Синдром вегетативной дисфункции. Современные взгляды на лечение синдрома вегетативной дистонии у детей

На сегодняшний день наиболее частым заболеванием среди соматических стал синдром вегетативной дисфункции (СВД), больше знакомый как вегето-сосудистая дистония.

Врачи до сих пор так и не могут определиться, какой специалист должен постоянно наблюдать пациентов с таким синдромом - терапевт (если речь идет о взрослом человеке), педиатр (у детей), психиатр, невролог, эндокринолог или кардиолог. Это обусловлено тем, что пациент с данным заболеванием имеет обычно много различных жалоб.

Причинами заболевания может быть наследственность, хронические болезни сердца и сосудов, эндокринной системы, нервной системы, проблемы при беременности и родах, которые влекут поражение головного мозга, гиподинамия и хронические стрессы.

Очень часто синдром возникает на фоне невроза. В результате сильнейшего стресса травмирующая ситуация неосознанно вытесняется психикой человека и вследствие этого вытеснения проявляется невротическое состояние, очень часто «бьющее» по внутренним органам.

Как проявляется синдром вегетативной дистонии?

  • Кардиоваскулярный синдром. Другими словами, сердечно-сосудистый. У больного отмечается нарушение сердечного ритма в виде тахикардии, брадикардии или экстрасистолии, скачки давления, бледность или мраморность кожи, часто холоднеют конечности. Периодически причиняю дискомфорт в области сердца ноющие боли, не связанные с нагрузками.
  • Гипервентиляционный синдром. Человеку дыхание учащается, из крови при этом выводится чересчур много углекислого газа, в результате чего возникает головокружение, мышечные спазмы и потеря чувствительности в конечностях и области вокруг рта.
  • Раздраженного кишечника синдром. Частые позывы в туалет, боль в животе, вздутие, тошнота и рвота.
  • Этот синдром чаще встречается у детей и проявляется ознобами или беспричинным повышением температуры.
  • У детей наблюдаются нарушения сна, утомляемость, метеочувствительность и склонность к частым простудным заболеваниям и аллергии.

Чаще СВД проявляется в проблемах с сердцем. Вообще, это заболевание достаточно сложно диагностировать, поэтому пациента направляют сразу к нескольким специалистам для сбора данных о работе его организма. Обязательно делается электрокардиограмма для проверки сердечного ритма и кардиоинтервалография.

Лечение синдрома вегетативной дисфункции

Синдром нарушает работу многих внутренних органов. В результате него развивается дискинезия ЖКТ, мочеполовой системы, происходят изменения в работе сердца и сосудов. Если синдром вегетативной дисфункции нервной системы не лечить и не заниматься его профилактикой, то со временем это может перерасти в более знакомые заболевания - мочекаменную болезнь, гипертонию, желчнокаменную болезнь. Таким образом, мы понимаем, что все взрослые проблемы берут свое начало в младенчестве и детстве. Поэтому СВД необходимо лечить серьезно и комплексно. Существуют также не медикаментозные виды лечения. К ним относятся:

  1. Полноценное питание, нормализация режима дня. Необходимо спать не менее восьми часов в день
  2. Трехчасовые прогулки на улице, профилактика малоподвижного образа жизни
  3. Плавание, закаливание
  4. Иглотерапия, электросон, физиотерапия
  5. Ограничение эмоционального и интеллектуального напряжения
  6. Взрослым стоит придерживаться здорового образа жизни, отказаться от курения и алкоголя, а также можно начать занятия дыхательной гимнастикой или йогой.

Если вы услышали от педиатра такой диагноз, как синдром вегетативной дистонии (вегето-сосудистой дистонии), не начинайте скупать лекарства, а попробуйте сначала пересмотреть режим дня и рацион питания малыша. И только если это не даст результата, придется лечить ребенка медикаментами под контролем врача.

– симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой. Вегето-сосудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей включает функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазография и др.). В лечении вегето-сосудистой дистонии у детей используется медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое воздействие.

Непосредственными триггерами вегетативной дисфункции в большинстве случаев служат неблагоприятные метеоусловия, климатические особенности, неблагополучная экологическая обстановка, гиподинамия, дисбаланс микроэлементов, чрезмерная физическая нагрузка, нерациональное питание, нарушение режима дня, недостаточный сон, гормональная перестройка пубертатного периода. Проявления вегето-сосудистой дистонии у детей манифестируют в периоды активного роста ребенка, когда функциональная нагрузка на организм особенно велика, а нервная система лабильна.

Вегетативные нарушения сопровождаются разнообразными реакциями симпатической и парасимпатической систем, обусловленными нарушением выработки кортикостероидов, медиаторов (ацетилхолина, норадреналина), биологически активных веществ (простагландинов, полипептидов и др.), нарушением чувствительности сосудистых рецепторов.

Классификация вегето-сосудистой дистонии у детей

При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается ряд критериев, которые являются определяющими в различении форм синдрома. По преобладающим этиологическим признакам вегето-сосудистая дистония у детей может иметь психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, эссенциальную (конституционально-наследственную), смешанную природу.

В зависимости от характера вегетативных расстройств различают симпатикотонический, ваготонический и смешанный варианты вегето-сосудистой дистонии у детей. С учетом распространенности вегетативных реакций вегето-сосудистая дистония у детей может носить генерализованную, системную или локальную форму.

