Профессиональные болезни водителей. Автоболезни — профессиональные болезни водителей

Не секрет, что сидячий образ жизни крайне отрицательно может сказаться на здоровье человека. Каких только болезней не приписывают врачи офисным сотрудникам, кассирам, бухгалтерам или даже водителям. Да-да, последние также нередко страдают самыми различными заболеваниями, даже не подозревая, что их причиной может выступать любимый автомобиль. В данной статье мы расскажем о наиболее распространенных недугах, сопровождающих заядлых водителей, и поможем определить методы борьбы со столь неприятными спутниками автолюбителей.

Все «профессиональные» болезни водителей можно условно разделить на четыре группы. Это:

1. Заболевания, которые являются следствием длительного сидячего положения: остеохондрозы, привычные вывихи, геморрой, простатит и радикулит.

2. Болячки, связанные с постоянными стрессами, являющимися следствием напряжения (аритмии, кардиалгии, гипертония и инфаркты).

3. Болезни, вызванные неполноценным и нерегулярным питанием в процессе работы (гастриты, язвенная болезнь, колиты, панкреатиты и холециститы). Правда, эта группа недугов больше характерна для профессионалов, а не любителей.

4. Проблемы, связанные с малоподвижным образом жизни и нарушением обмена веществ, представленные в виде ожирения и сахарного диабета.

Давайте рассмотрим некоторые из них более детально.

1. Заболевания желудочно-кишечного тракта

Первой из проблем, настигнувшей профессионального водителя, является заболевание желудочно-кишечного тракта. Это и неудивительно, ведь, постоянно находясь за рулем автомобиля, просто не хватает времени на здоровое и сбалансированное питание. Так, сидячий образ жизни непременно будет влиять на перистальтику кишечника, ведь поглощенная на ходу пища не сможет нормально усваиваться, а значит, будет дольше находиться в кишечнике.

В результате, все накопленные токсины губительно сказываются на слизистой оболочке, нарушая естественную выработку ферментов. Этот факт позволяет отнести к профессиональным заболеваниям водителей воспаления разных участков кишечника: начиная от двенадцатиперстной кишки и заканчивая прямой кишкой. Естественно, при отсутствии своевременного лечения, казалось бы, мелочная проблема может легко спровоцировать образование более серьезных заболеваний (например, злокачественных полипов).

В качестве профилактики специалисты рекомендуют употреблять пищу на удобном стуле в каком-либо придорожном кафе, а после серьезного обеда или ужина стоит уделить хотя бы 15 минут на прогулку. Однако, если вы не можете позволить себе отвлечься от автомобиля даже на такое недолгое время, тогда выучите несложный комплекс гимнастических упражнений, которые необходимо выполнять спустя каждые три часа поездки. К ним относят:

- повороты туловища;

Наклоны;

2. Лишний вес

Конечно, передвигаться на собственном автомобиле намного удобнее, чем на общественном транспорте, но если вы вынуждены постоянно находиться за рулем, тогда повышенный комфорт может быстро превратиться в менее приятные явления. Конечно, поначалу мало кто задумывается над тем, что резкое снижение физических нагрузок грозит появлением лишнего веса, особенно учитывая неизменность пищевых привычек, однако факт остается фактом, и малоподвижный образ жизни совершенно точно ведет к нарушению процессов кровообращения и обмена веществ. В последнем случае, наиболее характерным последствием такого явления выступает сильный рост жировой ткани, скапливающейся в основном на животе, бедрах и груди.

Результаты гиподинамии (ослабления мышечной деятельности) будут заметны уже спустя месяц активной работы с использованием автомобиля: объемы тела увеличиваются, и появляется второй подбородок.

Наверное, вы не раз обращали внимание на то, что большинство дальнобойщиков имеют достаточно солидные формы, ведь все употребляемые фаст-фуды (а вместе с ними и углеводы) не могут нормально усваиваться и сразу преобразуются в жир. В этом нет ничего удивительного, ведь организм водителя практически не затрачивает никакой энергии.

Бороться с данной проблемой все же можно. Попробуйте отказаться от гамбургеров, хот-догов и сладкой минеральной воды, заменив их низкокалорийными продуктами с минимальным содержанием жира и углеводов (например, курицей, говядиной, нежирной рыбой, овощами, творогом и обезжиренным молоком). Пищу в дорогу лучше готовить либо самостоятельно, либо заказывать диетические продукты в попутных кафе, тем более, что на сегодняшний день они далеко не редкость.

