности, провоцирует безразличие и циничное отношение к жизни. В конце концов, человеку кажется, что он ни на что не годится.

Последствия выгорания

Негативные последствия выгорания распространяются на все сферы жизни, включая работу, взаимоотношения с семьей, друзьями и знакомыми. Выгорание может вызвать долгосрочные изменения в организме - например, снизить способность сопротивляться простуде и гриппу. Именно поэтому необходимо начинать борьбу с выгоранием как можно раньше.

Как диагностировать у себя выгорание?

Вы на пути к профессиональному выгоранию, если:

  • Каждый рабочий день кажется вам плохим.
  • Вас больше не заботит то, что происходит дома и на работе.
  • Вы чувствуете, что силы на исходе.
  • Вы тратите много времени на дела, которые кажутся вам невероятно скучными.
  • Вам кажется, что ваша работа никому не нужна.

Признаки и симптомы выгорания

У многих из нас бывают дни, когда мы чувствует себя беспомощными и бесполезными, с трудом заставляем себя встать с постели и пойти на работу. Если вам кажется, что такие ситуации происходят с вами слишком часто, возможно, вас настигло выгорание.

Выгорание - это постепенный процесс. Поначалу признаки практически незаметны, но со временем они усугубляются. Любые, даже самые ранние симптомы нельзя оставлять без внимания. Если вы займетесь ими как можно раньше, то сможете предотвратить катастрофу. Если вы махнете на них рукой, выгорание наступит очень быстро.

Физические признаки и симптомы выгорания

  • Постоянная усталость и бессилие
  • Низкий иммунитет, постоянная простуда
  • Частые головные или мышечные боли
  • Перемены в привычках, связанных с едой и сном

Эмоциональные признаки и симптомы выгорания

  • Постоянное предчувствие неудачи и неуверенность в своих силах
  • Чувство собственной беспомощности, бесперспективности и бесполезности
  • Чувство одиночества
  • Потеря мотивации
  • Негативное отношение к окружающей действительности, которое со временем усиливается
  • Отсутствие удовольствия от работы и чувства самоудовлетворения

Поведенческие признаки и симптомы выгорания

  • Уклонение от обязанностей
  • Нежелание общаться с окружающими
  • Прокрастинация, превышение сроков выполнения для стандартных задач
  • Стремление "заедать" проблемы, употребление алкоголя или наркотиков для облегчения психологического давления
  • Стремление сорвать зло на других
  • Опоздания, желание уйти с работы пораньше

Разница между стрессом и выгоранием

Выгорание является последствием постоянного стресса, но выгорание и стресс - это не одно и то же. Стресс подразумевает слишком сильное давление - как физическое, так и психологическое. Люди, которые находятся в состоянии стресса, часто думают, что ситуация нормализуется, стоит только взять ее под контроль.

Выгорание, напротив, вызывает убежденность в том, что ситуация никогда не нормализруется. Выгорание - это полная опустошенность, отсутствие мотивации и желания что-либо делать. Людям, испытывающим выгорание, жизнь кажется беспросветной. Люди в стрессе тонут в своих обязанностях, люди с выгоранием - попросту "высыхают". Люди в стрессе полностью осознают свое положение, выгорание же зачастую приходит незаметно.

Стресс или выгорание?

Причины выгорания

Выгорание тесно связано с профессиональной деятельностью. Выгореть рискую все, кто слишком много работает и не получает от этого должной отдачи - будь то офисный сотрудник, который несколько лет не брал отпуск, или домохозяйка, которая разрывается между детьми и престарелыми родителями.

Скорость выгорания также зависит от стиля жизни и характера человека - в частности, от того, чем он занимается в свободное время, и как смотрит на мир.

Причины выгорания, связанные с работой

  • Отсутствие контроля над рабочиим процессом
  • Нехватка признания и наград за хорошую работу
  • Неясные или завышенные ожидания
  • Монотонность, отсутствие сложных, но интересных задач
  • Хаотичное или слишком напряженное рабочее окружение

Причины выгорания, связанные со стилем жизни

  • Переработки, нехватка времени на отдых и общение
  • Отсутствие по-настоящему близких людей, способных поддержать
  • Стремление брать на себя как можно больше обязанностей, нежелание принимать помощь со стороны
  • Нехватка сна

Черты характера, влияющие на выгорание

  • Перфекционизм, желание делать все как можно лучше
  • Пессимистичные взгляды на себя и на окружающий мир
  • Желание все контролировать, недоверие к другим
  • Амбициозность, трудоголизм

Звучит знакомо?