Согласно синдромологическому подходу в течение вегето-сосудистой дистонии у детей различают кардиальный, респираторный, невротический синдромы, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др. По степени тяжести вегето-сосудистая дистония у детей может быть легкой, среднетяжелой и тяжелой; по типу течения – латентной, перманентной и пароксизмальной.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

Клиническая картина вегето-сосудистой дистонии у ребенка во многом определяется направленностью вегетативных нарушений - преобладанием ваготонии или симпатикотонии. Описано около 30 синдромов и более 150 жалоб, сопровождающих течение вегето-сосудистой дистонии у детей.

Для кардиального синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей характерно развитие приступообразной кардиалгии, аритмии (синусовой тахикардии , брадикардии , нерегулярной экстрасистолии), артериальной гипотонии или гипертензии. В случае преобладания кардиоваскулярных расстройств в структуре вегето-сосудистой дистонии, говорят о наличии нейроциркуляторной дистонии у детей.

Невротический синдром при вегето-сосудистой дистонии у детей наиболее постоянен. Обычно ребенок предъявляет жалобы на утомляемость, нарушение сна , плохую память, головокружение, головные боли, вестибулярные расстройства. У детей с вегето-сосудистой дистонией отмечается пониженное настроение, тревожность, мнительность, фобии , эмоциональная лабильность , иногда - истерические реакции или депрессия .

При ведущем респираторном синдроме развивается одышка в покое и при физическом напряжении, отмечаются периодические глубокие вздохи, чувство нехватки воздуха. Нарушение терморегуляции при вегето-сосудистой дистонии у детей выражается в возникновении непостоянного субфебрилитета, ознобов, зябкости, плохой переносимости холода, духоты и жары.

Реакции пищеварительной системы могут характеризоваться тошнотой, повышенным или пониженным аппетитом, немотивированными болями в животе, спастическими запорами . Со стороны мочевыделительной системы типична склонность к задержке жидкости, отекам под глазами, учащенному мочеиспусканию. У детей с вегето-сосудистой дистонией часто имеется мраморная окраска и повышенная сальность кожи, красный дермографизм, потливость.

Вегетативно-сосудистые кризы могут протекать по симпатоадреналовому, вагоинсулярному и смешанному типу, однако у детей они встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте кризы обычно имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, посткризовой астенией .

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей

Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации педиатра , а также (в соответствии с ведущими причинами и проявлениями) детского невролога , детского кардиолога , детского эндокринолога , детского гастроэнтеролога , детского отоларинголога , детского офтальмолога .

Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных показателей - данных ЭКГ , холтеровского мониторирования , ортостатической , фармакологических проб и др.

Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегето-сосудистой дистонией проводится

Монстры из детства и юности . Пожалуй, большинство врачей-интернистов и неврологов согласятся с тем, что «трудные дети» (и подростки) - это не только те дети (и подростки), чьё поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм, но и те дети (и подростки), которым выставлен диагноз синдром вегетативной дистонии или вегето-сосудистая дистония (соответственно: СВД и ВСД) - монстры из детства и юности.

ВСД, как правило, дает о себе знать еще в детстве. Страдающие ею дети капризны, конфликтны, часто болеют, плохо переносят физическую и интеллектуальную нагрузку. Слабеньких, бледных, склонных к обморокам и эмоциональным перепадам «ребятишек» можно смело зачислять в «инвалиды вегетативной нервной системы». И это обоснованно многолетней медицинской практикой. Мало того, что врач (мотивируемый Гиппократом и обеспокоенным поведением родителей «страдающего чада») в поисках причин симптомов, имеющихся у ребенка, назначает огромное количество обследований, гоняя несовершеннолетнего пациента и его родителей из одного учреждения в другое, с одного этаж на другой. Так эта «диагностическая паника» продолжается «длительным процессом лечения», плавно переходящим из области «конкретного» в область «интуитивного», когда лист назначений (лекарственных средств и немедикаментозных методов лечения) выглядит как «документ по применению метода проб и ошибок». Порой врачу и пациенту «везет» - пациенту облегчение, а врачу ученье, но очень часто все вышеописанное продолжается. И тогда врач выносит вердикт: «с возрастом пройдет», а пациент ждет и терпит.

Синдром вегетативной дистонии . В практической медицине многие годы применяется диагноз «Синдром вегетативной дистонии» (СВД). Как такового нозологического диагноза «СВД» не существует. Его используют более 90% врачей в качестве синдромального диагноза, отражающего наличие вегетативных нарушений, которые, как правило, являются вторичными и сопровождают органические заболевания нервной системы, соматические болезни, физиологические гормональные перестройки и др.

Среди причин, определяющих клинические проявления СВД, выделяют:


    ■ наследственно-конституциональные факторы;
    ■ органические поражения нервной системы;
    ■ соматические, в т.ч. эндокринные заболевания и возрастные перестройки (пубертат);
    ■ острые или хронические стрессы, в т.ч. умственное и физическое переутомление (а также перенапряжение у спортсменов);
    ■ психические нарушения, среди которых у детей и подростков лидируют невротические (тревожные), проявляющиеся перманентно-пароксизмальными эмоционально-мотивационными и полисистемными соматовегетативными расстройствами.
Самая частая причина СВД – это тревожные расстройства, дебютирующие в раннем детстве (3 – 5 лет),и подростковом возрасте, в отличие от депрессивных эпизодов, дебют которых имеет место в более позднем подростковом или зрелом возрасте или даже в старости, и возникающие, как правило, вторично после появления тревоги.

