Нарушение осанки 5 лет как исправлять. Механические повреждения позвоночника, как причина нарушений осанки

Сегодня у каждого десятого школьника при поступлении в первый класс диагностируют нарушение осанки, а после окончания школы такой диагноз слышит каждый четвертый. Около 70% детей имеют нарушения осанки, а 10% - боковое искривление позвоночника или сколиоз. Возникновение данной патологии Гиппократ объяснял - нарушением мышечного равновесия.

Осанка - это поза непринужденно стоящего человека, определяющаяся способностью без напряжений держать прямо голову и корпус. Осанка всецело зависит от положения позвоночника и как именно его в вертикальном положении удерживает мышечно-связочный аппарат. У детей с неправильной осанкой грудная клетка кажется запавшей за счет сведенных плечевых , голова наклонена вперед.

Правильную осанку можно охарактеризовать такими показателями:

  • положение туловища и головы в вертикальном положении;
  • нижние конечности выпрямлены в коленях и развернуты в тазобедренных суставах;
  • грудная клетка «развернута»;
  • плечи слегка отведены назад;
  • живот подтянут.

Следить за правильностью формирования осанки следует не только из эстетических соображений. Если осанка искривлена, то это может повлечь за собой психические и физические заболевания разной степени проявления, а также существенное снижение .

Как правило, нарушение осанки появляется в период бурного роста: 5-8 и 11-13 лет. В этот период мышцы и кости существенно увеличиваются в длину, а механизм поддержания позы приспосабливается к происходящим изменениям с небольшой задержкой. Наблюдаются отклонения в основном у детей семи - восьми лет.

Множество факторов провоцируют искривление позвоночника, к примеру:

  • Отрицательно сказываются на формировании позвоночника болезни и неправильное питание, так как они нарушают рост и правильное развитие костной, мышечной и хрящевой тканей.
  • К значимым факторам относят врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата. Увеличение поясничного изгиба практически неизбежно, если в тазобедренном суставе есть двусторонний врожденный вывих.
  • Склонность к отклонениям увеличивается при неравномерном развитии определенных групп мышц, особенно при всеобщей слабости мускулатуры. К примеру, если плечи опущены к низу - это свидетельствует о том, что трапециевидные мышцы спины работают недостаточно. Если плечи вытянуты вперед - это говорит о преобладании грудных мышц и слабенькой силе мышц, сближающих лопатки.
  • Перегрузка односторонней работой определенных мышц, также играет важную роль в формировании осанки, к примеру, неправильное положение туловища во время занятий, игр.

Все вышеуказанные причины усиливают или ослабляют существующие изгибы позвоночника, впоследствии, изменяется положение лопаток и плеч, положение тела становится асимметричным. Постепенно неправильная осанка становится привычной и может закрепиться. Обязательно присмотритесь к своему ребенку!

Положение сидя

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок сидел за столом правильно, не подкладывал одну ногу под себя, не сутулился, не косился, опираясь на локоть. Неправильным положением тела является и посадка, при которой туловище наклонено в сторону, повернуто или согнуто вперед. Причиной может быть далеко отставленный от стола стул, или слишком низкий стол (парта). Возможно книга, изучаемая ребенком, отодвинута далеко.

Привычка сидеть с высоко поднятым правым плечом, неизбежно приведет к формированию асимметричного положения плечевого пояса. Стол, за которым занимается Ваш ребенок, не должен быть для него высоковатым, низковатым. Левая рука не должна свисать со столешницы, а такое часто встречается, если стол круглый.

Положение стоя

Наиболее частой причиной формирования асимметричного положения тела является привычка стоять, отставляя полусогнутую ногу в сторону.

Гиподинамия

Именно гиподинамия (снижение силы мышечных сокращений и двигательной активности) является одной из основных причин нарушения детской осанки. Как это ни печально, но ХХ век не безосновательно можно назвать веком сидячего человека, или даже сидячей цивилизацией. Развитие крупных городских агломераций, современного транспорта, все новых машин, облегчающих труд дома, в школе - все это приводит к кардинальным изменениям образа жизни.

Начиная с трехлетнего возраста многие малыши вливаются в ряды групп умственного раннего развития, а далее этот процесс движется по нарастающей. С ранних лет дети приобщаются к просмотру видеопродукции, телевизора, уличные подвижные игры заменяют виртуальными. Опорно-двигательный аппарат при этом сознательно «выключается».

Физическое здоровье мышц и скелета от этого бездействия явно страдают. День ото дня они становятся все более слабыми и притягивают к себе множество патологий. Однако ребенок должен развиваться гармонично, а физическому развитию ни в коем случае нельзя позволять отставать.

Как вовремя распознать нарушение осанки у детей?

Главные признаки этогопатологического состояния следующие : При осмотре со спины, когда ребенок стоит: лопатки и плечи должны находиться на одном уровне. Подъягодичные складки позвоночника - на одном уровне.

При осмотре спереди следует отметить на одном ли уровне соски и ключицы. Можно выявить со стороны и вялую осанку, сутулость. Это возможно определить на глаз, а можно воспользоваться специальными тестами.

  1. Поставьте ребенка спиной к стене, ягодицы, лопатки, затылок - соприкасаются со стеной. Затем ребенок делает шаг вперед, при этом сохраняет правильное положение. Если Вы обнаружили искривление, то уложите малыша на твердую, ровную поверхность лицом вниз, а руки вытянуты вдоль туловища. Если в положении лежа искривление позвоночного столба не сохраняется, то в данной ситуации нарушение осанки, которую можно исправить.
  2. Ноги стоят прямо, ребенок наклоняется вперед, руки должны коснуться пола. Во время наклона, на спине выпячивание реберных бугров происходит строго симметрично слева и справа.
  3. Плечи зафиксированы, а центром подбородка с поворотом не менее 80-90 градусов необходимо коснуться плеча.
  4. Тест для мышц. Уложите ребенка на кушетку, лицом вниз, часть тела выше бедер должна находиться на весу вне кушетки, ноги придерживайте. Горизонтальное положение туловища ребенок должен удержать. В норме для 5-6 лет - 30-60 секунд, для 7-10 лет - 1-1,5 минуты, для 12-16 лет - от 1,5 до 2,5 минут. Этим тестом определяется способность Вашего ребенка к длительным напряжениям мышц спины.

После того как Вами в домашних условиях были выявлены слабость мышечной системы или нарушения осанки, настоятельно рекомендуем проконсультироваться с ортопедом. В случае необходимости будут назначены дополнительные методы исследования: электромиография, рентгенография, топографическая фотометрия (метод, появившийся не так давно).