Конечно, лишний вес не станет серьезным препятствием при управлении транспортным средством, но определенные проблемы он все же способен вызвать. К примеру, избыточная масса тела вызывает и ряд других заболеваний, среди которых в числе первых находятся проблемы с сердцем, а это уже может послужить противопоказанием к управлению транспортным средством.

Наверное, одним из наиболее распространенных видов современных заболеваний являются проблемы с сердцем и сосудами. В частности, те мужчины, которые по роду деятельности вынуждены пребывать долгое время за рулем автомобиля, в значительно большей степени подвержены инфарктам и гипертонии. В принципе, этому явлению есть вполне логическое объяснение. Во-первых , из-за сильной эмоциональной нагрузки (необходимо постоянно следить за дорогой) не удается расслабиться, а во-вторых , нехватка физической активности приводит к атрофии мышц, в том числе и сердечной.

4. Половая система

Несмотря на то, что многие водители-мужчины отрицают наличие у себя любых проблем, связанных с «мужским здоровьем», это не всегда так. На самом деле, постоянное сидение и отсутствие любых физических нагрузок нередко приводят к плачевным результатам.

Данное заболевание является самой распространенной урологической проблемой мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, причем 70% больных – это профессиональные водители. Первые признаки простатита могут проявляться в виде общей слабости и повышенной утомляемости, что нередко сопровождается болезненными ощущениями в промежности и различными расстройствами сексуального характера. Однако даже самые небольшие проблемы требуют незамедлительного решения, иначе заболевание попросту перейдет в хроническую фазу, сопровождающуюся серьезными осложнениями – импотенцией и мужским бесплодием.

Среди возможных причин появления столь неприятного заболевания врачи выделяют и малоподвижный образ жизни. Что касается водителей, то к постоянному сидячему положению (приводит к застою крови в малом тазе) стоит добавить еще и постоянную тряску, и физические перегрузки при передвижении по неровным дорогам. В результате, нарушается кровообращение и существенно снижается подача кислорода ко всем органам, что тем самым вызывает развитие воспалительных процессов. Кроме того, происходит постоянное травмирование промежности, которое крайне отрицательно сказывается на общем состоянии мочевого пузыря и предстательной железы.

Отдельным пунктом следует отметить и современные технологии, призванные повысить комфорт водителей. К примеру, третьей в списке причин простатита у автовладельцев выступает использование подогрева сидений. Ученные уже давно доказали, что перегрев паховой зоны – это прямой путь к проблемам с предстательной железой и половыми органами, которые со временем становятся слабыми и малоподвижными.

Также для мужчин опасна и резкая смена температур, что особенно актуально в холодное время года. К примеру, при выходе из теплого автомобиля на холодный воздух вы рискуете получить воспаление предстательной железы. Конечно, все вышеперечисленные факторы, несомненно, влияют на «мужскую силу», но наиболее значимыми причинами появления функциональных расстройств являются стрессы. Пробки, аварийные ситуации на дорогах и агрессивные водители способствуют эмоциональному переутомлению и снижают защитные функции организма, вследствие чего мужчина начинает болеть.

4.2. Мужское бесплодие

Практически любая болезнь со временем лишь усугубляется, приводя к все более серьезным проблемам. Простатит в этом случае не исключение, и постоянное сидение за рулем может грозить бесплодием. Тут дело в том, что перегрев яичек препятствует нормальному созреванию сперматозоидов, а заодно и выделению мужских гормонов. Этот факт касается абсолютно всех «заядлых» водителей, тем более тех, кто использует сиденье с подогревом и носит тесное белье.

4.3. Половые расстройства у мужчин

Половые расстройства – это еще одна проблема многих автолюбителей, ведь все описанные выше воздействия просто не могут не сказаться на этой части жизнедеятельности мужчины. Снижение потенции, ослабление эрекции, раннее семяизвержение и пониженная способность к оргазму могут сопровождать профессионального водителя долгие месяцы и даже годы, а если проблему вовремя не устранить, то дальнейшее развитие серьезных заболеваний только вопрос времени.

5. Мышцы и позвоночник

Не секрет, что большинство болезней водителей связано именно с неудобным положением тела за рулем транспортного средства. Как результат, существенно нарушается циркуляция крови в малом тазе (об этом упоминалось выше) и повышается нагрузка на позвоночник. Наиболее частыми проявлениями проблем со спиной являются радикулиты и остеохондрозы, которые, к слову, могут привести к инвалидности.