Хронические конфликты в семье, агрессивность отца и развод родителей, школьные дидактогении, конфликты со сверстниками, в т.ч. связанные с восприятием собственного заболевания и отношения к его ярким фенотипическим проявлениям (астеническое телосложение, деформация грудины, сутулость и др.) со стороны сверстников, социальная изоляция, загруженность ребенка уроками и конфликты с учителями – вот тот ряд факторов, которые лежат в генезе тревожных расстройств у детей и подростков.

Тревога всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма. Изменяется активность лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамо-гипофизарной оси, повышается активность симпатоадреналовой системы, что оказывает негативное влияние на течение основного соматического заболевания, ухудшает его прогноз и делает избыточными затраты ресурсов здравоохранения.

Если Вас интересует эта проблема - Вы можете более подробно ознакомиться с ней в следующих статьях:

статья: Синдром вегетативной дистонии у современных детей и подростков читать
статья: Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков читать
статья: К вопросу о вегетативных расстройствах у детей читать
статья: К вопросу о нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков

Синдром вегетативной дистонии

Синдром вегетативной дистонии (СВД) - симптомокомплекс многообразных клинических проявлений, затрагивающий различные органы и системы и развивающийся вследствие отклонений в структуре и функции центральных и/или периферических отделов вегетативной нервной системы.

СВД - не самостоятельная нозологическая форма, но в сочетании с другими патогенными факторами может способствовать развитию многих заболеваний и патологических состояний, чаще всего имеющих психосоматический компонент (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь и др.). Вегетативные сдвиги определяют развитие и течение многих заболеваний детского возраста. В свою очередь, соматические и любые другие заболевания могут усугублять вегетативные нарушения.

Признаки СВД выявляют у 25-80% детей, преимущественно среди городских жителей. Их можно обнаружить в любом возрастном периоде, но чаще наблюдают у детей 7-8 лет и подростков. Чаще данный синдром наблюдают у девочек.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ

Причины формирования вегетативных расстройств многочисленны. Основное значение имеют первичные, наследственно обусловлен- ные отклонения в структуре и функции различных отделов вегетативной нервной системы, чаще прослеживаемые по материнской линии. Другие факторы, как правило, играют роль пусковых механизмов, вызывающих манифестацию уже имеющейся скрытой вегетативной дисфункции. Часто наблюдают сочетание нескольких причин.

Формированию СВД во многом способствуют перинатальные поражения ЦНС, приводящие к церебральным сосудистым расстройствам, нарушению ликвородинамики, гидроцефалии, повреждению гипоталамуса и других отделов лимбико-ретикулярного комплекса. Повреждение центральных отделов вегетативной нервной системы приводит к эмоциональному дисбалансу, невротическим и психотическим нарушениям у детей, неадекватным реакциям на стрессовые ситуации, что также влияет на формирование и течение СВД.

В развитии СВД очень велика роль различных психотравмирующих воздействий (конфликтных ситуаций в семье, школе, семейного алкоголизма, неполных семей, изолированности ребёнка или чрезмерной опеки его родителями), приводящих к психической дезадаптации детей, способствующих реализации и усилению вегетативных расстройств. Не меньшее значение имеют часто повторяющиеся острые эмоциональные перегрузки, хронические стрессы, умственное и физическое перенапряжение.

К провоцирующим факторам относят разнообразные инфекционные, соматические, эндокринные и неврологические заболевания, аномалии конституции, аллергические состояния, неблагоприятные или резко меняющиеся метеорологические условия, особенности климата, экологическое неблагополучие, нарушения баланса микроэлементов, гиподинамию или чрезмерную физическую нагрузку,

гормональную перестройку пубертатного периода, несоблюдение режима питания и т.д.

Несомненное значение имеют возрастные особенности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, нестабильность метаболизма головного мозга, а также присущая детскому организму способность к развитию генерализованных реакций в ответ на локальное раздражение, что определяет больший полиморфизм и выраженность синдрома у детей по сравнению с взрослыми.

Нарушения, возникшие в вегетативной нервной системе, приводят к разнообразным изменениям функций симпатической и парасимпа- тической систем с нарушением выделения медиаторов (норадреналина, ацетилхолина), гормонов коры надпочечников и других желёз внутренней секреции, ряда биологически активных веществ [поли- пептидов, простагландинов (Пг)], а также к нарушениям чувствительности сосудистых α- и β-адренорецепторов.

КЛАССИФИКАЦИЯ

До настоящего времени общепринятой классификации СВД нет. При формулировке диагноза учитывают:

Этиологические факторы;

Вариант вегетативных расстройств (ваготонический, симпатикотонический, смешанный);

Распространённость вегетативных расстройств (генерализованная, системная или локальная форма);

Системы органов, наиболее вовлечённых в патологический процесс;

Функциональное состояние вегетативной нервной системы;

Степень тяжести (лёгкая, среднетяжёлая, тяжёлая);

Характер течения (латентный, перманентный, пароксизмальный).

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Для СВД характерны многообразные, зачастую яркие субъективные симптомы заболевания, не соответствующие значительно менее выраженным объективным проявлениям той или иной органной патологии. Клиническая картина СВД во многом зависит от направленности вегетативных нарушений (преобладание вагоили симпатикотонии).

Ваготония

Детям с ваготонией свойственны множество ипохондрических жалоб, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушения памяти, расстройства сна (трудность засыпания, сонливость), апатия, нерешительность, пугливость, склонность к депрессиям.