Как предотвратить возникновение проблем с осанкой?

Основным условием правильной осанки является правильное развитие организма. Общепринятой нормой является соблюдение общего гигиенического режима: пребывание на свежем воздухе, регулярный прием пищи, чередование отдыха с занятиями. Укреплять мышечный корсет следует с первых дней рождения. Но ни в коем случае не торопите физическое развитие, к примеру, садить ребенка, если он еще не сидит, или заставлять ходить, чтобы обогнать сверстников. В дальнейшем чрезмерная ранняя вертикальная нагрузка способна призвести к возникновению ортопедических заболеваний. Если Ваше чадо и не собирается сидеть или ходить, то пускай он по максимуму двигается в положении лежа, или ползком.

Старайтесь заниматься с ребенком физическими упражнениями, поскольку недостаток физической активности становится основным препятствием развитию мышечного корсета. Крепость мышц спины и брюшного корсета при быстром росте необходимы. Если физические упражнения подобраны правильно, то они предупредят нарушение осанки или помогут ее определить.

Несколько советов по подбору упражнений:

  • Если есть склонность к сутулости, то спину следует разгибать до положения максимально выпрямленного;
  • Если плечи сведены вперед - выполняйте с детьми круговые движения одновременно двумя руками назад, сгибание рук на затылок, к плечам, отведение их назад;
  • Если плечевые суставы «свисают» - поднимание плеч, отведение рук через стороны вверх, с противодействием вытягивание рук вверх;
  • Правильной осанке способствуют упражнения на равновесие. Например, ходьба по бревну, скамейке с отведенными руками в стороны.

Для самых маленьких все упражнения должны носить игровой характер. Например, ребята с огромным удовольствие вытянут и выпрямят позвоночник, если их попросить показать ровненький столбик, или исправить поясничный лордоз помогут «прыжки лягушонка» и т. д. Дошкольники способны выполнять множество более сложных упражнений, главное красиво их припрятать за игровой формой.

Очень благоприятно будут влиять на осанку ребенка выработанная привычка начинать и завершать день упражнениями для укрепления мышц спины, брюшного пресса. Желательно заинтересовать детей проблемой их осанки, приучить думать о ней в течение дня, во время занятий и отдыха. Можно предложить ребенку следить не только за собственной осанкой, но и за положением спины и плеч товарища. Такое соревнование может выработать привычку следить за осанкой.

Приведенные выше советы являются скорее методами профилактики, так как они, в первую очередь, полезны здоровым детям. Если у ребенка обнаружены нарушения осанки, то необходимо, чтобы врач подобрал индивидуальный комплекс упражнений. Процесс лечения патологий опорно-двигательного аппарата сложный, длительный, требующий значительных усилий. Случается, что лечебные мероприятия и проблемы с осанкой делают недоступными некоторые стороны детской «общественной» жизни, поэтому лучше предупредить возникновение проблем с осанкой, нежели потом лечить.

Поддерживайте интерес ребенка к спортивным занятиям, к гимнастическим упражнениям и никогда не узнаете о проблемах нарушения осанки. Научите своего ребенка жить здорово!

Искривление позвоночника сегодня является наиболее распространенной хронической патологией костно-мышечной системы среди лиц детского и молодого возраста. Нарушение осанки у детей может иметь врожденную природу. Однако чаще патология является приобретенной и развивается после начала обучения ребенка в детском саду или школе. Это связано с длительным сидением за партой при отсутствии контроля над правильностью положения тела.

В основе приобретенного нарушения осанки у ребенка лежит длительное неправильное положение тела. К числу предрасполагающих факторов относят:

  • несоответствие размеров столов и стульев росту ребенка;
  • постоянное ношение портфеля или рюкзака только в одной руке;
  • астению;
  • низкую физическую активность;
  • слишком ранние попытки посадить младенца;
  • постоянное ношение младенца в одной руке или в одном положении;
  • ожирение;
  • недостаточность питания.

Нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младенцев могут быть врожденными или приобретенными в родах. Патология развивается при родовых травмах, нарушении процесса формирования скелета, врожденном подвывихе шейных позвонков, недостаточном развитии соединительнотканных образований и прочее. Коррекция осанки у таких детей является более сложной и не всегда оканчивается успешно.

Врожденная неправильная осанка может развиваться при неправильном питании матери, начиная с 4-й недели беременности. Именно в этом периоде формируются зачаток позвоночника – хорда.

Нарушения линии осанки чаще встречаются у подростков-девочек. Это обусловлено более быстрым ростом тканей и органов, чем у мальчиков аналогичного возраста. Костные структуры часто не успевают развиваться с необходимой скоростью и подвергаются деформации.

Классификация заболевания

Существует несколько классификаций, позволяющих идентифицировать заболевание. Нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста могут происходить в двух плоскостях – сагиттальной и фронтальной.

Искривление в сагиттальной плоскости:

  • уплощение физиологического изгиба в области поясницы с излишним выпячиванием грудного изгиба (сутулость);
  • уплощение всех изгибов позвоночника (плоская спина);
  • уплощение грудного отдела при нормальном развитии поясничного лордоза (плосковогнутая спина);
  • усиление грудного изгиба на протяжении всей груди (круглая спина);
  • увеличение грудного и поясничного изгибов (кругловогнутая спина).

Искривления во фронтальной плоскости могут быть обусловлены гипертонусом мышц в одной половине тела без органического изменения в строении позвонков. Это явление называют сколиотической дугой. Истинным сколиозом она не является. Сколиоз, основной диагностической чертой которого является изменения в строении или расположении позвонков, может иметь 4 степени тяжести:

  • 1-я степень – признаком истинного сколиоза является некоторая ротация позвонков. Признаки болезни видны только на рентгенограмме. Искривление не превышает 30%.
  • 2-я степень – Патология видна визуально. Уровень искривленности составляет 31-60%. Тело ребенка очевидно изогнуто в сторону.
  • 3-я степень – позвонки приобретают клиновидную форму. Изменения достигают 90%.
  • Процент искривления составляет более 90%. Происходит смещение внутренних органов.

3-я и 4-я степень сколиоза, как правило, приводит к тому, что ребенку приходится назначать инвалидность. Такие дети имеют выраженные изменения в работе внутренних органов, испытывают трудности при ходьбе и выполнении физической работы, страдают от множества хронических болезней, связанных с неправильным расположением почек, печени, кишечника.