Если вы чувствуете, что выгорание надвигается или уже наступило, необходимо немедленно остановиться, чтобы предотвратить еще больший физический и эмоциональный ущерб. Возьмите перерыв и подумайте о том, как вы можете себе помочь.

Чтобы справиться с выгоранием, обратитесь к другим людям

Люди, столкнувшиеся с профессиональным выгоранием, чувствуют себя беспомощными. Тем не менее, стресс можно контролировать. Существует несколько шагов, которые следует предпринять, чтобы вернуть свою жизнь к равновесию. Одним из них является общение.

Социальное взаимодействие - естественное противоядие от стресса

Поговорите с тем, кто умеет слушать. Вы сразу почувствуете, как ваша нервная система успокоится, а уровень стресса снизится. Собеседник вовсе не должен решать ваши проблемы. Будет достаточно, если он просто выслушает вас, не отвлекаясь и воздерживаяссь от осуждающих высказываний.

Изливая душу, вы вряд ли станете для кого-то обузой. Напротив, многие друзья и родственники наверняка будут польщены вашим доверием, и ваши отношения только улучшатся.

Советы по преодолению выгорания с помощью позитивного взаимодействия

Проводите как можно больше времени с самыми близкими людьми - супругом, детьми или друзьями Постарайтесь отвлечься от переживаний и сделайте так, чтобы ваше совместное времяпрепровождение было максимально приятным.

Побольше общайтесь с коллегами. Хорошие отношения с коллегами могут предотвратить выгорание. Например, во время перерыва отложите смартфон и попробуйте побеседовать с тем, кто находится рядом, или назначьте им встречу после работы.

Старайтесь не общаться с теми, кто вам не нравится. Общение с негативно настроенными людьми, которые только и делают, что жалуются на жизнь, изрядно портит настроение. Если вы вынуждены работать с таким человеком, постарайтесь ограничить время, которое вы проводите вместе.

Вступите в сообщество, которое кажется вам важным и интересным. Религиозные и социальные группы позволяют людям со схожими взглядами общаться между собой, делиться способами борьбы со стрессом и заводить новых друзей. Если в вашей отрасли есть профессиональная ассоциация, вы можете посещать собрания и беседовать с теми, кто сталивается с теми же проблемами, что и вы.

Если у вас нет знакомых, с которыми можно было бы пообщаться, никогда не поздно завести новых и тем самым расширить свою сеть контактов.

Сила безвозмездной помощи

Помощь другим людям приносит удовлетворение, помогает снизить уровень стресса и расширить круг общения.

Разумеется, если вы находитесь на грани выгорания, не стоит брать на себя слишком много, но иногда люди многого и не требуют. Чаще всего обеим сторонам бывает достаточно доброго слова и улыбки.

Если вы занимаетесь монотонными и неинтересными делами или постоянно куда-то торопитесь, возможно, вам стоит сменить работу. Разумеется, для многих из нах это очень ответственный и не слишком реалистичный шаг, потому что нам нужны деньги, чтобы платить по счетам, но в любом случае можно изменить что-то к лучшему.

Попробуйте отыскать смысл в том, что вы делаете. Даже самые скучные задачи, как правило, приносят пользу другим людям, обеспечивают их нужными продуктами или услугами. Сосредоточьтесь на том, что вам нравится, даже если это разговор с коллегами за обедом. Измените свое отношение к работе, и вы почувствуете, как к вам начнет возвращаться чувство контроля над ситуацией.

Найдите баланс в жизни . Если вы ненавидите свою работу, поищите удовлетворение в своей семье, друзьях, хобби или волонтерстве. Сосредоточьтесь на моментах, которые приносят вам истинную радость.

Заведите друзей на работе. Тесная эмоциональная связь с коллегами помогает преодолеть монотонность и нейтрализовть последствия эмоционального выгорания. Если рядом с вами будут находиться те, с кем можно перекинуться парой слов, уровень стресса от нелюбимой или напряженной работы будет существенно ниже. Эффективность вашей работы повысится, а дни будут казаться не такими унылыми.

Возьмите отпуск. Если вам кажется, что выгорание неизбежно, сделайте перерыв. Возьмите оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск или больничный, одним словом - найдите способ временно не появляться на рабочем месте. Используйте это время, чтобы восстановить запас энергии с помощью этих советов.