Характерны снижение аппетита в сочетании с избыточной массой тела, плохая переносимость холода, непереносимость душных помещений, ощущение зябкости, чувство нехватки воздуха, периодические глубокие вздохи, ощущение «комка» в горле, а также вестибулярные расстройства, головокружения, боли в ногах (чаще в ночное время), тошнота, немотивированные боли в животе, мраморность кожи, акроцианоз, выраженный красный дермографизм, повышенное пото-, салоотделение, склонность к задержке жидкости, преходящие отё- ки под глазами, частые позывы к мочеиспусканию, гиперсаливация, спастические запоры, аллергические реакции. Сердечно-сосудистые расстройства проявляются болями в области сердца, брадиаритмией, тенденцией к снижению АД, увеличением размеров сердца за счёт снижения тонуса сердечной мышцы, приглушением сердечных тонов. На ЭКГ выявляют синусовую брадикардию (брадиаритмию), возможны экстрасистолии, удлинение интервала Р-Q (вплоть до атриовентрикулярной блокады I-II степени), а также смещение сегмента ST выше изолинии и увеличение амплитуды зубца Т.

Симпатикотония

Детям с симпатикотонией присущи темпераментность, вспыльчивость, изменчивость настроения, повышенная чувствительность к боли, быстрая отвлекаемость, рассеянность, различные невротические состояния. Они часто жалуются на чувство жара, ощущение сердцебиения. При симпатикотонии часто наблюдают астеническое телосложение на фоне повышенного аппетита, бледность и сухость кожи, выраженный белый дермографизм, похолодание конечностей, онемение и парестезии в них по утрам, немотивированное повышение температуры тела, плохую переносимость жары, полиурию, атонические запоры. Дыхательные расстройства отсутствуют, вестибулярные нехарактерны. Сердечно-сосудистые расстройства проявляются на- клонностью к тахикардии и повышению АД при нормальных размерах сердца и громких его тонах. На ЭКГ часто выявляют синусовую тахикардию, укорочение интервала Р-Q, смещение сегмента ST ниже изолинии, уплощённый зубец Т.

Нейроциркуляторная дистония

При преобладании кардиоваскулярных расстройств в комплексе имеющихся вегетативных нарушений допустимо использовать термин «нейроциркуляторная дистония». Однако следует учитывать, что нейроциркуляторная дистония представляет собой составную часть более широкого понятия СВД. Выделяют три типа нейроциркуляторной дистонии: кардиальный, васкулярный и смешанный.

СВД у детей может протекать латентно, реализуясь под влиянием неблагоприятных факторов, или перманентно. Возможно развитие вегетативных кризов (пароксизмов, вегетативных бурь, панических атак). Кризовые состояния возникают при эмоциональных перегрузках, умственном и физическом перенапряжении, острых инфекционных заболеваниях, резком изменении метеоусловий и отражают срыв в системе вегетативной регуляции. Они могут быть кратковременными, продолжаясь несколько минут или часов, или длительными (несколько суток) и протекать в виде вагоинсулярных, симпатоадреналовых или смешанных кризов.

СВД имеет некоторые особенности у детей разного возраста. У дошкольников вегетативные нарушения, как правило, умеренные, субклинические, с преобладанием признаков ваготонии (повышение тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы). У подростков СВД протекает более тяжело, с многообразными и выраженными жалобами и частым развитием пароксизмов. Повышение вагусного влияния у них сопровождается существенным снижением симпатической активности.

ДИАГНОСТИКА

Уже при сборе анамнеза выявляют семейную отягощённость по вегетативным нарушениям и психосоматической патологии. В семьях пациентов с ваготонией чаще выявляют бронхиальную астму, язвенную болезнь желудка, нейродермит, а при симпатикотонии - гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, гипертиреоз, СД. В анамнезе у детей с СВД нередко выявляют неблагоприятное течение перинатального периода, рецидивирующие острые и хронические очаговые инфекции, указание на соединительнотканную дисплазию.

Состояние вегетативной нервной системы определяют по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характе- ризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивают по анализу субъективных жалоб и объективных параметров, данных ЭКГ и кардиоинтервалографии. Показатели вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности (результаты различных проб - клиноортостатической, фармакологических и др.) позволяют более точно оценить характеристики вегетативных реакций в каждом конкретном случае.

В диагностике СВД важная роль отводится ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазографии, позволяющим оценить функциональное состояние ЦНС, выявить изменения церебральных и периферических сосудов.

При обнаружении нарушений ритма и проводимости, изменениях сегмента ST на ЭКГ проводят необходимые фармакологические пробы, холтеровское мониторирование ЭКГ и др. При СВД необходимы консультации невролога, ЛОР-врача, окулиста, эндокринолога, а в ряде случаев и психиатра.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Дифференциальная диагностика позволяет исключить заболевания, имеющие схожие с СВД симптоматику.

При наличии кардиальных жалоб, сопровождающихся объективными изменениями со стороны сердца, в частности - систолическим шумом, необходимо исключить ревматизм, имеющий достаточно характерные диагностические критерии (см. раздел «Ревматизм» в главе «Ревматические болезни»). Следует учитывать частое сочетание вегетативных нарушений с признаками дисплазии соединительной ткани, клинические проявления которых в совокупности напоминают не только ревмокардит, но и ВПС, неревматический кардит.

При повышенном АД необходимо провести диагностический поиск, направленный на исключение первичной и симптоматической артериальной гипертензии (см. раздел «Ювенильная артериальная гипертензия»).

Дыхательные нарушения (одышка и особенно приступы удушья), возникающие при кризовых реакциях у детей с СВД, в ряде случаев дифференцируют с бронхиальной астмой (см. раздел «Бронхиальная астма» в главе «Аллергические болезни»).

При наличии лихорадочных реакций необходимо исключить острое инфекционное заболевание, сепсис, инфекционный эндокардит, а также онкологическую патологию.

