Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств. Симптомы психоза

Формы инфекционных психозов у детей

Инфекционные заболевания требуют пристального внимания детского психиатра. Психические нарушения встречаются не только при инфекциях центральной нервной системы, но и при многих общих детских инфекциях (грипп, малярия, скарлатина, корь и др.). Этим оправдывается общепринятая классификация инфекционных психозов по двум группам. Первая группа включает симптоматические инфекционные психозы – психотические расстройства, развивающиеся во время общих инфекций и являющиеся лишь одним из проявлений основного заболевания. В этих случаях нервная система поражается токсинами, циркулирующими в крови. Ко второй группе относятся органические психозы, возникающие при инфекциях, непосредственно локализующихся в головном мозгу.

Такое деление на симптоматические и органические психозы является искусственным, потому что в настоящее время многие общие инфекции (сыпной тиф, грипп, ветряная оспа, эпидемический паротит) рассматриваются не только как соматотропные, но и как нейротропные. Критерий обратимости психических расстройств, который берется за основу при отграничении симптоматических инфекционных психозов, часто не оправдан, поскольку и в этой группе могут наблюдаться различные исходы. Если чаще всего исход благоприятен и все нарушения обратимы, то в меньшей части случаев изменения в центральной нервной системе являются более стойкими. Однако принципиальное различие между этими двумя группами все же есть, и для практических целей деление на симптоматические и органические психозы удобно.

Еще в старых руководствах по общей психиатрии можно найти указание, что при высокой температуре у больных появляются вялость, адинамия или двигательное возбуждение с галлюцинациями и расстройством сознания – так называемый лихорадочный бред. Э. Крепелин обратил внимание на то, что возникновение психических расстройств при инфекциях нельзя объяснить только высокой температурой, так как отнюдь не всегда психоз развивается при подъемах температуры. Нередко психотические состояния наступают в тот период, когда уже нет повышенной температуры. Причиной инфекционного психоза, по мнению Э. Крепелина, является фактор, непосредственно связанный с патогенезом основного заболевания –аутоинтоксикация вследствие нарушений обменных процессов. Поэтому психоз часто возникает не на высоте заболевания, а в период его затухания. Клинические проявления симптоматических психозов неодинаковы, и эти различия Э. Крепелин объяснял специфическим действием той или другой экзогенной вредности.

Однако дальнейшие наблюдения показали, что при разных инфекциях и интоксикациях клинические проявления психоза нередко очень сходны или даже одинаковы. На этот факт обратил внимание К. Бонгеффер. Такие формы экзогенных психозов с этиологической аспецифичностью были им отнесены к «экзогенному типу реакции». В клинической картине этих форм экзогенных реакций К. Бонгеффер выделил пять синдромов: делирий, аменция, сумеречное состояние, эпилептическое возбуждение, галлюциноз. В продромальной стадии в клинической картине отмечаются симптомы астении, эмоциональной гиперестезии, раздражительной слабости. Характерным для постинфекционного периода К. Бонгеффер считал амнестические расстройства, корсаковский синдром. Что касается других психопатологических проявлений экзогенных психозов – маниакальных и депрессивных, кататонических, параноидных, – то они, по мнению К. Бонгеффера, должны рассматриваться как проявления промежуточного этиологического звена.



Концепция К. Бонгеффера вызвала много возражений. Э. Крепелин обратил внимание на то, что для развития экзогенного типа реакций требуются большая интенсивность и очень острое начало вредоносного воздействия. При более медленном воздействии вредности возникают маниакальные, депрессивные, параноидные и другие синдромы, характерные обычно для эндогенных психозов. Значение остроты и темпа вредоносного воздействия подчеркивал М. И. Шпехт.

Советские психиатры (В. А. Гиляровский, М. А. Гольденберг) отрицали концепцию К. Бонгеффера о наличии промежуточного этиологического звена, ссылаясь на его недоказанность. Не возражая против выделения «экзогенного типа реакции», они все же указывали, что в психопатологической картине экзогенного психоза можно отметить черты, типичные для того или другого этиологического фактора.