Кроме того, не на последнем месте находится и частота появления грыж дисков позвоночника. Они характеризуются разрушительными процессами в позвоночнике и объясняются отсутствием должного уровня смазки (питания дисков). В свою очередь, подобное «питание» зависит и от глубоких мышц позвоночника, которые в нормальном состоянии играют роль своеобразного насоса, закачивающего смазку в диски. Если же эти мышцы не смогут сокращаться и расслабляться в привычном режиме, то смазывание межпозвоночных дисков будет невозможным.

Первым сигналом отека седалищных мышц является боль в поперечной зоне и районе хребта, а также онемение ног. Иногда может появляться и чувство жжения. К тому же, симптомы остеохондроза нередко выражаются и в сильных болях в районе таза и грудной клетки, а в случае поражения шейных позвонков возможно помутнение сознания и даже галлюцинации. Надо сказать, что все обезболивающие препараты, к использованию которых прибегают водители, приносят лишь временное облегчение и не способны устранить саму причину проблемы. Помимо этого, побочные эффекты такого обезболивания нередко проявляются в виде кровотечений желудка, различных аллергий, депрессии или общего снижения работоспособности.

6. Легкие

По роду деятельности, профессиональному водителю приходиться сталкиваться с разными проблемами здоровья, однако одной из самых значительных является болезнь легких. Учитывая тот факт, что автолюбитель постоянно находится в окружении выхлопных газов, неудивительно, что он вдыхает более 200 токсичных соединений. Кроме того, свой вклад в развитие болезней вносят и тормозные колодки, которые при сгорании образуют асбестовую пыль.

Одним из первых симптомов поражения дыхательной системы выступает першение в горле, которое также может сопровождаться несильным кровотечением. В свою очередь, игнорирование подобных симптомов чревато появлением дистрофии слизистой оболочки, вследствие чего она перестает защищать легкие от токсичного поражения.

У профессиональных дальнобойщиков токсины и пыль проникают не только в легкие, но и в бронхи, что существенно усугубляется курением (органы дыхательной системы становятся очень чувствительными к поражениям подобного рода, в результате чего легко возникают различные воспалительные процессы и онкологические образования). К профессиональным заболеваниям водителей относят и эмфизему (разрастание соединительной ткани легких и сосудов), которая существенно уменьшает объем легких. Данное заболевание смертельно опасно, так как ухудшение вентиляции легких делает их беззащитными перед воздействием различных вредоносных микроорганизмов.

Естественно, постоянное напряжение и сосредоточенность на дорожной обстановке не может не сказываться на остроте зрения водителя. Кроме того, управление автомобилем в разное время суток и при разных погодных условиях существенно отличается, а значит, и глаза устают по-разному. Поэтому многие автолюбители нередко пользуются тонировкой стекла, в частности, наносят на верхнюю часть защитную тонировочную пленку (ширина не должна превышать 15 см). Такое дополнение призвано защитить глаза от слепящего солнечного света, хотя в некоторых случаях и его недостаточно (например, в утренние часы, когда солнце только поднимается).

Некоторые специалисты рекомендуют подбирать стекла с серым, зеленым либо коричневым оттенком, которые наиболее эффективно обеспечивают цветопередачу и существенно повышают контрастность самого изображения.

8. Профилактика профессиональных заболеваний водителей

Учитывая все вышесказанное, вполне логично сосредоточить свое внимание на минимизации отрицательных факторов, вызванных длительным нахождением за рулем машины. В первую очередь, обратите внимание на физическую активность и при возможности увеличьте длительность пеших прогулок и занятий спортом. Также необходимо делать перерывы в движении, при которых обязательно покидать транспортное средство и хоть немного разминаться. Если обстановка позволяет, можно проделать несколько упражнений, которые улучшат кровообращение в малом тазу. К ним относят:

- круговые вращения туловища и его наклоны (сначала в одну, а затем и в другую сторону);

Наклоны вперед с касанием пола;

Приседания.

В тех случаях, когда возможность встать отсутствует, можно выполнить другое упражнение: в положении сидя, не напрягая мышцы ягодиц, начинайте втягивать область между яичками и анусом. Периодическое выполнение такого действия поможет тренировать мышцы потенции, то есть лобково-копчиковой мышцы.

Подписывайтесь на наши ленты в

Заболевания позвоночника всегда беспокоили людей. А сейчас вряд ли найдется человек, который за свою жизнь ни разу не испытывал боль в спине. 10-15% случаев нетрудоспособности происходят по причине заболеваний позвоночника. На тысячу первичных обращений к врачу в связи с болезнью позвоночника приходится четыреста случаев госпитализации, из которых в 30 случаях требуется дальнейшее обследование и лечение, а в пяти - операция.