При наличии выраженной психовегетативной симптоматики необходимо исключить психические расстройства.

Лечение при СВД должно быть комплексным, длительным, индивидуальным, учитывающим особенности вегетативных нарушений и их этиологию. Предпочтение отдают немедикаментозным методам. К ним относят нормализацию режима дня, устранение гиподинамии, дозированную физическую нагрузку, ограничение эмоциональных воздействий (телепередач, компьютерных игр), индивидуальную и семейную психологическую коррекцию, а также регулярное и рациональное питание. Положительный эффект оказывают лечебный массаж, иг- лорефлексотерапия, водные процедуры. Особенности физиотерапевтического воздействия зависят от формы вегетативных расстройств

(например, при ваготонии назначают электрофорез с кальцием, кофеином, фенилэфрином, при симпатикотонии - с эуфиллином, папаверином, магнием, бромом).

При недостаточной эффективности немедикаментозного лечения назначают индивидуально подобранную медикаментозную терапию ограниченным количеством препаратов в минимальных дозах с постепенным их увеличением до эффективных. Большое значение в комплексной терапии СВД придают лечению хронической очаговой инфекции, а также сопутствующей соматической, эндокринной или другой патологии.

Широко применяют седативные средства (препараты валерианы, пустырника, зверобоя, боярышника и др.), а также транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы (например, карбамазепин, диазепам, амитриптилин, пирацетам, пиритинол).

Нередко благоприятное действие оказывает применение глицина, гопантеновой кислоты, глутаминовой кислоты, комплексных витаминных и микроэлементных препаратов.

Для улучшения церебрального и периферического кровообращения, восстановления микроциркуляции применяют винпоцетин, циннаризин, никотиновую кислоту, пентоксифиллин.

При симпатикотонии возможно применение β-адреноблокаторов (пропранолол), при наличии ваготонических реакций - психостимуляторов растительного происхождения (препараты элеутерококка, лимонника, заманихи и др.).

У детей с внутричерепной гипертензией проводят дегидратационную терапию (ацетазоламид с препаратами калия, глицерол). Большое значение в комплексной терапии СВД придают лечению хронической очаговой инфекции, а также сопутствующей соматической, эндокринной или другой патологии.

При развитии вегетативных пароксизмов в тяжёлых случаях наряду с применением немедикаментозных методов и лекарственной пероральной терапии необходимо парентеральное введение транквилизаторов, нейролептиков, β-адреноблокаторов, атропина в зависимости от характера криза.

Диспансерное наблюдение за детьми с СВД должно быть регулярным (1 раз в 3-6 мес или чаще в зависимости от формы, тяжести и типа течения синдрома), особенно в переходные сезоны (весна, осень), когда необходимо повторять обследование и, по показаниям, назначать комплекс лечебных мероприятий.

ПРОФИЛАКТИКА

Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, направленных на предотвращение действия возможных факторов риска,

предупреждение прогрессирования имеющихся вегетативных сдвигов и развития пароксизмов.

При своевременном выявлении и лечении вегетативных нарушений, последовательном проведении профилактических мероприятий прогноз благоприятный. Прогредиентное течение СВД может спо- собствовать формированию разнообразной психосоматической патологии, а также приводит к физической и психологической дезадаптации ребёнка, неблагоприятно влияет на качество его жизни не только в детстве, но и в дальнейшем.

Ювенильная артериальная гипертензия

Артериальная гипертензия - стойкое повышение АД выше 95-го центиля шкалы распределения значений АД для конкретного возрас- та, пола, массы и длины тела ребёнка. Нормальным АД принято считать значения систолического и диастолического АД, не выходящие за пределы 10 и 90 центилей. «Высоким нормальным давлением», или пограничной гипертензией, считают величину АД между 90 и 95 центилями. Дети с таким АД составляют группу риска и нуждаются в диспансерном наблюдении.

Артериальная гипертензия у взрослых - одно из самых распространённых сердечно-сосудистых заболеваний. Артериальной гипер- тензией страдает до 1/3 населения России, при этом до 40% из них не знают об этом и, следовательно, не получают лечения. Поэтому такие серьёзные осложнения артериальной гипертензии, как инфаркт миокарда или инсульт, возникают довольно внезапно.

Популяционные исследования величины АД у детей в нашей стране не проводились. Распространённость артериальной гипертензии у детей, по данным разных авторов, составляет от 1% до 14%, среди школьников - 12-18%. У детей первого года жизни, а также раннего и преддошкольного возраста артериальная гипертензия развивается крайне редко и в большинстве случаев имеет вторичный симптоматический характер. Наиболее предрасположены к развитию артериальной гипертензии дети препубертатного и пубертатного возраста, что во многом определяется свойственными этим периодам детства вегетативными дисфункциями.

Этиология

В большинстве случаев стойкая артериальная гипертензия у детей бывает вторичной. Структура причин артериальной гипертензии име-

ет отчётливые возрастные особенности, при этом преобладает патология почек (табл. 12-8).

Таблица 12-8. Наиболее частые причины артериальной гипертензии у де- тей в зависимости от их возраста*

По Цыгину А.Н., 1998.

Более редкие (не связанные с возрастом) причины вторичной артериальной гипертензии - системные васкулиты, диффузные болезни соединительной ткани, а также эндокринные заболевания (феохро- моцитома, нейробластома, гиперпаратиреоз, врождённая гиперплазия надпочечников, первичный гиперальдостеронизм, эндогенный или экзогенный синдром Кушинга). Повышением системного АД могут сопровождаться гипертензионно-гидроцефальный синдром и злоупотребление адреномиметиками (эфедрин, сальбутамол, нафазолин и др.).