Вопрос о специфичности экзогенного типа реакций при воздействии различных токсических факторов правильно решается И. Г. Равкиным. Он считает, что общность психопатологических проявлений при экзогенных психозах является отражением единого типа реагирования, обусловленного особой чувствительностью к токсическим воздействиям таламогипоталамической системы. Клиническими и патологоанатомическими исследованиями доказано, что вегетативные центры гипоталамуса больше всего поражаются при токсическом воздействии, Поэтому под влиянием различных экзогенных вредностей возникает сходная психопатологическая симптоматика.

Но все же при наличии единого типа реагирования в психопатологической картине экзогенного типа реакций можно выявить и ряд симптомов, типичных для того или другого этиологического фактора.

Реакция ребенка на инфекционное заболевание в различные возрастные периоды

в развитии инфекционного психоза и формировании его клинических проявлений большую роль играют особенности возрастной реактивности. Дети в возрасте до 5 лет более чувствительны к токсическим воздействиям, под влиянием которых у них часто наступают судорожные состояния, гиперкинезы, оглушенность, более легко, чем у старших детей, переходящие в сопорозное и коматозное состояния. Выраженная продуктивная психопатологическая симптоматика у них бывают редко. Отмечаются состояния двигательного возбуждения или двигательной заторможенности, рудиментарные делириозные состояния, иллюзии. Чаще же наблюдаются пределириозные состояния, проявляющиеся в повышенной впечатлительности, гиперестезии, капризности, пониженной выносливости к внешним раздражителям и в приступах страха.

Также и в постинфекционном периоде в клинической картине наряду с астенией можно отметить следующие особенности, типичные для детского возраста: а) психопатоподобные изменения поведения: спокойные и послушные дети делаются упрямыми, грубыми, двигательно расторможенными, драчливыми; б) пуэрильные явления – детскость в поведении, не соответствующая возрасту (изменение речи, «сюсюканье», капризы и т. п.), истерические реакции, в возникновении которых большое значение имеют не только беспомощность и астеничность ребенка в этот период, но и атмосфера тепличности, которой его окружают родители; в) наклонность к страхам, часто появляющимся ночью, иногда в связи с обманом восприятия (иллюзии и галлюцинации), нередко с неприятными соматическими ощущениями; г) сумеречные состояния, в переживаниях которых нередко отражаются перенесенные в прошлом психические травмы (вследствие чего они часто неправильно трактуются как психогенные реакции); д) амнестический симптомокомплекс, который у детей выражен нерезко, хотя отдельные элементы его (снижение памяти на текущие события и недостаточная ретенция воспринятого) отмечаются у большинства больных. Корсаковский симптомокомплекс (потеря памяти на текущие события при сохранности памяти на давно прошедшие) в детском возрасте встречается реже, чем у подростков. У детей преддошкольного возраста под влиянием тяжелой инфекции может произойти задержка дальнейшего физического и психического развития.

Психические нарушения при инфекционных заболеваниях у детей

Характерный признак инфекционных психозов-наличие помраченного сознания. Но тип измененного сознания И степень помрачения неодинаковы при разных симптоматических инфекционных и токсических психозах. Здесь имеют значение Тяжесть заболевания, стадия его развития, индивидуальные и возрастные особенности больного. При грубых токсических воздействиях у детей младшего возраста чаще отмечаются состояния Оглушенности, которые иногда быстро нарастают и переходят в Сопорозные и коматозные состояния.

При оглушенности еще нет полного выключения сознания – отмечаются лишь резкая замедленность и обеднение всей психической деятельности. Порог раздражения повышен - внешние раздражители слабо доходят до больного, их анализ и синтез происходят очень медленно. Ответные реакции запаздывают или совершенно отсутствуют. При меньшей степени оглушенности дети сонливы, малоподвижны, на вопросы отвечают не сразу, лишь после нескольких повторений. Они медленно и с трудом ориентируются в окружающей обстановке, выполняют только элементарные задания. Осмысливание окружающего затруднено. Дети ко всему равнодушны и безучастны, мало реагируют даже на приход родных.