Выгорание - это верный признак того, что вы в своей жизни делаете что-то не так. Подумайте о своих мечтах и целях. Приходится ли вам пренебрегать ими? Расценивайте сложившуюся ситуацию как возможность проанализировать свою жизнь, отдохнуть, поразмыслить и восстановиться.

Задайте границы. Не стремитесь объять необъятное. Научитесь отказываться от того, что поглощает непомерно много времени. Если для вас это сложно, напоминайте себе, что каждый отказ освобождает время на то, что для вас действительно важно.

Устраивайте себе отдых без технологий. Каждый день на время отключайте компьютер и телефон, чтобы звонки и письма вас не беспокоили.

Питайте свое творческое начало. Творчество - еще одно противоядие от выгорания. Пробуйте новое, участвуйте в забавных проектах, уделяйте время своему хобби. Выбирайте виды деятельности, которые не имеют никакого отношения к вашей работе.

Планируйте отдых. Методы релаксации - йога, медитация и глубокое дыхание - расслабляют тело, в противоположность стрессу, который вызывает напряжение.

Спите как можно больше. Ощущение усталости, вызванное выгоранием, может заставить вас мыслить иррационально. Держите свой стресс под контролем, обеспечивая себе хороший ночной сон.

Учитесь концентрироваться на задачах

  • Научитесь снижать уровень стресса в текущий момент.
  • Управляйте тревожными мыслями и ощущениями.
  • Мотивируйте себя на действия, позволяющие справиться с выгоранием.
  • Улучшайте взаимоотношения на работе и дома.
  • Вспоминайте об ощущениях, которые делают работу и жизнь значимыми.
  • Улучшайте свое здоровье и уровень жизни.

Занимайтесь спортом

Даже если вам кажется, что спорт - это последнее, о чем стоит думать в состоянии выгорания, необходимо помнить, что спорт является мощным инструментом в борьбе со стрессом. С его помощью вы можете улучить себе настроение уже сейчас!

  • Занимайтесь минимум полчаса в день. Если есть необходимость, можно разбить этот интервал на более короткие промежутки. Десятиминутная прогулка улучшает настроение на два часа.
  • Ритмичные махи руками и ногами позволяют зарядиться энергией, улучшают концентрацию и расслабляют тело и разум. Попробуйте заниматься бегом, тяжелой атлетикой, плаванием, боевыми искусствами или даже танцами.
  • Сместите акцент с мыслей на физические ощущения (например, на том, как ваше лицо обдувает ветер), сосредоточьтесь на движениях (например, например, на том, как ноги ступают по земле).

Не забывайте есть правильную пищу

То, что вы едите, напрямую влияет на настроение и уровень энергии в течение всего дня.

Минимизируйте потребление сахара и простых углеводов . Если вам хочется привычных закусок вроде пасты или жареной картошки, напомните себе, что пища с высоким содержанием углеводов ведет к резким скачкам настроения.

Минимизируйте потребление продуктов, влияющих на настроение. (в частности, кофеина, трансжиров, химических консервантов и гормонов).

Введите в свой рацион жирные кислоты Омега-3, которые повышают настроение. Лучшими источниками кислот Омега-3 являются рыба (лосось, сельдь, скумбрия, анчоусы, сардины), морские водоросли, льняное семя и грецкие орехи.

Избегайте никотина. Курение помогает некоторым людям успокоиться, но никотин - это мощный стимулятор, который повышает уровень тревожности, а не повышает его.

Употребляйте алкоголь в ограниченном количестве. Алкоголь временно избавляет от тревог, но при избыточном потреблении вы будете чувствовать себя еще хуже, когда действие опьяняющих веществ закончится.

Эмоциональное выгорание – профессиональное заболевание менеджеров и ответственных работников. Ему подвержены все, кто связан с общением и сопереживает другим людям. Узнайте, как избежать эмоционального и профессионального выгорания.

Вы узнаете:

  • Что такое эмоциональное выгорание
  • О причинах, признаках и стадиях выгорания
  • О различных способах профилактики эмоционального выгорания.

Нередко бывает так, что человек берется за работу с огромным энтузиазмом, отдает ей много сил и времени, но постепенно становится безразличным ко всему. В конечном счете такое выгорание, как эмоциональное, так и профессиональное, приводит к общему истощению и становится одной из главным причин различных серьезных заболеваний, от сердечно-сосудистых до онкологических, а также многочисленных проблем в работе.

Признаки эмоционального выгорания

Сам «заболевший» зачастую не осознает, что с ним происходит. Он чувствует, что его перестают понимать, с ним перестают советоваться. Со стороны выгорание гораздо заметнее – это сказывается и на поведении, и на речи.