Врачебная статистика подтверждает, что заболеваниям такого рода почти в одинаковой степени подвержены люди любого возраста, а увеличение их числа по причине старения организма незначительно. А вот различия по половому признаку есть: мужчины вдвое чаще подвергаются этим заболеваниям, чем женщины. Во-первых, по причинам, обусловленным анатомией и физиологией. Во-вторых, потому, что мужчины чаще выполняют физически тяжелую работу.

Понятие «остеохондроз» сегодня определяют как дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, прежде всего межпозвоночных дисков - с уменьшением их высоты, деформацией и расслоением. Это неизбежно сказывается и на функционировании других систем организма. Но больше всего страдает позвоночник. Остеохондроз - не единственное заболевание позвоночного столба. Распространены также радикулит, ишиас, спондилоартроз, дискоз, люмбаго, люмбоишиалгия, грыжа межпозвоночного диска и т.д.

Начинаются заболевания позвоночника с острого приступа или постепенно, могут сопровождаться слабыми болями или тяжелейшим состоянием. Обострения тоже могут случаться с разной частотой, но неизбежно с нарастанием тяжести болезни. То, какой характер будет носить болезнь, зависит от того, в какой степени и как поражены межпозвоночные диски.

На рентгенологическом обследовании остеохондроз свидетельствует о себе наличием изменений формы тел позвонков, высоты позвоночных дисков, наличием «когтей» и «шипов» - т.е. костных наростов на позвонках. Собственно, отсюда и берет начало распространенное мнение об остеохондрозе как об «отложении солей».

Нарушение обменных процессов в позвоночнике приводит к мышечным, сосудистым, двигательным и иным нарушениям.

Остеохондроз «за рулем»

Последствиями длительного нахождения за рулем могут стать не только болевые ощущения в спине и шее, но и хронические заболевания позвоночника. По результатам исследования, проведенного RAC - британским Королевским автомобильным обществом - стало известно, что большинство водителей продолжительно сидят в неправильной позе, результат - перенапряжение мышц спины. Особенно негативно сказывается на здоровье «поза банана» - когда у водителя выпрямленные ноги вытянуты к педалям, а корпус тела наклонен к рулю.

Давление на межпозвоночные диски при этом максимальное, а тряска во время езды его усиливает еще больше. Возрастает и вероятность серьезных травм во время аварий. По рекомендации медиков, в грузовых авто лучше использовать жесткие, хорошо подогнанные к фигуре шофера, сиденья. Что касается материала изготовления обивки сидений - лучше, если это будет ткань, а не кожа или винил. Шоферу не стоит отодвигаться от педалей на большое расстояние. И следует тщательно отрегулировать подголовник.

Профилактике заболеваний позвоночника водители грузового транспорта, подолгу находящиеся за рулем, не уделяют должного внимания, и в этом - главная причина проблемы.

Между тем, остеохондроз можно отнести к профессиональным заболеваниям водителей. И в том, чтобы сохранить здоровье водителя, огромная роль принадлежит выбору грузового автомобиля - с учетом не только его ходовых качеств, но и эргономичности кабины.

Водительское сиденье

Желательна регулируемая поддержка поясницы, устанавливать которую нужно как можно ниже; изменение высоты и наклона также актуально. Спинка тоже должна регулироваться, поддерживая позвоночник в физиологическом положении, с учетом его изгибов.

Сиденье должно быть оборудовано подголовником, что обезопасит шейные отделы позвоночника при рывках или резких торможениях грузовика.

Установка сидений в Транспортном Центре

Как правильно сидеть

Положение тела должно быть прямым, спинка сиденья выступает опорой для позвоночника. Тогда давление на межпозвонковые диски будет равномерным. Если конструкция кресла этого не предусматривает - заведите себе маленькую плоскую подушечку, которую будете подкладывать под поясницу. Возьмите за правило останавливаться через каждые 2-3 часа и выходить из кабины - немного подвигаться, осмотреть автомобиль. На стоянке можно сделать несколько упражнений.

Несколько слов о специальных ортопедических подушках под спину: такая подушка снижает неблагоприятное воздействие на позвоночник вибрации, вынужденного продолжительного сохранения неподвижной позы. Правильная комфортная подушка соответствует форме нижней части спины, являясь хорошей поддержкой для позвоночника. Она способствует сохранению правильной осанки, уменьшению давления на поясничный отдел позвоночника и предупреждает заболевания, виной которым - «сидячее» положение.