При более тяжелом течении болезни оглушенность быстро переходит в сопорозное состояние. Больной не реагирует на обращение к нему, у него сохранена реакция лишь на сильные раздражители и болевые ощущения.

При тяжелом течении болезни наступает коматозное бессознательное состояние, при котором больной не реагирует ни на какие внешние раздражители. В очень тяжелых случаях могут отсутствовать корнеальные и сухожильные рефлексы; возникают расстройства дыхания и сердечной деятельности.

Делириозные состояния у детей так же, как и у взрослых больных, сопровождаются дезориентировкой в окружающем, наплывом галлюцинаций (главным образом, зрительных), резким аффектом страха и двигательным возбуждением. Дети мечутся, пытаются спрятаться от устрашающих видений, просят о помощи. В отличие от делирия у взрослых больных, делириозное состояние у детей характеризуется большей выраженностью аффекта страха, а также кратковременностью и эпизодичностью его. Выраженные делириозные состояния наблюдаются главным образом у детей школьного возраста. У дошкольников отмечаются лишь двигательное беспокойство, гипнагогические устрашающие иллюзии и галлюцинации. В начальной стадии инфекционного заболевания чаще преобладает пределириозное состояние: ребенок становится раздражительным, капризным, у него появляются повышенная чувствительность, тревога, беспокойство, поверхностность восприятия, слабость внимания и запоминания, нередки гипнагогические иллюзии и галлюцинации. При малой интенсивности процесса ответная реакция может ограничиться пределириозным состоянием.

При затяжных инфекционных заболеваниях с токсическим воздействием меньшей интенсивности (при ревматизме, малярии, мозговых инфекциях) чаще наблюдаются онейроидные состояния сознания. Как и при делириях, при онейроидных состояниях наблюдаются обманы восприятий, особенно часты псевдогаллюцинации – зрительные и слуховые. Больные видят сцены из своего прошлого опыта, прочитанных книг, считают себя участниками совершающихся событий, хотя внешне сохраняют в это время полную неподвижность. О характере их болезненных представлений можно судить лишь по выражению лица и мимике.

В том случае, когда при онейроидных состояниях имеется небольшая степень помрачения сознания, у ребенка нет грубой дезориентировки, в окружающем, у него в какой-то мере сохранена связь с реальностью. Иногда отмечается двойная ориентировка: дети считают себя участниками фантастических происшествий, происходящих в других местах и в то же время знают, что находятся в больнице. При более тяжело протекающих инфекционных заболеваниях, обычно в более поздних стадиях болезни при наличии физического истощения может наступить аментивное состояние. Оно характеризуется бессвязностью, спутанностью мышления, нарушением синтеза восприятия, полной дезориентировкой в окружающем и собственной личности. Наряду с выраженными аментивными состояниями у детей наблюдаются и рудиментарные, но и здесь отмечаются дезориентировка и двигательное беспокойство.

Течение и исход инфекционных психозов могут быть различными в зависимости от течения основного заболевания, его патогенеза, степени прогредиентности, а также особенностей реактивности мозга. Поэтому в одних случаях инфекционный психоз представляет собой легко обратимую реакцию, в других случаях возникают более или менее стойкие нарушения нервной системы с морфологическим субстратом, отражающим степень интенсивности и прогредиентности поражения головного мозга. В таких случаях инфекционные психозы должны рассматриваться как органические. Понятно, что характер инфекционного агента, отсутствие или наличие морфологических изменений, степень их выраженности и локализация в головном мозгу не одинаковы при разных инфекционных заболеваниях. Поэтому не одинаковы и психические нарушения, наблюдающиеся при разных инфекциях.