Симптомы

Основным диагностическим признаком того, что формирование осанки проходит неправильно, является внешний вид малыша. У таких детей может отмечаться выпирание той или иной части тела, уплощение ягодиц, выпячивание живота, крыловидность лопаток, опущение плеч, сутулость. Такая симптоматика характерна для патологии сагиттального типа.

При сколиозе или сколиотической дуге искривление проявляется в виде асимметрии тела. На разном уровне могут находиться соски, плечи, голова может быть постоянно наклонена в сторону. В некоторых случаях отмечается атония мышц, слабое развитие скелетной мускулатуры.

Косвенно причины нарушения осанки у детей могут влиять и на общее состояние здоровья. Так, признаком сколиоза или искривленности позвоночника в сагиттальной плоскости часто являются частые бронхиты, сниженная экскурсия грудной клетки, боли в спине, опущение внутренних органов, хронические запоры, головные боли, боли в спине. Часто на фоне неправильного развития позвоночника формируется остеохондроз, межпозвоночные грыжи.

Диагностика

Диагностика нарушений осанки основывается на визуальном осмотре больного. Однако для подтверждения диагноза в обязательном порядке назначается рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ.

Визуально признаком того, что осанка начала неправильно формироваться, является асимметричность тела ребенка. Основные признаки асимметричности были описаны в предыдущем разделе данной статьи. Для более точной установки степени асимметричности может проводиться измерение расстояния между углами лопаток и седьмым шейным позвонком, расстояние между лопатками, расчет плечевого индекса.

Рентгенографические методики позволяют оценить тяжесть изменений, а также исключить ошибки, вызванные чрезмерной субъективностью визуального метода диагностики. На снимках отчетливо видны пораженные участки, а также изменения позвонков, вызванные искривлением.

Лечение нарушений осанки у детей и подростков

В основе консервативных методов, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину. В некоторых случаях используется внешняя поддержка позвоночника в правильном положении. При этом используется корсет для осанки, поддерживающий деформированный участок.

Говоря о том, как исправить осанку у ребенка, нельзя не упомянуть методики лечебной физкультуры. Грамотная физическая нагрузка позволяет в короткие сроки скорректировать начальные стадии искривления, предотвратив тяжелые последствия болезни. Одним из наиболее эффективных упражнений является вис на перекладине.

Для исправления сколиотической дуги применяются методы, позволяющие снять чрезмерное напряжение с мышечных слоев: электрофорез, массаж, пелоидотерапия, теплотерапия. Для повышения тонуса отстающих мышц используется импульсное лечение, душ-массаж, низкочастотная электротерапия.

Корректор осанки, выполненный в виде корсета, применяют при 2-3 степенях сколиоза. Он выполняет две основные функции:

  • способствует перераспределению нагрузки, снимая ее с позвоночника;
  • приучает ребенка правильно держать спину.

Ношение корсета может продолжаться от полугода до 2-3 лет. При этом устройство используется не постоянно. Достаточно, если корсет будет надет на ребенка в течение 5-6 часов в сутки.

Использование корсета считают эффективным, если угол искривления уменьшился на 5 и более градусов за первые 2 месяца.

Оперативное лечение заболевания показано при врожденной патологии. При этом врач фиксирует позвоночник и уменьшает угол его изгиба. Полного выздоровления после операции, как правило, не наступает.

Лечение в домашних условиях

На начальных стадиях болезни возможно остановить прогрессирование нарушений, как и исправить осанку ребенка дома. Необходимо следить, чтобы малыш всегда ровно держал спину и не находился длительно в одном положении. Так, для изучения домашнего задания вместо стола можно использовать позу лежа на животе, подложив под грудь подушку.

Разумеется, ребенок должен заниматься физкультурой. В домашних условиях будет достаточно ежедневной зарядки и некоторых гимнастических упражнений. Также в программу занятий следует включить вис на турнике.

Спать следует на спине, на жесткой кровати. Подушка должна быть плоской. При этом достигается оптимальное положение спины и снимается напряжение с мышц. Использовать кровати с панцирной сеткой или чрезмерно мягкими матрасами недопустимо.

Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у ребенка

Как и практически любую болезнь, легче предупредить нарушения осанки, чем заниматься ее исправлением. Профилактика заключается в создании оптимальных условий. Так, формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста возможно только при соблюдении следующих правил:

  • отказ от ношения рюкзака на одном плече;
  • прямое положение спины при сидении;
  • отказ от чрезмерных физических нагрузок;
  • создание благоприятных для ребенка условий труда и отдыха;
  • ношение подходящей по размеру и форме обуви;
  • регулярные осмотры у врача для ранней диагностики сколиоза при его появлении;
  • обязательная физическая активность, подвижные игры, спорт, подходящий по возрасту.

В целом, прогноз при сколиозе на начальных его стадиях благоприятный. При своевременном начале лечения выздоровление наступает в абсолютном большинстве случаев. Однако даже при использовании домашних методик борьбы с искривлением позвоночника следует предварительно проконсультироваться с врачом для подтверждения диагноза, оценки степени тяжести болезни и выбора подходящей программы упражнений.

Министерство образования и науки Украины

ЛНУ имени Тараса Шевченко

Старобельский факультет

Реферат

«Осанка. Типы нарушения осанки у детей и подростков. Профилактика нарушений осанки у детей и подростков»

Выполнила:

студентка 4 курсу

специальности

«Здоровье человека»

Домбровская Людмила

Старобельск 2011

Введение.

Осанка. Нарушения осанки у детей.

Профилактика нарушений осанки у детей.

Список использованных источников.


Введение.

Нарушения осанки являются одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Возникшие заболевания такого рода создают благоприятные условия для возникновения ряда других функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве, а так же впоследствии оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По некоторым данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях.

Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.

Цель курсовой работы: Изучить особенности физического состояния детей с нарушениями осанки.

1. Изучить учебно–методическую и научную литературу по теме курсовой работы.

2. Изучить особенности физического состояния характеристики детей с нарушениями осанки.

3. Определить соответствие этих характеристик возрастным нормам.


Осанка. Типы нарушения осанки у детей.