Какие выполнять упражнения

  • Во время остановки в пути следует выйти из автомобиля, взяться руками за опору, которой послужит какая-либо прочная деталь кузова, и выполнить упражнение «складной нож» - постараться растянуть позвоночник, выпрямляя ноги и руки и сгибая туловище как можно больше, чтобы таз опустить максимально близко к земле. Сопровождать упражнение продолжительным выдохом «ХАА».
  • Выпрямившись, выполнить следующее упражнение: поставить ноги шире плеч, и, поворачивая туловище к любой ноге (чтобы передняя нога была направлена носком вперед, а задняя стояла перпендикулярно передней), пытаться медленно согнуться вперед. Потом ноги следует поменять. Руки при этом скользят по ноге и касаются земли возле передней ноги. Упражнение выполняется на выдохе. Передняя нога при этом не сгибается. Может ощущаться боль в области поясницы и по задней линии ноги, но это нормально. Ухудшения это не вызовет, если делать упражнение правильно и медленно. Упражнение является декомпрессионным.

Профилактическое значение таких упражнений велико. Они предупреждают появление острых болей в спине, а если таковые уже имеются - помогают от них избавиться. Есть закономерность: чем в более запущенном состоянии спина - тем сильнее боль. Но это только в первое время.

Умение пройти через боль, победить ее помогает человеку и избавиться от тяжелых заболеваний, и укрепить дух и тело, и избавить себя от необходимости в будущем глотать обезболивающие средства.

Важно понимать, что боли в спине после продолжительных поездок могут возвратиться, но именно поэтому не следует забывать о выполнении профилактических упражнений, которые способствуют снижению остроты и продолжительности болевых ощущений.

  • Если накануне длительной поездки водитель сможет уделить некоторое время занятиям на турнике, было бы замечательно. Лучше всего выполнять подъем ног - прямых или согнутых в коленях - до касания перекладины носками. Подъем ног необходимо выполнять на выдохе, первые несколько движений могут сопровождаться болью, порой сильной - к этому надо быть готовым.
  • Для снятия боли хорошим средством может стать посещение бани или сауны.
  • Чтобы был должный эффект, баню нужно посещать после выполнения упражнений. Перед посещением парилки тело необходимо охладить, после - тоже окунуться, с головой. Существует предубеждение, что принятие холодных ванн чревато простатитом. Однако, тут вина не переохлаждения, а все того же неподвижного сидения, из-за которого происходят застойные явления в мышцах промежности.
  • Для предупреждения этого профессионального заболевания перед длительной поездкой следует делать глубокие приседания, вытянув руки вверх и вперед. Должный эффект достигается при выполнении за один раз не менее ста приседаний. Выполнять упражнение следует и после поездки.
  • Вставать после приседаний нужно на выдохе: «ХАА». Схема действия упражнения такова: происходит венозный отток крови от нижних конечностей, сохраняется нормальное кровообращение в мышцах промежности.
  • Водителю-дальнобойщику желательно стать постоянным посетителем тренажерного зала: хороший мышечный тонус является непременным условием противостояния заболеваниям, вызванным долгим пребыванием в неподвижных позах. А это не только остеохондроз, но и повышенная утомляемость, раздражительность, головные боли, гипертония, геморрой, заболевания суставов. Заболеваниям опорно-двигательного аппарата же можно противостоять только упражнениями. Но - исключительно правильными упражнениями.
  • Просто двигательная активность (игра в волейбол или футбол, например) не будет являться профилактикой вышеперечисленных заболеваний. Упражнения, направленные на профилактику не являются развлечением. Они необходимы. Выполнять их столь же важно, сколь важно технически подготавливать свой грузовик к дальней дороге. Не делать этого - опасно. То же самое касается и вашего организма.

Здоровья и счастливого пути!
Ваш Транспортный Центр

В любой районной поликлинике каждый из врачей: невролог, уролог, кардиолог, проктолог, окулист, ортопед и все остальные – имеют, что сказать насчет этой пары «мужчина и его машина». Только вот, к сожалению, на прием каждого пациента по государственным нормам им отводится всего 15 минут, и они просто не успевают все высказать. Мы попробуем немного упростить жизнь медиков, а особо рьяным шоферам, которые даже в ближайший магазин едут через 3 разворота, вместо того, чтобы дойти до него пешком всего за 3 минуты – мы попробуем дать над чем подумать.