Среди основных признаков можно отметить:

  • Быстрая утомляемость . Если в первые дни человеку было достаточно определенного времени для отдыха, то сейчас он не может вернуться в нормальное состояние.
  • Бессонница и иные нарушения сна.
  • Негативное отношение к коллегам и клиентам при том, что раньше оно было доброжелательным, в крайнем случае нейтральным.
  • Раздражительность .
  • Злоупотребление алкоголем , никотином, кофеином и т. д.
  • Рассеянность .
  • Отсутствие мотивации к работе, инициативы, отчужденность от окружающих событий.

Внимание! Если вы наблюдаете подобные признаки, значит процесс эмоционального выгорания уже запущен.

Как проверить: это лень или выгорание?

Половина менеджеров по продажам страдают от профессионального выгорания, показало исследование компании «АльфаСтрахование». Руководители, если замечают усталость персонала, стараются помочь, но не подозревают: «лечить» всех сотрудников одинаково - тупиковый путь. Метод, который подойдет одним, ускорит выгорание других.

В статье электронного журнала "Коммерческий директора" вы найдете тест для своих сотрудников и эффективные способы улучшить эмоциональное состояние своих подчиненных.

Стадии профессионального выгорания

Согласно Маслачу, синдром эмоционального и профессионального выгорания проходит три этапа, или стадии. И конечный итог – профессиональная непригодность.

Этап первый . Внешне все в норме, человек выполняет все свои обязанности, но больше по привычке. Эмоции притупляются, переживания теряют былую остроту. Появляются чувство скуки и пустоты. Чуть позже практически исчезают положительные эмоции, начинается отстранение от семьи. Возникает состояние неудовлетворенности, желание, чтобы «все оставили в покое».

Этап второй . Скука, пустота и раздражительность начинают сказываться на рабочих моментах. Возникают проблемы с клиентами, возможны вспышки раздражения на коллег. Появляется антипатия. Подобные эмоциональные всплески иногда не осознает даже сам человек, для него это естественная реакция организма на превышение безопасного уровня общения.

Этап третий . Равнодушие. Причем ко всему, включая собственную жизнь. Человек может сохранять внешний лоск, однако интерес ко всему практически пропадает.

Исходя из этого, выделяется три аспекта выгорания:

  1. Снижение самооценки . Вначале – беспомощность и апатия, неспособность выполнять работу. Со временем появляется агрессия.
  2. Одиночество . Эмоционально выгоревший человек не может установить контакт с клиентами и коллегами. В итоге он концентрируется на отношениях типа «объект–объект».
  3. Эмоциональное истощение . К сопутствующим выгоранию агрессии, апатии и депрессии присоединяются физические недомогания – высокое давление, гастрит, хроническая усталость и многое другое.
  • Простые упражнения, которые помогут вам развить концентрацию внимания

Причины выгорания

Существуют вполне конкретные причины, которые могут спровоцировать или развить угасание интереса к работе и жизни. Перечислим основные, затем разберем, как с ними бороться.

  1. Постоянная сидячая работа. Чтобы свести к минимуму влияние этого фактора, необходимо «активничать» (ходить или бегать) минимум час в день.
  2. Закрытые помещения. Человек должен быть на улице минимум 1-2 часа в день, в противном случае тело не насыщается кислородом, организм утомляется и приводит к выгоранию.
  3. Бессонница.
  4. Постоянные стрессы.
  5. Отсутствие интересов вне работы, невозможность сменить обстановку даже на пару дней. Сотрудник, не сменяющий род деятельности после рабочего дня, ментально выгорает.

Профилактика эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание очень опасно. Человек перестает адекватно воспринимать других людей, тормозит собственное личное и профессиональное развитие, создает вокруг себя вакуум.

Для руководителя и коллектива выгорание сотрудников также опасно. Работник не стремится к достаточно хорошему выполнению своих обязанностей, в итоге коллеги вынуждены доделывать работу за него или брать на себя его обязанности.

Более всего подобный синдром распространен среди самых лучших работников, которые выкладываются на работе по полной программе, вкладывают душу. В итоге они ярче всех горят и быстрее всех сгорают.