Диагностика инфекционного психоза у детей нередко бывает сложной. Диагностические затруднения чаще появляются в том случае, когда речь идет о психозах, возникающих при инфекциях с рецидивирующим и затяжным течением (малярия, ревматизм, бруцеллез и т. д.), так как их клинические проявления здесь имеют сходство с шизофренией.

Клиническим примером может служить следующая история болезни.

Маша 12 лет. Лицо напряженное, выражает не то удивление, не то страх. Девочка все время оглядывается по сторонам, что-то ищет, в беседу вступает охотно, дает себя осмотреть, небыстро отвлекается. Растеряна, тревожна, не ориентирована в окружающем. Речь бессвязная, с трудом понимает обращенный к ней вопрос. При задачах на счет в пределах 100 грубо ошибается, быстро истощается, не может докончить начатую фразу, опускает голову. Выражение лица утомленное. Настроение неустойчивое; ее легко рассмешить, но наряду с этим быстро начинает плакать, по-детски, всхлипывать, монотонно причитать: «Хочу к маме». Иногда окружающих принимает за знакомых. Временами. беспокойна, бежит к выходу.

При соматическом обследовании больной обнаружено удовлетворительное питание, слегка обложенный, суховатый язык, гиперемированный зев, увеличенные шейные лимфатические узлы; границы сердца не изменены, тоны несколько приглушены, пульс мягкий; небольшой цианоз кистей, живот безболезненный, печень у реберного края, селезенка увеличенная, мягкая. Неврологическое обследование не выявило грубых отклонений от нормы. В крови найдены плазмодии малярии (tertianae), лимфоцитоз, РОЭ 50 мм в час. Температура к вечеру в день поступления 39,9°, на следующий день и в последующие – нормальная.

Настоящее заболевание началось несколько дней назад. Девочка, придя из школы, стала жаловаться на головную боль. Побледнела. Ночью была высокая температура, 2 раза возникала рвота. На следующее утро не отвечала на вопросы, плакала, отказывалась от еды Высказывала идеи преследования Следующую ночь спала тревожно, что-то «казалось». Утром была возбужденной, кричала, не узнавала родных, бросала все, что попадало под руки, рвала на себе белье.

До настоящего заболевания девочка была спокойной, послушной общительной, ласковой, смышленой. В школе учится с 8 лет, старательная, прилежная, успеваемость хорошая. В 3 года перенесла скарлатину, осложненную отитом, затем корь и эпидемический паротит.

При установлении диагноза возник вопрос о малярийном психозе. Чтобы обосновать этот диагноз, остановимся несколько подробнее на вопросе о критериях диагностики инфекционного психоза вообще. При анализе клинической картины обычно пользуются для диагностических целей двумя критериями – соматическим и психопатологическим. Соматический критерий является одним из наиболее ценных при диагностике инфекционного психоза.

Тем не менее наличие инфекции еще не говорит о том, что данное психическое состояние является инфекционным психозом. В практике нередки случаи, когда инфекция лишь способствует развитию другого, эндогенного заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз). Поэтому для обоснования диагноза в каждом отдельном случае необходимо доказать, что клинические проявления психических расстройств характерны именно для инфекционного психоза.

Симптомы, которые наблюдались у больной, чрезвычайно полиморфны. В начале заболевания отмечались двигательное и речевое возбуждение, бессвязность мышления, нелепое поведение, галлюцинации, бред в дальнейшем – растерянность, тревожность, возможно, обманы чувств. Однако весь полиморфизм симптомов включен в нечто единое: нарушенное сознание и большую лабильность эмоций с характером дистимии. Это сочетание наиболее типично для инфекционного психоза.

Таким образом, и особенности психических расстройств соответствовали диагнозу малярии.

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать или ;

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие ;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, ;
  • агрессивность, конфликтность;
  • , противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков. Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии. Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: , шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия. В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи, и эта проблема приобрела важное медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя. Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен, при этом его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние. Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут ранние симптомы заболевания:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Подросток проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы, все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него спрашивают.
  • Подросток страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия .

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями, но в реальности ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при этом новые не появляются. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни, немотивированная агрессия и изменение личности. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка бессонницу и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают упорными головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин, как при респираторных заболеваниях, а вызваны психосоматическими нарушениями.

Эти болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки болезни у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его , продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности, будущим проблемам во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию, на первый взгляд может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

Детские психозы (childhood psychoses)

Д. п. представляют собой смешанную группу тяжелых расстройств с грубыми отклонениями от ожидаемых соц. и интеллектуальных возрастных норм. Детский аутизм и детская шизофрения - два наиболее распространенных психотических расстройства детского возраста.

Почти каждый аспект проблемы психозов детского возраста - от названий и критериев определения до интерпретации механизмов и тактики лечения - отмечен разногласиями. Несмотря на существующие противоречия, проявления психотических расстройств всеми описываются как «глубокие», «всепроникающие» и «тяжелые». Не подвергается тж сомнению, что эти заболевания длятся на протяжении всей жизни, хотя небольшой процент больных и демонстрирует существенные улучшения. Неблагоприятные исходы болезни связывают с низкими (соотв. умственной отсталости) показателями теста интеллекта, проводимого во время постановки диагноза, отсутствием речевых навыков до 5-летнего возраста, проявлением признаков психоза в возрасте до 10 лет и обнаружением у детей интроверсии, робости и заторможенности еще до появления трудностей.

Симптомы аутизма и детской шизофрении в значительной мере перекрывают друг друга. Группа британских психиатров предложила девять признаков, характеризующих эти и др. формы Д. п.:

1. Серьезные устойчивые нарушения межличностных отношений. Они приобретают форму ухода в себя при аутизме и обсессивной привязанности (часто к матери) при детской шизофрении.

2. Видимое отсутствие сознания личной идентичности, проявляющееся в гротескных позах и нанесении себе увечий.

3. Повышенный интерес к неодушевленным объектам и необычные действия с ними, часто без понимания их обычной функции.

4. Крайнее сопротивление к переменам любого рода и ритуалы, направленные на поддержание однообразия.

5. Патологическое восприятие, приводящее к преувеличенным, дефицитарным или непредсказуемым реакциям на сенсорную стимуляцию. У мн. пациентов имеются нарушения концентрации внимания и отсутствие реакций на окружающую обстановку.

6. Повышенная, острая, неадекватная тревога; в нек-рых случаях - панический страх обычных предметов домашнего обихода.

7. Тяжелые нарушения речи - обычно потеря или задержка развития речевых навыков. Речь нек-рых пациентов неадекватна, напр. они неправильно используют местоимения или не пользуются флексиями.

8. Нарушения моторики, в т. ч. судорожные спазмы, обездвиживание, гиперактивность и манерные стереотипии. Часты попытки аутостимуляции в виде вращения корпуса, хождения на цыпочках, хлопанья в ладоши и раскачивания, в особенности в условиях относительной моторной депривации в мед. учреждениях.

9. Общая задержка развития интеллектуальных навыков. Свыше 50% больных постоянно остаются на сниженном уровне развития. Однако дети с аутизмом иногда демонстрируют нормальное или даже высокое интеллектуальное функционирование в специфических областях, таких, напр., как память, музыка или арифметика - способности, редко наблюдаемые у детей с шизофренией.

Эти девять признаков наблюдаются не исключительно при психозах и не у всех детей с диагнозом психоза. На практике часто трудно отличить психотические расстройства от задержки умственного развития, органического повреждения мозга и симптомов, сопровождающих слепоту или глухоту.