Итак, профессиональные заболевания водителей условно делятся на 4 группы.

1. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким относятся остеоартозы, привычные , и .

2. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. постоянно находится под напряжением, что вызывает сердечно-сосудистые заболевания. У водителей нередко появляются , кардиалгии и .

3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным в рабочее время. Однако это скорее удел профессиональных водителей, чем любителей. К таким заболеваниям относят , язвенную болезнь, и .

4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями : сахарный и .

Что надо делать, чтобы предотвратить все перечисленные выше заболевания водителей? Может, это и звучит слишком банально, однако, прежде всего, необходимо разнообразить физические нагрузки. Езда на автомобиле не должна становиться главным способом передвижения, и о ногах хоть иногда необходимо вспоминать. Гулять в парке, плавать в бассейне. вообще отлично снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Помимо рациональной физической нагрузки необходимо проявлять заботу о собственном здоровье, оснащая машину приспособлениями типа массажных и обогревающих накидок на сиденья (хотя, производители автомобилей сегодня сами делают подогрев водительских сидений даже в бюджетных авто). Однако каким бы не был пассивный , каждые 3 часа езды за рулем необходимо делать перерыв, хотя бы получасовой. Причем во время этого перерыва нужно не просто стоять у обочины, закрыв глаза, а выходить из автомобиля и совершать маленькую прогулку.

Эксперты определили, что езда на автомобиле в течение 12 часов без хороших перерывов вызывает временную импотенцию.

Еще одной проблемой водителей является . На нормальную еду времени у автолюбителей не хватает, поэтому сухарики, чипсы и шоколад постоянно поглощаются пробках, которые в больших городах далеко не редкость. Так как во время простоя в пробке водитель обращает внимание вовсе не на еду, а следит за светофором и пытающимися обогнать его «салагами», количество съеденных вредностей в день превышает любые разумные нормы. При этом никакой сытости, а лишние килограммы и увеличение глюкозы в гарантированы. Вывод: перекусывайте, сколько пожелаете. Но лишь правильными продуктами. Не ленитесь прихватить с собой морковку, огурец, яблоко или бутерброд из цельнозернового хлеба. И не запивайте это все сладкой газированной водой (обратите когда-нибудь внимание, сколько сахара в ней содержится). Если вы не представляете свою жизнь без колы, то покупайте хотя бы диетическую.

Что касается нервов, это отдельный разговор. На вопрос: «Как вы думаете, материться за рулем вредно или полезно?». Участники одного из водительских интернет-форумов отвечали следующим образом:

- «Полезно. Это выводит отрицательную энергию из организма…»
- «Пар необходимо сразу выпускать, иначе потом могут начаться нервные срывы…»
- «Матерясь, ты выплескиваешь весь негатив, и поэтому за рулем ты более внимателен, не нервничаешь и не психуешь. Таким образом уменьшается риск столкновения».
- Я обычно делаю это молча, но облегчение при этом все равно испытываю».

Психологи соглашаются с мнением водителей, и советуют «не держать в себе». Таким образом, если накапливается, то лучше высказаться покрепче, чем стискивая давить на газ, пытаясь на деле доказать, кто хозяин на дороге. Аварийность на дорогах и без того высока, поэтому не следует пополнять данные статистики.

Каждой профессии соответствуют свои заболевания, которые могут сделать человека нетрудоспособным или существенно ухудшить качество его жизни. нельзя назвать исключением - постоянное пребывание в одной позе грозит целым «букетом» болезней. Бытует мнение, что они связаны только с опорно-двигательным аппаратом, однако оно в корне неверно. Отсутствие движения способно нарушить работу нервной системы, пищеварительного тракта, кровоснабжения и даже половых органов! Профессиональные заболевания водителей очень опасны - чтобы никогда не сталкиваться с ними, нужно соблюдать правила профилактики.

Длительное вождение автомобиля чревато развитием некоторых заболеваний

Пищеварение

Первыми водителя настигают заболевания желудочно-кишечного тракта. Наиболее распространённая неприятность - это сильный рост жировой ткани, которая скапливается на животе, бёдрах и груди. Наверняка вы замечали, что большинство дальнобойщиков имеет солидный вес, поскольку получаемые их организмом питательные вещества не усваиваются должны образом, а преобразуются в жир. Причина таких изменений в обмене веществ банальна - при неравномерном и несбалансированном питании человек почти не затрачивает энергию.