Диагноз первичной, т.е. эссенциальной артериальной гипертензии ставят после исключения всех заболеваний, способных вызвать повышение АД (вторичные симптоматические артериальные гипертензии). Этиологию эссенциальной артериальной гипертензии связывают со многими факторами, прежде всего с наследственностью. К факторам риска развития артериальной гипертензии относят:

Постоянное психоэмоциональное напряжение, конфликтные ситуации в семье и школе;

Личностные особенности ребёнка (тревожность, мнительность, склонность к депрессиям, страхам и т.д.) и его реакции на стресс;

Избыточную массу тела;

Особенности обмена веществ (гиперурикемия, низкая толерантность к глюкозе, нарушение соотношения фракций холестерина);

Чрезмерное потребление поваренной соли.

К группам риска также относят детей с отягощённой по артериальной гипертензии наследственностью, подростков с «высоким нормальным артериальным давлением» (90-95-й центиль).

Патогенез

Артериальная гипертензия развивается на фоне наличия генетических аномалий (некоторые из них достоверно установлены, например мутации ангиотензинового гена, мутации, приводящие к экспрессии фермента альдостеронсинтазы). Воздействие провоцирующих факторов способствует нарушению механизмов ауторегуляции, в норме поддерживающих равновесие между сердечным выбросом и периферическим сосудистым сопротивлением.

Считают, что роль пускового механизма развития АГ у детей играют многократные отрицательные психоэмоциональные воздействия, которые на фоне таких личностных особенностей, свойственных подросткам, как тревожность, мнительность и др., вызывают постоянное перенапряжение симпатоадреналовой системы, сопровождающееся спазмом гладкой мускулатуры артериол. В дальнейшем в процесс вовлекаются циркулирующие (ангиотензин II, АДГ) и локальные (эндотелин) вазоконстрикторные гормоны, действию кото- рых противостоят антигипертензивные системы (натрийуретические пептиды, ПгЕ2 и ПгЕ12, калликреин-кининовая система, оксид азота и др.). АД начинает повышаться при чрезмерном усилении активности вазоконстрикторов или при истощении вазодепрессивных систем.

Сохраняющееся перенапряжение симпатоадреналовой системы сопровождается активацией симпатической иннервации почек и спазмом почечных сосудов, что способствует включению в патогенез ренин- ангиотензин-альдостероновой системы - ведущего патогенетического механизма развития вторичной почечной гипертензии (рис. 12-8).

Вначале преходящий, а затем постоянный спазм артериол приводит к гипертрофии гладкомышечных клеток, которая поддерживается повышением внутриклеточной концентрации свободного ионизированного кальция.

В патогенезе АГ имеют значение и другие нарушения обмена, позволяющие говорить о начале формирования у детей «метаболического синдрома», свойственного взрослым. Так, у подростков со стойкой гипертензией и избыточной массой тела нередко обнаруживают ги- перурикемию, повышение концентрации холестерина липопротеинов низкой плотности и уменьшение концентрации липопротеинов высокой плотности, гипертриглицеридемию, нарушение толерантности к глюкозе.

Рис. 12-8. Патогенез артериальной гипертензии.

Классификация

Общепринятой классификации артериальной гипертензии у детей нет. У взрослых классификация основана на уровне АД и степени поражения органов-мишеней, при этом выделяют три стадии заболевания. У детей артериальную гипертензию подразделяют (Вторая рабочая группа по контролю артериального давления у детей; США, 1987) по уровню систолического АД в разных возрастных группах (табл. 12-9.)

По течению артериальную гипертензию в любом возрасте принято разделять на доброкачественную и злокачественную формы.

Таблица 12-9. Критерии артериальной гипертензии у детей в зависимости от возраста*

* По Цыгину А.Н., 1998.

Клиническая картина

При умеренной артериальной гипертензии клинические проявления могут отсутствовать, ребёнок и его родители могут не подозревать о её наличии. Возможны жалобы на головную боль, утомляемость, раздражительность. При объективном обследовании нередко обнаруживают избыточные массу и длину тела, проявления вегетативной дисфункции, недифференцированной мезенхимальной дисплазии (астеническое телосложение, микроаномалии строения сердца и почек и т.д.).

При выраженной артериальной гипертензии (II стадия у взрослых) самочувствие детей нарушено всегда. Помимо более выраженных и постоянных головных болей, дети отмечают головокружения, снижение памяти, сердцебиения, боли в области сердца. При объективном обследовании обнаруживают тахикардию, расширение границ сердца влево, усиление тонов сердца с акцентом II тона над аортой, при ЭКГ и ЭхоКГ выявляют признаки гипертрофии левого желудочка, при исследовании глазного дна - сужение сосудов сетчатки.

Злокачественная артериальная гипертензия (чаще всего бывает при вторичной почечной гипертензии) характеризуется стойким повышением АД до высоких значений и малой эффективностью проводимых лечебных мероприятий. Этот вид гипертензии характеризуется высокой летальностью.

Гипертонический криз характеризуется развитием осложнений:

Острой гипертонической энцефалопатии с резкой головной болью, тошнотой, рвотой, расстройствами зрения, нарушениями сознания, судорогами;

Острой левожелудочковой недостаточности с отёком лёгких, одышкой, болями в области сердца;

ОПН с олигурией, гематурией, протеинурией.