Особенностью позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб у детей начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6-7 месяцев жизни, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, а окончательно он закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, а окончательно формируется в школьные годы. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несовершенна, и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, не соответствующей росту ребенка мебели, очень легко возникают изменения формы позвоночного столба (сколиозы и патологические осанки)

Основные составляющие позвоночника анатомически - это позвонки. Их 32 или 34: 7 - шейные, 12 - грудные, 5 - поясничных, 5 - крестцовых и от 3-5 - копчиковых. Величина и формы позвонков различны, все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы более крупные, а чем вые - тем они меньше. Позвоночные отверстия образуют спинномозговой канал, через который проложен спинной мозг, нервные окончания которого передают информацию головному мозгу, получая от него ответные команды. Через отверстия в поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия. Пространства между остистыми отростками позвонков заняты связками и мышцами.

Суставные отростки, соединяясь друг с другом, образуют суставы. Также суставные отростки принимают участие в формировании межпозвоночных отверстий, через которые проходит нервно-сосудистая система позвоночника.

Работу позвоночного столба обеспечивает еще и расположенные между позвонками межпозвоночные хрящи, которые называют дисками. Они состоят из ядра и фиброзного, т.е. волокнистого кольца, окружающего ядро. Ядро имеет вид двояковыпуклой линзы и состоит из студенистого вещества. Межпозвонковые диски не имеют сосудов, поэтому поступление питательных веществ к ним и выведение продуктов обмена происходит через тела позвонков посредством диффузии, т.е. проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Благодаря своей эластичности ядро - замечательный амортизатор. Если поднять что-то тяжелое, агрессивная сила сдавливает позвонки. Студенистое ядро уплощается, теряя некоторое количество жидкости, при опускании груза - давление на диск становится умереннее, силы всасывания начинают преобладать над силами сжатия, и диск снова активно накапливает воду.

Фиброзное кольцо, окружая ядро межпозвоночного диска состоит из плотных пучков соединительной ткани, переплетающихся в разных направлениях. Эти продольные, вертикальные, косые и спиральные переплетения придают соединению соседних позвонков прочность и подвижность. К тому же фиброзное кольцо помогает ядру, защищает его, принимая на себя часть нагрузки.

Позвоночный столб укреплен многочисленными связками и мышцами. Они обеспечивают его движение и придают ему прочность. Мышцы позвоночника, или глубокие мышцы спины играют главную роль в поддержании тела в вертикальном положении и именуются разгибателями. Мышцы брюшного пресса, иначе, мышцы живота, - сгибатели позвоночника. Два смежных позвонка соединены в единую систему диском, суставами, мышцами и связками. Диск за счет эластичности своего ядра стремится оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки и мышцы, противодействуя усилиям диска, стараются сблизить позвонки. Здоровье позвоночника во многом зависит от выносливости мышечно-связочного аппарата. Чем крепче и выносливее мышцы и связки, тем меньшую нагрузку принимают на себя диски и суставы. Эластичность связок относительно постоянна. Мышцы можно и должно укреплять. При нарушении гармонии в активных усилиях сгибателей и разгибателей не достигается наиболее выгодная для конкретного действия конфигурация позвоночного столба. Это делает его чувствительным даже при выполнении самой обычной работы.

Напротив, когда мышечно-связочный корсет работает как полагается, позвоночный столб, словно некая изогнутая эластичная колонна, прочно стоит, опираясь на мышцы позвоночника и две камеры: брюшную и грудную. Попеременное сокращение диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса повышает давление то в брюшной полости, то в грудной клетке. Хорошо функционирующие глубокие мышцы спины и камеры с постоянно меняющимся давлением способны создать и сохранить оптимальную форму позвоночника при совершении каких-либо движений.

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Нарушение осанки может проявляться уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.

По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Большинство родителей мало обращают внимания на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нем подаренный к 16-летию взрослый костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные окрики: "Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь?!"

Между тем именно родители виноваты в том, что их ребенок (уже юноша или девушка) имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является "архитектором" фигуры ребенка. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка может способствовать развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создавать неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обусловливают амортизирующие особенности позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. При этом даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонение от нормы.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе.

Для выявления нарушения осанки существует специальная методика.

Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединены перед собой.

Выявляя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно выявить с помощью сантиметровой ленты, измерив "треугольник" на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния:

7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) - нижний угол левой лопатки (расстояние А);

7-й шейный позвонок - нижний угол правой лопатки (расстояние В);

расстояние между нижними углами лопаток (С).

При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2-3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки ("крыловидные лопатки", кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке.

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: ширина плеч (см) деленная на плечевую дугу (см), умноженное на 100 %.

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 % и ниже - сутулость, от 90 до 100 % - нормальная осанка.

Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Рассмотрим подробнее нарушения в сагиттальной плоскости.

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;

е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Различают 3 степени нарушения осанки:

1 степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 степень - характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1 - 2 степени нарушения осанки, для школьников - 2-3 степень.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз (от греч.scolios - изогнутый, кривой) представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси торсия. Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости - наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно-важных систем организма больного. Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

Выделяют 3 группы сколиозов.

Дискогенный - возникает при нарушении обмена в соединительной ткани. Изменяется структура позвонков, ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок, что приводит к развитию сколиоза.

Статический сколиоз возникает при асимметричной нагрузке на позвоночник вследствие врожденной или приобретенной асимметрии тела. Паралитический сколиоз развивается из-за асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности.

Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией, торсией позвонков.

Функциональный сколиоз (неструктурный) - обратимое укороченное растяжение связок мышц, асимметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвонковых суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

При визуальном исследовании, выявив у больного реберное набухание, ставят первичный диагноз - сколиоз. Для объективного заключительного диагноза необходимо рентгенографическое исследование в положении лежа и стоя.

Самыми опасными возрастными периодами в течении сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов).

К сожалению, отсутствие четкого разграничения функциональных изменений конфигурации позвоночника (дефектов осанки) и заболеваний (структурных сколиозов) часто приводит к диагностическим ошибкам, а, следовательно, к неадекватности лечебно-оздоровительных мероприятий. Поэтому очень важно, чтобы коррекция возникших деформаций позвоночника проводилась после консультации и под наблюдением врача-специалиста.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).

Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области.

На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и другие виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 степени (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 степени дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере. Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

Профилактика нарушений осанки.

Методы борьбы с нарушениями осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный метод воздействия на организм, включающий продуманную и всестороннюю систему мер.

Чтобы избежать патологических изменений опорно-двигательного аппарата у ребенка, необходимо позаботится о том, чтобы он правильно развивался с самого раннего детства. Позвоночник младенца легко деформируется, что впоследствии может привести к различным его искривлениям.