Помимо нарушений соц. приспособления и интеллекта есть и др. ключевые признаки дифференциального разграничения аутизма и детской шизофрении. Симптомы аутизма типично выражены с самого начала жизни, в то время как ребенок с шизофренией обычно выглядит нормальным до определенного момента, к-рый наступает после первых 30 месяцев жизни (вплоть до 12-летнего возраста). Аутичный ребенок прилагает немало усилий, чтобы сохранить сложившийся распорядок жизни, тогда как ребенок, больной шизофренией, иногда совершенно не заинтересован в этом. У ребенка с аутизмом развита моторика, в то время как при шизофрении наблюдаются нарушения координации и равновесия. Ребенок с аутизмом демонстрирует повышенный интерес к механическим объектам, к-рые не вызывают аналогичного отношения у пациентов с шизофренией. Окружающую обстановку больные аутизмом скорее игнорируют, тогда как больные шизофренией обнаруживают спутанность в ее восприятии.

Существует также характерная разница в социальном происхождении больных аутизмом и шизофренией. Дети с аутизмом - выходцы из семей, принадлежащих к относительно высоким слоям общества, в роду у них низкая представленность случаев шизофрении. Дети с шизофренией - преимущественно выходцы из бедных семей и имеют повышенный уровень наследственной отягощенности шизофренией.

Этиология

Этиология этих психотических состояний неизвестна. Однако этиологические теории исходят из предположений о многофакторном генезе этих расстройств. Данные исслед. подтверждают роль физиол. механизмов.

Согласно большинству теорий, детская шизофрения имеет сходство со взрослым вариантом, что предполагает действие одних и тех же этиологических факторов в обоих случаях. Совр. теории подчеркивают роль биохимических отклонений (в особенности, церебрального обмена допамина). В нек-рых случаях решающую роль играет генетический фактор, запускаемый стрессом. Хотя не все пациенты с детской шизофренией имеют признаки повреждений мозга в процессе родов, у них выявляется более высокий процент родовых осложнений и др. признаков патологии нервной системы по сравнению с их сиблингами и здоровой контрольной группой. Все же данные в поддержку наличия специфических дефектов ЦНС являются недостаточно убедительными.

При аутизме - особенно в случаях, где симптомы выражены с младенчества, - исследователи предполагают церебральную патологию вследствие наследственной отягощенности или осложнений при родах. Не все согласны в том, что это за патология, присутствует ли она во всех случаях, вовлечены ли одновременно неск. областей мозга. Тем не менее, есть данные об участии таких факторов, как пренатальные инфекции (например, краснуха), наследственные неврологические расстройства, кровотечения во время беременности и неизвестные генетические расстройства.

Исследователи факторов внешней среды редко различают между собой аутизм и шизофрению в детстве, считая их в принципе одним и тем же расстройством.

Родители психотических детей представляют собой далеко не гомогенную группу. У родителей больных шизофренией часто выявляется патология, включающая психозы, шизоидность и интроверсию. Однако нет очевидного подтверждения того, что расстройства у родителей предшествуют нарушениям у их потомства и провоцируют именно эти нарушения. У родителей детей с аутизмом не выявляются шизофрения и шизофренные симптомы. Имеющиеся у них психол. расстройства, по-видимому, чаще всего вызваны рождением аутичного ребенка или отношением работников здравоохранения, возлагающим вину за болезнь ребенка на родителей.

Авторы, считающие, что это проблема гл. обр. органическая, основываются и на соматическом, и на психопедагогическом лечебных подходах. Гормоны типа тиреоидных, мощная витаминотерапия и др. лекарства могут обеспечить облегчение симптомов, особенно бессонницы, гиперактивности и агрессивности. Программы перевоспитания, часто поведенчески ориентированные, имеют целью развитие навыков копинга и устранение симптомов дезадаптации. Такие высокоструктурированные психопедагогические программы превосходят по эффективности др. формы психосоциальной терапии.

См. также Детский невроз, Наследуемость, Личность, Психоэндокринология, Шизоидная личность, Аномалии половых хромосом

Л. Л. Давидофф

Смотреть что такое "Детские психозы (childhood psychoses)" в других словарях:

    Витамин С (аскорбиновая кислота) наиболее популярный витамин, рекомендуемый сторонниками ортомолекулярной медицины Ортомолекулярная медицина одна из разновидностей комплементарной медицины. Это направление, ка … Википедия