Диагностика

Диагноз артериальной гипертензии ставят только после трёхкратного обнаружения уровня систолического и/или диастолического давления, превышающего 95-й центиль шкалы распределения АД для данного пола, возраста и роста. При диагностике возможно также использование единых критериев (рекомендации ВОЗ) артериальной гипертензии у детей (табл. 12-10).

Таблица 12-10. Единые критерии артериальной гипертензии у детей*

* По Леонтьевой И.В., 2000.

Диагноз артериальной гипертензии подтверждают суточным мониторированием АД и пробами с физической (велоэргометрия) и ин- формационной психоэмоциональной (телеигра) нагрузкой.

Дифференциальная диагностика

Эссенциальную артериальную гипертензию дифференцируют с СВД по гипертоническому типу и симптоматической гипертензией.

Для СВД характерны лабильность всех гемодинамических показателей, в том числе АД, и недостаточное вегетативное обеспечение при исследовании вегетативной нервной системы.

Разграничение первичной и симптоматической гипертензии возможно только после тщательного и всестороннего обследования больного с применением всех современных диагностических методов. Особенно тщательно необходимо обследовать ЦНС, сердечнососудистую, эндокринную и мочевую системы. Необходимо также проведение психологического тестирования.

При умеренной артериальной гипертензии лечение начинают с немедикаментозных воздействий.

Исключение отрицательных психоэмоциональных стрессовых ситуаций.

Ограничение (или полное исключение) времени пребывания за компьютером и у телевизора.

Соблюдение режима дня, достаточный сон.

Коррекция диеты (снижение избыточной массы тела).

Ограничение потребления поваренной соли.

ЛФК, дозированные физические нагрузки.

У подростков - полный отказ от вредных привычек, в первую очередь от курения.

При выраженной стабильной артериальной гипертензии или безуспешности немедикаментозной терапии используют те же лекарственные средства, что и у взрослых. Лечение рекомендуют начинать с применения малых доз лекарственных средств и снижать АД постепенно: вначале не более чем на 30%, с дальнейшей ориентацией на нормальные для данного возраста показатели.

Помимо собственно антигипертензивной терапии (см. ниже) проводят базисную терапию, включающую средства, улучшающие цереб- ральную гемодинамику и обмен веществ (табл. 12-11).

Таблица 12-11. Базисные препараты, применяемые при артериальной ги- пертензии*

* По Леонтьевой И.В., 2000.

Препараты назначают курсами по 1 мес, возможно их чередование. Курсы проводят 2 раза в год. Наиболее эффективно сочетание сосудистых и метаболических средств.

При стабильной артериальной гипертензии базисные и гипотензивные препараты сочетают с диуретиками. Лечение начинают с тиазидных диуретиков в малых дозах (табл. 12-12) или β-адреноблокаторов

(табл. 12-13) (I ступень). При отсутствии положительных сдвигов в течение 6 нед-3 мес применяют их комбинацию (II ступень); затем добавляют вазодилататор (III ступень), обычно ингибиторы АПФ, которые, помимо вазодилатации, уменьшают пред- и постнагрузку на сердце, улучшают диастолическую функцию левого желудочка, уменьшают его гипертрофию, не вызывают синдрома отмены (табл. 12-14).

Таблица 12-12. Основные диуретики, применяемые при артериальной ги- пертензии у детей*

* По Леонтьевой И.В., 2000.

Таблица 12-13. Основные β-адреноблокаторы, применяемые у детей*

* По Леонтьевой И.В., 2000.

Таблица 12-14. Основные ингибиторы ангиотензинпревращающего фер- мента*

Вегетативная дисфункция у детей - это не болезнь, а так называемый синдром, характеризующийся медленным течением. Заподозрить такого рода нарушение очень легко. Для грамотного специалиста на самом деле достаточно только пообщаться с родителями ребенка и собрать полный анамнез. Синдром вегетативной дисфункции диагностируется не на основании одного симптома, а с учетом всего комплекса нарушений в общем состоянии маленького пациента. При своевременном лечении он, как правило, проходит бесследно.

Общая информация

Сочетание функциональных расстройств, которые характеризуются нарушениями
нейрогуморальной регуляции сердца, некоторых органов, сосудов, желез секреции сегодня известно в медицине как синдром вегетативной дисфункции. МКБ 10-го пересмотра относит его к нарушениям работы ЦНС. Более того, данный синдром не считается самостоятельным заболеванием. Эта патология причисляется к категории весьма распространенных расстройств и подтверждается приблизительно у 80% населения. Первичные ее симптомы возникают в детском и подростковом возрасте, а ярко выраженные клинические признаки развиваются ближе к 20 годам. По словам специалистов, представительницы прекрасного пола в несколько раз чаще страдают от патологии.

Основные причины

В зависимости от наследственной предрасположенности, синдром вегетативной дисфункции у детей может появляться ввиду следующих провоцирующих или причинных факторов:


Патогенез синдрома

Вышеперечисленные этиологические факторы, как правило, влекут за собой повреждение вегетативной нервной системы на клеточном, мембранном и тканевом уровнях. Именно такие изменения составляют морфологический субстрат патологии. Вегетативные нарушения различных структур вызывают:


Классификация

Вариативность клинических признаков, различные уровни вегетативных изменений, многочисленность этиологических факторов, провоцирующих развитие данных нарушений, требует выделения отдельных групп в данной патологии. Исходя из всего вышеизложенного, специалисты предлагают классифицировать синдром вегетативной дисфункции по четырем группам.

  1. Пароксизмальная вегетативная недостаточность.
  2. Вегетативно-сосудистая дисфункция.
  3. Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций.