Чтобы этого избежать, необходимо организовать для ребенка правильную постель. Матрац должен быть жестким, а подушка плоской и тоже не слишком мягкой. Мягкая постель принимает форму тела, и спина становится округлой. Нельзя укладывать грудного ребенка спать только на спину - это вредно для его позвоночника. Чтобы неокрепшие кости не деформировались, младенца надо класть попеременно то на правый, то на левый бок. Время от времени можно укладывать его на живот, убирая при этом подушку.

Начиная с пятимесячного возраста ребенок делает попытки сесть. Но не торопитесь заставлять его сидеть, тем более оставлять надолго в этом положении обложенного подушками: его мышцы еще недостаточно окрепли, и позвоночник может деформироваться. Будьте также осторожны, когда малыш начинает подниматься на ноги, а затем делать свои первые шаги. Не принуждайте его стоять дольше, чем ему самому хочется. Это тоже может привести к искривлению позвоночника, так как мышцы еще не в состоянии поддерживать позвоночный столб. И наконец, важно научить ребенка правильно ходить. Нарушение равновесия при ходьбе вырабатывает плохую осанку.

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий). Если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8-9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдая за детьми, необходимо постоянно напоминать им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу. Поэтому не теряя терпения и необходимо методично добиваться того, чтобы ребенок в конце концов привык держать спину прямо.

Очень полезно проводить с детьми тренировки в игровой форме. Например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Для этого спину надо держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает хорошую осанку. Ведь недаром восточные женщины славились во все времена своей походкой и осанкой благодаря тому, что их с детства приучали носить на голове кувшины с водой. Упражнение с предметом на голове (это может быть плоский мешочек, наполненный песком, набитый бумагой или лоскутами) можно разнообразить, предложив ребенку приседать, повернуться вокруг себя, проделать различные движения руками и т. д.

Детей с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от уроков физкультуры в школе или определяют в специальную медицинскую группу, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями.

Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин). Такие дети могут заниматься в школьных секциях или группах начальной подготовки ДЮСШ избранными видами спорта, которые дают "симметричные" и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно или попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает срединное положение во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку.

"Симметричные" нагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилем "брасс" и на спине, гребля; смешанные нагрузки - волейбол, баскетбол, футбол, многоборье комплекса ГТО, художественная гимнастика и др.

Регулярные занятия перечисленными видами спорта на фоне общефизической подготовки способствуют гармоничному физическому развитию.

При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяют для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже 1 раза в 3-4 месяца.

Список использованных источников .

1. Аронов, Д.М. Сердце под защитой. / Д.М.Аронов.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 243 с.

2.Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: учеб. пособие / М. М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.

3.Балмашев В. С. Коррекция в силовой подготовке школьников: учеб. пособие / В. С. Балмашев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 70 с.

4.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л. В. Волков. Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.

5.Гриненко, М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений./ М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников. -М.: Физкультура и спорт, 1984. – 73 с.

6.Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. – 69 с.

7.Завьялова, Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т. П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.

8.Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

9.Короткова Е. А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие / Е. А. Короткова, Л. А. Архипова, Н. В. Фомичева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 100 с.

10. Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие / В. Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2004. – 264 с.

11.Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.

12. Кунер, К. Аэробика для хорошего самочувствия./ К. Кунер. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 235 с.

13.Левит К., Захсе Й., Янда Е. Мануальная медицина: Пер. с нем. / К. Левит, Й. Захсе, Е. Янда. – М.: Медицина. – 1993. – 345 с.

14.Общее физкультурное образование: т. 1: школьное физкультурное образование: учебник / И. И. Сулейманов, В. И. Михалев, В. Х. Шнайдер [и др.]. – Омск: Изд-во СибГАФК, 1998. – 266 с.

Здоровый позвоночник - уникальное и отменно сбалансированное устройство, поддерживающее функциональность опорно-двигательной системы человека и корректную работу внутренних органов. Правильная осанка означает не только стройность, но ещё и здоровье. К сожалению, искривление позвоночника сегодня вовсе не редкий диагноз, и часто его ставят уже в юном возрасте. Распространённость патологий осанки среди дошкольников и школьников растёт с каждым годом, вызывая серьёзное беспокойство у врачей-ортопедов.

Обладатель хорошей осанки может без напряжения удерживать туловище в прямом положении. Изгибы позвоночника у него равномерны, боковых отклонений нет. Голова расположена вертикально, плечи и таз симметричны, лопатки находятся на одинаковом уровне и плотно прилежат к рёбрам сзади. При нарушенном расположении частей тела по отношению друг к другу можно говорить о порочной осанке.

Правильная осанка - это не только красивая спина, но и ещё здоровый позвоночник

Осанка - это привычное, непринуждённое положение тела, которое сохраняет человек в покое и при движениях, основанное на условных рефлексах, приобретаемых и закрепляемых в процессе жизни.

А.А. Корж, Е.П. Меженина, А.Г. Печерский, В.Г. Рынденко

Согласно данным ВОЗ, среди детей до семи лет каждый второй имеет какие-либо проблемы с осанкой. К начальным классам их количество возрастает до восьми человек из десяти. Распространённость нарушений осанки у подростков приближается к 100% случаев.

Позвоночный столб новорождённого по форме напоминает пологую дугу, обращённую выпуклостью назад. В результате развития ребёнка первым появляется шейный лордоз, следом грудной кифоз и последним - лордоз в поясничном отделе. Большую роль в развитии позвоночника играют мышцы, окружающие позвоночный столб, именно они формируют правильную осанку, и их состояние влияет на величину физиологических изгибов. Неправильное распределение тонуса мышц приводит к появлению патологического искривления - порочной осанки.

Различают пять типов нарушения осанки:

  • сколиотическая - боковое отклонение позвоночного столба при сохранении нормальных физиологических изгибов;
  • плоская спина - слабовыраженные, сглаженные физиологические изгибы позвоночного столба;
  • кифотическая осанка - чрезмерное усиление грудного изгиба;
  • кифолордотическая осанка - усиление одновременно грудного и поясничного изгибов;
  • лордотическая осанка - чрезмерное усиление поясничного изгиба.

Выявить нарушение осанки и определить его тип поможет ортопед

Каждый из видов деформации имеет свои особенности и методы диагностики и лечения.

Нарушения осанки чаще всего имеют функциональный характер - при соблюдении назначений специалиста-ортопеда возможно полное исправление дефекта.

Причины развития дефектов осанки у детей

Различают две основные группы деформаций позвоночника:

  • врождённые;
  • приобретённые.