На каком-то этапе эмоциональное выгорание может стать необратимым – пока человек не перегорит и снова не почувствует вкус к жизни. Чтобы не произошло полного отключения от реальности, можно использовать ряд профилактических мер. В первую очередь, можно обеспечить в коллективе оптимальные условия труда:

  1. Работники не должны находиться наедине с проблемой. Оптимальный вариант – если они в любой момент могут обратиться за помощью к руководителю и более опытному коллеге.
  2. В коллективе необходимо поддерживать атмосферу взаимопонимания.
  3. Сотрудники должны осознавать степень своего участия в рабочем процессе, ощущать необходимость профессионального и личного роста.
  4. Работники должны раскрывать свой потенциал. Для этого отлично подойдут психологические тренинги, обучающие программы. В итоге повышается самооценка, появляется чувство самоэффективности.

Однако главная роль в борьбе с эмоциональным вакуумом отводится самому работнику. Если он уже достиг третьей стадии и равнодушен ко всему, включая собственную жизнь, поможет только длительная психологическая реабилитация. Если же процесс только начинается, для профилактики синдрома профессионального выгорания можно использовать следующее:

  • Использование различных «технических перерывов» , чтобы немного отвлечься от работы. Это необходимо для обеспечения психологического баланса.
  • Управление стрессом . Изменение социального, психологического и т. д. окружения. Человек должен уметь оставлять рабочие проблемы за порогом дома.
  • Стремление к профессиональному и личному развитию и совершенствованию . Можно посещать курсы повышения квалификации, различные конференции и симпозиумы, дискутировать, обучаться новому.
  • Уход от внутренней конкуренции . В отдельных случаях ее избежать невозможно. Однако постоянное стремление везде и всегда быть первым в конечном счете делает человека агрессивным и провоцирует эмоциональное выгорание.
  • Поддержание оптимальной физической формы . Соблюдать баланс питания, ограничить употребление алкоголя и табачных изделий, скорректировать массу тела.
  • Разработка краткосрочных и долгосрочных целей . Успех в достижении краткосрочных целей увеличивает мотивацию на долгосрочную перспективу.
  • Эмоциональное общение . Умение анализировать свои чувства и делиться ими заметно уменьшает вероятность профессионального и эмоционального вакуума.

Профессиональные психологи разрабатывают рекомендации, которые повышают стрессоустойчивость и препятствуют появлению синдрома эмоционального выгорания. Перечислим основные.

  1. Регулярный отдых . Баланс между работой и отдыхом от нее должен строго соблюдаться. Если границы между домом и работой стираются, работа начинает занимать все большую часть жизни, возникает риск перегорания. Стоит навсегда отказаться от привычки брать работу на дом, чтобы заняться ею вечером и на выходных.
  2. Физические упражнения . Необходимы для выплеска энергии, которая накапливается в результате постоянного стресса. Достаточно трижды в неделю по полчаса заниматься бегом, кататься на велосипеде, заниматься боксом или танцами, колоть дрова – что угодно, что не будет восприниматься как рутина.
  3. Сон . Оптимальная продолжительность сна у каждого человека индивидуальна, и может составлять от 5 до 10 часов. Среднее – 7-8 часов. Если налицо недостаточная продолжительность сна и постоянная усталость, рекомендуется ложиться на 30-60 минут раньше.
  4. Делегирование ответственности . Принцип «хочешь, чтобы все работало, делай сам» в итоге приводит к эмоциональному и профессиональному выгоранию. К тому же когда такой специалист покидает компанию, он не оставляет подготовленной замены.
  5. Хобби . Интересы за пределами работы. Что-то, что позволит расслабиться, снять стресс и напряжение, переключиться на нейтральное. К примеру, Черчилль на протяжении нескольких десятилетий занимался в качестве хобби живописью и изначально стал ею заниматься именно для «восстановления душевного равновесия».

Руководитель не может придумать работнику хобби или заставить его заниматься спортом. Он может стимулировать работника другим – похвалить за достижение какого-то результата, дать ему понять, что он действительно нужен и важен для компании.

В первую очередь, нужно определиться с тем, действительно ли у человека именно эмоциональное выгорание. Подобные симптомы могут быть и у некоторых тяжелых заболеваний. Потому рекомендуем проконсультироваться с профессиональным психологом.

Лечение выгорания необходимо начинать сразу, в противном случае оно становится хроническим. И работать как раньше, наплевав на усталость и равнодушие, это значит спровоцировать дальнейший ущерб работе и здоровью.