Клинические признаки

Окончательный диагноз может быть подтвержден только в том случае, если у маленького пациента имеются нижеперечисленные симптомы.

Синдром вегетативной дисфункции у новорожденных может быть обусловлен патологией перинатального периода, родовыми травмами. Гипоксия плода, различного рода заболевания в первые дни жизни - все эти факторы отрицательно влияют на развитие вегетативной нервной и соматической систем, а также на выполнение ими функций в полном объеме. У таких детей синдром проявляется пищеварительными нарушениями (метеоризм, частые срыгивания, снижение аппетита), склонностью к простудным недугам, эмоциональным дисбалансом (капризность, повышенная конфликтность).

В период так называемого полового созревания функционирование внутренних органов и непосредственно рост организма, как правило, опережают становление регуляции на нейроэндокринном уровне. Как следствие, синдром вегетативной дисфункции у детей лишь усугубляется. В этом возрасте патология проявляется в виде регулярных болей в области сердца, психоневрологических расстройств (повышенная утомляемость, раздражительность, снижение памяти и внимания, высокая тревожность), лабильности артериального давления. Кроме того, подростки нередко жалуются на головокружения, проблемы со стулом и изменение привычного цвета кожных покровов.

Примечательно, что синдром вегетативной дисфункции у взрослых проявляется несколько иначе. Все дело в том, что в данном случае патология усугубляется имеющимися хроническими заболеваниями, неврозами, болезнями ЖКТ, механическими травмами и гормональными перестройками (беременности, период климакса). Наряду с вышеперечисленными симптомами у взрослых обостряются все недуги хронической природы.

Диагностика

При появлении первичных клинических признаков данной патологии очень важно проконсультироваться со специалистом. Для ее диагностики большое значение имеет анамнез, симптомы, время их появления и, соответственно, течение. Принимая во внимание разную локализацию признаков такого рода нарушения, врач должен провести детальный осмотр маленького пациента, чтобы дифференцировать иные патологии, сходные по симптомокомплексу.

Затем проводится мониторинг артериального давления, частоты сокращения сердца. Для того чтобы поставить диагноз "синдром вегетативной дисфункции", некоторые специалисты включают в обследование электрокардиографию, причем не только в состоянии покоя, но также и во время небольшой физической нагрузки. По результатам анализов иногда дополнительно назначается допплерография сосудов сердца и мозга (электроэнцефалография).

Как можно побороть синдром вегетативной дисфункции? Лечение

В первую очередь родители должны пересмотреть образ жизни ребенка. Ему следует обеспечить оптимальный режим дня, посильные физические нагрузки, нормализовать режим труда. На ночной сон должно приходиться не менее восьми часов. Крайне важно правильно организовать питание. Оно должно быть дробным, максимально сбалансированным и полноценным.

Детям, у которых был диагностирован синдром вегетативной дисфункции по гипотоническому типу, по утрам разрешается пить кофе, в рационе желательно увеличить количество белка и натрия. Очень важно уделять внимание немедикаментозной терапии: массаж пораженных отделов позвоночника, водные процедуры, иглорефлексотерапия, физиотерапия.

В случае отсутствия эффективности вышеперечисленных методов врач, как правило, назначает лекарственное лечение. При любом типе патологии начинать терапию рекомендуется с курса витаминов, седативных препаратов, отвечающих за нормализацию возбуждения и торможения в ЦНС. Отличным вариантом считаются настои боярышника, пустырника, зверобоя.

При подтвержденном гипертоническом типе синдрома назначаются транквилизаторы («Феназепам», «Седуксен»). При отсутствии положительного эффекта прописывают бета-адреноблокаторы («Обзидан», «Анаприлин», «Резерпин»).

В случае гипотонического типа лечение, как правило, начинается с препаратов, отвечающих за стимуляцию нервной системы («Сиднокарб»).

Не следует пытаться самостоятельно побороть синдром вегетативной дисфункции. Лечение должен назначить врач после полного диагностического обследования. В противном же случае патология будет прогрессировать, что может негативно сказаться на жизни ребенка. Чрезмерная раздражительность, головные боли, быстрая утомляемость - все эти и многие другие факторы будут преследовать ребенка ежедневно.

Прогноз

Своевременное выявление и лечение синдрома вегетативной дисфункции в 90% случаев приводят к полному исчезновению первичных симптомов и восстановлению главных функций организма. В противном случае некорректная терапия или пренебрежение помощью специалистов может закончиться весьма неприятными последствиями для здоровья, неблагоприятно сказаться на качестве жизни.

Профилактические меры

В целях профилактики рекомендуется придерживаться укрепляющих, а также оздоровительных мер. Как правило, требуется сменить привычный образ жизни ребенка. Следует обеспечить правильное и полноценное питание, ежедневные физические нагрузки. Родителям рекомендуется поддерживать хорошие семейные отношения, предотвращать развитие конфликтных ситуаций, нейтрализовать возникающие психоэмоциональные стрессы. На окончательное выздоровление отличное влияние оказывает купание в морской воде, прогулки в сосновом лесу, горный воздух.

Заключение

В данной статье мы максимально подробно рассказали о том, что представляет собой синдром вегетативной дисфункции. Симптомы этой патологии должны в первую очередь насторожить родителей и стать поводом для обращения к квалифицированному специалисту. Только врач вправе назначить терапию. Ни в коем случае не следует заниматься самолечением, ведь так можно лишь потерять драгоценное время.

Надеемся, что вся представленная здесь информация окажется для вас действительно полезной. Будьте здоровы!