Врождённые искривления возникают во время внутриутробного развития ребёнка. К ним относятся недоразвитие позвонков (например, клиновидная форма), дефекты позвоночника и отдельных частей, патологии грудной клетки, тазового пояса, тазобедренных суставов, нижних конечностей. На эту группу приходится небольшая часть нарушений осанки, но зато они сложнее поддаются коррекции. Значительно чаще наблюдается приобретённое искривление позвоночника, обусловленное слабостью мышц, отвечающих за осанку.

Приобретённые нарушения положения позвоночника возникают по ряду причин, среди них:


Симптоматические проявления

Сам факт нарушения осанки у ребёнка ещё не считается болезнью, но создаёт предпосылки для развития патологий опорно-двигательной системы и сбоев в работе внутренних органов.

Первый признак неправильной осанки - это вид спины ребёнка в положении стоя:


По мере прогрессирования патологических изменений позвоночника, костей таза, грудной клетки неправильное положение скелета начинает влиять на состояние внутренних органов. Плоская или сутулая спина мешает нормальным движениям грудной клетки, дыхание становится поверхностным, развивается кислородное голодание, анемия, снижение скорости обменных процессов. Затруднение дыхания провоцирует развитие хронических ОРВИ, бронхитов, пневмоний.

Чрезмерный прогиб поясницы, вызванный лордотической осанкой, провоцирует ослабление брюшного пресса и опущение органов брюшной полости.

Дети, страдающие любыми искривлениями, могут жаловаться на боли в области позвоночника, головную боль, снижение остроты зрения. Они апатичны, быстро устают, подвержены частым простудам.

Методы диагностики

При любом подозрении на деформацию позвоночника у ребёнка необходима консультация детского вертебролога или ортопеда. Врач визуально осматривает малыша в трёх позициях: спереди, сзади и сбоку. Специалист оценивает расположение частей тела относительно друг друга. Особое внимание ортопед обращает на степень отклонения остистых отростков позвонков от средней линии тела, особенности формы грудной клетки, симметричность положения рёбер, длину и форму нижних конечностей.

При подозрении на сколиоз показательным считается тест Адамса. Стоящего на прямых ногах ребёнка просят наклониться вперёд, при наклоне будет чётче заметен реберный горб.


При наклоне вперед боковое искривление заметно лучше

Визуальный осмотр является довольно субъективным методом диагностики, поэтому для постановки точного диагноза необходимо рентгенологическое обследование.


Рентгеновское исследование необходимо для подтверждения диагноза

В особых случаях может потребоваться МРТ или компьютерная томография позвоночника.

Методы лечения нарушений осанки

Терапия деформаций осанки любого вида требует комплексного подхода. Совокупность лечебных мер направлена на решение двух основных задач: сформировать полноценный мышечный корсет и выработать правильный функциональный и двигательный стереотип.

Для этого широко используются такие методы, как:

  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • физиолечение (электромиостимуляция, электрофорез, парафинолечение, талассотерапия);
  • водолечение (гидромассаж, лечебное плавание);
  • кинезиотерапия;
  • ношение корректора осанки.

Оптимальный комплекс лечебных мер подбирает врач-ортопед после полного обследования ребёнка. Методы терапии напрямую зависят от возраста пациента и степени выраженности искривления. Всех детей с дефектом осанки обязательно ставят на диспансерный учёт.

Лечебная физкультура

Значение ЛФК в терапии искривлений сложно переоценить. Применять корригирующие упражнения можно с младенческого возраста. В грудном возрасте лечебная физкультура идёт в тандеме с массажными манипуляциями и включает пассивные, активно-пассивные упражнения и укладки.

Детям дошкольного возраста и школьникам лечебный комплекс индивидуально подбирается ортопедом с учётом развития скелета и мышечной системы ребёнка и может включать упражнения:

  • дыхательные;
  • общеукрепляющие;
  • корригирующие;
  • координирующие.

Особое внимание при лечении нарушений осанки уделяется корригирующим упражнениям:

  • при кифотической осанке показаны упражнения для пояса верхних конечностей, направленные на растяжение грудных мышц;
  • для плоской спины подбираются упражнения, равномерно нагружающие спину, мышцы груди и пресса, верхние и нижние конечности;
  • при асимметрии позвоночника (сколиотической осанке) показаны упражнения для растяжения мышц на вогнутой стороне дуги и увеличения подвижности всех отделов позвоночника.

Лечебная гимнастика - основной метод коррекции нарушений осанки у детей

Примерный комплекс общеукрепляющих упражнений для детей с нарушением осанки

Упражнения для устранения искривлений подбираются врачом с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, возраста и уровня подготовленности. Важным аспектом в терапии нарушений осанки является регулярность занятий лечебной физкультурой. Рекомендуется выполнять комплекс ежедневно до полного выздоровления.

  1. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, разводя локти в стороны, и опустить вниз. 5-6 раз.
  2. И. п. - то же. Руки вверх, потянуться, бросить мяч назад, через стороны руки вниз. 3-4 раза
  3. И. п. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку. Следить за сохранением правильной осанки. 4-6 раз.
    Занятия с мячом помогут укрепить мышцы спины
  4. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, смотреть вперёд. Наклоны вправо и влево.
  5. И. п. - лёжа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить («ножницы»), не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. 8-10 раз.
  6. И. п. - лёжа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхательное упражнение. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе - опускались. 3-4 раза.
  7. И. п. - лёжа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении, считая до 5-10. 3-4 раза.
  8. И. п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поочерёдное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, считая до 3-5. По 4-6 раз каждой ногой.
  9. И. п. - лёжа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища с одновременным выпрямлением рук в стороны - вдох; вернуться в и. п. - выдох. 3-4 раза.
  10. Лёжа на спине. Поочерёдное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). По 8-10 раз каждой ногой. Отдых лёжа на спине, спокойное дыхание в произвольном темпе - 20-30 с.
  11. И. п. - лёжа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь и сближая лопатки; лечь, расслабляя мышцы. 3-4 раза.
    Упражнения в позиции лёжа на животе помогают укрепить спинную мускулатуру
  12. И. п. - лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти - «мост». 2-3 раза в медленном темпе.
  13. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, руки в стороны, вверх, потянуться, руки в стороны и вниз. 4-5 раз.
  14. И. п. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 с. То же другой рукой и ногой. 3-4 раза в медленном темпе.
  15. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак; поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Через стороны руки вниз. 4-5 раз в медленном темпе.
  16. И. п. - основная стойка, палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. 6-8 раз в медленном темпе.
  17. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, наклон в сторону, смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же в другую сторону. По 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе. Упражнения с палкой полезны для осанки

Роль массажа в коррекции нарушений осанки

Массаж играет исключительную роль в терапии дефектов развития осанки. Правильно проведённая процедура лечебного массажа усиливает кровообращение в позвоночнике и удерживающих его мышцах, восстанавливает эластичность связок, увеличивает подвижность позвоночного столба. Кроме того, такие манипуляции активизируют рефлексогенные точки, снимают мышечные спазмы, характерные для любого типа нарушения осанки.