Способ борьбы с таким профессиональным недугом водителей также прост. Следует отказаться от гамбургеров, хот-догов и сладкой газировки , какими бы привлекательными они ни казались. Профессиональному водителю показана диета с низким содержанием жира и углеводов: курица и говядина, овощи, обезжиренное молоко, творог, нежирная рыба. Лучше готовить себе пищу в дорогу самостоятельно либо заказывать диетические продукты в придорожных кафе - благо, их уже предлагает множество сетевых заведений. Также профессиональным водителям стоит посещать спортзал и беговую дорожку в перерывах между рейсами.

При постоянном сидении проявляется и другое профессиональное заболевание, представленное нарушенной перистальтикой кишечника. Пища, поглощённая на ходу, не может нормально усваиваться и часто находится в кишечнике дольше положенного. Результатом становится накопление токсических веществ, раздражение слизистых оболочек и нарушение производства ферментов. Именно поэтому к профессиональным заболеваниям водителей относятся воспаления различных участков кишечника - от двенадцатипёрстной до прямой кишки. При отсутствии лечения в долгосрочной перспективе очаги воспаления могут перерастать в злокачественные полипы.

Многие водители не уделяют внимания тому, что они едят в дороге, а зря…

Профилактикой может быть приём пищи на удобном стуле в кафе, где вы можете принять любую желаемую позу. Также после серьёзного обеда или ужина стоит прогуляться хотя бы в течение 15 минут, чтобы запустить нормальный процесс пищеварения. Профессиональные заболевания желудочно-кишечного тракта можно предотвратить и при помощи гимнастических упражнений, выполняемых каждые 3 часа поездки:

  • Повороты туловища;
  • Наклоны тела;
  • Приседания.

Беда всех профессиональных водителей - это геморрой. Чаще настигает он тех, кто управляет отечественной техникой либо старыми иномарками, поскольку их сидения проектировались без учёта воздействия на здоровье человека. Причин у геморроя немного - это запоры, вызванные неправильной работой кишечника, отсутствие клетчатки в пище, и нарушение кровообращения малого таза. Чтобы избежать такого профессионального заболевания, нужно соблюдать рекомендации, приведённые выше, употреблять много сырых овощей и цельнозернового хлеба, а также использовать специальную медицинскую подушку для сидения.

Мышцы и позвоночник

Очень часто встречаются ущемления мышц, которые они предпочитают игнорировать. Через несколько часов ущемлённый участок начинает сильно болеть, появляются ощущения жжения и онемения одновременно. Если продолжить игнорировать такое профессиональное заболевание, может произойти деформация опорно-двигательного аппарата, что приведёт к внутренним кровотечениям, отказу органов пищеварительной системы и нарушению обмена веществ. Также сильное мышечное напряжение негативно воздействует на позвоночник, что также невероятно опасно для жизни человека.

Проблемы с позвоночником возникают у многих водителей

От начального поражения позвоночника недалеко до остеохондроза, который считается бичом современного человека из-за сидячего образа жизни у представителей множества профессий. Симптомы такого профессионального заболевания водителей достаточно разнообразны и неприятны:

  • Тупые либо колющие боли в районе хребта;
  • Ощущение сдавленности и неподвижности («каменная спина»);
  • Сильные боли в районе таза и грудной клетки, словно пронизывающие тело;
  • При поражении шейных позвонков - временные помутнения сознания, галлюцинации в виде цветных точек;
  • Спазмы, головная боль.

Водители делают ошибку, идя на поводу у рекламы. Для ослабления боли они пользуются разнообразными кремами и мазями. Они способны оказать некоторое терапевтическое действие, однако для полноты эффекта необходимо временно прекратить вождение и заниматься лечебной гимнастикой, чего почти никто не делает.

Следующий этап представлен спондилоартрозом, который иногда называют грыжей позвоночника. Межпозвонковые диски перестают нормально снабжаться жидкостью и поддерживаться мышцами, в результате чего при каждом движении водителя происходит их истирание и накопление образовавшейся стружки. Симптомы ещё хуже, чем в предыдущем случае - профессиональные водители описывают обострение грыжи, как резкую невыносимую боль, не дающую поменять положение даже на миллиметр и отзывающуюся жжением во всех участках тела при наезде машины на мельчайшую неровность. Итогом становится операция и инвалидность третей группы на год, что означает отстранение от вождения.