  1. Смена обстановки . Нужно пересмотреть отношение к работе и личной жизни, позаботиться о здоровье. Оптимальный вариант – сменить обстановку, немного отдохнуть, при необходимости и возможности вылечить хронические заболевания.
  2. Поддержка окружающих . Выгоревший сотрудник инстинктивно стремится к самоизоляции. Подобный подход в корне неверен. Поговорите с друзьями и родственниками, поделитесь с ними своими чувствами и проблемами. Даже если они не помогут в прямом смысле, это позволит выговориться и облегчит состояние. Возможно, вы сами придете к каким-то выводам и увидите решение.
  3. Пересмотр целей и приоритетов . Стоит проанализировать все, что привело в равнодушию, провести переоценку ценностей. Нужно найти, на что человек как-то реагирует, и концентрироваться на этом. Если вы пренебрегаете какой-то значимой частью жизни или людьми, которые вас окружают, это уже повод пересмотреть свое отношение к ним.

Наиболее эффективный способ избежать синдрома эмоционального выгорания – это смена деятельности. Это не всегда кардинальные изменения – смена гражданства, изучение нового языка и начало новой карьеры. Можно обойтись менее радикальными способами. Например, уточнить свои должностные обязанности. Если человек выполняет одну и ту же работу в течение долгого времени, можно попробовать что-то новое: поработать в других отделах, выйти на новый рынок.

Если выгорание неизбежно, стоит взять отпуск. В большинстве случаев на «перезарядку» хватает нескольких дней полного отключения от текучки. В первую очередь стоит хорошо выспаться.

Каждый человек имеет свой запас резервов и энергии, который необходимо периодически восполнять. Поэтому не стоит хвататься за все подряд, брать сверхурочную и дополнительную работу, если сомневаетесь, что успеете выполнить ее качественно. Если есть возможность не делать что-то через силу, стоит этой возможностью воспользоваться. Если вам в радость обдумывать новые задачи и работать над новыми проектами, в том числе дома – это одно. В этом случае эмоциональное выгорание вряд ли грозит. Если это мешает отдыхать, сказывается на настроении, приводит к бессоннице – от подобной привычки нужно избавляться, в том числе с помощью квалифицированного специалиста.

Работа допущена к защите на ГЭК

зам. директора по учебной работе ДБМК

Е.Н. Тарасенко

Приказ №___ «__» _____________ 20_ г.

Донецк 20___

Введение (с 3-4)

Глава 1. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания (с.5-12)

1.1 Понятие профессионального выгорания (с.5-7)

1.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания (с.7-11)

Глава 2. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников (с.12-17)

2.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания (с.12-17)

Глава 3. Организация мероприятий по профилактике синдрома

профессионального выгорания медицинского работника (с.18-24)

3.1 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания (с.18-21)

3.2 Методы саморегуляции (с.21-24)

Заключение (с.25-26)

Литература (с.27-28)

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования :

На современном этапе развития общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.

Одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «профессиональное выгорание» среди специалистов различных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них, ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса, впервые сформулированной в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье, профессиональное выгорание - это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Врачи и средний медицинский персонал - люди, в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению профессионального выгорания у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

Однако самоотверженность медиков, их самоотдача, «сгорание» вовсе не означает полного опустошения, бессилия, забвения себя, эмоциональной усталости, приводящих к профессиональному выгоранию. У медицинских работников, попавших под действие синдрома профессионального выгорания, ярко выражаются его симптомы. Они теряют психическую энергию, быстро утомляются. Проявляются психосоматические проблемы, такие как колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной системы, бессонница, раздражительность и т. д. В результате появляется негативное отношение к пациентам, снижение мотивации к работе, агрессивность и повышенная конфликтность при общении с коллегами.

Данная проблема актуальна в настоящее время и требует детального изучения особенностей проявления выгорания, уточнения симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональной деятельности медиков, своевременного выявления, разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников.

Цель дипломной работы :

Исследование феномена профессионального выгорания, а также профилактики и коррекции данного синдрома у медицинских работников, поскольку наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на деятельности медицинского учреждения в целом.

Задачи работы :

Дать определение понятия синдрома профессионального выгорания;

Исследовать причины, факторы, симптомы профессионального выгорания;

Изучить особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников;

Проанализировать влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания;

Охарактеризовать мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника.

Объектом исследования является :

Синдром профессионального выгорания как особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов. Предметом исследования - профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с синдромом выгорания.

Глава 1. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания

1.1 Понятие профессионального выгорания

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.

Со времени появления понятия выгорания исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данный феномен нельзя было детально описать эмпирически.