Массаж, показанный при искривлениях, строго дифференцирован. Специалист выявляет участки болезненности, перерастянутые и, напротив, перенапряжённые мышцы. За формирование и поддержание осанки отвечает мускулатура, расположенная вдоль позвоночника, грудные мышцы, мышцы брюшного пресса и ягодичные, поэтому детям с дефектами развития позвоночника показан курс общего массажа или локальное воздействие, включающее проработку области позвоночника, ягодиц, мышц груди и живота. Цель первого курса процедур - восстановить подвижность всех отделов позвоночника, снять скованность и болезненность мышц. Последующие курсы необходимы для поддержания мобилизующего эффекта.


Массаж - основной метод коррекции нарушений осанки

Методы физиолечения

В комплексном лечении деформаций позвоночника немаловажная роль отводится физиотерапевтическим методам:

  • электротерапия;
  • теплолечение;
  • ультразвуковая терапия;
  • магнитотерапия;
  • водолечение.

Электротерапия для коррекции осанки используется в виде электростимуляции и электрофореза. Электростимуляция призвана ускорить нарастание мышечного корсета, улучшить сократительную способность мышц. Электрофорез назначается с целью предупредить появление остеопороза.

Теплолечение назначается для усиления кровообращения и снятия болезненности в мышцах. Хороший терапевтический эффект дают парафиновые аппликации. Водолечение оказывает стимулирующий эффект на иммунную систему организма, лечебное плавание равномерно развивает мышечный корсет ребёнка.

Наилучший результат даёт комбинирование различных физиотерапевтических методов в сочетании с другими нехирургическими способами терапии: массажем, лечебной гимнастикой.

Гидротерапия и грязелечение

Водолечение показано детям с проблемами осанки в качестве дополнительного общеукрепляющего и закаливающего средства. Физиотерапевт может назначить солевые ванны курсом от 10 до 12 процедур. Хорошо поможет курс грязелечения. Профилактические курсы для закрепления результата проходят несколько раз в году.

Огромную пользу детям любого возраста приносит плавание. Занятия в воде стимулируют иммунитет ребёнка. Во время плавания задействованы все мышцы тела и конечностей, что обеспечивает гармоничное развитие и укрепление мускулатуры.


Плаванье гармонично развивает мускулатуру ребёнка

Кинезиотерапия для коррекции осанки

Кинезиотерапия - современный метод лечения самых разнообразных проблем двигательной системы. Разработал и запатентовал эту методику доктор Бубновский. Суть метода и отличие от классической лечебной физкультуры в том, что упражнения выполняются через небольшую боль. Кинезиотерапия даёт хорошие результаты даже при запущенных формах сколиозов, но специалисты не рекомендуют пытаться выполнять упражнения Бубновского дома. Комплекс назначается врачом, лечение должно проводиться под контролем медицинского работника, знакомого с особенностями данной методики.

Использование корсетов и реклинаторов

В лечении искривления позвоночника уже много лет успешно используются различные корректоры осанки. Врач-ортопед будет настаивать на ношении корсета в случае:

  • прогрессирования искривления осанки;
  • бурного роста костной системы;
  • перенесённых травм спины;
  • заболеваний, оказывающих негативное влияние на костную ткань;
  • тяжёлой степени сутулости - для профилактики сдавливания лёгких и сердца.

Корсет помогает удерживать спину в правильном положении

Корсеты детям с начальной степенью нарушения осанки изготавливаются из эластичного материала, обеспечивающего комфорт при ношении. По форме они бывают в виде обычного пояса, жилета или реклинатора (корректора со скрещёнными за спиной лямками). Принцип работы реклинатора в том, что лопатки и плечи отводятся назад, удерживая спину в выпрямленном положении.

Детям с первой степенью сутулости подойдут более плотные корректоры со вшитыми рёбрами жёсткости. В случаях выраженной деформации применяются тяжёлые конструкции, в которые вставлены алюминиевые пластины. Такая система даёт ребёнку возможность держать спину выпрямленной и снимает нагрузку с грудного отдела.

Оперативное лечение

Случаи, когда ребёнку с дефектом осанки требуется оперативное лечение, довольно редки.

Абсолютные показания к операции:

  • деформация более 45°;
  • быстрое прогрессирование болезни при деформации менее 40–45°;
  • появление неврологических симптомов, болевого синдрома.

Хирургическое вмешательство подразумевает установку металлоконструкции с одновременной костно-пластической фиксацией и крайне травматично для организма ребёнка. Нужно помнить, что оперативное лечение сопровождается длительным восстановительным периодом. Кроме того, по мере роста организма может потребоваться повторная операция.

Хорошие результаты хирургическое вмешательство даёт на позвоночнике, практически прекратившем рост (в возрасте 14–15 лет).

Прогноз и возможные осложнения искривления позвоночника

Своевременное выявление и адекватное комплексное лечение нарушений осанки обычно приводит к полному устранению деформации. Прогноз благоприятен при условии, что исключены негативные факторы, влияющие на позвоночник ребёнка: соблюдаются требования к рабочему месту, режим двигательной активности и отдыха.

Но если оставить без внимания первые признаки искривления позвоночника, последствия для организма будут плачевными:

  • искривление приводит к стремительному прогрессированию дегенеративно-дистрофических процессов двигательного аппарата - стремительно развивается остеохондроз, деформирующий суставов нижних конечностей;
  • по мере усугубления искривления в грудной части позвоночника происходит деформация грудной клетки, следом за чем нарастает сдавление сердца и лёгких;
  • мышцы пресса ослабевают и атрофируются, что приводит к опущению органов брюшной полости и нарушению их функций.

Меры профилактики

Формирование здоровой спины и профилактика порочной осанки должны начинаться в раннем дошкольном возрасте. Необходимо прививать ребёнку правильный стереотип движений и одновременно укреплять мышечный каркас.