Доктор Бубновский, который занимается лечением и реабилитацией профессиональных гонщиков из команды КамАЗ-Мастер, утверждает, что подобное заболевание легко предотвратить. Каждые 3–4 часа водитель должен останавливаться, выходить из автомобиля, упираться руками в прочную часть его кузова, а затем поочерёдно приседать на одну ногу, отставляя вторую далеко назад, что поможет растянуть межпозвоночные диски, улучшив их питание. Следом за этим профессиональному водителю нужно сделать не менее 10 наклонов вперёд с прямыми руками и ногами, а также 10 наклонов туловища вбок с широко расставленными ногами и руками, лежащими на боках. Желательно также оббежать автомобиль вокруг пару раз и затем постоять 1–2 минуты, опершись на кузов, чтобы расслабить мышцы и предотвратить развитие их заболеваний.

Сердечно-сосудистая система

Специалисты доказали, что у 80% водителей после 20-летнего стажа возникает варикозное расширение вен в той или иной форме. Длительное отсутствие движения вызывает сильные боли в ногах, слабость, отёчность и другие неприятные симптомы. Профилактика профессионального заболевания очень проста - требуется периодически разминаться при длительном , а также заниматься пробежками и ходьбой на протяжении длительного времени.

Не стоит игнорировать симптомы нарушения работы сердечно-сосудистой системы

У таксистов и водителей служб доставки, которые вынуждены работать в невероятно плотном графике, существует риск инфаркта, который связан с эмоциональным перенапряжением. Рекомендуется уменьшить в рационе количество продуктов, богатых холестерином, а также не налегать на кофе и крепкий чай, которыми часто злоупотребляют профессиональные водители. При невозможности самостоятельного успокоения в сложных ситуациях стоит посетить психолога, который назначит курс терапии.

По причине малой физической активности развивается атрофия сердечной мышцы, следствием которой является гипертония. Повышенное давление может стать причиной смертельно опасных болезней: инфаркта, инсульта, ишемической болезни. Метод профилактики такой профессиональной болезни водителя описан выше - физическая активность, снижение потребления кофеина и других энергетиков.

Половая система

Болезни водителей особенно неблагосклонны к мужчинам, поскольку их следствием может стать бесплодие и импотенция. Главная причина такой проблемы - отсутствие движения крови в органах малого таза. Предстательная железа, перестав получать достаточное питание, не выполняет более свою функцию. Останавливается выработка гормонов, уменьшается производство спермы, а сама простата увеличивается в размерах, вызывая дискомфорт в области таза, поражения кишечника и частое осложнённое мочеиспускание. Чтобы избавиться от подобного профессионального заболевания, достаточно заниматься гимнастическими упражнениями на протяжении длительной поездки.

Если не менять позу в течение длительного времени, в результате перегрева яичек может развиться мужское бесплодие. Сперматозоиды погибают от высокой температуры либо становятся малоактивными. Зачатие не удастся осуществить в течение 3–4 дней после такой поездки. Если же перегрев повторяется регулярно, сперматозоиды могут остаться нежизнеспособными навсегда. Такое профессиональное заболевание особенно опасно при наличии подогрева сидения.

Лёгкие

Поскольку водитель постоянно находится в окружении выхлопных газов, которые буквально стелются над оживлённой дорогой, он вынужден вдыхать более 200 токсичных соединений. Свой вклад в развитие профессиональных заболеваний делают и , при истирании которых образуется асбестовая пыль. Первым симптомом поражения дыхательной системы профессиональными заболеваниями является першение в горле, которое может сопровождаться несильным кровотечением. При игнорировании такого симптома можно добиться дистрофии слизистой оболочки, при которой она прекращает защищать лёгкие от токсического поражения.

У профессиональных водителей токсины и пыль проникают как в лёгкие, так и в бронхи. Ситуация усугубляется при курении, поскольку органы дыхательной системы становятся чувствительными и чрезвычайно восприимчивыми к таким поражениям. Результатом становятся воспалительные процессы, очаги которых со временем могут трансформироваться в онкологические новообразования. Профессиональным заболеванием водителей также является эмфизема - разрастание сосудов и соединительной ткани, уменьшающее объём лёгких. Эта болезнь смертельно опасна, поскольку при ухудшении вентиляции лёгких они становятся мишенью для вредоносных микроорганизмов.

Здоровье превыше всего

Даже если вы очень любите свой автомобиль, не следует жалеть его больше себя. Помните, что как машина нуждается в техническом обслуживании, так и человеческое тело - в правильном уходе, а также профилактике опасных заболеваний. Занимаясь гимнастикой и нормализуя своё питание, вы можете предотвратить инсульты, инфаркты, поражения позвоночника, а также сохранить работоспособность пищеварительной, дыхательной и половой системы.