На проблему психического выгорания обратили внимание американские специалисты в связи с созданием социальных служб. Люди, работающие в области психологической и социальной помощи, по долгу службы обязанные проявлять сочувствие и эмпатию, длительное время контактируют с посетителями. Обязанность работников этих служб - оказание психологической поддержки: они должны выслушать и поддержать людей, обратившихся за помощью. Однако, несмотря на специальную подготовку и подбор персонала для социальных служб по определенным критериям, необходимым в этом виде деятельности, руководители служб через некоторое время нередко сталкивались с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на невнимание, равнодушие, черствость, а иногда и грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального «стресса общения», который и получил название синдрома «психического выгорания». Данный синдром стал рассматриваться как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений. Тем самым, из «платы за сочувствие» синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения.

Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом . Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. Однако термин широко вошел в научную литературу и психотерапевтическую практику после многочисленных публикаций К. Маслач (Маслах) . В 1982 г. вышла ее книга «Выгорание - плата за сочувствие», в которой она представила результаты своих обширных исследований этого печального явления. Ее новый взгляд на проблемы стресса сразу был принят множеством ученых и психологов-практиков во всех странах.

Позднее К. Кондо [С. Condo, 1991] определяет burnout как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений». Т. В. Форманюк (1994) считает синдром эмоционального выгорания «специфическим видом профессионального заболевания лиц, работающих с людьми».Р. Кочюнас (1999) дает определение синдрому сгорания как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки». По В. В. Бойко (1999), эмоциональное выгорание - «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия». Л.А. Китаев-Смык (2007) указывает, что «выгорание эмоций лишь один компонент синдрома выгорания, главным результатом которого является не ухудшение работоспособности, а деформация личности профессионала» и дополняет терминологию выражениями: «выгорание личности», «выгорание души».

Что же такое «выгорание» души? К ответу на этот вопрос приближает суждение выдающегося мыслителя второй половины XX в.В. И. Володковича: «Человек живет в мире иллюзий и не может без них. Они в основе веры, надежды, любви. Выгорая душой, человек лишается иллюзий наличия веры, надежды, любви. Сначала тает вера, и человек наполняется чувством своей безотчетной несчастности. Потом улетает надежда. У человека возникает наплевательское отношение ко всему. Последней покидает человека любовь, а вместе с нею он теряет смысл жизни. Только перебравшись в новый жизненный ареал, кардинально отличающийся от прежнего, выгоревший человек может быть спасен новыми иллюзиями»

1.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания

В литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и представители других профессий. Все это работники «коммуникативных» профессий, специфика которых заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Как пишет К. Маслач: «Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время».

Кроме того, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.), присутствует также высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).

Т.И. Ронгинская справедливо отмечает, что в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания - может быть положена метафора: «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».

Таким образом, к профессиональным факторам риска выгорания относятся :

Эмоционально-насыщенное деловое общение;

Высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;

Высокая ответственность за дело и за других людей;

Необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;

Высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности.

Наряду с этими потенциальными факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы :

Нереализованные жизненные и профессиональные ожидания;

Неудовлетворенность самоактуализацией;

Неудовлетворенность достигнутыми результатами;

Разочарование в других людях или в избранном деле;

Обесценивание или потеря смысла своих усилий;

Переживание одиночества;

Ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни.

Что касается взаимоотношений между полом и выгоранием, то здесь существуют противоположные точки зрения на то, кто более подвержен процессу выгорания - мужчины или женщины. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, что связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.

Схема 1. Выраженность синдрома выгорания у обследованных врачей в зависимости от пола

Среди организационных факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.

Содержание труда включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Так, непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хроническими больными или людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые другие). При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Немаловажное внимание уделяется взаимосвязи выгорания и мотивации. Так, исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, проявления апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворительности профессией.

С синдромом профессионального выгорания тесно связана личностная выносливость - качество, которое может влиять на предрасположенность человека к стрессам. Зарубежными психологами она определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Психологи различают 3 стадии синдрома выгорания .

Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Таким образом, синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструктивный, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью; синдром профессионального выгорания есть ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

Схема 2. Распространенность и выраженность синдрома «эмоционального выгорания»

Глава 2. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников

2.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания

Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами.

Медицинский работник облечен доверием общества, поэтому внимание и гуманизм медицинского работника, его уважение к больному не должны определяться наигранной обходительностью и приторной слащавостью его слов, хорошими, но фальшивыми манерами. Он должен обладать чувством долга, ответственностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т. д.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т. п.