Большую роль в профилактике искривлений позвоночника играют:

  • чёткий режим дня ребёнка;
  • качественное питание;
  • грамотный подбор подушки и матраса;
  • удобная обувь;
  • правильное устройство рабочего места;
  • адекватная двигательная активность;
  • закаливающие процедуры;
  • профилактический массаж.

Все дети должны регулярно посещать врача, чтобы не пропустить первые признаки порочной осанки.


Занятия физкультурой - отличное средство профилактики нарушений осанки у детей

Гимнастика для укрепления мышц спины: видео

Для родителей важно видеть своих детей здоровыми и успешными. Отличное самочувствие ребёнка складывается из многих факторов, и одним из них является правильная и красивая осанка. Регулярные медицинские осмотры и ответственное выполнение рекомендаций врачей-ортопедов позволят избежать проблем с позвоночником и сохранить здоровье малыша.

Первое впечатление о человеке формируется, в том числе и по тому, насколько ровно он держит спину, то есть по правильной осанке. Помимо благоприятного воздействия на окружающих, это еще и залог здоровья человека. Неправильная осанка влечет, кроме излишней нагрузки на позвоночник, множество проблем в работе всех систем и органов, в первую очередь, опорно-двигательного аппарата.

Люди высших классов по всему миру очень внимательно следили за осанкой детей с самого раннего возраста. Сегодня родители мало обращают внимание на то, как ребенок держит спину . В бесконечных родительских заботах, они следят за питанием, поведением, обучением своего малыша, а про нарушение осанки у детей дошкольного возраста родители узнают у врача, когда проблема уже появилась.

Тело ребенка стремительно растет, поэтому и формирование осанки происходит до 24-летнего возраста. Искривление позвоночника у детей школьного возраста может быть вызвано множеством факторов, поэтому его здоровье стоит проверять ежегодно. Правильная осанка характеризуется по следующим признакам:

  • Туловище расположено вертикально;
  • Грудная клетка развернута;
  • Мышцы живота подтянуты;
  • Лопатки расположены близко друг относительно друга;
  • Плечи отведены.

Патологией считают любые нарушения этих признаков. Врачи выделяют три степени искривления позвоночника:

  • 1 степень – ребенок способен держать спину прямо и ровно, но забывает об этом, и в свободном положении его осанка нарушена;
  • 2 степень – неровное положение позвоночника исправляется, если ребенок висит на турнике и при распрямлении тела.
  • 3 степень – нарушения сохраняются даже при висе на перекладине.

Почему портится осанка?

Причины нарушения осанки у детей могут быть как врожденными, так и приобретенными. Нарушения, выявленные сразу после родов могут быть вызваны внутриутробными отклонениями при формировании позвоночного столба, родовыми травмами. Чаще всего искривления позвоночника носят приобретенный характер.

  • Читайте также:

Причинами, по которым у ребенка нарушается осанка, могут стать социальные условия, а именно:

  • Малоподвижный образ жизни;
  • Неудобная мебель, ее несоответствие росту ребенка;
  • Плохое освещение рабочего стола;
  • Ношение портфеля на одном плече или использование вместо него сумок или пакетов и др.

Во все перечисленных ситуациях у ребенка фиксируется неправильное положение, в котором он находится длительное время, а со временем привычка сохраняется. Также на формирование осанки у детей дошкольного возраста влияет и то, как взрослые ухаживают за ними в грудном возрасте.

Для осанки неблагоприятны ношение малыша на одной руке, присаживания ребенка до пяти – шести месячного возраста, попытки ставить малыша на ноги слишком рано, а также нахождение ходящего ребенка при прогулке постоянно только с одной стороны от родителя.

  • Читайте также: .

Также развитию правильной осанки сильно мешают следующие факторы здоровья:

  • Недостаточность нагрузки на мышцы;
  • Лишний вес;
  • Гипотрофия;
  • Неразмеренный режим дня;
  • Недостаточное потребление в пищу витаминов и минеральных веществ;
  • Соматическая ослабленность.

Последствия плохой осанки

Неправильная осанка у ребенка, когда организм еще только формируется, неизбежно приводит к массе неприятностей, а именно:

  • Внутренние органы опускаются, происходит их сдавливание, в результате чего могут развиваться болезни или нарушения всем систем и органов;
  • Из-за нарушения нормального кровообращения становится хуже память, появляются головные боли, быстрая утомляемость;
  • Объем легких заметно уменьшается;
  • Появляются боли в области спины, ребенку становится тяжело долго сидеть;
  • Появляется одышка, отставание в физическом развитии и другое.

Если осанка нарушена со смещением позвоночной оси в сторону, это состояние называют сколиотической дугой. От настоящего сколиоза ее можно отличить лишь путем рентгенографии. Но тем не менее, это заболевание не менее опасно, чем сколиоз и серьёзные искривления влекут за собой инвалидность.

  • Возможно вам нужна информация:

Более других подвержены сколиозу девушки от 11 до 14 лет, когда она очень быстро растет, и при этом начинается половое созревание. Это происходит вследствие того, что мышечная масса не успевает за быстрым ростом скелета. Искривления позвоночника могут сопровождаться возникновением позвоночного горба. Во время осмотра такого ребенка, у него можно заметить большое выпячивание в области груди. У таких детей появляются боли в области груди, им становится сложно просто опереться на спинку стула.

  • Читайте также:

Лечение и профилактика

Скелет человека, в том числе и позвоночник, начинает формироваться задолго до рождения человека и продолжается вплоть до его взросления. Особенно важным является период до года, когда ребенок очень стремительно учится владеть своим телом: держать голову, сидеть, стоять ходить. В это время важно не навредить позвоночнику ребенка. В этом помогут некоторые рекомендации:

  • Не приучайте малыша спать на мягком и не усаживайте его на подушки.
  • С самого рождения ребенка стоит периодически выкладывать на животик, а после трех месяцев его бодрствование должно проходить преимущественно в таком положении.
  • Не стоит водить ребенка за руки до того, пока он не научился ходить. То же самое касается и присаживания малыша – не стоит сажать его в стульчик, между подушек или на коленки до того, пока он не начал делать этого самостоятельно.
  • Не стоит постоянно таскать ребенка на одной руке.
  • Следить за тем, насколько правильно малыш держит спину при сидении на стуле можно уже с двух – трех лет.

Особо внимательно нужно следить за правильной осанкой у школьника, поскольку повышенные нагрузки при длительном сидении за партой или у компьютера провоцируют развитие нарушений осанки у подростков.