В обязанности медицинских работников входит оказание медицинской помощи гражданам, а нередко такая помощь должна быть неотложной, оказываемой в ситуации сильнейшего стресса, переживаемого пациентом, оказавшимся в тяжелом состоянии. По ходу своей деятельности медицинские работники ведут учет состояния здоровья пациента, назначают ему необходимые медицинские средства, тем самым берут на себя ответственность за его дальнейшее состояние. На медицинского работника возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье населения на вверенном ему участке, что, несомненно, вызывает у данной категории сотрудников повседневную подверженность стрессовым ситуациям и способно отразиться на его душевном здоровье.

Коммуникативная сторона деятельности медицинских работников имеет немаловажное значение, т.к. в ходе ее сотрудник учреждения здравоохранения должен оказать помощь пациенту, и часто такая помощь выступает не столько медицинской, сколько психологической. Медицинский работник обязан поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации, проявить заботу, внимание, эмпатию. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности.

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.

К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся :

Большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;

· повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

· ответственность за жизнь и здоровье других людей;

· производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

В результате налюдений конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что среди причин, вызывающих выгорание медиков, можно выделить общие и специфичные .

К общим причинам относятся :

· интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;

· работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;

· особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести :

· проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень зп, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования для качественного и успешного выполнения своей работы);

· невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;

· более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;

· воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;

· тенденция последнего времени - угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью.

Схема 3. Составляющие элементы синдрома профессионального выгорания

Рассмотрим подробнее особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики профессионалов, работающих в бригадах скорой помощи.

«Выгоревшие» работники скорой помощи указывают на многочасовой характер работы, большое количество вызовов, недостаток оборудования и медикаментов, нечеткое планирование трудовой деятельности (нестабильный график работы). У медицинских работников скорой помощи повышенная ответственность за исполняемые ими функции и операции. Врачи и фельдшера работают «на износ» - ведь ответственность и самоконтроль очень велики. В результате возможно появление тревожности, депрессии, эмоциональной ригидности, эмоционального опустошения. Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с психологически трудным контингентом (тяжелые и умирающие больные). Иногда возникают конфликтные случаи в системе «руководитель-подчиненный», чаще в системе «коллега-коллега», когда работающие в бригаде врач и фельдшер - люди с совершенно разными взглядами и позициями на определенные вещи.

Все перечисленное выше относится к внешним факторам (особенности профессиональной деятельности), вызывающим синдром «эмоционального выгорания».

К внутренним факторам (индивидуальные характеристики самих профессионалов) можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности.

Около 20% молодых специалистов скорой помощи уходят в первые пять лет своего трудового стажа. Они или меняют профиль работы, или же вообще меняют профессию. Врачи и фельдшера спустя 5−7 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Причиной является истощение эмоционально-энергетических ресурсов и в связи с этим поиск способов их восстановления и сбережения. Действительно, бывает так, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты; возможны слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности.

К основным симптомам «эмоционального выгорания» медицинских работников скорой помощи можно отнести (согласно проведенным клинико-психологическим беседам) :

· усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

· психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

· бессонницу;

· негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

· отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

· стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий,

· ригидность мыслительных операций;

· агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

· функциональное, негативное отношение к себе;

· тревожные состояния;

· пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности происходящих событий.

Одно из первых мест по риску возникновения выгорания занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания.

По роду своей деятельности медсестры обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т. д.

Формированию синдрома профессионального выгорания подвержены различные категории медицинских работников. Высок риск заболевания среди профессионалов, работающих в области психиатрии и психотерапии. Так, психиатры чаще, чем другие врачи, сообщают о заболевании синдромом выгорания на работе, депрессией или другими психическими расстройствами. Заметно, что обусловленным стрессами нарушениям здоровья подвержены, прежде всего, начинающие специалисты. У 76 % младших ординаторов обнаруживаются симптомы профессионального выгорания, такие как эмоциональное изнеможение или демотивация. Дело в том, что они часто имеют идеализированные представления о своей профессии и поэтому начало трудовой деятельности нередко связано для них с разочарованиями.

Сотрудники "тяжелых" отделений, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. В результате постепенно формирующегося синдрома выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.

Наиболее распространенным средством для профилактики профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приёмов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например, Г.Н. Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно-образного эмоционально - волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приёмов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определённым правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.

Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.

Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из её членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

  • - определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека - состояние успеха);
  • - использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • - овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
  • - профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • - уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
  • - эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • - поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
  • - умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • - возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения - избегание, манипулятивные и агрессивные действия - сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать - будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.